Введение к работе
Актуальность г-облемы. Проблема сохранения и развития архитектурно-художественного своеобразия окружающей человека среды выступает в качестве опно.Ч из важнейших проблем профессионального творчества на нынешнем этапе развития отечественной и зарубежной архитектуры. Такая постановка вопроса находит свое отражение в многочисленна публикациях на страницах профессиональной и общественной печати, в ходе многочисленных дискуссий, в высказываниях мастеров современной -архитектуры.
Все это определяет необходимость дальнейшего развития исследований, посвященных как проблеме художественного образа в архитектуре в целом, на общетеоретически!.! уровне, так и ре пению широкой проблематики задач, связанных с изучением архитектурно-художественного своеобразия региональных градостроительных систем.
В теоретических исследованиях проблема художественного образа в архитектуре рассматривалась в ря де рабої отечзственных и зарубежных авторов. Среди них можно ецдєлить исследования проблемы
художественного образа в общетеоретическом плане , с точки зрения
восприятия, осмысления и семантики архитектурной среды , в контексте взаимосвязи облика города, его структуры и ландшафта . Значительно меньше работ посвящено различным формам проявления художественного облика города, как, например, панораме или силуэту.
-
М.Г. Бархин, А.В. Бунин, А.К. Буров, А.Г. Габричевский, В.Л.Гла-зычев, А.Э. Гутнов, А.В. Иконников, И.Г. Лэжава, Л.Н. Кулага, Ф.А. Новиков, Ю.В. Ранинский, А.В. Рябугаин, И.М. Смоляр,0.А.шви-дковский, З.Й. Яргина, А. Бршшман, К. Зитте, К. Норберг-Шульц
-
Е.Л. Беляева, Л.Л. Гуревич, А.В. Захаров, Ю.И. Короев, В.Ф.Мар-кузон, И.А. Страутманис, О.И. Явейн, К. Александер, Р. Атахейм, Б. Дзеви, К. Линч, Ф. Шоэй и др.
-
A.M. Базилевич, А.П. Вергунов, А.П. Гозак, Г.И.Зосимов, Л.И.Кириллова, Н.Д. Кострикин, В.Р. Крогиус, Ю.И. Курбатов, Е.И.Мику-лина, В.И.Павличенков, М.&* Пурвинас, Д.Буатро.Дж.Саймондс и др.
-
Н.Н. Баранов, О.Н. Захаров, Ю. Ки'шик, Т.А. Ололицкая, В. Сопил-ка, В.Г. Тальковский, Т.О. Чудт-ова, Л. Тонзв и др.
Охарактеризовать выше исследования в совокупности даст достаточно пглрокую, хотя во многом противоречивую, картину современных: .теоретических представлений о природе и специфіка худо-аэствешого образа в архитектуре.
Вместо с. тем специфические условия существования региональных систем накладывают столь своеобразный отпочаток па закономерности их формирования и развития, что вне учета этих данных не-ьозмояон глубокий и содеряательннй анализ таких конкретней ячейки архитектурной действительности, как, напримэр, дальневосточная приморский город . Эти города расположены, как правило, на Порогах изрозашпк бухт на слоннсм рельефе и характеризуются столь специфическим качеством, как панорама.
Значение сирокоR градостроительной панораш в формировании образа крупного приморского города выдвигается на первый план по сравнению с другими средствами, характерными для материковых рав-нгопшх городов, поскольку такое единовременное восприятие совокупности элементов города в их визуальной взаимосвязи является специфическим свойством примореного города на рельефе. Однако анализ специальной литературы по данному вопросу демонстрирует отсутствие теоретических исследований в данном направлении, что, безусловно, отрицательно сказывается и на проектной практике, 'и на практике строительства.
Таким образом, проблема заключается- в том, что, несмотря на то, что панорама большинства реауьно существующих приморских городовхарактеризуются специфическими архитентурно-хуцонзетвзн-
I. Вопросы формирования и развития дальневосточных приморских городов-и, в частности, Владивостока изложены в работах следующих авторов: А.И. Алексеев, Е.А. Васильев, В.Н. Марков, Н.П. Матвеев, В.А. Обертас, СИ. Палиенко, Л.И. Путэрман, Н.С. Рябов, Г.Н. Смирнова, А.В. Стоценко, А.А. Цвиц и пр.
ішми чсртаїи, недостаточно изучено, в чем сни конкретно г-кралішої-сл, а таїна кэ ясны пути, средства, иотодті и призіш достижения ар-хитектурно-худогестЕетпюл вкразнтольноспт паноратл приморского города вообще и г. Владивостока - в частности.
Паль исследования _ гаключаетсл в содержательном раскрытии градостроительных функций, основних компонентов и характеристик-архитектурно:'! паноррен, шявлснии пнотрут/знтальннх Есзмогтаосгей панорамного проецігровання в форь:;гронаш!и структури и облика при-порского города.
Задачі; исследования :
уточнить содержание понятия "панорзма" т; определить еа архн-тектурно-градостроительншз функции я- крупном прк.юрском городе;
пьшеить обпее структурное построение паиораіі п их .'іависсосгг-от компонентов городской структура, пронести Т!ШЭЛ0Г!ГЧОСКуз К.ЛаС-сї'Лшсзцню панорам п разработать !.:етод!:к/ ;;>. комплексного atsa.v.na;
проанализировать гфострзнстгешю-сгруитурпиз п архитзкттрна-' худозествєншіе особенности панорами г. Владивостока в их разіпітн;: d процессе эволюции города;
разработать ряд іфеддомснип применительно к практико проектирования ко!лтозиц;іоино-прострапстзеппсй структури г. їіладпр.осіока.
Объект к предмет исследования. Обт.естом исследования явллтог-ся крупные города, распологхеннпэ в непосредственной близости от морских акваторий, в частности, взіше^ткй портовый город на советском Дальней Востоке - Владивосток. Предметом - принципиальные особенности строения и формирования архитектурно-худодествзтгьге качеств панорам, отих городов.
Грр.нкчн исследования определяются задачей изучения архпток-турно-хуцеяеетнзшшх характеристик панорами приморского города, те есть их пространственная структура и худобастзонннй облик рас-
- 4 -сматриваются преимущественно с этой точки зрения. Особое внимание уделяется анализу специфических условий г. Владивостока и их влиянию на формирование его художественного облика.
Метод исследования базируется на Фундаментальных положениях современной архитектурной науки к Еключаэг систематизации и исто-рико-гэнетический анализ теорэтического материала, материалов истории градостроительства, граФоаналитическоэ изучение проектных материалов и натурное обследование города.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые детально рассматривается такая специфическая йюрма проявления архитектурно-художественного облика города кок панорама, определяются закономерности ее строения, дается типологическая классификация панорамных ситуаций и формулируются принципы совершенствования архитектурно-художественного сблика и панорамы приморского города.
Практическая значимость работы закл.оч-.'отся в возможности использования основных результатов исследования в архитектурно-градостроительной практике, в частности, практике проектирования и застройки дальневосточных приморских гогопов. В первую очередь это относится к Владивостоку, применительно к которому сформулированы конкретные практические рекомендации.
Предает защиты составляют:
совокупность структурно-морфологических, композиционных и художественно-образных характеристик панорама;
-типологическая классификация цанорамньк сиуаций приморских городов;
содержание и структура комплексного анализа архитектурннх панорам;
основные этапы развития архигектурно-художествонного облика
и панорамы Владивостока и предложения по их совершенствованию;
нринципы формирования архитектурно-художественного облика и панорамы приморского города.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации опубликованы з II работах и докладывались на научных конференциях Дальневосточного политехнического института и Московского архитектурного института. Материалы диссертации изложены в отчетах ДШИ по итогам научно-исследовательских работ (тема 9І-86-І плана НИР на 1986-90 гг., II? ГР ОІЄ60092089). Результаты исследования внедрены в разработки Главного управления архитектуры и градостроительства Приморского крайисполкома, "Проект концепции развития г. Владивостока до 2010 г»", в практику учебного процесса на архитектурном отделении ДШИ.
. Объем и структура работы. Диссертация состоит из всздакплі четырех глав, заключения, библиографии и ЭО таблпп иллюстраций. Структура работы определена последовательностью решений поставленных в диссертации задач.