Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Фахрутдинова, Инесса Алековна

Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков
<
Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фахрутдинова, Инесса Алековна. Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата архитектуры : 18.00.01.- Казань, 2000.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-18/22-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Православный приход как историко-культурная и историко градостроительная система. 15

I. 1. Понятие «православного прихода» Среднего Поволжья, характеристика источников исследования. 15

I. 2. Градостроительная основа исследования . 26

I. 3. Классификация православных приходов Казанской епархии по территориальным, социально-экономическим и социально-национальным признакам. 33

Заключение по главе I. 44

ГЛАВА II. Классификация архитектурно-градостроительных элементов православного прихода Казанской епархии . 47

II. 1. Типология архитектурно-градостроительных элементов православного прихода Казанской епархии. 47

II. 2. Классификация архитектурно-градостроительных элементов сельского православного прихода . 58

II. З. Классификация приходского храма. 68

Заключение по главе II. 89

ГЛАВА III. Модель православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX веков, современное состояние и тенденции развития православных приходов . 93

III. 1. Натурные обследования архитектуры и современного состояния православных приходов Казанской епархии . 93

III.2. Архитектурно-градостроительная модель православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX вв. 118

III.3. Современное состояние и тенденции развития современных православных приходов Казанской Епархии . 127

Заключение по главе III. 137

Заключение. 140

Список литературы.

Градостроительная основа исследования

Прихожане объединялись в общину только по территориальному признаку (по месту проживания) - в состав прихода в сельской местности входило население всего села и деревень, находящихся в административно-территориальных границах прихода, вне зависимости от их национального состава, социального положения. Однако община, вернее ее часть, по желанию могла отделиться в самостоятельный церковный приход, или «приписаться» к соседнему приходу. Конечно, социальное положение прихожан православных городских и сельских приходов сильно различалось. Если в некоторых городских приходах дворяне, военные и купцы составляли до 20% от количества прихожан, а стальные - мещане и прочие городские обыватели, то в состав сельских приходов, иногда входили только крестьяне. Дворянство, если оно и постоянно проживала в своих усадьбах, стремилось построить или свою домовую церковь, или свой сельский храм, с образованием небольшого прихода, например, из жителей только одного села или деревни.

Бедные крестьянские приходы, как правило, были не способны построить или обновить церковь только на собственные средства - в Казанской епархии была распространена практика, когда приходские церкви полностью или частично строились на средства посторонних людей - городских благотворителей, неизвестных лиц, реже на средства казны. Немало церквей в Казанской епархии строились на средства казанских купцов И.А. Михляева, П.А. Прибыткого, П.В. Щетинкина, елабужского купца И.И. Стахеева, мамадышского купца К.Н. Щербакова и др. . Иногда церкви строились на средства благотворителей из городов других епархий, собранных по обету, например, Никольский собор в городе Мензелинске был построен в основном на средства, собранные по обету отставным унтер-офицером М.Д. Ситниковым, обошедшим со сборной книгой всю Россию/318, стр.205/.

Казанская епархия сильно отличалась своим социально-национальным составом жителей от центральных регионов России, где было более однородное этническое население. Во-первых, в результате присоединения в середине XVI века Казанского Ханства к Московскому государству и дальнейшей христианизации края, на протяжении нескольких веков в Казанской губернии происходило столкновение исламских, языческих и христианских традиций. Коренное население, часть которого исповедовала ислам, а другая была языческой, постепенно вытеснялось на окраины епархии, ассимилировалось или смешивалось. На их места переселялись целыми деревнями жители Новгородской, Томской епархий, украинцы и др. . Таким образом, образовывались территории, где черезполосно и в относительной близости находились поселения разных народов (русские, татары, чуваши, черемисы, вотяки, мордва). Нередко в соседних поселениях стояли мечети и церкви, находились языческие святые места (киремети).

Во-вторых, Казанская губерния с XVII века стала территорией, где частично оседали гонимые из центра России старообрядцы. Старообрядцы разных сект, как правило, жили вместе с православными в одних поселениях. Нередко их количество было значительным, да и сами они, как правило, были довольно обеспеченными, что позволяло им строить свои храмы /279/.

Христианизация Казанского края со 2-ой пол XVI века проходила неравномерно, в несколько волн, поэтому в Казанской епархии крещенные «инородцы» различались на старокрещенных (в основном татары, крещенные во 2-ої пол. XVI - начале XVII вв., которые позднее выделились в этническую группу «кряшен») и цовокрещенных (татары, чуваши, черемисы и вотяки, крещенные в конце XVIII века). Кроме того, в Казанской епархии было несколько волн отпадения формально крещенных «инородцев» в ислам. Вследствие этих факторов в Казанской епархии образовалась неоднородная социально-национальная структура поселений, разнообразные по составу православные приходы. Это и «инородческие» православные приходы (крещеные татары, чуваши, черемисы и т.п.), и приходы со сложным национальным составом прихожан (русские и крещенные татары, русские и чуваши, русские, вотяки, черемисы и крещенные татары и т.д.), а также приходы, имеющие в своей системе поселений села и деревни, жители которых принадлежали другим религиям и конфессиям (старообрядцы, язычники, мусульмане, отпавшие крещенные татары). Несмотря на почти четыре века христианизации Казанского края со 2-ой пол. XVI века до начала XX века, прилагательное «русский» к сочетанию «православный приход» в Казанской епархии не приобрел свою исключительность. Возможно, что этот фактор стал определяющим для развития православных приходов Казанской епархии, но вероятней всего, что он в купе с общими для всех регионов России факторами экономическим, социальным и географическим оказал влияние на формирование архитектурно-градостроительной структуры православного прихода Казанской губернии.

Чтобы определить архитектурно-градостроительную структуру православного прихода Казанской епархии 2-ой половины XIX - начала XX веков необходимо было выявить первичные источники исследования -архивные документы и чертежи церковно-приходских построек, а также провести натурные обследования православных приходов Казанской епархии и, кроме того, выявить вторичные историко-литературные источники исследования.

Архивные чертежи, сохранившиеся в фондах Национального Архива Республики Татарстан, выявлены автором в количестве 336 проектов. Все они принадлежат ко 2-ой половине XIX - начала XX вв. Анализ этих чертежей позволил составить следующую характеристику. В середине XIX - нач. XX вв. составлялись чертежи, как на постройку новых храмов, так и на перестройку старых. Самый ранний из них для постройки Никольской единоверческой церкви в городе Казани датировался 1857 г. По некоторым проектам, где дается чертеж (обмер?) «прежнего» храма, можно составить реконструкцию церквей периода, скорее всего не ранее XVIII - 1-ой пол. XIX вв. Основная доля архивных проектов церковных построек приходится на проекты приходских сельских церквей. Примерно 10% от корпуса архивных чертежей составляют проекты городских приходских церквей и соборов, монастырских церквей, соборов, культовых и хозяйственных построек.

Классификация архитектурно-градостроительных элементов сельского православного прихода

Смешанный русско-татарский приход села Тавели (Никольское) Мамадышского уезда состоял из села (Табл. 3), где проживали русские и крещенные татары и четырех приходских деревень с русским населением. Территория прихода - 160 кв. верст ( 800 кв. км). Постройку первой церкви в селе Тавели относят к началу XVII века, по преданию эта церковь была построена «если ни при жизни Ивана Грозного, то сразу после его смерти». По описи 1734 года она была «деревянная, сосновая, холодная, с алтарем прирубным, пятистенным, об одной главе... над трапезной была устроена колокольня с осьмериком... вокруг церкви ограда...» /243, стр.297/. Вторая деревянная однопрестольная церковь была построена в 1746 году «холодная, о единой главе, с алтарем прирубным, пятистенным. В алтаре, в церкви и трапезе было 13 небольших окон. Входных дверей две - с запада и северной сторон. К западному входу была пристроена паперть 5 арш. Ширины с тремя окнами. Паперть соединялась с северной дверью церкви крытою, в 3 арш. Ширины, галереєю... над папертью устроена небольшая осьмириковая колокольня...». Эта церковь требовала постоянного ремонта, поэтому прихожане решили строить каменный храм, для чего в 1817 году близ села был устроен кирпичный завод. Каменная церковь, построенная по проекту Архитектора Александра в 1823 году по началу была однопрестольная во имя Святого и Чудотворца Николая, в 1832 году в трапезной с правой стороны был устроен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Дома для священнослужителей с надворными постройками были построены в 1887-1891 годах. Церковь «имела форму продолговатого креста; построена в русско-византийском стиле с восьмигранным куполом и с настенными украшениями из кирпича в виде зубчиков и полуколонн». Как пишет автор описания, храм мог занимать не последнее место даже среди городских церквей.

Село Тавели, по преданию, древнее селение бывшего Казанского ханства, в переводе с татарского «местность, окруженная горами». О выселение татар была следующая легенда: «Раз на ключе татары-магометане нашли икону Св. и Чуд. Николая, Мирликинского. Чтобы ее уничтожить, они бросали находку в воду, огонь, уносили в леса, закапывали в землю, но она снова являлась на прежнем месте. За дерзкое обращение с иконой среди мусульман стали умирать люди, открылся падеж скота, начались пожары и т.д. Все это заставило татар выселиться в Лаишевский уезд». На место выселившихся татар поселились русские крестьяне из разных мест и московские беглые стрельцы (род Дегтяревых).

В селе было три часовни. Одна деревянная находилась к западу от села, в одной версте от церкви, на святом ключе, где была обретена икона Св. и Чуд. Николая, и была устроена с давних пор, а возобновлена в 1897 г.. Внутри часовня была довольно просторной, светлой со св. иконами, среди нее колодец, на месте, где лежала икона, на дне колодца бил родник. Накануне Николина дня - 9 мая сюда стекаются русские, вотяки, черемисы, крещенные татары и даже язычники для торжественного молебна. Другая каменная часовня по правую руку от святых врат построена одновременно с церковною оградой в память 25-ти летнего царствования Императора Александра II. Внутри этой часовни устроен иконостас, а в нише в стене находилось древнее деревянное резной изображение Спасителя. Особенно благоговение к этому образу испытывали крещенные черемисы и вотяки, приезжающие к Нему из далека. Третья часовня была деревянная ветхая на кладбище. В 1898 году священником церкви на кладбище над могилами своих детей и на собственные средства была построена каменная часовня-усыпальница - в часовне образы Спасителя и святых по именам детей, в середине часовни -древний крест. В 1896 году в память коронования, отставной капитан с. Тавелей А.И. Воронцев соорудил деревянный восьмиконечный крест и с разрешением епархиального начальства, торжественно освященный, это крест был поставлен посреди села около, так называемого, «Царькова ключа». Русские и старокрещенные татары хотя и живут в одном селе, но обособлены друг от друга и почти не имеют общения, по сравнению с русскими посещают храм только в большие праздники.

Сешанный приход села Уча Нижняя (53% - православные вотяки, 27% крещенные и отпавшие татары, 20 % - русские) состоял из села и пяти деревень. Этот приход выделился из смешанного прихода Урясь -Учи, и, по-видимому, по территориальным размерам был маленьким. Деревянная церковь во имя Казанской Божий Матери была построена на возвышенном месте против средней улицы к югу от села в 1898 году по проекту епархиального архитектора Н.Ф. Малиновского на благотворительные средства, назначенные Духовной Консисторией. До постройки церкви близ села возвышался только минарет татарской мечети в соседней деревне Верхний Ошлан. Службы здесь велись на русском и вотском языках. Близ села сохранялись киремети, которые у вотяков назывались «лудами» и представляли собой группы вековых деревьев на более или менее возвышенном месте - «языческий культ и связанные с ним жертвоприношения сохранили этих великанов (деревья) от гибели». Эти деревья не трогали не только вотяки-язычники, но и вотяки-христиане, опасаясь навлечь на себя гнев божеств, карающих людей за непочтительное отношение к святым местам. Священных лудов в приходе было четыре: «Эшембай луд» (луд Эшембая, некрещенного вотяка), «Онися луд» (луд Анисьи), «Олексей луд» (луд Алексея) и «Пор луд» (луд черемисина). В приходе были небольшие полевые часовни.

Натурные обследования архитектуры и современного состояния православных приходов Казанской епархии

Исследование архитектуры православного прихода только по историческим описаниям и архивным документам было бы несколько неполным, поскольку возникает вопрос о том, насколько сохранилась архитектурно-градостроительная структура прихода и в каком состоянии находятся ее составляющие архитектурно-градостроительные элементы. В данной работе не возможно было бы обойтись без практической стороны исследования - натурного изучения архитектуры православного прихода. Это нужно было сделать для того, чтобы в первую очередь проверить гипотезу исследования. Во-вторых, было интересно посмотреть - в каком же состоянии находятся сегодня памятники церковной архитектуры. Ну и конечно, хотелось не только прикоснуться своими руками к «старине» и почувствовать, как говориться, «дух» намоленного места, но и по возможности, обнаружить что-нибудь интересное, например, не выявленный памятник церковно-приходской архитектуры. Для натурного изучения приходских памятников и архитектурно-градостроительной структуры православного прихода, автором с коллективом единомышленников, студентов старших курсов Архитетектурного факультета КГАСА Смирновой О.В., Мардановым Д.М., был предпринят ряд экспедиций в села Республики Татарстан.

Цель проведенной экспедиции - историко-архитектурное обследование сохранившихся памятников церковно-приходской архитектуры, с выявлением ее современного состояния, а также новых памятников. Задачами экспедиции стали натурное исследование памятников церковно-приходской архитектуры, их фотофиксация и предварительные обмеры, а также выявление новых данных, связанных как с самой приходской церковью, так и с другими объектами приходской архитектуры.

Маршруты экспедиций выбирались по двум критериям: 1) возможность однодневной поездки, т.е. доступность объекта пригородным транспортом; 2) архитектурная ценность памятника - в первую очередь исследовались старинные и деревянные памятники церковного зодчества, менее ценные в этом отношении исследовались попутно. Всего было совершено 11 поездок и посещено 16 населенных пунктов. Кроме этого, одна поездка была в г. Свияжск для исследования Троицкой деревянной церкви, которую многие авторы считают первым храмом на территории бывшей Казанской губернии/291,322/. Таким образом, экспедиции носили «челночный» характер и позволили за одну поездку обследовать от 1 до 3 памятников церковного зодчества.

Так как задача обследования православного прихода не ограничивалась обследованием только приходской церкви, была выработана следующая методика комплексного обследования по выявлению данных и о других архитектурных элементах прихода: Поисковая часть 1.1. Опрос жителей села и священнослужителей: - По вопросам истории приходской церкви; - По вопросам количества приходских селений; - По вопросам относительно других приходских построек; - Поиск картографического материала - старинных фотографий, рисунков. 1.2. Поиск часовен и обетных крестов - в самом селе; - в приходских деревнях; - на кладбищах. Архитектурная часть: II. 1 Архитектурное исследование и обмеры: - Первичные архитектурные обмеры памятников; - Проверка ориентации престольных построек; - Фиксация местоположения приходской церкви и других церковноприходских объектов в жилой застройке села; - Фиксация взаимосвязи приходской церкви с ландшафтом; - Фиксация современного состояния церковно-приходских построек. П.2 Фотофиксация. - Фотофиксация памятника в панораме села; - Фотофиксация экстерьера и интерьера памятника; - Фотофиксация архитектурных элементов памятника; - Фотофиксация других элементов приходской архитектуры часовенок, святых ключей, домов священнослужителей и других построек, если они были. Справедливости ради, нужно отметить, что временные ограничения однодневных поездок не всегда позволили отработать составленную методику по полной программе. Так, практически неисследованными оставались приходские деревни и кладбища, в некоторых случаях трудным, оказалось, произвести планировку села, некоторые объекты, в основном попутные, остались без архитектурных замеров, не всегда была проверена ориентация храмового здания. В одном случае, в селе Люткиной, не удалось провести опрос жителей. Тем не менее, все же экспедиции в большинстве случаев оказались успешными, по многим из приходов были получены новые данные, был выявлен ряд незафиксированных архитектурных объектов, некоторые из которых в полной мере могут называться памятниками церковной архитектуры.

20.07.1998г. Первая пробная экспедиция в село Богородское Пестречинского района (Табл.17). Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (1883-1888гг.). Древняя деревянная церковь (не сохранилась), святой источник.

Не прочтя внимательно книгу Н. Сорокина про древнюю деревянную церковь (1700 г.) в селе Богородском /313/, решила ехать в это село с мыслью, что новичкам везет, вдруг эта церковь до сих пор сохранилась. Село Богородское находится в 32 км от Казани, под названием «Сафаров починок» известно с XVI века и возможно, существовало до покорения Казанского Ханства. Упоминание о деревянной церкви Успения Пречистыя Богородицы впервые встречается в описи 1603 года /313/. Церковь вместе с монастырскими строениями, монастырским двором, мельницей и пашнями, на которых работали «крестьяне Богородского села, да Енгильдеевского, да Некрасовского починка, да деревни починка

Современное состояние и тенденции развития современных православных приходов Казанской Епархии

В сложившихся условиях роль архитекторов-историков и архитекторов-реставраторов должна сосредоточиться в большей мере на выявлении архитектурно-градостроительной структуры православного прихода, ее фиксации, изучения, оценки, приспосабливания сохранившихся и проектируемых объектов приходской архитектуры к новым реалиям церковно-приходской жизни, которые могут отразится в паспорте православного прихода.

Автор предлагает концепцию такого паспорта, который мог бы стать дополнительным инструментом предпроектного исследования и мониторинга православного прихода Казанской епархии. Паспорт может состоять из следующих разделов:

Раздел по истории православного прихода. Сюда могут войти все данные, документы и гипотезы о времени возникновении прихода, при каких условиях был открыт приход и на чьи средства были построены приходские постройки, сведения о приходских поселениях, прихожанах, причтах, приходских праздниках и крестных ходах, сведения и ссылки на исторические события и выдающихся прихожанах, сведения об экономическом состоянии и о социально-национальном составе прихожан, об обычаях и нравах, и многое другое, что может раскрыть культуру данного православного прихода. - Раздел историко-архитектурного развития прихода может включать данные о его архитектурно-градостроительной структуре и элементах, их описания, периоды развития. Раздел может содержать сведения, перечисления историко-архивных документов, архивные чертежи церковно-приходских построек и их аналогов, иконографических материал. -Раздел современного состояния православного прихода должен включать, фиксацию сохранившихся элементов, их архитектурные описания и обмеры, оценку состоянию сохранности, фотодокументацию современного состояния. В этот раздел могут войти рекомендации по сохранению и использованию церковно-приходских построек, графические и письменные документы по реализованным и нереализованным проектам новых построек, их реставрации и реконструкции, архитектурно-градостроительные программы развития прихода и т.д.

Узкая выборка (по приказанским территориям) обследуемых объектов по разработанной автором специальной методике позволила выявить, что почти в каждом приходе кроме приходской церкви были сохранившиеся в той или иной степени и другие архитектурно-приходские постройки и элементы: часовни, столбы- часовни, архитектурно-ландшафтные комплексы, церковно-хозяйственные комплексы. Некоторые из выявленных сохранившихся объектов церковно-приходской архитектуры, в том числе и одна приходская церковь, не были опубликованы и не вошли в свод памятников. В диссертации даны их архитектурные описания.

Натурным обследованием установлено, что большинство сельских приходских памятников остаются в полуразрушенном состоянии и продолжают погибать, восстанавливаемые храмы зачастую остаются не в лучшем состоянии и, как правило, не имеют достаточного финансирования. Очень небольшое количество приходских церквей восстановлено в полной мере, и то это, как правило, казанские церкви те сельские, которые в советские годы закрывались на непродолжительный период. Из них нет ни одной восстановленной «в прежнем» виде. В сельских приходах зачастую церкви восстанавливаются силами священника и прихожан, и очень редко прибегают к помощи специалистов-реставраторов.

На основании архивных и библиографических и натурных исследований автором была составлена обобщающая усредненная архитектурно-градостроительная модель православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX веков в виде реконструкции архитектурно-градостроительной структуры православного прихода, характерного для Казанско-Вятской морфологической зоны Казанской епархии, для прихода с русским или смешанным национальным составом.

Модель представляет собой архитектурно-градостроительную систему, состоящую из нескольких поселений — приходского села и двух-трех приходских деревень, церковно-приходских построек, архитектурно-ландшафтных и мемориальных элементов прихода, включенных в эту систему поселений. Ядром системы православного прихода становится село с приходской церковью и церковно-хозяйственным комплексом (с оградой с вратами, часовней, сторожкой и др.), на периферии, в приходских деревнях, располагаются престольные и беспрестольные культовые постройки, в природно-ландшафтной и в природно-производственной (поля) среде располагаются культовые постройки, архитектурно-ландшафтные и архитектурно-мемориальные комплексы.

Эта теоретическая модель в частных случаях могла быть разнообразной по типологическому составу приходских построек, могла меняться во времени, могла включать культовые элементы других конфессий, которые располагались на ее территории. На основе этой модели были разработаны ее модификации - «минимальная» и «максимальная».

Натурное обследование современных православных приходов г. Казани и приказанских сел выявило следующие тенденции развития: приходские церкви восстанавливаются силами прихожан, и в первую очередь, силами священнослужителей, влияние архитекторов-специалистов и реставраторов на развитие приходской архитектуры минимально, приход нуждается в новых функциональных помещениях -административных, хозяйственных, санитарных и т.д.

Похожие диссертации на Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков