Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Лунева Людмила Федоровна

Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского
<
Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лунева Людмила Федоровна. Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Шуя, 2001 147 c. РГБ ОД, 61:02-19/141-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Акмеологическое исследование медико-биологического И поэтического творчества эразма Дарвина 7

1.1. Проблема полипрофессионализма в свете предмета акмеологии 7

1.2. Возникновение и развитие английской научной поэзии п додарвинский период 12

1.3. Родословная э.дарвина. Генетические корни. Биографические данные 17

1.4. Продукты и возрастная периодизация творческой деятельности:

Врач - ученый - поэт - биолог - психофизиолог - философ - изобретаз ель - преподаватель 20

1.5. Развитие и состояние английской научной поэзии в последарвииский период 26

ГЛАВА II. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества О.Я.Боксера 31

2.1. Родословная. Генетические корни 31

2.2. Биографические данные 35

2.3. Лонгитюдные количественные показатели экспериментальных психофизиологических исследований в соотношении сданными, полученными методом возрастных срезов па малой контрольной группе испытуемых 46

2.4. Продукты творческой деятелыюсти 52

2.4.1. Продукты научной творческой деятельности 52

2.4.1.1. Теоретико-экспериментальная научная деятельность 52

2.4.1.2. Изобретательская научная деятельность. Внедрение изобретений 63

2.4.1.3. Педагогическая научная деятельность 69

2.4.2. Продукты литературной творческой деятельности 72

2.4.2.1. Поэтическая деятельность 72

2.4.2.2. Литературоведческая деятельность (теория поэзии) 86

Выводы 104

Заключение 107

Примечания 120

Список литературы 124

Приложение 133

Введение к работе

Актуальность темы. Акмеология - интегративная наука, новая область научных знаний в системе наук о человеке. Отличается от классической психологии тем, что исследует закономерности создания целостным человеком тех или иных результатов. Объектами акмеоло-гических исследований могут быть представители любых видов творческой деятельности Г.ППЫ.Х УРОВНЕЙ (Б.Г.Ананьев, 1995, 1967-1969, 1973); Н.В.Кузьмина, 1985, 1990 1997,2000).

При построении программ истории и теории науки и литературы по существу отбираются главные, ведущие представители научного и литературного творчества (вершины), оказавшие влияние на общественное развитие Однако процессы, связанные с психологией возникновения научных идей и художественных образов, их связью с реальной жизнью, проблемы самоорганизации ученым и писателем собственной жизни, поиски источников творческого бытия - не входят в предмет истории и теории науки и литературы Проблема ученого и художника в жизни и творчестве, закономерности, факторы и условия творчества ученого и писателя рассматриваются лишь попутно. Огромная литература воспоминаний современников об ученом и писателе не укладывается в программы и курсы. И это не случайно. Me было научной теории, позволяющей эти материалы синтезировать и "выстраивать" в расчете на поиски закономерное!ей, условий, факторов и стимулов научного и литературного творчества ученого и писателя. Она может быть разработана в свете акмеологии.

В своих подходах к существу и перспективам развития искусства акмеология во многом опирается на современные достижения социальной психологии искусства (В.Е.Семенов, 1982, 1984, 1988), на концепции об определяющей роли в формировании истинного художника - "личностного смысла", а не только знания (АН Леонтьев, 1961) и "межличностной коммуникации" (В.Е.Семенов, 1995).

Из известных нам работ - в том числе фундаментальных, -посвященных исследованию творчества конкретных ученых и писателей, лишь единичные содержат некоторые акмеоло-гические компоненты, опираются в своем анализе на определение предмета "акмеология", на ее современные концепции, методы и понятийный аппарат, созданные основателями и лидерами этого нового направления науки (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, Е.И.Степанова, А.А.Деркач и др.). Ни в одной из известных нам работ не рассматривалась проблема полипрофессионализма.

' Термин "полипрофессионаличм" впервые предложен И. В. КУ'ІЬ.МИНОЙ (1999).

Цель исследования. Осуществить акмеологический анализ медико-биологического и поэтического творчества двух врачей, ученых ученых-естествоиспытателей, английского -Эразма Дарвина (1731-1800) и российского - О. Я. Боксера (современник), на уровне профессионализма овладевших несколькими естественнонаучными и литературными специальностями.

Для реализации поставленной цели определены следующие основные задачи:

ИССЛЕДОВАТЬ:

  1. Возникновение и развитие англоязычной научной поэзии в додарвинский период.

  2. Родословную, генетические корни и биографические данный Э. Дарвина.

  3. Продукты и возрастную периодизацию его творческой научной и поэтической деятельности.

  4. Развитие и состояние англоязычной научной поэзии в последарвинский период.

  5. Родословную, генетические корни и биографические данные О.Я.Боксера.

  6. Продукты и возрастную периодизацию его творческой научной и поэтической деятельности.

  7. Лонгитюдный материал многодесятилетнего психофизиологического самотестирования О.Я.Боксера в соотношением с аналогичными исследованиями контрольной группы.

  8. Опираясь на акмеологические исследования творчества Э.Дарвина и О.Боксера, дать анализ вопроса: при каких условиях возможен и продуктивен полипрофессионализм.

Методика. Применялись классические, ключевые методы акмеологии, разработанные и усовершенствованные ее основателями и современными лидерами: лонгитюдный; биографический; возрастных срезов; изучения продуктов созидательной деятельности, особенно творческих. При акмеологическом исследовании психических (в том числе нейродинамиче-ских) функций О.Я.Боксера использовались данные, собранные им в ходе многодесятилетнего систематического самотестирования с количественными показателями.

Научная новизна. Теоретическая и практическая ценность работы. Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что впервые:

- проведено взаимосвязанное исследование научного и поэтического творчества двух поэтов-ученых, опирающееся на современные концепции и методы акмеологии,

использовался оригинальный вариант лонгитюдного метода реализованный в ходе многодесятилетних систематических исследований одного и того же поэта-ученого (психофизиолога)на основе данных его психофизиологического самотестирования (в сравнении с контрольной группой), а также дневниковых записей, в том числе поэтических, что позволило существенно обогатить материал по возрастной периодизации;

при сравнении результатов лонгитюдного тестирования поэта-ученого (О.Л.Боксера) с аналогичными данными контрольной группы выявлено более значительное ухудшение возрастных показателей субъектов контрольной группы, прекративших в пенсионной возрасте трудовую деятельность: некоторые из них - в прошлом лица летного состава - в возрасте 35 - 45 лет показывали лучшие результаты, чем О.Я.Боксер, а в возрасте 59-77 лет стали ему существенно уступать. Подвергнут анализу вопрос при каких условиях возможен и продуктивен полипрофессионализм; выдвигается концепция, что истинный полипрофессионализм - это не эклектическая смесь способностей, умений и навыков, а своего рода, функциональная система, обеспечивающая гармоничное взаимодействие подсистем ("системоквантов") [40], нацеленных на получение общего конечного результата у субъекта творчества. При этом для истинного полипрофессионализма необходимы не только соответствующая эрудиция, не просто склонность к каждой из сочетающихся профессий, а подлинная большая увлеченность ("личностный смысл", по А.Н.Леонтьеву);

допускается возможность продуктивно сочетать в один и тот же микропериод научную (например, писание статьи) и поэтическую (слагание стихотворения) деятельности: по-видимому, одна в состоянии положительно индуцировать другую. Такая возможность четко проявившаяся в научно-поэтическом творчестве Дарвина и Боксера, не может быть безоговорочно рекомендована любому поэту-ученому, но заслуживает специального углубленного анализа;

изучение возрастной периодизации качества творческой деятельности Дарвина и Боксера убеждает, что конкретно у них эта периодизация обусловлена не столько возрастными изменениями их психофизиологического статуса, сколько биографическим социальными факторами ("социализация личности" по Е.С.Кузьмину и В.Е.Семенову). Подтверждается концепция, впервые сформулированная Б.Г.Ананьевым, что истинный возраст человека - функция биологического и исторического времени, что возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими [7, 12, 15];

изложенное имеет не только теоретическое, но и практическое значение для проблемы полипрофессионализма и вместе с тем стимулирует и корректирует поиск новых биолого-социалъных факторов творческого долголетия;

результаты исследований внедрены в учебную практику Шуйского государственного педагогического университета и Современного гуманитарного университета (г. Москва).

Апробация материалов диссертации. Результаты исследования доложены и обсуждены на симпозиуме, посвященном 10-летию Межкафедральной психофизиологической лаборатории Шуйского государственного педагогического университета, 1998, объединенном заседании отделений психофизиологии Российской академии естественных наук и Академии медико-технических наук РФ, 1999; двух сессий Санкт-Петербургской академии акмеологи-ческих наук, 1999, 2000; Объединенном заседании кафедры акмеологии и Межкафедральной психофизиологической лаборатории Шуйского государственного педагогического университета, 2000.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, в том числе 3 монографии.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 147 страницах машинописного текста, состоит из введения, 2 глав результатов исследований, заключения, выводов, указателя литературы, приложения. Работа иллюстрирована 8 таблицами. Список литературы содержит 198 источника, из них - 165 отечественных и 33 зарубежных.

Проблема полипрофессионализма в свете предмета акмеологии

Акмеология - новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к его высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной [6-І 5, 51, 89-92, 99, 146-152].

Таким образом, предметом акмеологии является целостный человек, имеющий свои корни, свою родословную, вместе с нею получающий свое ближайшее окружение с детства, отцовские и материнские гены. Все это вместе взятое и накладывает отпечаток на становление личности писателя, на его интересы и склонности, круг его чтения, представления о людях и своем собственном предназначении в этом мире. В какой-то момент жизни он осознает себя и интуитивно или сознательно приходит к "самостроительству": чего я хочу, что я могу, как выразить мне самого себя.

Мотивы, направленность, внимание, память, мышление, воображение, чувства, воля -все это понятия современной научной психологии. Психология - аналитическая наука, накопившая огромный фонд научных знаний о закономерностях отражения объективной реальности в психических процессах, свойствах личности, деятельности человека.

Акмеология - интегративная наука. Отличается от психологии тем, что исследует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня продуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми. Ведет поиск именно тех факторов в индивидных свойствах человека: его родители и его родословная, его первые впечатления, проявление задатков в интересах и способностях, его природное "Я" и в социальной потребности; свойства его личности - устойчивая система отношений, типы направленности, сочетание разных способностей, система индивидуальной деятельности: способы изучения им объективной реальности, накопление фонда впечатлений, личные наблюдения и круг чтения, способы и структура общения, способы фиксации своих наблюдений, планирование деятельности на длительный срок, работа над конкретным произведением, самоорганизация и самоконтроль деятельности, принятие решения относительно готовности произведения к опубликованию.

Весь этот анализ ведется на основании предварительно сформулированных критериев оценки целостной деятельности целостного человека, ее результативности.

Как подчеркивалось выше, объектами акмеологического исследования могут быть представители любых видов творческой деятельности разных уровней продуктивности: высокопродуктивные, среднепродуктивиые и малопродуктивные. При этом могут быть использованы разного рода методы с применением шкал для измерения меры влияния тех или иных факторов и условий на творческую продуктивность человека. Творчество писателей, их происхождение, истоки, семья, взаимоотношения и контакты с ними других людей, содержат фонд информации, позволяющий проникнуть в условия и факторы самореализаций творческих потенциалов в науке и поэзии ученого и писателя, преподавателя и изобретателя в факторы, содействующие и препятствующие их творческой жизни.

Талант человека связан с особой пластичностью нервной системы к тем или иным воздействиям на него объективного мира.

Поэтический и писательский дар связан с особой чувствительностью к слову, словесному образу, развитию сюжета, потребностью выразить себя именно в слове. Именно пластичность, особая чувствительность нервной системы как природный дар, каким-то образом связанный с наследственностью, подчас проявляется в общей одаренности человека.

Выдающийся человек, его судьба, жизнь, преодоление трудностей на пути к высшим достижениям в своем собственном творчестве, при сопоставлении его с другими, при всей уникальности каждого отдельного, тем не менее может вести нас к проникновению в тайны самореализации творческих потенциалов, к закономерностям профессионального становления поучительного прежде всего для студентов.

Б.Г.Ананьев впервые предложил ввести в число ключевых методов, применяемых в психологии при исследовании психического развития взрослых - этой основы акмеологии -лонгитюдный метод. Для применения лонгитюдного метода характерно прослеживание изменений в психофизиологических особенностях одного и того же человека на протяжении многолетнего периода (Е.И.Степанова, 1985).

В таких исследованиях лонгитюдный метод продуктивен в сочетании с биографическим методом и методом изучения продуктов созидательной деятельности, особенно творческих. В лонгитюдный метод могут входить и исследования психологических функций (в том числе нейродинамических с количественными показателями), если они проводятся в течение длительного времени на одном и том же человеке. Большую ценность представляют исследования психического развития взрослых, в которых сочетаются лонгитюдный метод и, так называемый метод возрастных срезов (Б.Г.Ананьев, 1967-1969).

При изучении творческой деятельности писателей и ученых биографическому методу и связанному с ним методу изучения продуктов деятельности принадлежит особое место. Анализ автобиографических записей, дневников, воспоминаний позволяет представить ход индивидуального развития творческой деятельности человека, обнаружить характер динамики возрастной периодизации его жизни, кульминационные периоды-моменты в творческой деятельности и периоды творческих спадов (Б.Г.Ананьев, 1967-1969, 1973, Е.И.Степанова, 1980, 1985, 1994).

История и теория литературы имеют предметом своих исследований художественную литературу, закономерности развития художественных образов, взаимоотношений продукта художественного творчества писателя и общества. Она ищет ответы на вопросы о том, как события, происходящие в природе и обществе, отражаются в художественном произведении и какой отклик произведения писателя находят в обществе: кто и как реагировал на него, в каких журналах какие рецензии были опубликованы, что именно в произведении стало предметом анализа и оценки.

Однако, предметом истории и теории литературы не являются факторы, условия, закономерности, содействующими препятствующие самореализации творческого потенциала писателя. При построении программ истории и теории литературы по существу отбираются главные, ведущие представители литературного творчества (вершины), оказавшие влияние на общественное развитие. Однако, процессы, связанные с психологией возникновения художественных образов, их связи с реальной жизнью, проблемы самоорганизации писателем собственной жизни, поиски источников творческого бытия - не входят в предмет истории и теории литературы. Проблема художника в жизни и творчестве, закономерности, факторы и условия творчества писателя рассматривается лишь попутно.

Возникновение и развитие английской научной поэзии п додарвинский период

Два столетия, предшествовавшие гениальным открытиям Ньютона, отмечены лишь несколькими стихотворными отрывками, относящимися к науке. Они не позволяют делать какие-либо обобщения, но представляют несомненный интерес. Некоторые из них звучат едва ли ни современно.

Первые из ставших нам известными стихотворных строк с упоминанием о науке принадлежат придворному поэту шотландского короля Якова IV-ro У. Данбару (1460-1530):

Премудрости, науки, ремесло, Искусство, добродетель, поученье, Рассудок, нравственность, добро и зло, Закон, ученье, истине служенье -Сгодится все для песенки моей.

Хоть многие в то нс верят привередно, Красой прискучив ради пищи сей. Но процветанья нет, коль слово бедно

Ты, мудрый, по стезе своей идя, Науками и знанием всесильный, Пребудь, зерцалом нас руководя, Будь в нашей тьме сияющей светильней. Но тот вотще над книгами не спит, Чье знание делам не исповедно; Оно само его и обвинит -Нет процветания, коль слово бедно.

(Перев. А.Эппель, Н.Булгакова) Великий английский поэт Джон Дон в отрывке из поэмы "Первая годовщина" писал:

Все новые философы в сомненье. Эфир отвергли — нет воспламенснья, Исчезло Солнце, и Земля пропала, А как найти их — знания не стало. Все признают, что мир наш на исходе, Коль ищут меж планет, в небесном своде Познании новых... Но едва свершится Открытье — все на атомы крушится. Все — из частиц, а целого не стало. Лукавство меж людьми возобладало, Распались связи, преданы забвенью Отец и сын, власть и повиновенье. И каждый думает: "Я — Феникс-птица», От всех других желая отвратиться... (Перев. Д.Щедровщкого) В одной из сатир Дона, где сравниваются католическая, пуританская и англиканская церкви, содержатся такие строки: Пик истины высок неимоверно, Придется покружить по склону, чтоб Достичь вышины, — нет дороги в лоб! Спеши, доколе день, а тьма сгустится — Тогда уж будет поздно торопиться. (Перев. Д.Щедровицкого)

Д.Адамсон в статье "Кеплер и Мильтон" [166] представил материал, свидетельствующий, что великий классик английской поэзии Д.Мильтон (1608-1674) использовал в "Потерянном рае" кеплеровскую научную терминологию, а в 7-й главе этой поэмы содержится ссылка на теории Кеплера. Кстати, сам Кеплер тоже писал стихи.

В настоящем разделе уместно упомянуть еще об одном историческом литературном факте, хотя непосредственно и не относящемся к стихотворному жанру. Мы имеем в виду драму "Трагическая история доктора Фауста" (1604) - одну из предтеч гетевского "Фауста". Автор драмы - К.Марлоу - предполагаемый соавтор В.Шекспира в некоторых его ранних пьесах.

Из всех наук Александр Поп (1688-1744) более всего интересовался медициной. С детства страдал многими хроническими заболеваниями. Автор дидактических поэм "Опыты о морали", "Опыты о человеке" и др. Мировую известность получили двустишья Попа. Одно из них в переводе С.Маршака звучит так:

Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон.

Большое влияние на произведения Попа оказала "Оптика" Ньютона [186]. Знание ньютоновского спектра отразилось в ряде его поэтических творений. В поэме "Опыты о человеке" особенно много строф и строк, адресованных науке, величию человека как творца науки. Вот некоторые примеры.

А Бог пример всем твпрям подает: Одно через другое создает.

Взвесь воздух, в гордых замыслах паря, Измерив землю, измеряй моря. Установи орбиты для планет, Исправь ты время и небесный свет, С Платоном вознесись ты в Эмпирей, В первичное сияние идей; И в лабиринте грез теряя нить, Себя ты можешь Богом возомнить.

Когда наука здешняя права, Ей высшие дивятся существа. Однако разрушают страсти вмиг Все то, что разум-труженик воздвиг.

Исследуй мир гордыне вопреки, Смирение возьми в проводники. Навек отвергни суетный наряд, В котором знанья праздные царят, Чей суетный, наносный, ложный лоск Лишь искушает беспокойный мозг.

Но себялюбье с разумом схоласт В хитросплетеньях сталкивать горазд; Остер и проницателен притом, Он сорит чувство с мыслью и умом. Хоть стоик добродетелью зовет

Апатию холодную, как лед,

Наш разум спорит с мудростью такой,

Предпочитая труд, а не покой...

Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть

Для парусов, однако, ветер - страсть.

Вселенную связует цепь любви, Внимание на ней останови, И цель природы узришь в свой черед, Смотри: к другому каждый атом льнет; Влечет он, потому что привлечен; Обнять соседа атом обречен. Вовлечена материя в игру, Влечется ко всеобщему добру. Растенья, умирая, кормят нас; В растеньях жизнь таится про запас. Так формы погибают ради форм, И составляет жизнь для жизни корм.

Инстинкт и разум как бы заодно, Когда достичь блаженства суждено;

Конечно, разум нам служить готов, Но разум лишь является на зов, Внимая наставленьям и мольбам. Инстинкт же безупречно служит сам; Цель от рассудка слишком далека. Но целится инстинкт наверняка, Он достигает счастья наугад, А разум не подъем тяжеловат.

(Перев. ВМикушевича)

Нельзя не признать, что в тех строках, где Поп анализирует (сопоставляет) разум и инстинкт, он, с содержательной точки зрения, значительно опережает свое время. Более того: эти строки звучат вполне современно.

С другой стороны, речь идет о типичных дидактических поэмах.

Известный английский поэт и критик М.Арнолд (1812-1888), говоря о большинстве выдающихся поэтах 18-го века, включая А.Попа, писал, что их поэтические творения, особенно поэмы, отдают прозой, в их творениях не места вдохновению, восторгу, раскованности языка и воображения. - С этим отчасти, особенно в отношении Попа, нельзя не согласиться. Хотя Поп и пишет: "Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть; для парусов, однако, ветер - страсть", — "ветер" эмоций не дует в "паруса" его дидактических поэм, в том числе и поэмы "Опыты о человеке", где почти нераздельно господствует один рациональный разум.

С позиций защищаемой нами психологической классификации поэзии о науке, соответствующие фрагменты поэмы можно отнести к наукоосведомительнои дидактической поэзии с редкими намеками на научную лирику воспевательного характера.

Родословная. Генетические корни

О так называемом генеалогическом дереве О.Я.Боксера (Б.) удалось собрать сведения более чем скудные.

Но доподлинно известно, что его прапрадеды по отцовской и материнской линии - евреи по национальности - примерно два столетия тому назад обосновались в Волынской губернии, близ ее центра г. Житомира, в так называемой черте еврейской оседлости (местечко Чернихов и др.). Они были мелкими торговцами базарного уровня - типа героев рассказов Шолома Алейхема, которые происходили из тех же краев.

Наиболее выдающимся из их потомков стал дед Б. - Лазарь Гольдфарб. В 14-летнем возрасте он совершил побег из родительского дома и обосновался в Киеве прислужником в конторе юриста. Видимо, он быстро обратил внимание хозяина на свои способности, и тот приблизил его к своими служебным делам, а потом сделал одним из своих ближайших помощников.

В возрасте 18 лет Лазарь женился. Не достигнув 30-летнего возраста и не имея никакого специального образования, основал собственную юридическую контору в Житомире, стал домовладельцем. Вскоре как юрист приобрел большую известность и популярность, далеко выходящую за пределы Волынской губернии. Главными направлениями его юридической деятельности были процессы, связанные с наследованием, особенно земельным, финансовыми конфликтами и т. п. Как правило, подобные процессы выигрывал.

Стал весьма состоятельным человеком. Вырастил 10 детей, большинству из которых успел до 1917 года дать высшее образование. В своем доме собрал обширную библиотеку русских классиков, которая впоследствии стала главным источником литературного образования Б. В советское время юридической практикой не занимался. Болел тяжелой формой язвы желудка. Умер в начале 30-х годов.

Его жена Ципа Арьевна - бабушка Б. - была малограмотной. По-русски писать не умела, по-еврейски (жаргон "идиш") почти не умела. Обладала прекрасной памятью, особенно образной. Свободно, без акцента, говорила не только по-русски, но и по-украински и по-польски (в Житомире проживал значительный процент поляков). Была очень музыкальна, прекрасно пела, особенно украинские песни. Была замечательной рассказчицей. Отличалась большим чувством юмора. В июне 1941 года Житомир был захвачен немцами. Все евреи, не успевшие эвакуироваться, - в их числе бабушка и две ее старшие дочери, -были умерщвлены вскоре после захвата города. Образования гетто не потребовалось.

Дети Лазаря и Ципы росли весьма способными и трудолюбивыми. Трое из них закончили престижные гимназии (Житомир, Киев, Варшава) с золотыми медалями, а университеты - с отличием.

Мать Б. Вера родилась седьмой по счету. Закончила Житомирскую мариинскую гимназию. Увлекалась музыкой. Целеустремленно готовилась к поступлению в консерваторию по классу фортепиано. Этому помешало раннее замужество (18 лет), рождение Б. (1919 г.) и события гражданской войны.

Значительно более одаренным в области музыки был ее младший брат Яков (между ними - один год разницы), еще в четырехлетнем возрасте проявивший себя как форменный вундеркинд. Он закончил по классу скрипки Житомирское музыкальное училище (альма матер Святослава Рихтера). Естественно, собирался поступить в консерваторию, для чего в 1920 году перебрался в Москву.

Устроился лаборантом на кафедру химии Московского университета.

Бедственное положение, отсутствие жилья, невозможность приобрести музыкальные инструменты, ранняя женитьба (на житомирянке) и др. вынудило его отказаться от музыкальной карьеры.

Увлекся химией. Окончил химический факультет Московского университета. Стал одним из выдающихся химиков страны, автором стабильных учебников, по которым училось не одно поколение школьников и студентов.

Заведовал лабораторией гетероциклических соединений Института органической химии АН СССР. Заслуженный деятель науки РФ. Лауреат академической премии им. Бутлерова. Был первой скрипкой в известном любительском оркестре Московского Дома ученых. Особых литературных интересов не проявлял.

Литературных интересов не проявляли и другие сестры и братья матери Б., в числе ко торых были физик, биолог и врачи.

Дед Б. - по отцу Александр Боксер - выбился из мелких торговцев базарного уровня в относительно состоятельного лавочника. Ему принадлежал продовольственный магазин в Житомире. Был в состоянии содержать старшего сына (отец Б), обучавшегося на медицинском факультете Берлинского университета. Умер в начале 30-х годов в Йоханнесбурге (Южноафриканская республика), куда в 1924 году перебрался к младшему сыну - мелкому бизнесмену. Имел хороший певческий голос и музыкальный слух. В родственных кругах был популярен как исполнитесь еврейских песен.

Жена Александра Боксера Сара была малограмотной. В отличие от мужа, не отличалась музыкальным слухом, что частично передалось ее старшему сыну (отец Б.) и самому Б. Все свое время и силы отдавала домашнему хозяйству и заботам о детях.

Отцу Б. Якову Боксеру не удалось закончить гимназию с медалью, что позволяло еврею того времени поступить в русский университет. Вынужден был податься в Германию, где, как упоминалось, поступил на медицинский факультет Берлинского университета. Летом 1914 года, по окончании 4-го курса, вернулся в отпускной период в Житомир, незадолго до начала войны.

Это спасло его от интернирования. Преподавал в Житомирской школе военных прапорщиков. В 1917 голу женился на сестре школьного товарища восемнадцатилетней Вере Гольдфарб - будущей матери Б. (см. выше). В 1921 году получил право на выезд в Берлин для завершения прерванного в 1914 году образования.

Разрешению на выезд, что в то время было очень трудно получить, способствовали следующие обстоятельства. Сестра жены Я. Боксера (матери Б.) Лиза была женой ответственного работника органов внешней торговли Б.МСклянского (партийная кличка Веров). Впоследствии (1928-1930 гг.) был заместителем торгпреда СССР в Швеции.

Старший брат Склянского-Верова Склянский Эфраим Маркович - личность историческая. - Первый заместитель наркома военных и морских дел и председателя реввоенсовета (Л.Д.Троцкого)1 .

Видимо, столь влиятельные родственные связи помогли матери Б. получить назначение машинисткой в советское торгпредство в Берлине. Отец был зачислен студентом медицинского факультета Берлинского университета и одновременно фельдшером (впоследствии врачом) медпункта торгпредства.

По приезде в Берлин отец решился на поступок, который впоследствии неоднократно ставил в пример сыну. Яков Боксер расстался с Берлинским университетом на 8 лет (1913-1921).

Лонгитюдные количественные показатели экспериментальных психофизиологических исследований в соотношении сданными, полученными методом возрастных срезов па малой контрольной группе испытуемых

Как уже рассматривалось во введении, в лонгитюдный метод исследований психического развития взрослых, впервые предложенный Б.Г.Ананьевым, целесообразно вводить исследования психофизиологических функций (в том числе нейродинамических с количественными показателями), если они проводятся в течение длительного времени на одном и том же человеке.

По мнению Ананьева, особенно большую ценность представляют исследования психофизиологических функций взрослых, если в них лонгитюдный метод сочетается с так называемым методом возрастных срезов.

Как об этом свидетельствует отечественная и зарубежная литература, такое методическое сочетание в научных психологических работах встречается в виде единичных исключений.

Выделяются своей фундаментальностью исследования, проведенные коллективом ленинградских ученых во главе с Б.Г.Ананьевым по проблеме психофизиологического и интеллектуального развития взрослых людей [7, 10-15].

В этих работах, опубликованных в начале 70-х годов истекшего столегия, было достигнуто, говоря словами Ананьева, "сочетание дробных возрастных срезов с дифференциальными и продольными исследованиями".

Нормативные показатели психофизиологического и интеллектуального развития получены были на испытуемых в возрасте от 18 до 46 лет в количестве 580 человек.

Как об этом свидетельствует статья Ананьева "Структура развития психофизиологических функций взрослого человека" и последующие работы, вышедшие из его школы, для получения нормативных показателей ("возрастных срезов"), наряду с психофизиологическими методами изучения общевербального и невербального интеллекта, мышления, памяти и внимания, исследовались психомоторные и нейродинамические свойства центральной нервной системы.

Для изучения психомоторных функций были применены методики, разработанные Н.А.Розе [132]. К ним относится тремометрия, динамометрия, определение волевого мышечного усилия, изучение дифференцированного мышечного напряжения, ритмичность и аритмичность движений [146, 151, 152]. Согласно Е.И.Степановой (1995, с. 152):

"Для исследования типологических свойств нервной системы в коллективном исследовании комплексного изучения человека были выделены: сила нервной системы по отношению к возбуждению и динамичность по возбуждению и торможению.

Сила нервной системы по отношению к возбуждению, прежде всего, характеризуется "работоспособностью" нервных клеток, то есть способностью выдерживать длительные возбуждения, не переходя состояния запредельного торможения.

Показателем силы нервной системы по возбуждению является чувствительность нервных клеток.

Динамичность нервных процессов определяет степень легкости образования положительных и отрицательных условных связей.

Исследование проводилось по методикам: 1) измерение выраженности закона силы в двигательных реакциях на раздражители разной интенсивности; 2) измерение скорости реакции на слабый стимул.

С помощью этих методик были получены показатели возбудимости нервной системы.

Для диагностики динамичности нервных процессов применялась методика условного мигательного рефлекса.

Скорость выработки условного положительного рефлекса являлась показателем уровня динамичности возбуждения, а скорость выработки дифференцировки — уровня динамичности торможения".

К сожалению, применение сочетания лонгитюдного метода исследования психофизиологических функций с методом возрастных срезов практически нереально по отношению к представителям творческих профессий, например литературной.

К числу единичных исключений следует отнести Б. Он не только профессиональный психофизиолог, но и автор многих получивших большое распространение психофизиологических методов и приборов. Более того, на протяжении нескольких десятилетий он привлекался учеными советами и Комитетом по новой медицинской технике МЗ СССР в качестве ведущего эксперта по оценке соответствующих предложений.

Для психофизиологических испытаний своих и чужих новаторских объектов Б. привлекал самого себя в качестве первоочередного испытуемого.

Накопился огромный материал многолетнего периодического тестирования одного и то же человека.

В этих исследованиях оценка типологических особенностей высшей нервной деятельности (так называемых, основных свойств центральной нервной системы) определялась комплексным сочетанием методов: программно-аппаратурных (сила нервной системы по отно шению к возбуждению методом Небылицына и др.), анкетных (тесты ЧХТ, Айзенка, САН), наблюдения и самонаблюдения в служебной, домашней и спортивной (шахматы) обстановках и др.

Качественная и количественная характеристика взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами (принадлежность "художественному", "мыслительному" или "среднему" типу ВНД) определялась аппаратурным "методом встречных реакций" по Б.Б.Коссову в комплексе с методами: анкетным (тесты ЧХТ и др.), наблюдения и самонаблюдения, анализа продуктов литературно-творческой деятельности.

Похожие диссертации на Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых - английского и российского