Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критическая проза И.Ф. Анненского (проблемы генезиса) Пономарева, Галина Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарева, Галина Михайловна. Критическая проза И.Ф. Анненского (проблемы генезиса) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Тарту, 1986.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. "Книги отражений" - один из шедевров русской критики. Тонкий психологизм, умелый анализ эстетических особенностей художественного произведения, глубина критической шсли таков далеко не полный перечень достоинств критической прозы Анненского.В настоящее время "Книги отражений" по праву оценены как читателями, тая и литературоведами. Мезду тем критическая проза Анненсяого все еще остается одной из наименее исследованных сторон его творчества. Понимание общей критической концепции Анненского невозможно без знания языка его статей, вне изучения тонкой архитектоники "Ккиг отражений", которые, в свою очередь, не могут быть поняты без исследования идейных и штодологиче-ских истоков этого оригинального и слоеного произведения.

Меяду тем, именно разностороннее исследование отношения Анненского-крнтнка к национальной и западно-европейской традиции позволяет обнаружить глубокую укорененность его к русской культуре XIX столетия, открыть неоднозначность, порой внутренней полемичность "Книг отражений" по отношению к "новому искусству". Разумеется, это не изымает Анненского из его эпохи, не исключает его близости, например, к импрессионистической критике, но позволяет понять слояность его позиции, его гуманистические устремления, противоречиво уяи-вавяиеся с эстетизмом, кажущимся отказом от формулирования своей общественной позиции. Исследование генезиса "Книг отражений" показывает и глубокую оригинальность усвоения традиции, самобытность критического метода Анненского. Сказанное определяет актуальность избранной нами проблематики.

Данная работа не исчерпывает всех линий генезиса, всех возможных аспектов отношения "Книг отражений" с предшествующей культурной традицией. Так, в диссертацию не включаются темы, достаточно полно рассмотренные в научной литературе (например, связь Анненского с французской и русской импрессионистической критикой). Из выделенных линий генезиса большинство рассматривалось в аспекте формирования основных принципов критического метода Анненского, а также общей ком-

позиции и стиля "Книг отражений". Вопрос об исторических корнях языка критической прозы Анненского, исследованный А.В. Федоровым, а также генезис тематики "Книг отражений", который рассмотрен в работах Н.Г. Ашимбаевой, в данной диссертации также специально не рассматривается, хотя все эти вопроси важны и, безусловно, заслуживают пристального внимания. Более близкой к задачам нашего исследования оказывается статья И. И. Подольской "Иннокентий Анненский-критик", где намечен, но окончательно не решен вопрос о преломлении в "Книгах отражений" определенных литературных традиций и направлений.

Целью настоящей диссертации является выяснение различных культурных традиций, наиболее существенных для Аннен-ского-критика, позволяющих глубже понять общую концепции и структуру "Книг отражений".

Научная новизна работы заключается в указании на новые, ранее не привлекавшие внимания ученых, источники критической прозы Анненского. Большее внимание, чем в работах предыдущих исследователей, уделено философско-эстетическкм взглядам Анненского, а также его связям с методологией и идеями русской критики от Белинского до *>!ихайловского. Хотя в исследовательской литературе неоднократно упоминалась близость Анненского к русской "психологической пколе" в литературоведении, но детальное сопоставление теоретических основ критической прозы Анненского и лингвистической поэтики Потебни ранее не проводилось. Впервые поднят вопрос о творческом воздействии идей позднего акад. Веселовского на концепцию "Книг отражений". Проблема родства критического метода Анненского с методикой "школьного" и переводоведческого анализа античных авторов также еще не обсуждалась в научной литература, хотя в работах И. Подольской и Н. Ашшбаевой высказывалась мысль о близости педагогических статей Анненского и его критической прозы. Связь Анненского с принципами английской эстети-ской критики конца XIX века рассматривается в диссертации с иных сторон, чем в работах ряда европейских исследователей (Б. Конрад и др.). Впервые затрагивается вопрос о связи эстетизма Анненского с идеями о социальной роли эстетического воспитания, высказанными Дж. Рескиным. В диссертации предпринята попытка на только указать на генезис "Книг отражений", но и показать особые функции каждой из названной традиций в общей системе "Книг".

Объектом исследования явился корпус материалов, включак>-щий в себя критические статьи Анненского, его многочисленные забытые рецензии в педагогических журналах, а также неопубликованные работы, сохранившиеся в архивах страны.

Практическая значимость работы состоит в обнаружении и интерпретации широкого круга генетических источников критической прозы И. Анненского.

Материалы и основные положения диссертации могут быть использованы в курсах истории русской литературы конца XIX - начала XX века, истории русской критики, методики литературного чтения в школе, комментариях к "Книгам отражений" и другим произведениям критической прозы Инн. Анненского.

Апробация работы. Материалы диссертации, ее основные положения и выводи использовались автором в спецкурсе для студентов-заочников "История русской критики и журналистики конца XIX - начала XX века" (1982). Результаты исследований изложены в двух докладах, прочитанных и обсужденных на Бло-ковсяой конференции а ТГУ (1980), конференции молодых филологов в ТГУ (1982).

Основные положения диссертации отражены в трех опубликованных работах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из ~ф@

страниц основного текста, разделенного на введение, пять

глав и заключение, списка использованной литературы (376
наименований).

Похожие диссертации на Критическая проза И.Ф. Анненского (проблемы генезиса)