Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Европейская готическая и неоготическая архитектура как прообраз неоготической архитектуры в России 33
1.1 Готический стиль Западной Европы, как стиль-прототип. Влияние национальных стилей средневековой готики на русскую архитектуру XVIII - XIX столетий 33
1.2 Возрождение готической традиции в Европе в XVII - XIX веке 50
1.3 Выводы 57
Глава 2. Неоготика в творчестве архитекторов эпохи классицизма в России конца XVIII - начала XIX века 58
2.1 Эстетика эпохи Просвещения и причины обращения к готическим образам и формам в архитектуре России во второй половине XVIII столетия 58
2.2 Неоготические постройки периода сентиментализма и предромантизма 72
2.3 Выводы 123
Глава 3. Неоготика XIX века - романтизм и поздний романтизм 126
3.1 Неоготика и архитектурная теория периода романтизма и позднего романтизма 130
3.2 Неоготические постройки периода романтизма и историзма 142
3.3 Выводы 179
Заключение 182
Общие выводы 188
- Готический стиль Западной Европы, как стиль-прототип. Влияние национальных стилей средневековой готики на русскую архитектуру XVIII - XIX столетий
- Неоготические постройки периода сентиментализма и предромантизма
- Неоготика и архитектурная теория периода романтизма и позднего романтизма
- Неоготические постройки периода романтизма и историзма
Введение к работе
Актуальность исследования: Данная тема актуальна в связи с недостаточной изученностью целого ряда памятников архитектуры неоготического стиля. Поэтому необходимо дать целостную характеристику архитектуры неоготического стиля эпохи сентиментализма и романтизма в Российской империи, с целью создания более полной картины развития отечественной истории архитектуры. В настоящее время множеству неоготических зданий постройки XVIII – XIX вв. необходима серьезная реставрация, для проведения которой требуются архивные изыскания. Существует необходимость привлечь внимание к данному вопросу, так как есть угроза утраты достаточно большого числа памятников, имеющих большую историческую и архитектурно-художественную ценность. В данном исследовании значительное внимание уделено выявлению и дифференциации направлений, сформировавшихся в рамках неоготической стилистики в России, а также систематизации объектов с внесением их в соответствующие классификации. Исследование призвано также проанализировать причины, послужившие поводом для обращения к готическим формам в ХVIII – XIX вв., изучить связи неоготики с эстетикой сентиментализма и романтизма.
Обращение к теме также обусловлено тем, что неоготика продолжила свое развитие и в дальнейшем. Активное применение данной стилистики продолжалось вплоть до конца эпохи модерна. Готические реминисценции в русской архитектуре можно видеть в XX и XXI вв.
Степень разработанности темы исследования. Неоготический стиль, как феномен русской архитектуры начали рассматривать еще в конце XIX – нач. XX в. В этот период изучению подвергся лишь первый этап его развития в России, охватывающий вторую половину XVIII в. Начало этому изучению положили И. Е. Бондаренко, В. А. Гамбурцев и Г. И. Котов. Частично эта тематика была затронута и в работах И. Э. Грабаря.
Дальнейшее рассмотрение ранней русской неоготики можно видеть в публикациях В. В. Згуры и Н. А. Кожина (1920 – 1930-е гг.), где рассматривалась, преимущественно, ранняя русская неоготика в Москве и российской провинции XVIII в. Н. А. Кожин впервые выделил Московское и Петербургское направление в развитии неоготического стиля в России. В. В. Згура первым выполнил детальное описание готических произведений Баженова в Москве. Он же в 30-е гг. начинает связывать появление псевдоготики Баженова с театрально-декорационным сценографическим искусством позднего западноевропейского барокко.
А. И. Михайлов, в своей книге, посвященной В. И. Баженову, выявил ряд важных моментов, касающихся ранних этапов поиска национального стиля в архитектуре России.
Во второй половине XX в. было начато изучение развития неоготического стиля периода романтизма. В это время появляются исследования Е. А. Борисовой, Ю. Я. Герчука, Н. А. Евсиной, Б. М. Кирикова, В. В. Кириллова, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, А. Л. Пунина, И. Г. Токаревой, С. В. Хачатурова, Д. О. Швидковского, а также работа А. И. Власюка, А. И. Каплуна, А. Л. Кипарисовой и др. Большинство этих исследований посвящены различным аспектам феномена неоготческого стиля в России. Как правило, в них уделяется внимание какому-то одному периоду развития неоготической архитектуры в нашей стране.
В начале XXI в. исследование архитектуры неоготического стиля продолжается, выявляются новые аспекты, описываются малоизвестные и малоизученные памятники. Одной из таких работ явилась диссертация М. Г. Барановой «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII – начала XX вв. (На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов)» (2005 г.), где рассматриваются все этапы развития неоготики в Санкт-Петербургской губернии до 1917 г. М. Г. Баранова в своей диссертации дает характеристику неоготической архитектуре Петербурга, выявляя ее специфические особенности.
В диссертации О. Н. Голубевой, охватывающей период историзма и раннего модерна, «Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX в.» (2005 г.) дана характеристика развития готических интерьеров на примере зданий Москвы и Санкт-Петербурга, выявляются причины обращения к образам средневековья, весьма подробно описываются детали декоративного убранства домов-особняков.
Ряд статей был посвящен неоготической архитектуре: «Феномен готики в русской архитектуре XVIII – начала XX вв. (пространственно-пластический аспект)» В. В. Кириллова, «Готические реминисценции в творческих поисках русских архитекторов периода эклектики и модерна» И. Г. Токаревой и др.
В данном диссертационном исследовании проводится обобщение выводов, сделанных предшественниками. Впервые рассматривается неоготическая архитектура всей Российской империи (за исключением регионов, где ранее существовала подлинная готическая архитектура, таких как Царство Польское, Латвия, Литва и Эстония) на первых двух этапах ее развития. Впервые вводится в научный оборот ряд памятников архитектуры неоготического стиля.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования проанализировать и описать этапы развития зданий и сооружений неоготического стиля на территории Российской империи 2-й половины XVIII – сер. XIX вв. Рассмотреть планировочные, объемно-пространственные, конструктивные и стилистические особенности отечественных памятников неоготической архитектуры.
Задачи исследования:
1. Выявить причины и условия возникновения и развития объектов неоготического стиля в России 2-й половины XVIII в.
2. Дать характеристику развития неоготики XIX в. во взаимосвязи с развитием архитектурной теории эпохи романтизма.
3. Проанализировать стилистические особенности неоготических зданий
2-й половины XVIII в.
4. Выявить внутристилистические направления неоготической архитектуры в России в XIX в.
5. Рассмотреть композиционные особенности построения объемно-планировочных решений, конструкций и фасадов неоготических зданий 2-й половины XVIII – сер. XIX вв.
6. Исследовать и уточнить типологию неоготических зданий 2-й половины XVIII – сер. XIX вв.
7. Проанализировать влияние европейской готической и неоготической архитектуры на неоготическую архитектуру в России 2-й половины XVIII – сер. XIX вв.
Объект исследования – памятники архитектуры неоготического стиля в Российской империи второй половины XVIII – XIX в. Тексты современников и труды по теории архитектуры XVIII – XIX вв.
Предметом исследования является развитие объемно-планировочных и фасадных решений зданий неоготического стиля в Российской империи второй половины XVIII – XIX в., их конструктивные особенности, а также эволюция внутристилистических направлений неоготического стиля.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Уточнена периодизация развития неоготической архитектуры в России: 1-й этап – сер. XVIII в. – 10-е гг. XIX в.; 2-й этап – 20-е – 70-е гг. XIX в.; 3-й этап – 80-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. Выявлены причины обращения к неоготической стилистике на первых двух этапах ее развития (предромантическом и романтическом), включающие: императорский заказ; распад эстетической доктрины классицизма; развитие апологии готической архитектуры, начиная с 20-х гг. XIX в. и т.д. (В данном исследовании рассматриваются первые 2 этапа развития неоготической стилистики в России.)
2. Уточнена типология культовых, жилых и общественных зданий неоготического стиля в Российской империи. Выявлена специфика архитектурного формообразования, рассмотрены конструктивные особенности неоготических зданий, а также атрибутика малых архитектурных форм. На 1-м этапе развития неоготики в России конструктивные решения неоготических зданий не отличаются от конструктивных решений зданий в стиле классицизма и барокко: стены зданий, выполненные чаще из кирпича (камень использовался редко) не имеют ни аркбутанов, ни контрфорсов; своды не имеют нервюр и относятся чаще либо к сомкнутому, либо к крестовому типу; купола, как правило, покрытые металлическим листами, имеют луковичную, полусферическую или фигурную (характерную для барокко) форму; шпили прямой и вогнутой формы (конические и пирамидальные) имеют внутренний деревянный каркас и покрытие из металлических листов. На 2-м этапе развития неоготики в России конструктивные решения неоготических зданий приближаются к конструктивным решениям готических и неоготических зданий Западной Европы: стены зданий, выполненные из кирпича или камня, достаточно часто укреплены контрфорсами (аркбутаны не используются); своды, имеющие различную форму, имеют сеть нервюр (в случае, если свод веерный или звездчатый, нервюры, как правило, декоративные), продолжают применяться типы сводов, нехарактерные для средневековья; купола приобретают ребристую форму, при этом луковичная и полусферическая форма также продолжает использоваться; шпили (четырехгранной и восьмигранной формы) имеют деревянный каркас, покрытый металлическими листами, или выполняются из камня с применением ажурной каменной резьбы (встречается также ее имитация из металла); атрибутика малых архитектурных форм включает крестоцветы, фиалы, пинакли, краббы, вимперги, ажурную каменную работу (или ее имитацию из металла).
3. Проведено обновление терминологической системы, принятой для обозначения этапов развития неоготического стиля в России: на первом этапе развития неоготики сформировался ранний русский неоготический стиль, на втором развития неоготики сформировался зрелый неоготический стиль.
4. Вводится ранее не существовавшая научная дифференциация на 2 группы внутристилистических направлений в рамках неоготической стилистики в России. На 1-м этапе развития неоготики в России данная дифференциация включает: ранний неоготический стиль с незначительным влиянием классицизма, с выраженными чертами классицизма, либо барокко, либо русского узорочья; на 2-м этапе: общеевропейский (детализированный и упрощенный) неоготический стиль, английский неоготический стиль, неотюдор, немецкий кирпичный неоготический, русский неоготический, неоготико-маританский, неороманско-готический стиль. (Представленные термины предложены автором.)
5. Выявлены основные закономерности в развитии композиции планировочных и фасадных решений неоготических зданий в России 2-й половины XVIII – сер. XIX вв.: на 1-м этапе развития неоготики в России присутствует выраженное классицистическое влияние, влияние барокко, влияние русского зодчества допетровского времени на формирование планировочных и фасадных решений; на 2-м этапе развития неоготики в России наблюдается главенство европейских средневековых моделей, в ряде случаев наблюдается применение эклектического принципа построения композиции. На обоих этапах применяются как симметричные, так и асимметричные композиционные решения планов и фасадов.
6. Выявлены основы эволюции применения архитектурных деталей неоготических зданий в России 2-й половины XVIII – сер. XIX вв.: на 1-м этапе развития неоготики в России – упрощенность фасадной деталировки, по сравнению со зданиями европейского средневековья, сочетание с деталями стилей барокко, русского узорочья, классицизма, шинуазри и тюркери; на 2-м этапе развития неоготики в России – сближенность трактовки фасадной деталировки с европейскими средневековыми образцами, смешение с деталями различных архитектурных стилей.
Методологической основой диссертационного исследования послужили методы: исторического и архитектуроведческого анализов, методы систематизации и классификации, метод композиционного анализа, а также типологический сравнительный анализ. Важной частью исследования стало введение вновь выявленных объектов неоготического стиля в научный оборот, а также их подробная фотофиксация.
Область исследования соответствует требованиям паспорта научной специальности ВАК: 05.23.20 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия п. 1. «Научные основы теории и истории архитектуры».
Практическая ценность и реализация результатов исследований. Прикладная ценность исследования состоит в возможности непосредственного использования собранных материалов, чертежей и архивных фото при проведении реставрационных работ и создании проектов для реставрации ветхих, руинированных или утраченных памятников.
Теоретическая ценность: Материалы исследования могут быть использованы при составлении и проведении лекций по истории русской архитектуры второй половины XVIII – XIX в.
Хронологические рамки: середина XVIII – середина XIX вв. Обусловлены тем, что обращение к неоготике в России начинается именно с сер. XVIII в., а в период после 1870-х гг. начинается третий этап развития неоготической стилистики.
Апробация работы. Результаты исследования представлены в докладах и получили одобрение на научных конференциях: 65-й всероссийской научно-практической конференции на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Воронеж 2010 г.; международной научно-практической конференции Архитектор. Город. Время. Великий Новгород – Санкт-Петербург 2011 г.; 68-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. СПбГАСУ. Санкт-Петербург 2011 г.; 64-й международной научно-технической конференции (аспирантов, докторантов) и студентов, посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Актуальные проблемы современного строительства. СПбГАСУ. Санкт-Петербург 2011 г.; I Международном конгрессе молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов, посвященном 180-летию СПбГАСУ «Актуальные проблемы современного строительства». Санкт-Петербург 2012 г.; Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство» Санкт-Петербург 2012 г.
Публикации. Материалы диссертации опубликованы в 16 научных статьях, общим объемом 7,9 п.л., лично автором – 7,4 п.л., в том числе 5 статей опубликованы в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, утвержденный ВАК РФ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит 194 страницы машинописного текста, состоит из введения, трех глав с выводами по каждой из них, общих выводов. Второй том содержит 555 иллюстраций, 4 таблицы, 5 приложений и список использованной литературы из 245 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и 31 документа архивного хранения.
Готический стиль Западной Европы, как стиль-прототип. Влияние национальных стилей средневековой готики на русскую архитектуру XVIII - XIX столетий
Для того чтобы дать справедливую оценку развитию неоготического стиля в Российской империи представляется целесообразным кратко охарактеризовать возникновение и развитие подлинной готики в Западной Европе на протяжении средневековья, что также обусловлено множеством существенных различий между архитектурой средневековья и архитектурой неоготической стилистики, о которых будет сказано ниже.
Важно рассмотреть различные региональные разновидности средневековой готики в связи с тем, что характерные черты этих разновидностей впоследствии будут воспроизводиться в отечественной архитектурной практике XIX столетия.
Автор впоследствии будет довольно часто упоминать памятники стиля-прототипа при анализе неоготической архитектуры в России.
Прежде всего, следует отметить, что готическая архитектура сформировалась как архитектура соборов, церквей и монастырей. И лишь позже типология готических зданий существенно расширилась. Это произошло по мере распространения готического стиля по странам Западной Европы. В Приложении 2. автором приведены чертежи некоторых, наиболее примечательных готических зданий Западной Европы XII - XVI вв
Главными элементами готического стиля являются, как известно, стрельчатые арки и нервюрные своды, а также система аркбутанов и контрфорсов, позволяющая равномерно распределить нагрузку от сводов. Существует также ряд других специфических декоративных и конструктивных особенностей: возведение многоярусных башен с острыми шпилями, украшение контрфорсов башенками-пинаклями, использование ажурной каменной работы при создании витражных окон и декорировании стен, установка большого числа скульптур, особенно в нишах главного фасада, обрамление тимпанов порталов концентрическими архивольтами. [244, 245]
Система пропорционирования, применяемая при проектировании готических соборов, основанная на законах, так называемой, священной геометрии космоса, кардинально отличалась от античной. Готика стала первым стилем, где в композиции фасадов зданий вертикальные линии стали доминировать над горизонтальными. [228, 230, 232] Также наметилась тенденция отхода от симметрии, как в построении композиции планов - так и фасадов. Практически все элементы готических зданий были устремлены вверх - к Богу. Принцип симметрии в этот исторический период сменился принципом динамического равновесия масс.
Вся средневековая готическая архитектура была буквально пропитана мистицизмом и оккультным символизмом. Наглядным подтверждением этому являются фантастические образы химер и гаргулий, во множестве украшающие фасады готических церквей. Жан Жюльен Фулканелли в своей книге «Тайны готических соборов» [215] писал: «Святилище традиции, науки и искусства, готический собор не следует рассматривать лишь как здание, сооружённое во славу христианства; скорее, это обширное воплощение в камне идей, стремлений, веры народа, некое совершенное целое, на которое можно без опасения полагаться, когда стоит задача проникнуть во внутренний мир наших предков, какой бы области это ни касалось: религиозной, светской, философской или социальной.» [Там же С. 37]
Готический собор являлся духовным центром средневекового города. Жизнь всех людей была неразрывно связана с жизнью собора. При проектировании соборов часто использовался принцип триангуляции -особый способ составления пропорций плана и фасада по солнцу. Но применялись и другие принципы пропорционирования. Основным из них был принцип золотого сечения, обладающий особым значением в христианской теологии. [157, 158]
Известны чертежи, демонстрирующие триангуляцию поперечного сечения собора по средокрестию и трансепту. Мистический треугольник -как символ божественной гармонии, пронизывал все детали и элементы готического собора. Он взаимодействовал со всеми окружностями и сегментами, и даже с теми деталями, которые служили, казалось бы, только для украшения. Каждый входящий в собор, вне зависимости от сословия, ощущал величие Бога, видел небесный свет, льющийся сквозь витражи. Эти эмоции никогда не были бы столь сильными без виртуозного мастерства зодчих - создателей готических соборов. [236, 240, 241] Вся готическая архитектура буквально пронизана желанием зодчего создать иллюзию неземной красоты, магическую мистерию присутствия божественного света.
В эпоху поздней готики некоторые здания превратились в настоящие ювелирные изделия огромных масштабов, где плоскости стен полностью исчезли за ажурной каменной резьбой, колоннами и скульптурами. Ни в одном из других архитектурных стилей не была достигнута столь высокая степень художественной и эмоциональной выразительности в исполнении несущих конструкций. Сама конструктивная структура собора, включающая опоры, нервюрные своды, а также систему контрфорсов и аркбутанов являлась ярким примером рационализма - она оптимально выражала тектонику работы конструкций и практически не содержала ложнотектонических элементов. Готическая архитектура, являясь выражением высшего духовного начала, создавала иллюзию приближения к трансцендентному, своей невесомостью и устремленностью ввысь. [243]
Средневековые зодчие знали, что они не увидят завершенными те здания, строительству которых они посвятили всю свою жизнь, ведь готические соборы строились столетиями. [201]
В готическом стиле строились не только церковные здания. Особенно в эпоху поздней готики получили широкое распространение здания-ратуши - центры городского самоуправления. Строятся также и другие общественные здания: торговые ряды, дворцы правосудия, часовые башни. Появляются готические дворцы и дома богатых горожан, элементы стиля проявляются также и в замковой архитектуре.
Теперь вкратце рассмотрим основные европейские средневековые стили и их влияние на русскую неоготическую архитектуру XVIII - XIX столетий, поскольку для дальнейшего анализа стилистических направлений, проявившихся в русской архитектурной практике важно сначала рассмотреть внутристилистическую дифференциацию, существующую в рамках средневекового стиля-прототипа. Начать же при этом следует с рассмотрения готической архитектуры Франции, откуда этот стиль и распространился впоследствии по всей Европе.
Французская ранняя (чистая) готика
Готическая архитектура появилась во Франции в 40-х годах XII столетия, и в своем развитии прошла три стадии, первая из которых - это французская чистая готика.
Первой постройкой нового стиля во Франции стала церковь аббатства Сен-Дени под Парижем (Илл. 1), а точнее хоры данной церкви, спроектированные аббатом Сюжером. В своих сочинениях аббат Сюжер (Сугерий, 1088-1151 гг.) уделял внимание особой роли духовного понятия света [60]. С точки зрения Сюжера свет, льющийся сквозь витражи, наполняющий красками интерьер средневекового собора, был подобием божественного света, исходящего с небес. Мистерия божественного света впоследствии сыграла важную роль и в формировании интерьерного пространства неоготических церквей в нашей стране, причем идея эта никогда не утрачивала своей первостепенной важности.
Одной из моделей французского готического собора была модель семибашенного храма, воплощением которой стал кафедральный собор в Лаоне (Laon) (Илл. 2). Это единственный собор, пять из семи башен которого практически завершены, а хоры имеют нехарактерную для французской готики прямоугольную форму и восточное окно-розу. Его западный фасад еще лишен галереи королей, характерной для более поздних французских готических соборов. Отмечу, что концепция многобашенного храма не получила распространения и фактически не повлияла на развитие неоготики в России в XIX столетии, а прямоугольная форма хоров, напротив, получила распространение. Галерея королей - как истинно французская особенность, в России никогда не применялась.
Неоготические постройки периода сентиментализма и предромантизма
Во 2-й половине XVIII столетия произошло изменение во вкусах и эстетических предпочтениях общества. В этот исторический период в Российской империи искусство из категории ремесла переходит в категорию «знатнейших» или «свободных художеств». При этом также происходит изменение в понимании и усложнение в представлении об архитектурных формах и их содержании на уровне архитектурной теории. [63] Архитектурная мысль в России 2-й половины XVIII века развивается весьма динамично по сравнению с 1 -й половиной того же столетия, подтверждением чему служат градостроительные положения, сформировавшиеся к началу XIX века.
В те же годы формируется отечественная философия, журналистика, литературная критика. Тогда же архитектуру начинают рассматривать в своих сочинениях как писатели и ученые: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, Д. А. Голицын, так и сами зодчие, в частности В. И. Баженов. Таким образом - это время, когда активно формируется отечественное архитектуроведение и искусствознание. [152, 188]
С середины XVIII столетия происходит активное включение русской культуры в общеевропейское культурное пространство. Предпосылкой этому послужили кардинальные изменения в развитии отечественной культуры и искусства в начале XVIII века. [7] Таким образом, началось творческое освоение архитектурно-художественного наследия западной Европы.
Взаимодействие с культурными традициями западноевропейских стран принимало различные формы: это и обращение к античному наследию и к современной архитектурной теории.
К концу XVIII столетия в отечественном архитектуроведении проявляется интерес к готической архитектуре средневековой Европы, причем русская национальная архитектура допетровского времени также рассматривается в рамках европейской готической стилистики.
Стилистические изменения в архитектуре, произошедшие в середине XVIII столетия, породили дискуссию о вкусах или стилях архитектуры. [211]
Вторая половина XVIII века стала поворотным моментом в развитии архитектуры в России. Именно в этот исторический период начинает изменяться отношение к архитектуре классического стиля и к ордеру, как к универсальному средству архитектурной выразительности, отражающему идеал красоты, в соответствии с художественной доктриной классицизма. Таким образом, монополия стилей, использующих в качестве декоративных элементов лишь ордерную систему начинает распадаться. Сентиментализм и предромантизм, как противоположность классицизму, обращались не к рациональному, а к чувственному, противопоставляя красивую мечту обыденности. Черты предромантизма проявляются в отказе от характерных для классицизма строгих симметричных планировочных построений, в переходе к более живописным асимметричным композициям
Начиная с 50-х годов XVIII столетия, в русской архитектуре получают распространение элементы нового, ранее нехарактерного для России, неоготического стиля. Если вначале неоготические постройки появляются в провинции, то к началу 1770-х годов они появляются и в окрестностях столицы. Примечательно, что обращение к готике в Российской империи происходит значительно раньше, чем возникает интерес к возрождению национальной русской архитектуры в ее чистом виде, тогда как в Англии готика в этот же период возрождается именно как национальный стиль.
Отчасти это обращение к готике было связано с поездками отечественных архитекторов по странам Западной Европы, организованными недавно созданной Академией художеств, с целью изучения древней и современной архитектуры этих стран.
Можно отметить особое влияние Англии, где в то время происходило возрождение готики, как национального стиля, и где распространился тип пейзажного парка, который затем был привнесен и в Россию.
В предромантический период увлечение неоготикой в России было связано с идеализированным представлением заказчиков о средневековье, готика привлекала их экзотичностью своих форм, подобно более раннему увлечению Китаем. Одной из причин появления неоготических построек на территории Российской империи было желание заказчиков создать иллюзию путешествия в прошлое по разным странам, характерное для эпохи сентиментализма.
Во 2-й половине XVIII века готические элементы весьма своеобразно интерпретируются, смешиваясь при этом с русским узорочьем, или накладываются на классицистические фасады.
Следует отметить, что практически все русские зодчие эпохи классицизма внесли свой вклад в развитие ранней русской неоготики (или, как ее нередко называют, псевдоготики).
Ранняя русская неоготика была явлением очень эклектичным: существовали примеры сочетания элементов готики и с классицизмом и с барокко, и с русским зодчеством допетровской эпохи, и даже с китайским стилем.
Неоготика в конце XVIII века проявилась и при строительстве загородных усадеб, таких как усадьба Красное (Илл. 190, 191) под Рязанью, Суханове (Илл. 197, 198) под Москвой или Тайцы (Илл. 187, 188) под Петербургом. [67] В это же время получили распространение увеселительные загородные дворцы такие, как Царицыно (Илл. 159 - 162) (арх. В.И. Баженова и М.Ф.Казакова), Петровский путевой дворец (Илл. 137 - 140), Чесменский дворец (Илл. 133-136), дворец Потемкина в островках (Илл. 167 - 169), Баболовский дворец (Илл. 164-166) и Др.
В развитии ранней русской неоготики можно выделить несколько направлений. Первое, утвердившееся в Петербурге, проявившееся в целом в большей сближенности с западноевропейской традицией. Оно проявилось в творчестве В. И. и И. В. Нееловых, работавших в Царском селе, Ю. М. Фельтена и А. Ринальди. В неоготическом стиле эпизодически работали также И. Е. Старое и Н. А. Львов. [76] Постройки этих архитекторов были в достаточной степени близки западноевропейским аналогам.
Второе направление развития ранней русской неоготики получило распространение в Москве и демонстрировало смешение с элементами русской национальной архитектуры. Свое воплощение это направление получило в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, а позднее и их учеников И. В. Еготова, А. Н. Бакарева и др. Они в своих произведениях, возведенных в Москве и областях центральной России, показали иную трактовку неоготических форм. [134, 140]
Основоположником русского романтизма в русской архитектуре второй половины XVIII века можно по праву считать В. И. Баженова. Будучи одним из первых выпускников петербургской академии художеств, открытой в 1757 году, он окончил ее в 1760 и был командирован за границу, где пять лет совершенствовал свое мастерство и получил признание нескольких европейских академий. [175]
После возвращения в Россию в 1765 г. Баженов получает звание академика петербургской академии художеств. Благодаря своему мастерству он получает заказ на проект создания нового Кремлевского дворца, так и оставшийся нереализованным. Именно Баженов создал наиболее выразительное сочетание готических и русских мотивов в возведенных им постройках, получив таким образом национальную русскую неоготику, которая получила различную интерпретацию в работах его учеников.
Неоготика и архитектурная теория периода романтизма и позднего романтизма
Предромантизм подготовил почву для развития романтической архитектурной теории, и неоготике в этой теории отведено далеко не последнее место. Одним из главных направлений в архитектурной теории XIX века эпохи историзма стал романтизм, пришедший на смену предромантическому течению конца XVIII - начала XIX века.
В начале XIX столетия значительное влияние на русскую архитектуру оказывает немецкий романтизм. В этой связи необходимо более подробно остановиться на архитектурной теории К. Ф. Шинкеля - зодчего внесшего непосредственный вклад в развитие неоготической архитектуры в России.
Архитектурная теория К. Ф. Шинкеля отражала прогрессивные взгляды общества. Во многом она формировалась под влиянием выдающихся немецких философов и гуманистов, в частности, К. В. Ф. Зольгера и В. Гумбольдта. Также определенное влияние на Шинкеля оказали писатель и поэты - И. В. Гете, Л. А. Арним, Л. Тик, и др., и разумеется архитекторы: Ш. Персье, П. Фонтен, Д. и Ф. Жилли. В его творчестве также прослеживается влияние идей Канта, Гегеля, Шеллинга и Фихте.
Шинкель в своей теории стремился к обоснованию творческой практики. В развитии архитектурной теории К. Ф. Шинкеля можно выделить три направления: романтическое, классическое и направление поиска совершенно нового стиля. Он считал, что призвание архитектора - облагораживать человеческие отношения.
Особое внимание Шинкель уделял синтезу искусств. Архитектура по его мнению должна объединять все виды искусства.
Соотношение искусства и природы также является важной составляющей его архитектурной теории: «Архитектура является продолжением природы в ее конструктивной деятельности, однако в определенном смысле можно утверждать, что материал оживляется духом.» [107]
Шинкель высоко ценил конструктивную систему готических сооружений. Он считал, что нервюрные своды более совершенны, чем балочные перекрытия античности.
После победы над Наполеоном готический стиль стал для Германии национальным стилем, выражавшим «единство прошлого, настоящего и будущего». В этот период идеалистические и религиозные позиции нашли свое особенное выражение в творчестве зодчего.
Готика трактовалась им как «несущая идею», как «монумент» в противовес догматическому классицизму. К 1809 году относится проект церкви св. Петра в Берлине в котором Шинкель стремится к тому, чтобы «создавался такой вид завершенности, чтобы далее не хотелось домыслить никакого продолжения.» [Там же.]
Можно с уверенностью сказать, что основные положения романтической архитектурной теории К. Ф. Шинкеля нашли свое отражение в Пояснительной записке к проекту мавзолея королевы Луизы: «В процессе развития науки возникли своды, в которых духовное снова захватило бесконечное господство над материальным. Материал перестал быть препятствием для выражения в архитектуре глубоких и возвышенных воззрений, свойственных человеческой природе... Возникли поразительные формы для идеи возвышенного, развития и стремления к высоте, праздничности и прежде всего органичности, которая дает завершенность.» [Там же. С. 156 - 157]
Шинкель в своем творчестве произвел синтез готических и классических мотивов. Его понимание архитектуры, как продолжения природы в ее конструктивной деятельности, вывело Шинкеля за рамки романтизма, где существовало положение о том, что растительный мир - есть один из основных прообразов готического зодчества. Таким образом античная архитектура, со свойственной ей конструктивной логикой ордера, ценилась Шинкелем наравне с готической.
Готическое зодчество воспринималось архитектором, как отражающее духовные потребности человека, тогда как античная архитектура отражала потребности материальные.
С готическим искусством Шинкель связывает как религиозные чувства, так и патриотические национальные идеи. При этом нервюрные своды являются отражением идеи возвышенного.
Ярким примером синтеза готических и классических мотивов является проект Национального храма-памятника, относящийся к 1814 году. Это соединение приемов античной и средневековой архитектуры отражает стремление зодчего создать новое стилистическое направление. Можно констатировать равнозначность готического и классического стилей в его творчестве.
Подобную тенденцию можно видеть и в русской архитектуре в творчестве А. П. Брюллова. Брюллов подобно Шинкелю создавал как готические, так и классические здания. Он также соединял приемы характерные для обоих стилистических направлений в рамках одного произведения.
Ярким примером подобного синтеза классических и готических форм и приемов является Александровский зал Зимнего дворца (Илл. 542, 543), а также готическая гостиная великих княжон (Илл. 545) и будуар императрицы Александры Федоровны (Илл. 544). Этот же принцип построения пространства демонстрируют интерьеры Мраморного дворца (Илл. 546 - 549).
К концу 40-х годов XIX столетия романтизм утратил свое ведущее положение в европейском искусстве, но оказал огромное влияние на развитие европейской культуры в целом. Это влияние романтизма на художественную культуру выразилось, в частности, в появлении позднеромантического движения в искусстве и искусствознании, в рамках которого развивалось одно из ведущих направлений архитектурной мысли. Продолжая романтическую тенденцию, позднеромантическое движение отличалось от романтизма конца XVIII - начала XIX века. Одним из отличий было то, что романтизм конца XVIII века противостоял, прежде всего, художественной доктрине и эстетике классицизма, тогда как позднеромантическое движение, в основном, связано с критикой художественной практики, сложившейся к середине XIX века в результате проникновения в среду искусства промышленной технологии и способов организации труда, а также повышения роли товарно-денежных отношений.
Наиболее ярко позднеромантическое движение проявилось в Англии, где раньше всего проявились негативные черты капиталистического развития. Развитие производства оказало влияние в первую очередь на декоративно-прикладное искусство и архитектуру, которые и стали объектом рассмотрения для представителей позднеромантического движения. Причем в большинстве случаев рассматривались наиболее общие принципы, в равной степени распространяющиеся и на архитектуру и на декоративно-прикладное искусство.
Наиболее ярким представителем движения позднего романтизма в Англии был Джон Рескин. Следуя традиции морализма в английской эстетике (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон и др.), Рескин развивал идею о единстве красоты и добра. Рассмотрение проблем искусства с этой точки зрения, обусловило ярко выраженную социальную направленность концепции Рескина, придавая ей определенную политическую окраску.
Учение Рескина обладало всеми характерными чертами романтической концепции искусства, для него, как и для большинства романтиков, главной в искусстве была идейная, содержательная сторона. Достойными воплощения в искусстве Рескин считал только высоконравственные идеи. С нравственным совершенством общества связывает он и художественные качества архитектуры. Основой всей его эстетической доктрины являлась христианская мораль. Она есть и условие существования искусства и главная его цель. В своей критике буржуазного общества Рескин исходил из идеализированного отношения к феодальному обществу. Вслед за Карлейлем он считал, что во времена феодализма духовно-нравственные ценности преобладали над материальными. Рескин выступал против применения машин, считая что лишь домануфактурное производство может быть основой для возникновения истинного искусства. [56, 58, 59]
Специфика романтического взгляда на архитектуру у Рескина наиболее ярко проявилась в отношении взаимодействия архитектуры и природы. Для него красота природы - это недостижимый идеал, к которому архитектура может только приблизиться. Только максимально приблизившись к природе, став частью природы, архитектура может приблизиться к ее красоте. Архитектура для него - это вторая природа, продолжение архитектурной среды. Архитектор, по мнению Рескина, должен творить подобно природе, воспроизводить впечатления, создавать настроения, подобные тем, которые вызывает природа. Взгляды Рескина оказали огромное влияние и на русскую культуру, в частности, его труды высоко ценились Львом Толстым.
Неоготические постройки периода романтизма и историзма
Вслед за предромантической эпохой второй половины XVIII века с ее увеселительными дворцами, имевшими вид декораций в духе средневековья, наступает эпоха романтического историзма, когда писатели-романтики, в поисках художественного идеала обращаются к эпохе готики. В этот период готические формы вновь построенных зданий приближаются к своему историческому прототипу. В 20-е - 30-е годы XIX столетия происходил поиск национального стиля в архитектуре России. И именно неоготический стиль в это время занимал доминирующую позицию, лишь позднее утратив ее, уступив место официальному русскому стилю. С середины XIX века архитектура неоготического стиля входит в новую фазу. Типология зданий значительно расширяется, она включает: католические, реформаторские и лютеранские церкви, часовни, замки и дворцы, усадебные дома и особняки, доходные дома, библиотеки, здания различных парковых павильонов, конюшен, вокзалов, больниц, типографий, торговых рядов и др. Распространение получают малые архитектурные формы: беседки, ворота, колодцы, надгробные памятники. [210, 212]
Детальное рассмотрение каждого отдельного памятника предшествующего периода ранней русской неоготики было обусловлено уникальностью в построении объемов, а также в композиционном решении фасадов. В период романтизма и позднего романтизма напротив формируются определенные общности объектов объемные построения и фасадные решения которых близки тому или иному историческому прототипу. В 1-й половине XIX столетия количество объектов построенных в неоготических формах, в значительной степени увеличилось по сравнению со 2-й половиной XVIII столетия.
Кардинальным отличием неоготики XIX века от ранней русской неоготики предшествующего периода явилось изменение в отношении к памятникам готического стиля. Теперь стало актуальным стремление привнести элементы прошлого в настоящее, оживить древние традиции, сделав их частью современной жизни. Это было связано с изменениями в общественном сознании. В связи с распространением идей романтизма, готическая эстетика стала очень модной и популярной. Элементы готического стиля теперь появляются и в интерьерах, причем как в церковных, так и в светских. Проникновение готического стиля в русский жилой интерьер начинается со строительства дворца Коттедж (Илл. 373 - 377, 524 - 532) в Петергофе, что фактически ознаменовало новый этап в развитии неоготического стиля в России.
Также необходимо отметить, что в эпоху романтического историзма появляются четко выраженные внутристилистические направления в рамках неоготической стилистики. Одно из таких направлений продолжает традицию раннего русского неоготического стиля, характерного для 2-й половины XVIII столетия, подтверждением чему служат как культовые сооружения, так и усадебные постройки. Наглядным подтверждением этому служит усадебный дом (Илл. 451) и конный завод (Илл. 452, 453) В. Ф. Фон Дер Лауница в Каргашино, построенные во 2-й пол. XIX столетия. В облике этой усадьбы мы видим продолжение применения приемов, созданных Баженовым и Казаковым еще в XVIII столетии. Некоторая архаичность присутствует также в облике главного дома усадьбы Авчурино (Илл. 344, 345), построенного для С. Д. Полторацкого в 1819 - 1833 гг. Этот дом, первоначально задумывавшийся как библиотека, имеет пропорции и композицию, характерную для классицизма, при этом симметрия главного, достаточно протяженного фасада нарушена лишь башней, которая пристроена к центральной части бокового фасада. Эту же тенденцию демонстрирует дом Севастьянова (Илл. 471, 472) в Екатеринбурге, перестроенный в стиле ранней русской неоготики в 1866 г.
Очень важным аспектом стало появление зданий в общеевропейском неоготическом стиле - т.е. зданий, в облике которых могут сочетаться и французские и немецкие и английские мотивы, причем в развитии общеевропейского неоготического стиля можно отчетливо выделить два стилистических направления — общеевропейский неоготический детализированный стиль и общеевропейский неоготический упрощенный стиль. Самым ярким примером, демонстрирующим общеевропейский неоготический детализированный стиль, является церковь Александра Невского (Илл. 234 — 240), построенная по проекту немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля. В ее облике мы отчетливо видим как немецкое, так и французское влияние.
Еще одним стилистическим направлением стал неоготико-мавританский стиль, проявившийся, прежде всего, при строительстве дворцов. Дворцов таких было построено несколько. Первый дворец был возведен для И. О. Куриса в 1810 - 1820 гг. (Илл. 342, 343), в селе Покровское, в 1892-м году перестроенный архитектором Н. К. Толвинским. Другие примеры этой же стилистики - это Воронцовский дворец в Алупке (1830 - 1848 гг.) (Илл. 400, 401), а также дворец А.Н. Голицына в Гаспре (1830 - 1837гг.) (Илл. 416).
Важным аспектом архитектурной практики в эпоху романтического историзма стали различные конкурсы. Ряд таких конкурсных проектов впоследствии был опубликован в Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века. Г. В. Барановского [12, 13, 14, 15] Необходимо отметить участие русских зодчих в архитектурных конкурсах международного уровня. Пример тому - конкурс на возведение главного фасада собора в Милане. Архитектор Чагин, представил на этот конкурс свой проект западного фасада Миланского собора (Илл. 309), при этом проект этот вошел в число 15 лучших работ, представленных на конкурс. [12] Такие мероприятия проходили также и в России, например конкурс на проектирование лютеранской церкви для города Дерпта на 3000 человек. Первую премию на этом конкурсе получил проект, выполненный В. А. Шретером (Илл. 305, 306), вторую премию получил проект И. С. Китнера и М. Ю. Арнольда (Илл. 307, 308). Оба этих проекта, выполненные в 1879 году, несмотря на существенные различия в трактовке форм и примененной деталировке, относятся к общеевропейскому детализированному неоготическому стилю с преимущественно немецким влиянием.
В 20-е годы XIX столетия в Петербурге в моду входит все готическое. [149, 150, 151] Причем касалось это не только зданий и малых архитектурных форм, но и предметов мебели таких как, шкафы, этажерки, диваны, кресла, стулья, часы, канделябры и др, служащих для создания атмосферы, соответствующей идеалистическому представления о средневековье. Еще раз упомяну, о комплексе неоготических построек в Петергофе. В парке Александрия строится дворец Коттедж (Илл. 373 - 377, 524 - 532) [136] для императрицы Александры Федоровны, а также Фермерский дворец (Илл. 386 - 388, 533 - 535) (арх. А. Менелас), церковь Александра Невского (Илл. 234 - 240) (арх. К. Ф. Шинкель), об этих постройках в 1837 году писал Н.В. Кукольник. [114 С. 173 - 177] Чуть позднее строится грандиозное здание императорских конюшен (Илл. 438 - 450) для императора Николая I с манежем, перекрытым великолепной деревянной крышей на консольных балках (Илл. 446), подобной крыше Вестминстерского дворца в Лондоне. Особой выразительностью обладает также здание вокзала (Илл. 503 - 510) станции Новый Петергоф (арх. Н. Л. Бенуа). Творчество Бенуа, характеризуется монументальностью в построении крупных объемов, и использованием осевых композиций. [191] Эти осевые построения лишь подчеркивают живописность общего решения фасадов. [131]
Александровский парк Царского села также изобилует неоготическими постройками. К ним относятся: здание арсенала (Илл. 395 - 399, 536 - 541), где некогда хранилась коллекция доспехов императора Николая I, Башня Шапель (Илл. 227 - 232), построенная в виде руин готического собора, Белая башня и ворота руина (Илл. 363 - 368), въездные ворота (Илл. 369 - 371) и некоторые другие здания.
Подлинный расцвет неоготики в России пришелся на 1830-е - 1850-е гг. и был связан преимущественно с именами Н. Л. Бенуа, А. П. Брюллова и М. Д. Быковского. Самые примечательные постройки этих архитекторов - это интерьеры Брюллова в Зимнем (Илл. 482 - 485) и Мраморном дворцах (Илл. 486, 487). [159] Вокзал (Илл. 503 - 510), императорские конюшни (Илл. 438 -450), почта (Илл. 495), кавалерские дома (Илл. 409, 410) в Петергофе - Н. Л. Бенуа. [193]