Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Феномен опосредования и становление личности
1.1. Феномен опосредования и проблема личности 9
1.2. Посредничество другого в становлении личности 32
1.3. Посредничество родителей в становлении личности ребенка 55
1.4. Выводы 72
Глава 2. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников
2.1. Базаи методы изучения проблемы 76
2.2. Особенности интрапсихической репрезентации родителей и их взаимосвязь с показателями самооценки, ценностными ориентациями и внутренними конфликтами 89
2.3. Взаимосвязь показателей интрапсихической репрезентации родителей с показателями социально-психологической адаптации и самоактуализации 117
2.4. Выводы 140
Заключение 144
Литература 149
Приложение 159
- Феномен опосредования и проблема личности
- Базаи методы изучения проблемы
- Особенности интрапсихической репрезентации родителей и их взаимосвязь с показателями самооценки, ценностными ориентациями и внутренними конфликтами
Введение к работе
Актуальность исследования. Педагогическая деятельность является деятельностью посреднической, так как обучение - это посредничество в овладении знаниями, умениями и навыками, а воспитание - это посредничество в становлении личности, поэтому педагогическая психология является наукой, изучающей психологические проблемы посредничества в овладении знаниями, умениями, навыками и становлении личности. Вследствие этого посредничество другого в становлении личности можно рассматривать как центральную проблему педагогической психологии. В настоящее время данная проблема является действительной, а не мнимой, так как в теоретическом плане неясно, как примирить то, что личности нет вне самоопределения, а посредничества нет вне определения личности другой личностью. Именно в силу нерешенности этого вопроса в психолого-педагогической науке ученые не могут прийти к согласию относительно того, каким образом необходимо осуществлять помощь в развитии и формировании личности.
Традиционалисты утверждают, что человек не нуждался бы в помощи другого человека в том, чтобы быть личностью, если бы он мог быть ею самостоятельно, независимо от другого лица, а, следовательно считают, что становление личности есть следствие формирующего влияния других людей.
Гуманисты же утверждают, что личностное начало в человеке заключается в его способности самоопределяться, саморазвиваться, самоактуализироваться, то есть самостоятельно, независимо от других людей определять и развивать себя и соответственно убеждены, что когда другие начинают определять, формировать личность, они тем самым не позволяют личности реализовать свою способность к самоопределению, саморазвитию, то есть, блокируют личностное начало в человеке, препятствуя ее развитию.
При этом, рассматривая поднятую проблему, нельзя не учитывать того, что любые посредники выполняют свои функции не только в интерпсихической
сфере, но и в сфере интрапсихической, то есть собственно психической. Касается это и изучения того, какое значение для становления личности имеет ин-трапсихическая репрезентация другого, других, в первую очередь, таких значимых для развития детской личности посредников, как родители.
Без решения данной проблемы невозможно оказание эффективной помощи детям в развитии и формировании их личности. Наиболее остро поднятая нами проблема стоит перед теми, кто задействован в оказании помощи старшеклассникам, в решении ими личностных проблем, в становлении их личности, а также перед родителями старшеклассников. Ибо юность - это возраст самоопределения, обретения идентичности, возраст, когда люди наиболее целенаправленно и осознанно решают проблемы становления своей личности и в то же время возраст, когда другие (родители, педагоги, психологи) пытаются целенаправленно и осознанно влиять на становление их личности. Между тем за неэффективную помощь молодежи в решении подобного рода проблем общество расплачивается дорогой ценой. Свидетельством этому являются высокие показатели преступности и наркомании в данной возрастной группе.
При этом среди всех других родители - это другие, пытающиеся наиболее постоянно и целенаправленно влиять на становление личности своих детей. Кроме того, любые другие посредники в становлении личности старшеклассников, осуществляя свою деятельность, не могут не учитывать посредничества родителей. Поэтому осмысление проблемы посредничества родителей в становлении личности старшеклассников в практическом плане значимо не только для родителей, но и для педагогов, психологов, для всех, кто пытается помогать старшеклассникам в становлении их личности.
Таким образом, проблема посредничества других в развитии и формировании детской личности и, в частности, проблема посредничества родителей в становлении личности старшеклассников нуждается в специальном изучении, ибо без этого невозможно обеспечить эффективную помощь старшеклассникам в развитии и формировании их личности.
В соответствии со всем вышеизложенным нами была определена следующая тема исследования: «Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников».
Цель исследования: изучить феномен посредничества родителей в становлении личности старшеклассников.
Объект исследования: феномен опосредования в становлении личности.
Предмет исследования: посредничество родителей в становлении личности старшеклассников.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из предположения, что родители являются важными посредниками в становлении личности старшеклассников. Они, как и любые другие медиаторы (слово, знак, символ и т. д.), осуществляют свои функции не только в интерпсихической, но и в интрапсихической сфере. Следовательно, у старшеклассников должны наблюдаться достоверные взаимосвязи между особенностями интрапсихической репрезентации родителей и критериальными показателями становления личности. При этом в качестве критериальных показателей эффективного становления личности могут выступать показатели социально-психологической адаптации, самоактуализации и самооценки.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методологический анализ феномена опосредования и его роли в становлении личности.
Изучить особенности интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками.
Изучить взаимосвязи показателей самооценки, социальной адаптации и самоактуализации с особенностями интрапсихической репрезентации родителей.
Обосновать необходимость учета особенностей интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками при оказании им психолого-педагогической помощи.
Методологической основой нашего исследования являются идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. При этом мы основывались на следующих положениях культурно-исторической психологии. Во-первых, на положении, что центральным фактом психологии является факт опосредования, не учитывая которого нельзя понять механизмов осознанных и произвольных действий, то есть не объяснить способности человека владеть самим собой. Во-вторых, на положении, согласно которому всякий медиатор первоначально функционирует в интерпсихической сфере, а затем в интрапсихической. И, в-третьих, на положении о том, что без посредничества другого не происходит встраивания, вра-щивания посредников. Однако при осмыслении данных положений мы учитывали принципы опосредования непосредственного, единства самоопределения и определения другим, взятые нами из концепции Л.С. Рубинштейна.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, осуществления поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие исследовательские методы:
теоретико-методологический анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
выявление свойств и характеристик изучаемого объекта посредством тестирования;
обработка и интерпретация полученной информации с использованием методов математической статистики, в том числе корреляционного и факторного анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ различных вариантов решения проблемы опосредования в связи с решением проблемы становления личности;
исходя из принципа опосредования непосредственного теоретически обоснована необходимость рассмотрения процесса становления личности через механизм интериоризации-экстериоризации;
на конкретном эмпирическом материале показано, что родители опосредуют становление личности старшеклассников, то есть процесс социально-психологической адаптации и самоактуализации на ментальном уровне;
установлено, что особенности осуществления родителями посреднической функции в становлении личности старшеклассников имеют свою специфику в зависимости от пола родителей и пола ребенка;
теоретически и эмпирически обоснована необходимость учета особенностей интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками при оказании психолого-педагогической помощи.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии механизмов опосредования на примере посредничества родителей в становлении личности старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут учитываться при осуществлении помощи старшеклассникам в развитии и формировании их личности, решении личностных проблем, а так же при организации педагогической и психолого-консультационной работы с семьей.
Материалы настоящего исследования и вытекающие из него выводы и рекомендации использовались при чтении лекций для слушателей ИПКРО и при проведении курсов по выбору для студентов психологического факультета ИГПУ.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выносимые на защиту положения:
Теоретический анализ литературы и результаты собственного исследования показали, что родители выступают в роли важных посредников в становлении личности старшеклассников. Они осуществляют свои посреднические функции не только в социальном, но и в ментальном плане.
Особенности интрапсихической репрезентации родителей взаимосвязаны с критериальными показателями становления личности старшеклассников
(социально-психологическая адаптация, самоактуализация), самооценки и внутреннего конфликта.
3. Родители опосредуют посреднические функции друг друга. При этом между матерями и отцами имеются различия в показателях их интрапсихическои репрезентации, в значении особенностей их ментальной представленности для интрапсихическои репрезентации другого родителя и показателей социально-психологической адаптации, самоактуализации, самооценки и внутреннего конфликта. Между юношами и девушками имеются различия в показателях интрапсихическои репрезентации родителей, критериальных показателях становления личности и во взаимных связях особенностей интрапсихическои репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности.
Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики начального образования Иркутского государственного педагогического университета, кафедры общей и специальной психологии Иркутского института повышения квалификации работников образования, кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета, кафедры общей и педагогической психологи Иркутского государственного педагогического университета.
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Подготовка специалиста начального образования XXI века», «Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков - причины, профилактика и пути коррекции» (Иркутск, 1998), «Философия и история образования: традиции и современность» (Иркутск, 1999).
По теме диссертации опубликовано 4 работы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (161 источник) и приложения. В тексте диссертации представлены 32 таблицы и 5 рисунков. Общий объем диссертации 171 страница машинописного текста.
Феномен опосредования и проблема личности
Нельзя не согласиться с Аристотелем [9], что пытаясь доказать все без исключения, уйдешь в бесконечность и таким образом ничего не докажешь. Вследствие этого любая научная работа нуждается в неких аксиомах, которые можно использовать в качестве исходных посылок для последующего теоретизирования [6; 35; 63]. Между тем, пытаясь определиться в аксиомах, необходимо учитывать, что в основе знания лежат не разложимые знанием достоверности, так как знание не может разложить то, без чего оно не может быть построено [60, 82]. Соответственно, постулаты, лежащие в основе нашей работы, должны принадлежать к подобным достоверностям и позволять понимать человека как личность, как человека.
В качестве таких постулатов нам представляется возможным принять два теоретических положения. Во-первых, мы считаем, что личность это человеческий индивид, проявлявляющийся в своем человеческом качестве, а не являющийся просто природным организмом. Таким образом, мы отождествляем личностное с человеческим в человеке и посредничество в становлении личности рассматриваем как посредничество в становлении человеческого в человеке. Во-вторых, мы полагаем, что рассмотрение проблемы личности невозможно вне рассмотрения феномена человеческой свободы, так как без использования понятия свободы нельзя понять человеческого мира и нельзя понять человека как человека, как личность [10, 20, 21, 32, 68, 83, 89, 102].
По мнению В.А. Петровского [102], данные постулаты являются широко используемыми в культуре. Характерны они и для отечественной психологии. В качестве примеров можно сослаться на А.Н. Леонтьева [75], рассматривавшего становление личности как очеловечивание, и на В.В. Давыдова [45], соглашавшегося с синонимичностью понятий «личности» и «свободы». Кроме того, данные постулаты лежат в основе мышления всех людей, даже если они в теории их отрицают. Ибо, когда человека, совершившего неблаговидный поступок, спрашивают: «Как ты мог так поступить?» (без подобных вопросов невозможно представить мир человеческих взаимоотношений), тогда вопрошающий предполагает, что человек, которого он спрашивает, мог поступить другим образом, а не так, как поступил. Причем, тот, кого спрашивают, если он в нормальном состоянии, тоже знает, что мог поступить по-другому. При этом в самом допущении возможности другого поступка имплицитно содержится представление о человеческой свободе, о том, что человек является существом, владеющим собой.
Между тем, если человек является свободным, владеющим собой существом, тогда его поведение нельзя уложить в рамки схемы стимул - реакция. Ибо в этом случае необходимо будет признать непосредственную каузальную связь между стимулами и поведением, признать, что его поведение определяется не им, а воздействующими на него стимулами, а, значит, признать, что человек не является свободным. Вследствие этого, необходимо либо отказаться от понятия личности, либо признать тот факт, что поведение человека не определяется непосредственно воздействующими на него стимулами, то есть является опосредованным.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что нельзя понять человека как человека, как личность, не уяснив, в чем специфика собственно человеческого способа опосредования. Поэтому, надо согласиться с Л.С. Выготским [39] и Д.Н. Узнадзе [136], что психология не может основываться на постулате непосредственности, так как центральный факт психологии - факт опосредования.
С.Л. Франк [140], в своей работе «Душа человека» писал, что уже для Платона характерно понимание «души как посредника между идеальным миром духовного бытия и чувственно-эмпирическим миром временной жизни» [140, с.632]. Согласен с данным определением и С.Л. Франк. Учитывая значение творчества Платона для развития мировой культуры, очевидно, что после него другим мыслителям трудно было пройти мимо проблемы опосредования, не обратив на нее внимания.
Однако мировая культура питалась не только из греческой философии, но и из христианской теологии, в которой феномену опосредования уделяется очень большое внимание, так как христианство отличается от других религий тем, что в нем спасение человека не непосредственно, а опосредованно. При этом единственным посредником, обеспечивающим спасение человека и примирение его с Богом, является Христос, который как истинный Бог полностью сопричастен Богу, есть Бог и как Сын Человеческий полностью сопричастен человеку, есть истинно человек. Именно в силу того, что Христос во истину является и Богом, и человеком, Он и способен быть Посредником в примирении человека с Богом, быть Спасителем.
Базаи методы изучения проблемы
Исследование осуществлялось на базе 10-ых классов школ г. Байкальска. В нем принял участие 151 старшеклассник, в том числе 61 юноша и 90 девушек. Диспропорция между юношами и девушками отражает существующую в старших классах ситуацию, связанную с преобладанием девушек.
В ходе исследования необходимы были методики, позволяющие опера-ционализовать два типа теоретических конструктов. Во-первых, было необходимо дать операциональное определение особенностям интрапсихической репрезентации родителей, а, во-вторых, операционально определить критериальные показатели становления личности.
Интрапсихическая репрезентация ребенком родителей многогранна и может рассматриваться с самых различных сторон. В первую очередь необходимо обратить внимание на такие грани ментального образа родителей, как интрапсихическая репрезентация личностных характеристик родителей, представление об особенностях взаимодействия родителей с собой и репрезентация родительских ценностей. Ибо данные грани ментального образа родителей оказывают наиболее сильное влияние на представление ребенка о себе, особенности его взаимодействия с миром, принятие или непринятие им тех или иных ценностей, определяющих осуществляемые им в настоящее время и в течение жизни выборы.
Каждая из вышеназванных граней изучалась нами с использованием определенной методики. Так, изучение родительского образа с точки зрения личностных характеристик осуществлялось с использование методики «Я и родитель». Изучение того, как дети представляют особенности взаимодействия родителей с собой с помощью опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР), а изучение репрезентации родительских ценностей с помощью модифицированной методики Е.Б. Фанталовой. Решая проблему диагностики личностных характеристик родителей, мы использовали методику «Я и родитель», которая представляет нашу модификацию известной методики исследования самооценки посредством процедуры ранжирования 20 качеств личности [107, с.145-151]. Только в дополнение к заданиям, в которых испытуемым предлагается проранжировать качества личности, во-первых, с точки зрения присущности их идеальной личности (Я-идеаль-ное), а во-вторых, с точки зрения присущности их самому себе (Я-реальное). Нами было добавлено два задания, в которых испытуемый должен проранжировать эти качества личности с точки зрения принадлежности их его матери и отцу.
После выполнения этих заданий исследователь получает от испытуемого 4 колонки проранжированных качеств личности, которые несут информацию о том, как испытуемый представляет идеальную личность (Я-идеальное), себя (Я-реальное), мать (Я моей матери), отца (Я моего отца).
Методом ранговой корреляции Спирмена устанавливалась мера связи между ранговыми оценками качеств личности, входящих в пары представлений. Это позволило оценить данные представления с точки зрения их подобия, идентичности. Таким образом, посредством вычисления корреляций между 4 колонками проранжированных качеств личности было получено 6 показателей (6 шкал):
- шкала самооценки (Я-идеальное и Я-реальное);
- шкала идентичности с образом матери (Я-реальное и Я моей матери), то есть идентификация с матерью;
- шкала идентичности с образом отца (Я-реальное и Я моего отца), то есть идентификация с отцом;
- шкала соответствия образа матери представлению об идеальной личности (Я идеальное и Я моей матери), то есть идеализация матери;
-шкала соответствия образа отца представлению об идеальной личности (Я идеальное и Я моего отца), то есть идеализация отца; -шкала идентичности образов матери и отца (Я моей матери и Я моего отца).
Кроме определения самооценки, данная методика позволила выявить особенности интрапсихической репрезентации родителей посредством таких показателей, как:
- «идентичность» - «неидентичность» образов матери и отца представлению испытуемого о себе;
- «соответствие» - «несоответствие» образов матери и отца представлению испытуемого об идеальной личности;
-«идентичность» - «неидентичность» образов матери и отца у испытуемого.
Отметим, что мы не пошли по пути построения факторной модели ментальных образов матери и отца у испытуемых, хотя подобный вариант решения рассматриваемой нами проблемы, безусловно, заслуживает внимания, а только оценили некоторые перечисленные выше особенности интрапсихической репрезентации родителей.
Особенности интрапсихической репрезентации родителей и их взаимосвязь с показателями самооценки, ценностными ориентациями и внутренними конфликтами
Для изучения того, как старшеклассники представляют ценностные ориентации своих родителей и как это связано с их ценностными ориентациями и внутренними конфликтами, нами использовалась методика «Уровень соотношения «ценности», «доступности», «ценности для матери» и «ценности для отца» в различных жизненных сферах», являющаяся нашей модификацией методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) [138]. При этом модификация связана с введением двух дополнительных заданий, так как кроме заданий, предусматривающих попарное ранжирование 12-ти ценностей с точки зрения «ценности» и «доступности», нами было введено в методику еще два задания, предусматривающих попарное ранжирование этих ценностей с точки зрения «ценности для матери» и «ценности для отца». Введение данных заданий позволило, кроме такого интегрального показателя методики как индекс рассогласования «ценность-доступность» («Ц-Д»), ввести еще 3 интегральных показателя, таких как:
- индекс рассогласования «ценности для матери-ценности для отца», отражающий степень идентичности, соответствия ценностных ориентации матери и
отца с точки зрения ребенка;
-индекс рассогласования «ценность для ребенка-ценность для матери», отражающий степень рассогласования ценностей ребенка с ценностями матери, с его точки зрения;
- индекс рассогласования «ценность для ребенка-ценность для отца», отражающий степень рассогласования ценностей ребенка с ценностями отца, то
есть степень интрапсихического ценностного конфликта с отцом.
При этом индекс рассогласования «ценности — доступности» вычислялся по следующей формуле Rj=Z IЦ- Д , где і - номер понятия в регистрационном бланке и инструкции. Остальные индексы рассогласования вычислялись по следующим формулам: Индекс рассогласования «ценности для отца-ценности для матери», по формуле R2=2 І ЦОІ- ЦМІ І, где о - индекс, указывающий на принадлежность ценности отцу, а м - индекс, указывающий на принадлежность ценности матери.
Индекс рассогласования «ценности для ребенка-ценности для матери», по формуле R3=S ЦІ- ЦМІ І.
Индекс рассогласования «ценности для ребенка-ценности для отца», по формуле R4= IЦ- Цоі I.
В качестве тестов, позволяющих операционально определить степень успешности становления личности, мы взяли два теста, призванных диагностировать успешность социально-психологической адаптации (СПА) и самоактуализации (САМОАЛ) у старшеклассников, так как успешное становление личности невозможно без определения «другим», без определения «социумом» и в то же время невозможно без самоопределения, без объективации своей собственно человеческой природы.
Опросник социально-психологической адаптации (СПА) А.К. Осницкого [98, с.54-64] является русифицированным вариантом опросника, разработанного в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом. Работа по редактированию и адаптации опросника к отечественным условиям выполнена профессором А.К. Осницким (Психологический институт РАО, Москва). Опросник выявляет следующие показатели: адаптивности, дезадаптивности, лживости, приятия себя, неприятия себя, приятия других, неприятия других, эмоциональной комфортности, эмоциональной дискомфортности, внутреннего контроля, внешнего контроля, доминирования, ведомости и эскапизма, основываясь на которых, под-считывается 6 интегральных показателей: адаптации, самоприятия, приятия других, эмоциональной комфортности, интернальности и стремления к доминированию, на которые мы и опирались, плюс шкала эскапизма.
Опросник СПА содержит нормы, в рамках которых возможен надежный диагноз адаптированности или дезадаптированности обследуемых.
Для диагностики показателей самоактуализации использовался вопросник самоактуализации (САМОАЛ) [59, с.65-75]. Этот вопросник представляет одну из адаптации теста POI (Personal Orientation Inventory), разработанного в 1965г. ученицей А. Маслоу Э. Шострем и адаптированного в 90-ых годах Н.Ф. Калиной.
Опросник содержит 100 пар утверждений. При этом испытуемый в каждой паре должен выбрать тот вариант, который ему больше нравится или больше согласуется с его представлениями.
Кроме интегрального показателя данный опросник содержит 11 шкал, таких как: «ориентация во времени», «ценности», «взгляд на природу человека», «потребность в познании», «креативность (стремление к творчеству)», «автономность», «спонтанность», «аутосимпатия», «контактность», «гибкость в общении».
Таким образом, в ходе исследования нами изучались особенности ин-трапсихической репрезентации родителей с точки зрения личностных черт, особенностей взаимодействия с детьми и жизненных ценностей. А кроме того, изучались показатели, позволяющие оценить личностные особенности старшеклассников и опосредованно судить об особенностях становления их личности. К ним относятся показатели социально-психологической адаптации и самоактуализации, а также показатели самооценки, внутреннего конфликта и ценностные ориентации, которые изучались нами с помощью методик, предназначенных, в первую очередь, для диагностики особенностей интрапси-хической репрезентации родителей.