Введение к работе
. Актуальность исследования определяется рядом причин:
проблемы ориентации в современном городе с большой территорией, насыщенной различной информацией, практически вышли из под контроля, то есть люди часто не в состоянии идентифицировать место своего пребывания и испытывают затруднения в выборе эффективных путей передвижения;
существующие исследования пространственной ориентации в современной городской среде не дают необходимых рекомендаций но проектированию в условиях конкретных средовых ситуаций;
появились новые «навигационные» средства и системы, не встроенные непосредственно в среду, требующие отдельного архитектурно-дизайнерского осмысления;
вопросы ориентации в пространстве города рассматриваются наукой эпизодически и по частям, до сих пор не стали предметом комплексного теоретического исследования.
Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), тогда как суть проблемы в другом: меняется и городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оптимизации этих процессов.
Современный крупный город слитком сложен и неочевиден как ориен-тационная система, его структуру нельзя осознать на уровне простого восприятия; он содержит одновременно очень много форм информации, использующих самые разнообразные «носители» (от простых знаков и надписей до мультимедийных устройств); нет единого центра управления информацией, засоряющей городскую среду; нет правил такого управления («теории ориентации в городском пространстве»).
Все эти положения по большей части относятся к сфере дизайна - сре-дового, графического и информационного, что смещает содержание проблемы из области градостроительства и архитектуры в сторону дизайна оборудования и пространственных систем, в том числе информационных.
В существующих исследованиях описание проблемы связано с подходом к ней как частному случаю какой-либо другой темы, не ставящей задачи изучения явлений пространственной ориентации. Из-за чего данный вопрос не рассматривается в полной мере, что также подтверждает актуальность данного исследования.
Условия ориентации в городе включают в себя два ряда факторов, которые в разной мере описаны в научных трудах - объективные (привязанные к восприятию геометрии физической реальности) и субъективные (включают эмоционально-образную оценку среды). Однако отдельные работы не показывают этой разницы достаточно четко, что затрудняет их использование в теоретических исследованиях.
Так К.Линч рассматривает вопросы ориентации в рамках исследования восприятия ориентиров как составных частей образа города; философы (Штегмайер В., И. Кант, Р. Декарт, Ж. Дерида, М. Хайдегер, Э. Гуссерль)
как абстрактное понятие; психология восприятия (Гиппенрейтер Ю.Б., З.Фрейд, К. Юнг, Г. Гельмгольц, Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия Л.Р., Грегг Д., Грегори Р.Л., Любимов В.В., Михайлевская М.Б., Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Д. Дж. Бем, Нолен-Хоэксема С, Зинченко В.П.) рассматривает ориентацию в пространстве как результат психического процесса обработки и систематизации информации об окружающей среде; когнитивная психология (Э. Толмен, Р. Аткинсон, У. Найсер, Д. Бру-нер, Р. Солсо, Косинский В.П., Лившиц В.М) занимается проблемой формирования мысленных моделей реальности
«когнитивных карт»; гештальтпсихология (К. Дункер, М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, Ф. Перлз, С. Гингер, К. Наранхо, Р. Арнхейм) связывает процессы ориентации со стремлением человека к правильным формам пространства; видеоэкология и экологическая психология (Филин В.А., Дж. Гибсон, Бачинский Г.А., Колясников В.А., Плехов В.Н.)
рассматривает ориентацию во взаимодействии с понятиями оптимальной зрительной среды; психология архитектуры (Круликовский Д.Т.)
включает потребность ориентации в городе в систему ценностных характеристик; Шимко В.Т. упоминает вопросы ориентации в среде как часть методики архитектурно-дизайнерского проектирования; Горбачев В.П., Вергунов А.П., Саймондс Д.О., Танги Ф., Филипповский Н., Нефедов В.А. -рассматривают ориентацию в связи с ролью ландшафтной детерминации однородных пространств в устойчивой городской среде; Оболенский Н.В., Мигалина И.В., Габайдулина С, Щепетков Н.И.,
Ефимов А.В.,
- в рамках световой и цветовой композиции города; А.Я. Костенко затраги
вает понятие ориентации в городе в связи с анализом средств информации в
архитектуре.
Огромное множество исследователей и теоретиков, в числе которых А.В. Иконников, Е.Л. Беляева, В. Гропиус, Мисс Ван Де Рое, З.Н. Яргина, А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев, Г.П. Степанов, касаются вопросов ориентации только в контексте проблем эстетической организации городского пространства.
Эти архитектурно-художественные и психо-физиологические наработки и воззрения дополняются еще и прагматическими исследованиями визуального климата города: анализом рекламной деятельности (Пронин С, Плесси Э., Музыкант В. Л., Коломина Б.); исследованиями воздействия вербальной и невербальной информации на человека (Грушин Б., П. Лайнбарджер, Пони-делко А., Лукашев А., Шерковин Ю.А., Кара-Мурза С.Г., Доценко Е.), предложениями по совершенствованию методов навигации в городской и транспортной среде (Черепанов В.А.); разработкой методики предпроект-ного визуального анализа среды города (Буга Ю.П., Короев 10.И.); формули-
рованием принципов графического дизайна среды и знаков навигации (Г. Бек, А. Лустиг, Р. Эймс, Ч. Эймс, П. Артур, К.М Бергер, Л.Г. Дилворс, X. Дагдейл, Д. Корбин, М. Винелли, Д. Катц, К. Этридж, Л. Вайман).
Однако целостного описания проблемы пространственной ориентации в городе отдельные разработки не дают, а главное - не отражают ее роль в деле формирования оптимальных условий проживания человека в городской среде.
Цель исследования - выявление принципов работы механизма пространственной ориентации в городе. На их основе представляется возможным установить характеристики связей архитектурно-пространственной основы городской среды, ее дизайнерского наполнения и «внеархитектурных» (вербальных и приборных) средств ориентации с возможностями человека. Что, в свою очередь, позволит приступить к комплексному проектированию систем ориентации в городе, организовав работу различных специалистов в одном русле.
Задачи исследования:
установить природу и типологические варианты явления «ориентация в городской среде», предложить приемы их исследования (физические параметры среды, взаимодействующие с врожденными способностями человека к ориентации);
раскрыть механизм ориентации и его закономерности, отражающие принципы создания ориентационной системы;
определить средства решения задач ориентации в городе на разных уровнях организации городской среды, что соответственно влияет на формирование ориентационных знаков и их систем;
обозначить роль дизайна среды в создании благоприятного ориента-ционного «климата»;
предложить модель взаимодействия разных средств ориентации, для создания оптимального ориентационного «климата» города.
Объект исследования - способы, средства и варианты «ориентационного» (информационного) воздействия системы материальных объектов и форм городских пространств разного масштаба и происхождения (в том числе композиционного строя пространства) на человека.
Предмет исследования - комплексная архитектурно-дизайнерская композиция городских пространств разного уровня и масштаба (жилые и общественных улицы, площади, кварталы, районы и т.д.); информационные носители в городе (принципы размещения в среде и особенности их информационного содержания); специализированные «внеархитектурные» ориен-тационные системы.
Рабочая гипотеза: «ориентация в городе» есть интуитивный динамический процесс, способность найти в незнакомой ситуации статичные компоненты и выстроить логичную структуру их взаимодействия; как результат восприятия системы объектов и форм среды (архитектура - дизайн среды -графический дизайн - вербальные и «внеархитектурные» средства навигации), которые нужно исследовать одновременно и взаимосвязано.
В современном городе ориентация основана на двух различных принципах информации - восприятии традиционной эмоционально-знаковой системы (комплекс опорных визуальных впечатлений, позволяющий распознавать «конструкцию» информационного пространства) и использование «вне-архитектурных» вербалыю-знаковых и мультимедийных средств навигации. Главный элемент первой системы - пространственный ориентир -характерная точка пространства, необходимая для моделирования ориентационнои реальной среды. Вторая система абстрагирована от реальной среды и нуждается в «посредниках» (приборах) для ее восприятия.
На разных уровнях городского пространства системы ориентации ведут себя по-разному: на уровне города в целом и района эмоциональными знаками фактически являются только транспортные пути и узлы, ведущую роль принимают на себя «внеархитектурные» и приборные вспомогательные средства; на местном уровне эмоционально-знаковая структура фундаментальна и практически совпадает с композиционным (акцентно-доминантным) строем пространства, почти отметая «технические средства», манипулирующие поведением человека.
В каждой из систем различимы оператор (субъект, управляющий структурой ориентационнои системы, передающий информацию о ней пользователю) и пользователь (субъект, пассивно воспринимающий признаки строения ориентационнои системы), что позволяет продумать систему мер по их синтезу.
Границы исследования: работа выполняется на материале архитектурно-дизайнерского анализа выборочных примеров структурных элементов (улицы, площади, кварталы, районы) средних и крупных городов России в их современном состоянии, некоторые города Европы приводятся для сравнения результатов. Поскольку работа носит общий, а не прикладной характер -контингент рассматриваемых пользователей городского пространства не ограничивается незнакомыми с предлагаемой им средой и заинтересованными как в практическом, так и в эстетических аспектах восприятия города. Наиболее эффективным способом освоения среды выбрана пешая прогулка, как не ограничивающая углы обзора, время восприятия и маршрут движения.
Методы исследования:
- изучение на базе научной литературы механизмов восприятия, усвое
ния и использования «архитектурной информации», их приложение к задачам
ориентации в городской среде разного уровня;
- графический анализ городской среды (вычленение из нее объемно-
пространственных составляющих - ландшафтных, архитектурных, дизайнер
ских ориентиров, определение их типов, роли и потенциала, как знаков ориен
тации);
анализ «внеархитектурных» (вербальных и электронных) носителей ориентационной информации и «навигации» в среде, их типов и особенностей размещения в городе, принципов подачи и организации информационных сообщений;
сравнение результатов исследований проблем ориентации в различных сферах науки и практики - в архитектуре, графическом и средовом дизайне, философии, психологии восприятия, гештальтпеихологии, когнитивной и социальной психологии;
сведение различных научных позиций в общую картину и сравнение ее с результатами практических исследований.
Научная новизна работы: впервые для анализа и формирования городской среды использован «информационно-ориентационный» подход, который рассматривает дизайнерское и архитектурное проектирование как способ организации единой системы ориентации в городской среде при создании оптимального «информационного поля» города; предложен метод совместного анализа информационно-ориентационпого потенциала архитектурно-дизайнерских составляющих разных форм городской среды, определены принципы их взаимодействия; отмечена прагматическая связь композиционной структуры городских пространств и ориентационной схемы их фрагментов, предложены варианты их синтеза при проектировании форм городской среды; впервые «ориептациониая целесообразность» рассматривается как особое средство создание гармоничной и удобной информационно комфортной предметно-пространственной среды города.
Положения, выносимые на защиту:
- методика определения ориентационного потенциала конкретного
участка городской среды, основанная на уравнительном анализе характери
стик средовых ориентиров (знаков) в предлагаемом контексте;
- проблемы формирования ориентационных знаков:
«эпатажный» (феноменальный), направленный на создание неповторимого образа, и «архетипическии» (стандартизированный и унифицированный), предполагающий использование привычных алгоритмов поведения;
«информационное» (ориентационное) и «дезинформационное» (дезориента-ционное) действие рекламы в городе;
- стремление концепции формирования разных элементов среды к тенденциям «моды» (аналогично дизайну упаковки и дизайну одежды).
- проектные приемы синтеза архїітектурно-дизайнерской и «внеархи-тектурной» пространственных ориентационных систем (включение эмоциональных ориентиров в вербальную информацию, учет эстетического и эмоционально-образного потенциала графических символов, привязка формы и символьного содержания носителя информации к реальной средовой ситуации, введение принципов дифференциации и компоновки информации соответственно ее значимости, увеличение количества потенциально возможных информационно-ориентационных решений за счет совместного использования архитектурно-дизайнерских приемов и инновационных технологий).
Апробация работы. Апробация прошла в форме докладов и выступлений автора на нескольких научных конференциях МАрхИ и НовГУ. Основные положения диссертации опубликованы в статьях (см. приложение).
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, 3-х глав и заключения - всего 150 страницы текста; 13 таблиц; список литературы (115 наименований).