Введение к работе
Актуальность темы. Творчество зодчих древней Грузии характеризуется высоким архитектурно-эстетическим уровнем, которое в историко-художественном плане достаточно подробно изучено. Что касается творческих методов, с помощью которых осуществлялось строительство выдающихся памятников архитектуры, то их исследование носило фрагментарный и несистемный характер.
Большой вклад в становление и развитие теории структурных соразмерностей древней грузинской архитектуры (IV-XVII в) внес проф. Г. Мосулишвпли, однако в определенной степени остались не до конца изученными вопросы закономерностей пропорций внешних объемев и декора, которые играют важную роль в формировании художественно-эстетического облика сооружений.
В этом аспекте представляется актуальной задачей воссоздание творческих методов, которыми пользовались древние зодчие.
Целью работы является, на основании разработанного научного метода анализа пропорций, установить закономерности пропорций грузинских крестово-купольных памятников архитектуры ХІ в, и тем самым выявить творческие методы древних зодчих.
Основные задачи. На основе критического обобщения результатов исследований теоретиков пропорций, а также анализа пропорций памятников архитектуры Грузии XI в - Светицховели, Алавер-ди, Самтависи, Самтавро и Гелати (XII в), удалось раскрыть код, с помощью которого грузинские зодчие того времени решали эстетику пропорций зданий.
Научная новизна определяется тем, что впервые в теории зодчества Грузни установлены пропорции внешних объемов, отдельных форм декоративных элементов крестово-купольных зданий XI века и выявлены творческие методы зодчих того времени, с помощью которых они решали художественно-эстетическую сторону сооружений.
На основании анализа пропорций перечисленных выше памятников, восстановлена последовательность решения пропорций основных форм внешних объемов и их декора.
Практическая ценность заключается в восполнении пробела в теории грузинской архитектуры полученными результатами исследований, которые дают возможность лучше познать творческие методы древних зодчих,
в создании научно-обоснованного метода исследований пропорций древних памятников,
в разработке алгоритма для реставрации старых памятников и проектировании новых зданий,
- п использовании научных результатов в учебных целях.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы доложены на двух Республиканских конференциях, в Институте истории грузинского искусства им. Г. Чубипашвилн и в отделе Государственного музея искусств им. Ш. Лмиранашвнли, на расширенном заседании кафедры основ архитектурного проектирования.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 научные работы и 2 тезиса докладов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, библиографии и приложения. Содержит 126 страниц машинописного текста, 17 рисунков и 100 наименовании литературы.