Введение к работе
Актуальность исследования. С начала 70-х годов нарастает общественная.критика в адрес архитекторов. Неудовлетворенность результатами работы архитектурных проектных институтов отражается как в широкой и профессиональной печати, так и в
постановлениях партии и правительства. Обостряется противоречие между творчеством архитектора,традиционными профессиональными ценностями, средствами и методами профессиональной работы - и организационными формами архитектурно-градостроительного проектирования. Архитектор уже не является лидером всего проектного и строительного процесса, как это было в
условиях традиционной "цеховой" организации. Сегодня архитектор работает по преимуществу в условиях централизованной государственной организации. Жесткая регламентация деятельности архитектора часто лишает его творческой инициативы, возможностей полноценной реализации проектного замысла. В итоге наблюдается снижение качества городской среда, уменьшение творческой активности архитектора, падение его статуса в обществе.
Формы архитектурно-градостроительного проектирования в СССР возникли для решения исторически конкретных задач. Система организации проектирования, сложившаяся в своих основных чертах в 30-40-е годы, была основана на жестком централизме, детальном регламентировании работы, директивных адресных заданиях и бюджетных ассигнованиях.
Во многих работах по истории и теории архитектуры содержится значительный материал, позволяющий анализировать развитие архитектурной профессии на этапе становления организационных форм архитектурно-градостроительного проектирования в
СССР х. Рдц исследований содержит методологический анализ проектирования как типа деятельности хх. Историческое изучение
профессии ведется в работах В.Зубова, И.Николаева и др. А.Ка-зусь исследовал формирование организации архитектурного проектирования с 1900-х до начала 1930-х годов, затронув ряд вопросов развития профессии. В работах А.Ярового, А.Зияченко, А.Буряка профессия архитектора анализируется с позиции систе-ыодеятельностных представлений. Г.Веслопслова строит "модель архитектора" с целью совершенствования профессиональной подготовки. Б работах В.Л.Глазычева и А.Г.Рашапорта наиболее детально рассмотрены проблемы развития профессии, организации проектирования и градоформировання. Однако, до сих пор отсутствует историко-теоретическая трактовка развития профессии архитектора в условиях централизованной организации проектирования.
Цель исследования заклнчается в построении целостной ис-торико-теоретической концепции развития профессии архитектора в условиях организации архитектурно-градостроительного проектирования в СССР до 1950-х годов. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить особенности становления организационных форм архитектурно-градостроительного проектирования в СССР;
х) Работы М.Астафьевой-Длугач, М.Бархина, Ю.Волчка, А.Жуковского, Д.Зворыкина, К.Ивановой, А.Иконникова, Л.Кирилловой, Е.Кириченко, Я.Косицкого, Т.Малининой, Е.Овсянниковой, А.Опочинскои, М.Полецука» В.Пшенникова, А.Рябушина, Т.Самохиной, Н.Смуровой, А.Стригалева, Е.Ступина, В.Хаза-нозой, С.Хан-Магомедова и др.
хх) Работы О.Генисаретского, Е.Изварина, М.Мееровича, А.Рап-папорта, В.Розика, М.Савченко, Б.Сазонова, Г.Щедровицкого и др.
выявить генезис профессиональных представлений об объекте архитектурного проектирования;
установить влияние организации проектирования на профессиональные представления о мастерстве архитектора.
Предает исследования - профессия архитектора в условиях становящейся организации архитектурно-градостроительного проектирования. Объектом исследования является процесс исторического развития архитектурно-градостроительной деятельности в СССР.
Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что
на протяжении исследуемого периода ( 1917-1950-е гг.) сложились принципиально новые организационные формы проектирования, изменились традиционные ценностные установки профессии, содержание профессионального мышления, что позволяет говорить о становлении профессии архитектора в новых социально-исторических условиях.
Методы исследования основаны на комплексном историко-тео-ретическом изучении профессии архитектора и включает обзор литературы, анализ и обобщение проектных и теоретических концепций, профессиональных представлений ведущих мастеров советской архитектуры х, построение моделей профессии архитектора и их верификации на историческом материале.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые представлена целостная историко-теоретическая концепция развития профессии архитектора в условиях организации проек-
х) К.Алабяна, В.Бабурова, Н.Баранова, Г.Бархина, В.Веснина, А.Власова, М.Гинзбурга, И.Жолтовского, А.Ивакицкого, Б.Иофана, Н.Колли, К.Мельникова, Н.Милютина, А.Мордвинова, В.Семенова, И.Фомина, А.Щусева и др.
тирования. Впервые выявлено место архитектурно-градостроительного проектирования в государственной, социально-политической структуре нашей страны на этапе 1917-1950-х годов.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать основные положения и результаты исследования для изучения современного состояния профессии архитектора в условиях государственной организации проектирования. Учет исторического опыта является необходимым звеном в работе по перестройке архитектурно-проектного дела в стране. Отдельные результаты исследования могут быть использованы в системе архитектурного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования использованы в плановой работе ІЩИИТИА по теме "Анализ исторического развития организационных форм архитектурно-градостроительного проектирования в СССР", выполнявшейся при непосредственном авторском участии диссертанта ( 1985-1988 гг., гос.регистр.Л 01.87.0 020958).
Основные положения работы докладывались на Всесоюзной конференции молодых архитекторов (Киев, 1986) и московской научной конференции "Историческое событие в образах архитектуры" (1986), опубликованы в 8-ми печатных работах.
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения общим объемом 140 страниц, а также библиографии. Иллюстративная часть представлена на 20 таблицах.