Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Пожарский Святослав Дмитриевич

Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии
<
Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пожарский Святослав Дмитриевич. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : СПб., 2002 240 c. РГБ ОД, 61:02-19/348-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предмет синергетической акмеологии

1.1. Предмет акмеологии 12-24

1.2. Истоки синергетической акмеологии. Социальная синергетика 25-35

1.3. Предмет синергетической акмеологии 36-38

Выводы по первой главе 39-40

CLASS Глава 2. Принципы синергетической акмеологи CLASS и.

2.1. Понятие принципа синергетической акмеологии 41-43 ,

2.2. Принципы базовой акмеологии 44-64 .

2.3.Принципы синергетической акмеологии 65-69

Выводы по второй главе 70-71

Глава 3. Метод синергетической акмеологии

3.1. Понятие метода синергетической акмеологии 72-77

3.2. Синергетическая акмеология и идеология 78-105

3.3. Синергетическая акмеология и культурология 106-116

3.4. Синергетическая акмеология и философия истории 117-126

3.5. Синергетическая акмеология и философская антропология 127-139

Выводы по третьей главе 140

Заключение 141-145

Литература 146-156

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях сложной

социокультурной ситуации в России необходим новый взгляд и новое отношение к окружающей нас реальности. Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития индивидуума и социума возможно в рамках концепции самоорганизации индивидуума и социума, которая является одним из перспективных путей социального развития.

В рамках необходимости разрешения противоречия между плавным эволюционным и спонтанным непредсказуемым ходом развития человечества возникает потребность в новом научном знании о человеке. Объективными предпосылками разрешения этого противоречия является становление интегративных областей научного знания, которые рассматривают человека как целостную систему (акмеология, синергетика).

На современном этапе развития науки ставится вопрос перехода от анализа к синтезу. Синергетика как общенаучная теория является базой для междисциплинарного синтеза знаний, именно это дает возможность приблизиться к пониманию процессов, происходящих в обществе, постижению человека во всех его разнообразных проявлениях. Синергетическая акмеология с методологической точки зрения рассматривается как пограничная наука и играет роль связующего звена между такими сферами знания как психология и социальная философия.

В данном исследовании представляется возможным осуществить синтез акмеологии и синергетики в синергетическую акмеологию как новую науку, предметом которой являются закономерности достижения максимального совершенства любой социальной системой. Это по-новому позволяет взглянуть на процесс развития индивида как движение через относительные локальные акме к абсолютному глобальному акме.

В современных условиях особую роль приобретают социальная синергетика, акмеология и синергетическая акмеология, их интеграция в теории научного знания и практике жизни человека.

Акмеология как новое научное направление имеет основной принцип вершинности, т.е. устремление в будущее, что способствует выработке целеполагания личности и формированию позитивного социального идеала.

Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к прогнозированию будущего, как к перспективной модели социальной оптимальности и к определению личностью своей роли в этом процессе.

Акмеологические проблемы в данном исследовании рассматриваются с точки зрения синергетического подхода (индивидуум и социум рассматриваются как сложные самоорганизующиеся системы).

Представляется необходимым показать место социальной синергетики в структуре синергетического знания. Можно выделить два основных направления синергетики: первая - естественнонаучная синергетика, вторая -социальная синергетика. В свою очередь, естественнонаучная синергетика делится на физическую и биологическую, а социальная синергетика делится на прикладную и фундаментальную.

Общеметодологические теоретические положения, разработанные И.Пригожиным и Г.Хаккеном являются базой для естественнонаучной и социальной синергетики.

Социальная синергетика является молодой наукой, так как она начала
формироваться только в 90-х годах XX века, когда произошло
распространение ее методов познания на явления общественной жизни. Эта
проблематика представлена в работах В.И.Аршинова, В.А.Белавина,
В.П.Бранского, В.Г.Буданова, В.В.Васильковой, В.Э.Войцеховича,
С.А.Гомаюнова, Т.П.Григорьевой, К.Х.Делокарова, Ф.Д. Демидова,

В.К.Егорова, В.С.Егорова, Е.Н.Князевой, Г.А.Котельникова, Г.Г.Малинецкого, А.Н.Назаретяна, Г.И.Рузавина, А.И.Турчинова. Предметом социальной

* синергетики, по мнению В.П.Бранского, является исследование взаимодействия

между социальным порядком и хаосом.

Акмеология возникла незадолго до возникновения социальной синергетики, в 30-х годах XX века, и развивалась как новое направление в исследовании психологии человека, т.е. как исследование психики взрослого человека. Предметом этой науки является исследование путей достижения максимального совершенства во всех видах человеческой деятельности.

При исследовании мотивов и потребностей, которые движут индивидуумом в стремлении к совершенствованию (профессиональному, личностному и т.д.), определена проблема идеала, находящаяся в основании любого социального роста. Индивидуум стремится создать наивысшую для себя ценность и добиться ее общественного признания. Здесь происходит переход от исследования индивидуума к исследованию социума.

Обнаруживается связь между социальной синергетикой и акмеологией.
і Форма синтеза порядка и хаоса, при котором социальная система достигает

Щ максимальной устойчивости может рассматриваться как максимальное совершенство. Любая социальная система и индивидуум имеют свое акме, и этим акме является простой аттрактор. Поэтому можно определить новую область знания - синергетическую акмеологию, предметом которой является исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации.

Целью данного исследования является обоснование предмета,
* принципов, методов новой интегративной науки - синергетической

акмеологии.

Объектом исследования является процесс самоорганизации индивидуума и социума.

Предметом исследования являются предмет, принципы и методы синергетической акмеологии как науки о достижениях индивидуумом и социумом максимального совершенства путем самоорганизации.

ш,

Гипотеза исследования. Синтез социальной синергетики и акмеологии по проблеме самоорганизации индивидуума и социума осуществляется, если:

Предмет акмеологии

Как отмечает Н.В.Кузьмина, понятия акмеологии в словарях нет, хотя впервые оно было введено в научный оборот Н. А. Рыбниковым еще в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Вслед за ним, в том же значении, понятие акмеологии использовали Б. Г. Ананьев и А. В. Петровский.

«Парадоксально, но в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а в «периферии» - те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной, творческой социально-активной жизнью»,- отмечает Ананьев1. «Все это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела — возрастной психологии зрелости или взрослости. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. советским психологом Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать новый раздел Щ возрастной психологии «акмеологией». В последующие десятилетия в связи с потребностями практики интенсивно развиваются прикладные аспекты психологии взрослых в областях индустриальной, спортивной, военной, авиационной и космической психологии».

Б. Г. Ананьев нашел акмеологии место в системе наук, изучающих воз раст и фазы жизни человека как индивида, и расположил их в следующей по следовательности: эмобриология человека, морфология и физиология ребенка, Ш педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении) . Акме им определялось как «период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально трудовые»1. Этот процесс протекает одновременно с высшим проявлением интеллектуальной активности.

Таким образом, предметом этой области знаний должно было стать изучение закономерностей (путей) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач и др.).2

Поскольку максимальное совершенство есть вершина в развитии индивида, личности, деятельности индивидуальности, а вершина по-гречески называется д.к/Jtj (акме), то эта область знаний и получила название акмеологии. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние человека, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час») и процесс движения к этому состоянию средствами образования (по Н.В. Кузьминой).

В современной науке есть несколько описаний вершины в развитии человека, которая обозначается понятием «акме». «Акме - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем, никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью»3. «Греки словом «акме» называли период возраста в человеческой жизни, когда появляется зрелость всего, на что способен данный человек, когда развернулись, расцвели и на вершине своих способностей находятся его силы» .

Таким образом, акме обязательно рассматривается как вершина, понятие которой в психологии связано с понятием «пика», «предельных («пиковых») переживаний» (А.Маслоу). Как отмечает А.А.Бодалев1, Маслоу исследует особые психические состояния, когда человек воспринимает себя как неотъемлемую часть Вселенной, которая является живым целым. Здесь речь идет не просто об особом восприятии мира, а о том, «что человек становится другим, «больше себя самого», соответственно, через новую меру, воспринимает мир»2. В этой ситуации человек настолько свободен от своего собственного «я», что воспринимает вещи как самоценные, а не с точки зрения их полезности для него. Пережитый опыт может трансформироваться в постоянные свойства личности.

Развитие исследований в области акмеологии, связанное с именами А.А.Деркача, А.А.Бодалева, А.А.Реан, привело к дифференциации предмета акмеологии и выделению более частных отраслей акмеологии, например школьная акмеология (В.Н.Максимова) и профессиональная акмеология (Н.В.Кузьмина).

На данном этапе развития акмеологии как области научного знания и комплекса дисциплин о человеке в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, можно говорить о следующей ее классификации (классификация Н.В.Кузьминой).

Истоки синергетической акмеологии. Социальная синергетика

Естественнонаучная синергетика зародилась в 60-х годах, социальная синергетика стала формироваться только в 90-х.1 К началу XXI в. она приняла форму концепции синергетического историзма. 2 В этой концепции: определен полный набор фундаментальных понятий (порядок, хаос, диссипативная структура, бифуркация, конкуренция, кооперация, отбор, аттрактор и т.п.); раскрыта связь между этими понятиями; отражены объективные закономерности социальной самоорганизации. Таким образом, контуры фундаментальной социальной синергетики в настоящее время обрисовались достаточно ясно. Проблема состоит в том, чтобы применить эту концепцию к решению конкретных задач, стоящих перед общественными науками, как фундаментальными, так и прикладными.

Естественнонаучная синергетика исследует общие закономерности самоорганизации в природе. Социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса.

Из этого определения предмета социальной синергетики следует, что она не сводится к хаосологии (учению о хаосе). Поскольку самоорганизация есть качественное и притом структурное изменение некоторой объективной реальности, постольку синергетика является теорией развития, вносящей существенно новое в само понятие развития.

Традиционная теория (диалектическая концепция Г. Гегеля и К. Маркса) рассматривала развитие как процесс перехода от одного порядка к другому.

Хаос при этом или вообще не учитывался, или рассматривался как некий побочный и потому несущественный продукт закономерного перехода от порядка одного типа к порядку другого (обычно более сложного) типа.

Для синергетики же характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и притом многократное чередование хаоса и порядка (так называемый детерминированный хаос).

В грандиозной гегелевской системе полярных категорий, образующих многочисленные антиномии недостает антиномии порядка и хаоса. Великий диалектик как бы потерял ее. И это не случайно: это отражало состояние науки и философии того времени. Поэтому синергетика никоим образом не является простым переводом старой теории развития на новый язык, а представляет собой ее далеко идущее развитие и обобщение.

Синергетическая концепция хаоса существенно отличается от интерпретаций этого понятия, абсолютизирующего хаос (современный деконструкти-визм): если развитие есть закономерное чередование порядка и хаоса, то это значит, что хаос обладает, творческой силой (способностью) рождать новый порядок. Существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации).

Исследование проблемы взаимоотношений порядка и хаоса не сводится к изучению их взаимопереходов. Оно предполагает и анализ более тонкого и сложного вопроса: каким образом в результате таких переходов стирается само различие между этими аспектами реальности и осуществляется их синтез?

Простейшая форма такого синтеза - понятие диссипативной структуры - концептуальный фундамент синергетики.

Прежде чем переходить к анализу взаимоотношения порядка и хаоса необходимо остановиться на историческом понимании процесса взаимоперехода (рис.5). Существовал холистический подход, когда рассматривалась связь целого со структурой. В период Нового времени господствующим стал системный подход, в настоящее время соединенный с эволюционной теорией развития.

Высшим этапом развития и обобщения движения является синергетиче-ский подход, характеризующийся спонтанным характером самоорганизации, частным проявлением которого является акмеологический подход.

Понятие принципа синергетической акмеологии

Синергетическая акмеология вносит существенно новое в попытку разрешения основного вопроса философии. Через концепцию идеала синтезируется исторический материализм с историческим идеализмом. Но синтез этот происходит на основе материалистического решения основного вопроса философии и поэтому не выходит за рамки научного мировоззрения. Надо отметь, что по этому вопросу существуют различные точки зрения, многие авторы считают, что этот синтез может выводить за рамки научного мировоззрения. Но позиция, изложенная в данном исследовании, другая.

Сейчас стало модным отказываться от основного вопроса философии, для философского анархизма характерен полный криктицизм, т.е. простое смешение материализма с идеализмом, что только запутывает философское познание, потому что дуализм всегда приводит к внутренним противоречиям, тем самым является эклектическим учением (непоследовательным). Декартовская дуальность не снимает противоречий и антагонизма в понимании сущности человека, движущих сил развития природы и общественной истории, закономерностей познания, характера и целей практической деятельности. Последовательное учение всегда может быть только монистическим.

Новейший учебник по философии, который был недавно выпущен А.С. Карминым, как раз настаивает на справедливости основного вопроса философии, поскольку понятия материи и сознания являются наиболее общими философскими понятиями. «Речь идет о существовании двух типов реальности - сознания, мышления, духа...и материи, бытия, природы...Есть материальная реальность и духовная реальность. Кроме этих двух типов реальности в нашем опыте нам больше ничего не дано». Синергетическая акмеология рассматривает единство материи и сознания, явлений идеальной жизни сознания и мира материальных телесных вещей в закономерном и многократном чередовании. Акмеологичность представлений дает возможность построения целостной картины мира, интеграции и глубокого синтеза понятий современности.

Проблема познаваемости мира в акмеологии определяется на основе синтеза агностицизма и гностицизма: существующая реальность познаваема в пределах, определенных практической человеческой деятельностью. Мир познаваем, но существует неполнота познания из-за ограниченности человеческой деятельности.

Особенности развития современной цивилизации выдвигают на передний план проблему сущности человека и закономерностей социально исторического процесса. Стремление к вершинности, к акме, заложенное в природе человека, снимает противоречия материалистического и идеалистического толкования закономерностей культурно-цивилизационного процесса. Точнее, признавая за предметом философского познания исследование проблемы человека и закономерностей культурно-цивилизационного процесса в контексте взаимоотношений общественного сознания и общественного бытия, духовной и материальной сфер жизни общества, акмеология рассматривает жизнь человека в социально-историческом измерении целостно.

Многообразные формы общественного бытия и общественного сознания человека связаны единым стремлением к Вершине, к Акме во всех проявлениях.

В современной литературе понятие "акме" часто ассоциируют с его отдельными аспектами, которые анализируются в рамках отдельных наук (психологии, педагогики, социологии и пр.). Такое понимание обусловлено направлением научных исследований, получивших наименование акмеология в 1928 году (Рыбников Н.А.), где речь шла о новом направлении в исследовании психологии человека. Еще в середине XX века российский психолог Ананьев

Б.Г. выдвинул идею о необходимости дополнить исследование психического мира ребенка (педагогика) и человека преклонного возраста (геронтология) исследованием психики зрелого (взрослого) человека. Предметом этой области знаний должно было стать изучение закономерностей (путей) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности (Кузьмина Н.В., Бодалёв А.А., Деркач А.А.).

Принципы, рассмотрению которых посвящена эта глава, относятся к принципам базовой акмеологии, так как они синтезируют в себе общеметодологические, теоретические и эмпирические принципы. Происходит этот синтез в силу того, что базовая акмеология является теоретико-эмпирической дисциплиной.

Синергетическая акмеология входит в базовую акмеологию, а не является отраслевой наукой. Предмет ее рассмотрения - индивидуум и социум как самоорганизующиеся системы. Здесь мы не сужаем предмет акмеологии, как это делается в прикладной акмеологии (рассмотрение некоторого аспекта процесса достижения максимального совершенства индивидуумом), а, наоборот, расширяем до исследования закономерностей, путей и способов достижения максимального совершенства не только индивидуумом, но и социумом через самоорганизацию.

Понятие метода синергетической акмеологии

Для выяснения специфичности метода синергетической акмеологии необходимо дать общее понятие метода как фундаментальной закономерности научного исследования, которая связана с формированием фундаментальной научной теорией как высшей формой научного знания. Основная закономерность формирования теории заключается в последовательном переходе через четыре ступени научного исследования: 1 .эмпирическое исследование - в результате формируется эмпирическое знание, 2.нефундаментальное теоретическое исследование - нефундаментальное теоретическое знание, 3.умозрительное исследование - умозрительное знание, 4.фундаментальное исследование - фундаментальное знание.

В чем состоит метод акмеологии? Метод акмеологии состоит в исследовании путей, способов и мотивов достижения индивидуумом максимального совершенства. Это исследование основано на сочетании эмпирического и умозрительного подхода, т.е. на синтезе эмпирии и умозрения, что характерно для настоящей теории. Эмпирическое исследование раскрывает объект со стороны явления, а умозрительное - со стороны сущности, а их синтез, т.е. теоретическое знание, дает общую картину объекта исследования как единства явления и сущности. Отсюда теория должна иметь три функции - описательную (дающую знание о явлении), объяснительную (дающую знание о сущности), предсказательную (дающую знания о новых, еще неизвестных явлениях и потому позволяющую выделить из множества произвольных умозрительных моделей такую модель, которая адекватно отражает исследуемую сущность).

То же самое касается метода социальной синергетики. Метод социальной синергетики заключается в исследовании самоорганизации социальной системы как взаимодействия порядка и хаоса (свободы и ответственности) путем сочетания эмпирического и умозрительного подхода в самоорганизации. Теория самоорганизации строится как синтез эмпирии и умозрения.

Специфика метода синергетической акмеологии заключается в том, что метод синергетической акмеологии получается в результате синтеза метода акмеологии с методом социальной синергетики. Синтез этих двух методов дает нам специфический метод синергетической акмеологии. Специфика как раз и заключается в самом синтезе. В случае акмеологии - метод исследование максимального совершенства, в случае синергетики - исследование самоорганизации. Когда мы это объединяем, то исследуем пути, способы и мотивы достижения максимального совершенства как индивидуума, так и социума через самоорганизацию. Причем и то и другое осуществляется на основе интеграции и синтеза эмпирического и умозрительного подходов. Следствием такой установки в отношении специфики метода синергетической акмеологии являются следующие моменты, о которых уже шла речь в первой главе:

1) Синергетическая акмеология выявляет связь индивидуального акме с акме социальным.

2) Поскольку кроме простых аттракторов существуют еще странные, с которыми связан переход от порядка к хаосу, то наряду с движением к акме следует учитывать также противоположное движение в сторону наибольшего упадка (от греч. катароХп - скатывание вниз). Традиционная акмеология этому упадочному движению не придавала того значения, которое оно заслуживает. При полном описании картины движения к акме, его надо учитывать (обычно в связи с социальными и индивидуальными кризисами). Возникает не только проблема достижения акме, но и выхода из катаболе (преодоления катаболе, т.е. кризисного состояния).

3) Выход из катаболе предполагает переход к новому акме. Возникает проблема Множественности акме, которая в рамках традиционной акмеологии не играла той фундаментальной роли, которую она играет в социальной синергетике (монизм и плюрализм акме).

4) Чередование акме и катаболе, которое предполагает процесс самоорганизации (балансирование социальной системы между простыми и странными аттракторами), ставит вопрос о различении локальных (относительных) акме и глобального (абсолютного) акме. Такое различение не возникало в обычной акмеологии.

5) Если относительные акме завершаются всегда некоторым катаболе, то абсолютное акме не знает катаболе.

6) Синергетический подход к акмеологии не просто приводит к такому новому понятию как глобальное (абсолютное) акме, но и обосновывает неизбежность движения к нему вследствие существования у последовательности простых и странных локальных аттракторов глобального, или суператтрактора.

7) Недостатком традиционной акмеологии было то, что она не указывала общий критерий совершенства. Поэтому в рамках обычной акмеологии остается неясным, чем отличается большее совершенство от меньшего. Синергетический же подход к акмеологии, благодаря теории самоорганизации, позволяет сформулировать такой критерий. Он связан с синергетической теорией прогресса. Прогресс усматривается не в одностороннем росте степени порядка (Маркс, Конт) и не в одностороннем росте степени свободы (Гегель, Спенсер и др.), а в росте степени синтеза порядка и свободы (или, что то же, порядка и беспорядка, т.е. хаоса), связанного со стремлением системы к максимальной устойчивости (стабильности). В природе и обществе наблюдается тяга к совершенству (гармоническим структурам), поскольку именно гармонические структуры оказываются в соответствующих условиях внешней среды наиболее устойчивыми (по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям).

Похожие диссертации на Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии