Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 . Анализ проблемы творческой деятельности 10
1.1. История изучения психологии творчества 10
1.2. Подходы к изучению творческой личности 32
1.3. Способность к творчеству 39
1.4. Особенности творческой деятельности 49
1.5. Характеристики творческого процесса 55
1.6. Постановка проблемы 62
Глава 2. Методы и. процедура экспериментального исследования 65
2.1. Характеристика объекта исследования 65
2.2. Процедура и методы исследования 66
2.2.1. Методы изучения творческой деятельности 66
2.2.2.Особенности изучения компонентов творческой деятельности..76
2.2.2.1. Изучение творческой позиции 78
2.2.2.2. Изучение творческого выражения 78
2.2.2.3. Творческий продукт 81
2.2.3. Изучение личностных особенностей студентов 81
2.3. Описание методов статистического анализа 87
Глава 3. Экспериментальное исследование компонентов творческой деятельности студентов ... 8 8
3.1. Отношение студентов к творческой деятельности 88
3.2. Результаты исследования компонентов творческой деятельности 95
3.3. Анализ взаимосвязей между компонентами творческой деятельности и личностными особенностями студентов 120
3.4. Анализ типологии студентов по результатам творческой деятельности 128
3.5. Особенности творческой деятельности студентов в группах различной профессиональной направленности 138
Заключение 142
Основные выводы 146
Список литературы 149
Приложения 166
- Подходы к изучению творческой личности
- Особенности творческой деятельности
- Методы изучения творческой деятельности
- Отношение студентов к творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность проблемы. В наше богатое переменами время особенно ценны человеческая неповторимость, способность принимать нестандартные решения, умение взглянуть на проблему с новой точки зрения. Такая человеческая уникальность тесно связана с творчеством. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового. "Творчество, будучи деятельностью, абсолютно необходимо для существования общества, это в то же время и самоцельная потребительская деятельность, замена утраченного инстинкта» (Вильчек В.М, 1998, с .29). Поэтому проблемы изучения творчества, его условий, факторов и механизмов приобретают в настоящее время исключительную актуальность.
Исследования в области психологии творчества направлены на научно обоснованное решение практических вопросов: в каких условиях человек работает эффективнее, как определять качества личности, обеспечивающие ее успех в различных видах деятельности, как формировать творческие способности, какова возрастная динамика творчества? (Ананьев Б.Г., Богоявленская, Д.Б, Брунро М.Е., Вайнцвайг П., Василейский СМ., Выготский С.Л., Гилфорд Дж., Грановская P.M., Додонов Б.И., Дорфман Л.Я., Дружинин В.Н., Дунчев В.Н., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Кан-Калик В.А., Крылов А.А., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Лезин Б.Ф., Леонтьев А.Н., Лук А.Н. Матюшкин A.M., Мерлин B.C., Моляко В.А., Никифоров Г.С, Суходолский Г.В., Тутушкина М.К., Шадриков В.Д.,Эльконин Д.Б., Ярошевский М.Г. и др.). Изучаются внутренние механизмы творчества (Пономарев Я.А., Василюк Е.Ф., Гербачевский В.К., Клике Ф., Петровский A.M., Платонов К.К., Тихомиров O.K., Солдатова Е.Л., и др.).
Пономаревым Я.А. рассматривает творчество в широком смысле как «механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию; творчество человека - как одна из конкретных форм проявления этого механизма. В основу подхода к изучению данной конкретной формы положен принцип трансформации этапов развития в структурные уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий» (Пономарев Я.А., 1976). В основу понимания психологического механизма творчества положена динамика форм развития поведения детей и поведения взрослых в ходе решения творческих задач. Богоявленская Д.Б. отмечает, что творчество предполагает увлеченность самим предметом, т.е. поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что "имело место развитие деятельности по инициативе самой личности (фактически саморазвитие деятельности), а это, на наш взгляд, и есть творчество" (Богоявленская Д.Б., 1983).
По нашему мнению, интересным и актуальным является изучение творческой деятельности, как качественно более высокого уровня любой деятельности, а также выделение и изучение отдельных компонентов творческой деятельности, так как эта область психологии творчества мало изучена.
Цель исследования: выявить основные психологические характеристики компонентов творческой деятельности (КТД) и определить взаимосвязи КТД с личностными особенностями студентов.
В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1.Творческая деятельность представляет собой сложный,
системообразующий процесс, включающий такие компоненты, как творческая позиция, творческое выражение, творческий продукт, которые являются характеристиками данного вида деятельности и играют важную роль в ее формировании.
2. Ведущим компонентом в структуре творческой деятельности
является творческая позиция.
Характеристики компонентов творческой деятельности студентов связаны с их личностными особенностями.
Уровень развития и соотношение вышеназванных компонентов творческой деятельности позволяют определить особенности творческого потенциала студентов в различных сферах деятельности.
Для проверки гипотез были сформулированы следующие основные задачи:
Исследовать представления студентов о феномене творчества.
Выделить и определить компоненты творческой деятельности и исследовать их психологические характеристики.
Исследовать влияние личностных особенностей студентов на структуру их творческой деятельности.
4. Выделить группы студентов по творческой продуктивности.
Провести сравнительный анализ выделенных групп.
5. Исследовать особенности творческой деятельности студентов в
группах различной профессиональной направленности.
Объектом исследований стали студенты 1-х - 4-х курсов строительных, автодорожных и архитектурных специальностей. Всего 256 человек в возрасте от 17 до 23 лет.
Предметом настоящего исследования являлись компоненты творческой деятельности студентов.
Методы экспериментального исследования. Для реализации
поставленных задач были использованы письменные опросники,
проективные задания, открытое анкетирование, метод самоотчета, метод эксперимента, творческие задания, методы математической статистики.
Для статистической обработки данных применялись: корреляционный анализ; описательные статистики, определялись достоверно значимые различия в средних значениях показателей, которые анализировались с использованием критерия Стьюдента.
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета прикладной статистической программы "STATISTICA for Win, ver. 5.0".
Достоверность полученных данных обеспечивалась комплексным подходом к описанию и изучению объекта исследования, адекватностью применяемых методов исследования и статистической надежностью полученных результатов.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. В структуре творческой деятельности вьщеляются следующие компоненты:
Творческая позиция - отношение и потенциальная готовность субъекта
к творчеству, определяемые взаимодействием его потребностей, интересов, убеждений и представлений о самом себе и окружающем мире.
Творческое выражение - средства, с помощью которых реализуется творческая позиция в повседневной жизни, способ реагирования на окружающую действительность.
Творческий продукт - то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым.
2. Основные психологические составляющие компонентов творческой
деятельности:
Творческая позиция включает в себя самооценку творческих способностей, готовность к творчеству, творческую направленность личности.
Творческое выражение и в вербальной, и в невербальной сфере включает в себя скоростные показатели (беглость), категориальную гибкость, интеллектуальные особенности личности и эмоциональную составляющую.
Творческий продукт характеризуется такими показателями, как стандартность - нестандартность, оригинальность - стереотипность.
3. Предложенные методы "Творческая работоспособность" (модифицированный тест Платонова К.К.), анкеты и методический подход "Фиторобот", разработанные автором, позволяют изучать компоненты творческой деятельности.
4. По продуктивности творческой деятельности можно выделить
следующие группы студентов:
Группа "творцов", группа "стереотипных" и переходная группа. В группе "творцов", в свою очередь, можно выделить три подгруппы: "творцы-универсалы", "творцы-вербалы", "творцы-невербалы".
5. Компоненты творческой деятельности студентов связаны с
определенными личностными особенностями студентов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
В данном исследовании получила развитие теория творческой деятельности (ТД).
Выделены компоненты творческой деятельности и их основные психологические составляющие.
3. Выявлена связь компонентов творческой деятельности студентов с
их личностными особенностями.
4. Выделены типы студентов по продукту их творческой
деятельности. Проведен сравнительный анализ выделенных групп.
Практическая значимость.
1. Разработан методический подход "Фиторобот", изучающий невербальное творчество, который может быть использован в диагностических целях.
Показаны пути развития отдельных компонентов ТД студентов в процессе профессиональной подготовки.
Обоснована необходимость использования в обучении методов развивающих творческое мышление и компоненты ТД.
Разработан и прочитан (в СПбГАСУ) курс по выбору «психология творчества» с применением методик, развивающих творческую деятельность студентов.
Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в целях профориентации, профадаптации и профессиональной подготовки на различные специальности.
6. Полученный материал может служить основой для коррекции
учебных программ технических вузов, для расширения их за счет
дисциплин, развивающих творческое мышление.
Апробация результатов.
Основные положения и результаты исследования изложены в 11 публикациях, обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии при Государственном Архитектурно-Строительном университете.
Материалы диссертации докладывались на 54-й научно-практической конференции СПбГАСУ (1997г.); на 51-й, 52-й, 53-й и 55-й международных конференциях молодых ученых СПбГАСУ (1997, 1998, 1999, 2001 гг.); на 5-й Международной конференции ЛЭТИ (1999г.).
Данные материалы реализованы в учебных программах «психология и педагогика» кафедры практической психологии СПбГАСУ и «психология инженерного творчества».
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Список литературы содержит 228 названий, из них - 23 на иностранных языках. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками и схемами.
Подходы к изучению творческой личности
Знаниями о собственно творческой личности психологи во многом обязаны работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности.
В исследованиях творческой личности изучались различные (мотивационные, коммуникативные и др.) характеристики одаренных людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К.Тейлора, К.Кокс, Э.Роу, Л.В.Шавинской (Солдатова Е.Л.,1996, Яковлева Е.Л.,1997, Renzulli J.,1977, Taylor С. W.,1967) и др. В результате исследований, относящихся к этому направлению, создается обобщенный портрет одаренных, творческих людей. Так указывается, что для одаренных людей характерны толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; готовность к росту; готовность к риску; стремление к признанию; готовность трудиться ради признания (Тутушкина М.К.,1985, Хоровитц Ф., 1988, Яколвева Е.Л.,1997). В результате исследований, проведенных на детях, отмечается, что творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, неконформны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, менее ригидны, более уверенны в себе, более настойчивы; отмечается также, что в основе этого набора личностных черт лежит большая толерантность к стрессу (Яколвева Е.Л.,1997). Фактически, в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но мало говорит о природе творческой одаренности, и о путях ее развития.
Более интересны, по нашему мнению, исследования творческой одаренности, в которых предпринимается попытка преодолеть ограниченность вышеуказанных подходов; эти исследования характеризуются тем, что творческая одаренность признается многомерным явлением, включающим, интеллектуальные и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.
Так, например, главное отличие творческой личности представители психоаналитической психологии видят в специфической мотивации. Рассмотрим основные: Фрейд считал творческую активность результатом сублимации либидо на другую сферу деятельности: в результате творческого акта лежит всегда опредмеченная в социально приемлемой форме сексуальная фантазия. А. Адлер считал творчество итогом компенсации комплекса недостаточности (в переводе, по мнению Дружинина, - комплекса неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, который видел в нем проявление архетипов коллективного бессознательного. Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Представители гуманистической психологии Г. Олпорт и А. Маслоу считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей (Додонов Б.И., 1978, Якобсон П.М., 1934, ЯколвеваЕ.Л.,1997).
Творчество социально значимо для человека. Человек, открытый творчеству обладает следующими особенностями: Открытость опыту. Это противоположно психологической защите. Это полная открытость сознанию того, что существует в данный момент, является важным условием созидательного творчества.
Внутренний локус оценивания. Источник оценивания находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвал или критики других, а устанавливается им самим.
Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями. Именно из этой игры-исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни.
С самого начала гуманистическая психология занималась изучением способностей и возможностей человека, а именно - любовь, творчество, «Я», развитие, организм, реализация своих возможностей, высшие ценности бытия, становление, спонтанность, смысл, опыт, психическое здоровье и др. Это психология, целью которой является здоровый творческий индивид. Такой подход связан с именами Ш. Бюллер, А. Маслоу, Дж. Олпорта, К.Роджерса, Э. Фромма и др. (Солдатова Е.Л., 1996)
Ряд ученых полагает, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие высокой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на внутренний локус, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» - концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении (отмечают не только психоаналитики, но и генетики). (Дружинин В.Н., 1995).
Чемберс считает что, сущность творческого человека заключается в том, что он способен сочетать в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого.
Главной чертой творческой личности, считает Карл Юнг, является смелость: смелость ума, духа; смелость сомневаться в общепринятом; смелость разрушать ради того, чтобы создать нечто лучшее; смелость думать так, как не думает никто; смелость целиком отдаваться жизни внешней или внутренней; смелость следовать своей интуиции вопреки логическим рассуждениям; смелость воображения, позволяющая представить недостижимое, а потом попытаться достичь его; смелость противопоставить себя большинству, и, если нужно вступить с ним в конфликт; смелость быть самим собой (Лук А.Н., 1978, 1979).
Особенности творческой деятельности
Психологическая система деятельности, как поведения человека в целом, является динамической, развивается во времени, изменяет состав входящих в нее компонентов и связей между ними даже при сохранности системообразующей функции (Суходольский Г.В., 1972).
Все системные образования характеризуются свойством вариативности-невариативности, - это свойство является одним из «атрибутивных параметров системы» (Уемов А.И., 1978). По Уемову, невариативными системами являются те, в которых искомое отношение тождественно системообразующему, то есть обладающему свойством однозначных (иррефлексивных, антисимметричных и транзитивных) зависимостей. А вариативными - те системы, в которых имеют место не только системообразующие, но и иные отношения, не обладающими указанной жесткой зависимостью. К вариативным системам применительно понятие состояния (Толочек В.А., с. 175). В формально-логической интерпретации простым примером невариативной системы может служить абстрактное понятие треугольника, а вариативной - треугольник в различных состояниях, в определенной соразмерности, локализации и ориентации в пространстве.
Вариативность - невариативность (нестереотипность - стереотипность), предположительно, может определяться и как формальный параметр поведения субъекта, и как параметр его психических процессов, состояний, свойств, отношений (Певзнер А.Е.). «Психическое свойство - это способность индивида на определенные объективные воздействия отвечать определенными психическими деятельностями (Рубинштейн С.Л., 1973 -с.287) В процессе деятельности у ее субъекта происходят постоянные взаимообусловливающие переходы и интеграция (интеграции) психических процессов через состояния в свойства (Ананьев Б.Г.,1968, 1980, Платонов К.К., 1970, 1982), формируются в том числе профессионально важные качества, индивидуальный стиль адаптации и индивидуальный стиль деятельности личности (Шадриков В.Д., 1982). Как свойство действующего субъекта Вариативность - стереотипность в какой-то части сходно с такими свойствами темперамента и личности, как, например, пластичность, гибкость, оригинальность, консерватизм, но в отличие от них существует не косвенно, как вещь в себе, не латентно, а прямо и явным способом проявляется на операционном уровне.
Собственно, проблема в общем виде состоит в определении тех относительно устойчивых качественных моментов, обнаруживающих эффекты уравновешивания (статики и динамики) и обусловливания (причин и следствий), «много-многозначных» взаимодействий (Ананьев Б.Г., 1968, 1980, Мерлин B.C., 1986), «внутренних переходов» (Леонтьев А.Н., 1969) внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, ставшего и становящегося, потенциального и реального, явного и латентного, способствующего и препятствующего, в осуществлении определенной деятельности определенным индивидом в определенных условиях. Другими словами, эта проблема состоит в определении количества моментов целенаправленной активности субъекта деятельности, с одной стороны, -стабилизирующих эффекты уже осуществленной деятельности, с другой стороны - инициирующих дальнейшую деятельность.
Понятие активности мы употребляем в интерпретации, данной В.А. Петровским (Петровский В.А.,1992), разграничивающей процессы реализации деятельности и процессы движения самой деятельности. К процессам «отдельной» деятельности относятся моменты движения, входящих в состав мотивационных, целевых «единиц» и операциональных образующих деятельности, а также переходов между ними. Процессы активности образуют моменты прогрессивного движения самой деятельности (ее становления, развития и видоизменения). Упрощая, условно можно сказать, что при «пассивном» осуществлении деятельности субъект ограничивается уже существующей способностью, реализует, воспроизводит, актуализирует то из своего наличного потенциала, что считает достойным в данной ситуации или в той мере, насколько это позволяют внешние условия, а при «активной» деятельности он еще к тому же стремится творчески преобразовать внешние и внутренние, объективные и субъективные условия деятельности.
Моменты осуществления и моменты активности деятельности - единое целое, они объединяются в отношении одного и того же предмета, который выступает вначале, первично, - как «вещь», ориентирующая и подчиняющая деятельность субъекта, а затем, вторично, - как образ предмета, как продукт психического отражения свойств и отношений этой «вещи» в контексте деятельности. Внутреннее воздействует через внешнее, изменяя его, и эти самым изменяя себя (Леонтьев А.Н., 1972, Петровский В.А., 1992)
Для психологического исследования параллельных моментов деятельности явилось продуктивным привлечение понятия установки. Асмолов А.Г. (Асмолов А.Г., 1979) с позиции деятельностного подхода выделяет четыре уровня установок (смысловые, целевые, операциональные, психофизиологические установки) и рассматривает их как механизм разграничения и одновременно интеграции двух слоев движения деятельности: один из них структурирован наличными установками, другой наполнен совокупностью потенциальных, но еще предметно неоформленных моментов движения, которые могут использоваться для компенсации неадекватности между актуально действующими установками и выходящими за их рамки условиями деятельности. Именно этот обладающий особой пластичностью слой спонтанной активности, преодолевая прежние установки, отливается затем в форму новых установок субъекта (Асмолов А.Г., 1979, Петровский В.А., 1992).
В отношении процесса простого осуществления деятельности применимо понятие целенаправленность, в отношении процесса творческой деятельности применимо понятие целеполагание (Петровский В.А., 1992) Целенаправленная активность реализует сформировавшуюся основу (систему) деятельности в переходах «условия-средства-результат». Целеполагающая активность создает новую систему деятельности в переходах «мотив-цель-задача». Следовательно, сужение процессов целеобразования и целеполагания, уменьшение адаптивного пространства (поля необходимых, «рутинных» и перспективы возможных, «творческих») целей и подцелей влечет снижение уровня вариативности действий и наполнения ее механизмами установочной стабилизации более низкого уровня (Певзнер А.Е., 1996).
Методы изучения творческой деятельности
Основным предметом изучения являются компоненты творческой деятельности, поэтому мы включили в исследование методики, изучающие особенности и продуктивность графической и вербальной творческой деятельности.
Как видно из предшествующего анализа, существуют различные подходы к изучению творчества. Одни исследования сосредоточиваются на биографических данных творческой личности, другие анализируют условия, благоприятствующие творческой деятельности (Глотова Г.А., 1992, Дружинин В.Н., Шадриков В.Д., 1991, 1995, Солдатова Е.Л., 1996, Щелобанова Е.И., Аверина И.С., 1994, Басин Е.Я., 1985). Исследуются способности к дивергентному мышлению и связь их с различными качествами личности (Барко В.И.Дюнюников А.Н., 1991, Воронин А.Н., 1994, Гильбух Ю.З., 1989, Шадриков В.Д., 1991, Дружинин В.Н.,199, Солдатова Е.Л., 1996, Barron, Wallach,1969. Guilford J. P, 1967, и др). В части работ сочетаются клинические и психометрические методы, используются методики индивидуального тестирования и методы наблюдения. Рассматриваются различия по ряду свойств у людей, отнесенных к творческим и нетворческим группам (Guilford J. Р, Животноглядова И.В., МолякоВ.А., 1973, 1975, 1978)
Большие достижения в области исследования и тестирования творческой деятельности связаны с работой психологов Южнокалифорнийского университета Д.Гилфорда и Е.Торранса, создавших концепцию креативности, как универсальной познавательной творческой способности и тесты программы исследования способностей (ARP) (ГодфруаЖ,1992, Torrance Е.Р. 1971., Guilford J. Р, 1975, Renzulli J., 1979) т.н. батарею южнокалифорнийских тестов, исследующих легкость, гибкость и точность мышления. Творческое мыление (по Гилфорду Guilford J. P., 1967, 1968) включает в себя дивергентную продукцию, т.е. порождение новой, оригинальной необычной информации. Дивергентное мышление характеризуется беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью. Беглость - способность к генерированию большого числа идей. Гибкость - как категориальная гибкость т.е. способность к продуцированию разнообразных идей. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно. Однако творческое мышление не сводится только к дивергентному мышлению; оно также включает чувствительность к проблемам и способность к переопределению. Дж. Гилфорд никогда не пользовался в своих исследованиях четко определенной батареей, а использовал те задания, которые отвечали требованиям обследуемых факторов. Поэтому говорить о четко определенном «тесте Гилфорда» нет смысла. Существует словарь, который включает множество примерных заданий (Анастази А., 1982).
Другой известной и, судя по анализу экспериментальных исследований, достаточно популярной психодиагностической методикой является методика Торренса (Дружинин В.Н., 1995, Туник Е.Е., 1997). Тесты творческого мышления Торренса были разработаны в связи с задачами образования, как часть продолжительной исследовательской программы методической работы с учащимися, стимулирующей их творческие способности. Некоторые из тестов Торренса есть, по существу, адаптация методик южнокалифорнийских тестов. Более того, показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда, а именно: легкость, гибкость, оригинальность и точность. По этому поводу Э. Торренс говорит, что не пытался создать факторно чистые тесты, а стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Показатели каждого теста отражает, поэтому два, три или все четыре упомянутых фактора. 12 тестов творческого мышления Торренса сгруппированы в вербальную и звуковую батареи. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышление, вторая - изобразительное творческое мышление, третья - словесно-звуковое творческое мышление. Тесты предназначены для занятий в детском саду и во всех классах школы, хотя до 4 класса их нужно предъявлять индивидуально и устно. Каждая батарея имеет две эквивалентные формы.
В методической части руководства к тестам Торренса приводятся результаты по определению надежности методик, их взаимокорреляции в основном приходятся на интервал от 0,8 до 0,9. Фактор оригинальности, как доказано, составляет наибольшую трудность для оценивающих тест, их коэффициенты надежности в данном случае ниже 0,8. В целом, вербальные показатели дают более высокую надежность, чем показатели изобразительных тестов. Как и в южнокалифорнийском тесте, скорость есть составная часть выполнения тестов Торренса, впрочем, она характеризует буквально все современные творческие тесты.
Анастази отмечает, что в целом, данных о связи тестов Торренса с обычным критерием творческих достижений явно не достаточно. Необходимы работы по исчерпывающей систематической валидизации тестов, раскрывающие связь этих тестов с мерами других свойств интеллекта и с практическими критериями. Употребление таких показателей, как легкость, гибкость, оригинальность и продуктивность достаточно спорно. Взаимокорреляция разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя по разным тестам. Отсюда, по-видимому, следует, что нецелесообразно пользоваться более чем одним показателем по одному тесту или рассматривать одинаково названный показатель из различных тестов, как меру одного и того же свойства личности. (Анастази А., 1982).
Хотя описанные выше тесты Гилфорда и Торренса измеряют существенные аспекты творчества, но другие способности, бесспорно, также способствуют эффективности творческих достижений, особенно в науке. Очевидно, что творческие достижения в науке, технике искусстве, музыке и других областях человеческих интересов — требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности. В имеющихся тестах творчества обращается внимание на отдельные элементы этого сочетания.
Отношение студентов к творческой деятельности
Для того чтобы подтвердить (или опровергнуть) выводы нашего теоретического исследования, убедиться в их значимости для студентов и четче очертить круг изучаемых явлений, мы провели анкетирование студентов. Разработка анкеты 1 (смотри приложение 1) осуществлялась на основе результатов анализа бесед со студентами и экспертных оценок практических психологов. В основной раздел анкеты включены суждения об особенностях творчества и творческой деятельности. Суждения подбирались и формулировались с учетом рекомендаций и правил составления опросников, представленных в научной литературе. Ответы на вопросы №1, 2, 6, 7 подвергались контент-анализу и, на его основе, определялись особенности творческой личности, подбирались методы дальнейшего исследования и разрабатывалась вторая анкета. Ответы на вопросы № 3, 4, 10 позволяют определить выраженность творческой позиции испытуемых. Вопросы № 5, 8, 9, направлены на выявление некоторых аспектов творческого выражения.
На данном этапе исследований принимали участие студенты 1-го, 2-го, 4-го курсов всех специальностей СПбГАСУ, всего 256 человек СПбГАСУ в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 167 юношей и 89 девушек.
Отношение студентов к творчеству в целом, оказалось для нас неожиданным. Мы предполагали, что непременно будет разброс мнений, но только два человека из всей выборки выразили отрицательное отношение к творчеству, что составляет 0,78%. Все остальные - 99,22% положительно относятся к творчеству. Из них 11 человек - 4,3% -выразили положительное отношение, но с некоторыми оговорками (например, «все хорошо в меру» или «всему свое время и место»). В целом, это отражает общую положительную установку к творчеству.
В рамках нашего исследования особенно важно суждение студентов о приоритетах в творческой деятельности. Для изучения этого вопроса, студентам предлагалось определить, что в творческой деятельности является для них самым важным: идея, готовность творить, интуиция, сам процесс творчества, результат, оценка результата другими людьми, свой вариант (3-ий вопрос анкеты).
Полученные ответы мы сгруппировали следующим образом: Постановка студентами идеи и (или) готовности творить на первое место в структуре творческой деятельности, свидетельствует, по нашему мнению, о выраженности творческой позиции. Если студенты считали, что в творческой деятельности важнее всего интуиция и (или) сам процесс творчества, то данный выбор свидетельствует, по нашему мнению, о более инструментальном подходе к творческой деятельности, что указывает на направленность на творческое выражение. Те студенты, которые посчитали, что в творческой деятельности самое важное - это результат и (или) оценка результата другими людьми, говорит, по нашему мнению, о нацеленности на результат, особой важности творческого продукта для этой категории студентов (выделение данных компонентов подтверждено экспертным анализом).
Количественно ответы студентов распределились следующим образом: суждение о приоритете творческой позиции высказали 41% студентов, творческому выражению отдали предпочтение 35% студентов и главную роль отвели творческому продукту - 24 % студентов. Результаты данного этапа исследования позволяют сделать
предварительные выводы о том, что в структуре творческой деятельности, с точки зрения студентов, ведущая роль принадлежит творческой позиции.
В соответствии с задачами исследования и для уточнения соотношения веса каждого компонента в структуре творческой деятельности и выяснения представления студентов о возрастных и профессиональных «пиках» творческой деятельности нами была разработана анкета №2 (см. приложение 2).
Они связывают это с необходимостью осваивать окружающий мир, с формой общения, которую предлагают детям взрослые, а в последствии развиваются детьми - сказки, игры и т.д. Высокие значения необходимости творчества в школьном и студенческом возрасте, студентами практически никак не объясняется. Лишь в редких случаях студенты говорят о необходимости усваивать программный материал, в чем им помогает творческий нестандартный подход, или иметь выход из «жестких школьных рамок». Только семь человек из всей выборки объяснили необходимость творчества интересом к познанию нового, интересом к жизни. По нашему мнению, высокие оценки значимости творчества на первых трех возрастных этапах может также быть связано с общей высокой установкой к творчеству с одной стороны, и идентификацией себя с перечисленными возрастами - с другой. Что косвенно подтверждается данными, полученными с помощью первой анкеты.