Содержание к диссертации
Введение: Театральное искусство как пространственный прототип садово-парковой архитектуры. 7
Глава I. Регулярный сад и перспективная декорация. 13
Раздел 1. Итальянская перспективная традиция и "возрождение античности". 13
П.1.1.1. Характерные особенности итальянского регулярного сада и фронтальная декорация в ренессансном театре. 13
П.1.1.2.Философские основы ренессансных композиционных построений. 15
а) Мотив "удвоения реальности" в эстетике неоплатонизма. 15
б) Геометриям как метод построения модели мироздания и созерцание как метод ее восприятия. 17
П.1.1.3. Театр и неоплатоническая эстетика. 19
П.1.1.4. "Три сцены" в классическом театре. 21
П.1.1.5. Театрализация пространства как метод воссоздания античных образов. 23
П.1.1.6. Трактовка пасторальной тематики в театральном искусстве Ренессанса. 24
П.1.1.7. Использование сада как театральной сцены и работа декораторов в садах. 27
П.1.1.8. Сюжетность садово-парковых композиций. 30
П.1.1.9. Соотношение регулярных и "естественных" участков сада со сценической практикой. 33
а) Скульптура и машинерия. 33
б) Жанровые аналогии садовых пространств и театральных "сцен". 34
П.І.1.10. Парковая скульптура и ее иконография. 35
П.І.1.11. Архитектурные образы из театрального "арсенала" в парковых ансамблях. 38
П.1.1.12. Организация виллы и принципы сценографии. 40
а) Трех частный характер паркового пространства как аналогия "трем сценам" в классическом театре. 40
б) Философские основания отношения к природе в итальянском регулярном саду. 41
в) Пространственные функции различных частей виллы и ее окружения. 43
Раздел 2. Развитие театрализации пространства в эпоху барокко XVII века. 44
П.1.2.1. Преемственность итальянской и французской регулярной традиции. 44
П.1.2.2. Развитие театрально-декорационного искусства XVII века: "трехлучие" и мобильные кулисы. 45
П.І.2.З. Особенности французской регулярной традиции и их аналогии с новыми декорационными эффектами в театре. 48
П.1.2.4. Содержательная основа барочных построений в театре и парке. 50
П.1.2.5. Картезианская теория "двух часов" и особенности восприятия пространства. 51
П.І.2.6. Развитие традиционных аспектов театрализации: театральные представления в садах эпохи барокко. 53
П.1.2.7. Композиция сада как отражение сценографической программы придворного ритуала. 55
П.І.2.8. Декорационные аналогии и источники садово-парковых композиций. 56
а) Композиционные аналогии. 56
б) Иконографическое соответствие. 57
П.1.2.9. Новые методы применения перспективных эффектов. 60
а) Трехлучие и пересекающиеся оси. 60
б) Эффект глубинной перспективы. 61
П.1.2.10. Оптические искажения как инструмент построения сценографической программы барочного сада. 62
Выводы по I главе: взаимосвязь декорационной практики и сценографической организации садово-парковых пространств XV-XVII веков. 65
Глава И. Возникновение пейзажной традиции и ее связь с театральной живописью. 68
Раздел 1. Развитие декорационной техники и изменение пространственного восприятия природы в конце XVII - начале XVIII вв. 68
П.П.1.1. Изменение типа паркового пространства - отношение к естественной природе. 69
а) Новое отношение к естественной природе в Англии рубежа XVII - XVIII вв. 69
б) Разнообразие визуальных эффектов пейзажного сада. 72
в) Восприятие композиции в движении. 74
П.II. 1.2. Декорационное искусство как источник изменений. 75
а) Принцип "угловой" перспективы. 75
б) Появление объемных элементов декорации. 76
П.П.1.3. Специфика английской декорационной традиции. 77
П.П. 1.4. Философский контекст театральных пространственных
приемов: оптические теории Беркли. 82
П.П.1.5. Важность индивидуального восприятия и ее связь с ситуацией в Англии: пост революционное общество. 83
П.П. 1.6. Источники появления теории "естественности" и "разнообразия в английской эстетике. 88
а) Влияние итальянских театрализованных садов. 88
б) Взаимосвязь угловой перспективы и асимметричных садовых композиций. 91
в) Перспективная традиция и "направленные виды". 93
г) Стимуляция воображения зрителя как конечная цель комплексного воздействия пейзажных приемов судостроения. 95
Раздел 2. Английская пейзажная традиция: "Гений места"
и идеализация естественной среды. 100
П.И.2.1. Пейзажная традиция в декорационной живописи. 100
П.П.2.2. Круг источников, доступных основателям пейзажной традиции. 108
а) Вопрос о роли пейзажной живописи в развитии ландшафтной традиции. 108
б) Влияние впечатлений от итальянской сценографии. 114
П.П.2.3. Творческие связи ландшафтных дизайнеров и театральных деятелей рубежа XVII-XVIII вв.. 117
П.П.2.4. Конкретные парково-сценографические аналогии: иконография и тематика. 123
а) Парковые павильоны и малые формы в английских парках. 123
б) Аналогии пространственных композиций в английском парке и театре XVIIi в.. 126 в) Тематические садовые сцены. 129
П.И.2.5. Технические приемы театрализации парковой среды. 132
а) Трехлучие и завершение видов архитектурными объектами. 132
б) Перспективные эффекты и масштабные искажения. 134
в) Сценографические эффекты размещения построек и посадок. 136
П.И.2.6. "Естественная сценография" (Scenery) как способ описания особенностей пейзажа. 141
П.П.2.7. Три сцены, три жанра, три типа паркового пространства: театральный опыт, теории паркостроения. 143
П.П.2.8. Романтические декорации и живописный сад конца XVIII в.. 149
Выводы по II главе: декорационная живопись и техника
XVII-XVIII веков и развитие английской пейзажной традиции. 153
Глава III. Пейзажная традиция и декорационное искусство
России XVIII-начала ХГХ веков. 156
Раздел 1. Особенности взаимодействия театральной живописи
и садово-парковой архитектуры России. 156
П.Ш. 1.1. Особенности развития театральной живописи в России. 156
П.III. 1.2.Аспекты восприятия европейского декорационного опыта
в России. 159
а) Технический аспект. 159
б) Тематический аспект. 163
П.Ш. 1.3. Влияние театра на развитие садово-паркового искусства
в России XVIII века. 165
П.ІІІ.1.4. Мотивы театральных декораций в ансамбле Царицыно. 168
П.Ш. 1.5. Театр в усадьбах графа Н.П.Шереметева. 175
а) Тематика и техника декораций. 175
б) Спектакли в садах Н.П.Шереметева. Театрализация паркового пространства. 177
Раздел 2. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Театральные декорации и паркостроение на рубеже XVIII - ХІХ веков. 181
П.Ш.2.1. Специфика декорационного творчества П.ди Готтардо Гонзага. 182
а) Сценическая техника. 182
б) Тематика и эмоциональная окраска сценических картин. 184
П.Ш.2.2. Работа П.ди Готтардо Гонзага в Павловске. 185 а) Иллюзорная живопись. 186
б) Представления на открытом воздухе. 188
в) Паркостроение. 190
П.Ш.2.3. Влияние декораций П.ди Готтардо Гонзага на композицию усадьбы Архангельское. 196
П.Ш.2.4. Теоретическое наследие П.ди Готтардо Гонзага. 205
а) Сценография и театральная живопись. 206
б) Садово-парковое искусство. 209
в) Разнообразие впечатлений и эмоциональная выразительность произведений искусства. 211
г) Вопросы восприятия пространственных композиций. 213
д) Роль театрального декоратора во взаимодействии искусств в эпоху романтизма. 214
Выводы по III главе: особенности взаимодействия пейзажной традиции декорационного искусства в России XVIII-начала XIX веков. 216
Заключение. 218
Библиография. 225
Введение к работе
Введение: Театральное искусство как пространственный прототип садово-парковой архитектуры.
"Возделывая свой сад", по выражению Вольтера, человек наполняет его именно теми формами и образами, которые занимают его мысли, выражают философию и мировоззрение. "Садово-парковое искусство... включает в себя столько аспектов человеческой природы, что для него должно быть отведено особое место в культурологических исследованиях"(32, с.2) - писал Джон Диксон Хант в предисловии к "The Genius of the Place", классической хрестоматии по истории английского пейзажного сада. Включая в себя преобразование ландшафта и установление его композиционных связей с архитектурой, оно представляет собой комплексное отражение культуры каждой эпохи. Садово-парковое искусство служит аллегорическим выражением представлений человека о мире и об ощущении себя в пространстве. Его философские взгляды и представления осуществляются при создании образа идеальной среды парка в зримых формах предметного мира.
Садово-парковые композиции различных эпох, при всем их разнообразии, нередко представляли собой своеобразную модель мироздания, сформированную в соответствии с определенной логикой. "Искусственное формирование природы было подчинено правилам, принадлежащим к определенному и четко документированному культурному миру, миру, созданному самосознанием"(Риррі,77, с.50) отмечал итальянский исследователь Лионелло Пуппи. Поэтому так многообразен ряд источников, влияние которых можно проследить в садово-парковой архитектуре. И если взаимосвязь литературной традиции и станковой живописи с ландшафтным искусством достаточно полно изучена, то взаимодействие паркостроения с созданием декораций не привлекало должного внимания исследователей. Тем не менее композиционная связь между театральными декорациями и садово-парковой архитектурой может быть признана характерным явлением европейской культуры. "На протяжении всей истории [паркостроения] на первом плане все время были две темы: театр и восприятие природы человеком".(Steenbergen&Reh,93, с.249) Три основных формы планировки садов, итальянский регулярный, французский регулярный и английский пейзажный, можно разделить именно по степени включенности естественной природы в парковую композицию. С ходом развития садово-паркового искусства происходило постепенное символическое сближение человека, находящегося в рукотворном саду, с пейзажем за его пределами.
Этот процесс был взаимосвязан с развитием декорационного искусства, на протяжении нескольких столетий оказывавшего существенное влияние на ландшафтную архитектуру вследствие своего пространственного характера. "Театр... сыграл важнейшую роль в живописи, архитектуре и ландшафтном дизайне, пространственная эволюция которого сделала возможной связь между этими искусствами"(Steenbergen&Reh,93, с.249). Трехмерность декорации позволяла ей служить своего рода "наброском" реальных парковых композиций; живописные эскизы декораций, будучи плоскостными рисунками, содержат в себе потенциал их воплощения в реальности сада. Театрализованный характер пространства, возникающий в садах, которые представляют собой оптимальное решение задачи создания среды, подчиненной определенным правилам, вполне четко осознавался и формулировался теоретиками и практиками ландшафтного дизайна на протяжении его долгой истории. Характерный пример дает Гертруда Джекил, которая, описывая одну из своих композиций, прибегла ко вполне красноречивым сравнениям: "Ясно, что дети [которые заглянут в этот сад] будут использовать ворота [с картинки 11] для игр, оживляющих увлекательный мир поисков сокровищ и спасения страждущих героинь. Верхняя ступенька - последний оплот преданного защитника крепости, до последнего охраняющего имущество и жену отсутствующего суверена. Тень от стены явно предназначена для того, чтобы укрывать группу заговорщиков в темных плащах и с фонарями - до тех пор, пока не распахнется калитка и на них не бросится герой со шпагой в руке. Все это уместно и правильно: в конце-концов, садовая архитектура и создается во многом именно ради того, чтобы быть сценой".(Jekyll, 46, с.89)
В настоящей работе рассмотрена история взаимосвязи театральной живописи и садово-паркового искусства. Автор также стремился выделить философские источники пространственных представлений, определяющих цели, которые ставили перед собой создатели "второй реальности", искусственной идеальной среды, и, соответственно, технические принципы и приемы, которыми они при этом пользовались.
Характерная взаимосвязь двух искусств наиболее наглядно проявилась в периоды Ренессанса и барокко, что и было отмечено многими исследователями. Взаимосвязь декорационного искусства и английской пейзажной традиции еще не была в должной степени прослежена в работах по истории садово-паркового искусства. Между тем существуют значительные свидетельства того, что и для ландшафтных садов взаимовлияние с театральным искусством было не менее характерно. Изучение этого вопроса является одной из основных целей работы. Однако очевидно, что комплексность проблематики не позволяет рассматривать садово-парковое искусство и театр XVIII века в отрыве от истории их развития, и поэтому первая глава настоящей работы посвящена раскрытию исторической традиции взаимосвязи двух пространственных искусств. Вопросы и проблематику, поднимаемые в работе, с позиции истории садово-паркового искусства затрагивали А.П.Вергунов, Л.С.Залесская, О.А.Иванова, М.П.Коржев, В.Я.Курбатов, Е.М.Микулина, К.И.Минеева, С.Н.Палентреер, Д.О.Швидковский; среди зарубежных исследователей - E.Battisti, E.Cereghini, M.Hadfield, J.D.Hunt, GJellicoe, M.Jourdain, S.Lang, E.MacDougall, A.Matteucci, L.Puppi, M.Roland Michel, R.G.Saisselin, CM.Sicca, C.Steenbergen, M.Symes, M.Wilson, L.Zangheri. С позиции истории декорационного искусства проблематика диссертации была затронута в работах Л.А.Лепской, М.В.Давыдовой, М.С.Коноплевой, Е.М.Костиной, Л.М.Старикова, И.В.Ступникова, Ф.Я.Сыркиной. Среди иностранных исследователей особенно важны .работы Ph.Hartnoll, S.Kenny, B.Mello, A.M.Nagler, D.Oenslager, L.Orrey, J.Powell, S.Rosenfeld, C.Visser, E.Welsford. Данное исследование во многом опирается на их труды и стремится продолжить изучение проблем, поставленных этими учеными.
Актуальность и научная новизна данного исследования определяется тем, что взаимодействие театральной живописи и садово-паркового искусства Нового времени впервые рассмотрено как целостное явление, имеющее свою логику развития и характерные черты. Это позволит расширить представления о развитии ландшафтного искусства и о зарождении одного из наиболее ярких явлений в его истории -пейзажного парка. Сегодня, когда сохранению исторического наследия во всем мире уделяется пристальное внимание, изучение еще одного аспекта формирования исторических парковых композиций, влияние которого необходимо учитывать при реконструкции памятников, представляется актуальным.
Предметом исследования являются особенности садово-парковых композиций, .складывавшиеся в течение XV-XVIII веков, и роль, которую сыграло в их формировании взаимодействие с театральной живописью. Объект исследования - парки и театральные декорации XV-XVIII веков.
Целью исследования является выявление принципов, по которым происходило взаимодействие театрально-декорационного искусства и садово-парковой архитектуры в каждый из периодов развития двух искусств на протяжении избранного исторического интервала. Особенности каждого периода продиктовали ряд конкретных задач исследования:
а) Рассмотрение взаимодействия итальянской и французской регулярной планировочной традиции XV-XVII вв. и театральных декораций с центрально-осевой фронтальной перспективой.
б) Анализ истории возникновения и развития пейзажной планировочной традиции в Англии начала XVIII в. и влияния, которое оказало на этот процесс развитие театральной декорационной техники и живописи.
в) Рассмотрение вопросов взаимодействия театральной живописи и садово-паркового искусства в России рубежа XVIII-XTX вв..
Границы исследования определяются необходимостью проследить историческую традицию взаимодействия двух искусств и потому достаточно широки. Они включают в себя произведения садово-паркового и декорационного искусства начиная с XV и заканчивая началом XIX века, однако основное внимание концентрируется в данной работе на XVIII столетии.
Методика исследования основывается на совместном изучении произведений паркового и театрально-декорационного искусства. Их анализ опирается на разнообразные источники по истории садово-парковой архитектуры и декорационного искусства, мемуарную литературу и специальные исследования, позволяющие получить представление об образе жизни данного времени; на графические материалы по планировке парков и их сооружений, а также эскизы и описания театральных декораций. Для выявления характерных и общих черт между парковым пейзажем в реальности и его изображением в декорационной живописи в ходе работы были сделаны графические аналитические схемы.
Апробация. Результаты и основные положения работы были доложены на научных конференциях:
1. "Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция: Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России XVIII-XX вв", 1999. "Театральная живопись и парковый пейзаж в Западной Европе XVIII века".
2. Юбилейная конференция Российской Академии Художеств, посвященной памяти В.И.Баженова, 1999. "Мотивы театральных декораций в ансамбле Царицыно"
Кроме того, основные положения работы были изложены в восьми статьях (список смотри в конце автореферата).
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов. Первый содержит введение, три главы, выводы к ним, заключение и библиографию. Его объем - 240 страниц. Второй том содержит иллюстративные таблицы, включая копии материалов по садово-парковой архитектуре и образцы театральной живописи.