Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпистемологические диспозитивы русской музыки Ройзен Екатерина Александровна

Эпистемологические диспозитивы русской музыки
<
Эпистемологические диспозитивы русской музыки Эпистемологические диспозитивы русской музыки Эпистемологические диспозитивы русской музыки Эпистемологические диспозитивы русской музыки Эпистемологические диспозитивы русской музыки
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ройзен Екатерина Александровна. Эпистемологические диспозитивы русской музыки : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Ройзен Екатерина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/448

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В эпистемологии, философско-методологической дисциплине, в которой исследуются знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие, важен не "гносеологический субъект", который осуществляет познание, но структура самого знания. В результате анализа такой структуры выстраивается модель эпистемы, то есть определенной организации пространства знания. При изучении такой организации, возникает вопрос о механизмах, которые определяют ее форму. Понятие диспозитив, использованное М. Фуко в "Истории сексуальности", является продуктивным ходом для анализа структуры знания. Однако, ввиду трактовки термина "диспозитив", в том числе и самим его автором, в определенном спектре смыслов, важно внести определенность, каким образом термин понимается в диссертационном исследовании. "Диспозитив" взят в максимальном приближении к его первоначальному лексическому значению как "диспозиция", конфигурация, расположение, порядок или механизм. Таким образом, в отношении к эпистеме, диспозитив является параметром, задающим ее границы и определяющим ее особенности или матрицей формирования определенного порядка знания. При этом речь идет не столько об отказе от определений, заданных Фуко, (он тоже опирался на прямые значения слова), сколько о возвращении к исходному значению этого понятия. В диссертации не акцентируется связь диспозитива с дискурсом власти, установленная в работах Фуко; стратегическая составляющая понятия показана только в разделе, посвященном русской музыкальной критике. При таком анализе истории знания, становятся различимыми, по крайней мере, две эпистемы, артикулируемые с точки зрения организации музыкальной структуры. Граница между этими эпистемами пролегает на рубеже XVI-XVII вв. В то же время существует некое стилистическое единство культурной сферы в ее синхроническом срезе, единство, обусловленное, в том числе, тем, что механизмы, управляющие знанием, действуют единым фронтом. Они не являются сугубо научными или бытовыми, но организуют всю систему действий человека в социуме.

Для изучения культуры применение понятия "диспозитив" является эффективным, поскольку именно оно выстраивает направляющие в системе координат знания, в рамках которой циркулируют и подвергаются интерпретации явления культуры. В этом случае эпистема становится "пространством", обладающим стилистическим единством, где в различных сферах присутствия человека действуют единые законы такой организации. Из чего следует возможность концептуального сопоставления областей культуры и быта по указанным направляющим - диспозитивам, и делает такое сопоставление обоснованным и продуктивным для аналитики культуры. В качестве сферы исследования выбрана была именно музыка, поскольку в указанном ракурсе она рассмотрению не подвергалась. Музыка представляет особенный интерес для обозначенной исследовательской позиции, поскольку определенные рамки и правила организации эпистем для невербальной сферы не так явлены, как, например, для научного или повседневного знания. В то же время, обладая элементами, сходными с элементами речи, (такими, как звуки и интонации), организация музыкальных структур дает возможность вербального анализа этой сферы. Музыка обладает "квази-вербальным" строением, но в то же время не всегда всецело определяется и подчиняется вербальным установкам. Применение выбранной стратегии исследования к музыке, благодаря тесной связи сфер музыкального и вербального, позволяет очертить рамки эпистемы, просматриваемые в особенностях музыкального языка и соотнести структуру музыкального пространства с рамками эпистемы, выстраиваемыми при анализе дискурса науки, искусства, повседневности. Таким образом,

сопоставление параметров эпистем, обнаруженных при исследовании музыкального пространства и изучении различных сфер жизни оказывается эффективным для изучения культуры в целом, а использование в философии культуры метода «археологии знания», т.е. реконструкции истории идей, углубляет понимание явлений культуры, позволяет объяснить причины и формы модификаций этих явлений в истории. Для современности актуальность поставленной проблемы заключается в расширении сферы эпистемологии областью невербального - музыкой. Анализ музыкальной сферы позволяет выделить диспозитивы, применимые ко всей области культуры в целом, что подтверждается сопоставлением с немузыкальными явлениями культуры. Эпистемологическими диспозитивами в музыке являются: структура музыкального знака; способ организации временного пространства; понятие ладового центра, выражающего пространственную ориентацию; соотношение слов и музыки; антропологический диспозитив (позиции автора, слушателя, исполнителя). Таким образом, эпистемологические диспозитивы в музыке являются отражением конфигурации эпистемы в целом, и анализ музыкального пространства интересен возможностью изучения культуры во всем ее многообразии.

Анализ исторически меняющихся диспозитивов художественной данности - это эффективный способ аналитики культуры и в синхроническом и в диахроническом рассмотрении. В синхроническом срезе такой анализ позволяет понять механизмы, управляющие структурой данной эпистемы, а значит, объяснить, почему именно такие культурные явления характерны для данной эпохи, почему определенные особенности художественной реальности выходят на первый план в определенный период истории культуры. В диахроническом плане посредством анализа диспозитивов определяется сущность изменений в структуре эпистемы, становятся объяснимыми мотивы выбора тех или иных художественных средств, аргументируема связь художественных явлений и повседневности. Если точные науки, такие как математика и физика, изучая музыку, имеют дело со вполне определенными физическими параметрами - будь то громкость звука или соотношение частот, то гуманитарное знание благодаря описанному подходу, работает со вполне конкретными формами в структуре произведений, исследование которых принадлежит компетенции исключительно гуманитарного исследования. Для анализа требуется такой принцип структуризации музыкального пространства, который, в отличие от традиционного, включал бы в себя антропологический диспозитив. Сущность его заключается в отведении значимого места позиции автора, исполнителя и слушателя, позиций, без которых музыка невозможна. Отсюда - необходимость говорить не столько о музыкальном произведении, сколько о музыкальной данности, музыкальном целом, музыкальном пространстве. Причем это музыкальное целое не является суммой структурных элементов, но представляет собой некий фокус отношений - пространства и времени, понимания человека, способа циркуляции знака - выраженных в звуковой форме. Диспозитив, таким образом, становится центральным понятием и принципом организации музыкальной структуры, анализируемым с точки зрения философии культуры. В таких направлениях знания, как музыковедение, история и теория музыки, разработано множество проблем и вопросов, собрано большое количество фактических данных. На основании этих данных с учетом всего контекста культуры, к которому они имеют отношение, в философии культуры и культурологии, могут быть выстроены очертания эпистемы, определяемые на основе анализа диспозитивов в музыке. Такой подход дает возможность вычленить единые формы организации различных сфер жизни, имеющих характер конститутивов в рамках данной эпохи; понять закономерности изменения этих форм в период смены эпистемологической структуры; провести сопоставление музыки с другими культурными явлениями и аргументировать сходство их характерных черт.

Степень разработанности проблемы.

Эпистемология уже в неклассической философии отделена от гносеологии и является отдельным направлением исследований. Роль М. Фуко в разработке этой темы - неоценима. "Эпистемология искусства" уже не является новым словосочетанием, вызывающим резкую критику - искусство признано формой постижения мира. В этом ключе выдержано фундаментальное исследование искусства Л. Бергер. Художественное познание мира есть основополагающая установка для построения эпистемологии искусства. В трудах известных мыслителей (IO. Лотман, Д. Лихачев, П. Флоренский, Е. Трубецкой и др.) искусство максимально приближено к жизни, отражает высшие духовные смыслы повседневного мира.

Исследованию структуры музыкальных произведений посвящено большое количество музыковедческих работ. Изучение позиций автора и слушателя - вопрос, интересный не только сфере эстетики (Т. Адорно, Г. Орлов, Бычков Ю.Н., Сохор А.Н.) и философии музыки (А. Шопенгауэр, Г.Ф. Гегель, А.Ф. Лосев, М.С. Каган), но и психологии восприятия (А.Л.Готсдинер, В.И.Петрушин, Е.В. Назайкинский).

Понимание искусства как особого способа познания мира начало оформляться уже в античной философии и являлось основополагающей идеей последующих философских направлений от Просвещения до символизма и в современной философии. В "Эстетике"

A. Баумгартена возникает разделение типов познания - логики и эстетики. И. Кант
утверждает, что в искусстве знание организации художественного пространства -
непередаваемо, невыразимо до конца в научных или обыденных терминах, а в той
степени, в которой выразимо - нецелесообразно. В "Эстетике" Г.Ф. Гегеля искусство есть
проявление идеала, возрожденная в творчестве гения природа. Искусство, согласно
Шопенгауэру, способно постичь мир гораздо глубже, нежели наука. Различение
дионисийского и аполлонического начал в искусстве - логичное развитие
шопенгауэровской установки, реализованное Ф. Ницше. Выражением внутренних
подсознательных влечений и желаний считал искусство 3. Фрейд. Отношение к искусству
как к "учебнику жизни" является характерной чертой русской философии (В. Одоевский,

B. Соловьев, Н. Чернышевский, П. Флоренский, С. Булгаков). А. Белый утверждает
приоритет творящего сознания над миром природы. 10. Лотман предлагает периодизацию
русской культуры, исходя из различия культурных кодов исторических эпох.
Д.С. Лихачев, изучая древнерусскую литературу, приблизился к выводам, выходящим за
рамки литературоведения, хотя и не формулировал свои идеи в рамках терминологии
эпистемологического знания. Юрганов реконструировал смену ценностных ориентиров в
России в XVII в. на примере анализа "Чуда о Соломонии бесноватой".

Понимание принципов, формирующих ту или иную систему художественных
решений, производилось на уровне философских абстракций, таких как образ,
впечатление, отражение. Вопросами прикладного характера, исследующими
непосредственно музыкальные произведения, занимались музыковеды. Были изучены
отдельные периоды истории искусства, творчество художников, детально исследованы
отдельные произведения. Список авторов в данной области чрезвычайно широк: В.
Холопова, Ю. Тюлин, Л. Бершадская, Н. Гуляницкая, Б. Асафьев, Л. Мазель,
В. Медушевский, Н. Парфснтьсв и др. Однако, обобщающих трудов,

концептуализирующих историю искусства в целом и музыки - в частности, не так много. Т. Ливанова показала связь музыки XVII века с литературой, театром и бытом, В. Мартынов представил искусство богослужебного пения как часть системы православной культуры. Л. Бергер ("Эпистемология искусства"), понимая музыку как средство познания, провела параллели между научными открытиями и музыкальными идеями, пропорциями, соотношениями.

Таким образом, несмотря на то, что отдельные вопросы философии культуры и эпистемологии, отдельные проблемы в искусствознании и истории искусства разработаны

достаточно хорошо, комплексного анализа музыкального пространства и структур, определяющих его конфигурацию, проведено не было. Понятие диспозитива в исследовании искусства не применялось, несмотря на свою многомерность и эффективность. Данная диссертация - один из первых шагов в этом направлении, в создании комплексного решения назревших вопросов.

Цели и задачи диссертационного исследования

Цель работы - выявить эпистемологические характеристики диспозитивов, сложившиеся в русской музыке в определенные исторические периоды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

  1. Определить наиболее репрезентативные источники возможного знания о музыке с точки зрения философии культуры.

  2. Выделить эпистемологические диспозитивы в строении музыкальных произведений и показать их историческую специфику.

  3. Проследить связь между характерными чертами диспозитивов в музыке и историко-культурным контекстом, в рамках которого эти диспозитивы существуют.

  4. Выявить особенности эпистем в русской культуре XI - XX вв., исходя из соответствующих определенных музыкальных диспозитивов.

  5. Сопоставить различные модели эпистем в русской культуре XI - XX вв. и показать логику перехода одной формы организации знания в другую.

Библиография

Использованные в диссертационном исследовании источники можно классифицировать следующим образом:

  1. теоретические источники, т.е. философские концепции, повлиявшие на содержание и структуру, методологию и терминологию работы. В первую очередь, необходимо отметить работы М. Фуко. Исследования структуралистов - К. Леви-Стросса, 10. Лотмана, В. Проппа, Ю. Тынянова также стали опорой при изучении выбранного предмета. Большую значимость для диссертационной работы представляет идея зависимости типа культуры от коммуникационных технологий, автором которой является М. Маклюэн. Поскольку процессы книгопечатания в Европе и в России имели сходные последствия для развития культуры, постольку проведение некоторых параллелей оказалось весьма результативным. Важное место заняли исследования Г. Башляра, описывающего поэтические интуиции, выразившие понимание и ощущение пространства («Грезы о воздухе»).

  2. были также привлечены исследования известных философов, изучавших музыку, таких как И.А. Ильин, М.С. Каган, А. Лосев, Г. Орлов, Е. Трубецкой, П. Флоренский.

  3. исследования музыковедов - Л. Бергер, М. Бражников, Т. Ливанова, Л. Мазель, В. Мартынов, В. Медушевский, Н. Парфентьев, А. Сохор, Ст. Смоленский, С. Фролов, Ю. Холопов, Т. Чередниченко.

  4. работы музыкальных критиков - Б. Асафьев, Ц. Кюи, И. Соллертинский,

B. Стасов.

5. использовано литературное наследие русских композиторов, отдельные
высказывания, книги, статьи, воспоминания, письма, интервью. Среди авторов -
А. Бородин, С. Курехин, М. Мусоргский, Г. Нейгауз, Н. Римский-Корсаков, А. Рыбников,

C. Слонимский, И. Стравинский, С. Прокофьев, Ю. Шапорин и др.

6. использованы исторические источники: "Физиолог", "Домострой",
"Прохладный Вертоград", "Мечец Духовный" братьев Лихудов, тексты Г. Сковороды.

  1. привлечены исследования в других областях знания, таких, например, как литература (Ф. Буслаев, Д. Лихачев, Л. Юрганов), иконопись (Д. Лихачев, Е. Трубецкой, П. Флоренский), медицина (М. Ломоносов, М. Мирский, Д. Российский, И. Сеченов, К. Тимирязев), языкознание (К. Аксаков, М. Ломоносов, М. Смотрицкий, Ю. Тынянов)

  2. использован нотный материал: нотные иллюстрации в исследованиях древнерусской музыки, канта; нотные сборники, партитуры опер, симфоний и т.д.

Теоретические и методологические основы исследования

В качестве концептуальной схемы исследования взята не только теория смены эпистем Мишеля Фуко, намеченная автором в "Словах и вещах", но и определенная терминология, использованная философом в этой и других своих работах ("Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности", "История сексуальности-Ill. Забота о себе", "История безумия в классическую эпоху"). Стратегия структурной аналитики культуры также заимствована из работ М. Фуко.

Максимально близкими к разработке проблемы и к выбору соответствующей методологии оказались многие философы и культурологи: исследователи древнерусской культуры Д. Лихачев, Е. Трубецкой, и А. Юрганов, структуралисты К. Леви-Стросс, Ю. Лотман, А. Пропп, философ-социолог Маклюэн, неорационалист - Башляр и др.

Определяя параметры для сопоставления различных эпистем, автор диссертации применяет структурный анализ, осуществляемый в рамках эпистемологии, к конкретной предметной области. Для осуществления исследования были использованы: структурный анализ музыкального пространства на основании изучения диспозитивов; семиотический подход, прослеживающий изменчивую структуру музыкального знака в различных эпистемах (Ю. Лотман в своих работах опирается на сходные методологические основания, различая эпохи в истории России на основании различия культурных кодов); герменевтический подход, черпающий объяснения из ресурсов анализируемой системы, устанавливающий логику интерпретации части через целое и целого через часть, и ставший возможным в диссертационной работе благодаря расширению спектра источников блоком высказываний, комментариев, воспоминаний, принадлежащих самим композиторам.; компаративистский подход, позволивший сопоставить сходные диспозитивы разных эпистем.

Научная новизна работы:

  1. показана эффективность и эвристическая значимость использования понятия "диспозитива" при исследовании музыкальной культуры

  2. использовано понятие музыкального пространства, структура которого включает не только совокупность элементов произведения, но и антропологическую составляющую

3. выявлена связь ладового центра в музыкальных произведениях с пространственной
ориентацией в восприятии мира

4. прослежена смена форм организации знания в эпистемах на основе модификации
параметров музыкального языка

Результаты исследования:

1. вычленены диспозитивы, на базе которых возможно построение

эпистемологии музыки

  1. установлено наличие двух эпистем в русской культуре (первая включает в себя древнерусский период - до конца XVI; вторая - с конца XVI в. до наших дней), разделение которых проведено на основании различия диспозитивов в музыкальной реальности

  2. прослежена логика перехода одной эпистемы в другую, отразившаяся в трансформации диспозитивов музыкальной структуры

  3. исследованы способы установления семантической связи между речевой практикой и музыкальной

Положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие "диспозитив" позволяет описать структуру исследуемого музыкального пространства, что невозможно в полной мере осуществить с помощью понятия "элемент"

  2. При анализе отдельных музыкальных произведений, стилевых направлений в музыке и даже целых эпох, необходимо учитывать "антропологический диспозитив" как неотъемлемую часть музыкального пространства

  3. Начертание знаков, регистры, организация времени, отношение к тональному центру и "антропологический диспозитив" в музыке отражают специфику миропонимания, воссозданную в музыкальном пространстве, и выражают смыслы, определяющие конфигурацию эпистемы. Своеобразие диспозитивов в разные эпохи (в частности, разницу в понимании объектов мира, понимание пространства и времени, отношения к человеку) определяет различие эпистем

  4. В истории русской культуры XI - XX вв. выделяются две эпистемы, отличимые друг от друга по способу организации и положению диспозитивов. В первой эпистеме (XI-XVI вв.) знак имеет многомерную структуру; время организуется по событийному параметру; пространство воспринимается с множественных точек зрения; позиции автора, исполнителя и слушателя актуализируются в причастности к богослужебному процессу. Во второй эпистеме (конец XVI в. - начало XXI в.) знак обретает структуру однозначного соответствия и освобождается от символических напластований; время организуется по принципу длительности, счетности; господствует прямая перспектива в восприятии пространства; антропологический диспозитив дифференцируется, а затем подвергается унификации

  1. На рубеже XVI-XVII вв. происходит смена музыкальной структуры, явленная в модификации всех ее диспозитивов

  2. Вербализация музыкального пространства есть исторически сложившаяся необходимость, связанная с изучением музыки и вынужденным применением речевых практик в исследовании к внеязыковым сферам, таким как музыка, что имманентным качеством самой музыки не является

Теоретическая и практическая значимость работы

Для философии культуры достигнутые результаты исследования позволяют определить единые и неизменные в рамках эпохи формы организации различных сфер жизни; проследить закономерности изменения этих форм в период смены эпистемологической структуры. Эпистемологические диспозитивы в музыке понимаются как отражение формы знания в данную эпоху, и анализ музыкального пространства дает возможность изучения других сфер культуры, несвязанных с музыкой. Понятие диспозитива оказывается применимо ко всей области культуры в целом, что углубляет связь сосуществующих в синхроническом срезе явлений культуры. Посредством анализа диспозитивов в музыке, не только выстраивается более полная классификация элементов музыкального пространства, но и открывается возможность понимания механизмов,

влияющих на модификации явлений культуры в целом. Изучение трансформаций диспозитивов дает основание для установления определенной периодизации культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании научных и научно-популярных трудов и учебных пособий, при подготовке программ специальных лекционных курсов по эпистемологии, по теории и истории культуры и культурологии, по истории музыки.

Апробация работы

Материалы диссертации были использованы в следующих научных мероприятиях: научная конференция "Зритель в искусстве: интерпретация и творчество" (СПб., 28-27 марта 2007 г.), V международная научно-практическая конференция "Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство" (Тамбов, 30 января 2009 г.), первая международная (пятая всероссийская) научная конференция "Искусство глазами молодых" (Красноярск, 23-24 апреля 2009 г.), IV Всероссийская научная конференция "Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук" (Магнитогорск, 23-24 апреля 2009 г.)

Положения диссертации были изложены в научных публикациях (общий объем 2,7 стр.)

Отдельные идеи, отразившиеся в диссертационном исследовании, были подтверждены и дополнены практической работой в филиале Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" - Сампсониевском соборе, в частности, специфика иконописных образов, вопросы символики в иконографии, сведения о материалах для написания икон - были почерпнуты из практической деятельности.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Теоретической и прикладной культурологии факультета Философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Прилагается список литературы.