Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века КОЖЕВНИКОВ Александр Михайлович

Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века
<
Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

КОЖЕВНИКОВ Александр Михайлович. Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века - ТОМ 1 : дис. ... кандидата : 05.23.20 / КОЖЕВНИКОВ Александр Михайлович;[Место защиты: Московский архитектурный институт (государственная академия)].- Москва, 2013 - 133 стр.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Эскиз в архитектурном творчестве советских архитекторов 1930-50-х годов: характеристика и метод исследования 11

1.1. Архитектурный эскиз в советской архитектуре 1930-50-х годов. Общая характеристика 11

1.1.1. Представления о роли эскиза в школе И.А.Фомина 13

1.1.2. Представления о роли эскиза в школе И.В.Жолтовского 15

1.1.3. Представления о роли эскиза в школе Б.М.Иофана 22

1.1.4. Представления о роли эскиза архитекторов, начинавших творческую деятельность в конструктивистской направленности 26

1.2. Метод исследования архитектурного эскиза 34

Выводы по первой главе 35

Глава II. Эволюция характера графики эскиза в советской архитектуре 1930-50-х годов 36

2.1. Характер графики архитектурного эскиза как языка представления архитектурного замысла 36

2.2. Композиционные характеристики эскиза в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов 38

Выводы по второй главе 41

Глава III. Методы архитектурного эскизирования в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов 42

3.1. Методы параллельного эскизирования 43

3.2. Методы последовательного эскизирования 55

3.3. Этапы, характерные для методов последовательного выполнения эскиза 71

Выводы по третьей главе 77

Глава IV. Техники архитектурного эскизирования в творческой практике советских архитекторов 1930-50-х годов: их характеристики и возможности применения 78

4.1. Классификация эскизных техник 78

4.2. Эволюция техник эскизирования 79

4.3. Возможности применения техник архитектурного эскизирования на основе МКР 104

Выводы по четвертой главе 106

Основные результаты и выводы исследования 107

Список терминов 109

Библиографические ссылки 113

Введение к работе

Актуальность исследования. Все больший интерес у исследователей и практиков современной архитектуры вызывает процесс ее перехода из одного стилевого состояния в другое или в другие. Эти процессы были явно выражены на этапе перехода советской архитектуры авангарда, постконструктивизма к неоклассике в 1930-50-е годы. С.О.Хан-Магомедов определяет этот период как отказ от одного “суперстиля”* - авангарда и возврат к другому “суперстилю” - ордерной классике. Этот период истории советской архитектуры интенсивно изучается в 2000-2010-е годы российскими и зарубежными учеными, как переходный период от “новаторского стиля” к признанному историей классическому искусству. Поэтому связанные с этой проблематикой вопросы, в том числе исследование творческого процесса и средств, используемых для поиска образа архитектурного объекта на стадии ”эскиз”**, актуальны для современной архитектурной практики и науки. Идущие в настоящее время в отечественной и мировой архитектуре процессы формо- и стилеобразования, обращаются одновременно и к историческим достижениям художественной культуры, и к новаторским поискам, связанным с применением современных компьютерных технологий. Поиск закономерностей в этих процессах на историческом опыте сегодня имеет особую актуальность. Автор в исследовании исходит из понимания архитектурного эскиза, как “изображения, выполненного в процессе творческого поиска возможных архитектурно-планировочных решений в виде рисунков, чертежей. Архитектурное эскизирование – способ изобразительного поиска и совершенствования творческого замысла архитектора”***. Архитектурный эскиз, как стадия рождения, развития и формирования замысла в условиях изменения стилей, исключительно важен для понимания современными архитекторами, учеными и практиками закономерностей и особенностей формо- и стилеобразования.

Степень изученности темы. Проблемам разработки и применения методик и приемов архитектурной графики посвящены работы: Б.Г.Бархина “Методика архитектурного проектирования” (1968 г., 1982 г.), К.Г.Зайцева “Графика и архитектурное творчество” (1979 г.), Г.В.Барановского “Язык архитектурной графики” (1986 г.), О.Г.Максимова “Рисунок в профессии архитектора” (1999 г.), Л.И.Ивановой-Веэн “250 лет московской архитектурной школе. Учебные работы и проекты. 1749-1999” (2000 г.), “От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920-1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ”

* Хан-Магомедов С.О. Иван Жолтовский. М., 2010. C.10.

** Слово эскиз происходит от французского слова - es quisse (из размышлений).

*** Максимов О.Г. Рисунок в профессии архитектора. М.: Стройиздат. 1999. С. 389.

(2005 г.), А.П.Ермолаева, Т.О.Шулики, М.А.Соколовой “Основы пластической культуры архитектора-дизайнера” (2005 г.), К.В.Кудряшова “Архитектурная графика” (2006 г.), “Графика” (2007 г.), О.В.Осмоловской, А.А.Мусатова “Рисунок по представлению в теории и упражнениях: от геометрии к архитектуре” (2008 г.), Т.Ю.Киселевой, Н.Г.Стасюк “Отмывка фасада” (2010 г.), Л.Н.Зорина “Рисунок” (2013 г.) и другие работы.

Характеристика процессов стилеобразования в архитектуре в целом и в 1930-50-е годы в нашей стране рассмотрена в исследованиях: О.И.Адамова, И.А.Азизян, Т.Л.Астраханцевой, К.В.Баляна, В.Г.Басс, И.В.Белинцевой, Е.К.Блиновой, А.Ю.Броновицкой, А.Г.Вайтенса, Ю.П.Волчка, А.Ю.Воробьева, В.Л.Глазычева, А.П.Гозака, Э.В.Даниловой, Н.О.Душкиной, Г.В.Есаулова, А.В.Ефимова, Л.И.Ивановой-Веэн, А.В.Иконникова, О.В.Казаковой, И.А.Казуся, Н.Г.Калашникова, Б.М.Кирикова, Н.А.Коноваловой, М.А.Костюк, Е.В.Конышевой, Ю.Л.Косенковой, А.П.Кудрявцева, Ю.И.Курбатова, А.А.Куцелевой, А.Н.Лаврентьева, С.В.Липгарт, В.Г.Лисовского, Т.Г.Малининой, Д.Л.Мелодинского, М.Мериджи, Д.И.Михейкиной, Е.Б.Овсянниковой, О.В.Орельской, Н.Л.Павлова, М.Н.Полещук, Г.А.Птичниковой, Р.Пэр, А.Г.Раппапорта, Г.И.Ревзина, В.А.Резвина, Н.С.Сапрыкиной, А.Н.Селивановой, Ю.Д.Старостенко, А.В.Фирсовой, В.Э.Хазановой, С.О.Хан-Магомедова, Р.Я.Хигера, И.В.Чепкуновой, И.С.Черединой, А.А.Шадрина, Д.О.Швидковского, М.Ю.Шевченко, О.И.Явейна, Г.Н.Яковлевой и других. Вместе с тем, специального исследования проблемы эволюции графики эскизов в общих процессах стилеобразования на этом этапе истории архитектуры не проводилось.

Основной акцент в исследовании сделан на изучении графических эскизов и архитектурной графики мастеров советской архитектурной школы, так как рассматриваемые в работе материалы до настоящего времени с этих позиций не изучались, а многие эскизы не были ранее опубликованы.

Цель исследования: выявление роли архитектурного эскиза в творчестве советских архитекторов переходного периода 1930-50-х годов, методов, закономерностей и особенностей его создания.

Цель исследования определила задачи:

  1. Собрать репрезентативный ряд архитектурных эскизов и графических проектных работ мастеров советской архитектуры различных школ и направлений 1930-50-х годов. Осуществить анализ теоретических работ и суждений мастеров архитектуры о роли эскиза в процессе проектирования.

  2. Разработать метод анализа архитектурно-графических изображений с помощью компьютерных технологий.

3. Выявить основные методы выполнения архитектурных эскизов в процессе
проектирования, раскрыть содержание методов, рассмотреть эволюцию графического языка
архитектурного эскиза в переходный период от авангарда к советской неоклассике.

4. Провести анализ композиционных и технических характеристик эскизов мастеров
архитектуры в 1930-50-е годы, их графических средств и приемов выполнения.

Объектом исследования являются публикации об архитектуре и творчестве мастеров советской архитектурной школы 1930-50-х годов, включая их авторские позиции, а также графическое наследие, представленное эскизами и проектными работами Г.Б.Бархина, М.О.Барща, А.К.Бурова, А.А.Веснина, И.А.Голосова, И.В.Жолтовского, Г.А.Захарова, В.Я.Мовчана, Л.Н.Павлова, И.С.Николаева, Я.Б.Белопольского и других мастеров. В работе также рассматриваются эскизы и менее известных авторов: В.С.Андреева, Э.Б.Бернштейна, Д.С.Витухина, С.Г.Змеула, М.Н.Круглова, Е.И.Кутырева, К.К.Лопяло, Б.М.Надежина, А.А.Овчинникова, Б.Р.Рубаненко.

Предметом исследования являются закономерности и особенности методов архитектурного эскизирования мастеров советской архитектуры, приемы создания архитектурного эскиза, проектной графики в переходный период 1930-50-х годов.

Границы исследования. Временные рамки исследования ограничены периодом советской архитектуры 1930-50-х годов как переходного этапа от авангарда к неоклассике.

Методика исследования включает сравнительный анализ текстов авторских позиций мастеров архитектуры, изучение биографий мастеров советской архитектуры, их графических методов и техник. Для анализа эскизов автором разработан метод компьютерного расслоения (МКР). Метод представляет собой определенную цепочку операций, проводимую в графическом редакторе Adobe Photoshop с растровым изображением. В результате этих операций осуществляется выделение и очищение цветовых слоев. Посредством МКР реконструируются возможная последовательность и техника работы над архитектурным эскизом. Автором проанализировано 1415 эскизов и графических работ других стадий проектирования мастеров архитектуры, выполненных в период с 1900 по 1961 гг.

Новизна исследования.

  1. Впервые на основе анализа архитектурного творчества мастеров советской школы 1930-50-х годов выявлена роль стадии “Эскиз” в процессе архитектурного проектирования.

  2. Автором разработан новый метод графического анализа на основе компьютерного расслоения изображения (МКР), построенный на послойном расслоении графического изображения, позволивший выявлять возможную последовательность создания графического эскиза.

3. Впервые с помощью метода МКР определены и систематизированы основные приемы и способы выполнения архитектурных эскизов и выделены два метода эскизирования “параллельный” и “последовательный”, получившие распространение в советской архитектуре 1930-50-х годов. Раскрыты закономерности выполнения эскизов этими методами представителями различных направлений и школ советской архитектуры рассматриваемого периода.

На защиту выносится:

  1. Эволюция графического языка архитектурного эскиза в процессе перехода от авангарда к неоклассике в советской архитектуре 1930-50-х годов.

  2. Разработанный метод анализа архитектурного эскиза на основе компьютерного расслоения растрового изображения (МКР) в графическом редакторе Adobe Photoshop.

  3. Выявленные основные методы выполнения архитектурного эскиза в советской архитектуре 1930-50-х годов: “параллельный” и “последовательный”, отличающиеся процедурой создания архитектурного эскиза, а также содержание этих методов и характеристика использованных графических техник и приемов.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на семинарах кафедры “Живописи” (1998-2001 г.г.) и кафедры “Архитектуры сельских населенных мест” (2012-2013 г.г.) Московского архитектурного института (государственной академии), доложены на конференциях: научной конференции “Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России ХVIII-XX веков” (19-22 октября 1999 г., Москва), международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 8-12 апреля 2013 г. “Наука, образование и экспериментальное проектирование”. Опубликованы в профессиональных изданиях, в том числе рекомендованных ВАК Минобрнауки России (четыре публикации).

Материал диссертации использован в подготовленном автором учебном пособии: Кожевников А.М. “Архитектурный эскиз. Техники и методики на примерах работ советских архитекторов 30-50-х годов ХХ века”. МАРХИ, Москва, 2012 г., 72 с., которое рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению “Архитектура”. Пособие получило апробацию в курсовом и дипломном проектировании кафедры “Архитектура сельских населенных мест” МАРХИ, отмечено дипломом Первой степени в конкурсе учебной литературы в рамках Международного смотра-конкурса дипломных проектов и работ по архитектуре в Санкт-Петербурге в 2013 году.

Автор использовал в практической работе в составе проектных коллективов разработанный в исследовании “Метод компьютерного расслоения” при проектировании следующих объектов, осуществленных проектной организацией ООО “Фирма Гипрокон Л-Д” в период c 2005 по 2013 г.г.: Таможенная Академия РФ, г. Люберцы (арх.: Кожевников А.М., Мелихов Ю.Е., объект сдан в эксплуатацию в 2011 г.), Учебно-лабораторный корпус МГСУ, г. Москва (арх.: Степанов В.В., Мелихов Ю.Е., Кожевников А.М., объект сдан в эксплуатацию в 2008 г.), Научный центр здоровья детей, г. Москва (арх.: Коновалов Ю.Н., Мелихов Ю.Е., Кожевников А.М., объект запроектирован в 2012 г., ведется строительство), Народный дом им. Пушкина (Драматический театр им. А.С. Пушкина, г. Псков (арх.: Кожевников А.М., Лазарева Л.В., объект запроектирован в 2011 г., ведется строительство).

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Полученные в процессе исследования выводы о методах создания и особенностях архитектурного эскиза мастеров советской школы дополняют общую картину проектной деятельности в нашей стране в 1930-50-е годы и могут быть включены в соответствующий лекционный и практический материал по истории советской архитектуры. Материал диссертации может быть использован в педагогической деятельности при чтении лекционного курса "Основы архитектурного проектирования"; в практической работе кафедр “Рисунок” и “Живопись”; в преподавании дисциплины “Архитектурное проектирование” в рамках курсового и дипломного проектирования на проектных кафедрах вузов архитектуры и строительства.

Положения работы, касающиеся методики и техник работы над архитектурным эскизом, могут быть применены в качестве справочного материала для практической работы над архитектурным эскизом в проектной практике. Метод компьютерного расслоения растрового изображения может быть использован в качестве инструмента в процессе применения различных техник архитектурной графики и анализа проектных решений в проектных мастерских.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух томов. Первый том (132 стр.) включает в себя введение, четыре главы, основные результаты и выводы исследования, список терминов, библиографические ссылки, библиографический список по теме диссертационного исследования (150 наименований). Во втором томе представлено приложение, содержащее 1415 эскизов советских архитекторов 1930-50-х годов.

Представления о роли эскиза в школе И.А.Фомина

Иван Александрович Фомин так рассуждал о роли эскиза в своем творчестве: “Получив программу конкурса, я кладу ее под сукно, не прочитав в ней ничего, кроме целевой установки. Затем делаю в течение нескольких дней наброски, как планов, так и фасадов, не связывая себя ни кубатурой, ни этажностью, ни деталями зданий. Только после того, как я нахожу удовлетворяющее меня решение, я начинаю читать программу и выправлять по ней свои первоначальные наброски.… В процессе выполнения проекта часто меняю детали и не стесняюсь скоблить уже вычерченные в туши чертежи. Своим ученикам повторяю часто: покупая один карандаш, не забудь купить 10 резинок” [120]. Эскизы к конкурсному проекту Дворца рабочих Нарвского района в Петрограде [77, c.179-181, 148, c.264] уже на первоначальной стадии определили архитектурный образ, выраженный в окончательном проекте, где И.А.Фомин лишь уточнял пропорции и детали, сохраняя композиционную идею на всех этапах проектирования [38, с.102]. Путем многократной переработки первоначального эскиза мастер приходит к образу монументального сооружения с торжественно раскрытыми анфиладами портиков. Большое удлиненное пространство двора с потоками людей увеличивает масштаб сооружения.

Три эскиза на одном листе (рис. 121) иллюстрируют творческий метод мастера. Сохраняя во всех эскизах перспективное построение с центральной точкой схода, обусловленное симметричной композицией плана, И.А.Фомин в соответствии с размером изображения вносит в каждый из них уточняющие архитектурный образ элементы – характер ордера, пропорции, членения и т.п. [38, с.102].

И.А.Фомин усиливал линейный и тональный краевой контраст (рис. 122) в местах касания каменных блоков между собой и со средой. Этот эффект способствовал выявлению предметности и силуэтности монументального памятника.

В 1925 году Иван Александрович Фомин сформулировал “правила архитектурной композиции”, отражающие его индивидуальный творческий подход к выполнению проекта. В “правила” были включены шесть понятий, расположенных в хорошо запоминающейся последовательности: “единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна” [69, с. 386]. Эта же формулировка применима и к его эскизной графике.

В начале творческого пути И.А.Фомин работал в классической манере (рис.87, 88, т. 2). Эскизы часто выполнялись сепией (Эскизы к проекту курорта Ласпи”, 1916 г.) или иногда в технике офорта. С помощью метода компьютерного расслоения удалось выявить примерную этапность работы над эскизом мастера (рис.88, т. 2). Основой эскиза служил линейный рисунок, к которому затем добавлялись полутона. Этот принцип сохранился и в последующие годы. 1920-1930-е годы.

В период конструктивизма к его графической манере добавилась плоскостность (проект Тишинского рынка, 1932 г., проект здания рабфака в Москве, 1930 г.) Четко выявлялась линия и пятно. Часто стали применяться активные по цвету покраски (отмывки). В эскизах появились острые ракурсы, но, как и в предыдущие годы, И.А.Фомин делал акцент на рисунок, который на последующих стадиях покрывался заливкой. 1930-1940-е годы. Постконструктивизм добавил в эскизную манеру И.А.Фомина больше реального представления натуры. Его визитной карточкой стали эскизные перспективы, в которых архитектура выполнялась терракотовой краской на фоне кобальтово-синего неба с белыми облаками: “Проект реконструкции Сухаревской площади” (1934 г.) (рис.123-125, т. 2), Проект Академии наук СССР в Москве. (1934 г.) (рис.126-128, т. 2), “Проект Дома правительства УССР в Киеве” (1935 г.) (рис.87, т. 2)[47, c.39]. В результате И.А.Фоминым был создан собственный уникальный лаконичный графический язык, соединивший в себе черты неоклассики и конструктивизма, нашедший органичное применение в архитектурной практике мастера. Иван Владиславович Жолтовский, размышляя о роли эскизного рисунка, отмечал, что “для архитектора овладеть рисунком - значит уметь построить плоскостное изображение любого предмета, в любых поворотах и сокращениях. Этот рисунок “disegno”, по мнению мастеров Возрождения, является основой всех пространственных искусств. Он дает такое знание объемной формы, которая позволяет изображать ее не только с натуры, но и на память. Пассивное копирование с натуры, которое практикуется в наших архитектурных вузах и академиях, не развивает этих знаний, а убивает их, особенно тогда, когда оно усложняется законченным выполнением” [73, т.1,с.31]. Далее на вопрос о методе воспитания подлинного мастера и художника И.В.Жолтовский отвечает: “...Я с самого начала стремлюсь развить в нем специфически архитектурное образное мышление, пространственное и объемное, для которого и линия и плоскость являются не более как функциями трехмерности. В связи с этим воспитывается чувство целого и привычка идти от целого и от общего к частям и к единичному, а не наоборот.

Представление о пространственно-объемной композиции как о едином органическом целом, которое членится и размножается согласно особым, чисто архитектурным закономерностям, являясь в то же время творением искусства, выражающим самочувствие человека, его концепцию мира, его отношение к природе, другому человеку и социальной среде, подводит нас к проблеме архитектурного языка. Овладению последним помогает анализ великих произведений прошлого, которые являются замечательной школой архитектурного мышления” [73, т.1,с.31].

“Все стадии проектирования сопровождаются интенсивной работой над рисунком, наброском. Это – реальные следы, которые оставляет в своем, порою зигзагообразном движении) творческая мысль архитектора” [49, с.28].

В архитектурных рисунках к проекту Днепрогэса (рис.129, т. 2) И.В.Жолтовский демонстрирует метод поиска композиционных решений, в котором сопоставляются отдельные рисунки, выполненные в ортогональных проекциях в одном масштабе [38, с.99].

Метод совмещения чертежа с рисунком широко использовалось мастерами. Этот метод специфичен при разработке или уточнении архитектурного замысла. Он позволяет в определенном масштабе решать в эскизе многочисленные композиционные задачи. Примером использования этого метода является эскиз капители к проекту здания жилого дома на Моховой, 1934 г. (рис.130, т. 2).

К.Г.Зайцев пишет: “Творчество И.В.Жолтовского не ограничивалось только этим методом. В поисках архитектурных образов он часто прибегал к перспективам, в которых использовал возможности линейной техники “Эскиз дачи” (рис.131, т. 2), но чаще пользовался композиционно-графическими возможностями светотени, что придавало эскизам живописный характер” [38, с.100] “Институт мировой литературы им. А.М.Горького, Котельническая набережная” (1936 г.), (рис.132, т. 2).

Характер графики архитектурного эскиза как языка представления архитектурного замысла

В процессе анализа архитектурных эскизов и публикаций мастеров советской школы 1930-50-х годов выявлена эволюция графического языка (рис.112, т.2). В полной мере для творческой палитры архитекторов этого периода характерно изменение изобразительных средств и приемов языка архитектурного эскиза. Жесткость, резкость линий, острота ракурсов, контрасты цветов и пятен на эскизах периода авангарда в процессе эволюции уступают место живописности, пространственности, иллюзорности изображения. В эскизах прослеживается переход от линейно-графического языка 1920-30-х годов (графика Я.Г.Чернихова, сочетание линии и пятна И.И.Леонидова) к эскизам, включающим натуралистическое антуражно-средовое оформление 1950-х годов (наполненное лирическим пейзажем в графике школы И.В.Жолтовского). Авторы эскизов периода неоклассики включают в антураж “голубые небеса”, летящие дирижабли (совсем иначе трактовавшиеся в графике 1920-30-х годов), кипарисовые аллеи, цветущие палисадники и роскошные цветники. В проектно-поисковой практике одних и тех же мастеров происходит изменение графических изобразительных средств.

До формирования основных трех школ 1930-50-х годов (школа И.А.Фомина, школа И.В.Жолтовского и школа Б.М.Иофана) в советской проектной практике уже сложилась определенная архитектурная графическая культура, представленная школой советского авангарда. Эскизной графической культуре этой школы была характерна абстрактная форма, формализация средств, жесткость линии и пятен, а также применение модельно-макетных техник. Все это в той или иной степени вошло в арсенал графических средств всех трех школ.

В дальнейшем школы трансформировались в некое единое “усредненное” стилевое направление, называемое “сталинским ампиром” (советской неоклассикой) .

В эскизной графике эти изменения получили яркое выражение. Появилась мягкость трактовки, изящество изображения форм, натуралистичность в представлении объектов и окружения, широкое использование нюансов, рефлексов, бликов, создание средствами графики на листе определенного состояния среды (при помощи свето-цветовых эффектов). Апофеоза представления проектного замысла графическая культура этого периода советской архитектуры достигает в конце 1950-х годов, став своего рода официальной методикой демонстрации проектного замысла. Культура графической подачи проекта в полной мере раскрыта П.П.Ревякиным в фундаментальном труде “Техника акварельной живописи” (1959 г.) [93], в котором он представляет всю палитру изобразительного языка архитектора в технике акварельной живописи.

В 1950-е годы три архитектурные школы сближаются в стилистических поисках. Существовали и исключения в этом объединительном процессе. В собственной стилистике в определенной мере продолжали работать И.И.Леонидов и К.С.Мельников. Они сохраняли свою манеру, творчески развивая ее параллельно с общим стилем.

Таким образом, переход от авангарда к постконструктивизму и затем к советской неоклассике получил яркое воплощение в процессе изменения “языка” архитектурного эскиза. При этом, независимо от эволюции стиля, в течение 1930 Эти определения используются исследователями для обозначения одного и того же периода в истории советской архитектуры 50-х годов в практике архитектурного эскизирования существовали два основных метода “параллельный” и “последовательный”.

В процессе анализа эскизов мастеров архитектуры периода 1930-50-х годов, установлено, что истоки графического исполнения эскиза 1950-х годов коренятся в языке архитектурной графики неоклассики 1910-х годов (рис. 112, т.2).

В 1920-30-е годы для советской архитектуры было характерно использование нарочито острых ракурсов перспектив и аксонометрий, подчеркивающих необычные, выразительные формы объектов, остроту отношений вертикали и горизонтали, ритмический и пропорциональный строй объемов зданий. Аксонометрии подчеркивали новый язык архитектуры в подаче самих проектов (эскиз И.А.Голосова к проекту Дворца культуры в Сталинграде, 1928 г.), (рис.108, т.2).

Для 1930-40-х годов характерно использование различных типов проекций -перспектив, аксонометрий, ортогональных проекций (планов, фасадов). В это время происходило активное смешение графических приемов эскизов двух предшествующих периодов: неоклассики и авангарда (эскиз И.А.Фомина к проекту реконструкции Сухаревской площади, 1933 г.), (рис.123-125, т.2).

В 1940-50-е годы наиболее часто применяемой была классическая статичная перспектива. При этом подчеркивался монументальный характер объектов, их гигантские размеры. Часто для представления замысла использовали перспективы “с птичьего полета”, раскрывающие величину предлагаемых проектных решений, их грандиозный характер, (эскиз И.Г.Лангбарда к проекту планировки центральной площади в Минске, 1947 г.), (рис.97, т.2). Аксонометрии почти перестали использовать в эскизе, что автор связывает с диссонансом их диагональной динамичности и статичной классической композиции построек. Цветовое и световое решение эскиза проходит к 1950-м годам ряд стадий преобразования.

На смену определенных условностей реалистического антуража неоклассических эскизов 1910-1920-х годов пришла натуралистическая трактовка элементов ландшафта, растительности и других элементов антуража. Освещение изображения трактуется строго в соответствии с учетом расположения источника света (солнца) из верхнего левого угла под сорок пять градусов.

В 1920-30-е годы в эскизах преобладают сложные ритмические ряды (эскиз К.С.Мельникова к проекту клуба “Свобода”, 1927 г.), (рис.109, т.2).

В 1930-40-е годы в эскизах сочетаются метрические и ритмические горизонтальные и вертикальные ряды, отмечается сложное взаимодействие метроритмических рядов во фронтальной композиции конкурсного проекта здания Наркомтяжпрома А.А.Веснина (1934 г.), [76, c.111], (рис.101, т.2).

В 1940-50-е годы в эскизах вновь преобладают метрические ряды, в определенной мере заимствованные в неоклассике начала века (эскиз И.И.Леонидова к проекту здания цирка в Москве, 1955 г.), (рис.109, т.2).

В 1920-30-е годы в эскизах, так же как и во всей архитектуре авангарда, преобладают динамические черты, ей характерны острые диагональные композиции. Динамика архитектурных форм подчеркивается и графикой эскиза (эскиз А.В.Щусева к проекту здания Наркомзема, 1928 г.), (рис.110, т.2).

В 1930-40-е годы в эскизах динамические элементы, “пришедшие” из предыдущего десятилетия авангарда, сочетаются со статическими элементами неоклассики начала 1900-1910-х годов. Напряженные дуги, диагонали комбинируются со статичными вертикалями и горизонталями (эскиз И.А.Голосова к проекту Театра МОСПС в Москве, 1933 г.) (рис.110, т.2).

В 1940-50-е года в эскизах прослеживается доминирование статики архитектурных форм над динамикой, но периодически в графических композициях проявляются отголоски авангарда в виде диагональных композиционных построений. Динамика композиционных решений построек уравновешивается графическими приемами. Появляется равновесие композиции, статичность, притом, что изображение на листе архитектурного объекта динамично или построено по диагональной линии (эскиз М.А.Минкуса к проекту здания МИД на Смоленской площади в Москве, 1948 г.) (рис.110, т.2).

Этапы, характерные для методов последовательного выполнения эскиза

Первый этап назван Б.Г.Бархиным - “Эскиз-идея”. Архитектор приступал к разработке “Эскиза-идеи” объекта проектирования на основе предварительного знакомства с типологическим содержанием темы. “Эскиз-идея” давал новую форму поиска решения – попытку определить идею раскрытия темы и субъективную интерпретацию задания, намечая возможные варианты ее трактовки.

Первичный “анализ (и синтез (прим. авт.)) исходных данных и формообразующих факторов” [12, c. 65] приводил к возникновению догадок и идей (у Б.Г.Бархина “первичных гипотез”) и направлял творческую мысль и воображение на поиск решений.

В процессе разработки “Эскиза-идеи” зодчий старался создать для себя ограничивающие условия, в сочетании которых намечался особый подход к теме, будь то конкретизация природной или градостроительной ситуации, рельефа, климатических условий, в которых расположен проектируемый объект. В период, когда архитектору был неизвестен конечный результат поиска, для постановки локальной цели, проблемы он сужал диапазон этих исканий.

“Благодаря творческому воображению, (ассоциированию мыслительных представлений (прим. авт.)), опыту и памяти, аморфная информация, разобщенные факторы путем осмысливания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных моделей” [12, c. 65]. То есть, внезапно или постепенно приобретают форму и структуру объемно-пространственного решения.

“Эскиз-идея” обычно воплощалась в графических изображениях. Однако практика показывает, каких больших результатов можно достигнуть, применяя метод рабочего макетирования уже на этой стадии. В эскизном наброске или в упрощенном макете, как бы вчерне, архитектор фиксировал свои мысли и, благодаря этому имел возможность подвергнуть их логическому анализу. Выражая таким образом свои замыслы, архитектор отчетливо уяснял для себя творческую идею, при этом идея становилась все яснее, а ошибки очевиднее.

В период разработки этапа “Эскиза-идеи” не предполагалось, что автор проекта сможет достаточно глубоко проанализировать и преодолеть противоречия, которые проистекали от различных требований задания проекта. Не предполагалось также и то, что он сможет обобщить соотношения между компонентами в такой сложной форме, как объемно-пространственная структура сооружения. Повторное изучение задания в период размышлений, составление схем и эскизов приводило к известной конкретизации и направляло поиск решения архитектурной задачи.

Этап “Эскиза-идеи” завершается просмотром эскизов. Анализ “Эскиза-идеи” состоял в выявлении авторского замысла, который мог лечь в основу дальнейшего эскизирования.

Этап “Эскиза-идеи” давал вероятностные направления разработки определенной целевой установки. “Ценность эскиза-идеи - в прогнозе, догадке, предположении творческого развития проблемы и индивидуальной трактовке темы” [12, c. 65]. Этап “Эскиза-идеи” представляет собою иллюстрацию программы будущих поисков.

На этапе поиска “Эскиза-идеи” в эскизировании использовался метод “проб и ошибок” [12, c. 65]. Этот метод, в простейшей форме, заключается в переборе возможных вариантов. Он использовался при недостаточности предварительных сведений и невозможности опираться на прошлый опыт.

Используя свой опыт и знания, архитектор раскрывал для себя возможности интерпретации проектного задания, а метод многовариантного поиска, который подразумевает в себе одновременную разработку нескольких принципиально разных замыслов, давал возможность просмотреть всю палитру возможных решений проекта. Следующим в цепочке работы над эскизом был “Этап первоначального эскизирования” (У Б.Г.Бархина “Фаза первоначального эскизирования”). По сути, он являлся мастер-копией для промежуточных эскизов. “Возникает центральное представление о решении задачи - ”навязчивая идея”. Промежуточные эскизы заменяют собой “творческую память” [12, c. 65].

“Этап первоначального эскизирования” - являлся сложным творческим процессом развития рабочей гипотезы, выраженной в этапе “Эскиза-идеи”. Путем повторного анализа исходных данных, выбора и ассоциирования дополнительной информации и разработки ряда вариантов происходило выявление основной концепции проектного решения.

Вариантное эскизирование предполагало целенаправленное изучение внешних условий, определяющих поиск связей со средой, функциональной организации жизненных процессов и других формообразующих факторов, а также технико-экономических условий, определяющих объемно-пространственную и конструктивную структуру здания.

Делались вариантные предложения художественного выражения идейного содержания программы.

На “Этапе первичного эскизирования” важнейшей методической задачей являлось понимание объекта как системы, слагающейся из взаимосвязанных компонентов. Можно иметь представление о классах, рекреациях, залах и мастерских, но не суметь создать эскиза школьного здания, в котором отдельные компоненты интегрированы в целостную композицию. Эскизирование осуществлялось путем логического исследования – анализа и синтеза, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. В эскизе всегда присутствовало обобщение.

В эскизировании на этой стадии использовался прием исключения маловероятных путей решения. Такими критериями являлись исходные данные для выполнения проекта, которые нежелательно было нарушать, например, выходить за красную линию участка застройки или превышать высотность сооружения, утвержденного градостроительным заданием. В “Этапе первичного эскизирования” уровень случайности и неопределенности в эскизах снижался.

Плодотворность “Этапа первичного эскизирования” определялась постоянным соотнесением разрабатываемого варианта с требованиями проектного задания. Эскизы, которые не приводили к необходимому решению, подготавливали его. “Этап первичного эскизирования” иногда давал выход внезапным прозрениям, возможности как бы заново увидеть задание. В отдельных случаях, в результате глубокого вхождения в тему и проработки вариантов архитектор мог качественно преобразовать прежнее композиционное решение: в части пространственной формы или соотношения всех компонентов.

Итогом “Этапа первичного эскизирования” являлось то, что он был “результатом предшествующего хода творческой мысли и отправным пунктом ее дальнейшего развития” [12, c. 66].

К концу первого периода эскизирования, архитектор подводил итог поискам, сопоставляя эскизы, чтобы увидеть в них главное, существенное и особенное. После этого он переходил к синтезированию решения. “Этап отрисовки эскиза” (у Б.Г.Бархина он назывался “Стадией завершения эскиза”) велся путем разработки последовательных вариантов, из которых каждый предыдущий является исходным пунктом каждого последующего (“калька на кальку”). Таким путем происходило усовершенствование композиции, архитектурной и конструктивной структуры, через привлечение дополнительной информации и углубления понимания задач проекта в целом. В результате возникал эскиз, который в основном выражал замысел, соответствующий характеру и жанру темы.

“Этап первоначального эскизирования” заменял собой “творческую память”: это была запись творческого процесса, и потому архитекторы их обычно сохраняли для повторного анализа. Практика проектирования подтверждает ценность эскизов, выполненных в начальной стадии, когда они являются “вероятностным прогнозом”. Благодаря возможности наброска-эскиза фиксировалась мысль, появлялась возможность этот результат мышления сделать исходным пунктом дальнейшего анализа и работы. В “Этапе отрисовки эскиза” происходили существенные уточнения и изменения отдельных сторон решения в рамках уже определенной композиционной схемы. Дальнейшее улучшение эскиза происходило не столь заметно. Постепенное накопление усовершенствований уточняло эскизное решение.

Возможности применения техник архитектурного эскизирования на основе МКР

Выявление стадийности рождения архитектурного замысла при помощи метода компьютерного расслоения (МКР) в графическом редакторе Adobe Photoshop можно использовать для применения графического арсенала архитектурной практики рассматриваемого периода времени и для получения новых графических средств. Благодаря предложенному способу изучения графического наследия отечественной архитектуры графическая культура может получать определенные импульсы для развития. Методы эскизирования могут быть применены совместно с компьютерными технологиями. В процессе расслоения графического изображения эскизов появляется возможность интеграции элементов графики мастеров советской архитектуры в электронное растровое и векторное изображение разрабатываемых проектов (рис.83, т.2). Прием коллажа с элементами ручной графики существенно обогащает эскизную компьютерную графику.

Метод компьютерного расслоения применим в процессе обучения эскизной архитектурой графике. В приложении показан пример упражнения с использованием МКР (рис. 84, т.2), принцип которого заключается в создании по подобию. За основу берется задание на выявление композиционных закономерностей рисунка (статика, динамика, метр, ритм, нюанс, контраст и т.д.) и выполняется в три стадии.

- Первой стадией упражнения является примерная реконструкция стадий создания эскиза мастера архитектуры, работавшего в изучаемой студентом технике.

- Второй стадией является изучение техники путем воссоздания изображения поэтапно.

- Третьей стадией является закрепление умения работать в технике путем создания собственного эскиза с использованием изученных ранее приемов.

Для достижения эффективности изучения техник возможно использование как самих графических материалов, примененных мастером при создании эскиза, так и современных компьютерных технологий, использующих эмуляцию графических средств посредством специальных редакторов (ArtRage) и тактильных технологий. Таким образом, творческое наследие и опыт советских мастеров 1930-50-х годов может быть включен в современную практику архитектурного образования. Это может способствовать решению задач индивидуализации поиска образных решений в условиях применения стандартных технологий и пакетов компьютерного проектирования.

Эскизирование при помощи ручных графических техник, выявленных и описанных в исследовании, может содействовать разработке оригинальных индивидуальных решений.

Изучение эскизов с помощью метода компьютерного расслоения дало возможность представить трансформацию и эволюцию графических техник. Выявлены три этапа эволюции техник эскизирования: 1920-30-е, 1930-40-е, 1940-50-е годы. Определено, что в начале 1930-х годов на смену лаконичного графического языка предыдущего десятилетия авангарда, использовавшего в основном стержневые техники, приходит графический язык, стремящийся к реалистичному изображению (техники мягкими материалами, кистевые техники).

В 1940-50-е годы графический язык архитектурного эскиза приобретает реалистичные, порой натуралистичные черты. К традиционным техникам добавляется комбинированная техника, использовавшая смешанную графику. На примерах эскизов мастеров советской архитектуры 1930-50-х годов выявлены и описаны техники представления архитектурного замысла.

Предложена классификация техник эскизной архитектурной графики советской архитектурной школы 1930-50-х годов, показывающая эволюцию техник на данном этапе развития советской архитектуры (рис.119, т.2).

1.На основе проведенного исследования выявлена роль эскиза в творчестве мастеров советской архитектуры 1930-50-х годов трех основных школ: школы И.А.Фомина, школы И.В.Жолтовского и школы Б.М.Иофана. В практике этого времени сложилось понимание особой роли эскиза в процессе проектирования. Он по существу воплощает все характерные черты будущего проекта. В 1920-50-е годы происходит процесс эволюции языка архитектурного эскиза, в котором автором выделены три этапа: 1920-30-е, 1930-40-е, 1940-50-е годы.

2.Проанализированы и описаны композиционные характеристики архитектурного эскиза (метр и ритм; статика и динамика; нюансные и контрастные черты) в процессе эволюции проектных поисков на этапе от авангарда к архитектуре “сталинского ампира”.

3.Выявлены основные методы работы над архитектурным эскизом, характерные для советской архитектурной школы 1930-50-х годов: “последовательный” и “параллельный”. В “последовательном эскизировании” все методы построены на цепочке поэтапно выполняемых набросков, последовательно эволюционирующих в законченный образ. В “параллельном” методе эскизирования присутствует элемент одновременной работы над образом в разных его ипостасях (параллельное продумывание всех проекций будущего объекта в разных ракурсах и проекциях, одновременная работа над деталью и целым, параллельное сопоставление разных вариантов проекта в одном ракурсе и масштабе).

4. На основе анализа творческой деятельности представителей школ советской архитектуры, их графического наследия, предложена классификация техник эскизной архитектурной графики, характерной для этого периода времени, что может способствовать рассмотрению внутренних закономерностей формо- и стилеобразования. Для каждой техники (стержневая, кистевая, смешанная, макетная) на примере эскизов, выполненных советскими архитекторами, рассмотрена палитра использованных графически-композиционных возможностей примененных материалов.

5. Ряд использованных эскизов Бархина Г.Б., Барща М.О., Бернштейна Э.Б., Витухина Д.С., Голосова И.А., Жолтовского И.В., Захарова Г.А., Лопяло К.К., Надежина Б.М., Николаева И.С., Рубаненко Б.Р. дал возможность раскрыть особенности творческих манер мастеров архитектуры и выявить общие подходы к стадии эскиза в 1930-50-х годов.

Похожие диссертации на Архитектурный эскиз в творчестве советских архитекторов 30-50-х годов XX века