Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тарон-васпураканская школа архитектуры средневековой Армении Кертменджян, Давид Григорьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кертменджян, Давид Григорьевич. Тарон-васпураканская школа архитектуры средневековой Армении : автореферат дис. ... доктора архитектура : 18.00.01.- Ереван, 1992.- 47 с.: ил.

Введение к работе

В результате особенностей исторического и культурного развития з Армении ІХ-ХТУ вв. сформировался ряд региональных архитектурных школ: Айрарат, Ани-1:;ирак, .Гардзр Хайк, Лори, Сшик, Арцах, Парскахайк, Алдзник и Киликкя. Одним из наиболее ярких примеров перечисленных архитектурных школ является пкола Тарона-Мокса-Васлуракана. Регион Тарон-Васпуракан был одним из древнейших очагов армянской цивилизации. В незапамятные времена сн являлся пристанищем легендарного патриархг Хайка. 3 дальнейшем. здесь находился престольный центр урартилцев. В тарокском городе Аштишат был воздвигнут первый армянский христианский храм. Еще до развернувшейся в данном регионе в IX в. созидательной деятельности таронских Рагратидов, васп'ураканских Арцрунидов и мокских князей здесь существовали такие крупные монастырские комплексы как Гла~аванк, Верхний и Кітний монастыри Варагзвакка, монастырь Огсац и другие. Позднее возникли и другие монастырские центри - Нарек, Илу, Елердут, Агбмрка, Аракелоц, Лим, Ктуц, Салкапат, храм св.Еогородицн в Апаранке, Плат, Еракхавор и др. Согласно письменным источникам количество монастырей в XI в. лишь в !.йксе и Заспуракане доходило до ТТ5-ти.

Зо времена владычества в Тароне-Васпуракане эмирстз [Lax-Ap-менов, Мерванидов, Кайсиков и других, монастыри взяли на себя роль духовных покровителей региона в целом, продолжая в то re время оставаться важными центрами письменной культуры и наук. С этими центрами связаны имена таких выдающихся деятелей армянской средневековой культуры, какими были Хосров Андзеваци, Анания Нарехаци, Смбат Зарехавэнци, Григор Нарекаци и др., явившиеся яркими представителями восточной школы армянской философской мысли. Ке только словом, но и делом они весьма способствовали развитию национальной культуры, в том числе и в области культовых сооружений. В исследуемом наглі регионе имелось более десяти, крупных городов и более сорока небольших городков, которые, наряд}' с монастырскими центрами, несмотря на елочные политические условия, продолжали обгераиваться. Строительное искусство и архитектура и после ГХ-ХІ вв. продолжали развиваться на основе как местных традиций, так и влияний извне. Так, в своеобразных исторических условиях, закономерно усвоив наследие прошлого и ссновиааясь на достижениях восточной школы армянской философ-

- 4 -скок мисли в лице таких профессионалов, каким бал архитектор "анвел, б Тароне-Васпуракане сформировалась самостоятельная, самобытная пкола армянской национальной архитектуры, характерная именно для данного региона. Она отличается своим творчес-иим методой, использованием собственных композиционных приемов, созвучнцх принципам тех представленил, которые связаны с идеологией иконобої^ества и что отразилось в подавлявшем большинстве памятников ХП-ХІУ вв.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАН И Я. Для характеристики интересующей нас школы архитектуры необходимо исследовать особенности строительного искусства всех памятников данного региона. В этой связи предметом исследования в данной работе стали:

а/ Уточнение территориального расположения крепостей, монастырей и других строительных объектов в f-4-x областях Тарона-Васпуракана.

б/ Развитие городского строительства в важнейших населенных пунктах /.?ан, Лртамет, Арчак, Востан-Лхтамар, Хошаб, Шатах, Аг-, бак, Нокс, Хизан, Багеш, Даткак, Сасун, ЭДга, Харк, йшазкерт, Хнус,.Хлат, Арчеш, Арцке, Ееркри, Абага, Артаз, Джуга, Агулис, Нахичеван/ и описание наиболее главных из находящихся в них памятников.

в/ изучение более двухсот культовых и светских памятников „ к архитектурных комплексов.

А К Т. У А Л Ь Н О С Т Ь ТЕМЫ. Тарон-Васпуракан наследием свое.'} культура является одним из наиболее развитых регионов средневековой Армении. Ма этой территории сохранились такие жеячуязш армянском архитектуры, как Варагаванк, церковь с. Креста в Ахтамаре, Карекаванк, Арцзаберд в Арчеше, монастыри Аракелоц и Глакаванк в ?,jjrae, церкви св.Бартолокеоса и св.5чыка-дзина в Агбаке, І.іагардаванк, св.Стефаноса з Лстапате, св.Тадея в Артазе, св.Товмаса в Агулисе, св.Креста в Апаранке и многие другие памятники, являвшиеся одновременно крупными центрами ар-. минской письменности.

Своеобразный план имеют многие города, расположенные по побережья озера Ван - Ван, Зостан, Датван, Хлат, Арцке, Арчеш. Интересные образцы сочетания культовой и оборонительной архитектуры, отличающиеся своеобразием расположения кварталов, со-. хранились в некоторых городах Тарона-Баспуракана второстепенного значения /Джуга, Арчак, Агбак, Артамет, И'атах, Мокс, Хи-

- 5 -зан, Датван/. Фактически главные города данного региона, являвшиеся типичными образцаїлі наследования традиций древней культуры, во многом изменили свой первоначальный облик, ибо подверглись па протяжении веков переделкам и реконструкциям, мемлу тем малые города, имезітае меньшее значение, остались сравнительно з первозданном виде. Следовательно, исследование последних даст богатый материал для ванних научных выводов, особенно если учесть, ''.то населенные пункти Тарона-Заспуракала со своим ландшафтним своеобразием и с остатками их разнообразных строений -монастнряі.я, крепостями, сетью оросительной системі и дорог, несут на себе печать урартской культуры к являются иктсреснн:.гл образцами дрегчей планировки.

3 архитектуре исторической Армении памятники Тарона-Баспура-кана ззкимачуг особое место: они отлагаются непрерывностью этапов своего развития, при котором наблюдается постепенное проникновение древних традиции в более поздние зпохк, их постоянное наследозакие и своеобразное слияние. Исключительного в гаї мания достояна однако особенность стиля памятников данной школы архитектуры, характеризующихся простотой и ясностью сї'орм и содержания /за исключением церкви св.Креста в Ахтамаре и ряда памятников более поздних или подвергшихся поздним перестройкам - это церкви св.ьартоломеоса в Агбаке, св.СтеТэаноса б І.й.гарда, ев.Та-дея в Артазе, св.Стешаноса и ^стапате и ряда церквей Агулпса и Нзхкчезана/. Проявившиеся в них тенденции отразились в характерных для большинства.церквей региона особенностях решений объёмно-пространственных композиций. В большинстве церковных зданий Тарона-Заспуракана познавательно-символическое содерташе воплощено в минимально простых и ясных Нормах.

Благодаря отмеченным выше особенностям и специфики компози-ции, архитектура Тарона-Заспуракана выступает в качестве своеобразной и самобытной иколы в истории армянской национальной архитектуры. Архитектура данного региона, наряду с памятниками других местных отраслей искусства, составляет целостную отдельную группу в средневековом культуре Армении. Чногочисдекше исследованные памятники выделяются не только простотой планирояоч-но-объемных форм, гармоничным и взаимосвязанным расположением плоскостей, их целостностью, но и особой выразительностью, разумностью и сдержанностью всего образа, что полностью созвучно композиционным особенностям памятников других видов искусства

данного региона. Их идейное содержание охватывает темы, начиная от библейских и богословских /при ограниченности форм -безграничное содержание/, доходя до отражения светской и народной культуры, где и следует искать истоки строительного искусства. Несмотря на такое богатств, и кногосодер-хательность наследия, архитектура Тароно-Васпуракана до сих пор представляет собой одну из наименее изученных страниц в истории армянской архитектуры. До сих пор многие памятники этого региона не были удостоены полного и кропотливого изучения, а исследование особенностей школн архитектуры данного региона производится нами впервые.

В имеющихся на сегодня работах в той или иной мере рассматриваются отдельные памятники Тарона-Заспуракана, в основном, часть монастырских кої.илексов, находящихся за пределами городов региона, причем, преимущественно те кз них, которые расположены непосредственно по побереиью озера Ван. Памятники остальных, более двух десятков областей и по сей день остаются неизученными, '.іежду теп для целостного представления интересующей нас школы архитектуры необходимо доскональное исследование многочисленных паютникоз различного типа. Не исследовали до сих пор и сведения о городских сооружениях Тарокс.-Заспуркана, сохранившиеся на страницах письменных источников. В настоящей работе все эти памятники к сведения о них изучаются, уточняются касающиеся их данные, делаются необходимые выводы.

По поводу актуальности темы следует отметить так::е следующее обстоятельство. Культура Тарона-Заспуракана,' находившегося на перекрестке границ Персии, .Междуречья, Сирии и Византии, а также в определенном соприкосновении с арабской, романской и сельджукской культур, по праву является обогащающим звеном сокровищниц строительного искусства указанных итран. Составление целостной картины находившихся на этой территории населенных пунктов и памятников, выявление их архитектурной и познавательной ценности является настоятельной необходимостью для восполнения пробелоа в исследовании средневековой армянской архитектуры и градостроительства. Это поможет более обстоятельному выяснению вопросов, связанных с процессом формообразования отдельных типов строений, их-композиций и других проблем. Это тем более валено,- что Тарон-Васпураканский регион, являющийся богатым

музеем отдельных типоз христианской церковной архитектуры, колыбелью формирования ренеосансной мысли в поэзии и зодчестве Армении,со всеми видами своих памятников ныне находится на чужбине и подвергается уничтожению.

- Хронологические границы в связи с затронутыми а работе
проблемами в ней охвачены памятники-различных периодов.

а/ Касаясь проблему наследования традиций и, следовательно, ві-'являя различные этапы в развитии архитектуры и градостроительства, 1-а охватываем в настоящей работе обширный материал с древнейших времен и до позднего средневековья.

б/ 3 аспекте поднятия проблеют методического формирования системы объёмно-пространственных закономерностей з памятниках школы архитектуры интересующего нас региона исследуется все средневековое наследие строительного искусства Тарона-Заспуракана.

в/ 3 сеязи с проблемой выявления особенностей архитектурной школы Тарока-Заспуракана особо исследуется период от IX-по XT вв. с выделением ХП в. Яри этом рассматриваются события политического, идеолопического и культурного порядка, а такге выявляется значение богословских воззрений и проявление различных аспектов взаимосвязей.

- Географические границы исследования. Понятие "Архитектур
ная школа Тарона-Васлуракана" включает памятники провинций Туру-
беран, !.!окс и Заспуракана исторической Армении. Указанном провин
ции располагались в направлении с востока на запад -по побережью
озера Ван и граничили с севера с провинциями Бардзр Хами, Айра-
рэт, Сшин и Пайтакаран, с востока - Парскахайк, с :эга и запада
они граничили с провинциями Корчайк, Алдзник и вновь с Еардзр
Хапко?.?.

документальное приложение к исследованию охватывает данные, касающиеся памятников нижеуказанных областей исторической Армении.

а/ В провинции Васпуракана области - Г. Рштуїшк. 2. Ван-Тосп. 3. Гнуник и Арбераш. 4. Арчеш, Коаит, Хадтберункк. 5. Дарни, Артаз, Мардастан. 6. дяуга, Нахичеван, Гохтк. 7. ларслатуник, Габитян, Чуашрот и Маранд. 0. Агандрот, Торнаван, "ецнуния, Ар-читак. 9. Мец Агбак, Кугановит, Кнрчуник, Тайгрян, Заражкункк, Газрикян. ТО. Хошап или долина АЙкаберда. ТТ. .Ржергадзор г Г'атах.

б/ В провинции *,1окс области - I. Пояс Арандзнак. 2. Лпаранк.

Э. Хизан. 4. Спаркерт. 5. Ул;елье Уранц. 6. Ереварк и Салнадзор.

з/ 3 провинции їуруберан области - I. Езнуник. 2. Тарой, Хут и ущелье Аспакуняц. 3. Аршаиуник, Харк и Апагункк. 4. ї.'ара-даг, Варачкуник, /'аснаворк, Туарцапат, Далар.

Указанные в перечне области избраны с наиболее раски решим географическим охватоп, для облегчения зозмо~ностей многостороннего изученн" нселедуєдах на:.;и памятников. Следует также учесть, что среди них сохранилось сравнительно :.;яло образцов, имеющих об?.:еры. [-то касается памятников и населенных пунктов Нахичезака, Гохтна, Атрпатуника и Хкуса, которые Ш2ъ в отдельные исторические периоды входили в состав Тарона-Васпуракана.

ЦЕЛЬ К С С Л Е Л 0 3 А Н И Я - на при>:ере региона Тарона-Васпуракана изучить важнейшие факторы фоте.гирозанпд архитектурных школ срздкевекозоГ; архитектуры, особенно Западной Армении, из-за недоступности архитектура последней менее изучена, чем Восточной іфмении. Вследствие этого обмерные материалы памятников городов региона весьма скудны, сведения о них более кззестны нам из страниц историографии. Следовательно, наша работа способна восполнить больной пробел в истории архитектуры средневековой Армении.

Исследование Тарок-Заспураканскол школи базируется на теоретических принципах и основе планових, объеико-пространственних композиций и художественно-эстетических особенностях памятников.

На примере школи Тарона-Васпуракана памятники архитектуры, их композиционные особенности, отдельные ее элементы рассматриваются в свете сопоставления их с современными т.: ;.шровнг:.ш образцам! с учетом наличия взаимосвязей.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В связи с актуальностью и целью исследования анализируются следуйте наушые задачи архитектуры региона:

а/ Сопоставление и уточнение старых и новых географических названий и составление сравнительных указателей наименований памятников с целью выявления и внесения ясности в наблюдавшихся неточностях в этой области /см.начало первой главы/.

С/ Произвести анализ этапоз исторического развития и особенностей градостроительных принципов главных и второстепенных населенных пунктов, дать перечень и фиксацию имеющихся в них церквей на основе их обмеров и описаний. При этом составлена картография с. исключением из них повторов и ошибок, что помогает про-

извести уточнение даторовок и дислокацию памятников /см. вторую, основную часть первой главы/.

в/ Классифицировать культовые, гражданские и другие памятники /см. начало второй глави/.

г/ ,'тать 'анализ плановых, гТасадных и объёмно-пространственных решении изучаежх памятников /составляет оскозну.о часть второй главн/.

д/ Определить познавательные основы стилей армянского хра-;-?ового строительства и значение в кем архитектурного наследия ЇЬрона-Взспуракана /си.конец второй глгвы/.

е/ Определить основные принципы понятия "пікала" в архитектуре в свете :роблемы наследия и наследственности; наличие ведущих мастеров; единства философских воззрений,'единой политической и культурно.'! среды; особенности метода проектирования /см.третью главу/.

Н 0 3 И 3 Н .* К СС Л ЕДОЗА Н И Я. В работе впервые:

а/ Обобщены все известные памятники как по данным обмеров, так и по письменным источникам памятники Тар'она-Заспуракана, произведена их классификация.

б/ Согласно основным положения!.? архитектурных объемно-про-странственкых кошозкций анализированы стилистические особенности классифицированных памятников.

в/ По сравнению с имевшимся до сих пор исследованиями в данной работе дается такте классификация отдельных деталей зданий.

г/ В оііичие от иг.:ею!чихся работ, посвяценных исследовании отдельных пкол армянской средневековой архитектуры, автор настоящей работы не ограничивается общими характеристиками стилистических особенностей, но факторы, способствовавшие

1 Из работ подобного характера отметим несколько:1 С.У.йіацакапян "Сюникская школа средневековой архитектура", Ереван,I960; P. Guneo, " L'Arcfcitettuxa dolla scuols dl Aai aalL' Аківа-ia nedievalo ", Accadeaia TTaxionale del lencei , Rowa, 1377 М.М.Лсратян "Арідахская їжола средневековой архитектуры", "Вестник общественных наук", Ереван,I9R0, Rs 9 -

- то -

лизом:

историко-культурных условий, способствовавших взаимовлияниям в области архитектуры;

факторов, способствовавших Формированию архитектуры, с учетом особенностей природно-климатических условий, а также процесса наследования традиций посредством передачи от поколения к поколении навыков мастерства камнерезного искусства на основе обучения;

системы пропорции, единство философских взглядов и налите ведуїцих мастеров, способных выразить эти общности.

Исходя из того, что многочисленные сельджукские строения являются переделанными в мечети армянские церкви /церковь св. Сиона в 8ане, соборные церкви Рагеиа и Зостана, многочисленные церкви Вігеша і: Хлата, монастырь Еаставанк вблизи Г.Іокса, церкви в Хизане и др / и учитывая, что некоторая часть сельджукских памятников данного региона построена армянскими мастерами, мы рассматриваем их как параллельные образцы местной архитектуру.

1,1 Е Т О А И К А ' И С С Л Е Д О В Л Н И Я базируется на многостороннем изучении исторически сложившихся политических, социально-экономических и социально-культурных условий как в Армении, так и в сопредельных странах.

Логическая последовательность изложения исследования построена на принципе обобщения собранного материала, структурного анализа памятников с выделением факторов.формирующих архитектурную школу.'

Обобщение 'исследуемого материала произведено также по принципу сравнительного анализа с сопоставлением сводов населенны., пунктов, территорий и памятников. Они последовательно, по мере возможности определяются, уточішются и фиксируются. В отой связи работа опирается на старые' и новые исследования и на данные научных экспедиций. ,Пля городов и других населенных пунктов, а также для памятников архитектуры одновременно использованы подробные географические карты - "Deutck Евегеа Kartee la Turkni" ( ы- 1 / 2оо.оое, 1.943 . "1 верстная карта Армении /СПД9І0/, H.F.B.Ljbca & Oswalt, "Мер е Ameeia ", Leaden , 1 ? О 1.

В связи с наличием несоответствий фактов, дат и других сведений з фиксируемых материалах, з работе производился выбор по п^мнципу сопоставления пропорциональных схем планов и их метода моделирования.

- IT -

Классификация и анализ документированных памятников производится согласно признакам свойстз объёмно-пространственных композиций и их закономерностей, что способствует класси*ициро-вать их по отдельным частом /ш;ан - фасад - внутрекіпа': и нерудный объем - пространство/.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В связи с отмеченными вине проблемами, поднятыми в диссертации, в работе использованы приводимые ниже следующие труды:

а/ Произведения армянских и иностранных авторов, с одержане сведения географического к топографического порядка. Для настоящего исследования важными источниками явились "руды ї.іовсеса Хоренаци /У в./, Ована Мамиконяна /УП в./, Анании Гиракаци /УП в./, Товмы Арцруни и анонима /Х-ХГ вв./, Григора .Магистроса /XI в./, Зардаиа Географа /ХЕ: в./ и др. Цените сведения об интересующих нас населеннях пунктах и памятниках сообщают арабские географы А.Якуби /IX в./, Еелагури /IX в./, Истахрш /X в./, Кбн факих /ХП в./, Якут /ХИІ в./, Абулфида /ХШ в./, Ион Гатута /ХШ в./ и другие, персидски"* летописец Масир Хосроз /XI. в./, византийские авторы Иоанн Склицес /IX в./, Константин Порфирородный /XI в./, Иосиф їлавий /Т в./ и другие, итальянский путешественник Марко Поло /XIL'-ХІУ вв./, Нонтьен /ХШ в./, Эвлия Челе-би /1640-1655/, Шарафхан Бятлиси /ХУІ в./ и многие другие. Для выявления идеологической основы и формирования архитектурной школы Таронэ-Заспуракана особое значение имеют философские воз-зрешш и толкования Ована Майрагомеци /34! в./, Ована Одзнецн /УП в./, Хорова Лндзеваци /IX в./, Анании Нарекаци /IX в./, Григора Нарекаци /X-XI be./, Ованнеса Саркавага /ХШ в./, Иоанна Воротнеци /XIIJ в./, Григора Татеваци /ХІУ в./ и других.

б/ Многочисленны исследования различных путешественников /ХУШ-начало XX в./, у которых находим немало сведений о Тароне-Васпуракане. Из них особенно центам являются труды Ш.Текеие, Ди.Гранда, А.Лаерда, Дя.Тейлора, Г.Срвантцяна, И.Мирэхоряна, П.Натаняна, Р.Нагапетяна, Р.Виндера, Н.Востикяпа, Г.Уарзпетуни, К.Тухманяна, Г.Линча, Е.Коха, Х.Девоняна, В.йоласаряка, В.Еахма-на и других.

в/ Для уточнения времени постройки исследуемых памятников, их названий, синонимов, а также места нахотдения ванными источниками являются Каталоги армянских рукописей и их памятные записи. Особекко значительным для настоящей работы является Каталог

- 12 -армянских рукописей Васпуракана, составленный Е.Лалпяном /Тифлис, 1915/, помимо трех десятков Каталогов и Памятных записей армянских рукописей, опубликованных после нижеуказанных трудов А.Воскяна. К ним модно добавить работы, посвященные проблемам армянской письменности, лапидарны., надписям, различные "Хроники" и т.д.

г/ Для собрания материалов и составления спискоз охваченных в работе памятников большое значение имеют труды А.Воскяна -"Монастыри Вана-Васпуракана" /Вена, ТГ-10,!42,ТР47/ и "Монастыри Тарока-Туруберзна" /Вена,ТР53/. Данные отих трудов сравниваются в исследовании с другими научными работами, в которых также имеются даяние о церквах, принадлежавших епархиям Тарона-Васпуракака с указателями названий, топографическими данными и пр. Из них особенно важными являются работы, посвященные отдельным областям исследуемого региона. Это труда Г.Турикяна, Е.Ла;:аяна, Г.Алиыана, А-До, С.Тер-Аветисяна, Е.Т>рангяна. Очень полезные для настоящей работы материалы имеются в отдельных публикациях лурнала "Арцив Заспуракани." и на страницах других периодических изданий - "Зан-Тосп", "АреЕелян мамул", "Еэнасер" и других, перечисление которых заняло бы здесь много места.

д/ Трудов, непосредственно касакіц.іхея архитектуры Тарона-Васпуракана, з основном, пять: Г. Книга мемуаров Геворга fi-еренца под названием "Святые места" "Тифлис, 1902/; 2. Этнографического характера-статья Е.Налаяна "Знаменитые монастыри Васпуракана" /;і;урн."Азгагракан андэс", Т912,ТРТЗ, Тифлис/; 3. Указанные выше филологические труды А.Воскяна; 4. Серия статей Ж.Н.Тиерри, озаглавленная "Армянские монастыри Васпуракана" //&Гыг %е$ &%/$& t//rtefre*iJZ- T957-I977 и многочисленные другие публикации/; 5. Из работ П.Кунео, посвященных Васпуракану, книга под заглавием "Базилики монастырей Огеац, Хндзоргкна, lyx и селения Паш-вацк" /Рим, 1973/ и, наконец, за авторством М.Асратяна, А.Заря-на, А.Лала Кошено и Т.Фратодоки двухтомный труд "Архитектура Армении" /Рим,1988/.

е/ Многие ученые обращались в своих трудах к отдельным памятникам /или группе памятников/ Тарона-Васпуракана. Некоторые ценные данные отражены в специальных изданиях. Кз них следует критически отнестись к труду М.Кгаяироглу 1oV

fee&s*, Г?С±) ч Отто Дорна "ToZlt, so/g-M/W/Se/tr В/ШкіГ

Касательно этих памятников инеатся в;;ск.із"ваігія и в трудах, посвященных инйм проблемам, кэ которых особо следует указать двухтомник Г.Акопяна "Васпураканская ганпаттора" /Ереван, Т976, ТС82/; того г.е азтора "Г.їичиатюра Васлуракана XIL'-XV вз." /Ереван, ЇГР9/; Л.Дурново "Очерки изобразительного искусства средневековой Армении" /І.'осква, 107/, Т>.Маклера "Битлисский храм Богородицы" /г.урн. "Еанасер", Т905, "Г-Т0, Парик/; Г.Овсепяна "Хизанск&я школа аруянской средневековой .'.гипиатюры" Аг/рн.гАй-. реник", 1936, Еостон/; Л.Хачикяна "Армянское княжество Артаза и Цорцорская скола /::урн. "Еанбер ;.!ате:одаранн", Ереван, ТР73, ',;'ГТ/ и др. Использованы такке «.гатериалы республгканских и <\:егс-дународкых научных сессий по армянскому искусству.

;к/ Вопросы, связанные с выявлением предпосылок возникнове-ния архитектурной ичтолы Тарона-!Заспура:<ана, в слеииал_коГ: литературе до сих пор не поднимались. Касательно характеристики ис-торнко-культурно" среды, способствовавшей развитию пколы, настоящее исследование основывается на данных, содер.'-нплтхся во П-VI токах "Истории армянского народа" академического издания /Fpe-ван, 1972-1^/1/. Проблем наследования традиций-И взаиговлпя.чий в архитектуре освещены на основе изучения различных работ обзорного характера. Анализ своеобразия іТ-илософских воззрений произведен на основе изучения наследия вкдагощихсл іїилософов данного региона. Исходной точкой в вопросе освещения средневековых еретических движений и их отражения в архитектуре являются положения Г.Алкшана, С.Авгеряна, І.Ї.Орианяна, А.Тер-йтааеляна, К.Тер-Мкртчяна, Е.Тер-'іїнасяна, Ас.І.інацаканяна, А.Ковакнисяна. Б трудах указанных авторов освещены как вопросы, связашсге с обп;еар-мянскими еретическим! движениям, так и с принципами иконоборчества, получившего большое распространение, особенно в Тароке-. Заспуракане. В вопросах толкования богословской символики, отразившейся и в архитектуре, мы руководствовались положениями как указанных выше летописных памятников, так и целого ряда ис-' следований, из которых наиболее ватными являются публикации архиепископа Аристакеса Седраісяка, ?.Лу(І'<а, "-.Конибера, А.Коыеча, Э.Левингстона, Л.Азарлна, Р.Томсона, П.7,онапетяна, А.Кеосеяна и др. Система пропорциональности в архитектуре Тарона-Заспурака-на освещена на основе решений аналогичных проблем в игровой архитектуре, поскольку до сих пор еще нет целостного труда, посвя-щз.того методу "схемизма" проектирования армянской средневено-

- 14 -вой архитектуры. Ми не принимаем результатов исследований, в которых вопрос толкования объемно-пространственных композиций решен без учета значения конкретно;'! исторической среды.

Практическое значение и внедрение работ». Обобщенный в основной части диссертации и ее приложении материал вместе с скрупулезно собранной иллюстрацией по архитектурным памятникам Та-рона-Заспуракана дает возможность использовать их для включения в последующих монографиях по истории армянской архитектуры, тем самым расширив рамки представления архитектурного наследия армянского парода.

В настоящее зремя,. когда вся Западная Армения, в том числе регион Тарон-Васпуракан находятся в пределах Турции и оставшиеся на этой территории памятники архитектуры не доступны для исследования специалистами из Армении, данный материал полностью принят Главным управлением по охране и использованию паїїятников истории и культуры при Сопете Министров республики Армения д«я включения в составляемый им.Свод памятников архитектуры.

Теоретические выводы по основам композиционных построений, присущих памятникам церковного зодчества Тарона-Васпуракана частично исполііоваїгаї в учебном процессе преподавания дисциплины объемно-пространственной композиции на архитектурном Факультете Ереванского архитектурно-строительного института.

Публикации. Основное содержание диссертации представлено в восьми опубликованных статьях и десяти докладах на местных и международных научных конференциях /см. Приложение 2 и 4/.

На защиту внносятся: Исторический процесс и факторы формирования региональных архитектурных школ Армении на примере школы Тарона-Васпуракана. Методика и принципы объемно-пространственных композиций, характерных для данной школы /включая вопросы стиля, приемоа проектирования и структурный анализ памятников/. Градостроительные аспекты во взаимосвязи с дислокацией памятников, их эстетическое значение и датировка, с картографическими основами.

Диссертационная работа выполнена на кафедре архитектуры ЕрПИ и завершена на кафедре теории и истории архитектуры Ереванского архитектурно-строительного института. Гос.регистрация темы 15 jfy О f <2S~ ^8 входила в тематику научных работ

названных ю..$еДР- Научным консультантом являлся доктор архитектуры, профессор В. М.Арутюнян.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит: из введения, трех глав содерзтания исследования, изложенных на 330 страницах, заключения и IP4 планшетов чертежей, таблиц и фотоиллюстраций. Общая характеристика тет изложена отдельно на 28-ми страницах. Учитызая отсутствие целостной работы, посвященной памятникам региона Тарон-Вас-пуракан, а также наличие исследования, изданных нз различных языках, к настоящей диссертации в качестве приложения добавлен раздел объемом 320 страниц, содергалций фактографический материал. Библиографический указатель содержит около 800 наименований источников.

Необходимо отметить, что в составе чертежей диссертации желательно было представить так;:;е классификацию деталей изучаемых памятников, которая сделана в текстовой части работы. Имея ввиду состояние существующего иллюстративного материала, пришли к выводу, что лучше показать интересующее нас детали на самих чертежах, предназначеіїннх для рассматриваемых памятников. Этот подход был направлен на то, чтобы уменьшить и без того.обширный матерлал. Фактически, особенности деталей школы . исследуемой территории представлены в фор;:е обобщающего чертежа. Дело в том, что создание подобной классификации является материалом для новой перспективной работы, которая активизировалась, благодаря методике данной диссертации.

Похожие диссертации на Тарон-васпураканская школа архитектуры средневековой Армении