Введение к работе
Постановка проблемы. В настоящий момент в литературоведении существует множество исследовательских направлений, в рамках которых в разных ракурсах исследуется творчество Марины Цветаевой. Один из самых популярных подходов связывается с биографическим методом, приверженцы которого рассматривают поэзию и прозу Цветаевой на фоне тех перипетий судьбы, которые повлияли на становление ее поэтического гения (работы А. Саакянц, М. Белкиной, В. Швейцер, И. Кудровой, И. Шевеленко). В этом случае лирика служит либо своего рода иллюстративным материалом для тех или иных фактов биографии, либо же органично соотносится с «текстом жизни» Цветаевой.
Другой подход ориентирован на установление генетических и типологических параллелей, позволяющих вписать творчество Цветаевой, с одной стороны, в современную ей литературную эпоху (как правило, здесь используются интертекстуальные параллели, см. исследования М. Мейкина, М. Боровиковой, Ж. Кипермана, А. Лонга и др.), либо же выявить в ее творчестве ряд универсальных культурных образов-архетипов, которые могут помочь установить «смысловую стяжку» между лирикой Цветаевой и мировой культурой. В рамках этого же типологического подхода разрабатываются проблемы, связанные с цветаевской мифопоэтикой (работы Е. Фарино, Е. Тихомировой, Н. Осиповой).
Отдельного упоминания заслуживает анализ цветаевской лингвопоэтики (исследования Л. Зубовой, О. Ревзиной, Г. Седых, О. Северской, И. Бабенко). Он также проводится в двух ракурсах. Во-первых, исследователи часто подвергают анализу какую-либо отдельную особенность цветаевского поэтического стиля. Во-вторых, ученые занимаются реконструкцией самых общих оснований концептосферы Цветаевой, выявляя тем самым закономерности ее поэтической семантики.
Популярен анализ произведений Цветаевой в жанровом ракурсе, который позволяет представить проблемы формы и содержания поэтических текстов в их нераздельной целостности и единстве. При этом (в силу размытости самого жанра лирического стихотворения) исследователи обращаются преимущественно к анализу жанра поэмы, который, вырастая из цветаевских циклов, сохраняет в себе инвариантные черты ее поэтического мира (работы Т. Венцлова, И. Беляковой и др.).
Огромное количество исследований затрагивает собственно поэтический аспект лирических текстов, исследуется поэтика и принципы организации отдельных стихотворений. В последнее время к этим исследованиям примыкает изучение коммуникативной структуры цветаевских произведений, которое производится с позиции «внешнего» коммуникативного аспекта (Т. Круглова, О. Лекманов) и «внутреннего» (влияние коммуникативной точки зрения на построение лирического произведения, см. исследования Л. Клеберг, Е. Соболевской).
Все эти исследования, безусловно, обогатили представление о Цветаевой и ее творчестве, но неполнота заявленных подходов в последнее время ощущается особенно остро, так как, несмотря на огромное количество работ, посвященных творчеству Цветаевой, в цветаеведении есть существенные пробелы, связанные с недостаточной разработанностью цветаевской «конфликтосферы».
С категорией конфликта в лирике Цветаевой возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, все исследователи едины в том, что для творчества Цветаевой характерна высшая степень поэтического напряжения, предельного и антиномичного по своей природе. Но, с другой стороны (и в этом состоит парадокс), систематическому исследованию феномен конфликта в лирике Цветаевой не подвергался.
Исключением является работа А.Г. Коваленко «Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века» (М.: РУДН, 2010). Однако в книге конфликт в лирике Цветаевой рассматривается в общетеоретическом ракурсе на фоне анализа конфликтов в иных творческих системах. Видимо, категорию конфликта у Цветаевой постигла участь так называемых «базовых понятий», которые вроде бы не требуют точных определений. Между тем, конфликт в поэтической системе Цветаевой является семантической узловой точкой, и его изучение позволяет выявить структурные особенности цветаевской поэтической семантики в целом, так как с конфликтом органично связаны и иные уровни поэтического текста (миромоделирующий, мотивно-тематический, образно- символический, композиционный). Все это позволяет вести речь о «конфликтосфере» поэзии М. Цветаевой, где соприсутствуют разные стороны поэтического текста в их динамическом взаимодействии.
Подход к конфликту как к системообразующей единице поэтического мира Цветаевой и обусловливает актуальность нашего исследования. Актуальность работы связана также и с тем, что сама категория лирического конфликта в теоретическом аспекте изучена недостаточно полно. А.Г. Коваленко совершенно справедливо полагает, что «...в науке о литературе до сих пор нет работ, в теоретическом плане раскрывающих более или менее полную картину структуры и поэтики конфликта. Нет достаточно убедительной универсальной типологии конфликтов. Четко не сформулировано, какую роль играет автор в конфликте произведения. Не раскрыта изменчивость данной категории в историко-литературном плане. Не описаны взаимоотношения конфликта и образной системы, стиля, сюжета» (Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М., 2010. С. 8). Исследователь считает, что при выявлении сущности конфликта как такового необходимо прибегнуть к понятию антиномии, которое «позволяет видеть направление "вектора" конфликта, учитывает широкий диапазон многообразных связей и отношений в художественном тексте» (Там же. С. 9).
Именно эта концепция конфликта как динамического выражения тех или иных антиномий стала методологической основой нашей работы. Она обусловливает основную гипотезу диссертации: конфликт в лирике Цветаевой органически связан с набором основных бинарных оппозиций, лежащих в основании ее поэтического мира. Тем не менее, мы полагаем, что наличие бинарных оппозиций само по себе не гарантирует появления динамически развивающегося лирического конфликта, он появляется только тогда, когда в эту бинарную систему включается «третье звено» - лирический герой, обладающий собственными ценностными установками.
Все сказанное выше обусловливает цель работы - исследовать систему лирических конфликтов в поэзии М. Цветаевой в соотнесенности с фундаментальными антиномиями ее поэтической модели мира.
Цель работы диктует следующие задачи:
-
выявить базовые миромоделирующие оппозиции, лежащие в основе цветаевской модели мира;
-
определить функцию этих оппозиций в формировании типов лирического конфликта в цветаевской лирике;
-
описать семиотические механизмы взаимодействия конфликта с другими уровнями поэтического текста (пространственно-временным уровнем, лирическим сюжетом, мотивно-образным, тематическим и субъектным уровнями);
-
дать типологию лирических конфликтов М. Цветаевой;
-
вычленить принципы взаимодействия разных типов конфликта в лирических произведениях М. Цветаевой.
Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые описана смыслопорождающая функция базовых оппозиций цветаевского поэтического мира, определена их роль в формировании цветаевского лирического конфликта и предложена типология лирических конфликтов в поэзии Цветаевой.
Объектом исследования является корпус лирических текстов М. Цветаевой 1900-1930-х годов. Предмет исследования - система лирических конфликтов в лирике М. Цветаевой.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
конфликты в лирике М. Цветаевой на глубинном уровне генетически связываются с базовыми оппозициями, лежащими в основе ее поэтической модели мира («тот мир - этот мир», «небо - земля» «душа - тело», «имя - сущность», «личность - толпа» и др.);
-
основной механизм формирования лирических конфликтов заключается в том, что в эти оппозиции вводится лирическая героиня, обладающая определенной аксиологической системой;
-
основная особенность лирического конфликта в лирике М. Цветаевой заключается в том, что он является «многоуровневым», что объясняется его семантической структурой: разные оппозиции могут моделировать одинаковые конфликты и наоборот - разные конфликты могут моделироваться одинаковыми оппозициями.
-
сложность и смысловая поливалентость цветаевской «конфликтосферы» приводит к тому, что между конфликтами нет непроходимой границы, они могут сливаться в единую смысловую систему в рамках отдельных текстов;
-
категория конфликта в поэтической семантике М. Цветаевой занимает ключевое место, связывая в единое целое ее разные уровни: конфликт коррелирует и частично мотивирует лирические сюжеты, мотивно-образную систему, субъектную организацию;
-
лирический конфликт в поэзии Цветаевой связывается не только с поэтической семантикой, но и с поэтическим синтаксисом: он обусловливает ряд композиционных особенностей лирических текстов Цветаевой;
-
лирические конфликты цветаевской поэзии делятся на четыре главных типа: онтологический, экзистенциально-психологический, любовный и исторический. Эти макро-конфликты являются «матричными» структурами, инвариантами, которые реализуются в целой парадигме частных конфликтов лирики Цветаевой;
-
четыре инвариантных типа конфликта связываются с определенными бинарными оппозициями, положенными в их основу. Для онтологического конфликта релевантными оказываются оппозиции бытийного, пространственно-временного порядка; для экзистенциального типа конфликта важнейшей антиномией становится противопоставление личности и мира; при формировании любовного конфликта лирическое «я» героини противопоставлено «Другому»; исторический конфликт является «периферийным» в лирике Цветаевой и соотносится с оппозицией «старое состояние - новое состояние», трактуемой в историко-культурном ключе.
Методология исследования тесно сопряжена с его целью и задачами. Основные методы, используемые в диссертации, - структурно- семиотический и системно-типологический, ибо именно они позволяют максимально полно описать бинарную структуру конфликта в проекции на те или иные культурно-исторические архетипы. Также в работе использовались методики интертекстуального и мифопоэтического анализа, которые при необходимости сопровождались биографическим комментированием. В методологическом плане значимыми для нашего исследования стали работы Ю.М. Лотмана, Вяч.Вс. Иванова, А.Г. Коваленко, О.Г. Ревзиной, М.Л. Гаспарова и ряда исследователей, разрабатывающих семиотические аспекты как литературы в целом, так и сферы конфликта в частности.
Теоретическая и методологическая значимость диссертации заключается в том, что в работе было уточнено понятие лирического конфликта и предложены новые алгоритмы его исследования, которые открывают новые возможности аналитического рассмотрения лирики.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования для построения общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века и теории литературы. Материалы диссертации могут найти применение при написании обобщающих исследований о русской литературе XX века, составлении учебных пособий для студентов-филологов, учителей-словесников.
Результаты исследования были апробированы в докладах на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: Международной научно-практической конференции «XVII Шешуковские чтения: Современные подходы к изучению и преподаванию русской литературы и журналистики XX-XXI веков». 1-2 февраля 2012 г. (Москва, Россия); Всероссийской конференции молодых ученых «1-е Грибоедовские чтения». 23 апреля 2012 г. (Москва, Россия); Международной научной конференции «Печать и слово». 24-25 апреля 2012 г. (Санкт-Петербург, Россия); XIV Крымских Международных Ахматовских научных чтениях «Творчество Ахматовой и проблемы развития русской поэзии». 13-17 сентября 2012 г. (Саки-Евпатория, Украина, АР Крым); Международной научной конференции «Поэтика быта. Российская литература XVIII-XXI вв.». 10-12 сентября 2012 г. (Гиссен, Германия).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которой три параграфа), заключения и библиографического списка, включающего в себя 195 источников.
Похожие диссертации на Конфликтосфера поэзии Марины Цветаевой
-