Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Акчурина Алия Касимовна

Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры
<
Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акчурина Алия Касимовна. Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2000 140 c. РГБ ОД, 61:01-13/1287-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ПРОМОУТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

1. Сущность промоутерской деятельности музыкального шоу-бизнеса 10

2. Содержание подготовки экономистов-менеджеров основам промоутерской деятельности в сфере шоу-бизнеса 47

Глава II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПРОМОУТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

1. Система учебно-практических заданий по основам промоутерской деятельности в клубном шоу-бизнесе 74

2.Оптимизация профессиональной подготовки экономистов-менеджеров основам промоутерской деятельности в клубах электронной музыки .96

Заключение 109

Библиографический список использованной литературы 112

Приложения 124

Введение к работе

Актуальность исследования определяется потребностью практики шоу-бизнеса, одним из направлений которого является танцевальная электронная музыка. Содержание музыкального произведения, его форма претерпели коренные изменения в связи с научно-техническим прогрессом, повлекшим усовершенствование звукозаписи. Расширение возможностей звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры усиливает массовый характер потребления музыки. Как показывают данные социологических исследований, музыкальное искусство занимает первое место в предпочтениях молодежи: более 60% всей издаваемой музыкальной продукции потребляется ею.

Высокая степень эмоционального воздействия музыки на молодежную аудиторию требует повышенной ответственности за ее художественный уровень, формирует мировоззрение и эстетический вкус молодого поколения.

Музыка, как феномен духовной культуры, воплощает нравственные и эстетические ценности, чутко реагирует на социальные изменения, происходящие в обществе. Примерно, с середины 90-х годов в России сформировалась целая прослойка «клубной молодежи» - постоянной аудитории многочисленных танцевальных клубов электронной музыки. Открылись специализированные магазины, торгующие звуконосителями, клубной одеждой, обувью, аксессуарами. За тенденцией расширения способов распространения музыки, кроются глубокие противоречия.

Погоня за прибылью, борьба с конкурентами не всегда положительно сказывается на содержании клубных акций, формирующихся исходя из потребностей и запросов «клубной молодежи», ориентированной на моду и престижность. Поэтому формирование идейно-художественного содержания танцевальных клубов электронной музыки, создание конкурентоспособной продукции (услуги) обусловили необходимость решения организационно-управленческих, финансово-экономических и методических проблем, стоящих перед этими новыми формами организации досуга молодежи.

Для нормального (прибыльного) функционирования клуба электронной музыки необходимо наличие капитала, материалов, технологий, информации, людей (человеческие ресурсы). Основными средствами для подобных клубов являются кредиты, спонсорство, собственные средства, инвестиции.

Инвестиции (денежные средства банков, частных лиц) - средства спонсоров, которым промоутер предлагает рекламные услуги. Они могут быть как разовые (на одну вечеринку), так и постоянные, если между инвесторами и клубом налажен контакт, что подразумевает честность обеих сторон, точное выполнение обязательств, личные взаимоотношения и т.д.

Конечный результат деятельности любой организации зависит от наличия человеческих ресурсов. Привлечение исполнителей (артистов, ди-джеев, музыкантов, танцоров и т.д.) обеспечивает успех клубной акции. Знание приемов эмоционального воздействия на человека способствует формированию высокохудожественного, эстетически окрашенного мероприятия (вечеринки, пати). В его программе должна быть заложена определенная драматургия сценических действий. Дилетантизм в постановочных вопросах наносит урон неплохим по замыслу концептуальным программам.

Производство любой досуговой продукции (услуг) невозможно без наличия специальной техники, четко продуманного дизайна.

Таким образом, процесс создания и реализации продукции клубов электронной музыки включает элементы продюсерской, менеджерской и маркетинговой деятельности, синтез которых образует специфический вид деятельности, получившей определение в практике музыкального шоу-бизнеса как промоутерская деятельность. Специалисты этой деятельности -промоутеры - определяют качественную сторону проекта, формируют состав его исполнителей, проводят кампанию по его продвижению на рынок культурных услуг. Эффективно проведенная промоушн-кампания создает благоприятный имидж клуба, позволяющий ему занимать устойчивое положение на рынке культурных услуг. Как показала практика, специалистов такого профиля в нашей стране пока не готовит ни одно учебное заведение. Опрос промоутеров специализированных фирм и клубов электронной музыки свидетельствует о том, что никто из них не имеет профессионального менеджерского или экономического образования. Навыки промоутера приобретаются в процессе работы, что сказывается на содержательном и исполнительном уровне разрабатываемых и поставляемых на рынок клубных мероприятий.

Экономисты-менеджеры, подготовку которых осуществляет Университет культуры и искусств, изучают менеджмент, маркетинг, предпринимательство в соответствии с Государственным стандартом, но промоутерство в нем не предусмотрено. Опрос студентов МГУКИ, многие из которых работают в шоу-бизнесе, показал, что они ощущают недостаток знаний в области промоутерской деятельности. Осмысление накопленного материала, изучение учебно-методической документации, анализ деятельности клубных промоутеров определили актуальность и основную проблематику настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе широко исследуются российскими учеными. Важное значение для данного исследования имеют работы Л.Г. Анцыферовой, Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко, Л.С. Зори-ловой, Ю.А. Стрельцова, П.А. Черватюка и др., рассматривающих проблему развития личности, активизации познавательной деятельности и воспитания специалистов в условиях профессиональной подготовки.

Различные аспекты профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, требования к ним представлены в трудах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, B.C. Садовской, В.М. Чижикова и др.

Условия подготовки специалиста в высшей школе, приближенные к его практической деятельности, определены в трудах Н.Ф. Талызиной, Н.В. Кузьминой, Ю.П. Азарова.

Анализ деятельности промоутера клубов электронной музыки позволил выделить в ней такие направления, как продюсерская, менеджерская, маркетинговая.

Теоретические и практические проблемы менеджмента и маркетинга рассматриваются в трудах зарубежных авторов Ф. Котлера, М. Вудкока, Д. Френсиса, М. Альберта, М. Мескона, Д. Хедоури, Ли Яккока, Дж. Эванса, Д. Хагурта и др.

Вопросам подготовки менеджеров уделено внимание таких отечественных ученых, как Е.В. Клеппер, Т.И. Бакланова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Е.И. Жданова, Н.В. Кротова. Большое значение для данной работы имеют учебники и учебные пособия: "Культурно-досуговая деятельность" под научной редакцией А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова; "Менеджмент шоу-бизнеса" Е.И. Ждановой, СВ. Иванова, Н.В. Кротовой; "Основы предпринимательского дела", под редакцией Ю.М. Осипова.

Для данного исследования важное значение имели работы, раскрывающие механизм функционирования музыкального бизнеса: Е. Дукова, А. Шейко, Б. Бенджамина, С. Фрита, Б. Лонгхарста, Д. Лалла, П. Негуса, Д. Пассмана, Д. Уиллиса и др., а также технологию культурно-досуговой деятельности, шоу-бизнеса и предпринимательства и определяющих обьем знаний, умений и навыков специалистов в данных областях.

Диссертационные исследования СВ. Иванова, Т.В. Христидис рассматривают процесс формирования менеджеров шоу-бизнеса, формирование коммуникативных способностей менеджеров социально-культурной сферы.

Выбор данной темы обусловило отсутствие трудов по подготовке промоутеров музыкального шоу-бизнеса и танцевальных клубов электронной музыки.

Объект исследования: профессиональная подготовка экономистов-менеджеров в вузах культуры.

Предмет исследования: процесс обучения экономистов-менеджеров основам промоутерской деятельности.

Цель исследования: выявление научно-методических основ, способствующих повышению эффективности обучения экономистов-менеджеров промоутерской деятельности в сфере шоу-бизнеса.

Задачи исследования:

-проанализировать историю возникновения электронной музыки,

формы ее воплощения; -раскрыть сущность и специфику деятельности промоутера клубов

электронной музыки;

- конкретизировать структуру и содержание преподавания основ

промоутерской деятельности экономистам-менеджерам вузов культуры; -разработать на основе профессионально-деятельностного подхода систему практических заданий, способствующих формированию у экономистов-менеджеров знаний, умений и навыков промоутерской деятельности в шоу-бизнесе;

- исследовать эффективность предложенной методики опытной работы и разработать рекомендации по ее применению.

Гипотезой исследования было выдвинуто положение о том, что процесс обучения основам промоутерской деятельности экономистов-менеджеров будет весьма эффективно способствовать подготовке специалистов, умеющих применять их в сфере шоу-бизнеса, если:

- оперативно реагировать на конъюнктуру рынка труда; -реализовать перспективные запросы студентов на углубленное изучение основ промоутерской деятельности;

- опираться на фундаментальные знания общенаучных и специальных дисциплин; -в систему учебно-практических заданий включать наиболее оптимальные вопросы деятельности промоутера клубного шоу-бизнеса. Методологическую основу исследования составили положения отечественных философов о развитии личности и определяющем значении деятельности в этом процессе.

Идеи высших ценностей человека, творчества и духовности личности рассматривали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Соловьев, Б.П. Вышеславцев и др.

Теоретическую основу исследования составили положения о системно-целостном, личностно-деятельностном подходе в условиях подготовки специалистов, таких ученых, как Н.К. Бакланова, Н.В. Кузьмина, Ю.П. Азаров, Н.Ф. Талызина.

Методы исследования. В процессе исследования применялся комплекс теоретических (анализ, синтез) и эмпирических (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа) методов.

База исследования - Московский государственный университет культуры и искусств, студенты заочной формы обучения специальности "Организация деятельности учреждений культуры" Института экономики, управления и права МГУКИ, промоутерский лейбл «Аэроданс Корпорейшн», московские ночные танцклубы. Диссертант непосредственно принимала участие в опытной работе.

Этапы исследования На первом этапе изучалась документация, учебные планы подготовки экономистов-менеджеров специализации "Организация деятельности учреждений культуры". Была проанализирована работа промоутерского лейбла "Аэроданс Корпорейшн" и клубов "Лесс" и "Плазма", в проектах которых автор принимала участие. Анализировалась практика проведения молодежных танцевальных вечеринок и специальных мероприятий в различных клубах Москвы: "Галактика", "Мастер", "Лесс", "Плазма", "Остров Сокровищ", "Титаник", МДМ и др. Особое внимание уделялось концепции проведения и содержанию программ, состоянию художественного и технического оснащения клубов, профессиональному уровню сценических действий и музыкального оформления, организации промоушн-кампаний и в целом координированию работы всех служб, занятых в проведении мероприятий.

Опытно-методическая работа включала блиц-опросы посетителей вечеринок, наблюдение с целью выявления потребностей и противоречий между ожиданием посетителей клубов и уровнем шоу-программ. Метод опроса экспертов показал, что многие из них пришли в сферу шоу-бизнеса из различных отраслей хозяйственной, педагогической и исполнительской (ди-джеи, танцоры) сфер деятельности. Путем опроса было выявлено, что оптимальным вариантом проведения различных по стилю мероприятий является создание праздничного положительного настроя в обстановке дружеского общения и активного освоения новых танцевальных направлений электронной музыки и при этом финансовая доступность для посетителей и прибыльность для учредителей и организаторов клуба. Разрешение противоречий на теоретическом и практическом уровнях позволило выстроить технологию осуществления клубных проектов: взаимосвязь идеи и тематики вечеринок, поиск финансирования, организация и проведение оригинальных промоушн-кампаний, способствующих устойчивому положению конкретного клуба на музыкальном рынке культурных услуг и продвижению определенных музыкальных стилей. Все это осуществляется под руководством профессионального промоутера.

Второй этап исследования состоял из разработки программы спецкурса "Основы промоутерской деятельности" для студентов специальности "Организация деятельности учреждений культуры" МГУКИ и методических указаний к ней.

Третий этап включал практические занятия на базе промоутерского лейбла "Аэроданс Корпорейшн" со студентами экспериментальной группы. Проведенный блиц-опрос способствовал формированию группы из студентов, прошедших профотбор. Предпочтение отдавалось студентам, закончившим колледжи культуры или музыкальные училища, а также работающим в шоу-бизнесе и изъявившим желание обучаться на спецкурсе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:

- определении сущности промоутерской деятельности в сфере клубного шоу-бизнеса;

- выведении структуры профессиональной деятельности промоутера танцевальных клубов с электронной музыкой, включающей менеджерский, продюсерский, маркетинговый аспекты и составляющие ее компоненты;

- определении педагогических основ обучения экономистов-менеджеров промоутерскому мастерству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована методика обучения экономистов-менеджеров основам промоутерской деятельности. Издана программа "Основы промоутерской деятельности" и методические указания к ней.

Основные положения диссертации были изложены на международной научно-практической конференции "Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития" (февраль 1999г.), межвузовских научных конференциях аспирантов и молодых ученых "Человек в мире духовной культуры" (март 1999г.) и "Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты" (апрель 2000г.), за участие в которой автор награждена грамотой МГУКИ.

Опытная методика апробировалась на занятиях со студентами МГУКИ в 1998/1999, 1999/2000 уч. гг.

На защиту выносятся положения:

1. Обучение экономистов-менеджров промоутерскому мастерству музыкального шоу-бизнеса строится на базе их средне-специального музыкального или режиссерского образования.

2. Система учебно-практических заданий основывается на синтезе форм и методов менеджерской, продюсерской и маркетинговой деятельности и отражает специфику работы клубного промоутера.

3. Предложенная методика обучения промоутерству строится на определенных педагогических основах, обеспечивающих связь теории с практикой в целях сближения учебной и профессиональной деятельности и носит индивидуально-личностный характер.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Сущность промоутерской деятельности музыкального шоу-бизнеса

С момента появления шоу-бизнеса, деятельность профессионалов играла в нем немаловажную роль. За последние десятилетия функционирование музыкального рынка значительно усложнилось. Возникла необходимость в профессиональных посредниках между музыкальной продукцией и потребителями, так как музыкальная индустрия заинтересована в продвижении как можно большего числа «единиц товаров» к потребителю. Профессионально проведенный промоушн (с англ. promotion - выдвижение, продвижение) способствует максимальному объему продаж и, соответственно, повышению доходов музыкальных издателей и звукозаписывающих компаний (далее, лейблов).

Научно-технический прогресс способствовал значительному усовершенствованию звукозаписи. А история ее развития началась примерно в 1914-1918 годах, с появлением граммофона. Ранняя история звукозаписывающей индустрии была отмечена циклами подъемов (20-е, 40-е годы) и спадов (в 30-е годы). Практика деятельности лейблов сначала отражала конкуренцию за новые технологии, а затем — с ростом числа компаний — еще более интенсивную конкуренцию за рынки сбыта. С 1925 года в звукозаписи начала применятся электроника, что способствовало быстрому распространению «консервированной» музыки и патефонов. В 30-е годы заиграли радиолы. В 1948 году появилась первая долгоиграющая пластинка. К 50-м годам мировой музыкальный бизнес был поделен между несколькими крупными и тысячами мелких «независимых» компаний. Эта поляризация производителей музыкальной продукции сохранилась до сегодняшнего дня. К началу 50-х налаживается выпуск дисков-гигантов со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту (до этого грампластинки записывались на скорости 78 оборотов), а также дисков-«сорокапяток» — маленьких пластинок на 45 оборотов в минуту, предназначенных для использования в музыкальных автоматах «Juke-box» — огромных, красочно оформленных ящиках, автоматически проигрывающих заказанные пластинки, которые сами вставали под звукосниматель и даже переворачивались. Из 50 долгоиграющих и 100 обычных еженедельно выбрасываемых на рынок пластинок определенная доля рассылалась в рекламных целях бесплатно диск-жокеям (с англ. «человек, скачущий на пластинках»).

Впоследствии широкое распространение получили магнитофоны, но проигрыватели с пластинками все равно не исчезли. Высокое качество записи звука на пластинке, возможность разнообразного заполнения пауз, возникающих при перемене пластинок, меньшая подверженность искажениям. Все эти несомненные плюсы пластинок удерживали их на плаву на потребительском рынке. Позже появились «квадрофонические» пластинки, т. е. обеспечивающие воспроизведение 4-х записанных каналов. В 70-е появился новый тип пластинок («двенадцатидюймовки»), т. е. диски размером с Эл-Пи, но на 45 оборотов, с одной или двумя пьесами на каждой стороне. Для новых пластинок потребовалась и особая музыка, представляющая собой удлиненные варианты модных хитов, доведенные с 4-х до 10-16 минут звучания. При этом песня превращалась в инструментальную танцевальную пьесу или попурри из нескольких хитов, исполненных в одном темпе — 112 ударов в минуту.

С развитием производства грампластинок ведущими фирмами был освоен метод цифровой записи. Считывание такой записи, выполненной на так называемом компакт-диске, осуществляет лазерный луч, что делает ее воспроизведение необыкновенно точным, акустически совершенным. Первые компакт-диски, выпущенные японской фирмой «Сони», появились на мировом рынке в 1982 году. Компакт-диски практически не чувствительны к механическим повреждениям, а проигрывающие устройства могут нормально работать даже в необычных условиях, например, подвергаясь вибрации. Диаметр такой пластинки не превышает 12 см (в три раза меньше обычной пластинки-гиганта), вес — 10 граммов. Запись производится на одной стороне, при этом длительность звучания увеличивается по сравнению с длительностью обычной пластинки почти в два раза.

Впервые в бывшем СССР образцы лазерных проигрывателей были разработаны и созданы Таллинским производственным объединением радиоэлектронной техники. Пластинки (винил) до сих пор выпускаются лишь благодаря танцевальной культуре, ди-джеям и коллекционерам. На наш взгляд, грядет эра цифровых жокеев (digital jockey), и если раньше ди-джей работал с записанным звуком, то цифровой жокей (играющий на датах) работает с записанными данными. «Цифра» и «аналог», «скрэтчинг» и запись на жесткий диск — это как «инь» и «янь» музыкальной индустрии конца второго тысячелетия.

Выделяя промоушн как существенную сторону всех направлений современной музыкальной индустрии, сущность его сводится к проведению пропагандистско-рекламной кампании, предваряющей выход в свет нового сингла, альбома, проведение большого концертного турне, премьеру музыкального фильма, «запуск» нового имени, открытие клуба. Частным случаем промоушна является «хайпииг» - особенно шумная кампания, имеющая некую скандальную «изюминку», призванную привлечь внимание масс. Традиционные формы промоушн - это неустанная реклама в СМИ, организация презентаций, приемов, выпуск сувенирной продукции с соответствующей атрибутикой, создание видеоклипов.

Появление видеомузыки было вызвано, с одной стороны, наметившимся к началу 80-х годов общим застоем в поп-музыке, с другой — быстрым развитием кассетного телевидения. Пытаясь компенсировать падение доходов от продажи пластинок, деятели шоу-бизнеса обратили внимание на видеорынок, переживавший в то время подлинный бум. Попытка совместить фонограммы популярных исполнителей с изобретательно снятым видеорядом снискала признание владельцев видеомагнитофонов, число которых к тому времени уже исчислялось 6-7-значными цифрами. Музыкальные видеоролики (видеоклипы) пошли нарасхват. К концу 80-х годов музыкальное видео стало не только одним из самых эффективных инструментов рекламы музыкальной продукции, но и индустриальным феноменом. Его исследовал ряд западных ученых. Р. Шукер предлагает следующую классификацию форматов музыкального видео: MTV и аналогичные кабельные телеканалы, музыкальные программы на общедоступном ТВ, видеокассеты в продаже или в прокате. Их общим компонентом является видеоклип. MTV как и другие кабельные сети музыкального телевидения, по мнению Д. Лалла (160), — специфическое средство массовой коммуникации, использующее конвенции коммерческого радио (ротация популярных песен, присутствие DJ, информация о концертах и музыкальных новинках), но и транслируемое через сети кабельного ТВ и предлагающее не только звук, но и изображение. Факт частого повторения популярных клипов помещает их в ситуацию похожую скорее на ротацию рекламных роликов, чем на бескорыстную «прокрутку» обычных развлекательных телепрограмм.

Содержание подготовки экономистов-менеджеров основам промоутерской деятельности в сфере шоу-бизнеса

Ночные клубы рассматриваются нами как интегральная часть шоу-бизнеса и индустрии развлечения, а деятельность рейв-клубов как специфическая форма продвижения музыкальной продукции связанной с распространением электронно-танцевальной музыки.

Танцевальные рейв-клубы имеют свою аудиторию, имеющую "фирменный рейв-прикид" (одежда, прически, атрибуты), миропонимание и образ жизни, отличающие ее от сверстников.

Руководят подобными заведениями промоутеры клубного шоу-бизнеса, осуществляющие многофункциональную деятельность. Как предприниматель, осуществляющий поэтапно процесс организации, подготовки и проведения различных клубных развлекательных мероприятий, промоутер ответственен за конечный результат реализации того или иного творческого проекта.

Практика функционирования отечественного клубного шоу-бизнеса в сфере молодежной электронно-танцевальной культуры предполагает разделение промоутерской деятельности на три направления: менеджерское, продюсерское и .маркетинговое.

В менеджерский аспект деятельности входит знание законов, так как любая деятельность должна иметь нормативно-правовую базу. В сфере шоу-бизнеса деятельность регулируют Законы РФ: «О предпринимательской деятельности», «О рекламе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», также Основы законодательства РФ о культуре, положение «Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства», налоговое законодательство РФ.

Если промоутер захочет стать учредителем клуба (антрепренером), он должен знать весь перечень нововведений в области юридических, налоговых законов и положений, сосредоточенных в компьютерной программе «Консультант». Информационная система «Шоу-бизнес консалтинг» позволяет еженедельно по факсу получать информацию о происходящих процессах в шоу-бизнесе, т.к. промоутеру постоянно необходима информация о рынке. Агентство «Интермедиа» выпускает «Российский музыкальный ежегодник», представляющий данные о состоянии рынка, имена, адреса, телефоны, обзоры и рецензии.

Деятельность любой организации возможна лишь при наличии какого-либо капитала, впоследствии запускаемого в оборот. Так, работа танцевального клуба, начинающего деятельность по организации зрелищных представлений - вечеринок, невозможна без денежных средств, которые необходимо вложить в аренду помещения, техническое оснащение, выплату заработной платы персоналу, а главное — в разработку промоушн-кампании, т.е. во все то, что способствует успешной деятельности. Студенту необходимо изучить пути поиска и привлечения средств под идею, получившие в бизнесе определение «фаидрейзииг» (с англ. «выращивание средств»). Основными средствами являются кредиты, спонсорство, собственные средства клуба, инвестиции. Инвестиции - денежные средства банков, частных лиц, средства спонсоров, которым промоутер предлагает рекламные услуги. Они могут быть как разовые (на одну вечеринку), так и постоянные, если между инвестором и клубом налажен контакт, что подразумевает честность обеих сторон, точное выполнение обязательств, личные взаимоотношения и т.д. Основная проблема в существовании отечественных танцклубов заключается в том, что экономическая ситуация в стране не позволяет быстро вернуть вложенные средства. Остро стоит проблема привлечения посетителей, круг которых не так уж велик, а пристрастия к тому или иному клубу успели устояться. Именно поэтому открываются клубы камерного типа на 70-250 человек, где вложения значительно ниже. Положительным опытом стало введение с марта 1998-го года системы карточек «Продвижение», дающей возможность владельцу право посещения с большой скидкой более 30-ти московских клубов, ряда модных кинотеатров и 20-ти магазинов. Существуют также Pepsi VIP карты,

Птюч-карты (от журнала «Птюч») и множество членских карт конкретных клубов с обязательным ежемесячным членским взносом.

Перед каждым мероприятием в клубе составляется смета. Прибыль клуба равна разнице между валом и сметой. После финансового кризиса осенью 1998 года цена на вход составляет примерно $ 5-6, до этого была $ 10-25, во всем мире — не менее $ 20. Оплата труда промоутера в смету не входит, а считается как определенный процент с прибыли клуба (сейчас примерно 25-30%). Практикуется санкционирование цен на входные билеты наемным промоутером данной вечеринки, а не учредителями.

Менеджерский аспект промоутерской деятельности в клубе подразумевает административно-организационное регулирование взаимовыгодного сотрудничества всех служб, занятых в подготовке и проведении мероприятия творческих, технических (звуко-световое и сценическое оборудование), хозяйственных (бар). Кроме того, устанавливаются контакты со службой безопасности по охране мероприятий (ГУВД), если нет постоянной службы в клубе. В данном случае промоутер должен предоставить план-секьюрити, где определены зоны, подлежащие охране и запрещающие нахождение посторонних людей (VIP-зал, гримерная артистов, ди-джейская), паркинг, также схему барьеров безопасности, образцы аккредитаций и пропусков. Договор об охране может быть заключен как с государственными, так и с частными агентствами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Система учебно-практических заданий по основам промоутерской деятельности в клубном шоу-бизнесе

Началом экспериментальной работы явилась апробация разработанного нами спецкурса «Основы промоутерской деятельности» при взаимодействии с другими предметами специализации «Организация деятельности учреждений культуры», которые должны изучать будущие экономисты-менеджеры. Цель эксперимента — ознакомить студентов с направлениями, структурой и условиями функционирования современного музыкального шоу-бизнеса, подготовить их к практической организаторской работе в этой перспективной сфере досуга.

В опытной работе приняли участие студенты заочного отделения МГУКИ. Опрос показал, что 11% студентов изъявили желание приобрести дополнительные знания основ промоутерской деятельности (приложение 1). Основными формами занятий определили практические занятия на базе фирм и клубов, а также непосредственное общение с практическими работниками ночных клубов. По результатам опроса была сформирована группа из студентов, изъявивших желание обучаться на спецкурсе, уже имеющих практический опыт работы в шоу-бизнесе или музыкальное образование, т.е. закончивших до поступления в вуз колледж культуры или музыкальное училище.

Разработанный нами спецкурс был рассчитан на 36 лекционных и практических часов (приложение 3). Технология обучения представляла собой совокупность методов, форм, средств и режимов обучения традиционных образовательных систем с учетом современных требований рыночных отношений в сфере музыкального шоу-бизнеса.

Были прочитаны лекции на темы:

1. Сущность промоутерской деятельности в музыкальном шоу-бизнесе;

2. Возникновение и развитие электронной музыки;

3. Рейв-движение как молодежное клубное танцевальное течение;

4. Отечественная рейв-индустрия;

5. Промоутерские лейблы и саунд-системы;

6. Основоположники электронной музыки.;

7. .Финансово- экономическая деятельность промоутера;.

8. Специфика маркетинговой деятельности в работе танцклуба с электронной музыкой;

9. Творческий аспект промоутерской деятельности;.

10. Промоутер как менеджер;

11. Международные контакты в сфере рейв-движения.

В ходе методической работы нами была предпринята попытка классифицировать самостоятельные работы с учетом особенностей и предпочтений студентов. Мы исходили из того, что всякая деятельность, в том числе и деятельность студентов в учебном процессе, включает задачу, конкретную ситуацию, творчество. Каждая задача несет в себе часть конечной цели обучения, которая выражается в формировании творческой активности студентов и приобретении промоутерского мастерства. Одной из форм учебного процесса явилось создание гибких учебных планов, предусматривающих не только практические занятия и лекционный курс, но и различные тренинги.. Занятия проходили в удобное для студентов вечернее время и в выходные, с учетом практической деятельности промоутерского лейбла и клубов.

Спецкурс вышел за рамки намеченного плана, так как студенты экспериментальной группы изъявили желание более углубленно изучать направления промоутерской деятельности для дальнейшей успешной работы в сфере музыкального шоу-бизнеса.

Практические занятия проходили на базе «Аэроданс Корпорейшн» — являющегося ведущим промоутерским лейблом России и работающим в области транс-музыки. В настоящее время в состав лейбла входят: промоутер — Тимур Мамедов (он же D.J. X. P. Voodoo); дизайнеры и художники арт-бюро «Chill Out Planet» (полное и частичное дизайнировние помещения по последним евростандартам с использованием уникальных арт-технологий и П.Р.К., дизайн одежды); музыкальные группы «Paranoic Sensations» (пишут транс-музыку и дают живые концерты) и «Aerodance» (делают ремиксы); театрально-танцевальная шоу-группа «Театр Квасса» (танцевальный или театрализованный перфоманс от 4 до 25 человек); ди-джеи:Cabriel, Reanimator, Tomas 303, Fly; «Shiva Croop»(дизайн, макетирование, полиграфия и распространение флаеров); «Twirsun Studio» (предоставление рекламного пространства в средствах масс-медиа России и Европы, а также разработка и созда-ниесайта в Интернете, полный или частичный дизайн, оптимизация графики).

Образовался лейбл 19 декабря 1995 года на базе рейв-центра «Аэроданс». Занимается организацией и проведением многочисленных клубных и музыкальных-танцевальных мероприятий, — таких, как рейв «Орбита I-V», рейв «Святого Валентина», I и III танцевальных марафонов в клубе «Х-Данс» и др. Является также инициатором вручения премии «Запиленный винил» за худшие достижения в области электронной танцевальной музыки.

Организовывал промоушн во многих клубах (таких, как Галактика, Х-Данс, Остров Сокровищ, МДМ, Лесс, Плазма, Шелторс и других) — как в Москве, так и в клубах городов: Санкт-Петербург, Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Киев, Харьков, Гурзуф, Ялта. Специальные вечеринки с успехом прошли в ряде зарубежных стран.

Промоутер «Аэроданс Ко» - Тимур Галактионович Мамедов начал промоутерскую деятельность на андеграудной сцене в 1993 году. Провел более 190 танцевальных вечеринок и специальных мероприятий..

Как ди-джей Тимур Мамедов играет на DAT. Он единственный в России промоутер транс-направления.

Ди-джеи - резиденты «Аэроданс Ко»:

1. Gabriel. Играет с 1993 на DAT. Первый в России транс-ди-джей. Выступал в ряде зарубежных стран: Индия. Италия, Испания.

2. Fly. Был резидентом клуба «Аэроданс» в 1995 г. Играет на MD. Выступал во всех клубах, промоушн которых устраивал лейбл.

3. Tomas 303. Играет с 1996 г. на вечеринках «Аэроданс Ко». Крупные мероприятия: «Инстанция», «Орбита», множество вечеринок в «Лессе», «Плазме», «Мастере», «Галактике»

4.Reanimator. Играет с 1994 г. на CD и MD. Помимо стиля - Psychedelic Trance, Ambient, Trip-Hop.

Похожие диссертации на Система обучения промоутерству шоу-бизнеса экономистов-менеджеров в вузах культуры