Введение к работе
ММЛогодин - заметная фигура в русской, и, прежде всего московской, литературной и культурной жизни конца 20-х - начала 70-х гг. XIX в. Разносторонне одаренный и непростой по характеру, он оставил след во многих сферах деятельности: историк, журналист, редактор и издатель, публицист, автор повестей и драматург.
Наибольшим культурным и литературным вкладом Погодина безусловно является его дневник, охватывающий период 1820-1875 гг., и обширный архив. Они отчасти были использованы НИБарсуковым в многотомной книге «Жизнь и труды М.ГШогодина», которая до сих пор остается ценнейшим источником для исследователей литературы и культуры 1820-х - 1860-х гг.
Однако Погодин известен, прежде всего, как историк, и именно эта сторона его деятельности наиболее исследована. Описана также его биография. Так, к 200-летнему юбилею вышли монографии историков К.Б.Умбрашко «М.П.Погодин: Человек. Историк. Публицист» (1999) и Н.И.Павленко «Михаил Погодин» (2003).
Другие стороны деятельности Погодина, в частности, его роль как журналиста и писателя остаются мало изученными.
Отсутствием исследования, посвященного литературному творчеству Погодина, определяется актуальность настоящей работы.
Погодин сыграл довольно заметную роль в русской журналистике середины XIX века. Издававшиеся им журналы «Московский вестник» и особенно «Москвитянин» в отдельные периоды их издания пользовались популярностью у читателей, хотя и вызывали неоднозначную реакцию. В более позднее время деятельность Погодина-журналиста была обойдена вниманием исследователей. Между тем, такого рода исследование позволит более полно представить историю развития русской журналистики и литературы.
Исследование литературного творчества Погодина позволило бы в полной мере оценить его роль в становлении жанров повести и исторической драмы в
вИВЛИОТЕКА /
3 I с.в««рврГ о/А - 09 *%**]*':
русской литературе периода 1820-х - 1830-х гг. целом, а также проследить взаимодействие с творчеством ряда писателей.
Разносторонность и при этом тесная взаимосвязанность разных сфер литературной деятельности Погодина не позволяют уложить определение его творчества в довольно узкие рамки понятий писатель или журналист, но требуют более широкого определения. Наиболее точным представляется обозначение литератор. Само это слово не существует в качестве строгого литературного термина, толковые словари дают достаточно узкое его определение: «словесник, писатель, сочинитель»1 или «писатель, публицист»2. Мы же будем использовать его для обозначения именно совокупности журналистской и писательской деятельности.
Итак, настоящая работа посвящена деятельности Погодина как литератора.
Научная новизна диссертации заключается в том, что попытка дать обобщающую характеристику творчества Погодина делается впервые. В первой главе предпринимается попытка проследить деятельность Погодина-журналисга в целом, а также оценить его роль в качестве редактора и автора в журналах «Московский вестник» и «Москвитянин», чего до сих пор в науке сделано не было. Во второй главе впервые прозаические произведения Погодина рассматриваются в полном объеме, включая малоизвестные, а также неопубликованные повести. В приложении впервые предпринимается попытка представить Погодина как героя литературных пародий.
Цель данной диссертации - представить полную, объемную картину литературной деятельности Погодина. Для этого она будет рассмотрена в двух основных ракурсах: деятельность Погодина как журналиста и его литературное творчество (проза, драматургия). Поставленная задача определяет структуру работы, состоящей из двух глав, каждая из которых имеет свои локальные цели.
Так, одна из задач первой главы - дать представление о пути Погодин-журналиста на протяжении пятидесяти лет. Однако основное внимание
1 В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка. СПб-М ,1881 Т. 2. С. 255.
2 С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1981. С 288
сосредоточено на сотрудничестве Погодина в двух издававшихся им журналах - «Московский вестник» и «Москвитянин».
Вторая глава также построена в соответствии с актуальными для исследования творчества Погодина проблемами, и ее целями являются: ввести в научный обиход неизвестные и малоизвестные произведения Погодина; представить генезис жанров повести и драмы в творчестве Погодина; обозначить особенности художественного стиля Погодина.
Основной методологический принцип диссертации - историко-литературный, основной метод изложения материала - хронологический.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать положения и выводы исследования в общих курсах по истории русской литературы и журналистики, спецкурсах по истории русской повести и драмы, при комментировании изданий произведений Погодина.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах, прочитанных на конференциях, и изложены в публикациях, список которых приведен ниже.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.