Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Ильина Ольга Петровна

Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.)
<
Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильина Ольга Петровна. Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.) : Дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 : Новосибирск, 2003 134 c. РГБ ОД, 61:04-18/2-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Ландшафтные и историко-генетические особенности расселения Горного Алтая

1.1. Орография и геоморфология региона

1.2. Ландшафтная характеристика территории

1.3. Историко-генетические основы расселения территории Горного Алтая

1.3.1. Заселение в "раннем" этапе (Ш - YI вв. до н.э)

1.3.2. Расселение в "докочевом" этапе (YII в. до н.э. - X вв. н.э)

1.3.3. Расселение в "кочевом" этапе (вторая половина X - конец XYI вв.) ' ч

'1.3.4. Расселение в "переходном к оседлости" этапе (начало

XYII - конец XIX вв.)

1.3.5. Освоение Горного Алтая в "стационарном" этапе до 30-х годов XX века

1.4. Роль инфраструктуры в историко-культурном аспекте развития поселений

1.4.1. Речная сеть Горного Алтая

1.4.2. Дороги Горного Алтая

Выводы по первой главе

Глава II Эволюция историко-культурного развития, архитектурно-планировочного формирования жилища, хозяйственных построек, декоративно-прикладного искусства (2 -я половина X - конца XYI вв.)

2.1. Развитие культуры и искусства

2.1.1. Курганы и погребальные сооружения прошлых веков

2.1.2. Историко-генетические основы традиционного . хозяйственного уклада. Типы хозяйственных построек.

2.2. Развитие и особенности усадьбы, жилища и интерьера.

2.2.1. От древнейшего жилища до кочевой юрты

2.2.2. Основы духовной культуры

2.2.3. От петроглифов к декоративно-прикладному искусству Горного Алтая.

Выводы по второй главе

Глава III Особенности формирования зодчества народов Горного Алтая" (начало XYII - начало XX вв.)

3.1. Особенности архитектурно-планировочного , развития поселений

3.2. Синтез зодчества народов Горного Алтая

3.1.1. Типы жилища

3.1.2. Культовые и общественные сооружения Выводы по третьей главе

Заключение Список литературы Приложения

Введение к работе

Архитектура "коренных" жителей юга Западной Сибири, система расселения, формирование и развитие декоративно-прикладного искусства является малоисследованной областью в истории архитектуры. Имеющиеся материалы касаются, главным образом, периода освоения сибирских просторов русскими, пришедшими сюда в конце XYI- начале XYII вв.

Отсутствие планомерных археологических изысканий и раскопок не позволяют с достаточной ясностью представить эволюцию развития ранних цивилизаций юга Западной Сибири, в частности на территории Горного Алтая. Эволюцию поселений, развитие тиров жилища, хозяйственных построек и декоративно-прикладного искусства можно проследить, только начиная с эпохи средневековья.

Понятие "Горный Алтай" в научной литературе сложилась в связи с особенностями геологического строения Алтайской горной страны. Характерные элементы рельефа представляют собой расширенные участки - котловины, так называемые горные "степи": Теньгинская, Канская, Уймонская и др. Выше их. лежат Курайская и Чуйская степи. Сложные инженерно-геологические условия территории повлияли на формирование своеобразной системы расселения, применение особых архитектурно-строительных приемов в создании материальных объектов, необходимых для жизнеобеспечения человека. Архитектурно-культурное наследие Горного Алтая сосредоточено на разных высотных поясах региона, обладающих немалыми специфическими особенностями рельефа, климатических условий и широким спектром разнообразия флоры и фауны. Инфраструктура, в состав которой, входят ценные объекты архитектурно-культурного наследия Горного Алтая, исторически тесно связана с эволюцией этноса.

Исследование архитектурно-культурного наследия Республики Алтай, построено на сопоставительном анализе культуры народов, населяющих территорию южной части Сибири, Якутии, Казахстана и Монголии, в европейской части - Калмыкии, исторически соприкасающихся с современными алтайцами, живущими на исследуемой территории.

, Заселение территории Горного Алтая по гипотезе А.П. Окладникова происходило примерно 1,5 млн. лет тому назад. Основными "коридорами" проникновения человека на территорию Горного Алтая явились большие реки (Катунь, Бия) и их притоки. История развития народов Горного Алтая, эволюция жилища и других построек показывают, что человек издавна познает свойства окружающей среды и создает духовно-материальную культуру, отражающую уровень развития. Для народов, когда-то населявших территорию Горного Алтая № и до современных, характерны, пять этапов развития общества, эволюционно мало связанных между собой на ранних стадиях существования. Эти исторические этапы делятся на следующие: "ранний" (III- YI вв. до н.э); "до кочевой" (YII в. до н.э. - X вв. н.э); "кочевой" - (вторая половина X - конец XYI вв.); "переходный к оседлости" - (начало XYII - конец XIX вв.); "стационарный" -(до 30-х годов XX в). На каждом этапе, мы сталкиваемся со своеобразной культурой общества, характеризующей его духовное и материальное развитие. Изменение предметов быта, орудий труда и типов построек указывает на их эволюцию. В свою очередь трансформация предметного мира отражает . мозаичность культурных достижений и состояние каждого нового уклада жизни.

Т .. ]; ; -.

Исследуя исторические этапы, отметим, что по первым трем этапам исторические и археологические материалы скудны, но, начиная со второй половины XIII века, эволюция, формирование, развитие искусства и архитектуры прослеживаются в достаточной мере. Период с X века до начала XX века представляет большой интерес, так как это время активного формирования и развития этноса, чему и посвящено данное исследование. ! Этнические родоплеменные группы на территории Горного Алтая расселялись в разных ареалах: от благоприятных местностей предгорных частей I .,,-: -: до высокогорий с жесткими природными условиями. Развитие своеобразной этнической культуры народов Горного Алтая меняется поэтапно, каждый раз создавались новые ценности, опираясь на предыдущий опыт и мастерство.

Национальные традиции современных алтайцев - это зодчество, имеющее глубокие историко-генетические корни, отражающие мировоззрение, формирующееся в зависимости от политико-экономических формаций, миграций населения, изменения религиозного мышления, этических и эстетических норм поведения, начиная с древних времен. ; Актуальность исследования обосновывают следующие положения:

- необходимость проведения анализа воздействия социоэкономических факторов , fo на миграцию этноса, функциональное развитие и рост сети поселений Горного Алтая;

- выявление влияния ландшафтных особенностей на систему расселения и виды хозяйственной деятельности;

і -отсутствие социоэкономического и исторического обоснования, повлиявшего на формирование и развитие поселений в исследуемом регионе;

! -выявление особенностей архитектурно - планировочного решения жилой и хозяйственной зон алтайцев, взаимосвязи искусства этноса с культурой народов ! сопредельных государств, ценности сохранившегося архитектурно-культурного [ наследия.

; Ч Степень разработанности.

і Исследования ученых составили теоретическую и практическую базу для проведения данной исследовательской работы. Это работы архитекторов Е.А. і Ащепкова, В.М. Албаута, Д. Майдара, Д. Б. Пюрвеева, Т.К. Басенова, М.М. \ Мендикулова, К.К. Леонова; историков А.П. Окладникова, Г.П. Самаева, Н.М. I Модорова, Ф.А. Сатлаева; археологов В.Д. Кубарева, М.П. Грязнова, В.И. I Молодина, Д.В. Черемисина, Н.В. Полосьмак; этнографов Л.П. Потапова, С. В. і Иванова, A.M. Тощаковой; искусствоведа В.И. Едокова и др.

і ь Ранние фиксации этнографических материалов по зодчеству алтайцев приведены в работах В.В. Радлова, миссионера В.И. Вербицкого, художника Г.И.

Чорос-Гуркина и др. За последние 10-15 лет, общий обзор жилища, хозяйственных построек и предметов интерьера выполнила этнограф В.П. Дьяконова. Искусствоведческий анализ декоративного искусства приводится в работах А.В. Едокова, Е.Э. Ямаевой и др.

Описания поселений отмечены в записках и исследованиях путешественников и участников научных экспедиций П.А.Чихачева, А.А. Бунге, К.Ф. Лебедура, П.В. Путинцева и др. Развитие планировочной структуры исторической части г. Горно-Алтайска зафиксировано в работе авторского коллектива под редакцией искусствоведа А.В. Едокова.

Несмотря на имеющийся научный материал по зодчеству алтайцев, и их ближайших этноисторических предков, обзор перечисленных работ ученых показывает, что архитектурно-культурное наследие народов Горного Алтая, в том числе алтайцев почти не изучено.

Цель исследования. - Цель исследования заключается в выявлении этапов формирования культуры и искусства, архитектурно-культурного наследия в регионе, основных типологических особенностей архитектурно-планировочной организации поселений, бытовых, культовых и др. построек, особенностей декоративно-прикладного искусства, сохранности ценных историко-архитектурных объектов. Главные задачи исследования.

- определение влияния природно-климатических особенностей на формирование селитебно-ландшафтных высотных поясов; "-( выявление корреляции ландшафтных особенностей с жилищами, хозяйственными постройками; . - анализ развития архитектурно-культурной преемственности и этнического синтеза в развитии поселений, жилища алтайцев с монголо-тюркскими народами, праазиатскими этническими группами Саяно -Алтая, оседлыми народами;

проведения анализа планировочных структур и архитектурно-пространственных композиций поселений, дифференциации интерьера по этническому признаку;

выявление сакральных ареалов и культовых построек.

Для сравнительного анализа рассматриваются поселения, жилища тюркско- монгольских народов - ближайших этнических предков алтайцев на территории Монгольского Алтая, Восточного Казахстана, Тувы и частично Якутии, Калмыкии. Перечисленные регионы выбраны, исходя из общности исторического развития, этнической аналогии, сходных социально-экономических черт общества в исследуемый исторический период. Алтайцы (поздний исторический этноним) в ходе развития остались на территории современной Республики Алтай, в то же время другие этносы из названной территории мигрировали в различные географические широты Евразии. Это отразилось в укладе жизни, в решении архитектурно-планировочных приемов жилища, в организации природно- ландшафтных мест проживания, в способах возведения архитектурных объектов, в применении строительных материалов и объемно-пространственных композиций застройки поселений. Объект исследования.

Объектом исследования являются ландшафт и поселения, усадьбы и жилища, хозяйственные и культовые постройки, декоративно-прикладное искусство, сакральные территории и сооружения. " Предмет исследования.

Историческое формирование и развитие систем расселения, эволюция жилых и хозяйственных типов построек, развитие хозяйственного уклада Горного Алтая, происходящих под влиянием этноисторических процессов.

Границы исследования. " ". Географические границы исследуемой территории Республики Алтай охватывают юго-восточную часть Южной Сибири, ограниченную: - с севера Кемеровской областью и предгорной частью Алтайского края;

j - с востока республиками Хакассией и Тывой;

I - с юга странами: Монголией, Китаем и частично Восточным Казахстаном;

і , - с запада Восточным Казахстаном и степными частями Алтайского края.

Временные рамки исследования - конец X - начало XX вв., являются очень I важным периодом формирования и развития культуры алтайцев.

і Методология и метод исследования.

Основой методологии является теория этноса, включающая вопросы и этнического происхождения алтайцев.

Разделение данной работы на отдельные виды культур народов Горного j V Алтая неприемлемо, т.к. зодчество всех народов охватывает составляющие і духовной и материальной культуры, декоративного искусства, присущего именно определенному этносу. В этом аспекте понятие зодчества не представляет исключение и для алтайцев.

! Сравнительно-исторический, типологический и системный анализы являются основой исследования, опирающиеся на исторические, этнографические, иконографические, археологические материалы, а также натурные обследования и » І фотофиксации. Новизна работы и ожидаемый результат.

І В диссертации впервые проводится подробное исследование эволюции ! историко-культурного наследия Республики Алтай, типологии построек ! (поселений, жилища и т.д.), определяются принципы архитектурно ! планировочных организаций поселений и определение устойчивых во времени традиций в условиях этнической мозаичности народов Горного Алтая. і ! Научно-практическая ценность данного исследования заключается в I следующих положениях: і j - результаты исследования относительно восполнят "белое пятно" в і .1.-.1- истории развития духовной и материальной культуры алтайцев, и могут быть применены в научных работах по истории и теории архитектуры Сибири;

материалы могут быть использованы в организации архитектурной среды в историческом аспекте (музеефикация, резервация площадей исторических ландшафтов, историческое жилье для проведения национальных обрядов, организация национальной кухни), зон рекреации и достопримечательностей поселений;

к і сведения об архитектурных объектах могут быть использованы в реконструкции и реставрации памятников народного зодчества; материал можно использовать для составления методических рекомендаций, учебных программ для разных структурных звеньев " «И народного образования по изучению культуры и искусства народов .. , Горного Алтая. 

Орография и геоморфология региона

, Ландшафт Горного Алтая является - главным фактором, влияющим на формирование архитектурно-пространственной организации территорий и на архитектурно-художественный образ объектов. В конечном итоге ландшафт имеет экономическую оценку, представляющую народно-хозяйственный интерес [33]. В ландшафтной характеристике территории рассматривается пять основных элементов ландшафта: вода, растительность, почва, животный мир и климат.

Водные ресурсы. В Горном Алтае насчитывают около 20000 рек длиной более 10 км. Густота речной сети на ландшафтных территориях имеет разный диапазон в зависимости от условий их образования. Крупные реки длиной более 50 км. Образуются от многочисленных ручьев и рек, стекающих с горных хребтов. Главными водными артериями среди них являются реки Катунь и Бия от слияния, которых образуется крупнейшая река Сибири Обь. Река Катунь берет начало в высокогорной ландшафтной зоне на южном склоне самой высокогорной вершины горы Белуха (4506 м.) и составляет композиционную ось многих поселений, придавая архитектурно-художественному образу населенных мест неповторимый эстетический облик. Водные ресурсы Горного Алтая также представляют водосборный бассейн реки Бии и Телецкого озера.

Вдоль прибрежной зоны реки, озер ландшафтные участки имеют ряд рекреационных качеств, способствующих образованию туристских, курортно-бальнеологических объектов. [14]

На образование большинства рек в высокогорной ландшафтной зоне влияет система карстовых горных озер (Куладинское, Ак-Кемское, Мультинские и др.). Характерные черты высокогорных рек — порожистость, имеются водопады и большие уклоны. Водопадов, имеющих значительные высоты отвесного падения от 7-60 м., насчитывают около 70 в местах Катунского и Чуйского белков.

Горные реки отличаются большими скоростями течения порядка 2-5 м/с, глубина до 3-10 м. Ширина малых и средних рек до 20м. а глубина 1-2м.

Река Бия вытекает из крупнейшего на Алтае Телецкого озера, и составляет одну из композиционных доминант в низкогорной ландшафтной зоне. В верховьи Бия протекает в узкой горной долине и в 80 км вниз по течению имеет характер порожистой горной реки.

В высокогорной ландшафтной зоне реки Горного Алтая местами приобретают равнинный характер с уклонами, порядка 0,05-0,1 %, где имеют большую извилистость. В среднегорных и низкогорных ландшафтных зонах реки имеют хорошо развитую долину, поймы четко выражены. Реки Горного Алтая по водному режиму отнесены к алтайскому типу.

Русло Телецкого озера вытянулось в низкогорной и среднегорной частях ландшафтных территорий Горного Алтая. Телецкое озеро, являясь главной композиционной доминантой в архитектурно планировочной организации, имеет все достоинства рекреационной местности, в которой можно размещать различные рекреационные объекты. Алтын Кель (местное название озера) по размерам уступает известному озеру в Сибири Байкалу, а по чистоте воды может составить конкуренцию. Живописные берега, буйная растительность, обилие рыбных запасов привлекает отдыхающих на Алтын-Кель. Это озеро расположено на высоте 436 м. над уровнем моря. Максимальная глубина озера 325м.[4] Кроме Телецкого озера рекреационный интерес представляют карстовые озера: Кучерлинское, Аккемское, Мультинские, Джулукуль, Туюкские, Каракольские, Теньгинское, Садринское, Манжерокское, Айское. щ По данным исследований Томского НИИКиФ совместно с ГАЛИ в 1991-90 г.г. и в 1981-82 г.г. Центральным институтом курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения СССР в Горном Алтае имеются следующие места для курортно-санаторного освоения [80]:

- Джумалинские теплые ключи, расположенные на южном склоне Северо Чуйского хребта в 100 км к юго-западу от райцентра Кош-Агач,

характеризующиеся по составу вод как слаборадоновые. Дебет теплых ключей

Джумалы незначителен, поэтому строительство крупного санаторного

" комплекса здесь нецелесообразно;

-грязевые источники оз. Манжерок и оз. Куреево оцениваются предположительно, в перспективе для санаторно-курортного освоения этих местностей необходимо детальное бальнеологическое исследование состава грязей на предмет санитарно-бактериологического, микробиологочиского и физико-механического параметров;[76]

- источники Бугузун и Кам-Тытукем в Кош-Агачском районе;

-местности бывшего Чергинского курорта; здесь имеется несколько выходов минеральных источников, благоприятных для лечения ревматических болезней. По составу вод источники Чергинской местности близки к источникам курорта Белокуриха. К сожалению, исследователь Леонов К.К.,

[48] проводивший исследования курортно-бальнеологических районов Горного Алтая в 1965 году отмечал, что большая часть источников исчезли вследствие использования местности для сельскохозяйственных целей (размещение овцеводческой фермы, распашка близлежащих земель).

Исследователь С.А.Масленников в 1970 году установил, что химический состав подземных вод этого района изменяется от состава водовмещающих пород. Разгрузка вод происходит по трещинам в виде нисходящихся источников в речную сеть. Водовмещающие породы характеризуются повышенной радиоактивностью, вследствие гидротермальных и изменений в них. В водах источника Бугузун, также обнаружены биологически активные микрокомпоненты. Согласно ГОСТу 13273-78 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые» вода Источника Бугузун не может быть отнесена к минеральным водам из-за низкой концентрации минерализации и отсутствия специфических компонентов в кондициях. [80]

Лечебное значение водного зеркала рек, озер и успокаивающее действие водных паров известны, как рекреационные достоинства ландшафтов. Следует отметить традицию в использовании антибактериального свойства утренних туманов горных рек с древних времен местными жителями для лечения болезней дыхательных путей.

Реки и озера во всех ландшафтах являются средоформирующим фактором, обладающим особо благоприятными условия для рекреации, а в архитектурно -- . - с, -с

планировочном аспекте композиционным элементом ландшафта для поселений. [48] Долины больших и малых рек представляют собой аэрационные коридоры, природные воздуховоды, способствующие проветриванию и созданию микроклиматических оазисов, обладающие высокими оздоровительными и эстетическими достоинствами. Реки, впадающие в основную реку и прилегающие к ним ландшафтные территории, являются основополагающими факторами при формировании архитектурно-планировочных решений.

Согласно схеме архитектора Болдырева В.Ф. [14] пространственно-геометрической оценки ландшафтной территории, анализу типов преобладающих

ч 17

ландшафтов по географической классификации и концентрации озерно-речных ресурсов установлено три вида архитектурно-ландшафтных территорий Горного Алтая:

I - вид - среднегорные территории, характеризуются высокой мозаичностью ландшафтов (более 8 типов географической классификации), равномерной развитостью водных ресурсов (общая протяженность рек равна 1645, 4 км.) Онгудайский, Усть-Канский и др. районы;

II - вид - высокогорные территории, характеризуется средней мозаичностью ландшафтов (от 5 до 8 типов географической классификации), водные ресурсы сосредоточены неравномерно (общая протяженность 1728 км.) Улаганский и Кош-Агачский район;

III - вид - низкогорные территории, характеризуются низкой мозаичностью ландшафтов (до 4 типов географической классификации), сосредоточенностью больших площадей водных ресурсов (общая площадь водной поверхности равна 176,24 кв. км.) Турочакский, Майминский район.

Водные ресурсы в совокупности с другими ландшафтными элементами, вг установленных архитектурно-ландшафтных рекреациях территории Торного Алтая, оказывают влияние на образование их климатических особенностей.[20]

Климат — это динамичный фактор ландшафта, изменяющийся во времени и в пространстве. Он по-разному отражается на отдельных типах ландшафтов, некоторые элементы ландшафта могут усиливать неблагоприятные воздействия климата. А другие, наоборот смягчать. [ 101]

В свою очередь климат определяют такие факторы, как солнечная радиация, ветровой режим, крутизна склонов, ширина горных долин, крупные водоемы. Интенсивность солнечной радиации, обуславливает характер температурно влажностного режима. На распределение солнечной радиации в горах также влияет ориентация и крутизна склона. При отсутствии облаков на склоны в южной, юго-западной и юго-восточной экспозиции тепла поступает больше, чем на горизонтальную поверхность. В зимний период максимальное количество тепла при отсутствии облаков приходится на склоны южной ориентировки. Весной наибольшее количество тепла получают южные склоны крутизной 40, летом - на склоны аналогичной ориентации крутизной около 30, что должно учитываться при градостроительном размещении рекреационных, селитебных и др. зон.

Абсолютная высота гор при безоблачной погоде влияет на увеличение поступления солнечной радиации. Например, в юго-восточной части Горного Алтая архитектурно-ландшафтной рекреации высокогорья, Чуйской котловине -продолжительность солнечного слияния за год составляет 2660 часов. Это значительно превышает такой же показатель в регионе Кавказа. Интенсивность солнечной радиации (особенно ультрафиолетовая) является характерной особенностью климата Горного Алтая, имеющей значительную продолжительность в течение года.

В низкогорной архитектурно-ландшафтной рекреации преобладает комфортная и прохладная погода, а в среднегорной и высокогорной рекреациях, прохладная и холодная. Учитывая особенность зимней температуры в низкогорных ландшафтах как умеренно-суровую и благоприятную для рекреации в течение года, следует размещать рекреационные объекты круглогодичного действия в этой зоне.[101]

"У "А в целом на территории Республики Алтай по сравнению с равнинами и восточными горными областями Сибири климат характеризуется, как менее континентальный, следовательно, более благоприятный. Потому, Горный Алтай является островком теплого климата относительно низинных территорий приалтайских равнин. [48]

На формирование климата в Горном Алтае влияет высота и направление горных хребтов, ориентация и ширина долин. Поэтому микроклиматические характеристики горных долин имеют широкий спектр контрастных условий: от жесткого тундрового климата до благоприятного экваториального. Почвы горных территорий разнообразны тем, что на них влияет механический состав, экспозиция и крутизна склонов. Большая площадь почв подчиняются закону высотной поясности. От формы рельефа горной местности зависит использование территории под сельхозугодья. Немало исследователей отмечали, что в таком неосвоенном в градостроительном аспекте, как территория Горного Алтая, наиболее доступные и удобные земли долины рек, пологие склоны, межгорные котловины заняты сплошь сельскохозяйственными угодьями.[33] Плодородные почвы горных территорий и относительно пригодные для использования отдельные участки горных долин со спокойными рельефами щ заняты населенными пунктами.

Курганы и погребальные сооружения прошлых веков

Значительное место в зодчестве алтайцев занимает декоративно-прикладное

»

искусство. История зарождения, которого уходит в глубь веков, что подтверждается археологическими материалами. Самое раннее зарождение мотивов и сюжетов следует рассматривать со времен, когда первобытный человек наносил первые примитивные сюжетные линии геометрического орнамента на керамическую посуду и наносил петроглифы на скалы в местах их обитания.

[65,66,81] Затем в более поздние времена в эпоху железа "Скифско-сибирский" стиль древнейшими предками кочевых народов положил начало стилизации и интерпретации мотивов в орнаментике у ранних кочевников. Далее традиции декоративно-прикладного искусства продолжили этнические племена, от которых ведут родообразование современные алтайцы, тувинцы, казахи и т.д.

О развитии творческой мысли древних художников свидетельствуют наскальные изображения в "ранний" этап заселения древним обитателем ерритории Горного Алтая. Они сохранились на каменных грядах, на плитах захоронений и на стенах пещер. [46]

, Свидетельства об искусстве древних художников сосредоточены в Горном Алтае с наибольшей их концентрация на скалах Калбак-таш в 12 км. от села Иодро и в святилище Большой Яломан и скальных выходах Калгутинского рудника на плато Укок и др.[60] Образцы первобытного искусства в виде изображений, нанесенных техникой сплошной выбивки на внутренней стороне плит склепов из захоронений Каракольской культуры, хронологически отнесены

Преобладающими сюжетами этих рисунков на погребальных плитах являются изображения человеческих фигур с религиозными атрибутами и фрагментами частей звериных фигур. О ранних формах религиозного познания окружающего мира повествуют композиции наскальных рисунков. [2] /Г Например, так называемое «солнцеголовое» божество, на наш взгляд, напоминает шамана в традиционной шапке и маске, держащий в руках колотушку и бубен. При нанесении этих рисунков древние мастера эпохи палеометалла впервые используют черную, красную и белую краску, изготовленные из природных источников (лишайники, пыльца цветов и т.д.). На одной из плит эти фигуры запечатлены в композиции, выражающие ритуальный танец. Цвета изображений олицетворяют символы религиозного познания окружающего.

, Белый цвет означает верхний мир небо (тенгри), красный цвет - это средний мир людей (земля, реки, горы), черный - это нижний мир (преисподня). Связь творческих замыслов изображений на скалах, камнях по Горному Алтаю прослеживается в памятниках, распространенных на территории Монголии, Тувы, Хакасии и др. Кроме того, архитектор Майдар приводит примеры, свидетельствующие об уровне развития творческой мысли первобытных мастеров из Западной Европы - ориньякских художников. [56]

Интересным является композиционное решение изображений на стеле, найденной на реке Теньга, вблизи села Озерное. По датировке эта стела относится т к эпохе бронзы. Сюжет этого рисунка состоит из изображений животных строго расположенных по возрастающему размеру животных снизу вверх. В 1-м ряду изображены овцы, во 2-м ряду молодняк крупного рогатого скота, в 3-м ряду быки, привязанные к ограждению. Фигуры животных нанесены уверенной рукой, с соблюдением реальных пропорций и форм их тела. Изображения диких животных: быков, лошадей, баранов, оленей, козлов, верблюдов на скалах Калбак Таш аналогичны изображениям на скалах Тэбш в Монголии. Например, козлы в этих местах изображены с круто загнутыми вверх рогами, которые тяжело падают на спину животного, Иногда даже достигают.Также изображения быков на скалах Калбак-Таш аналогичны петроглифам на Шишкинских скалах в Сибири.[98]

Характерная композиция наскальных рисунков Калбак-Таш это животные, изображенные строго в профиль отдельными фигурами, но и группами, чаще всего в состоянии покоя и иногда скачущие. Особое внимания привлекает на скалах Калбак-Таш «схематичное изображение женщины бронзового века», так названное в литературных источниках. На наш взгляд данное изображение напоминает больше форму конструкции ракеты. Здесь прямые линии у всей фигуры изображены в строго определенном

порядке из правильных геометрических тел: верхняя часть треугольник, средняя часть прямоугольник, III нижняя часть трапециевидная геометрическая фигура, разделенная прямыми линиями. В плоскостном изображении формы конструкции ракеты условно можно разделить также на геометрические фигуры. Схематичное изображение фигуры женщины не выражает пластичных линий фигуры человека, тем более в выше рассмотренных образцах первобытные мастера, очевидно, фигуру человека умели изображать на камнях, передавая характерные линии тела.

Художественное мировоззрение древних художников определяется как реализм. Изображения, в вышеупомянутых местностях, выполнены способом выбивки, нанесением контурной линии силуэта человека, зверя и птицы. Динамизм в изображении зверей и птиц отсутствуют полностью, - они не движутся вперед, не стремятся навстречу врагу, стоят как вкопанные.[65]

Петроглифы эпохи камня Монголии имеют аналогию в художественном выражении. Исследователи также отмечают, что на Западе Европы образцы первобытного искусства имеют идентичную интерпретацию. Это показывает, что зачатки искусства, рожденные мыслью первобытного человека, зародилась и на территории Горного Алтая, Монголии, Сибири и др., а не только на западе Европы как принято считать.

Памятники рунической письменности на стелах, на отдельных предметах из курганов были с содержанием исторических событий, показывают грамотность кочевников. При счете главного богатства скота и наборе воинов кочевники "делали зарубки об их количестве на дереве".[98]

Памятники, свидетельствующие о развитии культуры искусства в эпоху железа Горного Алтая - это "оленные" камни, также как и керексуры, они свидетельствуют о миграции древних жителей горно-степных и лесостепных частей Азиатского материка. Название памятника "оленные камни" связано с тем, что преобладающий сюжет изображений состоял из оленей. Изображения композиций "оленных" камней выполнены техникой выбивки, иногда с частичным применением граффити. Их композиция состоит из частей, разделенных парными поясами. Рисунки верхней части состоит из узкой цепочки поперечных ямок, а нижняя часть заполнена орнаментированной горизонтальной полоской из елочек или сеткой из пересекающихся параллельных линий, заполненных точками. Зооморфный сюжет изображений состоит из скачущих оленей с подогнутыми ногами, запрокинутой головой с широко раскрытыми глазами, которые подчеркивают скорость движения. Подобные сюжеты встречаются на "оленных" камнях распространенных по Монголии и Забайкалью. [5 5]

Преобладание образа оленя на камнях-столбах связаны с этнографическими особенностями культуры алтайцев и других сопредельных народов. В эпосах, песнях, стихотворениях и легендах олень представлен как благородное животное, олицетворяющим хозяина сакральных ландшафтов Алтая. v Датировку оленных по территории Горного Алтая VIII—VII в.в. до н. э., как раннескифской эпохи проводили ученые Г.П. Потанин, А.В. Адрианов, М.И. Швецова, В.Д. Кубарев и др. На одном из оленных камней, которая находится у реки Чуя, выбито лицо. Также на оленных камнях имеются изображения лошадей і с массивной головой длинными ногами и коротким хвостом.[81] Близ села Иня [ фі встречаются каменные столбы - менгиры, без изображений. Высота менгиров 2 ! 3 M.J напоминающих каменные столбы, установленные на острове Пасха с до сих пор не разгаданной тайной их нахождения там. Особое внимание привлекает наличие дисков (солнечных символов — зеркал) на оленных камнях. Возможно, в мировоззрении древних племен главное место і отводилось теме солнца. Это небесное тело имело космогонические связи с і оленями, что подтверждается в народном эпосе «Маадай Кара».[3] Наше мнение согласуется с легендой монгольского народа, что три марала и олени с оленятами полетели в небеса к звезде Орион, за ними следовал небесный охотник. К тому ! же прослеживается связь "оленных" камней с Карасукской культурой через зооморфные сюжеты, нанесенные на бронзовые кинжалы из коллекции оm-v. - монгольских музеев и находок археологических раскопок Горного Алтая.[55]

class3 Особенности формирования зодчества народов Горного Алтая" (начало XYII - начало XX вв.)

class3

Особенности архитектурно-планировочного , развития поселений

.: Присоединение Горного Алтая к России является одним из узловых моментов в истории алтайцев. Материальные свидетельства архитектурно-культурного наследия и духовной культуры говорят о значительном изменении в системе расселения. Это повлияло на трансформацию этнического состава населения. К тому же в результате постоянных межродовых противостояний, продолжительного положения "двоеданства" и др. причин уровень жизни населения Горного Алтая находилась в упадке. В связи, с чем между новым населением из переселенцев, обладающих активной жизненной позицией, высокой этнической культурой и населением алтайских отоков установились социальные взаимоотношения по принципу: "инородцы" (калмыки, татары и т.д.) колониальный этнос, - и русские титульный этнос. [5 9]

Наряду с этим переселенцы на территорию Горного Алтая привнесли новую этническую культуру оседлого народа, которая отразилась в развитии поселений, жилища и зодчестве алтайцев. Например, устойчивая ассимиляция наблюдается у северных этнических групп и частично южных алтайцев Усть-Коксинской и Канско-Онгудайской зон расселения. Об этом свидетельствует изменение топонимических названий поселений, урочищ и т.д. На территории Горного Алтая в сложившихся зонах расселения русские топонимические названия поселений (Огневка, Банное, Горбуновка, Хабаровка, Шебалино и т.д.) соседствуют с алтайской топонимикой поселений (Сугаш, Кайсын, Экинур, Кан-Оозыит.д.).

В хозяйственном укладе северных алтайцев с приходом русских крестьян изменился видовой состав домашних животных. Они стали содержать свиней, разводить кур, гусей и индеек и заниматься огородничеством. В земледельческой культуре появился пашенный способ выращивания посевов гречихи и пшеницы. Наряду с изменениями хозяйственного уклада кумандинцы, тубалары и челканцы занимаются традиционным звероловством, бортничеством и собирательством. [8 5] Планировочная структура поселений северных алтайцев существенно изменилась.

Она состояла из следующих зон: земледельческой, включающей пашенные наделы и огороды, селитебной, где размещались алтайские и русские усадьбы, пастбищной, где пасли домашний скот.

На территории Горного Алтая, где была наибольшая концентрация русских переселенцев, возникли смешанные по этническому составу русско-алтайские и алтайские оседлые поселения в урочищах, где "инородцы" принимали Христианскую веру, как миссионерские станы (с. Улалинское, Верхний Уймон, ;Чолушман и др.)[47]

г; В Центральной и южной части Горного Алтая, Канско-Онгудайской и Улаганско-Чуйской зонах расселения в дьюртах оседлые алтайцы, в том числе некрещенные строят первые стационарные жилища, заимствованные у переселенцев. На месте полукочевых дьюртов появляется селитебная зона со стационарным жильем и сопутствующими хозяйственными постройками для скота усадебного содержания. В таких поселениях проживали алтайцы, не подвергшиеся ассимиляции с русскими и ведущие традиционную хозяйственную деятельность, как отгонное скотоводство.

". В ранее упомянутой Чуйской групповой системе расселения возникают поселения, такие как торгово-перевалочные базы (с. Шебалино, с. Хабаровка, с. Кош-Агач и др.) На изменение архитектурно-планировочной композиции поселений повлияло строительство Чуйского тракта. Застройка поселений развивались по новым типам планировки: линейном в один ряд, двухстороннем, кучёво-упорядоченном и кучево-роевом. В поселениях, таких как торгово-перевалочные пункты формируется торгово-складская зона с удобными подъездами гужевому транспорту от Чуйского тракта и хозяйственная зона для содержания, закупленного скота. Также в таких поселениях (с. Кеньга, с. Ангудаево и др.) с оформившимися административными и др. функциями, где количество дворов превышала более 300, появляется торговая зона, где сосредотачиваются купеческие лавки, магазины и организуется ежегодный базар. В поселениях, таких как миссионерские станы (с. Улала, с. Чемал и др.) селитебная зона состоит из дворов русских, крещеных алтайцев и некрещеных "инородцев". В этих же поселениях возникает сакральная зона, где на самом удобном месте строятся культовые здания (церковь, монастырь и часовни). Применение принципа строительного зонирования (для каменных домов, для деревянных домов), распространенного при застройке поселений на равнинных территориях Сибири XYIII в., наблюдается в застройке (г. Горно-Алтайск, с.Майма) территории Горного Алтая.

В селитебной зоне жилые дома церковных служителей и прихожан размещали отдельно. Неподалеку от сакральной зоны размещали торговую площадь, где проходили православные ярмарки. Из выше перечисленных ф, поселений интенсивное градостроительное развитие имело поселение Улалинское (Горно-Алтайск): от «калмыцкого стойбища» постепенно образовался центр православия, просвещения и торговли и ремесленного производства в Горном Алтае. [87]

В регулярной застройке поселений преобладали приемы традиции древнерусского зодчества равнинных территорий России, т.к. доминирующая роль в возникновении жилых оседлых образований принадлежала русскому населению. Композиционное направление застройки для всех типов поселений диктовали наличие доступных дорог и рельефная ситуация местности. Как правило застройка поселения развивалась параллельно оси тракта, между рекой и трактом либо между рекой и горной грядой. В регулярной застройке поселений преобладали приемы древнерусского зодчества равнинных территорий России, тж." доминирующая роль в возникновении жилых образований принадлежала русскому населению.

". Особенность в организации скотоводческого хозяйства русских и русско-алтайских поселений в осуществлении промысловой охоты и проведении заготовительных компаний (валка строительного леса, сбор кедрового ореха и т.д.) заключалась в том, что строго соблюдали традиции и обычаи коренного населения, в которых заключен принцип бережного использования природных ресурсов с учетом порога самовосстановления., Таким образом, в исследуемый период времени процесс перехода алтайцев к оседлости завершен к 1914 году. Анализ формирования поселений показывает, что на территории Горного Алтая к началу XX вв. сложились следующие типы поселений: полуоседлые "дьюрты" по родовому признаку на юге, юге-востоке (от 7-10 к аилами, количество населения - от 32-64 чел); . казахский аул (с. Жана Аул, Джазатор и др.) - распространенно в Чуйской .долине (4-5 юрт, 20-25 чел); ; оседлые "дьюрты" (с. Келей, с. Боочы и др.) - (10-20 аилов, 60-100 чел.) ф - оседлые "аилы" или "улус" (с. Курмач-Байгол, с. Майма-Чергачак и др.) преимущественно в северной и северо-западной части; - миссионерские станы (с. Черный Ануй, с. Ангудаево и др.) состояли от 50-100 : - дворов, включая близ расположенные аилы; - торгово-закупочные селения (Кош-Агач, Мыюта и др.) от 20-50 дворов, где проживали 100-150 чел. ":.у. Миссионерские станы и торгово-перевалочные поселения в конце XIX века стали крупнее, более 200-300 дворов и приобретали административные, культурно-просветительские и культовые функции, тем самым становились узловыми поселениями в сети расселения.

Похожие диссертации на Формирование и развитие зодчества народов Горного Алтая, конец X - начало XX вв. (Конец X - начало XX вв.)