Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ВЬЕТНАМ
1.1 Основные этапы истории архитектуры Вьетнама 10
1.1.1 Период первых государств (до конца III в. до н.э.) 10
1.1.2 Период зависимости от Китая (II в. до н.э. - IX в.) 11
1.1.3 Период независимого феодального государства (X в. - 1873 г.)... 11
1.1.4 Период французской колонизации (1873 -1945) 14
1.1.5 Современный период (1945-н.в.) 15
1.2 Типология исторической архитектуры Вьетнама
1.2.1 Традиционный деревянный каркас 16
1.2.2 Вьетнамский ордер и Тхыок-Там (Зуй-Мык) 16
1.2.3 Народное зодчество 17
1.2.4 Фортификационная архитектура 20
1.2.5 Дворцовая архитектура 23
1.2.6 Культовая и сакральная архитектура 25
1.3 Черты исторического градостроительства во Вьетнаме
1.3.1 Краткий очерк градостроительства Вьетнама 29
1.3.2 Некоторые черты исторических городов Вьетнама 35
1А Общая специфика исторического зодчества Вьетнама. 36
Выводы к главе 38
Глава 2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ВЬЕТНАМА КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА: ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
2.1 Краткая характеристика французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX вв 40
2.1.1 Французская архитектура 1850-х- 1910-х гг 40
2.1.2 Французская архитектура 1920-х-1930-х гг 47
2.2 Распространение колониальной архитектуры во Вьетнаме 50
2.2.1 Колонизация Вьетнама 50
2.2.2 Вьетнам в колониальный период 51
2.2.3 Пути проникновения европейской архитектуры во Вьетнам 52
2.3 Общие особенности колониальной архитектуры во Вьетнаме 53
2.3.1 Периодизация колониального зодчества 54
2.3.2 Основные изменения в зодчестве 55
2.4 Типология колониальной архитектуры 62
2.4.1 Здания казарм 62
2.4.2 Жилые здания 63
2.4.3 Общественные здания 65
2.4.4 Церкви и монастыри 67
2.4.5 Пути сообщения и промышленные сооружения 67
2.5 Стилистические предпочтения в архитектуре 68
2.5.1 Неоренессансная стилистика 68
2.5.2 Стилистика необарокко 70
2.5.3 Стилистика французского классицизма 71
2.5.4 Стилистика неоклассицизма 72
2.5.5 Неороманская стилистика 73
2.5.6 Неоготическая стилистика 73
2.5.7 Стилистика ар-деко 74
2.5.8 Стилистика архитектуры французских провинций 74
2.5.9 «Раннеколониапьный» стиль 75
2.5.10 «Индокитайский стиль» 76
Выводы к главе 77
Глава 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА г. ХЮЭ: ЧЕРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЛИЯНИЯ
3.1 Предыстория г. Хюэ 79
3.2 Доколониальный период становления и развития г. Хюэ
3.2.1 Традиционные основы ландшафтно-градостроительной структуры 82
3.2.2 Возникновение г. Хюэ 83
3.2.3 Формирование новой структуры г. Хюэ 84
3.2.4 Первые проявления экспансии французского градостроительства 86
3.3 Градостроительство колониального периода 93
3.4 Общие градостроительные особенности Хюэ в колониальный период 97
3.4.1 Левобережное пространство 98
3.4.2 Правобережное пространство 99
3.4.3 Центральное экваториальное пространство 101
Выводы к главе 102
Глава 4. АРХИТЕКТУРА г. ХЮЭ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА
4.1 Краткий обзор традиционной архитектуры Хюэ
4.1.1 Фортификационные сооружения 105
4.1.2 Дворцы и дворцовые комплексы 105
4.1.3 Культовые и сакральные объекты 106
4.1.1 Гражданское строительство 106
4.2 Функциональная типология зданий колониального периода 107
4.2.1 Здания казарм 107
4.2.2 Жилые здания 108
4.2.3 Общественные здания 109
4.2.4 Культовые и сакральные сооружения 111
4.2.5 Дворцовая архитектура 112
4.2.6 Объекты транспортного и промышленного назначения 114
4.3 Стилистические предпочтения в колониальной архитектуре г. Хюэ 115
4.3.1 «Раннеколониальный» стиль 116
4.3.2 Стилистика французского классицизма 116
4.3.3 Стилистика архитектуры французских провинций 118
4.3.4 Стилистика ар-деко 120
4.3.5 Азиатско-европейскии эклектизм («индокитайский стиль») 121
Выводы к главе 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134
НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 141
- Народное зодчество
- Французская архитектура 1850-х- 1910-х гг
- Первые проявления экспансии французского градостроительства
Введение к работе
Вьетнам - одна из центральных стран Юго-Восточной Азии с многотысячелетней историей, древнейшей самобытной культурой и быстро развивающейся современной экономикой. Географическое положение обеспечило региону возможность обширных инокультурных контактов, что в значительной мере усложнило и драматизировало историю страны. Одним из следствий и воплощений исторического развития нации является вьетнамская архитектура, не потерявшая своей самобытности, а лишь обогатившаяся в ходе этого многоэтапного развития.
Наиболее активное внешнее воздействие вьетнамское зодчество испытало в семидесятилетний период французской колонизации, завершившийся в 1945 году. Этот период ознаменовал начало современного этапа архитектуры и градостроительства Вьетнама и потому вызывает к себе особый исследовательский интерес.
Актуальность темы диссертации напрямую связана с современными задачами ускоренного развития экономики и культуры Вьетнама в условиях глобализации, что ставит на повестку дня сложные проблемы сохранения культурной самобытности. Решение этих проблем требует тщательного изучения историко-архитектурного наследия, выявления его формотворческого потенциала. Между тем, здесь много белых пятен. Например, если дворцовые комплексы г. Хюэ объявлены объектами всемирного наследия, то сооружения периода французской колонизации, которым город обязан значительной частью своей красоты и неповторимости, еще не в должной мере исследованы и не получили научной оценки. В условиях, когда многие памятники феодального периода не сохранились, или сохранились частично, культурная ценность архитектуры «французского» периода со временем повышается, так как именно с этим периодом связана современная архитектурно-градостроительная специфика многих городов Вьетнама, включая Ханой, СайГон, ДаЛат, Хюэ. Декоративная свобода эклектической архитектуры во многом определила
характер нового вьетнамского зодчества и в то же время способствовала сохранению его важнейших традиционных качеств, особенно органической связи с природой. Анализ специфики этого периода поможет определить пути развития современной вьетнамской архитектуры. Древняя столица страны Хюэ в силу особенностей своей истории является для этих целей наиболее перспективным объектом исследования.
Кроме названных обстоятельств, актуальность работы обосновывается её принадлежностью к области исторических исследований.
Степень научной разработанности проблемы. Настоящая диссертация является первым систематическим исследованием заглавной темы. Но оно было бы невозможно без опоры на массив предшествующих работ, затрагивающих тот или иной аспект изучаемой проблемы.
История градостроительного искусства Франции разрабатывалась в работах Т.Ф Саваренской, Д.О Швидковского, Ф.А Петрова. Отдельные аспекты французской архитектуры второй половины XIX - первой трети XX в. анализировал в своих статьях и докладах СП Заварихин.
Архитектурные направления во Вьетнаме конца XIX - конца XX в. определены в работах Тон-Тхат-Дай. Исследования истории архитектуры Вьетнама, в том числе колониального периода, представлены в работах Нго-Гюи-Куьна, Данг-Тхай-Хоанга, Нгуен-Динь-Тоана, Ву-Там-Ланга. Периодизацию колониальной архитектуры проанализировал Нгуен-Динь-Тоан. Градостроительство больших вьетнамских городов (Ханой, Сай-Гон, Да-Лат) во время колонизации рассматривали в своих публикациях Чан-Хунг, Нгуен-Куок-Тхонг, Нгуен-Хыу-Тхай, Данг-Тхай-Хоанг.
История города Хюэ исследовалась в работах Фан-Тхуан-Ана, Фан-Тхань-Хай, Ле-Ван-Лана, Нгуен-Тхыа-Ги, До-Банга, Нгуен-Ван-Данга, L. Cadiere. Суждения о градостроительном фонде Хюэ содержатся в публикациях в публикациях докладов на конференции в Хюэ 2003 г. Чан-Хунга, Нгуен-Тхук-Хоанга, Нгуен-Луана, Зоан-Минь-Хой, Нгуен-Динь-Тоана и в монографии Huang Lan Shiang. Конкретные материалы об объектах
колониальной архитектуры в Хюэ описаны в публикациях Фан-Тхан-Ана, Нгуен-Куок-Тхонга, Фан-Тхань-Хай, Нгуен-Динь-Тоана, Ardant du Picq, P. Cantin, а также в исследовательских проектах и планах реставрации Института строительных наук и технологии (IBST).
В диссертации использованы картографические материалы журнала «Друзья древней столицы Хюэ» (Bulletin des Amis du Vieux Hue, 1914 - 1944
r.)
Цель диссертационной работы - на примере г. Хюэ выявить специфику развития архитектуры Вьетнама в период влияния французского зодчества.
Задачи исследования:
выявить и проанализировать основные черты исторического вьетнамского зодчества {до середины XIX в.);
выявить этапы развития и характерные черты градостроительной структуры и архитектуры г. Хюэ;
выявить и систематизировать характерные черты французской архитектуры второй половины XIX - первой половины XX вв.;
- определить степень и характер влияния французского зодчества на
архитектуру и градостроительство г. Хюэ;
- разработать типологию наиболее распространенных в г. Хюэ
архитектурных форм, созданных под влиянием французской колониальной
архитектуры;
- составить обобщенную характеристику архитектуры и градостроительства
г. Хюэ колониального периода в сопоставлении с основными городами
Вьетнама этого же периода.
Предмет исследования - характер влияния архитектуры и градостроительства Франции на зодчество Вьетнама с 1870-х.
Объект исследования - градостроительные особенности и конкретные постройки г. Хюэ, в архитектурном облике которых прослеживается влияние французского зодчества второй половины XIX - первой половины XX вв.
Методика работы включает в себя изучение литературы по теме исследования, архивный поиск, анализ картографических материалов, подробное натурное изучение и фотофиксация застройки и видовых перспектив г.Хюэ, композиционно-эстетический, типологический, сравнительный анализ объектов и градостроительных приемов, обобщение полученных результатов.
Границы исследования обусловлены его темой. Географические границы совпадают с территорией г. Хюэ. Временные границы обусловлены периодом французской колонизации (1873 - 1945 гг.), но не совпадают с ним в точности, поскольку архитектурное влияние началось до 1873г., а завершалось в течение длительного времени во второй половине XX в.
Научная новизна исследования заключается в разработанной автором комплексной методике выявления линий взаимодействия западной и восточной архитектуры. В научный оборот впервые введен обширный фактический и аналитический материал, выявляющий своеобразие архитектуры определенного периода застройки одной из бывших столиц Вьетнама(1802-1945).
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их непосредственного использования при определении путей развития современного зодчества Вьетнама и для определения историко-культурной ценности объектов периода французской колонизации. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в целях высшего архитектурного, искусствоведческого и исторического образования.
На защиту выносятся:
положения о градостроительном развитии г. Хюэ
характеристики архитектуры Хюэ колониального периода
характеристика линий французского влияния на архитектуру г. Хюэ
динамика развития архитектуры г. Хюэ с 1870-х по 1945 гг.
Апробация материалов и результатов исследования проведена в виде докладов на трёх научных конференциях СПбГАСУ ( в их числе одна
международная) в 2006 - 2007 гг. в электронном отраслевом научно-техническом журнале «Архитектон: известия вузов» и в журнале «Промышленное и гражданское строительство». По теме диссертации опубликовано 5 статей. Список основных публикаций приведён в конце диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4-х глав и заключения. Список использованной литературы включает 70 наименований на русском и иностранных языках. Общий объём 141 страница текста и 89 иллюстраций.
Народное зодчество
Деревянный каркас был конструктивной основой всей древней вьетнамской архитектуры. Его основное преимущество - возможность легкой сборки-разборки, что значительно облегчало процесс реконструкции, замены частей, расширения здания. Количество колонн одной колонно-стропильной секции обычно четное - четыре или шесть. Шестиколонная секция часто имела две центральных «материнских» колонны (кот-каи), две «дочерних» колонны (кот-куан или кот-кон) и две верандных (кот-хиен), которые обычно становились портиками.
В четырехколонной секции дочерние колонны были одновременно и верандными.
Колонны основного каркаса никогда не ставились строго вертикально, но с легким наклоном к центру для устойчивости.
Многочисленные типы стропил были разновидностями трех главных типов, называемых ке-чуеп, чьонг-жыонг и чьонг-жыонг-жа-чьенг. Два последних типа в качестве опор имели верандные колонны и имели консольные выносы, поддерживавшие вынос крыши. 1.2.2 Вьетнамский ордер и Тхыок-Там (Зуй-Мык)
Древняя система конструктивного каркаса из бамбука или дерева всегда подчинялась определенной пропорциональной системе, что создало вьетнамский архитектурный ордер, отличавшийся от подобных систем других стран Азии. Ордер применялся очень широко - от простого жилища до дворцов и храмов.
Для регламентация и определения пропорциональных соотношений применялся Тхыок-Там (Тхыок-Мык или Зуй-Мык), который заменял собой строительные чертежи. Тхыок-Там представлял из себя, как правило, бамбуковую жердь с нарезанной на ней разметкой. Эталонные деления являлись модулем древнего архитектурного ордера. Каждое сооружение имело свой Тхыок-Там. С его помощью определялись размеры сооружения, называвшиеся вертикальными и горизонтальными интервалами. Существовал также стекающий (наклонный) интервал. Каждый конкретный Тхыок-Там с его насечками сохранялся для последующих реконструкций. Это помогало мастерам обеспечивать модульное единство старого и нового. Для вьетнамской традиционной архитектуры характерна следующая модульность: отношение вертикали к горизонтали 2/3, откос і = 66,6%, диаметр колонны составляет 2/10 ее высоты, горизонтальный интервал - 40 см. (две пяди). В зависимости от эпохи, местных традиций, творческого метода мастера, пропорции могли варьироваться в небольших пределах. Соотношение диаметров материнской, дочерней и верандной колонн обычно составляло 10:8:6. Диаметр колонн уменьшался книзу и кверху. Их соотношение от основания к вершине менялось в пропорции 8:10:6. Наибольший диаметр составлял Ул высоты колонны от основания. 1.23 Народное зодчество
Основным объектом народного зодчества всегда являлось жилище. С древнейших времен общины жили в деревнях, место для которых тщательно выбиралось с учетом близости воды, дорог, сельхозугодий. Средняя площадь деревни - от 2 до 5 га, население составляло 300 - 500 чел. В зависимости от местоположения жилые дома в деревнях строили либо на сваях (в горных местах), либо на земляной основе (на равнинах). Но в обоих случаях для экономии материала применялась бескаркасная конструктивная схема: стропила опирались непосредственно на кирпичные стены.
Дома на сваях строились из-за влажно-жаркого тропического климата, а также для защиты от наводнений и хищников. Пол находился на высоте 1 м. от земли. Конек кровли имел форму лодки, плавно прогнутой посредине. Кровли устраивались из соломы, половицы - из бамбука. Наклонная крыша спускалась до пола и выполняла также функцию стен, что в тоже время сокращало полезную площадь дома. Внутренне пространство было единым, без разделения его перегородками. В центре помещения всегда находился очаг, вокруг которого протекала повседневная жизнь семьи. Но эти общие черты жилища в каждой местности имели свои особенности.
Изображения подобного жилища сохранились на бронзовых барабанах и на других предметах, найденных при раскопках селений династии Донг-Шонь. Выяснилось, что при строительстве использовались сваи длиной 4,5 м. На фрагментах конструкций осталась перфорация, что свидетельствует о возможной их сборности. Обнаружены также следы декора в виде рисунков птиц.
Дома с земляной основой имели каркас либо из бамбука (и тогда кровли устраивались из соломы), либо из дерева, что обычно влекло за собой устройство кровли из черепицы. Позднее (при династии Ли) появились дома с кирпичными стенами и деревянными стропилами. Кроме собственно главного дома равнинные комплексы включали в себя несколько пристроек, садик, пруд, колодец, живую изгородь, калитку.
Во многих вьетнамских деревнях кроме рядового жилища строились и усадьбы чиновников. Однако их изображений не сохранилось.
Помимо жилых комплексов в деревне были и сооружения общественного назначения - мостики (в том числе крытые), будки, беседки для отдыха, ворота деревни. Но вершиной народной архитектуры был динь -своеобразный общественный центр деревни и одновременно место поклонения святому покровителю деревни.
Французская архитектура 1850-х- 1910-х гг
Первая мировая война разделила надвое ход развития французского зодчества в рассматриваемый период. Поэтому каждому из этапов посвящен отдельный раздел диссертации. 2.1.1. Французское зодчество 1850-х - 1910-х гг.
Середина столетия для европейской архитектуры оказалась временем господства историзма во всех его проявлениях. Сосуществовали и взаимодействовали друг с другом затухающий классицизм, «стильный» ретроспективизли воскрешавший архитектурные формы конкретных исторических эпох, и «всеядный» эклектизм, свободно комбинировавший элементы мирового архитектурного наследия.
Развиваясь в рамках европейского культурного процесса, Франция одна из первых вступила в период архитектурного ретроспективизма. Наиболее популярным направлением здесь был неоренессанс, отвечавший запросам и представлениям восходящей буржуазии о «добропорядочной», представительной и «богатой» архитектуре.
Первые неоренессансные постройки в Париже стали появляться в еще в 1830-х гг. Одним из них было здание Школы изящных искусств (архит. Ж.-Ф. Дюбан). В середине XIX в. стилистикой неоренессанса были отмечены и крупные объекты с большепролетными металлическими конструкциями. Среди них Парижский рынок (снесен в 1969 г.), Северный вокзал (1867 г., архит. Я.И. Гитторф), Национальная библиотека (1858-1868, архит. А.Лабруст). В здании библиотеки св. Женевьевы (1839-1851, архит. А. Лабруст) внушительный массивный неоренессансный фасад с аркадой по верхнему ярусу скрывал за собой «готическое» зальное пространство с легкими ажурными металлическими колоннами, ритм которых совпадал с ритмом фасадной аркады (классицистическое по своей природе стремление к структурному единству фасада и интерьера было свойственно периоду раннего историзма).
Кроме весьма распространенной стилистики неоренессанса французский ретроспективизм был представлен еще более богатой стилистикой необарокко. Конкретно к этой типологической группе относится «стиль Второй империи», сформировавшийся во время правления Наполеона III (1851-1871) и подхваченный другими странами. Ранним примером является «Новый Лувр» в Париже, замкнувший двор Карусель (архит. Л.-Т.-Ж. Висконти и Э.-М. Лефюэль). Пластика этого здания активнее пластики старого Лувра и стала образцом архитектурной моды, еще сохранявшей в то время стремление к стилистическому единству.
Романо-византийскую линию ретроспективизма наиболее наглядно представляет знаменитый храм Сакре-Кер на вершине Монмартра в Париже, законченный строительством в 1884 г. (архит. П. Абадье). Общая форма здания следует традициям пятиглавого храма.
Национально-романтические искания во Франции не отличались особой активностью, тем не менее себя проявляли.Примером может служить ранняя работа будущего известного зодчего Опоста Перре - казино в парижском районе Сен Мало (1890-е гг.).
Эклектизм как творческий метод создания нового «из старого» органически присущ архитектуре. Но в течение тысячелетий его проявления носили разовый, несистематический и неконцептуальный характер. Глобальная возможность свободного выбора и «конструирования» своего стиля для каждой постройки появилась лишь в XIX веке, когда внутренние и внешние причины, связанные со становлением буржуазной культуры, обусловили феномен стилистического плюрализма. К стилистическому разнообразию подталкивало и само поле деятельности архитектора, которое в условиях сомкнутой брандмауэрной застройки сводилось в основном к «рисованию» лицевых фасадов.
В этих благоприятных для художнической фантазии условиях возникло множество индивидуальных фасадных решений. Однако в их основе лежало лишь несколько композиционных схем, среди которых преобладали симметричные, так как классицистическое стремление к наглядно воспринимаемой упорядоченности так и не было преодолено. Подавляющее большинство фасадов имели привычные поэтажные членения, оконные проемы все так же демонстрировали простую метрическую последовательность, а фасадный декор составляли профилированные карнизы, тяги, пояски, сандрики, портики, оконные обрамления. Но при этом специфику зданий Парижа составляли сплошные ряды т.н. «французских» балконов с ажурными решетками ограждения, которые эффектно выделялись на фоне светлых стен.
Среди элементов лепного декора в архитектуре периода эклектизма преобладали тоже классические составляющие - «венки», «гирлянды», порезки, «маскароны и пр. Однако почти всегда эта «классичность» имела ренессансную природу, так как именно с эпохой Возрождения связывалось рождение художественного эклектизма.
Первые проявления экспансии французского градостроительства
Большое количество усадебной зелени придавало своеобразие городскому ландшафту Хюэ. Ньа-выон являлся характерным промежуточным звеном между народной и дворцовой архитектурой. Теперь это ценные объекты исторического наследия Хюэ.
В торговой зоне выделялись районы, расположенные к востоку от цитадели. Они появились в результате развития города Тхань-Ха в верховье р. Хыонг, вызванного экономическими потребностями столицы. Здесь работали десятки рынков, самыми большими из которых являлись Бао-Винь (Bao Vinh), Жа-Хой (Gia Hoi), Чьо-Зинь (Cho Dinh). Рынок в то время обычно представлял собой ряды длинных, под черепичной крышей кирпичных зданий, состоящих из десятков секций. Рыночная площадь предназначалась для временных торговых павильонов. На рынке могло располагаться небольшое двухэтажное здание (как на рынке Жа-Хой) -своеобразная доминанта территории.
Кроме стимулирования строительства и расширения рынков феодальный двор инициировал появление новых улиц в торговой части. Наиболее значительные из них - Жа-Хой (Gia Hoi), Донг-Жа (Dong Gia), Донг-Хой (Dong Hoi). Новые улицы пролегали, как правило, вдоль берега реки или соединяли рынки друг с другом. Каждая улица планировалась и прокладывалась государством длиной около километра. Расположенные вдоль них дома строились из кирпича и покрывались черепицей. Каждый ряд домов делился на секции, предназначенные для жилищ и магазинов. Набережные рек обрамлялись парапетами. В районе новых улиц возникли два порта - для внешней и внутренней торговли соответственно. Для обеспечения товарооборота на реках строились мосты и множество причалов. Урбанизация торговой зоны к востоку от цитадели осуществлялась преимущественно по инициативе и под контролем феодального государства. Оно же господствовало в экономике и политике. Это стимулировало быстрое изменение городского ландшафта, но это же делало город полностью зависимым от государства, не давало возможности развиваться под влиянием своих внутренних сил, сдерживало саморазвитие городского организма. Строгие законы в строительстве консервировали облик жилых домов на торговых улицах (запрещалось, например, строить дома простых людей двухэтажными, перекрывать их многоступенчатыми крышами, красить и украшать). 3.2.4 Первые проявления экспансии французского градостроительства
С 1802 г. вместе с процессом объединения страны стали формироваться предпосылки установления дипломатических отношений с европейскими государствами, прежде всего с Францией, которая в немалой степени способствовала победе новой династии. Прямое военно-инженерное сотрудничество с этой страной осуществлялось еще во время борьбы с династией Таи-Шон (французские специалисты, например, с 1790-х гг. консультировали строительство фортификационных сооружений, втом числе таких значительных, как цитадель Сай-Гон). Поэтому неудивительно, что именно французское влияние в первой половине XIX в. оказалось наиболее плодотворным в военно-оборонительной сфере, при возведении крепостей. Однако фортификационной сферой сотрудничество с Францией в начальный период не ограничилось. Застраиваясь, город постепенно становился самой совершенной и монументальной столицей эпохи вьетнамской феодальной монархии. При этом все отчетливее проявлялось влияние принципов французского градостроительства на практику коренной реконструкции и застройки всей столицы.
Столица объединенной страны была задумана императором Жа-Лонгом как город-крепость. Поэтому цитадели, этому главному градообразующему элементу Хюэ он уделял много внимания.