Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Психологические условия и динамика развития дирижерской деятельности на Руси 14
1.1. Основные этапы формирования дирижерско-хоровой профессии в России 14
1.2. Психологический анализ деятельности хорового дирижера 39
Выводы 62
Глава II. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств хорового дирижера 64
2.1. Комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера ...64
2.2. Психологическая модель специалиста дирижера академического хора 125
Выводы 130
Заключение 132
Библиографический список 135
Приложения 147
- Основные этапы формирования дирижерско-хоровой профессии в России
- Психологический анализ деятельности хорового дирижера
- Комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера
- Психологическая модель специалиста дирижера академического хора
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена востребованностью выявления психологических закономерностей дирижерского искусства, необходимостью более полного изучения содержания и специфики профессиональной деятельности хорового дирижера.
В настоящее время дирижирование все больше становится той специфической профессией, которой не могут заниматься музыканты другого профиля без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - артисты хора -стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать хоровые произведения. Руководителю профессионального коллектива музыкантов необходимо обладать обширным комплексом профессионально важных качеств, в состав которых помимо музыкальных, входят также педагогические, психологические, организаторские и др.
Дирижерская профессия с самого начала своего существования представлялась загадочной областью музыкального исполнительства и для людей профессионально занимающихся дирижерской деятельностью и для широкого круга любителей музыки. И, несмотря на существующие теоретические разработки проблем дирижерского искусства, дирижирование до сих пор для многих остается по выражению Л.Стоковского «одной из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства»1. Еще А.Н.Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом», и он был
1 Цит. по: Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика.-СПб., 1993. С. 5.
4 недалек от истины. В то время наука еще не могла решить возникающие теоретические и практические проблемы дирижерской профессии, кроме того, практика значительно опережала теорию, не получая достаточного научного обоснования. Дирижер Ю;Симонов отмечает: «Общеизвестно, что дирижирование является сложной психофизической деятельностью человека. Вместе с тем,, оно, представляет собой теоретически наименее изученный и обоснованный вид музыкального исполнительства» [152,3]. Необходимо отметить, что профессиональная деятельность многих выдающихся дирижеров-хоровиков прошлого до сих пор не имеет психологического обобщения. Каждый дирижер находил свой собственный способ управления хоровым коллективом, опираясь на свое видение целей и задач дирижерской деятельности, на собственные представления, интуицию.
- Исследование деятельности хормейстеров, в основном заключалось в определении необходимых знаний; умений: и навыков, то есть шло по пути изучения- предметной и методической1 подготовки будущих дирижеров: Над разработкой проблем хорового дирижирования трудились такие мастера хорового искусства; как Л.М: Андреева, Р.А.Дмитревский, А.А.Егоров, С.А.Казачков, М.МіКанерштейн, К.Б.Птица, Н.Г.Чесноков и многие другие. В их работах рассматриваются вопросы дирижерской техники, особенности репетиционного процесса, проблемы стиля в исполнении, но, к сожалению, не раскрываются психологические аспекты профессиональной деятельности дирижера. Как справедливо отметил Л.М;Гинзбург, «большинство современных музыкантов-исполнителей в своих печатных работах непрестанно касаются вопросов физиологии,.психологии, лингвистики и т.ш но, коснувшись, как бы останавливаются на полдороге»1.
В настоящее время, благодаря исследованиям в области социальной психологии, психологии труда, психологии общения: и коллективной
1 Л.Гинзбург «О технике дирижирования» // www. nlib.
5 деятельности, психологии творчества, музыкальной психологии появилась возможность, опираясь на результаты научных исследований, объяснить структуру функционирования психологических механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности хорового дирижера.
Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы А.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.Л.Ержемского, В.И.Петрушина, В.Г.Ражникова и др. Вопрос же о профессионально важных качествах дирижера-хормейстера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым.
Взаимодействуя с музыкальным коллективом, хормейстер выполняет целый ряд задач, составляющих основу его профессиональной деятельности. Как известно, главная задача дирижера — создать в хоровом звучании образную атмосферу исполняемого произведения. И, несомненно, один из чрезвычайно важных компонентов, определяющий творческий процесс создания художественной интерпретации - комплекс профессионально важных качеств дирижера (ПВК). В комплекс ПВК дирижера входят и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.
Из специфических дирижерских данных некоторые исследователи называют наличие волевых и суггестивных качеств, владение системой дирижерских жестов, хорошо развитый вокальный слух, ярко выраженную коммуникабельность, педагогическое мастерство. Состав ПВК дирижера обусловлен многофункциональным характером его деятельности, которая включает в себя функции исполнителя, педагога, руководителя хорового коллектива. И каждая из этих сторон деятельности требует комплекса соответствующих способностей, знаний, умений и навыков. Прежде всего, к дирижеру предъявляются высокие музыкальные требования. Ему необходимо иметь хорошо развитый слух, метроритмическое чувство, музыкальную память, способность музыкально-слуховых представлений. Он должен владеть навыком
всестороннего анализа хоровой партитуры, пониманием ее структуры, особенностей формы, применяемых выразительных средств, способностью глубоко и содержательно интерпретировать музыкальное произведение. Эти качества и способности необходимы дирижеру прежде всего для освоения музыкального произведения, создания музыкально-художественного образа. Именно музыкальные качества дирижера, его музыкально-исполнительская культура обеспечивают высокий художественный уровень исполнения. Но одного признания решающей роли специальных музыкальных качеств недостаточно, необходимо выяснить наличие каких качеств- помимо музыкальных является необходимым условием профессиональной деятельности дирижера.
Таким образом, сочетание недостаточной разработанности с актуальностью, теоретической и практической значимостью выявления психологических закономерностей профессиональной деятельности дирижера академического хора обусловили постановку и*разработку данноюпроблемы.
Цель исследования: выявить комплекс профессионально важных качеств дирижера академического хора, определить их структуру и значение в процессе его профессиональной деятельности, а также на основе изучения основных этапов формирования дирижерско-хоровой профессии в России раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельности хорового дирижера, создать психологическую модель специалиста дирижера академического хора.
Данная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть и проанализировать труды по хороведению, исследования по музыкальной1 психологии, касающиеся содержания и структуры деятельности хорового дирижера.
Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально важных качеств дирижера академического хора.
На основе анализа научно-психологической литературы по проблеме исследования выявить различные трактовки понятия модель специалиста.
Разработать психологическую модель специалиста дирижера академического хора.
Исследовать основные этапы развития дирижерской профессии, их влияние на ее формирование.
Определить специфические особенности дирижерской профессии. Объект исследования: профессиональная деятельность дирижера
академического хора.
Предмет исследования: профессионально важные качества дирижера академического хора, их содержание и структура, а также психологические закономерности профессиональной деятельности хорового дирижера.
Гипотезы исследования:
иерархически высшее положение в структуре ПВК хорового дирижера занимает комплекс музыкальных способностей, знаний, умений и навыков;
помимо специальных качеств в структуре ПВК дирижера академического хора определяющую роль в успешности профессиональной деятельности играют немузыкальные качества: психологические, педагогические,* организаторские, артистические и т.д., оказывающие компенсаторное влияние на музыкальные качества хорового дирижера;
положительное влияние на основную деятельность хорового дирижера оказывают междеятельностные связи, способствуя повышению его профессиональной компетентности в пределах многофункциональной дирижерской деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход к изучению психики (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, М.Я.Басов, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский,
8 ПЯ.Гальперин, В'.В. Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.), системный подход к исследованию профессиональной деятельности (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин и др.), принципы профессиографирования и концепции психологического исследования профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, К.М:Гуревич, Е.М.Иванова, А.В.Карпов, Е.А.Климов, А.К.Маркова, К.К.Платонов, А.А.Романов, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков, А.Ф.Шикун и др.), труды по музыковедению, дирижерско-хоровому исполнительству (Б.В.Асафьев, Г.А.Дмитревский, А.А.Егоров, В.Л.Живов, С.А.Казачков, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, К.Б.Птица, П.Г.Чесноков и др.), основные положения психологии музыкальной деятельности, содержащиеся в работах Л.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.Л.Ержемского, Д.К.Кирнарской, В.И.Петрушина, М.С.Старчеус, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина и
др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы исследования:
анализ профессиональной деятельности специалистов (дирижеров академических хоров) на основе наблюдений, собеседования, анкетирования, анализа конкретных ситуаций;
трудовой метод, работа исследователя в качестве руководителя хорового коллектива; самоанализ профессиональной хормейстерской деятельности;
теоретический анализ материалов научных исследований и публикаций по проблемам психологии труда, музыкальной психологии, изучение материалов по вопросам формирования дирижерской профессии;
экспертный опрос на основе методики.Т.Лири (модификация Л.Н.Собчик) для оценки оптимальности выбора стиля межличностных отношений дирижера и хорового коллектива; предложенные нами перечень «Профессионально важные качества дирижера академического хора» и опросники «Экспертная
9 оценка профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка компонентов профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка стиля межличностных отношений».
Для обработки результатов исследования использовались статистические методы анализа и обработки эмпирических данных с помощью электронных версий программ количественной обработки статистических данных «STADIA», «STATISTICA 6.0».
Научная новизна исследования заключается в том, что
впервые выявлен и обоснован комплекс профессионально важных качеств дирижера-хоровика, необходимый и достаточный для нормативной реализации его деятельности;
иерархически упорядочены, в соответствии со степенью значимости в профессиональной деятельности дирижера академического хора, компоненты ПВК дирижера;
рассмотрены психологические условия и динамика развития дирижерско-хоровой профессии, выявлены факторы, которые повлияли на формирование современного вида дирижерской профессии;
на основе психологического анализа профессиональной деятельности хорового дирижера, выявлено наличие трех основных этапов деятельности, определена их структура и содержание;
предложен полидеятельностный подход к изучению дирижерской профессии, включающей в себя функции руководителя, педагога, психолога, артиста и т.д., даны основные характеристики дирижерской профессии.
Теоретическая значимость состоит в следующем:
внесен определенный вклад в развитие теории профессиональной деятельности, связанной с изучением психологических закономерностей субъект-субъектных видов деятельности за счет:
выявления психологических закономерностей организации профессиональной деятельности дирижера академического хора, обусловленных полифункциональным характером его деятельности и ее субъект-субъектным типом;
установления специфических особенностей профессиональной деятельности дирижера-хоровика (коллективный характер исполнения, отсутствие реального хорового звучания в первоначальном периоде работы над музыкальным произведением, многофункциональность дирижерской деятельности, необходимость опережающей способности внутреннего слышания и мышления дирижера и др.) отличающих ее от других видов музыкально-исполнительской деятельности и обуславливающих состав ПВК дирижера;
систематизации теоретико-эмпирических работ по проблеме психологических особенностей профессиональной деятельности хорового дирижера;
определения ведущих компонентов в комплексе ПВК (музыкальные, управленческие, психолого-педагогические, артистические, эмоционально-волевые и личностные качества) хорового дирижера и обоснования значимости немузыкальных качеств в деятельности дирижера академического хора;
разработки структуры и содержания модели специалиста дирижера академического хора, отражающей этапы дирижерской деятельности, задачи, характерные для каждого этапа деятельности дирижера и комплекс ПВК, необходимый для решения поставленных задач.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в возможности использования полученных результатов в преподавательской и исполнительской деятельности дирижеров-хоровиков; в определении ПВК дирижера и возможности применения модели специалиста дирижера академического хора для решения комплекса вопросов подбора, расстановки и
аттестации кадров, повышения эффективности подготовки и использования специалистов, моделирования профессионально-личностного развития специалиста. Материалы исследовательской работы могут быть включены в ряд лекционных курсов («Музыкальная психология», «Педагогическая психология»
и др.).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
определяется самой логикой исследования; обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические положения и методологию научно-психологических исследований, оптимальным выбором форм и методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования, их комплексным применением.
Основные положения, выносимые на защиту:
Симптомокомплекс профессионально важных качеств специалиста дирижера академического хора состоит из шести взаимосвязанных компонентов: музыкальный, организаторский, психолого-педагогический, артистический, эмоционально-волевой, общее развитие, личностные качества, каждый из которых включает закономерный набор взаимодополняющих качеств.
Наиболее адекватной является трактовка дирижерской профессии с позиции полидеятельности, т.е. как профессии, органично сочетающей в себе несколько смежных профессий: руководителя, режиссера, воспитателя, педагога, актера и т.д., что предъявляет особые требования к составу ПВК дирижера академического хора.
Дирижерская деятельность включает в себя три основных этапа: подготовительный, репетиционный и концертный. Деление на этапы носит условный характер, элементы одного этапа могут присутствовать в работе на другом этапе, кроме того, происходит постоянное возвращение дирижера на последующих этапах работы к более ранним, но уже на новом уровне.
12 4. Дирижерско-хоровая профессия в своем развитии прошла три основных этапа, на протяжении которых изменялись содержание и условия его деятельности, менялось понимание роли дирижера в хоре, трансформировались основные критерии его профессионализма, формировался комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера.
Апробация исследования. Прочитаны и обсуждены доклады на научно-практической конференции в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (Москва, 2003г.), на научно-практической конференции «Учебный дискурс» (Тверь, 2004), на конференции «Гедевановские чтения» (Москва, 2006г.), на международной научно-практической конференции «Стабилизация производства и развитие региона на основе внедрения инновационных технологий» (Тверь, 2007г.). Результаты исследования использованы в учебном процессе на кафедре «Музыкального образования» педагогического факультета Тверского государственного университета. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в пяти печатных работах. Основные идеи, положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на расширенном заседании кафедры психологии труда Тверского государственного университета, работа одобрена и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи содержит 10 таблиц. Список использованной литературы включает 233 наименования; из них 14 на иностранном языке. Общий объем диссертации 154 страницы.
Во введении, обосновывается* актуальность темы диссертации, определяются объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость, научная ценность, перечисляются используемые методы исследования, формулируются положения, выносимые на
13 защиту, приводятся сведения об апробации результатов диссертационной работы.
В первой главе «Психологические условия и динамика развития дирижерской деятельности на Руси» сделана теоретическая реконструкция процесса возникновения, становления и развития дирижерско-хоровой профессии, раскрывающая не только изменяющееся содержание деятельности, но и трансформацию основных критериев профессионализма дирижера, формирование комплекса профессионально важных качеств; предпринят структурный анализ содержания профессиональной деятельности дирижера, определены ее специфические особенности.
Во второй главе «Эмпирическое исследование профессионально важных качеств хорового дирижера» на основе психологического анализа профессиональной дирижерской деятельности выявляются индивидуальные, личностные качества хорового дирижера, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации его деятельности.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, подтверждены гипотезы исследования, сформулированы основные выводы, даны практические рекомендации.
В приложении представлен перечень «Профессионально важные качества дирижера академического хора» и опросники «Экспертная оценка профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка компонентов профессионально важных качеств дирижера академического хора», «Экспертная оценка стиля межличностных отношений».
Основные этапы формирования дирижерско-хоровой профессии в России
Изучение профессиональной деятельности дирижера - руководителя хорового коллектива предполагает выявление тех причин, которые обусловили выделение данной профессии из круга смежных форм профессиональной деятельности и послуживших изменению дирижерской деятельности в процессе культурно-исторического развития. В процессе своего развития дирижерская профессия прошла несколько этапов, пока, наконец, не сложилась ее современная форма, основным содержательным элементом которой является язык жестов и мимики. Для правильного понимания того, как дирижирование подошло к своему современному уровню необходимо указать основные этапы его развития.
Профессия хорового дирижера прошла более чем тысячелетний путь развития. Началом становления профессионального хорового искусства является принятие христианства на Руси и распространение богослужебного культа в конце 10-го века. Хоровое исполнительство сразу стало прерогативой специально обученных людей. Вплоть до 1917-го года профессиональное хоровое исполнительство было преимущественно церковным. После революции происходит ломка традиционных форм хорового исполнительства и наступает господство светской хоровой музыки.
Изучение материалов по истории богослужебного пения, русской музыки, музыкального образования, монографий хоровых дирижеров, трудов по хороведению и хороуправлению, позволяют выявить три основных этапа, которые прошла в своем развитии дирижерско-хоровая профессия:
1-й этап: 10 век - 1-я половина 17-го века. Эпоха одноголосного унисонного пения греко-славянского образца, во главе хора стоял доместик — мастер пения, который был непосредственным участником хорового исполнения; для управления хором использовалась система ручных знаков -хейрономия.
2-й этап: середина 17-го века - 1917-й год. Распространение многоголосного пения западного образца, расширение состава хоров, постепенное отделение дирижерской функции от певческой, дирижерская техника строится на системе тактирования, организуется профессиональное регентское образование в Придворной Певческой капелле и Синодальном училище.
3-й этап: 1917-й год - по настоящее время. Становление профессионального светского дирижерского образования, постепенное формирование дирижерского искусства как самостоятельного вида музыкально-исполнительской деятельности.
Хоровое профессиональное исполнительство было принесено на Русь в 10-м веке вместе с христианством из Византии. Крестившись в 988-м году, князь Владимир принял от Византии и богослужебный чин, предполагающий обязательное участие хора в богослужении. Однако, следует заметить, что в Киеве, в Великом Новгороде до крещения Руси уже были христианские храмы, где шло богослужение. Летописи отмечают, что даже во время правления князей-язычников были многочисленные христиане, христианские храмы и, следовательно, люди, которые совершали службу и пели при богослужении. Таким образом, к моменту крещения, христианские культовые формы и христианское богослужение были уже знакомы, и официальное крещение Руси способствовало их быстрому росту и распространению.
После крещения в Корсуне, князь Владимир привез в Киев первого митрополита Михаила «болгарина суща», с которым были и священнослужители, и певцы. Надо заметить, что к этому времени в Болгарии и Моравии уже около четырехсот лет шло богослужение на славянском языке и существовали школы, в которых среди других предметов преподавалось и богослужебное пение, поэтому одной из задач миссионерской деятельности митрополита Михаила была организация богослужебного пения: «...крести людей множество, и многие церкви воздвиже, и пресвитеры и диаконы постави, крылос устроив, и уставы благочестия предложи» [114, 148]. Вместе с византийской царевной Анной, в Киев прибыл так называемый «Царицын хор», в котором были и доместики. Таким образом, первыми руководителями хоров на Руси были славяне (болгары) и греки. Их первой задачей была организация церковных хоров и певческих школ. Одна из таких школ была организована в Киеве при Десятинной церкви. В дальнейшем создание певческих школ при церковных хорах стало традицией. Также в Киеве при церкви Богородицы существовал двор доместиков. По предположению Н.Д.Успенского «это был пансион, где жили и обучались мастерству пения будущие доместики» [197, 36]. Постепенно учителя-греки начинают преобладать. Так, во время княжения Ярослава, как пишет Степенная книга, в 1053-м году «приидоша богоподвизаемии трие певцы гречестии, с роды своими ...» , и в 1130-м году при князе Мстиславе были приглашены греческие певцы-дидаскалы для обучения русских пению.
Психологический анализ деятельности хорового дирижера
Дирижерская профессия прошла длинный путь развития, представляя на современном этапе сложную многофункциональную деятельность. Давая определение профессии дирижера, обратимся к содержанию термина профессия в профессиоведческой литературе. Несколько определений приводит в своих работах Е.А.Климов. Наиболее полным является следующее: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства для его существования и развития» [85, 107]. Уточняя это объемное определение, Е.А.Климов характеризует профессию как деятельность и область проявления личности, как исторически развивающуюся систему, как реальность, творчески формируемую самим субъектом труда, как общность людей, занимающихся однотипной деятельностью.
Наиболее адекватной трактовкой дирижерской профессии является ее определение как полидеятельности, объединяющей несколько смежных профессий - педагога, психолога, руководителя, актера и т.д.
Многогранность функций дирижера, как считает А.Л.Готсдинер, проявляется в том, что дирижер должен быть одновременно организатором -заранее спланировать график репетиций и подготовить концертную программу, наметить план гастролей, отдать распоряжение о нотном материале и многие другие организационные моменты; педагогом на репетиции и артистом на концерте. Дирижер - это и актер, и режиссер исполнения, а также воспитатель исполнительского коллектива. И для этого необходимы иные, чем у инструменталистов, человеческие и музыкальные способности, а главное, особые личностные качества и достоинства [46].
Полидеятельностный характер деятельности дирижера отмечает также С.И.Олефир [133], подчеркивая, что профессиональная деятельность дирижера основана на совмещении функций лидера и организатора, мыслителя, музыканта, актера, играющего главную роль, и звукорежиссера, педагога и воспитателя, и даже экстрасенса.
Одной из специфических черт дирижерской деятельности, считает Н.А.Егорова [57], является сочетание двух различных профессий - педагога и дирижера, поскольку перед руководителем творческого коллектива постоянно возникает необходимость решения не только чисто художественных, исполнительских, но и целого ряда педагогических, воспитательных и организационных задач и функций.
Н.А.Малько [108] считает, что в идеале дирижер должен соединять в себе функции режиссера и педагога. «...Я часто сравниваю профессию дирижера профессией режиссера. - Замечает С.Сондецкис. - Только режиссер работает со словесным текстом, а дирижер - музыкальный режиссер, с музыкальным текстом. Но он тоже должен тщательно в этом тексте разобраться, дать ему оценку, объяснить музыкантам подтекст и характер реализации этого подтекста, предложить яркие образы, чтобы они вдохновились сутью той музыки, которую они играют» [110, 55].
В.Л.Живов [61] выявляет общность дирижерской, режиссерской и педагогической деятельности по цели (воздействие человека на человека и вызов переживания), по содержанию (коммуникативные творческие процессы), по инструменту (психофизическая природа дирижера, режиссера, педагога).
Таким образом, обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение дирижерской профессии - это исторически сложившаяся трудовая деятельность, имеющая полифункциональный характер, направленная как на самореализацию личности, так и на удовлетворение духовных потребностей общества. Назовем основные характеристики дирижерской профессии: 1) это трудовая деятельность, исторически возникшая в результате христианизации Руси, на современном этапе развития представляющая один из видов музыкально-исполнительской деятельности; 2) это общественно полезная деятельность, служащая удовлетворению духовных потребностей общества; 3) это деятельность, предполагающая специальную подготовку и непрерывное саморазвитие человека; 4) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное; 5) дирижерская профессия представляет собой полидеятельность и включает в себя профессии педагога, режиссера, актера, психолога и т.д; 6) дирижерскую профессию можно рассматривать как метадеятельность, так как ее содержанием является организация других деятельностей; 7) ведущей психологической характеристикой профессии является стремление реализации творческого потенциала личности; 8) это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус; 9) исходя из классификации профессий, разработанной Е.А.Климовым, дирижерскую профессию можно отнести и к типу «человек - человек», поскольку деятельность дирижера невозможна без взаимодействия с музыкальным коллективом, и к типу «человек - художественный образ», поскольку целью деятельности дирижера является создание художественно ценной интерпретации музыкального произведения.
Комплекс профессионально важных качеств хорового дирижера
Проводя психологический анализ профессиональной дирижерской деятельности, нужно выявить индивидуальные, личностные качества, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации деятельности хорового дирижера.
В.Д.Шадриков [205] под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК он относит также и способности. В исследованиях В.Д.Шадрикова показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик.
Под ПВК будем понимать индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне, которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью [156, 190].
Каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК, которая является не «рядоположенной» суммой качеств, а их организованной системой.
Между отдельными ПВК действуют взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Система ПВК представляет собой симптомокомплекс субъектных свойств, специфичных не только для каждого вида деятельности, но и для каждого основного этапа деятельности.
Обобщенная характеристика ПВК включает следующие качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, волевые качества и др. В профессиях типа «человек-человек», к которым относится и дирижерская профессия, общими ПВК становятся: коммуникабельность, коммуникативные навыки, умение оказывать психологическое воздействие и т.д.
К качествам, способствующим развитию личности и достижения профессионального мастерства можно отнести высокую работоспособность, умение принимать решения, эффективную саморегуляцию, креативность, развитую антиципацию и др.
ПВК дирижера представляют собой сложный комплекс, включающий в себя ряд специальных и общих способностей в их применении к музыкальной деятельности.
Многогранность профессии - руководитель хорового коллектива -требует от дирижера комплекса интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и человеческих качеств.
Вопрос профессионально важных качеств дирижера начинает обсуждаться в «дирижерской» литературе лишь с момента создания профессиональных музыкальных коллективов и появления общественных форм музыкального исполнения. Р.Вагнер в 1869-м году писал о дирижере: «Когда партитуры Моцарта ставили перед оркестром сложнейшие задачи, им управлял истинно немецкий капельмейстер... уверенный, суровый, деспотичный и главным образом грубый». Однако он же указывает на изменившееся отношение к музыкантам, возникшее как следствие влияния Ф. Мендельсона.
Адриан Боулт отмечает, что важным качеством дирижера является умение никогда не терять самообладания и строить репетиции так, чтобы «каждый чувствовал себя спокойно, комфортно и не терял времени даром»2.
Современных исследований, посвященных выявлению ПВК дирижера до настоящего времени не проводилось, хотя многие исследователи в своих работах, так или иначе, затрагивали этот вопрос. Так, В.А.Овсянникова. [132] систематизирует хормейстерские качества, необходимые для- осуществления специфической деятельности дирижера, следующим образом:
1) качества психологического воздействия на коллектив;
2) личностные качества, направленные на работу с коллективом;
3) дирижерская подготовка, обеспечивающая управление коллективом. И.Є.Букреев [25]- считает необходимым, выделение десяти обязательных компонентов, характеризующих уровень профессиональной одаренности личности руководителя музыкального коллектива:. убежденность, эмоциональность, артистичность, темпо-ритм, чувство формы, пластичность, воля, образность, техника, мимика. На наш взгляд, эти компоненты в большей степени характеризуют исполнительскую сторону дирижерской деятельности.
Известный дирижер А.М.Пазовский в книге «Записки дирижера» отмечает, что, прежде всего у дирижера должны быть врожденные задатки: музыкальный слух, память, темперамент, воображение, чувство музыкальной формы, природная эластичность рук и лица. Кроме этого, автор подчеркивает большую роль самообладания, умения дирижера целостно мыслить партитурой, владеть техникой- мышечных ощущений, быть вдохновенным художником, требовательным педагогом и организатором музыкальной драматургии [139].
Психологическая модель специалиста дирижера академического хора
Заключительным шагом при рассмотрении дирижерско-хоровой профессии и тех качеств личности специалиста, которые позволяют выполнять деятельность на высоком профессиональном уровне, является обращение к модели специалиста. Проблеме разработки модели специалиста, его квалификационных характеристик, раскрытию содержания его деятельности, начиная с 70-х гг. прошлого века, было посвящено немало конкретных разработок, в которых выдвигается не только модель специалиста, но и- модель личности специалиста, модель профессиональной деятельности специалиста, модель подготовки специалиста и т.д., что отражает различные ракурсы профессиональной.деятельности, рассматриваемой в контексте ее становления, формирования и развития.
Определенную дискуссию вызывает содержание понятия «модель специалиста». Существует несколько определений этого понятия, например, А.А.Романов1 предлагает рассматривать модель специалиста в следующих значениях: 1. Совокупность определенных знаний и навыков, полученных в процессе обучения; 2. Информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной работы по специальности; 3. Система обучения, позволяющая специалисту успешно реализовывать все виды деловых (производственных) контактов с окружающей средой (информационной, технологической, кадровой и др.); 4. Детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и социально-психологических качеств специалиста; 5. Формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей специалиста; 6. Система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности специалиста; 7. Описание статистически усредненных характеристик преуспевающего специалиста определенного профиля - возраст, пол, образование, стаж работы по специальности, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков и т.д.; 8. Формально-математическое отображение процесса взаимодействия определенных типов обучаемых с преподавателями, технологической средой обучения, искусственно созданной или реальной практической средой и др. с помощью ряда факторов.
Традиционно в психологии труда модель специалиста рассматривается как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Разработка модели специалиста, раскрытие содержания его деятельности, выявление необходимого комплекса ПВК исходит из понимания целей и задач профессиональной деятельности дирижера.
Современное экономическое положение, меняющиеся общественные отношения предъявляют высокие требования к профессионализму дирижера. Владение определенным комплексом теоретических знаний, подтвержденное дипломом, в настоящее время все меньше становится одной из определяющих целей получения образования. Это в полной мере относится и к профессиональной дирижерской деятельности. Важным становится не то, что знает выпускник музыкального вуза, а насколько успешно он сможет применять свои знания, работая в хоровом коллективе и квалифицированно решая встающие перед ним конкретные задачи; Конечно, профессионализм в значительной степени определяется профессиональной образованностью, то есть высшим образованием, но им не исчерпывается.
Модель специалиста, по мнению исследователей (А.К.Маркова, В.В.Краевский, Е.А.Климов, Г.П.Щедровицкий и др.), может носить идеальный характер и описывать «нормативный» профессионализм, включающий личностные характеристики человека, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач, а может включать характеристики «реального» профессионализма, являющегося внутренней характеристикой личности.
Составляя модель специалиста дирижера академического хора, мы ориентируемся на идеальную модель специалиста. Совершенно очевидно, что, только ориентируясь на высокие образцы профессионального труда дирижера, изучив его деятельность, можно обоснованно и адекватно оценивать творческие результаты профессиональной деятельности, и только в свете разработанных таким образом эталонов профессиональной деятельности можно планировать и осуществлять подготовку настоящих профессионалов.
Построение модели специалиста является задачей специалистов-психологов. Вместе с тем каждый специалист может время от времени обдумывать круг профессиональных задач, оценивать их важность и приоритетность, состояние своей личностной готовности к решению поставленных задач.