Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические аспекты введения регионального компонента в профессиональное музыкальное образование 30
1.1. Региональный подход как принцип в организации системы профессионального музыкального образования 31
1.2. Методологический и культурологический аспекты проблемы.., 41
Глава 2. Общенаучные, частно-научные и музыкально-педагогические проблемы введения
регионального компонента в систему профессионального музыкального образования 75
2.1. Общенаучные и частно-научные аспекты проблемы 75
2.2. Музыкально-педагогические проблемы введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования 101
Глава 3. Социально-исторические и регионоведческие аспекты регионального компонента лрофессионального музыкального образования 117
3.1. Социально-исторический аспект проблемы 118
3.2.Регионоведческие аспекты системы профессионального музыкального образования... 144
3.3. Современное региональное музыкальное искусство в системе профессионального музыкального образования 159
Глава 4. Педагогические условия введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования 184
4.1 .Характеристика цели, ведущих задач и принципов обучения в системе профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента 185
4.2. Особенности структуры организации учебного процесса с учетом регионального компонента в системе
профессионального музыкального образования 211
4.3. Методы обучения школьников и студентов в системе профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента 233
4.4. Этапы и содержание экспериментальной работы по внедрению регионального компонента в систему профессионального музыкального образования 262
Заключение 284
Список использованной литературы 300
- Региональный подход как принцип в организации системы профессионального музыкального образования
- Общенаучные и частно-научные аспекты проблемы
- Социально-исторический аспект проблемы
Введение к работе
Актуальность исследования регионального компонента профессионального музыкального образования обусловлена рядом обстоятельств теоретического, практического и прикладного характера в контексте социальных, культурологических, психолого-педагогических и музыковедческих факторов.
Проведенный автором всесторонний анализ нынешнего состояния профессионального отечественного музыкального образования свидетельствует о том, что решение проблемы регионализации образования осуществляется сложно \\ неоднозначно. В последнее время появляются исследования, затрагивающие вопросы художественной, в том числе и музыкальной, культуры регионов в контексте проблем образования. Современный педагог-музыкант в своей практической деятельности сталкивается как с отсутствием обоснования содержания регионального компонента, так и с проблемой выработки исходных методологических, культурологических, научно-теоретических и музыковедческих позиции. Это определяет, как мы считаем, комплексный подход к изучаемой проблеме, включающий в себя несколько уровней рассмотрения: социальный, культурологический, психолого-педагогический,
музыковедческий.
Отмечается острый дефицит новых идей, концепций, теорий и, вместе с тем, недостаточные знания о тех из них, уже апробированных историческим опытом, которые можно было бы заложить в качестве основы стратегии развития отечественного музыкального образования на конец XX - начало XX! века.
Социальный фактор определен тем, что территория России как государства уже изначально исторически формировалась из отдельных
регионов, разнообразных по природно-географическим, национально-этническим характеристикам, по образу жизни и деятельности населения, по уровню своего экономического и культурного развития. В настоящий момент в ряде регионов сохранились исторически сложившиеся национально-этнические особенности - язык, обычаи, быт, культура, которые не только нельзя утратить, а следует оберегать. Самобытным регионом России является Кубань. Этот южно-российский регион располагает богатым духовно-культурным потенциалом, сложившейся системой образования, самобытным и неповторимым музыкальным искусством, накопленным его многонациональным населением на протяжении многих десятилетий.
Исторически сложилось так, что на Кубани реально существуют многие элементы традиционных культур черноморских и линейных кубанских, донских, терских казаков, адыгов, амшенских армян, понтийских греков, болгар, ассирийцев, цыган и др. Здесь соседствуют конфессии христиан и мусульман. С этим связано формирование фонетических и морфологических особенностей диалекта, зарождение и развитие своеобразия, самобытности регионального искусства. В частности, в образцах фольклора Кубани, в современном композиторском творчестве складываются и закрепляются многие особенности, характерные только для данного региона.
Возможность объединения исторически сложившихся территорий на Юге России в многонациональный развитой регион, именуемый Кубанью, обусловливается тем, что здесь в непосредственном соседстве живут десятки народов, имеющих диалектические развивающиеся экономические связи, во многом общую исхорию. Соседние народы, народности, этнические группы связаны истоками национальных культур, многовековым контактированием, нашедшим отражение в произведениях искусства и культуры.
Политическое напряжение, возникшее в последнее время между Россией и отдельными республиками Северного Кавказа, актуализирует обращение к решению художественно-педагогических,
культурологических и искусствоведческих проблем, позволяющих преодолевать непонимание и отчуждение, путем исследований в области профессионального музыкального образования и внедрения полученных данных в практику.
Данное исследование направлено на духовное и культурное возрождение, на развитие региональных этнических общностей, групп и народов Кубани (как, например, такие программы:, культура финно- угорских народов, народов Балтийского региона, народов Поволжья, народов Северного Кавказа, Ростовской области и Ставропольского края и т.д.). С 1993 года исследование национально-региональных проблем образования в рамках федеральной исследовательской программы ведут около тридцати коллективов ученых. Кроме того, на 250 темах этнодемографии, этносоциологии, национальных культур,
этнопедагогики, образования народов Севера и других малочисленных народов России сосредоточено внимание творческих коллективов ученых вузов, педагогов-практиков.
Своевременность и важность предпринятого исследования вытекает из понимания воздействия регионального компонента профессионального музыкального образования по выходу из духовного кризиса, который в последние годы переживает вся страна.
Культурологические факторы исследования предопределяют рассмотрение общих закономерностей развития культуры как творческого процесса, причем этот процесс связан с созданием, развитием : сохранением общечеловеческих ценностей. В области профессионального музыкального образования культура выступает как исторически концентрированный опыт, представляющий иерархию субкультур, то есть
определенных культур в определенных рамках. Существует специфическая субкультура любого сообщества; она может иметь свой особый язык, свои представления и традиции. В разработке концепции регионального компонента музыкального образования важно то, что культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личной культуры, то есть культурного богатства личности, сложившегося в результате исторического развития.
Современная система профессионального музыкального образования в России, как и общество в целом, находится в сложном процессе реформирования, полном трудно разрешимых проблем и противоречий. Происходящий в настоящий момент переход субъектов федераций — регионов - в качественно новое, более высокое общественно-экономическое и правовое состояние, предполагает важнейшим условием такого перехода - воспроизводство субъектов региона. Это невозможно без соответственно данной задаче организованной продуктивной образовательной деятельности.
С развитием региональной системы профессионального музыкального образования в значительной степени связаны перспективы роста и преодоления духовного кризиса, возрождение регионально- национальных традиций, а также решение многих других общероссийских и региональных проблем современности. При этом важно, чтобы происходящие и предлагаемые изменения благотворно отражались на совершенствовании современного музыкального образования.
Необходимо четко представлять, в каком направлении следует действовать, ибо "ориентироваться надо не на умозаключительные построения, а ответ искать в историческом опыте" (Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественные науки и практика //Вопросы философии., 1990.- №12. -С.49.)
Традиционное музыкальное искусство региона и современное композиторское творчество, сложившиеся под влиянием исторических процессов, обладают большим образовательным и воспитательным эффектом. Недооценка, игнорирование значимости региональной музыкальной культуры как культурологической проблемы дорого обходится народам, ибо разрушение традиций приводит к нарушению социально-регулятивной функции традиционной культуры и утрате преемственности - главного условия ее существования.
В настоящий момент отмечаются противоречия между имеющимся социально-экономическим потенциалом региона и остаточным
отношением к вопросам культуры, которые наиболее ярко проявляются в сфере образования. На Кубани накоплен богатый духовный потенциал. Самобытная музыкальная культура требует адаптации к системам образования и воспитания, как то: сеть библиотек, активное функционирование учреждений искусства и культуры, интенсивное развитие национально-региональных творческих коллективов,
образовательных учреждений. Их деятельность направлена на интенсивное пропагандирование традиционных и современных видов искусства.
Психолого-педагогический фактор актуальности определен задачами гуманизации подготовки профессиональных педагогических кадров с учетом регионального компонента, обладающих современными
методиками по осуществлению музыкального образования с учетом национально-регионального своеобразия. В настоящий момент профессиональное музыкальное образование с учетом регионального компонента и современных требований к его целостности представляется прерывным и деструктивным.
О важности ут:ета регионального компонента при подготовке специалистов говорится в Законе Российской Федерации "Об образовании» (статья 29), в "Типовом положении о высшей школе". С 1996 года
действует "Положение о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (N940 от 12.08.1994 г.), где наряду с федеральным учитывается и региональный компонент. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования, как указано в пункте 4 данного документа, устанавливает обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы по специальностям. Региональный компонент этого стандарта определяет содержание основных профессиональных программ с учетом регионального своеобразия и специфики подготовки специалистов различного профиля. Важность и значимость научного подхода к регионализации образования определяется как стратегическое направление реформирования высшей школы. В этой связи возникает необходимость научного сопровождения данного процесса, разработки научно обоснованных исследований регионального компонента музыкального образования.
Образовательная инфраструктура Кубани по своей насыщенности занимает одно из ведущих мест в России. В крае в настоящий момент расположено более трех тысяч учреждений культуры и искусства, около полутора тысяч общеобразовательных учреждений и около двухсот музыкальных школ, три музыкальных училища, около тридцати государственных и негосударственных вузов, университет культуры и искусств.
В концепции развития образования Кубани использование регионального музыкального искусства в образовательных учреждениях, так называемая регионализация образования, определяется как "переход образования от унитарной модели к новой, основанной на преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края с передачей непосредственно образовательным учреждениям максимального объема управленческих полномочий и
перемещением в регион центра тяжести творческих процессов и инноваций" (Штурба В.А. Регионализация образования Кубани. Дисс. ...канд.пед.наук. СПб, 1995. - С.31.)
Современные российские педагоги-ученые, учителя-практики, музыковеды сталкиваются со сложными и острыми проблемами освоения традиционного искусства, нахождения методов работы с музыкальными произведениями современности, отражения этого содержания в современном музыкальном образовании. Отметим стремление найти научно-обоснованные и проверенные жизнью критерии отбора учебного материала, решить вопросы необходимого современному человеку
объема знаний и умений. Требуется определить границы между общекультурными л специальными знаниями, между теоретическим и эмпирическим материалом, гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, между историей и современностью. Требуются усилия для сохранения и развития региональной культуры, языковой, национальной самобытности, Необходимо определить соотношения федерального и регионального, преемственности и координации учебных программ. Актуальной остается проблема обоснования реальных, не только дидактических, но и психологически оправданных возможностей включения в учебные программы новых знаний.
Музыковедческие факторы исследования связаны с культурно-художественной средой региона, представляющей чрезвычайно сложное, противоречивое и интегративное по своей сути, явление. Музыка органически входит в структуру культурно-художественной среды, представляет собой своеобразный компонент. Специфичность заключается в достаточно сложном строении этого компонента В его состав входят і интонационные, жанрово-стилистичгские, этнокультурные и прочие факторы. Подчеркнем, что потенциал музыкально-звуковой среды
обнаруживается и реализуется только в комплексе со всеми другими элементами культурно-эстетического комплекса.
При исследовании регионального компонента профессионального музыкального образования важно профессионально овладевать музыкально-звуковой средой как инструментом педагогического регулирования, понять закономерный характер развивающе-формирующего влияния музыки как социально-бытового явления. Это влияние проявляется, прежде всего, на уровне ближайшего окружения. Следовательно, ключевой задачей профессиональной подготовки
специалиста в области музыкального образования должно стать повышение эффективности педагогической управляемости.
Важнейшим вопросом музыкознания в контексте профессионального музыкального образования является выявление типологических особенностей кубанской народной песни и профессионального
композиторского творчества на основе сравнительно-сопоставительных аспектов, что достигается при помощи новых методов анализа музыкального произведения. При определении региональных аспектов профессионального музыкального образования важно определить научно-теоретические аспекты и предложить современные и оптимально возможные методы анализа сочинений, с включением таких параметров как знание характерных черт музыкально-исторических стилей, особенностей стиля ведущих композиторов прошлого и современности, представления о семантической интонационной природе регионального музыкального искусства, принципы композиции и драматургии в музыкальном произведении.
Осознание вышеназванных факторов в основном и побудило автора к участию в разработке данной проблемы и, в частности, проанализировать, как она выстраивается и решается на региональном и федеральном уровне.
Степень научной разработанности. Специального исследования, направленного на разработку регионального компонента в профессиональном музыкальном образовании, до настоящего времени не проводилось. Анализ литературы показал, что в большей степени проблема Л разработана, применительно к профессиональной деятельности педагога музыканта, но мало ориентирована на вопросы национально-регионального своеобразия.
Имеют большое значение исследования В.П.Зинченко, Н.С.Ладыжец, С.Д.Смирнова, где изучались современное состояние и реорганизация системы
образования в России. В числе работ, защищенных в последние годы, док;орские диссертации Г.В.Акопова, О.А.Антоновой, Н.К.Баклановой, И.Ф.Исаева, В.В.Карпова, Т.Г.Киселевой, А.А.Мелик-Пашаева, М.И.Мухина, И.Ф.Плетневой, Л.А.Рапацкой, В.С.Садовской,
В.И.Черниченко, которые рассматривают проблемы гуманизации процесса воспитания, раскрытия потенциала личности каждого человека. В этих трудах особое внимание уделено проблемам формирования представлений о профессионализме, претворению современных технологий на основе вариативности, что может быть следствием только активного проявления воли свободного человека, активно участвующего в творческом процессе.
Существенный вклад в решение проблемы использования регионального компонента в образовании внесли работы культурологов, социологов культуры А.И.Арнольдова, И.И.Горловой, Б.Е.Ерасова,
С.Н.Иконниковой, И.С.Каган, Л.Н.Коган, Д.С.Лихачева, Э.В.Соколовой.
Немаловажное значение имеют исследования, посвященные теории и методике культурно-массовой работы, социально .культурной и культурно- досуговой деятельности. Работы М.А.Ариадского, Н.К.Бакланов-эй, Т.И.Баклановой, Л.И.Беляевой, М.П.Богданова, Д.М.Генкина,
Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Е.И.Максимова, Ю.А.Стрельцова,
Е.В.Триодина отражают современное состояние профессиональной учебной деятельности, тенденции развития современного профессионального образования, авторами создаются новые методики. В исследованиях названных ученых формируется представление о культуре как об определенном уровне развития человека, общества и образования.
Регионализация музыкального образования предполагает, что изучение реальной действительности — это обращение к педагогической деятельности как к объекту исследования. В этой связи учтены новые подходы к организации высшего педагогического образования и подготовки учителей (В.А.Сластенин, М.М.Левина, А.В.Мудрик, М.Я.Виленский и др.).
Труды Ю.П.Азарова, А.Я.Айзенберг, Н.К.Баклановой, М.Г.Данильченко, А.Л.Карамышева, В.С.Кузина, В.И.Черниченко, внесли существенный вклад в теорию и практику профессиональной подготовки специалистов. В работах В.С.Кузина, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, Б.Ф.Ломова, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, И.Ф.Кривонос, Л.А.Тарасовой,
Н.Н.Тарасевич изучались проблемы формирования и становления профессиональных качеств педагога. Важно, что здесь рассмотрены вопросы передачи знаний от поколения к поколению, исследованы механизмы преемственности в образовании.
Разработка психолого-педагогических основ концепции регионализации профессионального музыкального образования основывалась на трудах исследователей, рассматривавших проблемы многообразия видов целостности в музыке, вопросы восприятия сочинений, механизмы ассоциаций (Т.Адорно, М.Арановский, Т.Вендрова, Г.Григорьева, Н.Иванова, Ю.Кон, М.Кроз, В.Медушевский, Е.Назайкинский, МЛЪраканов, Ь.Теплов). .
L "
Определяя структуру и содержание анализа музыкального произведения с учетом регионального компонента, мы основывались на положениях музыкальной педагогики, раскрытых в трудах Э.Абдуллина,
Ю.Алиева, О.Апраксиной, Л.Арчажниковой, Б.Асафьева, Н.Ветлугиной, Н.Гродзенской, Д.Кабалевского, Е.Максимова, В.Петрушина, Г.Ципина, ПЛерватюк, Л.Шаминой, В. Шацкой, в трудах музыковедов В.Бобровского Е.Долинской, В.Задерацкого, Л.Мазеля, В.Медушевского, Е.Назайкинского, Е.Ручьевской, А.Сохора, А.Соколова, Ю.Холопова, В.Холоповой, В.Цуккермана, и др.
Рассматривая социальную природу традиционного искусства, мы основывались на исследованиях В.Гусева, В.Гошовского, Г.Головинского, И.Земцовского, которые отмечали не только художественную ценность образцов народного искусства, но и их познавательную, эстетическую и бытовую функции.
Мы учитывали, что в настоящие момент возрастает актуальность проблемы изучения народной музыки в образовательных учреждениях. На это указывают многочисленные педагогические исследования, публикации, где эти вопросы рассматриваются авторами в различных аспектах: в статьях В.Белобородовой, Е.Гембицкой изучается проблема введения народного искусства на внеклассных мероприятиях; возможности привлечения детей к исполнительству на народных инструмента;: анализируются в работах Б.Тихонова, Л.Шабашева, А.Болгарского, народное творчество как дидактическая проблема в обучений детей младших классов изучается А.Лехмус на основе музыки Карелии, Л.Бабенко на основе песен Белоруссии и т.д.
Отмечена актуальность разработки данной проблемы в различных регионах России и республиках СНГ, что нашло отражение в диссертационных исследованиях, посвященных проблеме музыкального образования средствами народнсго искусства (ВчХалилов на основе
азербайджанской музыки, Ю.Юзбашян - армянской, Х.Нурманов узбекской, Т.Надеждина - в русской музыке," на базе историко-теоретических дисциплин).
В вертикали истории интенсивное и глубокое изучение традиционного искусства Кубани дореволюционными исследователями-краеведами, учителями станичных школ, музыкантами Е.Передельским, П.Кирилловым, П.Короленко, В.Васильчиковым, М.Бибиком, А.Бигдайем, А.Кошиц, Г.Концевичем и другими позволило проанализировать взаимосвязь и преемственность в музыкальном образовании региона.
Мы учитывали данные активно развивающейся музыкальной науки Кубани: многие исследования в области фольклора, проблемы современного творчества в разработке концепции регионального компонента профессионального музыкального образования (это труды по фольклору и этнокультуре В.Г.Захарченко, Н.И.Бондаря,
А.М.Айзенштадта, Н.К.Пархоменко, многолетние изыскания в области музыкального краеведения А.А.Слепова, И.А.Петрусенко,
просветительская деятельность и публикации В.Г.Комиссинского, посвященные творчеству современных отечественных композиторов).
В работах Н.А.Римского-Корсакова, Б.В.Асафьева, Б.ЛЛворского, З.Кодаи, К.Орфа, Б.М.Теплова, Л.А.Баренбойма и др. заложены представления о целостности музыкально-педагогического процесса, о значении личности в воспитании и обучении, учитывались предложенные авторами оригинальные методики исследования музыкального сочинения в системе образования.
Рассматриваемые работы ориентируют в методологических подходах, культурологических, психолого-педагогических, музыковедческих аспектах регионализации профессионального музыкального образования. Однако ни одно из названных исследований не рассматривает целостно проблему разработки регионального компонента профессионального музыкального образования.
Данное исследование является составной частью региональной программы непрерывного художественно-эстетического образования
школьников и студентов в Краснодарском крае, одобренной Министерством общего и профессионального образования РФ, Министерством культуры России. В соответствии с предложенной концепцией разработки регионального компонента профессионального музыкального образования в крае действует разветвленная сеть инновационных образовательных учреждений.
Проблема исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании регионального компонента
профессионального музыкального образования, в преодолении противоречия федерального и регионального компонентов в профессиональном музыкальном образовании в современных условиях. Это требует социальной, культурологической, психолого-педагогической, музыковедческой и методической обеспеченности формирования
специальных знаний у школьников, учащихся и студентов образовательных учреждений музыкального профиля.
Цель исследования - научное обоснование, разработка и внедрение педагогических основ • концепции регионального компонента профессионального музыкального образования.
Объект исследования - региональный компонент профессионального музыкального образования как комплексное явление.
Предмет исследования - методологические, организационно-педагогические и музыковедческие основы формирования регионального компонента профессионального музыкального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи;
1) выявить основы целостного комплексного подхода в разработке концепции регионального компонента профессионального музыкального образования;
2) вскрыть причины, тормозящие внедрение регионального компонента в программы, методическую деятельность школ, средних учебных заведений и вузов на Кубани;
3) выявить ведущие позитивные тенденции, специфику, системообразующие идеи регионального компонента профессионального музыкального образования, рассмотреть составляющие концепцию элементы;
4) сформулировать принципиальные подходы в обосновании концепции регионального компонента профессионального музыкального образования;
5) выявить социально-педагогические условия, определяющие развитие содержание музыкального образования с учетом регионального компонента (на примере Кубани);
6) раскрыть структуру и сущность основных компонентов содержания музыкального образования с учетом регионального компонента (программы, учебно-методические пособия, учебники, хрестоматии и др.);
7) разработать методику формирования профессиональных педагогических качеств по реализации регионального компонента в музыкальном образовании;
8) апробировать организацию учебного процесса на разных этапах внедрения регионального компонента в системе профессионального музыкального образования.
9) разработать рекомендации по использованию позитивного регионального психолого-педагогического опыта в системе профессионального музыкального образования Кубани, способного содействовать формированию современной стратегии развития отечественного образования.
В качестве ведущей гипотезы выступали предположения о том, что без введения регионального компонента в музыкальное образование с учетом социальных, культурологических, психолого-педагогических и музыковедческих факторов невозможна профессиональная деятельность педагога-музыканта. Эффективность введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования в вузе и школе может быть достигнута при условиях;
1) разработки и внедрения регионального компонента в систему высшего профессионального музыковедческого и музыкально- педагогического образования на основе целостного, комплексного и сквозного использования регионального компонента в ряде дисциплин специальной и общей подготовки;
2) комплексного исследования музыкальной культуры региона, в условиях которого происходит обучение; осознания регионального музыкального искусства как самобытного целостного пласта народного и современного композиторского творчества в музыкальной культуре России; введения регионального компонента в имеющиеся учебные курсы;
3) учета того, что образовательная среда в целом предполагает исследование влияния на изучаемый процесс природных и культурных факторов региона, материальный и духовный мир людей, живущих в нем, факторов жизнеобеспечения, среди которых музыкальное искусство и музыкальное образование призвано быть приоритетным.
4) преемственности по реализации регионального компонента в обучающих программах профессиональной подготовки учителя-музыканта и в школах, и в средних учебных заведениях системы музыкального образования.
Методологической основой исследования являются современные философские положения, раскрывающие закономерности общественно- исторического развития образования, научно-исторический объективный подход к изучению явлений музыкальной культуры, единство исторического и логического в исследованиях общественных явлений, общего, особенного и единичного во взаимосвязи и взаимодействии явлений с учетом новых , подходов к изучению регионального музыкального искусства в системе профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента (культурологический, цивилизационный, парадигмальный и т.д.), а также современной общедидактической теории определения содержания конкретного
образовательного процесса.
Базу исследования составили философские и науковедческие материалы по проблеме диссертационного исследования и смежных с ней вопросов; работы М.А.Ариадского, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой,
Л.И.Беляевой, М.П.Богданова, Д.М.Генкина, Т.Г.Киселевой,
Ю.Д.Красильникова, Е.И.Максимова, Ю.А.Стрельцова, Е.В.Триодина определили позицию автора в оценке современного состояния учебной профессиональной деятельности, общие тенденции развития процесса профессионального образования, определили пути в поиске создания концепции системы профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента.
При разработке концепции системы профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента, которая по своей сути является инновационной по отношению к деятельности педагога-музыканта, учитывался опыт отечественных концепций гуманистического воспитания В.А.Сухомлинского, педагогического стимулирования З.И.Равкина. Введение регионального компонента связано с активизацией
познавательной деятельности учащихся и в этой связи учитываются исследования М.А.Данилова, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова. Большое значение имеют труды ученых, посвященные особенностям национально-регионального музыкального искусства: В.Антоневич,
О.Савицкая (Белоруссия), Т.Вызго и Т.Гуфурбеков "(Узбекстан), Л.Тарасова (Тверская область), В.Юнусова (Северный Кавказ и Татария) и др.; отечественных дидактов Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина, психологов П.Я.Гальперина, В. Ef.Давыдова,
Б.М.Теплова; и др.; исследования в области теории и методики музыкального образования Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева,
Л.Г.Арчажниковой, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Л.А.Рапацкой, Г.М.Цыпина и др.; фундаментальные исследования отечественных музыковедов Б.В.Асафьева, Г.В.Григорьевой, Л.А.Мазеля,
В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.С.Соколова, В.Н.Холоповой, В.А.Цуккермана; труды по кубанской культуре Н.И.Бондаря, В.Г.Захарченко, А.А.Слепова; центральная и региональная периодика.
Диссертант в исследовании исходила из понимания регионального компонента в профессиональном музыкальном образовании, который:
- эволюционирует в непосредственной взаимосвязи и единстве с общей системой профессионального музыкального образования;
- является отражением реальных процессов общественного развития, условий жизни, то есть имеет конкретно-исторические формы проявления;
- состоит из множества элементов, которые, вместе с тем, обосновывают взаимосвязи другого уровня;
- развивается по всеобщим законам функционирования социальных систем.
Эмпирическая база исследования дает возможность раскрыть сущность регионального компонента профессионального музыкального
образования и адекватного понимания образовательных процессов, их противоречий, поиска их разрешения и позитивного функционирования.
Самостоятельную группу источников представляют
официальные документы, издаваемые центральными и местными органами в области регионального музыкального образования в виде школьных программ, учебных планов, учебников, учебных пособий, инструктивно-методических материалов, бюллетеней, приказов, постановлений, брошюр, писем и т.п.
Теоретические основы исследования составили концепции выдающихся социологов, культурологов, историков, психологов, педагогов, музыковедов.
В исследовании использован комплекс методов: изучение, анализ, систематизация педагогической литературы и периодики, архивных документов; сравнение, сопоставление, обобщение фактов, идей, источников, целенаправленно отобранных для исследования; анализ и оценка выявленных тенденций в ретроспективном и прогностическом плане; систематизация представлений, понятий, идей, воззрений в области профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента.
Данное исследование, как педагогическое, по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования и 13.00.02 - теория и методика обучения музыке, предполагало апробацию экспериментальной методики, имеющей следующие направления:
- организационное, предполагающее констатирующие срезы на разных этапах эксперимента;
- формирующее, задачами которого является апробац±:я основных теоретических выводов, проверка эффективности экспериментальной методики;
- обобщающее, в основе которого анализ полученных результатов, их сравнение, сопоставление.
Этапы разработки экспериментальной методики. Педагогический эксперимент проводился на обширной базе и включал следующие основные хронологические этапы: 1) 1990 - 1992 гг. - опытная работа в школах, средних учебных заведениях и вузе Краснодарского края; 2) 1992-1994 гг. - проведение констатирующих исследований по использованию регионального музыкального искусства на Кубани; эрудированность обучающихся в вопросах регионального музыкального искусства; использование в обучающих программах регионального музыкального материала; формирующий эксперимент; 3) 1992-1998 гг. - поисковое теоретико-экспериментальное и экспериментальное исследование основных положений концепции введения регионального компонента в профессиональное музыкальное образование.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов. состоят в разработке совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы концепции введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования.
1) Обоснованы принципы концепции введения регионального компонента в профессиональное музыкальное образование.
2) Диссертационное исследование содержит новые научно обоснованные теоретические и экспериментальные результаты, совокупность которых является обоснованием регионального компонента профессионального музыкального образования в отечественной науке.
3) Проанализирована система профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента, оснащенность
учебного процесса программным материалом, учебными пособиями, хрестоматийным материалом, фонозаписями и т.д.
4) Представлен большой пласт социологического, статистического, демографического и иного материала, исторические сведения о музыкальной культуре Кубани, о системе профессионального музыкального образования с конца ХУШ века по настоящий период.
5) Исследовано региональное музыкальное искусство Кубани, дана его периодизация, классификация по жанровым и стилевым признакам, выявлены особенности интонационного синтеза, его генезиса, контактирования и преемственных связей.
6) Разработаны научно-методические основы анализа музыкального произведения, оптимально иерархически выстроенные и апробированные в контексте регионализации профессионального музыкального образования.
7) Осуществлено теоретическое обоснование и практическое внедрение региональной системы профессионального музыкального образования в школы, средние и высшие учебные заведения.
Практическая значимость полученных результатов исследования
состоит в том, что:
разработана концепция введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования, направленная на изучение, сохранение и передачу неповторимого своеобразия национально-региональной культуры;
- выявлены и рассмотрены специфически присущие процессу регионализации образования характеристики, раскрыты сильные и слабые стороны в развитии образования на местах, что, в конечном
счете, содействует обогащению отечественной науки, теории и практики профессионального музыкального образования в целом; внедрены в практику обучения в школах, средних учебных заведениях, в вузах по специальностям: «музыкальное образования», «музыковедение», «регионоведение», «народное художественное творчество» материалы исследования
регионального компонента профессионального музыкального образования;
материалы исследования нашли отражение в монографии «Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика»; в программах курсов, учебных пособиях, методических материалах, нотных и фонохрестоматиях; в научных статьях (более 30), которые широко используются в системе профессионального музыкального образования;
разработана комплексная методика внедрения регионального компонента в обучающие программы школ, средних учебных заведений, вузы, построенная на творческом переосмыслении известных в педагогике и предложенных автором методов и форм работы с музыкально-региональным материалом (интонационно- жанровый, жанрово-монографический, жанрово-стилевой, сравнительно-сопоставительный методы на основе имитационно- моделирующих форм, визуализации, диалогичности и т.д.); некоторые положения и рекомендации исследования представляют основу для создания методических руководств и рекомендаций учителям музыкальных учебных заведений при изучении ряда дисциплин как культурологического, музыковедческого, так и специального профиля;
- вскрыты исторические истоки регионального музыкального искусства. На основе социологического и музыковедческого анализа определены основы контактирования и взаимодействия различных музыкальных субкультур Кубани;
- впервые дана классификация и периодизация народного искусства и современного композиторского регионального музыкального творчества;
- идеи диссертации использованы в комплексной программе «Региональная система непрерывного художественно-эстетического образования: музыкальная культура Кубани». Концепция введения регионального компонента в профессиональное музыкальное образование (на примере Кубани) была отмечена в конкурсе на лучший новационный педагогический проект и получила диплом первой степени (1997), в 1998 году была удостоена Государственной премии в области культуры администрации Краснодарского края;
исследование способствует обогащению фонда как региональной педагогической:, так и специально-музыковедческой литературы, на основе которой расширяется тематика спецкурсов, спецсеминаров в системе подготовки студентов вузов культуры и искусств, консерваторий, институтов повышения квалификации учительских и преподавательских кадров. Достоверность результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватны объекту, задачам, лоп ке исследования, значимостью статистических экспериментальных данных, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике. Достоверность заключается также в том, что разрабатываемая с 1989 года концепция регионализации музыкального образования и ее внедрение в рамках целевой комплексной программы
"Система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения", стала основой в организации художественно-эстетического образования и воспитания ряда школ и лицеев Краснодара, в сельских школах региона в подготовке учителей системы профессионального музыкального образования. Краевое
управление культуры, администрация Красноармейского района в 1990 году передали ряд музыкальных школ і: школ искусств в ведение органов образования. Учитывая социально-экономический эффект предложенной программы введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования, эксперимент был
поддержан, оказана помощь по организации, корректировке, проведении практических семинаров. По рекомендации и экономической поддержке управления образования был издан полный пакет учебно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, учебные пособия) для полутора тыс; ч общеобразовательных школ, для школ с углубленным эстетическим образованием и для музыкальных школ, училищ, высших учебных заведений региона.
Основные положения диссертации, выносимые яа зашиту:
1) Учитывая современные тенденции роста самостоятельности регионов России во всех сферах их социальной и культурной жизни, в частности в сфере музыкального образования, а также исторически сложившийся, в них своеобразный, самобытный духовный потенциал, построение системы музыкального образования с учетом регионального компонента создает научную основу для развития музыкального образования школьников и студентов.
2) Теоретико-методологические исходные положения могут явиться важнейшим компонентом более глубокого изучения и развития науки отечественного музыкального образования с учетом
регионального своеобразия, выявления и раскрытия его специфических, типологических характеристик, основанных на анализе и обобщении позитивных и негативных сторон локального опыта.
3) Соответственно сформулированным оскоьам концепции введения регионального компонента в профессиональное музыкальное образование они имеют своим предметом изучение определенного педагогического процесса в четко выделенных географических и историко-хронологических рамках, воплощающих в себе социальную и культурную специфику данного региона. Цель такого рода исследований заключается в раскрытии общего и особенного, характерного для образовательного процесса в условиях конкретного региона и присущих ему специфических особенностей географического, демографического, этнографического, духовного, культурологического, психолого-педагогического, музыковедческого развития.
4) Региональный компонент профессионального музыкального образования способен обогатить не только источниковедческую базу для создания полной и масштабной картины истории отечественного музыкального образования и педагогической мысли, но и стать важной основой более целостного осмысления их ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогических, общеэстетических ориентиров.
5) Региональное музыкальное искусство требует глубокого изучения, сохранения и передачи его неповторимого своеобразия. Введение его основ в процесс образования в различных регионах нашей страны способствует выявлению и рассмотрению специфически присущих процессу типологических характеристик, раскрывающих сильные и слабые стороны в развитии образования
на местах, что, в конечном счете, содействует обогащению профессионального отечественного музыкального образования. 6) Разработка представленной концепции позволит раскрыть основные тенденции развития содержания музыкального образования на Кубани. Здесь, наряду с главенствующими в музыкальной педагогике приоритетами, разработан ряд принципов и идей, направленных на модификацию содержания музыкального образования, с учетом современных достижений музыкознания и педагогики. В контексте разработки и применения методов и организационных форм обучения, серьезное внимание уделялось активизации познавательной деятельности школьников и студентов на основе укрепления связи обучения с жизнью, теории с практикой.
Перечисленные положения являются важными и ценными источниками определения современной стратегии развития профессионального музыкального образования с учетом регионально-национального своеобразия.
Научно-педагогический и исторический опыт, обобщенный и переосмысленный в контексте с изложенными выше позициями регионального исследования в области профессионального музыкального образования, представляет определенный вклад в познание непреходящих ценностей . отечественной культуры как органичной части целостного процесса духовного возрождения России.
Апробация результатов исследования осуществлялась: на совместных заседаниях кафедр теории и истории музыки и педагогики и психологии Краснодарского государственного
университета культуры и искусств; на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры;
на региональных, республиканских и международных теоретических и научно-практических конференциях (Москва, Астрахань, Минск, Красноярск, Ростов, Ставрополь, Волгоград, Новороссийск) по проблемам музыкального образования, культуры, информатизации современного общества:
основные положения исследования получили отражение в опубликованной монографии "Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика" - (179 с), научных статьях и тезисах( общий объем 42,4 п.л.); путем внедрения результатов исследования в школы, средние и высшие учебные заведения региона;
многолетние исследования в контексте заявленной проблемы нашли отражение в разработанных учебных программах, учебном пособии (серия: Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования: - Музыкальная культура Кубани). Структура и объем диссертации подчинены поставленной цели и задачам. Она состоит из общей характеристики работы, четырех глав, заключения, - списка использованных источников и литературы. Общий объем исследования — 319 стр.
Региональный подход как принцип в организации системы профессионального музыкального образования
Ослабление вертикальных и существенное усиление горизонтальных связей и структур в управлении, социальном развитии неизбежно ведут к перераспределению функций, ресурсов, результатов деятельности в пользу регионов, что, безусловно, может служить базой для последовательного возрастания их относительной самостоятельности. Подтверждением тому может быть накопленный мировой опыт. Регионам - субъектам Российской Федерации Федеративным договором, подписанным в 1992 году, уже предоставлено существенно больше самостоятельности во всех сферах жизни.
Происходящие в России изменения создают принципиально новую ситуацию для исследований в области профессионального музыкального образования с учетом регионального компонента. И вместе с тем, эта проблема требует вдумчивого, корректного отношения, необходимо бережно относиться к тому, что собиралось многими поколениями.
Следовательно, объективная реальность выдвигает перед российскими учеными задачу выработки качественно новой региональной политики с учетом функционирования образовательных учреждений на определенной территории, которая, вместе с тем, является элементом социально-культурной системы и должна ориентироваться на реальные условия и специфические требования іка основе сочетания общегосударственных, местных и индивидуальных интересов.
Мы учитывали основные положения российской региональной программы сохранения и использования наследия на современном этапе, которые основаны на следующих основных принципах: раскрытие потенциала личности каждого человека. Этот принцип предполагает, что формирование представлений о достойном образе жизни, их претворение в конкретные дела может быть следствием только активного проявления воли свободного человека, участвующего в творческом процессе;
-представление о культуре как об определенном уровне развития человека и общества, широкой сфере человеческой деятельности, что включает сохранение, передачу от поколения к поколению и использование национально-регионального наследия. Отсюда вытекает необходимость на деле осуществить поворот от положения культуры как второстепенной сферы деятельности, последней в составе бедствующего социально-экономического комплекса к ее положению как центрального ядра, на которое должны ориентироваться многие социальные и хозяйственные структуры. С реализацией этого принципа связано и преодоление много ведомственного подхода, при котором общие проблемы историко-культурного наследия разделены на проблемы отдельных ведомств и не находят объединения на конкретной территории;
-бережное отношение к наследию - залог будущего развития страны и судьбы следующих поколений. Многовековая уникальная культура народов
России может и должна стать мощным стимулом общественного социального прогресса; важнейшим направлением политики в сфере наследия является сохранение многообразия и способствование взаимообогащению культур народов России. В этой связи необходимо создание условий для сохранения и развития наследия каждого народа. Проведение культурной региональной политики неразрывно связано с признанием общероссийских и культурных общемировых ценностей и достижений в этой сфере;
-необходим отход от государственного управления сферой наследия, от жесткого регулирования этой самой хрупкой сферой жизни людей. Следует преодолевать унификацию, которая распространяется через стандартные учреждения культуры, стандартные программы, нормативы развития вне зависимости от территории, региона. Должны быть созданы все условия для реализации внутреннего потенциала народной культуры. Этот процесс должен находиться в тесной связи с общей политикой децентрализации. Конкретный механизм реализации заключается в поддержке и широчайшем развитии региональных и культурных местных инициатив. Такие программы могут стать реальным воплощением демократии и местного самоуправления.
class2 Общенаучные, частно-научные и музыкально-педагогические проблемы введения
регионального компонента в систему профессионального музыкального образования class2
Общенаучные и частно-научные аспекты проблемы
Звуковое искусство и его феномен - музыка - результат сложнейшей духовно-психологической работы человека. Учитывая комплексность регионального компонента в системе профессионального музыкального рбразования, отметим, что особенно сложно и многомерно строится процесс восприятия. Не требует доказательств, что музыка существует только в восприятии человека, и действительная реальность произведения может рассматриваться и оцениваться лишь как психологическая реакция на произведение его адресата. Следовательно, музыкальное произведение входит в человеческое сознание в первую очередь через пространственные представления. В практике учебных занятий методы и приемы анализа музыкального произведения трансформируются, подчиняясь педагогическим целя .?, и выступают, всякий раз, в иных соотношениях. При этом умение аналитически воспринимать музыку - одна из главных профессионального музыкального обучения, ибо «анализ необходим, прежде всего, в условиях школы, где детей учат понимать музыку, ее содержание и язык, сознательно ее воспринимать»(60,23).
Существенным условием для развития музыкального мышления и способностей к восприятию художественного содержания музыкального произведения является получение определенных знаний о музыке и постижения накопленного опыта ее осознанного восприятия. При этом в процессе знакомства с новой информацией должна достигаться взаимосвязь образного и логического мышления.
Концепция введения регионального компонента в систему профессионального музыкального образования учитывает то, что на восприятие влияют такие факторы, как индивидуальность воспринимающего, социальная среда, в которой формируется личность и т.д. Следовательно, индивид не может не находится в прямой зависимости от— своеобразия—Поскольку на восприятие обучаемых оказывает большое влияние своеобразие художественного регионального опыта, традиций родной культуры, большое значение в процессе изучения музыкальных произведений приобретает управление процессом восприятия. Учет этого фактора позволяет приблизиться к авторскому замыслу, ибо, как справедливо замечает Л.Мазель, «искусство социально по своей сущности, но оно не проходит и не может проходить мимо биологической природы человека»(130,29),
Овладение навыками глубокого восприятия музыкального произведения - явление сложное, требующее глубокого осмысления, так как «механизм образного анализа художественного текста сам собой в процессе жизни не формируется» и права О.И.Никифорова, говоря об анализе литературного сочинения, что «его нужно специально формировать и при этом требуются определенные усилия...»(150,46).
Говоря о процессах восп} іятия музыкального сочинения, необходимо иметь в виду многообразие видов целостности в музыке. Обосновывая теорию восприятия, В.Медушевский считает, что в памяти слушающего музыку хранятся приобретенные в результате опыта целостные образы, как отдельных произведений, так и целые авторские стили, жанры. В некоторых случаях даже стили целых музыкальных эпох. В его исследованиях было обосновано понятие - генерализующая интонация (138,185), где через понятие интонации представлена целостность музыкального произведения.
Мы учитывали имеющую место в отечественной науке концепцию музыкально-психологического подхода к объяснению целостности произведения, представленную М.Арановсогм, где обосновывается целостность музыкального произведения, исходя из симультативного, одновременного способа представления произведения или отдельных его книге «Психология музыкальных способностей»). В концепции нашел отражение опыт анализа целостности сочинения тогда, когда «полностью вырисовывающийся звуковой образ должен быть реализован в деталях» (8,266).
Социально-исторический аспект проблемы
Исторически сложилось так, что на Кубани в тесном соседстве проживают люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии и придерживающиеся сходных или, наоборот, совсем непохожих обычаев, имеющие свою самобытную музыкальную культуру. Такое соседство, несмотря на очевидные сложности, является благом, ибо создаются условия для взаимного обмена опытом, духовного обогащения, расширяются знания в области музыкального творчества.
Кубань один из наиболее полиэтнических регионов, который обозначают термином «лингвистический мешок или ловушка». Исторически сложилось так, что , на территории современного Краснодарского края в силу различных причин в непосредственном контакте оказались десятки генетически не родственных этносов. В печати часто упоминается о представителях 115-120 национальностей, проживающих на Кубани. Здесь учтены и единичные представители народов и этнические общности различного уровня. Если иметь в виду не отдельных представителей этнических групп, а системные образования этноса, то в Краснодарском крае их насчитывается около двадцати, что является основанием отнести Кубань «к зонам повышенной этнической мозаичности» (35,8).
Особенностью геополитического положения Кубани является пересечение славянских и восточных культур. Известно, что музыка это ярчайший репрезентант характера и темперамента, так как является одним из самых эмоциональных проявлений человеческой психики. Вопреки фразам об интернациональном языке музыки, она вовсе не является общепринятым явлением, имея свой музыкальный язык и диалекты, их своеобразие которое определяется всем контекстом культуры, а также особенностями психического склада народа. Видимо поэтому, когда пытаются охарактеризовать какой-либо народ, то описывают его через отношение к музыке. Представляется чрезвычайно важным, говоря о музыкальном искусстве и образовании Кубани, представить всю гамму звучащего и воспринимаемого разнородного многонационального музыкального материала.
Известно, какое большое значение для музыкального искусства как репрезентанта этнокультурного своеобразия региона, имеют такие понятия как «язык» и «речь», во многом определяющие для музыки интонационную природу лексем и контекста. Для того чтобы ответить на .вопросы, связанные с проблемами контекста ь музыке, необходимо характеризовать этнокультурную ситуацию в Краснодарском крае на основе лингвистической классификации, которая позволит выделить родственные народы и показать общее и особенное в их культуре: индоевропейская семья языков (русские, украинцы, белорусы, болгары, черногорцы, сербы, чехи, поляки). Славяне имеют глубокие исторические корни на Кубани. Еще в X - ХП веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Предки нынешнего славянского населения появляются после длительного перерыва уже в ХУШ веке;
Основной задачей казаков, как и было предписано Екатериной П, была охрана границ растущего и крепнущего государства Российского. Осуществляя свою продуманную политику, направленную на стабильность и порядок, государыня переселяла для охраны границ казаков с семьями, определяя тем СЙШМ верность и стабильность царской службы. Близость границы, постоянные войны, необходимость быть готовым встать на защиту России, своего хутора, куреня, наложили отпечаток на весь уклад жизни, быт кубанских казаков, на их музыкальную культуру. Кроме того, как свидетельствует история, казаки не только занимались охраной границ, были воинами, но и были одаренными хлебопашцами.
В такой ситуации проходило не только геополитическое, экономическое, военное, но и культурное формирование Кубани. Естественно и очень органично в составе Российской империи проходило взаимодействие русской и украинской культур. Не могла не оказать влияния на музыкальное искусство казаков близость живущих в непосредственном соседстве кавказских народов.
Ко второй половине XIX - началу XX веков кубанское казачество представляло собой этносоциальную общность, «которая обладала своими основными признаками, присущими самостоятельному этносу» (32,16). В ходе длительного исторического развития кубанское казачество создало свою самобытную культуру, являющуюся составной частью культуры России.