Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Мацук Мальвина Александровна

Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости
<
Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мацук Мальвина Александровна. Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Мацук Мальвина Александровна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования].- Москва, 2008.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Представления об отцовстве в социально-психологическом аспекте 7

1.1. Генезис отцовского отношения к потомству в биологическом и социальном мире 7

1.2. Культурно-исторический анализ отцовского поведения и представлений об отце 9

1.3. Модели представлений об отце в современном обществе 14

Выводы 17

Глава 2. Особенности формирования представлений об отце в рамках семейной социализации 18

2.1. Психологические особенности отцовской роли как источник формирования детских представлений об отце 18

2.2. Теоретический анализ возрастных изменений структуры и содержания представлений ребенка об отце 21

Выводы 31

Глава 3. Экспериментальное исследование возрастных изменений представлений детей об отце 33

3.1. Объект, предмет, гипотезы, цели и задачи исследования 33

3.2. Организация констатирующего исследования 34

3.3. Организация формирующего исследования 72

Выводы 124

Заключение 127

Библиографический список использованной литературы 129

Приложения 139

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы в психологии, социологии, педагогике сложилось представление о кризисном состоянии современных семей, что отражается в большом количестве разводов, смене социальных ролей внутри семьи, увеличении числа детей, растущих без отца и т.д. Необходимость оказания психологической помощи семье предполагает опору на возможности обоих родителей, но здесь психологи сталкиваются с недостаточной разработанностью программ эффективного родительства, в том числе и эффективного отцовства.

Сфера взаимодействия отца и ребенка остается одной из наименее разработанных областей изучения детско-родительских взаимоотношений. При этом известно, что во внутрисемейных взаимоотношениях ребенок обычно более удален от отца, чем от матери, что отражается в недостаточно развитых представлениях ребенка о своем отце. Научные данные, относящиеся к сфере детской и семейной психологии, свидетельствуют о важности для благополучного психического и личностного развития ребенка наличия у него достаточно определенных, четких, разносторонних и позитивно окрашенных представлений о своем отце. Развитие таких представлений об отце способствует как полноценному формированию структуры личности ребенка, его позитивной самооценки и образа «Я», формированию понятия о своей будущей родительской роли, так и установлению более близких, доверительных отношений между отцом и ребенком.

Отсюда возникает необходимость в первую очередь - исследовать содержание и структуру представлений об отце на различных этапах психического развития ребенка, вплоть до его взросления, а затем - разработать специальные психологические мероприятия, направленные на формирование и развитие этих представлений как элемента становления эффективного отцовства.

Научная новизна и теоретическое значение исследования.

Сформулировано определение понятия «отцовство» с учетом его особенностей социальной обусловленности, многоаспектной структуры, взаимосвязи с личностным ростом самого отца, психическим развитием его ребенка и процессом семейных взаимоотношений.

Сформулировано определение понятия «представления об отце», с отражением их структуры и содержания, дифференцированности и изменчивости, обусловленных возрастом и сочетанием коллективного и индивидуального опыта. Выявлены и описаны современные представления о моделях «хорошего», «нейтрального» (типичного) и «плохого» отца. Определены структурные и содержательные критерии анализа представлений об отце, универсальные для возрастных периодов в диапазоне от дошкольного детства до молодости. Выявлены и проанализированы типичные для каждого периода онтогенеза (от дошкольного детства до молодости) особенности представлений об отце, а также описаны главные закономерности их возрастных изменений.

Установлено, что содержательно и структурно представления об отце у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста могут развиваться вследствие работы по программе «Путь к осознанному отцовству».

Практическая значимость исследования. Представлена возможность выявления и анализа структуры и содержания представлений об отце на различных этапах онтогенеза в диапазоне от дошкольного возраста до молодости с помощью комплекса методик: «Характеристики отца», «Незаконченные предложения об отце», «Представления о собственном отце», «Сходства и различия с отцом», «Рисунок отца». Программа «Путь к осознанному отцовству» дает возможность структурно и содержательно развить представления об отце у дошкольников, младших школьников и подростков. Указанные материалы могут использоваться в работе воспитательных и образовательных учреждений, при осуществлении коррекционных и тренинговых программ, в рамках семейного консультирования. С 2005 г. результаты исследования используются в программах учебных курсов психологического центра «Логос» г.Тулы; в учебном процессе при повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров при ИПК и ППРО г.

Тулы; в учебных дисциплинах «Психология развития и возрастная психология», «Акмеология и геронтология», «Спецпрактикум по возрастной психологии», «Детское и семейное консультирование» при подготовке бакалавров по направлению 030300 - «Психология» и специалистов по специальности 030301 - «Психология» в ТулГУ. Методологической основой исследования являются: - ключевые элементы теории и практики детско-родительских отношений и психического онтогенеза ребенка в контексте семейной социализации, представленные в работах В.Видры, В.Н. Дружинина, И.А. Захарова, О.А. Карабановой, М. Мид, Р.Бенедикт, Т.В.Сенько, Г.Фигдора, А. Фрейд, З.Фрейда, К. Хорни и др.; - анализ сущности феномена отцовства и его психологических особенностей, раскрытых в трудах Н.С. Бурлаковой, И.С. Кона, Б.И. Кочубея, Т.Л. Крюковой, И.Г. Овчинниковой, Э. Фромма и др. - общие принципы построения психологической структуры и содержания представлений об отце, представленные в научных исследованиях Ш. Дж. Болен, Ю.В. Евсеенковой, Р.В. Овчаровой, А.Г. Портновой, Е.Е. Сапоговой и др.

Объект исследования - представления детей об отце.

Предмет исследования - возрастные изменения представлений об отце в диапазоне от дошкольного возраста до молодости.

Гипотеза исследования: представления детей об отце в диапазоне от дошкольного возраста до молодости изменяются структурно (в отношении социокультурных компонентов образа отца и когнитивного, эмоционального, поведенческого, физического аспектов) и содержательно (становясь более дифференцированными). Более интенсивному и целенаправленному развитию структуры и содержания представлений об отце у испытуемых дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста способствует авторская программа «Путь к осознанному отцовству», обеспечивающая развитие отношений в системе «ребёнок-отец».

Цель исследования — изучить возрастные изменения представлений об отце в диапазоне от дошкольного возраста до молодости и возможность их развития для реализации эффективных взаимоотношений отца и ребенка.

В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи: 1) провести теоретический анализ феномена отцовства и особенностей взаимоотношений мужчины-родителя с ребенком; 2) определить универсальные для всех возрастных этапов критерии анализа содержания и структуры представлений об отце; 3) разработать исследовательский инструментарий в виде комплекса методик, адаптированных для каждой из возрастных групп с целью исследования содержания и структуры представлений об отце; 4) экспериментально изучить содержание и структуру представлений об отце в 5 возрастных группах в диапазоне от дошкольного возраста до молодости; 5) выполнить сравнительный анализ содержания и структуры представлений об отце и выявить возрастные особенности и связанные с ними проблемные стороны в формировании представлений об отце на различных этапах онтогенеза; 6) разработать, апробировать и оценить эффективность развивающей программы, цель которой - структурное и содержательное развитие представлений об отце у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Методы исследования. Использовались методы теоретического исследования (структурно-содержательный и сравнительный анализ) и методы эмпирического исследования (констатирующий и формирующий эксперименты с использованием контрольной и экспериментальной групп). Эмпирическое исследование проводилось с помощью разработанных нами методик «Характеристики отца», «Представления о собственном отце», «Незаконченные предложения об отце», «Сходства и различия с отцом», «Рисунок отца», а также - статистических критериев обработки данных: (р*-критерий Фишера, L-критерий тенденций Пейджа, G-критерий знаков и U - критерий Манна-Уитни.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования, объемом и репрезентативностью выборок испытуемых, статистической проверкой значимости экспериментальных данных.

Апробация и внедрение работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Феномен детства: б социально-педагогические и медико-психологические проблемы» (Брест, Беларусь, 2004 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» (Тула, 2004 г.); на Второй Международной психолого-педагогической конференции (Бельско-Бяла, Польша, 2006 г.); на Международной научной конференции «Человек в современном социуме: культура, этнос, тендер» (Тула, 2008 г.) и др. Диагностический инструментарий и экспериментальные материалы исследования используются в учебном процессе курсов «Логос» (Тула) в качестве сопровождения занятий, направленных на эмоционально-личностное развитие детей и взрослых, а также - в учебном процессе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» г. Тулы при повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров.

Культурно-исторический анализ отцовского поведения и представлений об отце

Эволюция социального восприятия положения отца и мужа носит неоднозначный и даже культурно противоречивый характер, обусловленный самобытностью различных социальных общностей и исторических эпох. Очевидно, что особенности содержания представлений об отце обусловлены спецификой взаимодействия мужчины с членами своей семьи. Уже на стадии пренатального развития ребенка наблюдается широкий спектр предписаний к воплощению способов родовспоможения, осуществляемых мужьями, отцовского поведения и обычая «коувада», иллюстрирующего таинственную связь отца и ребенка [66; 99; 108; 135; 144].

Разнообразны культурные особенности поведения отцов сразу после рождения ребенка и по мере его взросления: от воздействия на дух, воплощенный в ребенке (в архаичных культурах) до обеспечения практически полного ухода за младенцем [62]. По данным М.Вест и М.Каннер, контакты отцов с маленькими детьми, по крайней мере, среди примитивных народов, являются обыденным явлением (Африка, Азия, Южная Америка, Австралия, Океания). Согласно взглядам И.С. Кона, как правило, контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен (Северная Аравия, Южная Африка), вплоть до существования строгих правил избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности (Осетия, Абхазия, Южная Африка, Япония, Латинская Америка).

Достаточно распространена во многих культурах ситуация, когда биологического отца, который занят другими делами, или отделен от контактов с ребенком религиозным запретом, или исполняет роль авторитарного главы семьи, в отношениях с ребенком заменяет другой мужчина [18; 33; 34; 44; 46; 53; 54; 62; 65; 77; 82; 99; 107; 127; 137; 141; 145; 152; 154; 155; 156; 158; 159].

М.Вест и М.Каннер составили типологию обществ, различающихся по степени психологической близости-отдаленности отца и детей, по положению отца в семье. Первый тип — племена, где основным занятием является собирательство или садоводство. В таких культурах разделение труда по половому признаку невелико; женщины участвуют в добывании пищи, мужчины - в домашней работе. Отцы очень близки к детям, играют с ними, балуют их. В культурах второго типа контакты отца с ребенком сведены к минимуму, и дети растут под женским влиянием. Основной производственной деятельностью здесь является охота или земледелие. Мужчины воинственны и агрессивны, вследствие чего часто гибнут. Многоженство является, во избежание вымирания сообщества, единственным выходом из такой ситуации. Оно также служит дополнительным фактором, отделяющим ребенка от отца. Третий тип - это высокоразвитые земледельческие культуры, с более совершенным политическим устройством. Отношения внутри диады отец-ребенок здесь не так близки, как в обществе первого типа, но и не так отдалены, как в племенах второго типа [46].

В древнем обществе практиковался не только бросающий, но и инфатицидный стиль, который характеризует, в частности, отношение отцов к детям, отраженное в трудах Гиппократа, Аристотеля и др. Как отмечает И.С.Кон, право полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей было отобрано у отцов лишь в конце IV в. н. э., около 390 г. [44]. В еврейской культуре М.И. Эпштейном отмечается наличие почти супружеской трепетности и напряженности отцовских чувств к дочери, лежащих в основе всего еврейского мироощущения и семейного уклада и анализируется роль «гоэля» - «кровного заступника» [129, с. 105]. Традиционную европейскую модель отцовского поведения можно представить на примере средневековой Франции, где отношение отца к детям было жестоким и небрежным, а законодательство Великой французской революции освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи. В патриархальной немецкой семье отношение к отцу характеризуется как «честь и страх». Родитель проводит достаточно много времени со своими детьми, сочетая строгость и заботу [44; 46; 77; 138; 143].

В целом при анализе множества вариаций отношений отцов к своим детям - от полного пренебрежения до внимания и постоянной заботы - можно отметить одну общую черту, характерную для подавляющего большинства случаев: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец является олицетворением той власти, которой ребенок будет беспрекословно подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Современные особенности взаимоотношений отца и ребенка также неоднозначны. Исследователями наблюдаются кризис семьи, рост безотцовщины, ослабление отцовской власти и авторитета; некомпетентность отцов в вопросах воспитания и ухода за детьми; низкий уровень интенсивности общения между мужчинами и их детьми [29, с. 39; 39, с. 42-43; 108, с.254-255]. Отмечается, что критические представления об отце обусловлены: недостаточным, противоречивым и стереотипным пониманием роли отца; разделением отцовских и материнских ролей; выполнением женщиной отцовских функций; пренебрежением со стороны социума и институтов социализации «воспитанием отцов» [44; с. 41; 66; 116; 146; 147; 148; 150; ]. Можно выделить два подхода к половой роли отца и представлениям о нем — традиционный и так называемое «новое отцовство».

Традиционный подход отмечает обособленность отца от ребёнка. Отец заботится о семье как об экономической единице, определяет семейную политику, брачную стратегию, решает вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определяется его престиж. При этом он стоит в стороне от отношений «мать — ребенок», не осуществляя ежедневный уход за ребенком и последующее его воспитание.

С середины 20-го века, в связи с изменением социального и экономического положения женщины в обществе, наметился поворот к «новому отцовству». Еще в 40-х годах в западном обществе было не принято (а в некоторых штатах Америки - даже запрещено), чтобы мужчины ухаживали за детьми в семьях или работали воспитателями в детских садах. Но уже в 70-х годах были проведены исследования, посвященные проблеме участия отцов в воспитании детей, затем -было создано «национальное мужское собрание по детскому воспитанию», и, в итоге, в западной психологической науке с 80-х годов часто употребляется выражение «новый отец» [26, с. 41; 108, с. 255;]. Но в повседневной жизни, по свидетельству Р.Харриса, вплоть до конца 80-х годов 20-го века доминировали прежние представления об отцовстве [117].

С начала 21-го века в странах Западной Европы значительно возрастает роль мужчины в семье. При этом семья теперь сконцентрирована не на отце, как это было несколько десятилетий назад, а - на концепции ребенка как субъекте права. Место и функции отца до сих пор являются предметом споров, тогда как ребенок становится предметом общего интереса, в том числе и со стороны мужчин [36]. Феномен отцовства постепенно приобретает все более социальные, опекунские характеристики, но ослабляются его кровно-родственные ограничения [63].

Изменения в отношении отцов к своим семьям проявляются, например, в регистрации все большего количества случаев проявления отголосков «коувада»; в появлении желания у мужчин присутствовать при проведении эхографии плода и при рождении своего ребенка; в осознании младенческого периода жизни ребенка как части своей отцовской культуры; в посвящении детям такого же, как и со стороны матери, объема внерабочего времени; в использовании предоставляемой законом возможности уходить в оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным и в случае развода брать детей на постоянное проживание, в осознании своей ответственности за эмоциональное, нравственное и интеллектуальное воспитание детей [25; 29, с. 39; 129, с . 11, 12]. Даже в культурах, которым ранее была свойственна традиция избегания, также наблюдаются определенные сдвиги в отцовском поведении [44].

Изменения качества взаимоотношений мужчин со своими детьми неизбежно связано с изменением детских представлений о них. Так, отмечается, что современные отцы менее авторитарны и грозны, более досягаемы и эмпатийны, знают больше о повседневных проблемах и заботах детей, поскольку проводят с ними достаточно много времени [44].

Психологические особенности отцовской роли как источник формирования детских представлений об отце

В современной культурной среде социальные характеристики отцовской роли меньше исследованы и очерчены гораздо неопределеннее по сравнению с материнской [29; 66; 116].

К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли в социализации, относятся: 1) количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец; 2) степень его власти над ними; 3) количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, и качество этих контактов; 4) то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми; 5) то, в какой мере он ответствен за непосредственное и опосредованное обучение детей навыкам и ценностям; 6) степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми; 7) сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины; 8) сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины [44]. Отмечаются и другие характеристики отцовства: интегративность, тип эмоционального отношения к ребенку, его когнитивный образ, стиль общения с ним, система родительских требований и ценностей, любовь к матери ребенка, установки и образцы поведения собственных родителей [20, с. 136; 35, с. 190-191; 78; 98]. Мы полагаем, что указанные аспекты обеспечивают специфику содержания детских представлений об отце.

Эффективное выполнение мужчиной своей родительской роли связывается с возникновением отцовства как личностного новообразования, которое в различных работах именуется также «родительской позицией» (О.А. Карабанова, Й. Раншбург, П. Поппер, А.С. Спиваковская), «состоянием Я-Родителя» (М.Джеймс и Д.Джонгвард), «отцовской сферой» (Ю.В.Евсеенкова). Отмечается, что отцовство как личностное новообразование имеет несколько этапов формирования [35; 39; 50]. Зачатие и рождение ребенка является кризисным моментом в процессе становления отцовства [24; 26; 29; 50; 51; 129].

Успешной адаптации мужчины к родительской роли способствуют: 1) его личностные особенности, 2) наличие позитивных представлений о собственном отце, 3) культурные, социальные и семейные особенности, 4) физическое и психическое здоровье, 5) уважение и привязанность к мужу со стороны жены, 6) раннее вовлечение отца в процесс воспитания ребенка [35, с. 134; 48, с. 619; 50, с. 136; 66, с. 116]. Показателями адаптации являются: удовлетворенность своей отцовской ролью; отцовская компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком; успешное развитие ребенка (в том числе его общее эмоциональное благополучие) [50, с. 137]. В результате отцовство само по себе становится фактором развития личности мужчины в период взрослости, обеспечивая формирование ряда положительных черт, таких как ответственность, терпимость, самоконтроль и пр. [26; 29; 39; 48; 50; 66; 129]. Мы полагаем, что такие черты способствуют формированию положительных представлений об отце у ребенка.

Представления об отце строятся на основе восприятия не только характерологического или поведенческого набора проявлений одного мужчины, а - многостороннего процесса взаимодействия, вовлекающего отцов, матерей, детей, а также - расширенную семью, более широкое сообщество и его культуру и учреждения. В современной концепции взаимоотношений «трех личностей» (ребенок раннего возраста — мать - отец) акцентируется роль отца в семейном взаимодействии, где он рассматривается как «третий объект», особое внутреннее представление о котором довольно рано складывается у ребенка и является необходимым для» полноценного формирования структуры его личности [50; 88; 89; 94; 102].

В проявлениях отцовской и материнской ролей выявляются различия по следующим параметрам: время формирования воспитательной позиции (К. Витакер, Г.Г. Ершова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова); степень проявления ухода за ребенком (Р.В. Овчарова); мотивация общения с ним (Е.П. Ильин, К. Флэйк-Хобсон); восприятие особенностей его психического развития (Р.В. Овчарова); оценка положительных способов реагирования ребенка (Т.В! Сенько); проявления эмоций и чувств (Ж. Ледлофф, 3. Матейчик, Р.В. Овчарова, К. Флэйк-Хобсон); способы игровой деятельности (Л. Берг-Кросс, Е.П. Ильин, Р.В. Овчарова, К. Флэйк-Хобсон); практика обучения и воспитания (Л. Берг-Кросс, Г.Г. Ершова, К. Маслач, Э. Пайнс, Т.В. Сенько); степень осведомленности о жизни детей (Р.В. Овчарова) (подробнее см.: 5; 15; 31; 34; 44; 53; 60; 62; 66; 70; 89; 108).

Обозначаются следующие функции отца: кормилец (Ю.В. Евсеенкова, М. Мид, А.Г. Потрнова); защитник (Ю.В. Евсеенкова; А.Г. Потрнова); явление авторитетной социально желательной модели поведения, помогающей ребенку усвоить понятие о справедливости, силе, дисциплине, порядке, социальных нормах, требованиях и образцах поведения (Н.С. Бурлакова, О.А. Карабанова; Г. Крайг, 3 Матечик, М. Мид, Н.В. Самоукина, А. Фрейд, 3. Фрейд, Д. Шаллер); поощрение выхода ребенка за пределы «материнского» мира, что помогает ему освоить пространство и свое собственное тело (Н.С. Бурлакова, Т.В. Сенько, Р. Скиннер, А.С. Спиваковская; Г. Фигдор); восстановление и нормализация супружеских отношений (Р. Скиннер, И.А. Фурманов); объективная оценка возможностей ребенка (.С. Бурлакова, Р. Скиннер, И.А. Фурманов); помощь ребенку в освоении процессов взаимодействия в социальном мире (Ю.В. Евсеенкова, Г.Крайг, А.Г. Портнова, Н.В. Самоукина, Дж. Ш. Болен); влияние на самооценку и систему ценностей ребенка (Г.М. Андреева, В:Н. Дружинин, О.А. Карабанова, Н.В. Самоукина); обеспечение знаний о материальном мире, труде и технике (Г.М. Андреева, О.А. Карабанова; Р.В. Овчарова); развитие логического мышления (О.А. Карабанова, Б.И. Кочубей, Н.В. Самоукина) [3; 6; 10; 29; 35; 46; 47; 59; 60; 62; 66; 77; 81; 89; 94; 98; 104; 109; ПО; 116; 121].

Важно участие отца в процессе обретения ребенком психосексуальной идентификации. В представлениях мальчиков отец олицетворяет собой утверждение своих интересов, целей, статуса, осознание ответственности за свою семью, ее безопасность и способность устранять возможный источник опасности [43; 59; 66; 124]. Неясные или негативные представления об отце осложняют процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре, что является источником различных невротических проявлений и отклонений от нормальной психосексуальной ориентации у ребенка [46; 52; 94; 125]. Представления дочери об отце на ранних этапах ее онтогенеза являются основой формирования мужского идеала [105; 106; 108; 120]. Предполагается, что каждая из выделенных особенностей отцовской роли и функций также опосредует особенности формирования представлений о нем как об отце у его ребенка.

В целом, основываясь на исследовании особенностей отцовской роли, можно отметить, что сочетание ее традиционных и новаторских элементов в их позитивных проявлениях (например: авторитет, власть, могущество, покровительство, активность, сила - вместе с высокой степенью вовлеченности в процесс ухода и воспитания ребенка, непосредственном личностном интересе к нему и эмоциональной близостью) является оптимальным условием благополучного психического развития ребенка и формирования у него четких, положительных представлений об отце. С этой позиции представляется необходимым проанализировать особенности психического развития и формирования представлений об отце у детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Установлено, что отсутствие отцовского влияния на ранних этапах онтогенеза вызывает множество трудностей и отклонений от нормы на пути психического становления индивида, вплоть до развития у ребенка психопатологии [16; 77]. Необходимо учитывать условия, связанные с отсутствием отца, поскольку они оказывают различное воздействие на психическое развитие ребенка и формирование его представлений об отце. Например, в случае смерти отца, у детей могут сформироваться положительные, даже идеализированные представления об отце, что во многом обусловлено культурными традициями отношения к покойным. В случае развода не кончаются ни реальные, объективные внешние, ни субъективные внутренние отношения ребенка с отцом. Даже если ребенок долгое время его не видит, отец продолжает существовать для него в качестве внутреннего объекта. При этом вполне возможно, что его психическая ценность и представление о нем в сознании ребенка изменились, но эти представления все равно влияют на жизнь семьи [104]. При этом большую роль в формировании детских представлений об отце имеет мнение матери о причинах развода с мужем и способах их объяснения ребенку. В случае возникновения неполной (материнской) семьи, при внебрачном рождении ребенка, представления об отце всё равно будут иметь место, поскольку, по мнению А. Фрейд дети имеют врожденную склонность к их воплощению [10; 56]. В любой из указанных ситуаций необходимо поддерживать положительные, но в то же время - достаточно объективные представления об отце [22; 44].

Исследованы особенности психического развития и формирования представлений об отце у детей, воспитываемых отчимами. Представления таких детей могут быть наполнены знаниями как о биологическом, так и о приемном отце и опосредуются особенностями семейной социализации, наличием сводных братьев и сестер, отношением матери к родному отцу и отчиму ребенка, возрастом и полом ребенка [23; 34]. Для гармоничного психического развития ребенка и построения им в эмоциональном плане положительно окрашенных представлений об отцовской фигуре не наблюдается принципиальной разницы в том, кто воспитывает ребенка — родной отец или приемный родитель [23].

Проведенный анализ психологических особенностей роли отца и ее значении в семейном взаимодействии позволяет сделать вывод о важности и незаменимости отцовского участия в процессе гармоничного психического развития ребенка и формирования им положительных представлений об отце. Несмотря на различные нюансы реализации отцовской роли, обеспечивающие специфику формирования детских представлений об отце, можно предположить, что во всех случаях в них имеются общие черты, обусловленные, главным образом, возрастными изменениями психики ребенка.

Теоретический анализ возрастных изменений структуры и содержания представлений ребенка об отце

В психологической науке структура и содержание представлений об отце еще не получила своей разработки и широкого освещения. Отмечены попытки представить понятие «отцовство» в виде структурированной модели. Например, Ю.В.Евсеенкова и А.Г.Портнова представляют отцовство в виде комплексного образования, в котором выделяются следующие структурные компоненты: 1) потребностно-эмоциональный блок; 2) операциональный блок; 3) ценностно-смысловой блок. В данную структуру также включен интегральный сквозной компонент -оценочный, в который входят самооценка и социальная оценка окружающих [25, с. 45-46].

Р.В.Овчарова дает описание модели родительства, более частным проявлением которого является отцовство. Содержание этой модели пересекается с компонентами модели отцовства Ю.В.Евсеенковой и А.Г.Портновой, и при этом более четко структурируется автором по следующим составляющим: когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты [66].

Выделение в структуре отцовства таких аспектов, которые имели бы аналоги в предложенной Р.В. Овчаровой структуре родительства как надындивидуального целого, позволяет обозначить следующие элементы: 1) когнитивный аспект - как осознание отцом родственной связи с детьми, представление о себе как об отце, представление об идеальном отце, образ супруги как матери, знание отцовских функций, образ ребенка; 2) эмоциональный аспект - субъективное ощущение себя как отца, отцовские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к отцу, отношение к супруге как к матери общего ребенка; 3) поведенческий аспект - умение, навыки и деятельность отца по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругой как с матерью общего ребенка, стиль отцовского воспитания.

Представляется необходимым включить также дополнительный элемент — физический аспект, поскольку в структуру представлений об отце входят также понятия о возрасте, внешних данных, физической силе отца. Это - представление мужчиной своих соматико-физиологических особенностей и достоинств в контексте выполнения родительской роли (физическая и физиологическая способность к зачатию ребенка, обеспечению его выживаемости, удовлетворению потребностей членов семьи, защите и покровительству над семьей в целом).

Исходя из анализа представленного в разделе 2.1 анализа сути отцовской роли, в дальнейшем под отцовством мы будем понимать социокультурно обусловленное комплексное личностное новообразование мужчины, проявляющееся в когнитивном, эмоциональном, поведенческом и физическом аспектах, характеризующееся: а) осознанием родственной связи с детьми и чувствами, к ним испытываемыми; б) принятием и реализацией родительской роли; в) обеспечением самореализации, самоутверждения и саморазвития личности мужчины; г) влиянием на психическое и личностное развитие ребенка; д) влиянием на динамику семейных взаимоотношений.

Безусловно, мужчина воспринимается и оценивается в роли отца как с собственной позиции, так и с позиции окружающих его людей, и в первую очередь - его собственных детей. При этом в сознании воспринимающих запечатлеваются:

- характеристики реального муэючины-отца (его объективные физические, психические и личностные особенности), преломляющиеся через индивидуальное сознание воспринимающего и вследствие этого приобретающие субъективную окраску. 3. Фрейд писал: «Представление... о своем отце есть некая комплексная величина, за которую реальный отец отвечает лишь частично, а значительно большая доля ответственности за нее лежит на сыне» [112];

- социализированные компоненты представлений об отце: в данной работе они понимаются как социокультурно обусловленные архетипические и стереотипные характеристики представлений об отце, которые являются желаемыми и/или приемлемыми, а, следовательно, транслируемыми различными социализирующими источниками в данном обществе. Вероятно, эти социализированные компоненты формируют представления об идеальном отце, воплощенные в рассмотренной выше модели современного «хорошего отца». Таким образом, можно констатировать, что восприятие мужчины в роли отца обусловлено сочетанием коллективного и индивидуального опыта.

Кроме того, можно предположить, что восприятие ребенком отца и построение представлений о нем базируется на тех же аспектах, которые составляют модель отцовства:

- в когнитивном аспекте он представляет самого отца как члена семьи, обладающего определенным статусом и его атрибутами, как носителя определенных социальных функций, черт личности. Сюда же входят представления об идеальном отце;

-в поведенческом аспекте ребенок строит свои представления, основываясь на восприятии деятельности и взаимоотношений отца в семье и за ее пределами. Ребенок представляет себе, что умеет и знает или должен уметь и знать отец, каков стиль его воспитания, каковы его поступки и позиция в отношении других людей;

- в эмоциональном аспекте ребенок представляет то, как его отец относится к членам своей семьи и другим людям, какие настроения, чувства и эмоции им руководят;

- в физическом аспекте отец воспринимается как представитель мужского пола, обладающий силой, ловкостью, возрастными и внешними маскулинными характеристиками и т.п.

Детские представления, проявляющиеся во всех указанных четырех аспектах, вероятно, будут претерпевать некоторые модификации, обусловленные: 1) объективными изменениями, связанными с течением времени, индивидуальными особенностями психического онтогенеза и жизненного пути воспринимаемого мужчины-родителя; 2) индивидуальными особенностями социальной ситуации развития ребенка; 3) возрастными нормативными изменениями субъективных представлений воспринимающего индивида (ребенка).

Поскольку главная цель настоящей работы - проанализировать именно возрастные изменения представлений об отце, то в этом контексте можно сделать ряд заключений о соотношении степени выраженности указанных аспектов на различных возрастных этапах. Например, в отношении когнитивного и эмоционального компонентов можно предположить, что первый из них будет доминировать только тогда, когда разовьется логическое мышление. Физический аспект будет больше выражен на ранних ступенях развития, что обусловлено и объективными существенными соматическими различиями взрослого и ребенка, и преимущественной ориентацией восприятия последнего на внешние, непосредственно наблюдаемые объекты восприятия. А эмоциональный аспект, вероятно, доминирует над поведенческим на всех возрастных этапах в диапазоне от дошкольного возраста до молодости, поскольку в любом возрасте отец является эмоционально значимой фигурой и чувственная сфера взаимоотношений с отцом менее скрыта от восприятия ребенка по сравнению с поведенческими проявлениями отца вне семейного круга.

Организация формирующего исследования

В отечественной психологии до недавнего времени работа с родительскими группами отнюдь не являлась распространенным явлением, не имела собственной цели, а существовала в качестве дополнения к коррекционной программе, ведущейся с детьми, или выступала составной частью проведения психологической коррекции. Но в последнее время разработан и апробирован целый ряд тренинговых программ, в частности, «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» (И.М.Марковская), тренинг «Осознанное родительство» (М.О. Ермихина), программа формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама - счастливый малыш» (Ю.К. Абдрахманова и Р.В. Овчарова), система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов» (О.В.Филиппова), тренинг зрелого отцовствования и материнствования (Н.В.Боровикова). Главной целью этих программ является установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Но, во-первых, все они направлены на триангуляционное взаимодействие и не предполагают ситуации общения только отца и ребенка. Во-вторых, коррекционная работа направлена, прежде всего, на родителей, а не детей. Таким образом, обнаруживается необходимость разработки такой программы, которая отвечала бы цели формирования и коррекции представлений ребенка об отце. Эти аргументы привели нас к разработке развивающей программы «Путь к осознанному отцовству».

Разработка инструментария формирующего исследования Содержание развивающей программы, названной «Путь к осознанному отцовству», является синтетической разработкой, состоящей из двух основных разделов (А и Б), один из которых предназначается отцу, а второй - ребенку (Приложение III).

А. Раздел развивающей программы «Путь к осознанному отцовству», разработанный для отцов, содержит следующие пункты.

1) Вводную инструкцию.

2) Опросники-анкеты, направленные на формирование представлений о взаимоотношениях с ребенком и собственным отцом, об отцовстве в целом и о себе как о родителе.

а) «Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столина. Цель - выявление родительского отношения к ребенку. Предполагает стандартизированную количественную обработку и качественную интерпретацию [75] (см. Приложение III. 1).

б) Опросник «Мои представления об отцовстве», состоящий из вопросов-утверждений, заимствованных из методик: «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARY) П. Шеффера. Утверждения опросника относятся к определению взглядов мужчины-отца на различные принципы и подходы к воспитанию и поведению родителя по отношению к ребенку. Цель - самостоятельное выявление и рефлексия мужчинами-испытуемыми собственных особенностей представлений о различных аспектах отцовства до и после выполнения работы по коррекционному пособию. Предполагает самостоятельную, выполняемую испытуемыми-отцами, количественно-качественную обработку (см. Приложение ПІЛ).

в) Опросник «Я как отец...» - разработанная нами методика, состоящая из утверждений, сформулированных в виде незаконченных предложений. Цель — самостоятельное осознание мужчиной собственных особенностей поведения в роли отца до и после выполнения работы по коррекционному пособию. Предполагает самостоятельную, выполняемую испытуемыми-отцами, качественную обработку данных (см. Приложение ПІЛ).

г) Разработанный нами опросник «Воспоминания об отце». Цель - представить для осознания мужчин-испытуемых межпоколенную преемственность взаимоотношений между ребенком и отцом и их роль в процессе психического развития ребенка. Структура опросника: ряд утверждений (касающихся периода раннего онтогенеза мужчины), к которым испытуемый должен выразить свое отношение; биполярные шкалы-признаки, по которым испытуемый оценивает личность своего отца; и список незаконченных предложений, выявляющих некоторые особенности взаимоотношений испытуемых с их отцами. Предполагает самостоятельную, выполняемую испытуемыми-отцами, качественную обработку данных (см. Приложение ПІЛ).

Все указанные опросники выполняют функцию пополнения знаний и представлений мужчин о себе как об отце, актуализацию рефлексии на себя как на родителя. Данные, полученные с их помощью, не являются значимыми с точки зрения достижения главной цели формирующей части исследования, потому в дальнейшей работе они не будут подвергаться подробному анализу и интерпретации.

3) Совокупность теоретических положений о психическом развитии ребенка и роли личности отца в этом процессе, подобранных в просветительских целях из работ О.А.

Карабановой [35], Т.Л. Крюковой [50], Б.И. Кочубея [46], Ж.. Ледлофф [53], 3. Матейчек [60], B.C. Мухиной [63], Р.В. Овчаровой [66], Л.П. Тарховой [101] и др.; теоретические положения о воспитании ребенка, заимствованные из работы Т.Гордона «Тренинг эффективного родителя» [17]. Цель - повышение уровня культуры родительства мужчин-испытуемых, большее понимание ими возрастных особенностей личности ребенка, повышение эффективности взаимодействия между отцом и ребенком (см. Приложение III. 1).

Мы предполагаем, что вторая и третья части данного раздела в целом способствуют повышению уровня культуры родительства у отцов, таким образом, подготавливая их к выполнению четвертой части программы.

4) Комплекс упражнений, предназначенных для совместного выполнения с ребенком (ребенок выполняет свой вариант), сгруппированных в разделе «Дневник отца». Схема упражнений: название упражнения, дата выполнения, цели, инструкции, содержание задания, вопросы для размышления (см. Приложение ПІЛ).

Б) Раздел пособия «Путь к осознанному отцовству», разработанный для детей, содержит комплекс упражнений, предназначенных для совместного выполнения с отцом, сгруппированных в разделе «Дневник ребенка». Схема упражнений: название упражнения, дата выполнения, инструкции, содержание задания, вопросы для размышления, рисунок по теме упражнения (см. Приложение Ш.2).

Упражнения, содержащиеся в «Дневнике отца» и «Дневнике ребенка», носят игровой интерактивный характер и предполагают письменное и графическое их выполнение, а также -устное обсуждение результатов между отцом и ребенком. Эти упражнения являются комплексом авторских и заимствованных (из тренинговой программы Т. Гордона «Тренинг эффективного родителя» [17] и программы «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» И.М.Марковской [57]), частично модифицированных заданий. В итоге совместное выполнение упражнений, наряду с ознакомлением испытуемых-отцов с теоретическими положениями программы, как ожидается, способствует реализации следующих целей и задач нашего пособия.

Цель и задачи развивающей программы «Путь к осознанному отцовству».

Цель - структурное и содержательное развитие представлений об отце у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Кроме того, работа по пособию в паре «отец-ребёнок» призвана оптимизировать и расширить родительско-детские отношения в целом и пополнить опыт «бытия» отцом и осознания себя в отцовской роли.

Наряду этими целями можно определить задачи, выполнение которых обусловлено самим содержанием программы:

1) Психологическое просвещение - информирование мужчин о роли отца в психическом развитии ребенка; расширение и обогащение способов позитивного общения с ребенком.

2) Формирование адекватного образа возрастно-психологических особенностей ребенка; взаимное определение прав и обязанностей; помощь в разработке родительской дисциплины, адекватной возрасту ребенка.

3) Формирование адекватного образа индивидуально-личностных особенностей ребенка и коррекция отцовского поведения в соответствии с этим образом.

4) Осознание отцом особенностей своего эмоционального отношения к ребенку, отцовских чувств и поведения; формирование умения конструктивно выражать чувства и эмоции; осознание степени эффективности своей системы воспитания и/или причин ее неэффективности.

5) Помощь в осознании и выработке системы ценностей и целей воспитания ребенка; стратегии и тактики достижения целей воспитания.

6) Помощь в осознании ребенком и отцом характера своих отношений, особенностей общения и взаимодействия; формирование ценностной установки взаимного общения; повышение компетентности общения отца и ребенка.

7) Развитие у отца и ребенка эмпатических способностей; создание условий общности эмоционального переживания жизненных событий; развитие форм сотрудничества и кооперации в отношениях.

Разработано три варианта программы «Путь к осознанному отцовству», предназначенные для следующих диад: «отец-дошкольник», «отец-младший школьник» и «отец-подросток».

Похожие диссертации на Изменения представлений об отце в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до молодости