Введение к работе
Актуальность избранной темы обусловлена ее неразработанностью как в историко-литературном, так и в теоретическом аспектах, в частности, в аспекте проблемы "автор-герой" и, шире, специфики художественного метода писателя применительно к литературному процессу указанного времени
Объект исследования составляет беллетристика А Ф. Писемского 1840-50-х годов
Предметом анализа являются типологические признаки художественного метода А Ф Писемского, проявившиеся в данный период и позволившие критике дать ему определение "чистый реализм" (Ап Григорьев)
В разное время объектом изучения литературоведов становились романы А Ф Писемского 1850 - 70-х годов (П Г Пустовойт, Л М. Лотман, Н Н. Грузинская, А В Тимофеев, О В Тимашова, А В Седов и др ), художественная публицистика писателя (НС Оганян, СМ Балуев), отдельно исследовались проблемы поэтики романа "Тысяча душ" (Ханс-Юрген Ленерт, И В Карташова), изучалась драматургия Писемского (Л В Манькова), разрабатывались проблемы соотнесения творчества писателя с литературными направлениями эпохи 1840 - 50-х гг (Н.И Пруцков, И П Видуэцкая) и с отдельными персоналиями обозначенной эпохи (А И Кирпичников, И В Долинина и др ), исследовались проблемы творческой биографии писателя (Ф И Евнин, М П Еремин, С Н Плеханов, А П. Могилянский) и идейного самоопределения (А А Рошаль, В А Акимова, С П Шакелина), был осуществлен анализ некоторых элементов поэтики произведений писателя (В Ю Антышева) и т д
Наше диссертационное исследование предполагает не столько систематизацию и обобщение подходов, намеченных в большинстве критических и литературоведческих трудов, сколько разработку целостной концепции личности А Ф. Писемского-художника 1840 - 50-х годов, до сих пор не ставшей предметом специального анализа, не представленной в единстве жизненной философии и творчества писателя
Целью диссертации является осмысление ранней беллетристики и особенностей личности А.Ф Писемского в преломлении к художественному методу писателя периода его становления
Правомерно подлежат решению следующие задачи:
Обобщить, систематизировать и осмыслить факты биографии А Ф Писемского с точки зрения запечатленного в них процесса формирования жизненной философии писателя, его особого "чувства жизни" (И.А Бунин),
Соотнести художественный метод А Ф Писемского ("чистый реализм") с концепцией его личности Применительно к ней определить значение таких понятий, как правда, здравый смысл, трезвый взгляд Спроецировать жизненную философию писателя на идейно-эстетическую систему организации его произведений, специфические черты его поэтики,
Исследовать проблему формирования в беллетристике А Ф Писемского героя нового типа, внеположенного как эстетике романтизма, так и течению "сентиментального натурализма" и другим проекциям "натуральной школы",
Рассмотреть произведения писателя в специфике их жанровой поэтики; выявить закономерности развития в них формообразующих признаков малых и средних эпических жанров (очерка, анекдота, сценки),
Проанализировать особенности совмещения в рамках художественного метода писателя различных стилевых тенденций (романтической, сентиментальной, реалистической, поэтики "сентиментального натурализма"), определить параллели методу Писемского в литературе 1840 - 50-х гг. и предшествующего времени
Методологическую основу работы составили теоретико-философские труды М М Бахтина, В В Виноградова, Ю М Лотмана, В М Марковича, Ю В Манна, У Р Фохта, В Е Хализева, Р О Якобсона по проблемам реализма Основные понятия диссертации "художественный метод", "автор", "герой", "жанр" - разработаны с учетом современных представлений об их содержательной сущности. Дефиниции "анекдот" и "очерк" имеют в диссертации теоретическое обоснование, восходящее к работам Н Л Вершининой, В И Глухова, А В Лужановского, В В Тихомирова, А Г Цейтлина, Б А Успенского
Включение прозы АФ Писемского 1840 - 50-х годов в контекст творчества самого писателя, а также в литературный контекст второй трети XIX века обусловило сочетание историко-литературного, культурно-исторического и историко-типологического методов исследования
Основные положения диссертации, выносимые на защиту На защиту выносятся следующие положения
Художественный метод А Ф Писемского представляет собой самобытное явление в литературе 1840 - 50-х годов,
"Чистый реализм" в произведениях А Ф Писемского не претерпевает значительных изменений на протяжении 1840 - 50-х гг., более того, он является единым и тождественным себе во всех жанрах беллетристики писателя, в том числе и в жанре очерка,
Становление метода "чистого реализма" в прозе А Ф Писемского соответствует определенным биографическим и литературным реалиям жизни писателя эпохи 1840 - 50-х годов В частности, важнейшим оказалось формирование особой правды, основанной на признании непреложности действительности, с одной стороны, и "недостатке примирения с идеалом" (Н Н Страхов), с другой;
"Центром художественного видения" автора (М М Бахтин) в беллетристике А Ф Писемского выступает герой, внутренне завершенный и неродственный духовному миру автора в силу заведомой обыкновенности Его борьба с действительностью, ограниченная рамками быта, обречена на поражение, что, по мысли писателя, подтверждает несостоятельность самой идеи протеста;
5. "Чистый реализм" А Ф Писемского осмысляет героя и действительность, исходя из житейской правды, здравого смысла, что продиктовано выбором "усредненного", заурядного героя, равного действительности,
6 Формообразующей структурой в жанровом мышлении писателя, согласно его методу, является анекдот и наряду с ним - жанры очерка, зарисовки, сценки и т п Вследствие этого для метода А Ф Писемского становятся характерными многомерность и безоценочность в изображении действительности, так называемая "объективность" как результат преодоления рефлексии и отказа от нее
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена принципиально новым подходом к изучению художественного метода А Ф Писемского как самоценного и самобытного явления в литературном процессе 1840 - 50-х годов посредством реконструкции типологических особенностей мировоззрения писателя и установления соответствия между его бытовым и художественным восприятием действительности
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена стремлением осмыслить художественный метод
А Ф Писемского в его целостности, в соположении биографического, "поведенческого", стилевого, жанрового аспектов
Практическое значение исследования. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы второй трети XIX века в высших учебных заведениях, проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также в ходе преподавания литературы в школе
Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры литературы ГОУ ВПО "Псковский государственный педагогический университет им С М Кирова", основное содержание исследования отражено в ряде докладов на международных научных конференциях "Майминские чтения" (Псков, 2005,2006), "Художественный текст и культура VI" (Владимир, 2005), "Синтез документального и художественного в литературе и искусстве" (Казань, 2006), "Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе Проблемы теоретической и исторической поэтики" (Гродно, 2006)
По материалам диссертации опубликовано 6 статей
Цели и задачи, поставленные в диссертации, а также предмет исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 235 наименований Основное содержание работы изложено на 185 страницах. Общий объем исследования 208 страниц