Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Суслова Елена Сергеевна

Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе
<
Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суслова Елена Сергеевна. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Москва, 2004 152 c. РГБ ОД, 61:04-9/630

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности возрождения ислама и православия на Северном Кавказе 13-46

Глава 2. Религиозный фактор в этнополитических конфликтах на Северном Кавказе . 47- 82

Глава 3. Религиозно-политический экстремизм как угроза национальной безопасности на Северном Кавказе 83-123

Заключение 124-133

Библиографический аппарат 134-144

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Северный Кавказ является одним из наиболее сложных регионов Российской Федерации. Полиэтничность, поликонфессиональность, перенаселенность, недостаток рабочих мест, проблемы репрессированных народов в условиях искусственно установленных и неоднократно изменяемых границ - все это создает конфликтогенную ситуацию в регионе.

В настоящее время на Кавказе наблюдается усиление влияния религиозного фактора на этнополитические процессы. Чаще всего религиозный компонент используется политическими элитами конфликтующих сторон в качестве объединяющей символики или мобилизующей силы.

В связи с возрастанием роли религиозного фактора на Северном Кавказе неизбежно встает вопрос о том, насколько значимы для этого региона межконфессиональные противоречия, и можно ли в этой связи хотя бы косвенно рассматривать российскую политику здесь в русле так называемого межцивилизационного противостояния.

Современная ситуация на Северном Кавказе выявила силу воздействия этнополитического и конфессионального факторов на развитие общества, подтвердила их способность нагнетать напряженность в обществе и выступить детонатором социального конфликта на Северном Кавказе.

25.07.02 принят и начал действовать Федеральный Закон «о противодействии экстремистской деятельности», немало места в этом законе уделено религиозному экстремизму. Но проблема противодействия экстремизму, недопущения террористических актов, создания в стране общественного спокойствия, не решена.

4 Действительно, и в настоящее время Северный Кавказ является одним из самых уязвимых сегментов российского геополитического пространства. Различные исламские центры, многочисленные фонды, спецслужбы ряда государств (Саудовская Аравия, Турция, Иордания, Пакистан и др.) проявляют повышенную активность на Северном Кавказе, поддерживая, прежде всего, исламские движения радикально-экстремистской направленности'.

В современных конфликтах, принимающих окраску межэтнических, тесно переплелись социальные, политические, экономические, этнические и религиозные причины; конфликты в чистом виде, где присутствовала бы только одна из них, редки.

Как показывает практика, при нерешаемости проблем в затяжных социальных и этнических конфликтах на первые роли выходит религия, углубляя конфликты и переводя их в практически неразрешимые.

Особенно актуальным для общественной и политической жизни в наше время и в нашей стране является то, насколько важна для человека как индивида и как члена социума его принадлежность к какой-либо конфессиональной культуре, поскольку это оказывает большое воздействие на его политическое поведение и социализацию.

Сегодня перед Россией стоит задача сохранения территориальной целостности в условиях нарастающего национал-экстремизма, сепаратизма и религиозного фанатизма, нередко инспирируемых извне.

Актуальность и нерешенность проблемы каждый раз подчеркивают непрекращающиеся террористические акты, в которых по разным обстоятельствам присутствуют религиозные мотивы или атрибуты.

Последствием глубокого социального кризиса, отмечено в Концепции национальной безопасности РФ, стала нынешняя ситуация на Северном Кавказе. «Нарушение этнической и конфессиональной структуры,

1 См.: Мухаметшин Ф.М. Мусульмане России: Судьбы, перспективы, надежды.-М.2001 .-С. 113.

5 привычного уклада жизни на Кавказе является угрозой национальной безопасности России и ведет к деформации общественных отношений»1.

Общенациональные интересы многообразны. Они существуют в разных сферах общества - экономической, политической, социальной, духовной, международной и других. Исходя из этого, можно выделить в качестве неотъемлемых составляющих национальной безопасности, наряду с экономической, внутриполитической, социальной, информационной, международной, военной, экологической и религиозную безопасность. В самом общем виде, она представляет безопасность от угроз и защиту общенациональных интересов в духовной сфере. В условиях дифференцированной этнокультурной среды обеспечение религиозной безопасности предполагает учет интересов различных национально-этнических общностей и групп, формирование гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений.

Проявления религиозного экстремизма возможны в каждой мировой и не мировой конфессии. Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации обусловлены также экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, и не в последнюю очередь это касается Северного Кавказа.

Проблема современной ситуации состоит в том, что терроризм уже давно вышел за рамки чеченского кризиса и все более явственно приобретает религиозный оттенок.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросы, связанные с конфессиональными отношениями на Северном Кавказе, давно привлекают внимание отечественных и зарубежных ученых.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300, в новой редакции - Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24.

Трудами многих из них автор пользовался в процессе работы над диссертацией.

Отечественная библиография советского периода по выбранной теме отличается политизированностью. Большинство заметных работ на эту тему, опубликованных в издательстве «Политиздат», носит откровенно атеистический характер. Но, несмотря на это, заслуживают внимание работы Медведко Л.И и Германовича А.В. , Н.В.Жданова и А.А.Игнатенко . Заметно выделяются также фундаментальные работы этого периода изданий Академии Наук СССР и ее институтов. Это книги А.М.Васильева3, А.В.Журавского4, М.Т.Степанянца5. Заслуживает также внимания фундаментальный труд по истории Дагестана, изданный в Москве в 1968 году6, в котором немало места уделено истории ислама в республике.

Из современных работ по изучению религий на Кавказе автор в процессе подготовки диссертации пользовался трудами А.В.Малашенко7, Р.Г.Абдулатипова8, Л.А.Баширова9, Ф.М.Мухаметшина10, сборником «Мусульмане изменяющейся России» в которых отражены основные тенденции возрождения религий, и прежде всего ислама, на Северном Кавказе. Многие вопросы современного религиоведения, исламоведения на Северном Кавказе рассмотрены в работах местных авторов — В.Акаева, В.Авксентьева, Г.Денисовой, И.Добаева, А.Ярлыкапова.

Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха...Политизация ислама и исламизация политики.-М.:Политиздат.-1988.-254 с. г Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века., М.: Политиздат, 1989., 349 с.

3 Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818).-
М.:Наука.-1967,-263с.

4 Журавский А.В. Христианство и ислам: социо-культурные проблемы диалога./АН СССР, Ин-т
востоковедения.-М.:Наука, 1990.-126с.

5 Степанянц M.T. Мусульманские концепции в философии и политике (Х1Х-ХХвв.).-М.:Наука.-1982.-248с.

6 История Дагестана, 1-4 ТТ.-М.-1968.

7 Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001. -
180 с; Малашенко А.Исламское возрождение в современной России/Моск.Центр Карнеги.-М.-1998.

* Напр. Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства.-М.-1995; Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века.-М.-1996.

9 Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России.-М.-2000-100с; Баширов Л.А.,
Трофимчук Н.А. Ислам и этнополитические конфликты в современной России (Статья)// Религия и
культура. М.-2000.-225с; Врублевский Г.А., Баширов Л.А. Государство и религиозные организации в
регионах традиционного распространения ислама//Государство и религия в Дагестане. Информационно-
аналитический бюллетень №2(5) 2003-Махачкала.-2003.-160с.

10 Ф.М.Мухаметшин. Мусульмане России: Судьбы, перспективы, надежды.- М.-2001.
" Мусульмане изменяющейся России.-М: Из-во Росспэн.-2002.

В последние годы в Дагестане издано много книг, посвященных религиозному экстремизму, авторами которых являются М.-Н.Османов и А.С.Гаджиев, Курбанов М.Р., Арухов З.С. и другие '.

Все указанные авторы сходятся на том, что с конца 80-х годов на Северном Кавказе, как и во всей России, идут процессы возрождения религий. И ислам, как и предполагали авторы многих зарубежных концепций, испытывает этот подъем наиболее остро. Анализ зарубежных концепций развития ислама на территории СССР в XXI веке представлен в книге Г.Р.Балтановой2.

Большую роль при написании диссертации сыграли труды В.А.Тишкова, Л.Л.Хоперской, посвященные проблемам этничности и межэтнических отношений, Л.М.Дробижевой, посвященные этносоциологии. Во всех этих работах рассматривается фактор межконфессиональных отношений и отмечается его существенное влияние на события в регионе.

Проблема ислама исследуется и в работах по геополитике: Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М. - 1996.; Тихонравов Ю.В. Геополитика.-М.-1998.; Маккиндер Д. Географическая ось истории //Полис-1995.-№4. Все эти авторы немало внимания уделили этнополитическим и межнациональным конфликтам. Косвенно затрагиваются и религиозные конфликты. Однако специальных работ, а тем более и монографий, посвященных влиянию религии на этнополитические конфликты, нет. Хотя имеющая место радикализация религий сама по себе служит конфликтогенным фактором.

Важность религиозных идей для проблем безопасности страны и Северного Кавказа отмечена в работе Ю.Кутахова и Р.Явчуновской

Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №2(5) 2003.-Махачкала.-2003.-160с.;Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе.-Махачкала.-2002-255с; Курбанов М.Р., Курбанова Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность.-Махачкала.-2001.-269с; Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества.-Махачкала.-2002.-279с, Османов М.Н. Ликбез//Газета «Молодежь Дагестана» 18.02.2000.№7-с.4. 2 Балтанова Г.Р. Ислам в СССР Анализ зарубежных концепций.-Казань: Изд-во Казан.унивта.-1991.-146с

8 «Человек. Полиэтнический мир. Безопасность.»1. Многие аспекты проблем духовной безопасности личности и региона рассмотрены в работах О.В.Кантицкого2 и Д.Б.Малышевой3, С.Г.Кара-Мурзы4, Д.А.Нечитайло5.

Психологические проблемы религиозного терроризма нашли отражение в работе А.Малашенко6, а также в статье С.Мелькова в приложении к «Независимой газете» - «НГ-Религии»7. Автор пользовался также работами по социологии религии, опубликованными в журнале СОЦИС8, результатами исследований этноконфликтологической лаборатории РАН при Ставропольском государственном университете, опубликованными в специальных сборниках9.

Острота изучаемого вопроса заставляет многих серьезных авторов обращаться к данной теме. В статье Бассама Тиби «Политизация религии»10 затрагивается проблема смены традиционного понимания политики безопасности с доминирующей военной составляющей. В.Н.Калинин, юрисконсульт Московской патриархии, выступил со статьей «Религия и безопасность (религиозный экстремизм)»11, в которой еще раз поставил вопрос: «Представляет ли угрозу религиозная деятельность личной, общественной или государственной безопасности»? Затронута эта проблема

1 Кутахов Ю., Явчуновская Р. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. - Санкт-Петербург:Изд-во
Разумовой Н.А.-1998.-404С.

2 Кантицкий О.В. Психологические особенности дезадаптации личности в неблагоприятных социальных
условиях.//Информационный сборник «Безопасность»,№11-12, ноябрь-декабрь 1999 г. С. 168-172.

Малышева Д.Б. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты .//Мировая экономика и международные отношения.-2001 .-№2, С.30-39.

4 Кара-Мурза СТ. Манипуляция сознанием.-М.:Алгоритм.-2004.- 528 с.

5 Нечитайло Д.А Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук. -

М.:Институт Востоковедения РАН.- 2003.

6 Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001. -
180 с.

7 2Мельков С. Война, мир и борьба с терроризмом.//НГ-Религии.-16.01.2000.

* Иванова Л.О. Религия и права человека.//Социологические исследования.-1998.-№6; Рязанцев СВ. Этнические мигранты на Ставрополье.//СОЦИС.-2000.-№7.; Фридланд Р. Когда в истории появляется Бог. Институциональная политика религиозного национализма.// СОЦИС.-2000.-№4.

9 Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа и неконфликтных этнических отношений в
северокавказском регионеУ/Этнические проблемы современности. Вып.5.-Ставрополь.-1999.; Сеитов И.Т.,
Сеитов Р.И. Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен.// Этнические проблемы
современности. Вып. 6.-Ставрополь.-2000.

10 Международная политика.-2000.-№2.

" Право и безопасность.-2002-декабрь №4(5).

и на научно-практической конференции «Проблемы региональной безопасности и регионального экономического развития в условиях дифференцированной этнокультурной среды», проходившей в Ростове в 2000 году. И мысли, и рассуждения всех авторов, безусловно, ценны, но эта тема давно требует большого монографического исследования.

Среди периодических изданий, публикующих работы по кавказской тематике, следует отметить, кроме упомянутых выше «НГ-Религии» и журнала «СОЦИС», саму «Независимую газету», журналы «Полис», «Мировая экономика и международные отношения».

Региональные научные сборники также много внимания уделяют проблемам религии на Северном Кавказе - это «Известия вузов. Северо-Кавказский регион» и «Научная мысль Кавказа». В первую очередь, эти издания интересны тем, что публикуют работы местных ученых, которые живут непосредственно в регионе и напрямую сталкиваются с изучаемыми проблемами.

Внимание автора привлекли также работы религиозных лидеров как православия , так и ислама . Расценивая эти работы как источники, автор учел их конфессиональную направленность. Автор изучил работу М.Тагаева, ставшую настольной книгой для религиозных экстремистов России3, и с некоторыми из ваххабитских листовок, получившими распространение в Дагестане и Ставропольском крае (приложения № 2-3), и воспользовался материалами, любезно предоставленными Ставропольской и Владикавказской епархией.

Автор использовал в своей работе Интернет-издания «Мир религий», «Русский журнал», «Восточная политика»; сайты «Кавказский узел», , официальные сайты Республики Дагестан и Чеченской Республики. Имеет свой сайт в Интернете и религиозное издательство

Митрополит Гедеон. Миротворческие инициативы на Северном Кавказе.-Ставрополь.-1999.

2 Ахтаев А. Как выбить почву из под ног экстремизма?//3намя Ислама.-1997.-№2.

3 Тагаев М. Наша борьба, или Повстанческая армия имама.-Киев.-1997.

10 «Бадр» (http: . издающее литературу «ваххабитского толка».

Объект исследования - религии в современной общественно-политической жизни на Северном Кавказе.

Предмет исследования -влияние религий на национальную безопасность на Северном Кавказе.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования-выявить степень и характер влияния процессов возрождения религий на национальную безопасность на Северном Кавказе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

исследовать основные особенности возрождения религий на Северном Кавказе;

выявить причины возникновения региональных

этноконфессиональных конфликтов;

рассмотреть характер влияния религиозных организаций на политическую обстановку в регионе;

изучить взаимосвязь религии и этнополитических конфликтов;

определить степень влияния экстремизма на религиозной основе на национальную безопасность.

Теоретико-методологические основы диссертации составляют общефилософские принципы и методы исследования: принципы системного подхода, всесторонности, историзма, конкретности. При написании диссертации автор руководствовался также методами современной социологии и социальной психологии; сравнительного исследования и социального прогнозирования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем предпринят философско-социологический анализ проблем религии в контексте национальной безопасности на Северном Кавказе, а именно:

показано наличие связи между процессом возрождений религий в сложных социально-экономических и этнополитических условиях Северного Кавказа и появлением радикальных религиозно-политических движений (главным образом исламских), которые становятся угрозой национальной безопасности России;

выяснено, что в затяжных этнополитических конфликтах активизируется процесс негативной политизации религии, который в свою очередь углубляет все противоречия в социуме;

доказано, что в радикальном исламском фундаментализме политика превалирует над догматикой;

показано, что идеология радикального исламского фундаментализма на Северном Кавказе, направленная против светского государства, -V становится проблемой национальной безопасности для всей страны;

обоснована мысль о том, что насилие, как метод распространения своей идеологии, не является особенностью только радикального исламского фундаментализма;

доказано, что отсутствие четкой национальной и религиозной политики негативно влияет на процесс возрождения религий;

выявлена закономерность: сепаратизм и экстремизм на религиозной основе - взаимосвязанные социальные явления;

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для противодействия религиозно-политическому экстремизму, а также в практической деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления.

Апробация работы. Некоторые проблемы данного исследования опубликованы в научных сборниках Северо-Кавказского государственного технического университета (в сериях «Гуманитарные науки», Экономика»), в

12 сборнике «Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом» («1, 1999), издаваемом в РАГСе.

Автором прочитан ряд лекций по теме диссертации на курсах повышения квалификации для глав сельских администраций Ставропольского края.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В приложениях помещены некоторые документы, собранные автором в ходе работы над диссертацией. Эти документы хорошо иллюстрируют процессы, ставшие предметом изучения в данном исследовании.

Особенности возрождения ислама и православия на Северном Кавказе

Северокавказский регион - не только сложное в этническом плане, но и крайне неоднородное в религиозном отношении образование. Несмотря на высокую степень этнорелигиозной пестроты, здесь доминируют две основные религии - христианство и ислам. На Северном Кавказе компактно проживают представители более 40 этнических общностей, которые имеют давние исторические связи между собой и с остальной частью России и сохраняют свою культурную отличительность.

Относительно длительный период сохранения баланса культур на Северном Кавказе, их взаимное прорастание предотвращали культурно-политическую конфронтацию, несмотря на трагические страницы истории: подавление элементов традиционных культур (борьба с пережитками), гонения на религию, репрессии и депортация некоторых северокавказских народов в годы Великой Отечественной войны.

Кризис интегрирующей и унифицирующей социалистической идеологии, обвальный распад СССР привели к кризису самоидентификации народов Северного Кавказа, стремлению этнонаций к суверенизации, обретению реальной государственности. В настоящее время происходит процесс национального и религиозного возрождения народов Северного Кавказа.

С началом демократических преобразований, осуществляемых в нашей стране, значительно изменились роль и место религиозных объединений в общественной жизни, возросла их социальная активность, расширились масштабы практической деятельности. Исторически усиление роли религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, духовными кризисами как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентации. Именно такой период в своем развитии переживает сейчас российское общество. Эта ситуация рождает спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям.1

Начало возрождения религий на Северном Кавказе связано с «перестройкой», а в постсоветский период оно приобретает все более бурный характер.

Устоявшееся мнение о том, что либерализация религиозной жизни наступила с первых же лет перестройки, верно в какой-то степени лишь в отношении православия. В отношении ислама КПСС сохраняла крайне жесткую позицию. 18 августа 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об усилении борьбы с влиянием ислама», которое так и не было отменено вплоть до прекращения существования самой партии. Это было связано с усилившимся в 80-х годах проникновением из-за рубежа фундаменталистской идеологии, появлением независимых проповедников, расширением активности нелегальных мечетей. Именно тогда в городах появились книги религиозного содержания, излагавшие богословские и политические позиции, отличные от официального «советского ислама».

В условиях либерализации государственно-церковных отношений в стране активизируется процесс возрождения ислама. Исламское возрождение поначалу отставало от православного, что можно объяснить, во-первых, общей инертностью советской провинции, а во-вторых, естественной боязливостью местных властей, всегда опасавшихся непредсказуемости Центра и боявшихся потерять свои кресла. Кроме того, на самом Северном Кавказе у мусульман не было соответствующих влиятельных духовных структур и лидеров, которые смогли бы взять на себя инициативу и приступить к решению конкретных задач возрождения религии.

Прекращение тотального контроля над религией со стороны государства, наступившее только в начале 90-х годов, значительно облегчило ведение миссионерской деятельности. Основная масса тех, кто называл себя мусульманами, имела лишь самые общие и не всегда верные представления о своей религии. Такая ситуация сохраняется в России до сегодняшнего дня. Несмотря на то, что растет количество мечетей, мектебов и медресе, уровень исламской грамотности населения все еще низок. Полная религиозная неграмотность населения, отсутствие представлений о различных толках, существующих в рамках суннитских направлений ислама, идеализированные представления об исламе, как о единой религии, не разделенной на различные направления и толки, привели на первых порах к серьезному численному росту рядов реформаторски настроенных мусульманских общин, призывавших вернуться к «чистому» исламу1.

Российский ислам, в том числе и на Северном Кавказе, к моменту перестройки был ослаблен и в условиях начавшихся возрожденческих процессов оказался не готов осознанно сопротивляться зарубежному влиянию. Ислам на Северном Кавказе — это один из факторов, формирующих местную идентичность, воздействующих на мировоззрение индивида, этнического социума. Признание этого позволяет говорить о северокавказской идентичности и об общем влиянии на нее ислама.

Следствием происходящих на Северном Кавказе процессов стало распространение и укрепление новых для России религиозно-политических движений исламского фундаментализма и ваххабизма. За последние годы было сформировано большое количество религиозных организаций российских мусульман. Следует отметить, что большинство созданных религиозных объединений возглавили молодые кадры мусульманского духовенства, не имеющие достаточного жизненного опыта и слабо подготовленные в профессиональном плане. В условиях несовершенства законодательной базы о свободе совести и отсутствия должного внимания со стороны государства к деятельности мусульманских религиозных объединений, многие из них попали под влияние зарубежных исламских организаций. Активность последних была прежде всего направлена на тотальную исламизацию местного населения, поощрение сепаратизма, создание условий для подключения северокавказских республик к системе отношений в рамках исламского мира.

Новые для России религиозные движения осложнили религиозно-политическую обстановку в стране, вступив в противоречие с традиционным для местных мусульман исламом.

Сторонники радикального ислама, каковым является ваххабизм, находятся в оппозиции к местным органам власти, активно выступают против обычаев и норм традиционного ислама.

«Активное возрождение на Северном Кавказе традиционных социальных институтов свидетельствует о тяготении северокавказских структур к прошлому... Все возрождающиеся обычаи, традиции, праздники имеют, как правило, религиозный характер, определяемый синтезом православия или мусульманства с местными верованиями»1. Однако на этом фоне ислам все-таки выделяется хотя бы в силу своей большей социальной и политической ангажированности.

Религиозный фактор в этнополитических конфликтах на Северном Кавказе

Предпосылки таких конфликтов имеются практически в любом регионе с полиэтничным составом населения, где в силу различных причин отношения между этносами и конфессиями отличаются достаточно высоким уровнем напряженности. Северный Кавказ является одним из регионов, где конфессиональное многообразие тесно сопряжено с этническим. В поликонфессиональном обществе неизбежно встает проблема межвероисповедных отношений. На Северном Кавказе она в значительной мере приобретает этноконфессиональную окраску. На протяжении многих лет десятки народов, населяющих территорию Северного Кавказа, были связаны с определенными религиями. Их национальная культура, традиции, менталитет испытали на себе влияние этих религий. Во многом под воздействием конкретной религии формировался и национальный характер того или иного народа. В свою очередь, соответствующие религии вобрали в себя некоторые элементы национального своеобразия исповедующих их народов. Религиозные течения на Северном Кавказе подверглись известной этнизации. Тем не менее, вопрос о соотношении конфессионального и этнического моментов в этнокультурной традиции на Северном Кавказе в определенных ситуациях не только представляет интерес, но и имеет политическую подоплеку.

Взрыв этничности - не удел России и других постсоветских государств, а одна из ведущих тенденций общемирового процесса, практически проявившаяся в большинстве стран. Этническая мобилизация развивается в условиях глобализации как ответ на условия, угрожающие самосохранению этносов, чтобы не допустить растворения в универсальном политико-правовом и культурном пространствах, когда эволюционный тип развития ведет к утрате этнической идентичности.1

Религия на Северном Кавказе характеризует национальную культуру. С начала 90-х годов наблюдается рост национального самосознания, одновременно наблюдается и усиление религиозности населения. В этих условиях происходит отчетливый рост национального радикализма. Он приводит к углублению различий, усилению противоречий этносов Северного Кавказа и противостоянию этнополитических элит.

Конфликт - это столкновение несовместимых целей, интересов, идей, которое может принимать форму силового противостояния. Политический конфликт — это всегда борьба за власть, т.е. за реальную способность определенного социального слоя, религиозной или этнической общности навязывать свою волю другим при помощи специального аппарата принуждения - государства. Поиск новых форм национальной самоорганизации обострил межэтнические и межрелигиозные отношения, сделал их наиболее конфликтогенным фактором.

Наличие межконфессиональных противоречий и их взаимосвязь с противоречиями межнациональными - существенные факторы, определяющие религиозную ситуацию на Северном Кавказе.

Общими особенностями этнических и конфессиональных конфликтов являются : «взрывной» характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом - геноцид, создание концлагерей, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции и т.п.3

Как правило, национальные (этнические) и религиозные чувства и представления тесно связаны между собой. И не столько отдельно взятые, сколько взаимосвязанные, они оказывают сильное влияние на общественное сознание. Именно поэтому историческую связь этнического и религиозного, симпатии к единоверцам и этнически родственным группам используют в своих интересах лидеры конфессиональных и национальных движений1.

В результате в общественном сознании укоренились представления о той или иной конфессии как о неотъемлемой части национальной культуры , как о национальной религии. Для русского этноса такой религией стало православие. Для аварцев, чеченцев, даргинцев, карачаевцев и других народов Северного Кавказа - ислам. Для калмыков - буддизм. Для армян -армянская апостольская церковь. Неудивительно, что межконфессиональные отношения оказывают заметное влияние на межнациональные. Поэтому можно говорить о сложившейся здесь единой социально-политической, а также этнокультурной и конфессионально-культурной системе — крайне сложной и многоуровневой, где одни элементы могут удачно и эффективно дополнить другие. Вместе с тем легко вбить клин между ними, разобщить, противопоставить друг другу.

Показательно и то, что участвующие в конфликте этнические стороны, даже при очень высокой интенсивности борьбы за власть и ресурсы, решаются открыто продекларировать этнический или религиозный характер конфликта и применить массированное насилие только при определенных условиях: -если в регионе по каким-то причинам дискредитирована стабилизирующая роль государства, резко нарушен общий режим устойчивого развития и возникла ситуация геополитического вакуума; -если хотя бы одному из субъектов конфликта удается получить реальную помощь и заручиться «гарантиями» относительно реализации своих этнических амбиций со стороны достаточно влиятельных политических сил извне1.

Антиисламская истерия, поднятая в последнее время в российских СМИ, негативно влияет не только на социально-психологическое самочувствие традиционно исламских народов, но и на их русских соседей, порождая этноконфессиональный дискомфорт, противоречия, конфликты. В российское общественное сознание целенаправленно внедряется исламофобия через известный пропагандистский прием - «смещение понятий». Когда понятия «ислам», «исламист», «мусульманин», «ваххабит» постоянно звучат в негативном контексте, связываются с такими понятиями, как «экстремист», «террорист», «бандит», «антироссийский»2.

Начнем с того, что религиозные отношения между народами - одни из многих форм и видов разнообразных отношений: экономических, политических, правовых, этических, культурных и др. Субъекты национальной деятельности и субъекты религиозной деятельности в большинстве случаев нетождественны, хотя их понятийные объемы пересекаются.

Сложное взаимодействие социально-экономических интересов между отдельными группами и слоями накладывается на этническую и субэтническую систему общества, внутри которого возрождаются религии, оживают традиционные этноконфессиональные структуры, отмечены проявления религиозного фанатизма (вплоть до сожжения заживо толпой в дагестанском г.Буйнакске в 1996 году супругов, перешедших из ислама в христианство). Больше всего проявлений мусульманского фанатизма наблюдается на северо-востоке Кавказа, где мусульмане составляют подавляющее большинство населения.

Большинство народов Северного Кавказа исповедуют одну религию, за исключением осетин, часть которых исповедуют ислам, часть — православие.

Наряду с ростом религиозной ориентированности массового сознания наблюдается достаточно высокая веротерпимость, особенно в конфессионально неоднородных республиках.

Еще в 1995 году (до террористического акта в г. Буденновске) религия не являлась значимым фактором, оказывающим влияние на этнополитическую ситуацию и межэтническую конкурентность, хотя существовала вероятность появления социально-психологических предпосылок к распространению фундаменталистских идей1.

Религиозно-политический экстремизм как угроза национальной безопасности на Северном Кавказе

Процесс развития современной социально-политической ситуации на Северном Кавказе подвержен воздействию целого ряда внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. К их числу, в частности, относится возрастающая политизация ислама.

Трансформация нейтрального, а временами позитивного для СССР, исламского фактора в «исламскую угрозу» произошла уже после распада СССР, и тому были следующие предпосылки: - появление вдоль границ России независимых мусульманских государств; - конфликты в так называемом исламо-христианском пограничье; - исламское возрождение, частью которого является радикализация и политизация ислама; восстановление связей российских мусульман с зарубежными единоверцами.

В целом появление радикалистских течений связано с общими процессами возрождения ислама накануне и после распада СССР, деидеологизацией общества, превращением мусульманских регионов Северного Кавказа в объекты стратегических интересов различных Западных и Восточных стран, в том числе и мусульманских.

Если пик возрождения ислама на Северном Кавказе пришелся на конец 80-х годов XX столетия, то процесс радикализации ислама прежде всего связан с образованием идейного вакуума на постсоветском пространстве и заполнением нетрадиционными формами духовности, часто граничащими с идейным и политическим экстремизмом.

На Северном Кавказе пропагандисты «истинного ислама» появились на рубеже 80-90-х годов в противовес другим, бытующим здесь формам мусульманской религии. Все это стало одной из причин неадекватного восприятия новой российской элитой политического ислама уже в постсоветские 90-е годы, когда возникли и обострились политические и этнополитические конфликты, в ходе которых противоборствующие стороны апеллировали к религии. Тогда же стало ясно, что ислам не просто сохранил свое влияние на общество на Северном Кавказе, в особенности в наиболее исламизированных восточных районах, но способен адаптироваться к общественно-политическим переменам.

«Вызовы и угрозы региональной и национальной безопасности на Северном Кавказе актуализировались в процессе глубокой этносоциентальной трансформации и разрушения социального порядка, одним из аспектов которого стало противоречивое взаимодействие этнической и религиозной мобилизации с демократическим транзитом.»1

Политизация ислама и вовлечение религиозного духовенства в политическую борьбу создают реальную угрозу возникновения межрелигиозных и внутриконфессиональных (внутриисламских) конфликтов, приводят к трансформации устоявшихся межнациональных отношений и проявлению крайних форм национализма и экстремизма.

Проблемам ваххабизма, радикализма, экстремизма, терроризма на Северном Кавказе посвящено довольно много научных публикаций. И все же в данном случае необходимо дать характеристику понятийному аппарату, которым пользуется автор.

При решении чисто практических проблем, связанных с природой религиозного экстремизма, терроризма, возникают трудности из-за отсутствия понятийного аппарата, пригодного для исследования этих социальных явлений. Объясняется это не только тем, что сегодня мало научных работ по данной проблеме, но и некоторой ограниченностью, односторонностью старых теорий экстремизма.

Многие авторы в одни и те же понятия вкладывают совершенно разные смыслы и потом оперируют ими.

Применительно к ситуации на Северном Кавказе чаще всего используется термин «ваххабизм», что в устах рассуждающих на эту тему политиков полностью тождественно фундаментализму и исламскому экстремизму. «Идеологизированный подход в 90-х годах однозначно возобладал над научным и даже оказывает воздействие на позиции некоторых ученых»1.

В России не так давно принят и начал действовать ФЗ от 25.07.02. «О противодействии экстремистской деятельности», К экстремистской деятельности закон относит насильственные противогосударственные действия, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни. К экстремизму отнесены и другие подобные противоправные проявления, а также публичные призывы к экстремизму, финансирование либо иное содействие в его осуществлении. Под действие закона попадают объединения любой вероисповедной принадлежности независимо от государственной регистрации.

Важный аспект данной проблемы и в том, что современный религиозный экстремизм имеет определенную этнополитическую и этноконфессиональную основу. Как отмечает В.С.Полосин, религиозный экстремизм - крайне расплывчатая категория. Если она имеет отношение к политике, тогда речь идет о политическом экстремизме, а не о религиозном. Если иметь в виду внутрирелигиозные процессы, то к ним термин «экстремизм» неприменим3. Поэтому, чтобы сразу было понятно, о чем пойдет речь, автор использует термин «религиозно-политический экстремизм». Под этим термином понимается использование различными радикальными религиозными группировками, ставящими своей целью захват политической власти, таких методов борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права. Таким образом, религиозно-политический экстремизм - это использование религиозного фактора (лозунга) для реализации политических интересов методами насилия, игнорирующими государственное и международное право. Религия в таком случае используется для идейного обоснования экстремистского движения и выступает как средство, объединяющее и организующее экстремистов.1 Наиболее распространенным методом, практикуемым религиозными и другими экстремистами, является вооруженный террор - подавление и устрашение противников вооруженными средствами, вплоть до физического уничтожения.

Как отметил дагестанский ученый Г.О. Османов, «важно обозначать разницу между ваххабизмом как экстремистским религиозно-политическим агрессивным течением и ваххабизмом как фундаменталистским учением, обращенным к первоосновам ислама» , т.е. такой ваххабизм всегда может найти общую основу с некоторыми приверженцами «традиционного ислама», которые «не прочь завладеть властью»3.

А.В. Малашенко также ассоциирует термин «фундаментализм» с арабским «саляф» - салафия. Суть салафийи состоит в отсечении от ислама чуждых ему появляющихся искажений и в постоянной борьбе против их носителей. Но салафиты в отличие от ваххабитов — ригористы в исламе, приверженцы реконструкции первоначального ислама, существовавшего во времена пророка, а само это время рассматривают как «золотой век ислама».

Здесь необходимо сделать уточнение: если идейной основой салафизма является протест части населения против плачевного состояния общества, то его конфессиональную мотивацию составляют привнесенные из-за рубежа жесткие трактовки единобожия, требования отказа от привычных тарикатистских форм северокавказского ислама.

Распространению фундаментализма способствовало и обострение социально-экономической и политической обстановки в Российской Федерации в целом и на Северном Кавказе, в частности, резкое расслоение людей по социальному и имущественному признаку; обнищание большинства трудящихся в результате подрыва отечественной экономики; рост преступности и др.

Похожие диссертации на Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе