Введение к работе
Актуальность исследования. Проблеми стилевых особенностей развития архитектуры Казахстана второй половины XIX - начала XX вв. затрагивает важный период для формирования художественных концепций и эстетического облика строящихся в регионе городов в эпоху становления и развития капитализма. В это время закладывалась архитектурно—пространственная среда, которая составляет исторически ценную застройку в большинстве городских образований Казахстана, я помимо средневекового наследия южных поселений представляет значительный интерес для современной архитектурной теории и практики.
Важным представляется также осмысление стилистических черт и особенностей традиционной мемориально-культовой архитектуры региона, достигшей в ряде очагов строительной культуры в XIX - начале XX вв. подъема в декоративно-художественном и объёмно-пространственном освоения традиционных формотворческих и эстетических принципов. До,оих пор практически не рассматривавшийся вопрос художественно-стилистических особенностей традиционного казахского мемориального зодчества имеет большое значение как для оценки его места в художественной культуре среднеазнатско-казахстанского региона данного периода, так и для решения вопросов регенерации и реставрацы отдельных памятников, комплексов, создания архитектурных заповедников, а также может служить источником для творческого преломления черт национального своеобразия в современном архитектурно-проектном процессе.
Взаимодействие художественных направлений я архитектурных течений в зодчестве Казахстана в конце XIX - начале XX вв. отражает полиэтническую социокультурную ситуацию, сложившуюся в городской
- г -
среде. Проблема взаимодействия культур раскрывает сложный и неоднозначный процесс взаимопроникновения различных художественных систем, главными источниками которых явились народное казахское зодчество, проникновение архитектуры России, а также зодчество сопредельных территорий Поволжья, Средней Азии, Китая. Научный анализ этой проблемы позволяет раскрыть закономерности, остающиеся актуальными для современного архитектуроведения и дальнейшего развития зодчества региона.
Цель работы - исследование особенностей стилевого, художественного развития традиций казахского мемориально-культового зодчества, городской русской и европейской архитектуры, а также взаимодействия культур и соответствующих им архитектурных течений и художественных направлений в ряде памятников архитектуры региона.
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
рассмотреть исгорико-генетические основы, наиболее общие черты, которые могут быть объединены в понятие художественного направления традиционного казахского культово-мемориального зодчества. Охарактеризовать и проанализировать особенности стилевого развития отдельных школ и архитектурных течений, сложившихся внутри художественного направления казахской национальной архитектуры во второй половине XIX - начале XX вв;
выявить особенности развития трансформации русских, европейских архитектурных стилей и течений в городском зодчестве, составивших мощную волну новаций в архитектуре Казахстана, рассмотреть региональные особенности их развития;
проанализировать процессы взаимопроникновения и взаимообогащения стилевых направлений и раскрыть их значение как своеобразного феномена синтеза различных этнических культур в казахстанском регионе.
Предмет исследования составляет рассмотрение общих особенностей формо- и стилеобразования локальных художественных "школ'' национального зодчества казахов, региональные особенности стилевого развития европейской русской городской архитектуры, закономерности взаимодействия художественных элементов и течений в контексте становления полиэтнический городской культуры. Все это определяет целя и задачи исследования, а гаюте аго теоретическую базу, составляющую работы по теория1' всеобщей"* и русской^, а также местной4^ истории архитектуры.
Методика исследования. Исследование построено на методах сравнительного анализа, логического моделирования, ясторико-генетичес-кого анализа. Широко применен метод натурных обследований, анализ архивных, литературных источников и музейных фондов.
Объект исследования. Исследование проводилось на материале мемориально-культовых сооружений казахов, гражданских и культовых зданий городской архитектуры Казахстана. По мере необходимости
Работы А.В.Иконникова, А.Э.Гутнова, Э.А.Гольдзмата, Э.Гидиона. Ю.Еднке, др.; А.И.Каплуна по теоретическим проблемам стиля в архитектуре; работы С.О.Хан-Магомедова, Ю.С.Яралова и др. по вопросам соотношения национального и интернационального в архитектуре. 2/ Работы Г.А.Пугаченковой, Л.И.Ремпеля, В.Л.Ворониной, О.Х.Халпах-чьяна, Л.С.Бретаницкого, В.А.Лаврова, Ш.С.Фатуллаева, С.О.Хан-Магомедова. Б.П.Денике, Б.Д.Кочнева и др. по архитектуре народов Средней Азии и Закавказья; работы Б.П.Денике, О.Н.Глухаревой, н.М.Шепетильникова по архитектуре Китая и Монголии, а также Da6o~ ты по архитектуре Казани Н.Х.Халитова, Г.Н.Айдаровой, Литвы и Латвии - работы Н.Р.Лукшините, Я.А.Крастиньаа.
Работы Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовского, Е.А.Борисовой, Г.А.Оль, А.А.Тйца, А.Л.Пунина, И,А."Бартенева и др. по история русской архитектуры XIX - начала XX вв. 4/ Исторические и этнографические исследования Ч.Ч.Валиханова, Х.А. Аргннбаева, В.В.Вострова, М.С.Муканова, Е.Б.Бекмаханова, Н.Е.Бек-махановой и др.; архитектурные исследования М.М.Мендякулова, Т.К. Басенова, Б.А.Глаудинова, Ш.И.Валиханова, Б.Ибраева, Т.Джанысбе-кова, Э.М.Байтенова и др.; искусствоведческие работы К.Т.Ибраерой я др.
' привлекались объекты промышленного зодчества. Временные границы исследования ограничены началом широкого развития городов, преобразуемых в регионе из укреплений и военных поселений и последними годами развития капитализма.
На защиту выносится не ставившийся ранее вопрос об особенностях и своеобразии стилевого развития Казахстана второй половины XIX - начала XX вв., а такие причины, обусловившие эти особенности.
Научная новизна работы:
Впервые в широком аспекте рассматривается стилевая направленность зодчества региона эпохи зароадения и становления капитализма. Выявлены черты художественнотстилистической общности казахского мемориального зодчества, дан анализ художественных особенностей отдельных "школ" мемориально-культового зодчества второй половины XIX - начала XX вв. Рассмотрены стилевые особенности городской застройки русской европейской архитектуры, их региональный художественный акцент. Выявлены закономерности процессов взаимодействия художественных направлений и архитектурных течений.
Впервые дан сравнительный анализ художественного развития отдельных субрегионов внутри Казахстана. Прослежены процессы взаимодействия зодчества региона с художественными элементами архитектуры сопредельных этносов /Поволжья, Китая, Средней,Азии/, выразившиеся в конкретных памятниках.
В научный обиход вводится новый материал по малоизученным памятникам городской и степной архитектуры региона второй половины XIX - начала XX вв. Памятники мемориального казахского зодчества Центрального и Восточного Казахстана /обследованные совместно с Э.М.Байтеновым/ впервые вводятся в научный оборот.
Апробация работы. Основное содержание работы изложено в статьях, и тезисах, опубликованных в печати, в выступлениях на конференциях ААСИ, на республиканской научно-технической конференции молодых ученых в 1989 г. в г.Алма-Ате, на Всесоюзной конференции "Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока" в г.Баку, 1989 г.
Практическая ценность. Материалы исследования могут быть использованы в написании учебника "История архитектуры Казахстана", готовящегося на кафедре "История архитектуры и рисунок" КазГАСА, а также для теоретических курсов национального зодчества и архитектуры Казахстана эпохи становления капитализма. Результаты исследования могут быть полезны для вопросов реставрации и регенерации архитектурных памятников, рассматриваемых в работе, а также- в осмыслении и преломлении черт художественно-эстетической преемственности регионального зодчества в современной научно-проектной .деятельности.
Внедрение. В результате обследования новооткрытых сооружений мемориального зодчества середины XIX - начала XX вв. пополнен список архитектурных памятников республики, на которые составлена учетная документация, а также даны рекомендации по охране и использованию /всего около 100 памятников/. Написан раздел по взаимодействию художественных направлений зодчества Центральной Бет-пакдалы и ряда южноказахстанских памятников в Отчете по НИР "Исследование архитектурного наследия Казахстана" /1989 г./.
Объем и структура работы. Структура работы'подчинена достижению главных целей и выполнению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы общим объемом 148 страниц и 26 таблиц иллюстраций.