Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Языковые средства выражения категории "точка зрения" в современном французском нарративном тексте Курских, Олег Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курских, Олег Владимирович. Языковые средства выражения категории "точка зрения" в современном французском нарративном тексте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.05 / Курских Олег Владимирович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Пятигорск, 2013.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/820

Введение к работе

Современная лингвистическая наука характеризуется повышенным интересом к проблеме текстовых категорий. Благодаря новым подходам к изучению продуцирования наррации, открываются перспективные направления в исследовании особенностей текстовых категорий, их места и роли в художественном тексте, предпринимаются попытки установить корреляцию между категориями текста и определенным набором средств их выражения. Реферируемая диссертация посвящена изучению функционирования категории «точка зрения», рассмотрению основных принципов ее выделения, анализу лингвистических средств репрезентации и определению ее роли в порождении современного французского нарративного текста.

Актуальность работы определяется интересом, который современная наука проявляет к изучению законов текстуальности, по которым продуцируется текст. Большое внимание уделяется исследованию нарративного текста с позиций его субъектной организации, в частности, изучается категория «точка зрения», непосредственно связанная с идентификацией ее субъекта, служащего центром пространственной, временной и психологической ориентации в тексте.

Однако, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной лингвистической науке «точка зрения» довольно широко изучается, окончательные ответы на вопросы о том, что собой представляет исследуемая категория, как она проявляется в тексте и каким образом выражается, до сих пор не найдены. Разные исследователи по-разному понимают данную текстовую категорию, вследствие чего ее лексические, морфологические, синтаксические и композиционные средства выражения не нашли полной систематизации и комплексного изучения.

В основу выполненного исследования положена следующая гипотеза: «точка зрения» представляет собой текстовую сверхкатегорию, объединяющую текстовое пространство в единое коммуникативно-прагматическое целое. Текстообразующая функция «точки зрения» заключается в отборе из безграничного множества элементов предметов видения, их признаков, действий, связей, пространственно-временное и ценностное их соположение в повествовании. «Точка зрения» влияет на способ подачи нарративной информации, от которого зависят качественные характеристики текста: его субъективность и объективность. Она принимает участие в реализации таких важнейших категорий, как рассказчик и персонаж. Текстовые категории времени, пространства, перспективы, дистанции, представляя собой самостоятельные явления, входят на правах составных частей в категорию «точка зрения». Важнейшим признаком «точки зрения» является универсальность, поскольку в текстах разных авторов наблюдается общность лингвистических механизмов ее актуализации.

Научная новизна проведенного исследования обусловлена тем, что в ней применен новый системный подход к изучению категории «точка зрения», опирающийся на лингвистический анализ нарративного текста. Впервые разработана новая типология «точки зрения» и описаны особенности функционирования данной категории во французском нарративном тексте нового типа (конец XX - начало XXI вв.). Выявлены лингвистические средства выражения каждого из выделяемых типов «точки зрения». Новой также является трактовка субъекта «точки зрения». Кроме того, новизна исследования заключается в том, что категория «точка зрения» изучалась в работе в корреляции с такими текстообразующими категориями, как «перспектива» и «дистанция».

Объектом представляемого исследования является категория «точка зрения» в современных французских нарративных текстах малой и крупной формы.

Предметом исследования являются языковые средства выражения «точки зрения» как текстообразующей категории.

Цель работы состоит в разработке типологии «точки зрения», а также в установлении и систематизации языковых средств реализации каждого из типов «точки зрения» во французском нарративном тексте.

Достижение поставленной цели было связано с решением следующих задач:

рассмотреть текстовые категории, задействованные в процессе текстопродуцирования;

определить статус категории «точка зрения» с позиций нарративной лингвистики;

выявить и систематизировать лексические и грамматические средства выражения текстообразующей категории «точка зрения»;

определить набор функций, выполняемых каждой из выделяемых «точек зрения» в нарративных текстах;

проанализировать способы «включения» «точки зрения» персонажа в текст рассказчика;

определить роль «точки зрения» в продуцировании наррации, обладающей свойствами кинематографического письма.

Теоретико-методологической базой данной работы послужил широкий круг исследований, прямо или косвенно связанных с изучением проблемы «точки зрения». Сложный, многогранный характер данного феномена потребовал обращения к трудам отечественных и зарубежных ученых в области нарратологии (Ф. Штанцель, Р. Якобсон, Цв. Тодоров, Ж. Женетт, М. Ян, Ш. Риммон-Кенан, М. Бал и др.), структуральной поэтики (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.О. Корман), стилистики, лингвистики и прагматики текста (А.А. Корниенко, Е.В. Падучева, Е.А. Леонтьева, Л.В. Татару и др.) и литературоведения (В.И. Тюпа, Н.Д. Тамарченко). Методологически релевантными для настоящей диссертации являются также идеи Я. Линтвельта о повествовательной перспективе, ее видах и зависимости формирования «точки зрения» от повествовательной перспективы.

Материалом исследования послужили современные французские нарративные тексты авторов конца ХХ-начала XXI вв. (Ж.-М. Г. Ле Клезио, М. Уэльбек, Ф. Бегбедер, Б. Вербер, А. Гавальда, Э. Орсенна, Ф. Клодель, П. Меро и др.) общим объемом 4500 страниц, из которых методом сплошной выборки извлекались текстовые блоки, содержащие выделяемые местоименно-временные структуры в сочетании с временными локализаторами. Всего проанализировано более 3000 таких блоков.

Методы лингвистического исследования, применяемые в диссертации, обусловлены ее целью, задачами и характером материала. Для анализа и систематизации теории и истории проблематики использовался описательно-аналитический метод. Классификационно-типологический метод позволил выделить различные типы «точки зрения». Метод научного анализа языкового материала применялся для поиска лингвистических механизмов формирования категории «точка зрения». Для определения влияния контекста и параметров ситуации на идентификацию субъекта «точки зрения» и выявления взаимозависимостей между функциями языковых единиц и контекстом их использования применялся метод контекстуально-интерпретационного анализа. Также использовались общие приемы

наблюдения, построенного на индукции: от анализа фактов, их сопоставления - к обобщениям и выводам.

Адекватность полученных результатов подтверждается изучением большого количества теоретического материала и применением современных методов исследования.

Теоретическая значимость настоящей диссертации заключается в том, что в ней проанализированы и теоретически обобщены результаты многочисленных исследований, в той или иной степени затрагивающих «точку зрения», выявлены и систематизированы языковые средства её выражения во французском нарративном тексте, предложено новое решение проблемы статуса данной категории. В диссертации разработана классификация «точки зрения», что вносит определенный вклад в изучение механизмов текстопроизводства и процессов создания таких типов наррации, как сенсорный и кинематографический. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейшей разработки проблемы «таксиса», привлекающей в настоящее время большое внимание ученых вследствие происходящих во французском языке изменений, касающихся взаимоотношений между значениями одновременности, предшествования и следования, и могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях выражения категории «точка зрения» в нарративном тексте. И, наконец, комплексный подход, применяемый в работе, расширяет теоретическую базу исследования роли субъекта в художественной коммуникации.

Практическая значимость заключается в том, что исследованный языковой материал и результаты данной работы могут применяться в вузовских курсах по теории и стилистике текста, при разработке спецкурсов и написании учебных пособий по лингвистическому анализу нарративного текста, при написании выпускных квалификационных работ и кандидатских диссертаций.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. «Точка зрения» представляет собой текстовую сверхкатегорию, под которой понимается базовая, основополагающая категория, пронизывающая все текстовое пространство и обладающая большими текстообразующими возможностями.

  2. Выделяются три типа «точки зрения»: синхронный, ретроспективный и проспективный. Каждый из выделенных типов определяет способ представления событий и является принципом отбора и сочетания языковых средств при построении нарративного текста.

  3. Синхронная «точка зрения» участвует в продуцировании наррации, обладающей свойствами «показывающего», «визуального» письма. Ретроспективная «точка зрения» направляет фокус повествования на события прошлого, отделенные значительной дистанцией времени от момента повествования. Проспективная «точка зрения» маркирует позицию рассказчика, способеного заглянуть в будущее, предвосхищая развитие событий.

  4. Ядром плана выражения категории «точка зрения» является структура «личное местоимение + глагольно-временная форма + временной локализатор».

  5. Субъект «точки зрения», являющийся центральным ориентиром и точкой отсчета пространственно-временных отношений в тексте, может совпадать и не совпадать с субъектом речи, вследствие чего «точка зрения» оказывается соответственно эксплицитно или имплицитно выраженной. Пространственно-временная ориентация относительно эксплицитного субъекта «точки зрения»

осуществляется посредством ориентации на субъект речи, в то время как ориентация относительно имплицитного субъекта «точки зрения» происходит в результате действия механизма психологической темпоральной референции.

6. Инстанцией, организующей повествование при нейтрализации фигур

субъекта «точки зрения» и субъекта речи, выступает «камера», не репрезентирующая ничью «точку зрения». Используемая в этом случае внешняя перспектива нейтрального типа лишена индивидуализированного центра ориентации и сводится к безличному показу действительности.

Апробация работы. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры французской филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Основные положения диссертации нашли свое отражение в докладах и выступлениях на 7 научных конференциях разного уровня: «Молодая наука-2010», «Университетские чтения-2010, 2011», «Россия-Франция: на перекрестке культур» (Пятигорск, 2010), «Universum Romanum» (Пятигорск, 2010, 2012), «Исследования в области французского языка и французской культуры» (Пятигорск, 2011).

По теме исследования опубликованы 9 печатных работ, в том числе две статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации определяется спецификой темы, поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной научной литературы и списка источников, составивших корпус исследовательского материала.

Похожие диссертации на Языковые средства выражения категории "точка зрения" в современном французском нарративном тексте