Введение к работе
Тема исследования связана с проблемами изучения русской литературы прошлого столетия,в которой,как и в целом в истории русской культуры,время высветило немало "белых пятен",без изучения которых невозможно представить себе её истинную полноту и значимость.
К числу писателей,подлинный масштаб творчества которых только-только стал вырисовываться во всей полноте,относится видный деятель русской культуры XIX века князь Владимир Федорович Одоевский.Перелистав все написанное о нем,соглашаешься о мыслью о том, что ti отологическая наука рассматривается сегодня как "служба по— нйманит" иной эпохи,иной культуры,что,по словам Одоевского,"новому поколению не худо знать,как понимались многие вопросы поколением, ему предшествовавшим,как и с чем оно боролось и чем страдало} как вырабатывались и хорошие,и плохие материалы,доставшиеся на труд новым деятелям"/Одоевский В.Ф.О литературе и искусстве.-М.,1982, сЛ15/, И хотя репутация Одоевского в истории неоднозначна,жизнь его стоит того,чтобы рассказать о ней, сочинения его стоят того , чтобы прочитать их, мысли стоят того,чтобы обращаться к ним. Без него трудно представить себе эпоху 1820-60-х годов в истории русской общественной мысли и русской культуры. "Князь Одоевский принадлежит к числу наиболее уважаемых из современных русских писателей,-писал В.Г.Еелинский,- и между тем ничего не может быть неопределеннее известности,которою он пользуется.'Скажем более: имя его гораздо известнее, нежели его сочинения "/Белинский В.Г.Собр.соч, в 9-ти тт.-М.,1982,т.УП,с.102/.
Так или иначе,но наука о литературе долго держала Одоевского в пасынках и лишь недавно наступил,фигурально выражаясь,ренессанс Одоевского,внимание исследователей стали привлекать самые различ-
_ 4 -
ныв аспекты его многогранного творчества.
Объектом исследования явились литературно-критические воззрения Одоеьского.Нужно отметить,что литературная теория и критк ка не были предметом особого внимания писателя,имеющийся у неге теоретический и критический материал как бы "растворялся" в его художественных Произведениях,музикальних статьях,письмах и замет ках.
Предметом исследования по вышеизлоясенным причинам стали худ явственные произведения писателя,статьи и письма Одоевского,иселі дования советских и зарубежных исследователей,проливающие свет ш историю формирования оригинальной литературно-критической платфоі мы писателя и характеризующие тпт исторический фон,на котором прс ходило становление его эстетической концепции, . -.
Разработанность проблемы. Большую ценность для знакомства с творчеством З.Ф.Одоевского представляют работы дореволюционного периода.Однако в некоторых из них /Сумцов Н.Ф.,1884/ философская и эстетическая эволюция Одоевского определяется как путь от слав» нофильства до западничества,в то время как он никогда не был на славянофилом,ни западником. Б других /Сакулин П.Н.Д9ІЗ/ односторонняя оценка писателя,как романтика,идеалиста,последователя немеї кой идеалистической философии,упростила его облик,заслонила истинную ценность этого незаурядного таланта.
Большой интерес ііредотавдяют работы советских исследователей музыкально-просветительской и педагогической деятельности В.Ф.Одоевского /Струманский В.Я.,1955; Беркандт Г.Б.,1956/. Яизнь и деятельность Одоевского,его повести и роман "Русские ночи" освещены а работах ЕіЮ.Хин/І959/,Е.АЛЛаймї'ка/ІГ?5/,В.И.Сахарова/І9к:і/ и др. 'За -ууС;.том тг-орчество Одоевского подробно исследовано Н.Корнуэлом
Во всех вышеперечисленных работах остается в тени очень важ-ш,на наш взгляд,сторона деятельности Одоевского,его литературно- : зитическиє воззрения.Как исключение,можно отметить лишь вступительно статью В.И.Сахарова к впервые изданному в 1982 г.сборнику ли-іратурно-критических статей Одоевского "О литературе и искусстве", да вошли его работы о Пушкине,Гоголе,Грибоедове,размышления о тературе и искусстве, в целом,ранее неизвестные архивгше материалы.
. Таким образом,до сих пор литературно-критические взгляда Одо-ского,"чеп проницательный ум обнимал почти все главные стороны ховиого развития современного ему общества" /Сумцов Н.Ф. Князь Ф.Одоевский.-Харьков,1984,с.3/,так и не получили должного осве-иия в работах современных исследователей,хотя литературная теория їритика органично вписываются в широкий диапазон его интеллекту-ыгах интересов.
Актуальность теми определяется повышением интереса :: жизни и >рчеству В.Ф.Одоевского,которому принадлежат ценные суждения о шх ярких событиях в истории русской культуры. Кроме того,сложное, юй противоречивое творчество писателя невозможно объяснить без кого уяснения его творческой платформы.Поэтому его произведения дует рассматривать не только как образец прозы,но и.как документ, товерно отражающий сложный и все еще недостаточно изученный пе-д русской истории.
Рабочая гипотеза. В качестве рабочей гипотезы выступает пологе о том,что ядейно-психологкческии "ключ" к творчеству Одоев-?о заложен в его литературно-критической концепции,не получив-понимания в современную ему эпоху. Его свободные "несвоевремен-' мысли /Сахаров В.И./ были плодом целеустремленной работы в гаении,поэтому,в силу своей нетрадиционности,несмотря на глубину
прозрения,они не нашли должного освещения и признания. Как би ня были привлекательны образцы художественной прозы Одоевского,их невозможно полностью уяснять без учета всего комплекса,определающего духовную организацию писателя,И в атом смысле литературно-критические воззрения Одоевского являют собой одну из главных составляющих его идейного наследия.
Цель исследования. Целью данного исследования является попытка рассмотреть формирование и проявление эстетических взглядов Одоевского на основе его литературно-критических и музыкальных статей,романа "Русские ночи" и повестей "Княжна Миш" и "Княжна Зизи", а также объяснить оригинальное творчество писателя особенностями его эстетического мировоззрения.
Задачи исследования. В соответствии с этой целью перед исследованием стояли следующие задачи:
-анализ формирования идейно-эстетических воззрений писателя, охватывающего период любомудрия и тесной творческой связи с представителями декабристского движения;
-характеристика и тщательный разбор первого русского философского романа "Русские ночи",в который литературная теория и критика входят всего лишь как слагаемые,но который является экспериментальным творением писателя,наиболее полно иллюстрирующим его эстетические положения*,
-показ своеобразия творчества писателя как создателя новых жанров биографического рассказа и музыкально-критического эссе на примере развития им теш "великих безумцев",а также интереса,который питало к этой теме следующее за ним поколение литераторов;
-исследование светской прозы Одоевского,психологическая правдоподобность которой вплотную приближала его к постижению правда
яизни при помощи реалистических подходов к изображению характеров; -характеристика творческих взаимоотношений Одоевского с представителями романтического"й реалистического направлений литература XIX века.
Указанные проблемы рассматриваются с учетом результатов исследований русских,советских и зарубежных литературоведов, а также освещаются под углом зрения некоторых самостоятельных концепций и выводов.
Методы исследования. Явной связью между всеми делами и мыслями Одоевского,обладавшего безусловным даром предвидения и оригинальном мышлением,мотивировано построение работы в форме "тезис-иллкь .трация". Преемственность взглядов наиболее видных литераторов прош-гого столетия на отдельные явления в оуере эстетики,а также принци-иаяьные расхождения и серьезные разногласия,связанные с причастностью их к различным литературным направлениям,удалось показать лагодаря примененному в работе методу сравнительного анализа.
Структура работы. Глссертация состоит из введения,трех глав и аключения.К работе приложен список использованной и цитированной ітературн,включающий 124 наименования.Общий объем работы составит 164 машинописных страницы.
Теоретическое значение исследования заключено в систематизации обобщении имеющегося материала по темо,в осмыслении полученных (зультатов. Кроме того,работа намечает перспективы дальнейших ізнсканий в данной области с возможной заменой предмета ибследова-я,а такте предлагает новие темы для более полного восприятия твор-ства В.Ф.Одоевского,
Практическое значение и внедрение результатов.Практическое ачение исследования заключается в возможности использования его
результатов при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы XIX века и по истории русской критики.
Научная новизна исследования заключается в том,что впервые В.Ф.Одоевский представлен не только как писатель и музыкант-просветительно и как автор серьезных литературно-критических работ. В исследовании предпринята серьезная попытка объяснить оригинальное творчество писателя особенностями его эстетического мировоз-зрения,отра»авщего его дар остро реагировать на тревожные социально-политические конфликты эпохи,выделять из калейдоскопа имен и явлений лишь то,что имело перспективу,было ценно и благотворно для будущего развития литературн.В работе отмечен и особый дар интуиции,талант пророчества Одоевского-критика,его бесспорный фе-номен.Впервые делается попытка поиска идейно-психологического "ключа" к творчеству писателя и особенностям его литературно-критических воззрений.
На задщту вынооятся следующие положения диссертации;
- Б.Ф.Одоевский-один из первых литераторов пушкинской эпохи, определивший,что русская литература нуждается в обновлении эсте-тики.В его статьях периода любомудрия прослеживается начало разработки им категории народности|
-существенным завоеванием мшосоіїского романтизма является исторический взгляд на искусство;
-со всеми сврими противоречиями,отрицательными к консервативными сторонами филостіюкая романтическая эстетика Одоевского сыграла известную роль щ становлении эстетики критического реализма;
-неубедительными представляются обвинения Одоевского в мистицизме,» котором он видел непостижимый для разума человека мир при-роды.Мнсль писателя о дьявольском сознании модно трактовать гораз-
до шире ,применительно к буржуазному обществу с ого "городами без имени";
'-"Русские ночи" В.Ф.Одоевского - это претворение на практике его своеобразных эстетических полонений,принципиально новая модель романа в истории русской прозн,концентрированное представление автора о романе как жанре литературы;
-хотя система эстетических воззрений автора "Русских ночей" .ограничена раЬїками романтизма,его повести "Княжна Ними" и "Княжна Зизи" выходят за пределы романтического мировосприятия,юс анализ позволяет заключить,что писатель находился на подступах к реализму}
-на формирование и развитие эстетического мировоззрения Одоев
ского безусловное воздействие оказал широкий диапазон его творчес
ких связей и контактов с лучшими приедставителями русской культуры
XIX века.В свою очередь,творчество Одоевского также оказалось на
формировании взглядов и позиций его современников,принадлежащих
к различным литературным лагерям.
Вшеизложеннне,а также другие положения диссертации не претендуют на всеобщую полноту и окончательную трактовку.Автор исходил из результатов наблюдений а процессе исследования конкретного материала, являющегося предметом лишь данного исследования.Воэможно, дальнейшее изучение темн позволит окончательно сформулировать эстетическую платформу Б.Ф.Одоевского.
Апробация работы.Основные положения и результати исследования докладывались и обсудпались на:
-заседании кафедра истории русской литературн Бакинского госу-царственного университета} ,
- X и XI Республиканских научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана.-Баку,1987 , 1988.
Публикация материалов . По теме диссертации опубликовали тезисы двух докладов,брошюра и три статьи общим объемом 3 п.л.