Введение к работе
Актуальность темы. Трагедия как жанр и "трагическое"
как категория художественного мира составляют предмет давне
го и напряженного интереса со стороны литературоведения.
Пристальное внимание вызывают, соответственно, и те периоды
в истории национальных литератур, в которые понятие трагедии
приобретает новое содержательное наполнение. В русской лите
ратуре только начиная с пушкинского времени и благодаря
собственно пушкинским опытам в этом жанре, трагедия попала в
фокус современных филологических исследований. Трагедия
предшествовавшего периода, эпохи классицизма, изучена не
сравненно менее подробно, между тем именно в то время траге
дия была признанной вершиной жанровой иерархии. Подобное по
ложение является ВО:многом следствием того пренебрежения.к
классицизму как стилю, которое установилось, начиная с эпохи
романтизма, и определило оценки критики XIX - начала XX ве
ка. -
Классицизм и художественное творчество XVIII века в целом были "реабилитированы" уже трудами ученых 1920-1930-х годов. Важнейшие историко-литературные наблюдения и ряд концептуальных обобщений, касающихся трагедии классицизма, сделаны в работах Г.А.Гуковского, П.Н.Беркова, А.Я.Максимовича, В.Н.Всеволодского-Гернгросса. X.-Б. Хардера. Л. И. Кулаковой, И.Н.Медведевой, Ю.В.Стенника, Е.А.Касаткиной, В.А.Бочкарева, П. Е. Бухаркина и ряда других исследователей. Можно однако констатировать, что в развернувшемся с 1920-х годов основательном изучении литературы XVIII - начала XIX века трагедии было уделено все же относительно меньшее внимание, нежели целому ряду развивашихся одновременно жанров и литературных направлений. Среди художественных особенностей трагедии русского классицизма непременно подчеркивалась в основном ее дидактическая функция, роднящая трагедию с иными поэтически-
- г -
ми и прозаическими жанрами, преимущественно настроенными на дидактику, и в то же время вопросы, к постановке которых побуждает сама специфика русской трагедии - связь с традицией жанра и жанровыми "архетипами", внутренние основы трагического конфликта, логика организации самого действия трагедии - остаются недостаточно разработанными. Эти вопросы и составляют существенный проблемный аспект в истории жанра, требующий своего изучения.
Таким образом может быть определена актуальность той части диссертационного исследования, которая обозначена фор-' мулой "проблемы развития трагедии", вынесенной в заглавие работы. В отношении целостной истории жанра классицистической трагедии драматургия В. А. Озерова представляет особый интерес, ибо творчество Озерова, последнего из крупных трагиков-классицистов, с одной стороны, вбирает многочисленные предшествующие тенденции, с другой - позволяет лучше понять сам момент перелома традиции, смены жанровых доминант, открывающий путь к пушкинскому творчеству. В связи с этим возникла необходимость включить в диссертационную работу отдельную главу, в которой сформулирован взгляд автора на особенности классицистической трагедии и прослежены некоторые зажнейшие тенденции русской трагедии XVIII века. Дополнительно введена также последняя глава, служащая одновременно заключением, где рассматривается . творчество П.А.Катенина, ставшее важным промежуточным звеном между Озеровым и пушкинской драматургией.
Цель исследования может быть определена с точки зрения . общей истории литературы и теории литературы и драмы. Речь идет, во-первых, об опыте целостного прочтения трагической драматургии Озерова в широком контексте русской и мировой драмы, во-вторых, - об исследовании глубинной жанровой проб-
лематики трагедии, проявляющейся на одном из отрезков развития жанра.
В соответствии с этим, в качестве задач исследования необходимо отметить следующие:
-
Определение содержательной стороны конфликта классицистической трагедии, его философско-мировоззренческих предпосылок, как' общих для французской и-'российской линий жанра, так и специфических именно для последней.
-
Описание важнейших тенденций русской трагедии XVIII века и ее важнейших структурных особенностей, сказавшихся впоследствии на драматургии Озерова.
-
Выяснение историко-литературного контекста и конкретной истории замысла каждой из трагедий Озерова.
-
Исследование внутренней логики формирования конфликта и образного строя трагедии Озерова, учитывая как реальный генезис составляющих ее элементов, так и обобщенный философский концепт, лежащий в основе жанра.
-
Анализ трагедий П.А.Катенина и его эстетических высказываний, относящихся к трагическому жанру; описание смены внутренней установки трагедии: -
Научная новизна работы. Данная диссертация является первым монографическим изучением драматургии Озерова, предпринимаемым с 1915 года, когда вышел в свет обширный труд П.О.Потапова "Из истории русского театра. Жизнь и деятельность В. А. Озерова", безусловно устаревший по методологии (основанной на противопоставлении "ложноклассицизма" как эстетически неполноценного стиля и "психологической драмы", к которой исследователь относил и трагедии Озерова), но чрезвычайно ценный по собранньм в нем материалам. По сравнению с рядом последующих содержательных работ, специально посвященных Озерову, из которых прежде всего следует назвать статьи
А.Я.Максимовича, И.Н.Медведевой и ряд глав в монографии В. А. Бочкарева "Русская историческая драматургия начала XIX века" (Куйбышев, 1959), настоящее исследование отличается как новизной привлекаемого историко-литературного материала, так и специальным вниманием к концептуально-философским вопросам, связанным с трагическим конфликтом и характером тра- гического героя.
Методологической и теоретической базой работы являются традиционные для современного литературоведения принципы историко-литературного и сравнительно-типологического исследования. Вместе с тем проблемно-теоретическая сторона диссертации развивает ряд специальных положений, касающихся архе-типической модели трагедии (А. В.Ахутин) и концепции смены онтологических доминант культуры (С.С.Аверинцев). "
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке нового издания, сочинений Озерова (выяснено, в частности, что ему ошибочно приписана ода "Подражание Лебрену"), а также в общих курсах истории литературы, в спецкурсах и семинарах, посвященных драматургии первой четверти XIX века, и проблеме трагедии в русской и мировой драматургии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела пушкиноведения и сектора литературы XVIII века ИРЛИ РАН. Положения диссертации изложены в статьях, опубликованных по теме, а также в выступлениях на конференции молодых ученых и специалистов *ИРЛИ (апрель 1994), на Четвертой международной пушкинской конференции (Нижний Новгород, август 1997) и на Державинских чтениях, проводимых Всероссийским музеем Пушкина (январь 1998).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения и четырех глав, последняя из которых посвящена, самостоя-
тельному исследовательскому сюжету, связанному с драматургией П. А.Катенина.