Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Родионова Анна Александровна

Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста
<
Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родионова Анна Александровна. Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста : 19.00.13 Родионова, Анна Александровна Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста (на примере семейных отношений) : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.13 Тамбов, 2007 167 с. РГБ ОД, 61:07-19/484

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Теоретико-методологические основы исследования прощения каксоциально-психологического феномена» С. 10

1.1. Проблема прощения в истории отечественной и зарубежной научной мысли С. 10

1.2. Психологическая сущность прощения С. 29

1.3. Психологическая характеристика нравственной потребности С. 54

Глава 2. «Экспериментальная программа развития нравственной потребности на примере исследования прощения» С. 72

2.1. Методы исследования изучаемой проблемы С. 72

2.2. Психологическая модель удовлетворения потребности в прощении как условия личностного роста С. 81

2.3. Программа эксперимента по развитию нравственной потребности личности на примере прощения в семье С. 94

Заключение С. 116

Список использованной литературы С. 117

Приложения С. 129

Введение к работе

Актуальность исследования. На данном этапе развития общества проблемы нравственности и нравственного развития личности становятся все более значимыми. В связи с этим актуализируется ряд проблем нравственного развития человека, в том числе и проблема прощения как удовлетворения нравственной потребности. Прощение затрагивает все сферы человеческой деятельности. Поэтому для психологов так важны знания о структуре этого процесса, факторах, оказывающих влияние на него, помогающие оптимизировать прощение (Э. Фромм, Э.-А. Гассин, С. Фридман, Р. Энрайт, и др.).

Особую значимость приобретает проблема прощения для семьи (М. Джемс, СВ. Ковалев, В.А. Сысенко и др.), так как семья представляет собой «микрообщество» и все проблемы, происходящие в обществе, находят свое отражение в семейных отношениях.

Прощение представляет собой пример нравственного поступка личности, а, следовательно, налицо существование связи между прощением и личностным ростом. Исходя из этого, можно допустить, что, выбирая способы и формы прощения, человек создает условия для личностного роста, развития нравственности (Б.С. Братусь, В. Вичев, Л. Колберг и др.).

Несмотря на большой интерес исследователей к прощению как условию личностного роста, данная проблема еще недостаточно изучена в современной научной литературе, что затрудняет понимание психологической сущности прощения.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема прощения берет начало в теологии (Г. Кюнг, А. Мень, Б.В. Ничипоров и др.), философии (Публий Сир, Цицерон, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Б. Спиноза, Ф. Ницше, B.C. Соловьев и др.), активно исследуется в этике (Е.М. Богат, А.А. Гусейнов и др.), широко представлена в художественной литературе (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.).

В отечественной и зарубежной психологической литературе данная проблема исследуется с разных позиций.

Так, в зарубежной психологии существует точка зрения, что в прощении человек может найти смысл жизни (К.Г. Юнг, В. Франкл и др.), прощение понимается как восстановление доверия (М. Джемс и др.). Р. Энрайт выделил признаки, определяющие контекст, в котором прощение оказывается уместным, указал этапы и фазы процесса прощения. Позднее в исследованиях Р. Энрайта, С. Фридмана и С. Хуанга была выявлена связь между прощением и физическим здоровьем.

В отечественной науке выделяется точка зрения на прощение как на принятие другого (Ю.М. Орлов и др.), отмечается роль диалога в процессе прощения (Н.В. Гришина, Ф.Е. Василюк и др.), эмпатии и альтруистической мотивации в прощении (В.Г. Крысько, Е.П. Ильин и др.).

Имплицитно взаимосвязь нравственной потребности и прощения рассматривалась в работах, посвященных теории потребностей (B.C. Магун, В. Вичев, И.А. Джидарьян, и др.).

Изучение проблемы удовлетворения нравственной потребности в форме прощения как условия личностного роста представлено в работах В.П. Зинченко, СБ. Каверина, Н.А. Коваль и др.

Однако необходимо отметить, что удовлетворение потребности в прощении как условие личностного роста пока еще недостаточно исследовано в современной науке как психолого-акмеологическая проблема.

В связи с вышеизложенным возникают противоречия:

между философско-теологической изученностью прощения и ее представленностью в психологической науке;

между психологическими подходами к пониманию проблемы прощения как удовлетворения нравственной потребности и акмеологическим содержанием этого феномена;

между акмеологическим характером этого процесса и недостаточной психологической изученностью удовлетворения нравственной потребности в прощении как условии личностного роста.

Указанные противоречия обусловили существование проблемы, которая заключается в том, что прощение рассматривается чаще через удовлетворение нравственной потребности, как отказ от обвинения. Вместе с тем, недостаточно учитывается акмеологическии характер этого процесса, а именно, реализации нравственной потребности личности в форме прощения как условие развития личности. Негативными последствиями нерешенности данной проблемы остается раздельное существование прощения и личностного роста, нереализованность возможности личностного роста через удовлетворение нравственной потребности в прощении, неизученость данного феномена в семейных отношениях. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Объект исследования: личностный рост на основе развития нравственной потребности личности.

Предмет исследования: удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста.

Цель исследования: разработать психологическую модель удовлетворения потребности в прощении как условия личностного роста и апробировать ее в ходе психологического практикума.

проанализировать научные подходы к пониманию проблемы прощения как удовлетворения нравственной потребности;

исследовать психологическое содержание процесса прощения как условия личностного роста;

выявить психологические факторы, влияющие на процесс прощения как условия личностного роста при удовлетворении нравственной потребности.

разработать психологическую модель удовлетворения нравственной потребности в прощении как условие личностного роста.

Гипотеза заключается в предположении о том, что прощение становится реализацией нравственной потребности личности и влияет на личностный рост, если отказ от обвинения обусловлен принятием позиции другого, признанием собственной вины и возвышением над наличной ситуацией с учетом таких психологических факторов, как раскаяние, толерантность, нравственность, надситуативность и развитие.

Теоретико-методологическую базу исследования составили

теоретические положения деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), основные идеи нравственной психологии (Л. Колберг, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, В. Вичев), акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.И. Кузьмина и др.), теории потребностей (В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин, СБ. Каверин).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научных источников; эмпирические методы - эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование: специально разработанная методика «Диагностика по изучению мотивации прощения», методика «Завершение предложения», методика «Анализ жизненных ситуаций», модифицированные опросники FPI и Басса-Дарки, модифицированный Эгоцентрический Ассоциативный Тест (ЭАТ) (И. Шустрова), тест Ассертивности, методика «Отношение к другому» (А.А. Бодалев, Ю.В. Александрова) и Методика Многомерного Исследования Нравственности (В. Подоляк); методы обработки данных - факторный анализ, корреляционный анализ, сравнительный анализ. Обработка и вычисления проводились с использованием программы SPSS 13.0 для Windows.

Научная новизна исследования.

Систематизированы подходы к изучению прощения через удовлетворение нравственной потребности: теологический, философский, гуманистический, экзистенциальный, аксеологический и акмеологический.

Раскрыто психологическое содержание прощения как условия личностного роста через удовлетворение нравственной потребности, включающее в себя взаимодействие двух субъектов, один из которых испытывает обиду, а другой вину; эмоциональность; эмпатию; идентификацию; рефлексию; а также направленные действия.

Обнаружена группа психологических факторов, оказывающих влияние на удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста, а именно: раскаяние, толерантность, нравственность, надситуативность и развитие.

Теоретическая значимость исследования. Доказана взаимосвязь компонентов в модели удовлетворения нравственной потребности в прощении как условия личностного роста.

Конкретизировано понятие «прощения» как психологический процесс отказа от обвинения в форме принятия позиции другого, признания собственной вины и возвышения над наличной ситуацией.

Разработана психологическая модель удовлетворения нравственной потребности в прощении как условия личностного роста, включающая в себя проступок; оценку нравственной ситуации; сопоставление нравственных альтернатив; признание вины; принятие позиции другого; нравственная потребность; действие психологических факторов.

Практическая значимость исследования. Разработаны методики изучения прощения и программа развития способности к прощению, которые могут быть использованы в практике семейного консультирования и в учебных курсах «Психология семьи», «Акмеология».

Достоверность и надежность полученных результатов исследования определяются современными теоретическими и методологическими предпосылками исследования; опорой на достижения современной психологии; использованием комплекса эмпирических методов для проверки научных результатов исследования; корректным применением статистических методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и выводы исследования освещались в докладах и сообщениях на научных конференциях преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2006), на международной конференции (Смоленск, 2006), на региональной конференции и межрегиональном семинаре (Тамбов, 2006), на VI научно-практической конференции «Деевские чтения» (Рязань, 2006), на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема прощения как условия личностного роста через
удовлетворение нравственной потребности может быть изучена с точки
зрения теологического, философского, гуманистического,
экзистенциального подходов, а также путем анализа акмеоориентированных
ценностей на основе аксеологического подхода.

  1. Прощение представляет собой психологический процесс отказа от обвинения в форме принятия позиции другого, признания собственной вины и возвышения над наличной ситуацией.

  2. Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста происходит под влиянием факторов раскаяния, толерантности, нравственности, надситуативности и развития.

  3. Психологическая модель удовлетворения нравственной потребности в прощении как условия личностного роста включает в себя такие компоненты, как: проступок (причинение вреда, ущерба); оценка нравственной ситуации в диаде обидчик - обиженный; сопоставление нравственных альтернатив; признание собственной вины; принятие позиции другого; нравственные потребности; психологические факторы.

Организация исследования. Базой проведения исследования стал Институт психологии Тамбовского Государственного Университета имени

Г.Р. Державина, Центр психологической реабилитации и коррекции личности, Центр планирования семьи и репродукции при ГУЗ «Областная больница». Всего участие в исследовании приняли 250 человек, из которых 50 медицинских работников больниц г. Тамбова и Тамбовской области, 50 молодых семей, 150 студентов Института психологии.

Проблема прощения в истории отечественной и зарубежной научной мысли

Глагол простить пришел в русский язык давно, в общеславянский период. Образован этот глагол от прилагательного прость (современное "простой") при помощи суффикса -и (-ти). Первое значение глагола простить "освободить" (от долгов, грехов и т. д.).

Следует отметить, что прилагательное простой, родственное глаголу простить, в прошлом было сложным словом - состояло из про - "перед, до" и - стъ (того же корня, что и глагол стать). Первоначальное значение слова простой "впереди стоящий".

Глагол простить имеет несколько значений:

1. Проявляя снисходительность, снять с кого-нибудь вину за что-либо; извинить.

2. Освободить кого-нибудь от обязательств.

3. Форма простите - при обращении или в значении вводного слова.

4. Форма прости (-те) в значении "прощай".

Производное «прощение» имеет два значения:

1. Действие по глаголу простить в 1 и 2 значении (прощение долгов; прощение обид; прощение грехов).

2. Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за проступок. По мнению В. Даля, «прощение» берет истоки от слова «простой», означающего «порожний», «пустой». Само же слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». Еще одним значением этого слова является «освобождать от мук, страданий, болезни», исцелять, успокаивать [43; с. 512 - 513]. В таком ракурсе прощение превращается в подвиг, благодеяние и великий дар прощающего. В самом высоком смысле прощение, снимающее мучительный гнет вины, освобождает провинившегося от возможной манипуляции со стороны пострадавшего, от собственных угрызений совести, расчищает место для чего-то нового, может быть, конструктивного, например, благодарности.

Свое начало изучение проблемы прощения берет в теологии. К этой проблеме обращались В. Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) [24], А. Мень [65; 66], Нил Сорский [78], П. Флоренский [122]. Среди современных теологов можно выделить А. Гармаева, Г. Кюнга [53], В.В. Милькова [69], Б. В. Ничипорова [83] и Я. А. Шипова [142].

Возможно, первые тщательные обсуждения прощения в межличностных отношениях могут быть обнаружены в иудейских и христианских религиозных текстах. И в той, и в другой литературе прощение людьми друг друга поощряется потому, что воспроизводит отношение Бога к его народу. В иудейских описаниях Бог изображается прощающим раскаявшихся людей. Согласно иудейской традиции, человек может быть прощен, если он признает, что действовал неправильно, просит прощения и обязуется впредь не совершать тех же прегрешений. Прощение тесно связано с восстановлением добрых отношений с обидчиком, настолько тесно, что некоторые иудейские теологи утверждают: прощение даруется после примирения, а не до него [26; с. 93].

Христианские взгляды отличаются от иудейских следующим: прощение не должно определяться какими-либо условиями. Другими словами обиженный не должен ждать, пока обидчик раскается, и не должен ограничивать количество раз, когда прощение даруется. [90; с. 78]. Дарование прощения имеет огромное значение в христианстве, оно является залогом прощения собственных грехов (Лк. 6: 31; Мф. 6: 12, 14-15). [89; с. 22; 251].

Христианин должен много прощать. В Евангелии от Матфея 6:15 сказано: «А если не будут прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». С точки зрения Нового Завета эта сторона Голгофы находится под благодатью. Павел говорит: «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Сердце христианина должно быть готово к прощению своего самого заклятого врага, в любой момент.

Если вы знаете, что кто-то затаил на вас в сердце гнев, обиду или злобу из-за того, что вы поступили с ним несправедливо, вы можете сделать первый шаг к примирению. Иисус говорит, что если вы приходите к Нему со своим даром и вспоминаете, что «брат ваш имеет что-нибудь против» вас, то оставьте дар свой, пойдите прежде примиритесь с братом вашим и лишь тогда принесите дар (Мф. 5: 23-24). Таким образом, Бог велит нам идти не только к тем, на кого мы сердимся и кому не хотим простить обиду, но и к тем, кто сердит и обижен на нас [90; с. 17].

Но самым главным в христианстве является, конечно, акт покаяния (исповеди).

Греческое слово «исповедоваться, признаваться» означает «соглашаться с кем-то». Когда мы исповедаемся в наших грехах нашему Небесному Отцу, мы находим согласие с Ним. Мы соглашаемся с Его отношением к греху, то есть к нашему греху перед Ним. Грех разрушителен для жизненных целей, он влечет за собой горькие последствия. Признание своих грехов также предполагает то, что мы берем на себя ответственность за наши действия. Мы не считаем других виновными за них. Исповедь необходима. Сознаваясь в своих грехах, мы освобождаемся от чувства вины, напряжения, давления и эмоционального стресса, которые влечет за собой грех. Тот, кто не может сознаться в своих грехах, продолжает испытывать эти бесполезные отрицательные эмоции.

По мнению современного отечественного священника и психолога Б.В. Ничипорова, покаяние - это одно из самых трудных дел на земле. «Покаяние, - пишет он, - это сокрушение о своих падениях в Боге, пред лицом Божьим... Покаяние - это не разовое эффектное «прости, Господи!». Это - собственно сама жизнь» [83].

Ещё раньше подобные мысли высказывал великий реформатор М. Лютер. Он считал, что для христианина покаяние не ограничивается лишь соответствующим таинством, оно должно пронизывать всю его жизнь. [53; с. 225].

Вообще покаяние - это одно из семи христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся изустно открывает грехи свои перед священником, при видимом изъявлении от него прощения, невидимо разрешается от всех грехов самим Иисусом Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимо искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов перед священником, разрешение священника, также устное. [50; с. 357; 54; с. 107].

Таинство покаяния установлено Иисусом Христом для того, чтобы христианин, согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и вновь восстановить или же умножить благодать, полученную при крещении. Для того, что бы удостоиться этого прощения грехов и восприятия Божьей благодати, необходимо: 1) исповедаться - то есть открыть все свои грехи священнику; 2) чистосердечно раскаяться в них; 3) принять возложенную духовником епитимию.

Психологическая характеристика нравственной потребности

Проблема нравственности в целом и нравственной потребности в частности находит отражение в таком направлении современной психологической науки, как «нравственная психология», находящаяся на стыке психологии и этики. В своей статье «Теоретические исследования. К проблеме человека в психологии» Б.С. Братусь пишет, что хотя связь этики как учения о нравственных началах и психологии охотно признается почти всеми, конкретные, реальные формы этой связи остаются весьма малопредставимыми. «Этика антипсихологична. Более того, в определенном смысле она принципиально антипсихологична. Ибо положения этики нормативны, они предписывают поступать так или иначе, не соотносясь, по сути, с психологией конкретного человека, его возможностями, положением, психологическими реалиями» [13; с. 67 - 72].

И психологов на самом деле этика тоже не интересует. Она имеет, в лучшем случае, совещательный, но отнюдь не решающий голос в исследовательском процессе. Задача в том, чтобы понять логику собственно психологического движения, психологических механизмов, а уже соотносится ли это с нравственным законом или нет - дело второе. Соотносится - хорошо, нет - психолог ничего поделать не может и не должен. Главное - не изменить своей, психологической правде. Задача психолога, считает Б.С. Братусь, - искать, где потеряно, а не там, где морально светло. Отсюда и отношение к изучению проблемы нравственного развития. Это одна из возможных форм применения психологического аппарата, определенный, причем достаточно узкий путь, угол зрения наряду с другими ракурсами и путями. Так может происходить и продолжаться до поры, пока психология полагает цели изучения личности, критерии ее развития, нормы, здоровья в ней самой, не соотнося их с путем развития человека. Если же это соотнесение произвести, то меняются понятия нормы, здоровья, самого смысла личности. И тогда психология из позиции наблюдателя борьбы за человека в человеке сама входит в область этой борьбы как ее инструмент, орудие. [13; с. 67 - 72]

Как считает Братусь, совершается кардинальный поворот: из психологии, согласной рассматривать нравственное развитие как частный вариант, сегмент своего применения, она становится нравственной психологией, действующей и видящей мир изнутри нравственного пространства, нравственного понимания человека.

Это вхождение психологии в этику, в нравственное пространство, по мнению Братуся, подразумевает наличие некой общей, единой пересекающейся территории, предмета (причем не второстепенного, а существенного), который одновременно должен принадлежать как психологии, так и этике. Таковой территорией и является отношение человека к другому. Действительно, это отношение - центр, стержень этики, ее "золотое правило" (поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой). И одновременно отношение к другому - это конкретно-психологический факт, правомерный объект рассмотрения психологии. Если при этом понимать личность как инструмент достижения человеком своего понятия, сущности, то оказывается, что психология исследует пути к некоему единому с этикой понимаемому благу (равно как законы и последствия отклонений от этих путей). Этика тогда по отношению к психологии оказывается не просто нормативной, абстрактно принудительной, но разрабатывающей, указующей те векторы, которые в основном и главном совпадают с предельной ориентацией, векторами нормального психологического развития.

Сказанное не означает, конечно, что вся остальная психология является безнравственной (точнее было бы сказать вненравственной), что сбрасываются со счетов, обесцениваются ее достижения, глубины познания, реальная помощь людям и т.д. Речь лишь о попытке соотнести линии психологии и этики, показать неслучайность их схождения и возможность для психологии сознательного служения задачам нравственного развития. В свою очередь, как мы видели, это соотнесение невозможно без опоры на определенное представление о сущности, образе человека. Нравственная психология в этом плане есть психология, могущая быть соотнесенной с нередуцированным представлением о человеке [13; с. 67 - 72].

В России идеалом нравственного человека всегда считался интеллигентный человек, такой, каким его описал академик Д.С. Лихачев. В своей статье "О русской интеллигенции" он говорил, что основной принцип интеллигентности - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности,- это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью,- это его не может уронить. [59. С. 3 - 9]. То есть по-настоящему интеллигентный человек выводит свое поведение исходя из своих нравственных идеалов, нравственных потребностей.

Что такое нравственная потребность с точки зрения психологии?

Что такое потребность вообще?

Вопрос о потребностях как самостоятельную проблему психологи начали рассматривать в первой четверти двадцатого века. Так, Л. Брентано определял потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности» [14; с. 67 - 72]. Сейчас существует несколько точек зрения на сущность потребности.

Термином «потребность» обычно обозначают следующие три феномена:

1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. 2. Свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности.

3. Определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности.

Можно было бы эти три явления обозначить тремя терминами: нужда - потребность - потребностное состояние, но обычно этого не делают. [96].

В отечественной психологии потребность чаще всего определяется как нужда. Например, как «состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности» [119; с. 67 - 72]. Близка к пониманию потребности как нужды точка зрения о потребности как «необходимости», например: «потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития» [74; с. 81]. Но существуют и другие точки зрения. Например, потребность рассматривается как «благо» (B.C. Магун [60] и др.), как необходимость (Б.Ф. Ломов [39] и др.), как отношение (В.Н. Мясищев [74], Д.А. Леонтьев [56]), как состояние (И. А. Джидарьян [39], и др.) и т. д.

Психологическая модель удовлетворения потребности в прощении как условия личностного роста

В этом параграфе мы сосредоточим свое внимание на анализе и объяснении результатов проведенного исследования и постараемся выяснить, доказывают ли они существующую гипотезу или опровергают ее.

В результате анкетирования были выявлены четыре группы факторов, влияющих на решение человека просить о прощении.

1. Чувство вины, его упоминают 63% опрошенных, которое возникает, когда человек нарушает выработанные им самим нормы поведения и стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Когда человек переживает вину, он испытывает интенсивное и мучительное чувство собственной неправоты по отношению к человеку или группе, перед которыми он провинился.

Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от таких жестоких чувств может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины.

Поведенческие проявления чувства вины таковы: с одной стороны «оправдательная активность» - индивид прилагает огромные усилия, чтобы стать полезным, оправдать свое существование; с другой стороны, стремление занимать как можно меньше места - минимализм притязаний, крайняя уступчивость, склонность брать на себя вину за действительные и мнимые упущения.

2. Стыд и совесть - нравственные регуляторы поведения (32% опрошенных). Возникают, когда человек нарушает групповые нормы. Человек, совершивший проступок, испытывает неодобрение со стороны других людей, у него возникает страх перед наказанием и осознание несоответствия своего поступка групповым нормам. Этим стыд отличается от вины. Чувство вины возникает, когда человек поступает вопреки выработанным им самим принципам поведения, стыд и совесть рождаются там, где нарушаются групповые нормы.

3. Воздействие механизмов межличностного восприятия и понимания -идентификации и эмпатии невозможно недооценить (их важность отмечает 43% опрошенных).

В процессе прощения эмпатия и идентификация играют особую роль. Именно присутствие этих механизмов является определяющим моментом. Если обидчик не может правильно учитывать эмоциональное состояние другого человека, не умеет правильно оценить его желания и намерения, процесс прощения заходит в тупик. Именно благодаря сопереживанию и эмоциональному созвучию человек может понять чувства и настроение другого и понять необходимость раскаяния и следующего за ним покаяния.

Важен в процессе получения прощения и такой механизм межличностного восприятия, как рефлексия. В психологии рефлексия понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Понимая, как неприглядно выглядит он в глазах обиженного, обидчик старается изменить сложившуюся ситуацию, в первую очередь изменив свое поведение.

4. Влияние значимых для человека людей и событий (15% опрошенных отметили важность подобных влияний). Прямо или косвенно воздействуя на обидчика, другие люди заставляют его поступать в соответствие с их требованиями, а события, происходящие с ним, вызывают ряд эмоций, переживание которых подвигает человека к решению о покаянии.

На обидчика воздействует не только страх перед наказанием со стороны группы, в некоторых случаях наступает и само наказание. К воздействиям извне относится и воздействие событий, происходящих в данный момент в жизни обидчика.

Рассмотрим названные нами субъекты влияния подробнее. Безусловно на обидчика непосредственно влияют его родственники, друзья, знакомые, коллеги, начальство, которые имеют свое отношение к поступку этого человека, и зачастую именно они настаивают на том, чтобы обидчик извинился перед обиженным. Если для обидчика эти люди являются значимыми, если это его референтная группа, то возможно именно их воздействие явится определяющим для его решения попросить прощения.

Что касается так называемых механизмов «социальной желательности», то для человека естественным является стремление выглядеть в глазах других людей лучше, чем он есть на самом деле. И иногда именно это побуждает обидчика попросить прощения - так он будет выглядеть гораздо лучше в глазах других людей.

Ясно и действие «психологии неизбежности». Действительно, если обидчику и обиженному приходится часто общаться, и это общение не может быть прервано из-за сложившейся ситуации, для обидчика естественным выходом будет попросить прощения, дабы не усложнять и без того непростые отношения, от которых, возможно, многое зависит.

Применение санкций со стороны группы также может подтолкнуть обидчика к покаянию, с целью оправдать полученное наказание.

События, происходящие с обидчиком, могут также «запустить» механизм раскаяния. Отрицательные и положительные события в жизни обидчика вызывают всплеск эмоций, происходит, если можно так выразиться, их иррадиация, и на этой волне человек просит прощения практически у всех обиженных им когда-либо людей.

Другими словами, влияние, непосредственно или опосредованно оказываемое на обидчика со стороны других людей и событий, является не менее важным условием для решения просить о прощении. В исследовании были использованы тестовые методики. Для изучения прощения была использована новая методика «Диагностика по изучению мотивации прощения» (ДИМП), которая была разработана специально для этого исследования, и принадлежит к так называемым «некоммерческим тестам», не предназначенным для продажи другим пользователям. К ним, в отличие от коммерческих, не предъявляются строгие требования соответствия стандартам.

Данные, полученные в результате проведенного исследования обрабатывались в системе SPSS, подвергались корреляционному и факторному анализу.

В результате корреляционного анализа были выявлены две группы переменных, тесно коррелирУющих между собой. В первую группу входят влияние близких, друзей, работы, собственного решения и собственных нравственных качеств обидчика на решение попросить прощение и нежелание смотреть в глаза в ситуации покаяния. Во вторую группу входят потребность в раскаянии, идентификация с обиженным, частота обращений к решению о покаянии, избегание непосредственного общения, присутствия других людей, шумной обстановки и уединения в ситуации просьбы о прощении. Не имеют значимых корреляционных связей телефонное и письменное общение во время покаяния.

В результате факторного анализа были получены 5 факторов:

1. Первую группу, включающую в себя идентификацию (факторная нагрузка 896), потребность в раскаянии (833), частота обращений к прощению (689) и избегание шумной обстановки в ситуации просьбы о прощении (634), мы назвали «Раскаяние».

2. Второй фактор - «Влияние извне» - друзей (847), коллег (833), близких людей (712) почти полностью совпадает с выявленным нами при анализе результатов пилотажного исследования условием. Другими словами подтверждается высказываемая нами ранее точка зрения, что на решение человека просить прощения оказывают влияние не только эмоции, чувства, личные качества, но и воздействие внешних факторов: значимых людей, явлений, событий. Следовательно, можно сделать вывод, что наши предположения о важности внешних воздействий на обидчика подтвердились. Отсюда моно сделать и такой вывод: для того, чтобы человек осознал необходимость покаяния, ему необходимо влияние извне, со стороны других людей, что еще раз подчеркивает социальную сущность человека, его зависимость от общества.

Программа эксперимента по развитию нравственной потребности личности на примере прощения в семье

Дальнейшие исследования влияния прощения на нравственное развитие личности проводилось при помощи специально разработанной программы развития способности к прощению в семье. В исследовании принимали участие семьи, стаж семейной жизни которых - от года до двух лет. Средний возраст участников программы 24 года, у большинства участников (75 %) высшее образование.

Программа развития нравственной потребности включает теоретический материал о психологии прощения, процессе получения прощения и факторах, влияющих на этот процесс, а также о проблеме развития нравственной потребности и ее значимости для развития личности в целом; практические упражнения, направленные на воссоздание и дискуссионное рассмотрение конфликтных ситуаций, управление процессом выработки самостоятельных решений о прощении, тренинг необходимых качеств (эмпатии, рефлексии) и нивелирование негативных чувств и эмоций (чувства вины, стыда, гнева); практические рекомендации по развитию способности к прощению. Основной упор был сделан на дискуссионное общение.

Программа развития включает три основные стадии.

I стадия - диагностическая. На этой стадии проводится теоретическая подготовка, проходят дискуссии, диагностируется отношение участников программы к прощению, наличие/отсутствие у них качеств, способствующих/препятствующих оптимальному прохождению процесса прощения, поведение в реальной ситуации семейного конфликта.

II стадия - развивающая - на этой стадии участникам программы даются тренинговые и игровые задания, продолжается дискуссия по проблеме прощения. В ходе дискуссии выявляются качества, необходимые для развития способности к прощению. Ill стадия - констатирующая. Проводится диагностика участников по тем же методикам, что и на 1 стадии, происходит обсуждение хода программы и ее результатов.

Занятие 1 (вводное).

Цель занятия: знакомство участников программы друг с другом, диагностика уровня развития прощения, определение задач.

Первое упражнение «Знакомство». Самопрезентация участника, в ходе которой он называет свое имя и дает себе краткую характеристику. (20 мин.).

После знакомства следует переход к диагностике. Для этого используются следующие методики:

1. Опросник «Отношение к прощению». Направлен на изучение отношения участников к прощению, а также на выявление чувств и эмоций, сопровождающих процесс прощения. (2-3 мин.)

2. Методика ДИМП. Направлена на выявление факторов, влияющих на процесс прощения. (5 мин).

3. Анализ Жизненных Ситуаций. Участникам предлагается вспомнить конкретные ситуации из их супружеской жизни, когда они просили у супруга прощения, что испытывали в тот момент. (5-7мин.)

4. Эгоцентрический Ассоциативный Тест. Направлен на диагностику уровня эгоцентризма в семье. (15-20мин.).

5. ММИН (некоторые шкалы). Выбраны шкалы «нравственные убеждения», «гуманизм», «самодисциплина и самоконтроль», «благородство, отношение к женщине». Данная методика используется для изучения связи прощения с нравственным развитием личности. (10мин.).

6. Шкала реактивной агрессии FPI. (1-2 мин.).

Опросник Басса - Дарки(20 мин.), направлены на диагностику негативных качеств, препятствующих прощению. Домашнее задание: подумайте, пожалуйста, в каких ситуациях у вас в семье чаще всего возникают конфликты, и кто чаще первым делает шаги к примирению.

Общее время: 1 час 20 минут.

Занятие 2.

Цель занятия: диагностика развития нравственных качеств.

Обсуждение домашнего задания (20 мин.).

Диагностика развития нравственных качеств. Для этого используются методики:

1. «Отношение к другому». Направлена на диагностику отношения участникам к таким диллемам, как эгоизм - альтруизм, месть - прощение, равнодушие - любовь.(40мж.).

2. Тест ассертивности. Изучение уровня ассертивности, как умения соблюсти свои интересы не нарушая интересы партнера (20 мин.).

Домашнее задание: «Что Вы чувствуете, когда знаете, что виноваты, что испытываете, когда собираетесь просить прощения».

I час 20 минут.

II этап -развивающий.

Занятие 3.

Цель занятия: преодоление негативных чувств, сопровождающих процесс получения прощения.

Дискуссия по домашнему задашю(20-30 мин.). Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства испытывает обидчик в процесс получения прощения?

2. Какие из этих чувств мешают, а какие - помогают пройти процесс прощения? 3. Какие этапы проходит человек на пути к прощению?

После проведения дискуссии дается психологическое определение прощения, рассматривается процесс получения прощения, его этапы, а также чувства, сопровождающие этот процесс, дается краткая характеристика этих чувств. (20 мин.).

Упражнение «Диалоги с чувствами вины и стыда». Направлено не преодоление негативных чувств, сопровождающих процесс получения прощения. (10-20 мин.).

Домашнее задание: «Подумайте, какие качества отличают человека, который может найти верный путь к прощению».

1 час.

Похожие диссертации на Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста