Введение к работе
Актуальность данного исследования определяется тем, что для изучения истории и закономерностей развития древнерусской архитектуры необходима полная и точная картіша развития монументального зодчества Киева конца X - начала XII вв., на основе которого развивалась монументальная архитектура в древнерусских землях.
Объектом исследования является монументальная каменно-кир-пичная храмовая архитектура Киева конца X - первой четверги ХП вв. Этот период представлен тринадцатью культовыми сооружениями, из которых почти полностью сохранились до наших дней только Софийский собор и Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря; от трех памятников - церкви Михаила на Выдубичах, Успенского собора Печерского монастыря и церкви Спаса на Берестове - уцелели отдельные части и конструкции, остальные памятники известны по материалам археологических раскопок и сохранившимся обмерам.
Временные границы исследования определены тем,' что с конца X по первую четверть ХП вв. киевские храмы возводились в технике кладзси "со скрытым рядом", когда каждый второй ряд кирпича-плинфы несколько углублен и закрыт слоем строительного раствора. Последним таким памятником является церковь Спаса на Берестове, возведенная между ІГІЗ и 1125 гг. Со второй трети XII в. этот тип кладки сменяется порядовой кладкой.
Цель исследования - определить процесс развития и становления архитектурно-строительной школы Киева в конце X - первой четверти ХП вв. Поставленная цель определила необходимость решения конкретных задач:
проследить развитие строительной техники в зодчестве Киева того времени;
уточнить первоначальную планировочную и объемно-пространственную структуру храмов Киева конца X - первой четверти ХП вв.;
выяснить, существуют ли определенные этапы в развитии зодчества Киева рассматриваемого периода.
Под архитектурно-строительной школой понимаем такое направление в архитектурно-строительной практике, произведения которого характеризуются общностью построения планировочной и обьемно-нре-
странственной структуры, единством строительпшс приемов и конструкций, и которое последовательно развивается на протяжении определенного отрезка времени.
Методика исследования основана на изучении и систематизации литературных и архивных материалов по данному вопросу, на натурных исследованиях.памятников и строительных материалов, проведанных автором, историко-архитектурной интерпретации строительно-технических и стилистических особенностей храмовых сооружений, а также применении сравнительного анализа.
На защиту выносится концепция развития зодчества Киева конца X - первой четверти XII вв., итоги изучения развития строительной техники и особенностей планировочной и объемно-пространственной . структуры тринадцати храмов Киева этого периода, позволяющие определить данные памятники как произведения киевской архитектурно-строительной школы, а также авторские реконструкции отих памятников, выполненные на основании детального изучения сохранившихся фрагментов древних зданий.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые представлена полная картина развития монументального зодчества Киева конца X - первой четверти XII вв. в аспектах строительной техники, планировочной и объемно-пространственной структуры храмов, а также в том, что проведен сравнительный анализ крестовокупольной структуры памятников Киева и современных им памятников крестово-куполыюго типа Византии и Закавказья, определяющий самобытность произведений киевской архитектурно-строительной школы.
"Практическая ценность работы состоит в том, что материалы .исследования могут способствовать дальнейшему изучению древнерусской архитектуры, закономерностей ее развития, а также использоваться а работах по истории архитектуры и в реставрационной практике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и 52 иллюстративных таблиц.