Введение к работе
Актуальность диссертации связана с необходимостью изучения особенностей художественного мира Е И Замятина как яркого представителя эпохи активного формирования в жизни и искусстве оппозиций «личность и общество», «я и мы», когда актуализировалась философия «общего дела» Н.Ф Федорова, идей коллективизма как историко-философской теории, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами (марксистское учение)
Исследование проведено в рамках ведущего научного направления кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г Р Державина, связанного с изучением творческого наследия Е И Замятина
Работа написана на материале романа «Мы» (1921), повестей «На куличках» (1913), «Островитяне» (1917), рассказов «Три дня» (1913), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926), «Икс» (1926), цикла сказок Е.И Замятина. Для анализа взяты произведения с их возможностями художественной реализации массовых сцен
Объект изучения - разножанровая проза Е И Замятина разных лет.
Предмет исследования - массовые сцены в прозе Е И Замятина и их художественные функции.
Делыо диссертационной работы является анализ функций и ключевых аспектов эстетики массовых сцен в прозе Е И Замятина.
Задачи исследования:
изучить произведения писателя разных жанров и разных хронологических периодов в аспекте заявленной проблемы;
проанализировать эстетические смыслы массовых сцен замятинской прозы и выявить закономерности их художественной реализации;
охарактеризовать специфику изображения массовых сцен в прозе Е.И Замятина в историко-литературном контексте первой трети XX столетия,
определить жанрообразующие функции массовых картин в произведениях писателя;
выявить специфику художественного отражения в творчестве Е.И. Замятина психофизиологических процессов, обусловливающих поведение человеческих масс,
осуществить анализ оппозиции «индивид - толпа», «личность - масса», «я - мы» в замятинских текстах
Методы исследования. В работе проведен комплексный анализ с использованием историко-литературного, структурно-поэтического, интерпретационного, психологического методов и подходов.
Теоретико-методологической базой диссертации являются труды отечественных и зарубежных мыслителей -НА. Бердяева, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, А.С. Панарина, В С Соловьева, Н Ф. Федорова, 3 Фрейда, А. Шопенгауэра, К Г. Юнга, на страницах которых так или иначе разрабатывается философия коллективного и индивидуального сознания, роли маски как компромисса между индивидуумом и обществом, соотношения архетипов и индивидуальной духовности Привлечены работы из области психологии, в частности, некоторые наблюдения Д Я. Райгородского и Г. Лебона
В работе использованы актуальные теоретические и историко-литературные концепции, в частности, специалистов в области замятиноведения: Ю.П. Анненкова, М.М. Бахтина, А К. Во-ронского, Ю.М. Лотмана, А Ю. Галушкина, Л М Геллера, А. Гилднер, Р. Гольдта, Т Т Давыдовой, В Н. Евсеева, А.И. Иванова, Н Ю. Желтовой, В.А Келдыша, Б А. Ланина, М Ю Любимовой, Т А. Никоновой, Л В Поляковой, И.М. Поповой, Н Л. Потаниной, М.Ф Пьяных, М.А Резун, Н Р. Скалона, Е Б Скоро-спеловой, И О Шайтанова
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Массовые сцены в творчестве Е.И. Замятина многофункциональны. В них заключена авторская философия, определяющая позицию писателя в отношении вопроса о движущих силах исторического процесса
2 В массовых сценах нашла художественное выражение специфика авторского отношения к усиливающемуся в XX веке рационалисгическому и догматическому мышлению в государ-
стве, к установившейся практике гонения на индивидуальное миросозерцание.
3. Художественные решения Замятина, сосредоточенные в оппозиции «я - мы», являются самым действенным рычагом воссоздания философии коллективизма.
Массовая сцена с использованием фантастических аллегорий в жанре сказки дает конкретное представление о пространственно-временной проблематике замятинских произведений
Жанрообразующая поэтика массовых сцен в замятинских сказках генерирует представления художника о чертах русского национального характера, расширяя тем самым границы функционирования художественного метода отражения реальности
Многочисленные массовые сцены романа «Мы» являются фундаментом мифологической поэтики произведения и выполняют в нем ведущую идейно-художественную функцию.
Эксплуатация Е Замятиным поэтики массовых сцен была одной из форм проявления эстетики неореализма как, с одной стороны, художественного метода неореализма, совмещающего реалистическую и символистскую поэтику, с другой - отражающего процесс демократизации художественной литературы, выраженный в системе архетипов
Новизна диссертации состоит в выявлении доминирующей роли во многих художественных решениях Замятина, продиктованных характером эпохи, поэтики массовых сцен, что расширяет имеющиеся в литературоведении представления о художественной палитре писателя как создателя уникальных национально выраженных полотен
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании индивидуальных особенностей эстетики и поэтики массовых сцен в литературно-художественном творчестве.
Практическое значение диссертации состоит в возможности ее использования в процессе углубленного исследования идеологии и поэтики прозы Е.И. Замятина, в преподавании литературы в вузе и школе.
Апробация научных идей автора диссертации осуществлялась на методологическом семинаре кафедры истории русской литературы ТГУ им Г.Р Державина, семинаре аспирантов и
студентов при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина, в докладах на конференциях разных уровней. Международных замятинских чтениях (ТГУ им Г Р Державина, 2000, 2004); VII международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (2008), всероссийском с международным участием конкурсе научных студенческих работ «Литература русского зарубежья. Е И Замятин» (ТГУ им Г Р Державина, 2002), ежегодных Дер-жавинских чтениях в ТГУ им Г Р Державина (2003, 2004, 2008); в 12 опубликованных работах, в том числе на страницах «Вестника Тамбовского университета» (2007), включенного в список ВАК.
Структура работы- Введение, две главы, включающие 7 параграфов, Заключение Приложен список использованной литературы.