Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Грузинское зодчество долгое время глубоко и разносторонне изучалось в историко-художественном аспекте. В то же время почти не исследовались творческие методы и закономерности формирования структуры грузинского памятника, не изучалась история развития творческой мысли зодчих прошлого, с помощью которых они создавали свои неповторимые произведения. Неизвестно было как формировалась ими объемно-планировочная структура и архитектурно-художественный образ сооружения в процессе исторического развития. Вот проблема требовавшая своего исследования.
Малоизученность этой проблемы затрудняет всестороннюю и глубокую оценку исторического наследия и более действенное использование опыта прошлого в современной творческой деятельности. На это обстоятельство еще в период становления научных основ истории грузинской архитектуры указывал акад.И.А.Джавахишвили. Он считал, что если не будут исследованы соразмерности как сооружений в целом, так и их отдельных частей, достаточно глубокая оценка старого станет невозможной, и создание прочной основы для развития новой грузинской
- б -
архитектуры окажется лишь мечтой .Эта мысль выдающегося грузинского ученого актуальна и на современном этапе развития архитектурной науки и практики.
Исследование проблемы создает новое научное направление в . изучении грузинского зодчества. Позволяет поднять историв зодчества прошлого на качественно новом уровне путем выявления творческих методов и закономерностей его развития; создает теоретические основы реставрации памятников грузинского зодчества с выявлением или подтверждением времени их создания; расширяет представления о возможностях архитектуры как искусства; еще раз доказывает, что архитектура - плод не только таланта и интуиции, но и творческого применения выработанных поколениями методов и закономерностей формирования композиционной структуры сооружений ; выявляет новые сведения о математических и геометрических знаниях, об измерительных величинах, которыми пользовались грузинские мастера.
Актуальность темы обусловлена не только исторической ценностью. Творческие методы современной архитектуры в неменьшей степени нуждается в определенных "опорных точках" в беспредельной области творческого созидания. В становлении этих методов в современной архитектурной деятельности важный вклад может внести богатый опыт зодчества прошлого.
Таким образом, проблема как с научной так и практической точки зрения актуальна.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной, целью диссертации является исследование и научное обобщение творческих методов и закономерностей формирования структуры купольных сооружений грузинского зодчества; тем самым изучение путей развития творческой мысли зодчих прошлого, создавших произведения, которые и сегодня волну-
* И.А.Дкавахиявили. Задачи,источники и методы истории в древности и теперь. Книга 3. Грузинская нумизматика и метрология. Тифлис, 1925, с.172.
dt нас не как культовые памятники,а как высокохудожественные произведения подлинно народного творчества. Результаты позволят восполнить существующий пробел в теории грузинского зодчества, определить значение и место данной проблемы как в оценке наследия, так и в развитии современных творческих методов архитектуры, и , наконец, содействовать воспитанию у советских людей уважение к национальному достоинству, к национальной культуре. Основными задачами диссертации является:
обоснование важности разрабатываемой проблемы как одного из необходимых звеньев для всестороннего и углубленного изучения теории и истории грузинского зодчества;
раскрытие профессиональных "тайн" зодчих Грузии, их .методов формирования композиционной структуры произведения с целью содействия развитию творческих методов современной архитектуры;
создание определенного теоретического направления для продолжения и углубления исследования грузинского зодчества в этом аспекте;
использование результатов исследования для разработки научно обоснованных методов реставрации памятников грузинского зодчества.
ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе рассмотрены памятники, которые были построены не только на территории нынешней Грузинской ССР, но и на землях древней Грузии - Тао, находящихся в настоящее время за пределами СССР.
Хронологические границы работы охватывают обширную эпоху с раннего средневековья, с ІУ в., когда Грузия принимает христианскую религию, до периода позднего средневековья - ХУЛ в., когда происходит политический и экономический упадок государства и вместе с этим необратимый спад грузинской архитектуры.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ определяется тем, что в ней впервые в теории грузинского зодчества выявлено, систематизировано изу-
- 8 -чено и научно обосновано существование в творческих методах зодчих Грузии определенных закономерностей формирования композиционной структуры сооружений ; установлена преемственность из поколения в поколение сложившихся творческих методов и закономерностей; разработана развернутая картина иерархического строя грузинского купольного зодчества на протяжении всей эпохи, выявляющая динамику закономерностей по которым он развивался с момента зарождения и В плоть до его спада, что впервые дается в теории грузинского зодчества ; установлены определенные взаимосвязи выявленных закономерностей с формированием архитектурно-художественного образа сооружения ; сделана попытка поднятия исследуемого вопроса на уровень самостоятельной научной проблемы, подобно историко-художественным вопросам; представлена развернутая картина общего развития купольного зодчества Грузии с выявлением существующих в нем внутренних творческих связей и единого творческого направления развития ; создана определенная научная база для более обоснованных реконструкций грузинских памятников ; выявлены творческие методы, с помощьо которых в прошлом достигалось художественное разнообразие в пределах одной архитектурной темы при весьма ограниченном числе "типовых" структурних элементов, что безусловно важно и для современной архитектуры.
Научной новизной является также тот факт, что в данной работе проблема рассматривается не только с эстетической точки зрения, как это часто встречается в аналогичных работах, а гораздо шире, и глубже, охватывая весь творческий процесс формирования об"емно--планировочной структуры сооружений и решения строительно-конструктивных задач.
- грузинское зодчество с древних эпох обладало определенными методами, правилами и закономерностями, основанными на модульных соразмерностях ; эти соразмерности применяли в архитектуре
многих народов, но зодчие Грузии на их основе сформулировали свою систему модульных закономерностей построения структуры сооружения, отражающие национальные особенности грузинской.архитектуры ;
- модульные закономерности, рожденные самой архитектурно-
строительной практикой, в одикаковой степени служили решение как
архитектурно-художественных, так и стротельно-конструктивных за
дач ;
-сложивпиеся закономерности являлись средством преемственности опыта предыдущих поколений, что обеспечивало развитие всей грузинской архитектуры по единому творческому направлению ;
каждое новое поколение принимало эти закономерности как объективно существующие основы традиционного зодчества, аккумули-, рующие в себе исторические результаты художественных достижений. Это со своей стороны создавало определенное творческое русло, которое не позволяло новому поколению отклонятся от общего архи-тектурно-худочсественного направления развития национальной архитектуры ;
при формировании произведения наряду с модульными закономерностями в равной степени участвовали и другие композиционно-конструктивные средства. Они взаимодействовали и взаимопроникали
друг в друга. Однако модульные соразмерности, являясь сквозными средствами в творческих методах объединяли все остальные определенной системой количественных отношений. В силу этого они занимали свое ведущее место ;
- модульные закономерности не являлись застывшими канонами,
они эволюционировали вместе с развитием архитектуры в соответст
вии с функциональными, строительными и художественными требова
ниями каждого исторического периода ; они были достаточно гибкими
чтобы ассимилировать черты общенациональных, а также региональных
художественных традиций;
закономерности построения структуры купольных сооружений, выявленные в работе, могут стать определенной основой для создания общей теоретической базы реставрации грузинских купольных памятников ;
профессиональный опыт древних зодчих "в современной транскрипции" может способствовать развитию творческих методов современной архитектуры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ заключается: а) в восполнении пробела в теории грузинской архитектуры результатами исследования ; б) в созданий научной методики для дальнейшего исследования грузинского зодчества в этом направлении ; в) в применении выявленных закономерностей в практических работах по реставрации купольных памятников Грузии ; г) в обогащении теории архитектурной композиции в результате осмысления и переработки профессиональных методов зодчих Грузии ; д) в использовании научных результатов работы в учебных целях путем их включения в учебные курсы: по истории грузинской архитектуры, реставрации памятников и основам архитектурной композиции.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа является результатом длительной научной, педагогической и практической деятельности автора. Она включает различные формы внедрения результатов исследования, связанные с планами научно-исследовательских работ Грузинского политехнического института имени В.И.Ленина, по проблеме "Творческие методы зодчих Грузии" О,3 Гос.per.77040997), а также с проблемой Института истории грузинского искусства им.Г.Н. Чубинашвили АН ГССР - "Теоретические проблемы мировой культуры" № гос.per. 4.16.6), охватывающей тему - "История архитектуры, изобразительного и прикладного искусства народов СССР О? гос.per. 4.18.8.7), включающей перспективную тему: "Архитектура средневековой Грузии" - 70046593;
- II -
Результаты исследования использованы: в Институте истории грузинского искусства АН ГССР; в цикле лекций для студентов архитектурного и строительного факультетов Грузинского политехнического института имени В.И.Ленина; в Глаєном управлении по охране и использованию памятников истории, культуры и природы Груз.ССР при реставрации памятников ; в проектном бюро архитектурного факультета Грузинского политехнического института имени В.И.Ленина при проектировании современных сооружений на основе модульной системы.