Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категории сиротства и родства в художественном мире Андрея Платонова Грязнова, Анна Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грязнова, Анна Юрьевна. Категории сиротства и родства в художественном мире Андрея Платонова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Грязнова Анна Юрьевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2013.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/311

Введение к работе

Творческое наследие Андрея Платонова (1899 - 1951) неизменно привлекает внимание исследователей философской сложностью проблематики, трагической глубиной ее разработки, оригинальной творческой манерой. Немаловажную роль в непреходящей актуальности платоновского наследия играет включенность писателя в решение главных проблем ХХ столетия - философских, социальных, художественных. Трудный путь к читателю, многократно описанный исследователями 1960-х-1980-х годов, объясняется и обстоятельствами тоталитарной эпохи, и высокой сложностью платоновской художественной системы, требующей внимательного, вдумчивого изучения. Таким образом, актуальность обращения к платоновскому художественному миру является несомненной, определяется природой платоновского гения.

Внимание исследователей неизменно приковывает специфика художественной мысли писателя. Для А. Платонова характерно отсутствие жестко детерминированного взгляда на изображаемые явления. Любая устойчивая формула подвергается писателем сомнению, любое явление рассматривается с многих, иногда диаметрально противоположных позиций, что затрудняет постижение авторской мысли. Одной из многих тайн, связанных с платоновским «сомнением», до сих пор остается художественная антропология писателя. К изучению антропологических аспектов прозы А. Платонова обращались К.А. Баршт, С.Г. Бочаров, М. Геллер, Х. Гюнтер, М.А. Дмитровская, А.А. Дырдин, Л.В. Карасев, Н.В. Корниенко, Х. Костов, Н.М. Малыгина, Е.Г. Мущенко, Т.А. Никонова, Н.Г. Полтавцева, С.Г. Семенова, И.А. Спиридонова, Л.А. Шубин, Е.А. Яблоков и многие другие исследователи.

Проблема взаимоотношений человека и мира, неизменная и неизбежная в литературе, уже в самой себе таит сложность и предполагает комплексный подход к исследованию. Платоновская антропология осложняется еще и тем, что в ней задействовано огромное количество тех философских идей, которыми отмечена первая треть XX века и которыми, согласно тонкому наблюдению Е.Г. Мущенко, писатель «переболел» в ускоренном темпе. Исследователи отмечают в творчестве А. Платонова отголоски философии русского космизма, концепции богостроительства, философии общего дела Н.Ф. Федорова, учения о ноосфере В.И. Вернадского, идей А.А. Богданова, О. Шпенглера и др. Широта и разнородность ряда ассимилированных А. Платоновым философских идей позволяет исследователям говорить, с одной стороны, о экзистенциальном, трагическом мирочувствовании писателя, с другой - о пафосе переустройства мира в его творчестве. Общим моментом, однако, является признание того, что целостный, объемный взгляд на личность писателя невозможен без проникновения в суть породившей его эпохи. В современном платоноведении уже достаточно прочно утвердилась мысль о том, что А. Платонова можно с полным правом назвать сыном своего времени. Его творчество является органичным продолжением тех идей, которые питали русскую философию первой трети XX века.

XX век принес человеку ощущение онтологического одиночества, порожденное сменой антропологических парадигм. Если гуманистическая традиция, на которой базировались культура и искусство XIX века, утверждала, что человек является центром бытия, то век XX разрушает эту уверенность, а вместе с ней и мысль о целостности мира. Так, Н. Бердяев говорит о «гибели человека» в футуризме, связывая это явление с общей тенденцией искусства к нарушению границ между человеком и миром («Конец ренессанса и кризис гуманизма»).

Популярность приобретают идеи Ф. Ницше о «смерти Бога», которые конституируют отказ от трансцендентного и перемещают цель существования человека в мир социальный, предлагая тем самым сосредоточить внимание на движении исторического прогресса, а не на поисках высшего смысла. Одним из результатов такой подмены была мысль о вседозволенности, породившая мнимое чувство исторического оптимизма. Опасность такого смещения заключалась в утрате философского взгляда на человека, сведении человека к функции. В этом плане пророческим оказалось замечание М. Хайдег- гера, который увидел в словах Ф. Ницше «Бог умер» смерть метафизики и философии в целом.

Почувствовал эту опасность и А. Платонов. В катастрофических событиях своего времени писатель видел единую причину - утрату связи человека с Богом, с родовым целым, «распадение» единства человека и мира, то есть то, что может быть определено как онтологическое сиротство. Несовпадение такой позиции с основными положениями советской литературы почувствовали критики, современники писателя, обвинив его в «упадочнических» настроениях, в тяге «ко всему скорбному, к ночи, к смерти, к нищете» (А.Гурвич), не пожелав заметить, однако, главного: трагическое мироощущение А. Платонова было рождено целостным взглядом на мир, умением проникать в метафизическую суть явлений и не могло быть сведено к «текущему моменту».

Реферируемая работа посвящена исследованию ключевых категорий художественного мира А. Платонова - категорий сиротства и родства, помогающих понять динамичность мира писателя, антропологичность его характерологии, внутреннее многообразие его повторяющихся сюжетов. В плато- новедении обозначены религиозный, социально-политический, онтологический варианты сиротства у А. Платонова. Опираясь на такого рода наблюдения, мы утверждаем необходимость рассмотрения сиротства и родства как категорий - в целостности и сложной динамике смыслов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется наметившимся в современном литературоведении новым всплеском интереса к проблемам антропологии. Об этом ярко свидетельствует дискуссия, разворачивающаяся на страницах журнала «Новое литературное обозрение» в 2009 - 2012 годах, основным предметом которой является так называемый «антропологический поворот» в гуманитарных науках. Эта дискуссия носит общедисциплинарный характер, тем самым актуализируя целый ряд научно- теоретических проблем, в том числе связанных с платоновской антропологией.

Научная новизна работы состоит в обозначении категориального статуса сиротства и родства, неразрывных по своей онтологической природе, в художественном мире А. Платонова.

В качестве предмета научного осмысления в диссертационной работе избраны сиротство и родство как онтологические категории творчества А. Платонова.

Объектом изучения является проза А. Платонова 1920-х - 1930-х годов. Основные положения исследования подтверждены детальным анализом следующих текстов: рассказов «Песчаная учительница» (1926), «Такыр» (1934), «Глиняный дом в уездном саду» (другое название - «Нужная родина», 1936), «Родина электричества» (1939); фрагментов «Технического романа» (конец 1920-х - начало 1930-х годов); повестей «Эфирный тракт» (1927) и «Джан» (1934). Репрезентативность выводов подтверждается обращением практически ко всему корпусу платоновских произведений, необходимость в которых возникает по ходу изложения.

Цель диссертационного исследования - рассмотреть специфику реализации категорий сиротства и родства в прозе А. Платонова. Поставленная цель определяет выполнение следующих задач:

  1. Изучение мотивно-образного наполнения категорий сиротства и родства в прозе А. Платонова 1920-х - 1930-х годов.

  2. Рассмотрение реализации категорий сиротства и родства в сюжетах платоновских произведений.

  3. Исследование художественной характерологии героев-сирот А. Платонова.

  4. Изучение пространственных решений категорий родства и сиротства в платоновской прозе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: мифопоэтический и мотивный анализ текста, историко- литературный, сравнительно-исторический, культурно-исторический, интертекстуальный методы исследования.

Теоретическая основа работы представлена литературоведческими трудами М.М. Бахтина, Б.М. Гаспарова, А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова, Л.С. Левитан и Л.М. Цилевича, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Н.Л. Лейдер- мана, В.П. Скобелева, Н.Д Тамарченко, Б.М. Эйхенбаума и др.; исследованиями Н.А. Бердяева, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера и др., посвященными антропологическим аспектам искусства и литературы первой трети XX века; теоретическими положениями исследований, посвященных социально-политическим и идеологическим контекстам литературы СССР 1920-х - 30-х годов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сиротство и родство в художественном мире А. Платонова - универсальные, взаимосвязанные и взаимообусловленные категории, реализующие связи человека и мира.

    1. Сиротство и родство проявлены в макрокосме как целостность и разъятость его основных частей - неба и земли, земли и воды; в микрокосме - как единство и борьба разума и сердца, тела и сознания.

    2. Имплицитно явленная в творчестве писателя мысль о мире как о едином целом позволяет обозначить сиротство как нарушение онтологической целостности мира.

    3. Родство как преодоление мирового сиротства - главная цель смысложизненных поисков и движущая сила деятельности платоновских героев - определяет характерологию писателя.

    4. Категориальный статус сиротства / родства в творчестве А. Платонова подтверждается наличием мотивно-образных рядов, системно реализующих онтологические смыслы платоновских текстов (мотивы засухи, голода, старости, смерти / мотивы воды, пищи, родины, электричества).

    5. Платоновская характерология, осмысленная в категориях сиротства / родства, позволяет типологизировать сюжеты произведений писателя по способу взаимоотношения героя с пространством («технический», социальный, духовно-нравственный, «природный») с учетом их интертекстуальности.

    Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в вузовском образовательном процессе (в курсах лекций по русской литературе XX века, спецкурсах, посвященных творчеству А. Платонова, в спецкурсах, освещающих проблемы художественной антропологии), в практике школьного преподавания.

    Апробация результатов исследования. Основные положения, представленные в работе, прозвучали в форме докладов на VII Эйхенбаумовских чтениях (ВГПУ, сентябрь 2008 года); Всероссийской научной конференции «XX век как литературная эпоха», посвященной 50-летию кафедры русской литературы XX века ВГУ (ВГУ, 19-20 ноября 2010 года); VII Платоновских чтениях в рамках Международного Платоновского фестиваля (ВГУ, 7-9 июня 2011 г.); Третьей Всероссийской научной конференции «Русская литература и философия: постижение человека» (Липецк, ЛГПУ, 8-10 октября 2011); научной конференции «Взаимодействие гуманитарных данностей: литература, история, педагогика, психология, экономика» (ВГПУ, 20 апреля 2012 года). По теме работы опубликовано 8 статей, из них 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

    Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы, включающего 228 наименований. Объем диссертации - 176 страниц.

    Похожие диссертации на Категории сиротства и родства в художественном мире Андрея Платонова