Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Соловьёва Мария Александровна

Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга
<
Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьёва Мария Александровна. Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.12.- Санкт-Петербург, 2006.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/322

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Категория политической культуры в современной науке 9

1.1. Междисциплинарный подход к исследованию политической культуры общества. Системный анализ феномена политической культуры 9

1.2. Особенности российской политической культуры 30

1.3. Молодежная политическая субкультура 40

Глава 2. Содержание психологической составляющей феномена «политическая культура» 59

2.1. Категория политического человека в политической психологии 59

2.2. Содержание политического сознания 62

2.3. Характеристики политического поведения 80

Глава 3. Программа эмпирического исследования психологической составляющей политической культуры 89

3.1. Процедура исследования 89

3.2. Методики исследования 91

Глава 4. Эмпирическое исследование психологической составляющей политической культуры молодежи 110

4.1. Эмпирическое исследование политического сознания 110

4.2. Эмпирическое исследование политического поведения 132

Общие выводы работы 154

Рекомендации 157

Заключение 158

Библиографический список использованной литературы 160

Приложения 172

Введение к работе

Актуальность темы.

Пути, по которым движется нация в поиске ответов на жизненно важные вопросы бытия, во многом определяются ее политической культурой. Политическая культура является фундаментом, на котором строится здание реальной политики. Познание психологической составляющей политической культуры открывает перспективы для политического прогнозирования, принятия и эффективной реализации конкретных политико-управленческих решений не только отдельной страны, но и мира в целом в условиях ускоряющейся культурной и экономической глобализации.

Россия, обладая специфическим политико-культурным «генотипом», на протяжении последних столетий развивается в условиях постоянного конфликта различных субкультур [Д.В. Гудименко, 1994]. Их представители ведут разговор на разных языках, почти не понимая друг друга. И если западноевропейская политическая культура дает возможность субъектам политической жизни согласовывать свои интересы, избегая острых противоречий, то российская политическая культура по сей день не накопила необходимый для этого потенциал. Очевидно, что сегодня необходим поиск общего языка для ведения политического диалога между представителями разных субкультур. Решение этой актуальной проблемы требует расширения пространства общих политических смыслов, а также изучения индивидуальных и групповых ценностных «портретов» с целью выявления точек их соприкосновения. В связи с этим особенно важным представляется исследование молодежной политической субкультуры, поскольку молодежь, находясь в общем контексте социально-политических изменений, имеет в то же время особый статус, определяемый ее социально-психологическим своеобразием. Как отметил Президент РФ В.В.Путин на ежегодной пресс-конференции (27.01.2006г.),

4 молодежи необходимо уделить пристальное внимание как главному ресурсу

общества, от которого в скором времени будет зависеть вся полнота принятия

политических решений.

Цель исследования - изучить психологическую составляющую молодежной политической субкультуры.

Задачи исследования:

  1. осуществить междисциплинарный подход к исследованию понятия «политическая культура» с целью описания его семантического поля;

  2. произвести системный анализ феномена «политическая культура», выявить его психологическую составляющую и произвести анализ ее отдельных компонентов;

  3. обосновать теоретико-методологический и методический подходы к эмпирическому исследованию проблемы;

  4. разработать методы эмпирического исследования психологической составляющей политической культуры и провести пилотажное исследование;

  5. осуществить эмпирическое исследование молодежной и «взрослой» политических субкультур и произвести их сравнительный анализ;

  6. выявить психологическое своеобразие молодежной политической субкультуры;

  7. разработать рекомендации по формированию и осуществлению молодежной политики.

Предмет исследования - психологическая составляющая политической культуры.

В качестве объектов данного диссертационного исследования выступили представители двух доминирующих в обществе политических субкультур: молодежной и «взрослой».

1. Экспериментальная группа была составлена из представителей студенческой молодежи трех вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургского государственного университета (факультета психологии и исторического факультета), Санкт-Петербургского университета путей сообщения и Санкт-

5 Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Возраст респондентов - от 18 до 25 лет, количество - 100 человек (из них 43%

мужчин, 57% женщин).

2. Контрольную группу составили взрослые люди в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие высшее образование и включенные в социально значимую профессиональную деятельность технического и гуманитарного профиля, в количестве 70 человек (из них 40% мужчин, 60% женщин).

Всего в диссертационном исследовании приняли участие 220 человек (50 респондентов в пилотажном исследовании и 170 респондентов в основном исследовании).

Теоретико-методологическую основу исследования составили междисциплинарный подход к описанию феномена политической культуры, системный подход к исследованию психики человека В.А. Ганзена, а также системное описание политической психологии А.И. Юрьева.

Гипотезы исследования:

  1. Политическая культура содержит в своей структуре психологическую составляющую.

  2. Молодежная политическая субкультура отличается психологическим своеобразием.

Методы исследования.

Для эмпирического исследования компонентов политического сознания использовались:

  1. тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева;

  2. методика «Ценностные ориентации» В.А. Ядова;

  3. тест С. Шварца, направленный на изучение доминирующих в культуре ценностей;

  4. тест «Культурно-ценностные ориентации» Дж. Таусенда.

Для эмпирического исследования политического поведения использовались две авторские анкеты:

а) анкета «Виды политического поведения»,

b) анкета «Формы политического поведения».

Полученные в результате исследования эмпирические данные были подвергнуты первичной статистической обработке, исследованию на достоверность различий, дискриминантному и кластерному анализам, а также сравнительному анализу и психологической интерпретации.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Феномен «политическая культура» в своей структуре содержит психологическую составляющую, которая в своей основе представлена категориями «политическое сознание» и «политическое поведение».

  2. Молодежная политическая субкультура обладает психологическим своеобразием, которое проявляется в феноменах «ценностного диссонанса», «социальной экстраверсии», а также в параллельном сосуществовании элементов политико-культурной зрелости и незрелости.

  3. Молодежной политической субкультуре присущ потенциал политической активности, который может быть реализован при изменении общественно-политической ситуации в стране.

  4. Достижение молодежью истинной политико-культурной зрелости возможно при последовательном осуществлении государством функций целеполагания и целесообразности в системе политического целеобразования.

Научная новизна работы:

с помощью метода системного анализа выявлена психологическая составляющая феномена политической культуры и произведен анализ ее содержания;

выявлено психологическое своеобразие молодежной политической субкультуры;

разработаны методы эмпирического исследования видов и форм политического поведения.

Теоретическое значение работы заключается в том, что выявленная и исследованная в структуре феномена политической культуры психологическая

7 составляющая позволяет включить категорию «политическая культура» в категориальный аппарат политической психологии. Практическая ценность работы:

предложен комплекс методик, включающий авторские, для эмпирического исследования психологической составляющей различных политических субкультур;

сформулированы рекомендации по применению полученных результатов при проектировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета; II Международной научной студенческой конференции «Студент и Студентка 2000» (СПб., 2000); III Международной научной студенческой конференции «XXI век. Научный прогноз студентов» (СПб., 2001); II, III Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века» (СПб., 2001, 2002); Международной конференции «Стереотипы, границы и нации» (Германия, Франкфурт/Одер, 2001); Международной конференции «Россия под новым управлением» (Германия, Брюль, 2002); IV Международной научной студенческой конференции «Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия. Научный прогноз студентов» (СПб., 2002); V Международной научной студенческой конференции «Молодежь: жизнь в политике и политика жизни» (СПб., 2003); Немецко-российском учебно-информационном семинаре «Молодые политики» (Германия, Берлин, 2004); Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии и социальной работы» (СПб., 2005).

Внедрение.

Материалы диссертационной работы использованы при чтении курсов «Психология политической культуры» и «Психология сотрудничества в политике» в 2004/2006 учебных годах для студентов кафедры политической

8 психологии, а также при проведении семинарских занятий по курсу «Политическая психология» для студентов второго курса факультета психологии СПбГУ.

Объем и структура диссертационной работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста работы составил 171 страницу. Работа включает 22 таблицы, 9 рисунков. Список литературы насчитывает 181 источник на русском и иностранных языках. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 11 публикациях.

Особенности российской политической культуры

Политическую культуру страны можно адекватно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть общенациональной культуры. В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые особенности российской политической культуры.

Любая культура есть многомерный мир, каждой своей гранью ограничивающий свободы человека. В традиционных (общинных) обществах представление о человеке, о добре и зле, о допустимом и запретном основано на солидарной идеологии и психологии. Культурное ядро России на протяжении тысячелетия основывалось на понятии соборной личности. Суть общинного мировоззрения состоит в том, что представление человека о своем «Я» (личности) включает в себя представления о своих близких — собратьях по народу, живущих сейчас, живших прежде, и тех, которые придут после. Представление о соборной личности - основной архетип и культурный идеал российского суперэтноса [124, 138, 139].

Главное в ментальности человека традиционного общества - способность видеть священный (сакральный) смысл в явлениях жизни, в общественных институтах и отношениях. И эта сакрализация - важнейший элемент национального самосознания российского суперэтноса [139]. Одной из базовых сакрализованных культурных ценностей в традиционном обществе, не подвергаемых проверке рациональностью, является феномен «авторитета» (Бог, Царь, Патриарх, хозяин, руководитель и т.д.).

Эмпирическое подтверждение тому, что Россия - страна с вековыми традициями коммунитарной культуры, мы находим в новейших исследованиях, проведенных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Анализ данных, полученных в 1998 г., свидетельствует, что практически половина россиян убеждена в том, что государство обязано выступать гарантом интересов именно общества, а не личности, и должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельного человека [126]. Еще одно подтверждение мы получили в собственном исследовании, проведенном нами на базе кафедры политической психологии в феврале-марте 2000 г. Его результаты согласуются с результатами Российского независимого института социальных и национальных проблем. Для большинства россиян, и молодежь не является исключением, идея государственности становится консолидированной ценностью, а идеалом - социально ориентированное государство, поскольку в России государство - отнюдь не абстрактная инстанция, от которой человек стремится дистанцироваться, а активно действующее лицо, роль которого во многих случаях исключительно велика. Поэтому наш гражданин часто ждет от государства не столько хороших законов, устанавливающих справедливые «правила игры» для самостоятельных, независимых субъектов, сколько вполне конкретных, зримых действий, непосредственно затрагивающих его жизнь.

Стремление познать специфику политической культуры посредством анализа особенностей общенациональной культуры принадлежит многим русским мыслителям. В целом, философские размышления на рубеже XIX и XX вв. были связаны с необходимостью переосмысления духовных основ общества. Поиск добра и вместе с ним смысла жизни нашел отражение в русской культуре в том, что важнейшее место в истории русской мысли заняла религиозная философия. Представители этого направления видели в национальной индивидуальности народа непреложную политическую ценность и, анализируя русский национальный характер, пытались выделить такие его черты, которые влияют на специфику российской политической культуры.

Россия, как писал один из ярчайших представителей русской религиозной философии И.А. Ильин [49, 50], была создана людьми с характером, а вся русская культура есть явление национального духовного характера: у русских своя, особая вера, свой характер, свой уклад души и своя государственность. Сущность и своеобразие характера русского народа заключается, по мнению И.А. Ильина, в гибкости, крепости инстинкта самосохранения, в его изобретательности, подвижности и темпераментности в проявлениях. Русскому человеку необходимо беззаветно любить и необходимо беззаветно верить, и это является его движущими силами. Ум и воля русского человека приводятся в движение любовью и верой. Такой любви и такой веры требуют от русского человека три великие объекта: Бог, родина и национальный вождь.

О тонкой духовной организации русского человека, о способности русского народа к высшим формам опыта писал выдающийся отечественный философ И.О. Лосский [80]. Он отмечал, что религиозность русского народа и связанное с нею искание абсолютного добра выливаются в искание смысла жизни. Одна из важнейших черт русского характера, по мнению Н.О. Лосского, - это свободолюбие. Для политического процесса свободолюбие означает склонность к анархии, в отталкивании от государства. Вследствие этого в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, поскольку трудно управлять народом с анархическими наклонностями. Противоречивость русского характера пытался объяснить Н.А. Бердяев. Человеку с русским характером и душой свойственно пламенное искание абсолютной правды, спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Именно русская душа поглощена решением «конечных, проклятых вопросов о смысле жизни» [7, с.282].

Основное своеобразие политической жизни России Н.А. Бердяев видел в ее прерывной истории. Исторический путь России проходил через определенные стадии культурного и государственного развития, при этом каждый последующий исторический этап революционно отрицал предыдущий. Невзирая на крайнюю болезненность, новый этап не только отвергал те или иные устоявшиеся формы государственной и общественной организации, но также старые нормы и ценности. Но сколь резкими, а подчас даже демонстративно грубыми ни были бы эти разрывы с прошлым, они способствовали интеграции некоторых основополагающих особенностей предшествующих периодов, и, таким образом, изменчивость сочеталась с преемственностью. Благодаря этому политическая культура России продемонстрировала удивительную устойчивость некоторых своих характеристик. И потому представляется возможным говорить о некоторых константах политической культуры России.

Содержание политического сознания

Под политическим сознанием мы понимаем сознание политического человека. И тогда компонентами политического сознания выступают такие категории как смысл жизни, ценности жизни, цель жизни и жизненная сила [167, 171]. Эти же категории, находясь в непосредственной близи к интегральной категории «политическое сознание» в семантическом поле понятия «политическая культура», и выступали в качестве элементов состава политической культуры как системы. Это является подтверждением правомерности такой трактовки содержания понятия «политическое сознание».

Смысл жизни обеспечивается государством и предназначен для преодоления страха перед жизнью; отсутствие же ценностей и/или целей делает смысл бездействующим. Ценности жизни определяются мировоззрением, могут изменяться по произволу политики, предназначены для преодоления страха одиночества, востребованы только при наличии смысла жизни и/или ее целей. Цель жизни определяется картиной мира, формулируется наукой при поддержке государства (смысл жизни) и политики (ценности) и предназначена для преодоления ощущения скуки. Жизненная сила определяется жизненной позицией, поддерживается обществом и предназначена для преодоления состояния апатии. Жизненная сила является индикатором проявления ценностно-смысловых образований в поведении. Как отмечает А.И. Юрьев [167], в содержании политического сознания человека эти феномены тесно взаимосвязаны между собой, поскольку каждый из них усиливает или уменьшает каждый другой феномен.

Категории сознания «смысл», «цель», «ценности» неуклонно привлекают внимание исследователей не только в области психологии, но и в гуманитарной сфере в целом. Однако эти категории являются одними из наиболее трудно дифференцируемых, поскольку охватывают буквально все аспекты человеческой жизни, придавая им субъективную значимость и осознанность. Категория смысла жизни в психологии рассматривается с точки зрения двух исследовательских подходов, предпочтение в которых отдается либо индивидуальным, либо коллективным смыслам. Коллективное смысловое поле, присущее определенной социальной общности или культуре, может пониматься в качестве первичной смысловой реальности, и в этом случае индивидуальные смыслы выступают как вторичные, надстраивающиеся на его основе и вступающие с ним в диалог. Но возможно и другое понимание коллективной смысловой реальности - как вторичной по отношению к индивидуальным смыслам, как продукта диалога и взаимодействия индивидуальных смысловых миров.

Связь понятий культуры и смысла была очевидной для многих авторов, которые видели основное предназначение культуры в формировании единого понимания смысла жизни людей, принадлежащих к данной общности. Единое смысловое поле формируется посредством процесса категоризации идей и предметов, существующих в окружающем мире. Мир структурируется в сознании людей, идеи и предметы обретают смысл и значение. Крайней формулировкой такой связи выступает положение о том, что в культуре не содержится ничего, кроме смыслов и способов их передачи. Например, М. Вебер писал: «роль культуры заключается в придании смысла и значения отдельным человеческим жизням в окружающем бессмысленном универсуме» [по: 67, с.21], а, по мнению Л.М. Баткина, «онтологически культура есть не что иное, как внесение в мир смысла» [по: 72, с.413].

Как отмечает Д.А. Леонтьев [72], с психологической точки зрения, представляется вполне правомерным рассматривать культуру, ее создание и усвоение как опосредованное и деперсонализированное общение, как сферу смысловой коммуникации индивидов через пространство и время, опосредованное культурными артефактами, как специфической формой трансляции смысла.

В контексте нашего исследования важным аспектом культуры является то, что она выступает определенным хранилищем ценностей и смыслов жизни. Культура, по мнению Н.Н. Рубцова, представляет собой системную иерархию смыслов, хотя и не исчерпывается этим определением [по: 72]. С понятием смысла жизни связывает понятие культуры С. Великовский, характеризуя культуру как «смыслодобывающее и смыслоизготовляющее орудие» [по: 72, с.414]. Разница способов полагания смысла или внесение индивидуальных смысловых содержаний в культуру, пронизывающих любое из образований культуры вплоть до мельчайших, по мнению С. Великовского, и отличает одну цивилизацию от другой [по: 72]. Этот же автор предлагает схему анализа категории «способ полагания смысла», который раскрывается через ряд компонентов: способ производства смысла; общественный статус тех, кто производит смысл; источники «сырья» для смыслопроизводства, в том числе доставшиеся от предшествовавших цивилизаций; инструменты добывания, обнародования и распространения смыслов; учреждения их хранения. В.Т. Ганжин говорит об исторически сменяющихся «технологиях смыслогенеза» [по: 72].

Смысловые ориентиры культуры, как пишет A.M. Лобок, в которых человек рождается и существует, передаются ему через взаимодействие с социальным окружением. Человек оказывается прирожден некоему полю смыслов, пронизывающих культурную целостность, и до определенной степени нерефлексивно сращен с совокупностью неявных смысловых установок культуры. Эти неявные установки и ориентиры культуры создают своеобразную смысловую размерность человеческой жизни, накладывают на человеческую жизнь ее смысловой масштаб. Именно эти ориентиры и составляют своего рода смысловой миф культуры, который, так или иначе, усваивает каждый ребенок внутри культуры. Смысловой миф культуры - это тайный язык смыслов, который позволяет человеку идентифицировать себя по отношению к культуре и позволяет представителям одной культуры воспринимать ее как нечто естественное и очевидное, понимая друг друга с полуслова. Мифологическая сущность культуры делает данную культуру непроницаемой для представителей других культур, придавая каждой культуре уникальность и неповторимость [по: 72]. Таким образом, коллективная смысловая реальность, присущая определенной культуре, согласно рассмотренным теориям является первичной относительно индивидуальных смыслов. Но возможно и другое понимание коллективной смысловой реальности — вторичной по отношению к индивидуальным смыслам, как продукта взаимодействия индивидуальных смысловых миров. Такое понимание смысловой реальности близко многим авторам как отечественной, так и зарубежной школы. Э. Фромм [153] писал, что человеку присуща потребность искать ответы на вопрос о смысле жизни и определять те нормы и ценности, в соответствии с которыми он должен жить. В. Франкл [152] определил ценности как обобщение индивидуальных смыслов, однако автор признавал, что есть и общие смыслы, присущие людям определенного общества, и даже более того- смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Именно эти универсалии смысла, кристаллизирующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество, и становятся ценностями. Утрата традиций в обществе является одной из основных причин, порождающих чувство смыслоутраты, особенно это характерно в молодежной среде и может порождать интенсивное распространение ощущения бессмысленности.

О возникновении чувства смыслоутраты в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни и для нахождения смысла существования человека, также писали А. Маслоу [85] и С.Л. Франк [151]. Главный вопрос, как отмечали авторы, который встает перед обществом во время колоссальных общественных потрясений в целом и, который должен решить каждый человек для себя, - это вопрос о смысле жизни. Только преодоление ощущения бессмысленности и обретение истинного смысла жизни позволяет выжить обществу и государству.

Эмпирическое исследование политического сознания

Политическое сознание представлено такими взаимосвязанными компонентами как смысл жизни, ценности жизни, цель жизни и жизненная сила (см. гл.2.2). Для изучения компонентов политического сознания представителей исследуемых субкультур применялись следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО), методика «Ценностные ориентации» В.А. Ядова (ЦО), тест С. Шварца, тест «Культурно-ценностные ориентации» Дж. Таусенда (см. гл.3.2). Полученные в результате исследования эмпирические данные были подвергнуты первичной статистической обработке. Далее использовался кластерный анализ с Z-преобразованием значений переменных. Для оценки различий средних в выборках применялся t-критерий Стьюдента и линейный дискриминантный анализ с F-критерием значимости. Сначала проанализируем результаты исследования политического сознания в эмпирической группе представителей молодежной политической субкультуры. С помощью теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО) изучались, прежде всего, такие компоненты политического сознания как «смысл жизни» и «цель жизни», а также некоторые аспекты компонента «жизненная сила». Основные статистики шкал теста СЖО представлены в таблице 7 (величина М указана также в универсальной процентной шкале) (прил.4). Отметим, что смысловые образования, к числу которых относятся смысложизненные ориентации, являются основными образующими единицами сознания личности и определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к людям, к себе. Смысловые образования задают самые общие принципы соотнесения мотивов, целей и средств жизни, реализуемые в каждой конкретной ситуации.

В исследуемой субкультуре тест СЖО выявил высокий [73] показатель общей шкалы «осмысленность жизни», служащей индикатором уровня осмысленности жизни человека в целом. Этот параметр отражает стремление человека к поиску смысла и удовлетворенность своим существованием. Наряду с общим показателем осмысленности жизни молодежная выборка характеризуется высокими показателями и по остальным субшкалам: - локус контроля - «жизнь», характеризующий мировоззренческое убеждение человека в возможности контролировать события своей жизни; - локус контроля - «Я», отражающий веру в собственную способность осуществить такой контроль; и трем субшкалам, отражающим конкретные смысложизненные ориентации: - цели в жизни - будущее; - процесс, эмоциональная насыщенность жизни - настоящее; - результат, удовлетворенность самоактуализацией - прошлое.

Как видим, молодежь демонстрирует наличие целей, придающих жизни осмысленность, а также направленность на временную перспективу. Жизненная цель - это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего. Именно жизненные цели имеют наибольший смыслообразующий потенциал, поскольку направлены на такой всеобщий конечный результат как «благо» и «счастье» [84, 157, 167]. Все это свидетельствует о целеустремленности и высоком уровне целеполагания представителей молодежной субкультуры. Наличие целей, как долгосрочных, так и краткосрочных, значительно повышает общую активность человека, побуждает его к действиям, направленным на реализацию поставленных задач, а также в определенной степени структурирует его жизнь. Наличие высокого уровня целеполагания в структуре политического сознания молодежи исключительно важно в контексте данного исследования, поскольку речь идет о создании образа или эскиза будущего, той перспективы, которая не вытекает прямо из наличной ситуации. Именно смысловые образования являются основой возможного будущего; опосредуя настоящее, они задают не конкретные мотивы, а плоскость отношений между ними, то есть как раз тот эскиз будущего, который должен предшествовать его реальному воплощению.

С психологической точки зрения важным моментом является насыщенность повседневной жизни реальным смыслом. Процесс жизни воспринимается респондентами как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Прожитая часть жизни также оценивается ими как осмысленная, продуктивная и результативная. Ощущение удовлетворенности жизнью связано, прежде всего, с осознанием жизненных целей, ощущением насыщенности жизни, стремлением к самореализации, представлением человека о ценностях, долге, ответственности и счастье. Студенты продемонстрировали убежденность в том, что способны вносить изменения в свою жизнь, поскольку, на их взгляд, человеку дано контролировать свою судьбу, свободно принимать решения, воплощать их в жизнь и нести личную ответственность за их реализацию. Они также уверены, что строят свою жизнь в соответствии с собственными целями и представлениями.

Таким образом, характеризуя смысложизненные ориентации представителей студенческой молодежи, прежде всего, необходимо отметить, что молодые люди демонстрируют высокий уровень осмысленности жизни и удовлетворенность своим существованием в целом. Наличие долгосрочных жизненных целей, в соответствии с которыми молодежь строит планы на будущее, а также выраженное стремление к их реализации позволяет говорить об общей активности и жизненной силе, присущей молодежи.

Для более глубокого и полного исследования компонентов политического сознания нами использовался раздел методики «Ценностные ориентации» (ЦО), направленный на изучение экзистенциальных ценностей личности. Экзистенциальные ценности - это наиболее общие ориентиры, пронизывающие культуру, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Именно экзистенциальные ценности определяют формирование смысла жизни и формируют иерархию жизненных целей личности, задают жизненную позицию, а также регулируют стратегию социального поведения личности и дают представление о ее жизненной силе.

Классификация экзистенциальных ценностей, заложенная в основу методики, исходит из глобальных отношений «человек — мир». Поэтому основными параметрами методики являются наиболее общие ориентиры человека в его жизнедеятельности, а именно ориентация на сферу рационального или иррационального, эмоционально положительного или эмоционально отрицательного, созидающей или разрушающей активности.

Эмпирическое исследование политического поведения

Политический человек как субъект политической культуры является не только носителем политического сознания, но и проявляет свои качества в политическом поведении. Политическое поведение может быть реализовано в виде политической активности, политической работы, политического труда и политической деятельности в форме соответствующего ему массовидного явления психолого-политического характера (см. гл.2.3).

Для изучения политического поведения представителей исследуемых субкультур нами были разработаны две анкеты: «Виды политического поведения» (анкета №1) и «Формы политического поведения» (анкета №2) (см. гл.3.2). Полученные в результате исследования эмпирические данные были подвергнуты первичной статистической обработке, а также кластерному анализу с Z-преобразованием значений переменных. Для оценки различий средних в выборках применялся t-критерий Стьюдента. Сначала проанализируем результаты исследования политического поведения представителей молодежной политической субкультуры. Результаты, полученные с помощью анкеты №1, направленной на изучение видов политического поведения, представлены на рисунке 6.

Рассмотрим более детально содержание политической деятельности как доминирующего вида политического поведения. Ведущая роль именно этого вида политического поведения обусловлена, прежде всего, тем, что молодые люди интересуются политикой, анализируют политические процессы и оценивают решения политических лидеров. Так, например, 68% респондентов (из числа ориентированных на политическую деятельность, рис. 6) имеют свой взгляд на общественно-политические проблемы и пути их разрешения, а также свое мнение относительно решений, принимаемых политическими деятелями. В свою очередь 22% студентов выразили готовность заниматься политической деятельностью профессионально в качестве кандидатов в депутаты или посредством работы в команде политического лидера. Отметим, что 66% молодых людей относятся с интересом и почтением к традициям нашей страны и чувствуют гражданскую ответственность за судьбу близких. Чувство гражданской ответственности является следствием усвоения системы общественных норм и формирования морально-политических чувств, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к своей стране, государственным учреждениям и социальным институтам. Отсюда следует, что гражданская ответственность - один из элементов политико-культурной зрелости молодежной субкультуры.

Однако, выражая готовность участвовать в политической жизни страны, молодежь при этом не проявляет политическую активность. Вид политического поведения, предполагающий проявление большей или меньшей политической активности (34,5% на диаграмме, рис. 6), получил наименьший процент положительных ответов. Политическая активность граждан является отражением целесообразной политики государства. Политическая целесообразность представляет собой временную перспективу развития государства и оценку реальности достижения политических целей в рамках жизни определенного поколения людей.

Готовность участвовать в массовых политических протестах выразили 11% респондентов, а реально участвуют в митингах и демонстрациях 4%. Обращает на себя внимание тот факт, что только 5% молодых людей состоят в политической партии или общественно-политическом движении, несмотря на выраженный интерес к политике в целом. Все это свидетельствует скорее о потенциальной политической активности студенческой молодежи, нежели о ее реальном проявлении в политическом поведении.

Такие виды политического поведения как политическая работа и политический труд, занимают промежуточное положение (40,1% и 38,5% на диаграмме, рис. 6). Политическая работа, имея в своей основе целеустремленность политики, определяет способность населения достигать поставленных целей в периоды общественно-политических потрясений. Политический труд лежит в основе психологической устойчивости общества и его способности сохранять целенаправленное поведение в момент экстремальных воздействий политического характера. Отсутствие выраженного интереса молодых людей к этим видам политического поведения свидетельствует о том, что они, с одной стороны, в меньшей степени видят для себя возможность реализации в них, чем в политической деятельности, но, с другой стороны, считают их более значимыми, чем политическую активность.

Итак, молодые люди предпочитают такой вид политического поведения как политическая деятельность. В данном случае это означает, что студенческая молодежь стремится быть информированной, интересуется политикой как конструкцией власти и механизмами политики. При этом она предпочитает не вмешиваться в функционирование власти и не участвует в политической жизни страны. Неучастие в политической жизни страны можно трактовать как политическую апатию [25, 92, 140, 149]. В современном российском обществе политическая апатия является, прежде всего, следствием острых общественно-политических и экономических кризисов и связана с переживанием утраты исторической и социальной идентичности, а также с распадом привычных социальных связей и атомизацией общества [25, 28, 125, 149]. Политическая апатия может сопровождаться как политической индифферентностью, так и резким отчуждением и негативными эмоциями относительно политической сферы, вследствие чего в обществе наступает политическая депрессия [25, 149]. Доминирование политической апатии в политической культуре страны становится питательной средой для насилия со стороны власти и экстремизма крайнего крыла оппозиции, создавая предпосылки достижения желанного результата силовыми методами (прежде всего, удержание власти), выходящими за рамки правового поля. Особую опасность апатия представляет для молодежи, поскольку нередко является следствием разрушения привычной системы ценностей родителей, вместо которой в сознании появляется ценностный эклектизм. Преемственность культурных ценностей исключительно важна для каждого нового поколения, так как повышает его жизнеспособность и волю к жизни.

Похожие диссертации на Психологическая составляющая политической культуры молодежи : На примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга