Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом факторов. Многогранность художественного дарования прозаика Георгия Ивановича Шилина (1896–1941) до сих пор не раскрыта. Между тем его имя было широко известно в 1920–1930-х годах в литературных и журналистских кругах: многие современники, в числе которых М. Горький, К. Федин и др., высоко оценили талант и творчество писателя; некоторые его произведения (повесть «Камо», роман «Прокаженные») не были обойдены вниманием специалистов и получили положительную оценку литературной критики начала 1930-х годов; многие его произведения были переведены на европейские языки и выдержали по три-четыре переиздания. Тоталитарный режим, жертвой которого стал и Г.И. Шилин, на долгие годы вычеркнул его имя, его произведения из литературного процесса; на периферии научного интереса остались важнейшие для эстетической системы прозаика темы, проблемы, образы и мотивы. Не изучена и биография, понимание фактов которой необходимо для проникновения в творческую лабораторию художника, хотя во второй половине ХХ века, то есть после реабилитации Г.И. Шилина и как гражданина, и как писателя, его жизнь и творчество стали предметом краеведческих изысканий и ряда публикаций литературно-критического и биографического характера, среди которых можно выделить не более десятка серьезных статей. В связи с этим становится очевидной назревшая необходимость систематизации имеющихся и вновь полученных биографических данных и комплексного изучения художественного мира Г.И. Шилина. Без исследования жизни и деятельности этого талантливого писателя представления о своеобразии литературного процесса не только в провинции, но и в России первой половины ХХ века в целом остаются неполными. Восстановление и изучение творческого наследия Г.И. Шилина, возвращение его произведений в читательское поле существенно обогатит научные представления о становлении и развитии русской литературы 1920–1930-х годов.
Объектом исследования являются этапы жизненного пути и особенности творческой индивидуальности Г.И. Шилина в ее связи с социокультурными приоритетами 1920–1930-х годов. Предмет исследования – художественная антропология Г.И. Шилина, нашедшая отражение на разных уровнях его художественной системы.
Материалом исследования служат рассказы Г.И. Шилина «Страшная Арват», «Саадыт», «Шефике», «Бабуш и Алыш», «Шайтан»; повести «Главный инженер», «Камо», «Поединок»; романы «Ревонтулет», «Прокаженные». К исследованию привлекаются автобиография, публицистика, эпистолярий писателя; мемуары, художественная проза современников, официальные документы, а также литературно-критические статьи и сведения биографического характера, которые позволяют более полно раскрыть неповторимый художественный мир писателя.
Эмпирическая база исследования. Основными источниками исследования послужили произведения Г.И. Шилина, изданные в России и за ее пределами, как правило, ранее не вводившиеся в научный оборот и сохранившиеся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ). Изучены и систематизированы архивные сведения Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова (СГКУНБ им. М.Ю. Лермонтова), Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), Георгиевского историко-краеведческого музея, Музея региональной литературы и литературного краеведения Ставропольского государственного университета, содержащие опубликованные произведения писателя, доступные документальные источники, статьи краеведческого характера, которые составляют основу постижения творчества Г.И. Шилина. Во внимание приняты публицистика, переписка, иконография, рецензии на его произведения.
Цель диссертации – исследовать проблему человека в художественном мире Г.И. Шилина, в перспективе целостного постижения творческой индивидуальности писателя.
Данная цель реализуется решением следующих задач:
-
-
определить социальные и нравственные начала художественного мира произведений Г.И. Шилина, раскрыть их гуманистическое, этическое и эстетическое своеобразие в литературном контексте 1920–1930-х годов;
-
выявить влияние устойчивых эстетических координат эпохи, культурных и социальных перемен в обществе на личность писателя, его творческую индивидуальность;
-
охарактеризовать систему персонажей в прозе Г.И. Шилина, в соотнесенности с литературной и социальной типологией, речевое поведение персонажей, особенности построения характера героя, движущие им механизмы;
-
раскрыть социальную и аксиологическую функции времени и пространства, мотивный состав произведений писателя;
-
обобщить результаты исследования, выявив типологические черты и универсалии художественного мира Г.И. Шилина.
Методологической основой послужили концепции художественного мира в работах М.М. Бахтина, Н.К. Гея, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпы, Ф.П. Федорова и др. В качестве базовых теоретических источников также использовались работы С.Г. Бочарова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Головко, Л.П. Егоровой, В.В. Федорова, В.Е. Хализева, и др., при этом учитывался опыт литературоведов в практике анализа и интерпретации произведений различной жанровой природы, постижения инонационального мира. Для воссоздания творческой биографии Г.И. Шилина рассматривались литературно-критические и литературно-краеведческие публикации С. Глушко, А. Дымшица, Е. Кабаченко, А. Крылова, В. Муравьева, Е. Саркисовой, М. Усова, М. Якунина.
Поскольку предпринятое исследование является первым систематическим опытом изучения прозы Г.И. Шилина, художественного мира писателя, одним из основных методов в данной работе становится дескриптивный метод, опирающийся на такие приемы, как сопоставление, наблюдение, обобщение, типологизация характеризуемого материала. Стремление к его целостному освоению, интерпретации в антропологическом аспекте предопределило использование междисциплинарного подхода, отвечающего современным тенденциям к взаимодействию дисциплин гуманитарного цикла: методов филологического анализа (историко-генетического, биографического, историко-функционального, герменевтико-интерпретационного) и методов культурной и философской антропологии.
Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы научно-исследовательской работы кафедры истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета «Параметры литературоведческой интерпретации» – раздела «Антропоцентрическая парадигма», программы исследований научно-образовательного центра «Музей региональной литературы и литературного краеведения» Ставропольского государственного университета, а также Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по реализации научных исследований научной группой под руководством доктора филологических наук А.А. Фокина по проекту «Антропологическая поэтика современной русской и национальных литератур субъектов Северо-Кавказского федерального округа». В целом тема диссертации разрабатывалась в рамках приоритетного научного направления «Изучение духовных и эстетических ценностей отечественной и мировой литературы и фольклора».
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении системно изучается творческое наследие писателя Г.И. Шилина; в антропологическом ключе анализа и интерпретации художественных произведений выделяются доминирующие элементы его художественного мира, характеризуются их взаимосвязи. В исследовании впервые проведена работа по систематизации литературоведческих и публицистических работ о творчестве писателя, архивных данных, позволивших установить ряд неизвестных ранее фактов его биографии. Впервые вводятся в научный оборот публицистика писателя, рассказы 1920-х годов, повести «Главный инженер», «Поединок», роман «Ревонтулет». Одновременно в работе впервые наиболее полно реконструирована биография Г.И. Шилина в ее тесной взаимосвязи с творчеством.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предложена попытка систематизации литературоведческого материала по теории и практике анализа художественных произведений через категорию «художественный мир» в антропоцентрической парадигме; получил апробацию и развитие на новом материале антропологический подход к анализу и интерпретации художественной прозы.
Научно-практическая значимость. Теоретические выводы и исследовательский материал могут быть использованы на лекционных и практических занятиях по истории русской литературы ХХ века, при разработке семинаров и спецкурсов, посвященных изучению литературы первой половины ХХ века, литературного краеведения, а также творчеству Г.И. Шилина на филологических факультетах вузов, в практике школьного преподавания. Выявленные реминисценции из русской классической литературы, фольклора, другие наблюдения за самобытной художественной речью прозаика, установленные историко-литературные факты могут использоваться при составлении научных комментариев к изданиям художественных произведений Г.И. Шилина и при работе над научной биографией писателя.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественный мир прозы Г.И. Шилина складывался в русле художественных исканий пролетарских писателей 1920-х годов и принадлежит к реалистической традиции в истории русской литературы. Г.И. Шилин как писатель может быть причислен к такому литературному направлению как социалистический реализм. Однако его собственные социально-политические и эстетические взгляды могут рассматриваться как нравственный и гуманистический претекст его прозы, один из источников его художественной системы. Им художественно разработаны основные параметры как национального, так и инонационального для писателя характера. При этом инонациональный мир формируется писателем в соответствии с «ментальной схемой», характерной для данного народа, геополитическими и геокультурными факторами, характерными для межнационального взаимодействия в 1920–1930-е годы, а также зависит от культурных установок самого писателя, прежде всего внимания к этнографическим и историческим национальным традициям.
2. В процессе воссоздания биографии Г.И. Шилина установлено, что генетические истоки произведений напрямую связаны с его пребыванием в определенном географическом локусе, трансформацией нравственных координат окружающего мира. Ролевые перемены в социуме оказали непосредственное влияние на творческое поведение и видение художника, в том числе искренность и оформленность внутреннего переживания автора. Художественный мир писателя продуцируется социально значимыми конфликтами эпохи (капиталистической и социалистической формаций, религиозного и атеистического сознаний, персонализма и экзистенциализма, индивидуализма и коллективизма и др.).
3. Система персонажей в произведениях Г.И. Шилина предстает локальным отражением объективной модели мира, где часть изоморфна целому. Позиция персонажей по отношению к полюсам главного социально-политического конфликта эпохи наделяет их функциями героя-революционера или антигероя (белогвардейца, контрреволюционера). Первостепенным для писателя является изображение внутреннего мира человека, его переживаний, чувств, душевных метаний, вызванных конфликтом между личным и общественным, новым и старым укладами жизни; значительное место в его художественном повествовании занимает проблема положения женщины в социуме, взаимоотношений в семье, столкновения ценностей семьи и общества, долга и чести. Характерный для художественной антропологии интерес к внутреннему миру человека в прозе Г.И. Шилина актуализируется портретными характеристиками персонажей, оценкой их речевого поведения, мимики, жестов, выявлением их эволюции через создание эмоционально-экспрессивного пейзажного и интерьерного фона.
4. Пространственно-временной континуум художественного мира произведений Г.И. Шилина структурируется по принципу реалистического хронотопа: географически четко очерченное пространство вписывается в заданное социально-политическими и историческими событиями конкретное время и имеет выраженные общественно-социальные черты. Пространство произведений Г.И. Шилина тяготеет к оппозиции «замкнутость / разомкнутость», время, характеризуемое, как правило, календарной сезонностью, представлено оппозициями «быстротечность / стремительность», «линейность / обратимость», а ритм – «динамичность / статичность». Время и пространство в прозе писателя поставлены в зависимость от места и роли «человека революции» в становлении советского общества, от социального заказа по формированию образа «нового» человека постреволюционной эпохи. Узловые мотивы (одиночества, дороги, скуки, игры) в произведениях Г.И. Шилина «полуреализованы» и являются своего рода предпосылками к возможному экзистенциальному выбору героев, поверке их на способность к поступку, к действию, когда раскрываются особые индивидуально-личностные качества человека.
5. Главные репрезентанты антропологического мировидения Шилина-художника (человек – семья – дом – счастье – любовь) занимают в изображаемом мире центральное положение, организуя вокруг себя ценностное пространство, которое формирует устойчивую конструкцию художественного целого как отдельно взятого произведения писателя, так и художественного мира всей его прозы. Данная конструкция является залогом (отчасти вопреки политическому «заказу») читательского интереса к произведениям Г.И. Шилина, их функционирования в «большом времени».
Апробация исследования. Концепция работы, ее основные положения одобрены кафедрой истории новейшей отечественной литературы Ставропольского государственного университета. Отдельные разделы, теоретические положения, выводы и результаты диссертационного исследования были представлены в виде статей и докладов на международных, всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Фразеологические чтения» (Курган, 2006), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2008, 2009), «Университетская наука – региону»: «Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания» (Ставрополь, 2009), «VI Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2009), «Наука и современность» (Новосибирск, 2010), «Тенденции развития научных исследований» (Киев, 2011), «Динамика литературного процесса и проблемы поэтики» (Алматы, 2011), «IX Масловские чтения» (Мурманск, 2011).
Основные положения и выводы работы отражены в 12 публикациях, в том числе в «Вестнике Ставропольского государственного университета», включенном в перечень ведущих периодических изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 220 источников. Общий объем работы 220 страниц.
Похожие диссертации на Художественный мир Г.И. Шилина : антропологический аспект
-