Содержание к диссертации
Введение
Глава I Художественное своеобразие кавказской публицистики А.А. Бестужева-Марлинского 17
1.1. Тема Кавказа как отражение времени 17
1.2. Жанровое и композиционное своеобразие очерков А.А. Бестужева-Марлинского о Кавказе 23
1.3. Образ автора-рассказчика в кавказской публицистике А.А. Бестужева-Марлинского 32
1.4. Письма с Кавказа как часть эпистолярного наследия писателя 44
Глава 2. Кавказская война в очерках А.А. Бестужева-Марлинского 54
2.1. Хроника Кавказской войны в «Письмах из Дагестана» 54
2.2. Образ русского солдата в очерках «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» и «Он был убит» 69
Глава 3. Этнографические и путевые очерки А.А. Бестужева-Марлинского ... 76
3.1. А.А. Бестужев-Марлинский как писатель-этнограф 76
3.2. Путевой очерк в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода 107
Заключение 124
Список использованной литературы
- Жанровое и композиционное своеобразие очерков А.А. Бестужева-Марлинского о Кавказе
- Образ автора-рассказчика в кавказской публицистике А.А. Бестужева-Марлинского
- Образ русского солдата в очерках «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» и «Он был убит»
- Путевой очерк в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода
Введение к работе
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что в настоящее время многое из того, о чем говорил и писал А.А. Бестужев-Марлинский, приобретает новое звучание. Эпизоды произведений писателя связаны с взаимоотношениями России и Кавказа. Несмотря на то, что Бестужев-Марлинский жил и творил в начале XIX века, многие из его наблюдений могли бы послужить своеобразным уроком современным политикам, имеющим дело с кавказскими народами. А.А. Бестужев-Марлинский одним из первых сумел сделать свое видение Кавказа неотъемлемым элементом представлений русского человека об этом регионе, которое сохранилось до наших дней. Бестужевым-Марлинским были сделаны интересные наблюдения, касающиеся последующих концепций войны на Кавказе. Все это делает публицистику писателя актуальной и злободневной, а ее всестороннее исследование становится весьма важным.
Учитывая вышеупомянутое, автор считает необходимым комплексно исследовать публицистическое наследие А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода, проанализировав тематическое разнообразие его произведений, а также их художественное своеобразие.
Степень изученности. О творчестве А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода существуют противоречивые мнения. Большинство исследователей отмечают ценность произведений писателя данного этапа. Существует и пренебрежительное мнение о кавказоведческих трудах писателя. Так, автор «Библиографии Дагестанской области» Е. И. Козубский считал, что «бестужевские художественные и этнографические описания не могут служить предметом серьезного разбора, так как в них нет ничего, кроме домыслов и неверных сведений».1 Это отрицательное отношение к кавказоведческим трудам писателя, было развеяно уже советской наукой. Многие современники писателя, также выделяли его произведения из всей литературы на кавказскую тематику, так как видели в них правдивое отражение кавказской действительности, а также некоторых реальных исторических событий.
Все существующие работы о писателе можно разделить на несколько групп. Во-первых, это работы, посвященные его литературной и журналистской деятельности до восстания
1 Цит. по: Базанов В. Очерки декабристской литературы. - М., 1953. - С.451
декабристов. Другая группа это биографические работы, повествующие о судьбе писателя. Третья группа - это более специализированные литературоведческие работы, в которых подробно рассматриваются и анализируются заслуги писателя, связанные с его художественными поисками.
Литературное творчество писателя также изучается по нескольким направлениям. Во-первых, это анализ стиля и языка писателя, жанровых и тематических особенностей его произведений, особенности его литературных связей, изучение западноевропейских источников прозы А. Бестужева-Марлинского. Во-вторых, это влияние на творчество писателя его социально-общественной позиции.
Значительный вклад в исследование творчества А. А. Бестужева-Марлинского внесли М. А. Васильев, В. А. Васильев, А. В. Попов, В. Г. Базанов, С. Н. Голубов, В. А. Мануйлов, Ф. 3. Канунова, М. 3. Садыхов, Р. Ф. Юсуфов, Г. Г. Ханмурзаев, Л. Бегби, и ряд других.
Объект исследования — публицистика А. А. Бестужева-Марлинского и личные письма писателя.
Предмет исследования - тема Кавказа, в частности Дагестана, в публицистике и письмах А. А. Бестужева-Марлинского.
Целью данного диссертационного исследования является рассмотрение и комплексный анализ кавказской публицистики А.А. Бестужева-Марлинского. В центре внимания автора - очерковая проза писателя, а также его эпистолярное наследие.
Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:
выявить роль А. А. Бестужева-Марлинского в разработке кавказской темы и формировании взглядов русского читателя к кавказским народам;
проанализировать жанровую и композиционную специфику очерков А. А. Бестужева-Марлинского о Кавказе;
определить место и роль автора-рассказчика в кавказской публицистике А.А. Бестужева-Марлинского;
- лроанализировать тематику и проблематику писем с Кавказа;
охарактеризовать особенности постановки темы кавказской войны в очерках А.А. Бестужева-Марлинского;
выявить заслуги А. А. Бестужева-Марлинского как писателя-этнографа;
определить место и роль путевых очерков в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных трудах А. В. Попова, В. Г. Базанова, С. Н. Голубова, В. А. Михельсона, Ф. 3. Кануновой, М. 3. Садыхова, Р. Ф. Юсуфова, Г. Г. Ханмурзаева, Л. Бегби.
Научная новизна работы, по мнению автора, заключается в том, что автор делает попытку восстановить роль и место А.А. Бестужева-Марлинского в разработке кавказской темы в русской литературе, пытаясь комплексно исследовать его публицистическое наследие кавказского периода. В работе корректируется романтический подход к изображению окружающей действительности в публицистике писателя, утверждается о преобладании в ней реалистического взгляда на Кавказ и его народности. Незначительное внимание уделено повестям «Аммалат-бек» и «Мулла-Hyp», в связи с наличием публицистического элемента в данных произведениях.
Методы исследования. В работе использованы описательный, аналитический, историко-литературный и комплексный методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с возможностью применения его результатов в практике высшей и общеобразовательной школы при изучении проблем истории русской литературы, в частности, связанных с темой Кавказа в 1 половине XIX века и месте А.А. Бестужева-Марлинского в разработке этой темы. Материал исследования может быть использован при ведении спецкурсов, а также занятий, посвященных как творчеству А.А. Бестужева-Марлинского, так и кавказской тематике в русской литературе.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета. Основные положения работы излагались на ежегодных научных конференциях на филологическом факультете Даггосуниверситета, а также были опубликованы в виде статей в научных сборниках и журналах.
Жанровое и композиционное своеобразие очерков А.А. Бестужева-Марлинского о Кавказе
Кавказская проза А.А. Бестужева-Марлинского является существенным вкладом в русскую литературу. Из более чем 30 произведений, написанных А.А. Бестужевым-Марлинским после 1825 года, почти половина посвящена Кавказу. Самые популярные из них - это повести «Аммалат-Бек» и «Мулла-Hyp». Первая вышла в свет в 1832 году, вторая в 1836 году. А между этими двумя датами появился ряд небольших прозаических произведений, главным объектом которых является Кавказ, его жители, их быт, нравы, традиции и обычаи. Читая произведения писателя, можно заключить, что составлены они на основе реальных событий.
Если говорить о жанровом своеобразии творчества А.А. Бестужева-Марлинского в целом, то в его прозе мы наблюдаем их разнообразие. Это и критические статьи, и рассказы, и роман, и повести (эпистолярная, курортная, кавказская, морская, военная) и письма, и новеллы, и очерки.
Н.А. Котляревский, который дал наиболее полную оценку литературной деятельности А. А. Бестужева-Марлинского делит его беллетристическое наследие на четыре группы: "Повести сентиментально-романтические по стилю и замыслу, в большинстве случаев исторические, сюжет которых взят либо из далекого прошлого, либо из более близких времен; повести или очерки с сильным преобладанием этнографического элемента, — рассказы из сибирской или кавказской жизни, частью вымышленные, частью написанные с натуры; повести бытовые из современной жизни или очень близкой к современности; автобиографические рассказы с очень интимными страницами, своего рода дневники или листки из записной книги автора". Творчество кавказского периода представлено жанрами очерка, рассказа, письма и повести. Весьма разнообразна тематика произведений писателя о Кавказе. Первое место в прозе А.А. Бестужева-Марлинского о Дагестане и других регионах Кавказа занимает тема Кавказской войны, тема отношения русских с горскими народами. Эта тема прослеживается в крупных произведениях писателя: «Аммалат-Бек» и «Мулла-Hyp», а также в очерках «Письма из Дагестана», «Он был убит», «Подвиг Овечкина и Щербина за Кавказом». Знакомство русского читателя с великолепной природой горного края произошло во многом благодаря путевым очеркам писателя «Путь до города Кубы», «Последняя станция к старой Шемахе», «Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты», «Переезд от с. Топчи в Куткаши», «Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы». Этнографические очерки - «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев», «Кавказская стена», «Шах-Гуссейн» повествуют о быте горцев, их нравах, традициях, обычаях, особенностях культуры. Этнографические описания занимают заметное место в первом очерке о Кавказе «Письмо к доктору Эрману», который изобилует философскими рассуждениями.
Рассмотрим особенности очерков А.А. Бестужева-Марлинского. Очерк - жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение, при этом он «открыто» сопоставляет или
1 Цит. по: Лернер Н. А. А. Бестужев-Марлинский: краткая справка // http: // az.Iib.ru 1Ы bestuzhewmarlins/ textJHOO.shtml (17.01.2007) противопоставляет события, явления, факты, объединяя их одною идеей. Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзажи и т. д.), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
От повестей с их последовательностью событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами и вытекающих одно из другого, очерк отличается свободной композицией, которая строится автором-рассказчиком.
Как известно, очерк может рассматриваться и как жанр художественной литературы, и как жанр публицистики. Особенностью очерка как жанра художественной литературы является большая развитость описательного изображения, отсутствие единого, быстро разрешающегося конфликта. Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, ее нравы, т. е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Очеркист стремится показать устойчивые, не изменяющиеся явления жизни. Очеркиста могут интересовать не только среда в целом или ее типичные представители, но и яркая личность, особенности ее частной жизни. Для художественных очерков характерно широкое использование языковых средств, свойственных литературе. В очерке как в жанре художественной литературы автор может прибегнуть к помощи фантазии, творческого домысла, чтобы донести до читателя все подробности реальной жизни. Очеркист использует вымысел, чтобы раскрыть внутренний смысл, существо, общественно-политическое значение того или факта. При этом важно, чтобы вымысел не привел к искажению фактов.
Особенностью публицистического очерка является документальность, точное воспроизведение реальных фактов и явлений, действующих лиц, часто в сопровождении прямого истолкования и оценки автора.
В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передаются события, характеры героев, их внешность. Очеркист дает оценку этим реальным явлениям жизни и выражает свое обобщающее их понимание публицистическими средствами. В документальном очерке часто поднимаются новые для общественного сознания или литературы темы и проблемы, в образной форме передается информация. В такие очерки нередко вводится образ рассказчика, описывающего встречи и разговоры с героями, передающего свои наблюдения, впечатления, обобщения.
Своеобразие же очерков А.А. Бестужева-Марлинского заключается в том, что, осваивая Кавказ, писатель использовал два плана: как художественный, так и публицистический. Следовательно, очерки писателя мы с уверенностью можем отнести к так называемым художественно-публицистическим жанрам, в которых применяются публицистические приемы и художественная манера изложения. Художественно-публицистический очерк отличается, с одной стороны, богатством языковых средств, свойственных художественной литературе (фигуры, эмоционально-экспрессивная лексика, тропы), а с другой стороны, агитационно-ораторскими элементами языка (абстрактная лексика, риторические обращения, вопросы, восклицательные конструкции) характерными для публицистики. Например, в очерке «Переезд от с.Топчи в Куткаши»: «....Жалкие самохвалы, вы убили наслажденья, желая собрать или усилить их; вы задушили природу, стараясь подражать ей; вы исказили ее, украшая. Могут ли краски, вываренные из мертвых цветов, быть сладостней аромата живых? Для притуплённых чувств ваших нужны бульоны, эссенции, потрясающие звуки, пестрые букеты. Но какой букет, скажите мне, выразит
Образ автора-рассказчика в кавказской публицистике А.А. Бестужева-Марлинского
В письме, отправленном 1 января 1832 года из Дербента, Бестужев-Марлинский, пытается дать критический анализ русских романов, «сшитых из иностранных лоскутков».
1 сентября 1832 года Бестужев-Марлинский отправляет Н.А. Полевому письмо, в котором рассуждает о духовных потребностях творческого человека, о его внутреннем мире... Писатель размышляет о своих взаимоотношениях с окружающими, об отсутствии благородства и человечности, о людских сплетнях. Рассуждая о своем месте в мире, Марлинский переходит к обсуждению вопросов филологии, обращается к проблеме литературных характеров.
Письма, датированные после 1831 года, посланные писателем Н.А., М.А. Бестужевым и П.М. Бестужевой очень близки в жанровом отношении к этнографическим очеркам. С жанром письма их связывает приветствие, начальный абзац и окончание. В первом письме есть отступление, рассказывающее о путешествии автора по развалинам Армянского царства. Во втором письме Бестужев-Марлинский А.А. говорит о храбрости русских солдат и офицеров, о проблемах отношений русских с кавказцами. В письме повествуется о захвате крепости Бурной, о взрыве порохового погреба, о борьбе шайки Навруза против русских. Все эти события располагаются хронологически. Наблюдения и впечатления даются без эмоциональной окраски.
Под влиянием событий, происходивших в Дагестане, у писателя изменяется мировоззрение, изменяется его отношение к политической обстановке в Европе, к июльской революции во Франции. Об этом он пишет в письме от 5 января 1831 года. В письме, посланном Н.А. и М.А. Бестужевым из Дербента 15 января 1833 года, также присутствует этнографическая зарисовка из жизни горцев. По мнению Бестужева-Марлинского, Кавказ никому не известен: «....его запачкали чернилами, выкрасили как бурку, но попыток узнать его не было до сих пор»1.
В письме от 24 декабря 1831 года писатель восхищается героизмом горцев: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его - достойные враги. Какие куклы перед ними персы и турки, как искусно умеют они сражаться, как геройски умирать! Имя русское здесь только в одном месте из целого света не наводит трепета. За горцев стоят их горы. И что за горы! О, как бы любили русские этот край, если б он был их отчизною: не умею пересказать вам, как он прелестен и в одежде леса, и в алмазах зимы»".
В письмах к друзьям Бестужев-Марлинский щеголяет своим довольно таки основательным владением кавказскими языками. Так, в письме к К. А. Полевому он пишет: «Новгородское наречие мне знакомо, татарский язык тоже, и потому я могу судить о спорных вопросах с большею основательностью. Слово овкач не нашел еще, но спрошу у лезгин. Алама слова нет; есть алата, именно русская гривна, и я думаю, что это ошибка: приняли т за м. Присылайте ко мне о таких вещах запросы, я пороюсь в горах и, может, отыщу что-нибудь скорее, чем те, которые не знают до сих пор, что саадак — лук, а не туп везде от Камчатки до Ганга» .
Знание языка горцев дало Бестужеву возможность принять участие в топографической экспедиции полковника генерального штаба Федора Ивановича Гене, впечатлениями от которой он также делился в своих письмах. По возвращении из экспедиции в письме от 28 июля 1833 к братьям Полевым он пишет: «О, люблю я горы...там, там только чувствует человек, что он свободен и преданный для своей защиты, для своего бытия даже... он ценит себя и гордо смотрит в лицо каждого, гордо попирает утесы, ибо каждый шаг по ним он купил опасностью. Я был в Кумуке, то есть, чуть не в сердце Кавказа; я слышал... воинственные песни аварцев, я наблюдал нравы горцев»1. В этом же письме писатель выражает желание противопоставить официальной точке зрения на Кавказ понятия передового русского человека: «В другое время я приведу сколько-нибудь в порядок мысли и заметки мои о виденном мною крае. Последние, впрочем, едва ли могут быть скоро гласны, ибо я вижу Кавказ совсем в другом виде, как воображают себе власти наши. Трудно вообразить, чтобы, живучи так близко друг с другом, мы могли иметь столь ошибочное представление о политическом составе управы между горцами и о личности видных между ними людей»
Образ русского солдата в очерках «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» и «Он был убит»
Говоря о своеобразном характере общения декабристов с горцами, необходимо подчеркнуть, что обстоятельства, при которых находившиеся в действующей армии декабристы имели возможность узнавать быт и нравы кавказских народов, не всегда способствовали объективным этнографическим наблюдениям. Стремление самого Бестужева ближе и полнее узнать многокрасочное население Кавказа наталкивалось на непреодолимые трудности, поэтому недостаток собственно-научных этнографических наблюдений, способность к которым ярко проявлялась в докавказском творчестве писателя, теперь совмещается с художественным воображением писателя. Исследователь творчества А.А. Бестужева Марлинского М.А. Васильев указывал на то, что «при всем своем желании Бестужев не мог предпринимать ученых путешествий,....но, движимый любознательностью, он все же находил случаи, при помощи верных кунаков, часто с риском для собственной жизни, пробираться в самые глухие уголки «орлиного гнезда» и на месте изучать не врага, а человека в его обыденной жизни, в круге мирных занятий; при том он не довольствовался простым констатированием фактов быта, нравов, верований. Общественник в нем пересиливал чистого наблюдателя и этнографа. Бестужев пытается через наблюденные факты проникнуть в динамику жизни и вывести все особенности характера, психологии, нравов, быта кавказца из естественно географических, социально-экономических и культурно-исторических факторов».
Несмотря на трудности, за семь лет пребывания на Кавказе, Марлинский прекрасно ознакомился с бытом и природой края, изучил местные обычаи, этнографию и историю. Бестужеву пришлось изучить Кавказ как писателю, как историку, как краеведу. Особое внимание писатель уделил народной поэзии и языку. Все это стало составной частью глубокого изучения в целом национальной культуры. И это обращение к языкам, к этнографии, к фольклору было одним из самых надежных и верных путей к познанию Кавказа.
Одним из важнейших источников художественного познания и образного отображения жизни народа и человека в его связях с обществом и природой был фольклор. Многие известные писатели и поэты в той или иной степени использовали в своих произведениях фольклор народов Дагестана. Чаще всего фольклор выступает как стилеобразующее средство. Как отмечает Э.С. Хидирова: «Одни литераторы, создавая произведения на дагестанскую тему, стремились сохранить сюжет или детали сюжета устно-поэтического произведения, другие акцентировали внимание на идее героизма, характерной для дагестанской народной поэзии. У одних авторов фольклорные мотивы представлены непосредственно, зримо, у других передаются опосредованно, переплавившись в сознаниии автора, сохранив лишь дух и народный идеал, заключенный в том или ином произведении. Непосредственное использование фольклорных сюжетов и мотивов чаще встречается у писателей-историков, этнографов, опосредованное — характерно для творчества большинства художников слова»1.
Фольклор повлиял и на специфичность жанровой системы Бестужева-Марлинского. В фольклоре писателя интересовала проблема самобытности. Он привлек внимание читателя к проблемам устного народного творчества, вводя в свои произведения пословицы, поговорки, фрагменты народных причитаний, песен, сказочные элементы, мотивы былинного эпоса. По замечанию В. Базанова: «Бестужев сумел подняться над бедной и однообразной поэзией обращением к фольклорно-этнографическому материалу».2
В своих произведениях на кавказскую тему он выдвигает на передний план исследование горских племен, их быта, нравов, наречий, фольклора. Бестужев-Марлинский стремится проникнуть в психологию народа, его религиозные понятия и суеверия. Литературный критик В. И. Кулешов по этому поводу отмечал: «Бестужев изучает Кавказ досконально, создает ценную очерковую литературу о нем, изобилующую реальными наблюдениями над бытом и нравами горцев, в частности рисует их обычаи и привычки. В «Письмах из Дагестана» и других очерках писателя, в повестях «Аммалат-бек» и «Мулла-Hyp» дано много этнографического, фольклорного материала, много экзотики. Бестужев знал шесть языков, в том числе и татарский, который изучил на Кавказе. Любознательности его не было границ».3
Путевой очерк в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского кавказского периода
Вопреки утверждению ряда исследователей, Бестужев-Марлинский не исключал войну как средство для разрешения отдельных вопросов в отношении Кавказа. В своем последнем путевом очерке «Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы» он пишет: «...ангел смерти - брат ангелу мира, и старший брат. Крепко стоят дома на могильном склепе; богатые жатвы восходят на поле битвы. Я видел скалу, разбитую молнией: из трещины брызнул ключ целительной воды, - вот Азия. В ней, и в ней одной, справедлива пословица, украденная у судьбы: «не щади человека для человечества!» (II, 228). Писатель-декабрист желал, чтобы Кавказ стал «земным раем», предчувствовал, что в союзе с Россией он им станет и за кровавым дождем его взору открывается светлая радуга, долгожданный мир: «Много, но не долго литься на Кавказе дождю кровавому. Гроза расцветает тишью, железо бранное будет поражать только грудь земли, - и цепные мосты повиснут через пропасти, над которыми страшно было видеть и радугу и валдайский колокольчик загудит по крутизнам, где теперь свистят только пули. Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Ефрате: он здесь, он здесь!» (И, 228) - пишет Бестужев в очерке «Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы». Изображая картины буржуазного прогресса, Бестужев понимал его историческую необходимость. Он видел в нем предпосылки для того, чтобы сделать жизнь красивее, создать условия для благосостояния. Но методы, которыми насаждался этот прогресс, для писателя были неприемлемы и всячески им осуждались. В путевых очерках писателя особенное значение уделено природе Кавказа, ее богатству и яркости. Пейзаж - самый романтический элемент прозы Бестужева-Марлинского, но в путевых очерках он начинает приобретать реальный колорит. Пейзаж оснащается реальными деталями: шорохом падших листьев, шумом дождя, нагими, дрожащими от холода 119 березами и т. д. Картины природы чередуются с описанием сиротливых землянок и бедных мазанок. Пейзажные зарисовки, картины городов занимают ведущее место в очерках автора. Эти очерки можно назвать своего рода путевыми зарисовками. Величественные картины гор также вызывают у писателя размышления о Кавказе, его судьбах, воспоминания о молодости. «Картины природы не являются для писателя предметом созерцания, любования; отмечает М.З. Садыхов - они будят в нем энергию, радость, печаль; он мысленно переносится в далекую Сибирь, к братьям и товарищам, томящимся в тюрьмах и ссылках. Лирические экскурсы декабриста - это этапы его трагической жизни, песня «воскресшей природе Востока» и человеку».
В очерке «Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты», эмоционально описывая картины природы, писатель восхищается ее красотой: «Нет силы выразить, нет средства удержать в себе чувство удивления, которое заставляет перекипать сердце через край, которое занимает душу и рассыпает ее врозь лучами» (II, 203). Благодаря описаниям А.А. Бестужева-Марлинского у читателя появляется возможность проделать своего рода путешествие по историческим дорогам Кавказа, увидеть все своими глазами. Именно картины природы, ее красота, свежесть, богатство говорят о той счастливой и радостной жизни, которая могла бы быть на Кавказе. Природа вселяет в писателя надежду на то, что у Кавказа есть будущее: «И не леденеющая, не безжизненная природа полюса, но оживляющая, но живая, воскресшая природа Востока красовалась передо мною, свежая прелестью весны, полна желаний и обетов, как невеста. Она блещет, цветет, поет жаворонком,
Влюбленное солнце пьет ее огромное ароматическое дыхание, нежит ее теплотою, целует лучами... Со всем уважением к чужой собственности, я готов кинуться на грудь твою с седла и обнять тебя, расцеловать тебя... Я оглянулся окрест: вся Шекинская долина, цветущая, будто украшение рая, потоплена была в волнах света... Вот со скал на скалу, через зев теснины, перекинулась воздушным мостом радуга. Никогда не ведал я в таком близком горизонте дождя при ясном солнце, радуги под молнией, грозы рядом с ветром! Я долго любовался этим дивным сочетанием, - любовался тем более, что в нем отражалась, как в зеркале, душа моя! Над бурей судьбы, над мраком отчаяния возникла радуга надежды, озаряя минувшее утешением, а будущее опытом» (II, 221). Это лирическое отступление, подтверждает то, что писатель остается верен своим декабристским принципам. Антитеза, использованная писателем в данном отрывке, делает текст эмоционально насыщенным, приподнятым. Автор с легкостью насыщает текст сравнениями и олицетворениями. Наиболее мощный эстетический заряд несет метафора-сравнение, которая сливается с олицетворением - оживляющая природа сравнивается с невестой.
Таким образом, описывая красоты природы, Бестужев-Марлинский ощущал подъем жизненных сил, испытывал счастье. По замечанию Р. Юсуфова: «Бестужев-художник мечтал о простой, естественной человеческой жизни в единении человека с природой, мечтал о слиянии красоты и добра с действительностью, о гармонии человека такой же прекрасной, как и гармония в природе. Какое счастье сознавать, что природа и человек едины, и чувствовать свое единство с красотой земли! Наблюдая красоты Дагестана, Бестужев испытывал счастье свободы, приливы бодрости, ощущал подъем жизненных сил. Цепи гор вызывали у него