Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ
I ГЛАВА С-Шмелев: своеобразие творческой индивидуальности
II ГЛАВА Религия и личность: духовное становление героя , С, 58
III ГЛАВА, Жанр, стиль - убеждения. С.127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С, 173
БИБЛИОГРАФИЯ С. 185
Введение к работе
Творчество Ивана Сергеевича Шмелева обширное if многогранное, по целому ряду причин оказалось дочти неизученным. По нему нет ни одного обобщающего исследования в нашем литературоведении, как нет и полной биографин писателя Наиболее авторитетные исследования творчества Я. Шмелева изданы за границей Современный исследователь творчества И С.Шмелева может также ознакомиться с отзывами писателей-эмигрантов о произведениях Ивана Сергеевича 2 В России же осталась автобиография, переписка писателя и оценка критикой его дореволіь ционного творчества Ильин И А. Творчество И С.Шмелева //Ильин И А 0 тьме и просвет дениж,- Мюнхен, 1959; фтнрнна Ю А# Иван Шмелев - Париж, I960; фтнрнна Ю.А - Трагедия Шмелева //Слово 1991«Ч II.и
Др Адамович Г Вклад русской эмиграции в мировую культуру - Париж, 1961; Алданов MV 0 положении эмигрантской литература // Современные записки.-Париж, 1936 -# XI; Зайцев Б 1 Мои современники //Дон -1990 -МО; Куприн А И. К 60-летив И. С Шмелева.//За рулем ЧІариж. 1933 -7дек.; Муромцева-Бенина В Н Жизнь Бунина, 137 0-1906; Беседы с памятью.-й. ,1989; Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сб.от - Юонхен,1956; Струве Г. русская литература в изгнании. Іарнж 1984 и др Измайлов А - Темы и парадоксы Иван Шмелев //Биржевые ведомос-ти -1915 -19окт І5І37; Горбачев Г Реалистическая проза 1910-х годов и творчество Ивана Шмелева // Шмелев И Забавное приключение.-М,, 1927; Новости детской литературы,- 1916 -J 5; Львов-Рогачевский В, Творчество И. Шмелева // Ежемесячный журнад, 1915.-6; Лундберг Г, Рассказа Ив.Шмелева// Заветы -1914 - Jfcl.-разд П; Веткин Г И.Шмелев-художник /Дтро.-Харь-ков -1914.-25 нояй,- # 3499; Крайний Антон- Дурнальная беллетристика //Русская мысль.-1913.-м4 -разд ЮТ1 и др 4 .
Неразработанность вопросов, связанных с литературной деятельностью писателя« объясняется, на наш взгляд, следующим.
Эмиграция из России в опубликование в 1923 году эпопеи "Солнце мертвых , поставили писателя в ряд врагов советской власти. Он и в действительности им был, ибо не ног ни понять, ни простить больиевикам расстрел единственного сына, так же, как убиение сотен тысяч ни в чем не повинных мирных жителей Позиция открытого противостояния К. С.Шмелева новому режиму в России вызвала ответит» реакцию: было наложено идеологическое вето на издание, изучение и популяризацию дореволюционных произведений писателя»1 Ими й.С,Шмелева на несколько десяти» летни было предано забвению С творчеством И.С,Шмелева периода эмиграции русские читатели смогли познакомиться только в конце 1980-х годов» когда» наконец, была обнародована правда о революционном терроре и рухнула догма атеизма Наступившее вслед за этим изменение общественного сознания сделало возможным публикацию наиболее значимых произведений писателя, написанных за рубежом: "Старого Валаама , "Солнца мертвых", "Крымских рассказов", "Богомолья" и "Лета Господня"v
Таким образом, задача современного литературоведения состоит, прежде всего, в преодолении искусственно возникшей раа-делейности творческого наследия И. С.Шмелева на два периода.
Шмелев И,С На скалах Валаама За гранью мира,- м.,1897; Шмелев И,С, /Рассказы/: В8т. - М.,І9І2-І9Г7. - Т, Ш-ІУ.-к ,Ш8 5. Необходимо определить общие для всего творчества писателя художественные закономерности, этапы развития мастерства» проследить эволюцию его взглядов и убеждений Нужно, чтобы творчеству й.С.Шмелева было отведено, наконец, подобающее место в плеяде русских писателей И века А пока положение о изучением творчества этого писателя в современном литературоведении следующее.
Дореволюционная критика, с одной стороны, представлена несколькими авторами, упрекавшими И,С.Шмелева в излишней пристрастии к использованию детали в обрисовке быта /А.Бурнагаш, А Ожигов, МЛеввдов /, с другой стороны, в статьях Н/Клеотс-ва /Ангорского/ Н.Коробки, А Детэмана, В. Львова-Рогачевско-го высказывалась точка зрения, что творчество писателя шире заурядного бытовизма и несет глубокое содержание Оба противоборствующих лагеря /модернисты-реалисты/ критиков были едины в одном: никто из них не посягал на христианское православное мировоззрение И ,Шмелева, так как [ вера бала в то время естественным состоянием и неотъемлемой частью русской жизни Речь шла исключительно о мастерстве писателя и художественной ориентации его творчества. Таким образом, в наследство от дореволюционного литературоведения нам доотались не окрашенные идеологией отзывы о произведениях И. С.Імелева?
Официально "вспомнили" об И.С Шмелеве в 60-х годах О I960 по. трижды издавались сборники его рассказов дореволюционного периода, составленные соответственно требованиям господствующей идеологии. Центральное место в них далось повестям "Человек из ресторана" и "Гражданин Уклейкин", а в кратких предисловиях И. С «Шмелев представлялся как обличитель самодержавия, заступник обездоленных. О православной вере в жизни и поведении героев произведений писателя, литературоведы старались или не упоминать вообще, или толковали их как досадное недоразумение и слабость мировоззрения И.С,Шмелева. Такая же тенденция замалчивания православного мировоззрения писателя сохранилась и в 1989 году, когда впервые в России были иэданц "Богомолье" и "Лето Господне , в которых Православие - основа всего.1 Тем не менее, автор предисловий к 2-х-том-нику ЖСЛмелева и к его "Избранному" О.Н.Михаилов дает лишь цитаты из работ И. А. Ильина и Б+ Зайцева, в которых прямо говорится о вере и Боге в жизни и творчестве писателя, Только о 1990 года постепенно стали появляться статьи отечественных литературоведов, в которых о православном мировоззрении И.€ Шмелева говорилось спокойно и открыто. Лучшими в этой смысле, на наи взгляд, можно назвать работы Е 0съмяни-ной, в исследованиях которой творчество И,С.Шмелева рассматривается с позиция органического единства бытового содержания и православного мировоззрения.
Блюм А Запрещенная книга о Вэлааме//Север. 1971вЧ 2; Дунаев М М, Творчество И.С.Шмелева периода Первой русской тэе-ВОЛЙЩЙИ//1 С.ЛИТ.Ч& 1#-1976; Дунаев М.М. Работа И. С.Шмелева над повестью "Человек из pecTOpaHaV/Научн.докл.выош.ик.-Филол. науки.-197 8g-Ji I; Дунаев Ы М» Достоевский и Шмелев// Достоевский: материалы послед.-Л, ,1973; Дунаев М.М Своеобразие творчества И С»Щмелева: К проблеме бытовизма" в произведениях писателя//Рус.лит.-1978»- I. Включение произведений И.С.Шмелева в школьную программу вызвало появление нескольких статей в журнале "Литература в воле", а также в других периодических изданиях,,1
В целом же, критические исследования творчества писателя на данном этапе носят характер представления читателю малоизвестного автора. В литературно-художественных журналах продолжают выходить отдельные расе казн И. С «Шмелева, его публицисти ческие статьи подборки писем разных периодов жизни и творчества с краткими предисловиями публикаторов.
Все вышесказанное обусловило выбор автором диссертации темы "Духовно-нравственное становление личности в дилогии "Богомолье" и "Лето Господне" К С.Шмелева".
В диссертационной работе ставится цель; анализируя указанные произведения И»С Шмелева» проследить становление» формирование в душе ребенка нравственных качеств на основании православной религии. Это реализуется по следующим направлениям.
1 Борисова JL. "Сказка - ложь"//Наш современник.-1990.-Ml; Борисова Д. t Казарин В. "Там у нас есть маленькая дачка "//Лит. Россия -1991--14 сент -,№7; Горюнова P.M. Жанровая специфика эпопеи И С .Шмелева "Солнце мертвых" /Ліаучн. докл. выспи шк.// Фнлол науки -1991.4; Дудияа Л,Н. Образ красоты в повести И.С.Шмелева "Богомольеи//?ус речь.-1991.- 4; Ефимова КС. Священноер древнееf вечное .«:Мифол мир "Лета Господня": О романе И.С.Шмелева/Дит в шк -1992 яз/4; Кузичева А." ..Лето господне благоігриятное,,//ій.обозр, І989.-І6окт.- М1;0сь-миннна Е Иван Шмелев - известный и скрытые,//Москва,-1991.-4; Осьминина Е. Шмелев: трагедия в Крнму/Дон.-1990.-ЩІ; Миронова Е.В, "Сердце свое слушай": К изуч.произведений И,С,
Шмелева в У хл. //Лит, в гак -1992.-Л8/4;Смирнова м. И.СШме-лев //Согласие.-1991.-№1. Учитывая автобиографический характер анализируемых произведений, автор сочла нужным начать исследование с биографических данных писателя, без знания которых невозможно понять логическую последовательность в развитии творческого пути И. С. Шмелева Б работе отмечается книга очерков "На скалах Валаама" как важная веха в идейно нраветвенном становлении молодого писателя, работа над которой окончательно укрепила И, С. Шмелева з истинности православного вероучения. Не случайным является к обращение писателя к творчеству для детей, что было, по сути, поиском христиански-чистых душ, радостныхf светлых чувств и помыслов в окружающем мире»
Касаясь творчества И,С,Шмелева периода Первой русской революции, автор диссертации констатирует отношение писателя к революционерам как к романтическим героям, благородным борцам за народное счастье На фоне такого отношения к ним ярче проступает последующая трагедия И.С.Шмелева, тяжелые переживания, утрата иллюзий и пронесенная через все испытания святая вера. События кровавого террора отражены писателем в эпопее "Солнце мертвых" Это произведение, по мнению автора диссертации, явилось своеобразным трамплином к созданию "Богомолья и "Лета Господня 1. В нем духовное начало в человеке столкнулось с жестокостью и» как кажется автору, это заставило И.С.Шмелева обратить внимание на свое детство, на то» что его окружало, способствовало его формированию как личности.
Далее в диссертационной работе подробно рассматривается проблема влияния религии на становление личности герояt на процесс "душес троите льства", показанный И. С Шмелевым При этом особое внимание уделяется той среде /религиозной, бытовой/, в которой растет мальчик, а также исследуются вопросы о народ них и религиозных праздниках, обычаях и поверьях, языческих ве рованиях и представлениях в их связи с Православием и влияние на формирование духовного оклада человека его благочестивых нравственных качеств. Художественные средства, употребляемые писателем для создания произведений,- важный составляющий фактор полного раскрытия темы диссертационной работы Рассмотрена проблема существует ли связь - влияниер взаимовлияние - религиозного начала произведения на стиль, язык, композицию и другие художественные особенности творческой манеры писателя. Произведения "Богомолье4 и "Лето Господне" рассмотрены с точки зрения того нравственного воздействия, какое они могут оказать на современного читателя, на подрастающее поколение Структура диссертационной работы, направление исследования:, подход к решению поставленной задачи обусловлены как спецификой самой проблемы, так и уровней ее разработанности. Отсутствие исследований обобщающего характера вынуждало автора обращать внимание на, казалось бы, мелкие и незначительные вопросы. Это делалось для того, чтобы полнее и глубже рассмотреть проблемы творчества И,С.Шмелева Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка представить И С,Шмелева как истинно православного писателя; в анализе его произведений с позиций религиозного мировоззрения, как они и были написаны автором; в соотнесении религии и реальной жизни, где Православие не догма, а основа нравственных» эстетических впечатлений человека и этических норм поведения в обществе; в показе формирования личности героя на основе христианской морали.
Все перечисленные автором положения выносятся на защиту.
Обоснованность научных выводов определяется тем, что диссертация является результатом научного анализа исследований наиболее авторитетных литературоведов, философов, ученых, писателей /Н.А.Ильин, Ю.А.Кутырина, Б Зайцев, Г,Адамович, 0»Михайлов, ЁфОоьмниина, М+Дунаев и др /, а также трудов в области детской психологии, этнографии, фольклористики, древнерусской Литературы, теории литературы, истории и развития Христианства на Русн и самой религиозной сути православия.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству И,С.Шмелева, при дальнейшем исследовании шмелевского литературного наследия, а также как методическое яосооие для школьных учителей при проведении уроков.
Некоторые положения диссертации изложены в научных докладах на конференциях и опубликованы в виде тезисов.