Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 16
1.1. Характеристика понятийного аппарата исследования 16
1.2. Образовательное пространство как дидактическая база проектирования 26
1.3. Сущность и содержание этнокультурного проектирования 43
ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Условия реализации проблемно-целевого подхода к проектированию 57
2.2. Предпроектная подготовка студентов 77
2.3. Действующая модель проектно-игрового тренинга 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Характеристика понятийного аппарата исследования
- Образовательное пространство как дидактическая база проектирования
- Условия реализации проблемно-целевого подхода к проектированию
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происшедшими в последние годы в системе культурологического образования, а также все более тесным взаимодействием национально-этнических, педагогических и социологических факторов в профессиональной подготовке специалистов социально - культурной сферы.
Для Казахстана, как и для многих других стран - партнеров по СНГ, характерен отход от господствовавшего в течение многих лет тотального, стандартного, унифицированного образования и переход на образование вариативное, образование по выбору, которое не может не опираться на исторические, духовные и социокультурные истоки, традиции и новации народной педагогики и этнической культуры, составляющие основу жизнедеятельности личных социальных групп коренного и некоренного населения Республики Казахстан.
Особое место в системе образовательных технологий занимает социально-культурное проектирование. В специальной литературе оно рассматривается как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Каждая из этих профессий имеет свой предмет, свои цели, задачи и специфические средства их решения, но по сути дела, представляет собой разновидность проектной деятельности. Её конечным результатом является проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность специалиста к целеполаганию своего проекта, его умение подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав её идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными в том случае, если в основе их лежит предваряющий действие проект.
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, включающий компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета «Основы социально-культурного проектирования», целевой установкой которого является обеспечение будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов актуальной среды, как социально-психологическая и социально-культурная сфера, образ жизни, сфера жизнедеятельности; формирование проектных качеств и способностей личности, умения конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Актуальность овладения основами проектирования в этнокультурной сферы обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией такого проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в этнокультурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Умение разрабатывать социально значимый проект, и оформит заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Теоретическую основу проектирования нельзя связать с какой либо одной отраслью научных знаний, поскольку оно опирается на принципы и методы самых различных наук: культурологии, социологии, психологии и т.д. поэтому большее внимание мы уделили характеристике основных дидактических единиц, которые раскрывает содержание проектной деятельности и помогает сформулировать вопросы для самоконтроля и оценка уровня освоения материала.
Особое внимание в работе уделяется изучению методологических основ проектной деятельности, поскольку технология проектирования связана с вмешательствам в реальные социокультурные процессы. Как известно, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым ею результатам -скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приёмов должна стать заключительным этапом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом «ценности - цели - знания - методы», отражающим суть подготовку любого специалиста гуманитарного профиля.
Проектная деятельность в полной мере является инновационной и творческой, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Особое место в системе проектных технологий занимает этнокультурное проектирование, которое составляет мировоззренческую основу целого ряда художественно-творческих профессий, обладающих ярко выраженной социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Являясь важным инструментом развития социальной практики, этнокультурное проектирование при соответствующих условиях может способствовать росту национального самосознания населения и одновременно гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности различных регионов Республики Казахстан. Актуальность исследования обусловлена участием Республики Казахстан в реализации провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программы десятилетия развития культур, которая ставит целью возродить концепцию культуры в современном обществе и повысить её значимость. Затронутая в диссертации проблема приобретает
6 особую значимость и в связи важным событием в жизни народов Казахстана - празднование десятилетие Независимости Республики.
Опираясь на широкий круг теоретических источников и собственный многолетний опыт научно-педагогической работы, мы приходим к выводу, что содержание, основные направления и уровни этнокультурного проектирования в системе современного культурологического образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, не государственных (общественных) и коммерческих структур; что этнокультурное проектирование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса и межэтнических отношений.
Самой жизнью востребован качественно новый подход к использованию проектных технологий в учебном процессе художественно-творческого вуза, в полной мере адаптированных к условиям современного городского и сельского социума.
Однако обновление этнокультурного проектирования и его инструментария в учебно-творческой деятельности специалиста все еще идет сравнительно медленно, стимулированию этого процесса недостает должной преемственности и непрерывности. Это не позволяет достаточно эффективно использовать весь дидактический и социально-педагогический потенциал этнокультурного проектирования, обеспечить наиболее полное личностное развитие специалиста художественно-творческого профиля. В настоящее время ощущается противоречие между острой потребность в квалифицированных специалистах - знатоках своего этноса и этнической культуры, с одной стороны, и уровнем использования современных педагогических технологий, в образовательном процессе, ориентированном на возрождении, обо- гашение и развитие национальных культурных традиций и народно-педагогического опыта.
Современный общетеоретический подход и научная разработка исследуемой проблемы представлены различным жанрами научной литературы.
Степень изученности проблемы. Педагогическое проектирование как проблема, объединяющая индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека, получило отражение в исследованиях ученых - педагогов В.П. Беспал ько, В.И.Загвязинского, Б.Т.Лихачева,
С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, С.А.Соловьева и др.
Проблемы взаимодействия личности с окружающей социально-культурной средой рассматриваются в трудах: Т.Г.Киселевой, А.Д.Жаркова, В.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова и др. Педагогические аспекты проблемы затрагиваются в работах Ю.П.Азарова, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, А.СКаргина и др.
Анализу различных уровней и граней культуры как объекта проектирования, характеристике проблемного поля проектной деятельности посвящены исследования культурологов: А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, А.Я.Флиера, Л.С.Зориловой, а также ведущих специалистов в области социокультурного проектирования: Г.МБирженюка, Д.Б.Дондурей, Т.М.Дридзе, И.В.Жежко, А.П.Маркова, Э.Л.Орловой и др.
Принципиальное значение для выявления сущности и содержания этнокультурного проектирования имели труды ученых Казахстана: этнографов Ж. Артыкбаева, Х.Аргынбаева и др.; этнокультурологов А. Сейдимбекова, М. Ш. Хасанова, Ж.К.Каракозовой и др.; фольклористов А.Коныратбаева, С.К.Каскабасова; этнопсихологов Н. Джандильдина, Н.Еликбаева, Ж.И. На-мазбаевой и др.; исследователей в области этнокультурного образования Ж.К.Наурызбай, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой, Ж.Хасановой, М.Е.Ержанова и др.
Комплексное изучение использования проектных технологий в процессе этнокультурного образования еще не стало предметом специального исследования, хотя некоторые аспекты проблемы косвенно затрагивались выше названными авторами в контексте их собственных исследовательских подходов.
АхЖ^ьносуь^^пшьі и её недостаточная разработанность, как в теории, так и в практике определили выбор темы нашего исследования: «Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана».
Объектом исследования является проектная деятельность студентов в сфере этнокультурного образования.
Предметом - процесс воздействия проектных технологий на повышение уровня этнокультурной подготовки студентов социокультурных специализаций.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование, разработка концепции и механизма совершенствования проектных технологий в этнокультурном образовании студентов.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи:
Обосновать теоретические и методологические основы этнокультурного проектирования в образовательном процессе вуза.
Раскрыть сущность и содержание проектных технологий, используемых в этнокультурном образовательном процессе.
Апробировать на практике целостную модель проектной деятельности будущих специалистов в процессе этнокультурного образования.
Разработать учебно-методические рекомендации по дальнейшему развитию проектных технологий на основе традиционной национальной культуры и народно-педагогического опыта. о Ведущая идея. Проектная деятельность рассматривается в широком этнокультурно-образовательном контексте, который предполагает создание необходимых условий для всемерного включения будущих специалистов представляющих различные виды и жанры современного самодеятельного искусства, в реальный процесс разработки и реализации проектов, направленных на возрождение и развитие духовной культуры народов Казахстана.
Автор ориентируется на междисциплинарный подход в котором переплетаются образовательные, культурные, социальные, экономические и этнические процессы, характерные для современного образа жизни населения республики, а также на концепцию развивающей этнокультурной направленности образования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие и совершенствование этнокультурных образовательных технологий будет способствовать углублению профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы при условии соблюдения целого ряда психолого-педагогических и организационно-управленческих факторов: если проектная деятельность студентов соответствует основным целям их профессиональной подготовки как специалистов социокультурной сферы; обеспечивается достаточная совместимость этнокультурного проектирования с другими проектами технологиями, используемыми в учебном процессе; достигается сравнительно надежный уровень управляемости технологий этнокультурного проектирования, включая наличие диагностического инструментария для оценки её эффективности в сравнении с имеющимися результатами; проектирование соответствует, с одной стороны, реалиям и возможностям самого вуза, а с другой - социально-экономическом, социально- психологическим, этническим, экологическим и другим конкретным внешним условиям региона.
Методологическую основу_исследования составляют концептуальные разработки в области философии, этнологии, культурологии, в том числе концепции культурологического плюрализма, поликультурного образования; межкультурного двуязычного образования и др.
Теоретические основы исследования базируются на психолого-педагогических концепциях, посвящены системно-целостному подходу к изучению традиционной национальной культуры и ее компонентов; личности и мотивации; педагогической теории, эксперимента и практики, развивающего обучения; ведущего и определяющего вида деятельности; культуры и освоения общественных ценностей.
Источниками исследования являлись Конституция и целый ряд законодательных актов, действующих на территории Республики Казахстан: «Об образовании», «О языках», «О культуре», «О государственной молодёжной политике», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», а также концепции национальной и языковой политики, по вопросам развития образования и школы; международные документы, в том числе: «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт о гражданских и политических правах», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и др.
Методы исследования. Эмпирическими методами служили: анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы, деловые игры, наблюдение, изучение документации учебных заведений, национально-культурных центров и обработка статистических данных, результатов опытно-экспериментальной работы. Данные получили экспертную оценку.
В качестве теоретических методов использовались теоретический анализ источников по проблеме, а также методы: историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, педагогической интерпрета-
11 ции, моделирование. Они, с одной стороны, дополняли друг друга, с другой -выступали в качестве взаимопроверяющих.
Этап ы_. исследования. Исследование проводилось в течении 5 лет {1995 - 2000 гг.) и включало в себя три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1995-1996) изучались и анализировались теоретические отечественные и зарубежные источники, существующий практический опыт использования проектной деятельности в учебном процессе.
На втором этапе (1996-1998) разработана структурно функциональная модель этнокультурных проектных технологий и выполнялась программа её реализации в учебном процессе.
На третьем этапе (1998-2000) осуществлялись анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы и общих результатов исследования. Проводилось литературное оформление диссертации, в том числе научно-практических рекомендаций.
Исследование проводилось на базе высших и средних учебных заведений Западно-Казахстанского региона Республики Казахстан.
Опытно-экспериментальным исследованием охвачено 392 человека -студенты, учащиеся, сотрудники учреждений культуры. Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы Московского государственного университета культуры и искусств «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации продолжена разработка концептуального подхода к этнокультурному проектированию как инструменту профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях многонациональной Республики Казахстан.
Показано, что этнокультурное проектирование развивается и совершенствуется в рамках культурологии, относится к типу педагогических технологий и вместе с тем опирается на научные результаты этнопедагогики, истории и теории народной художественной культуры, этнопсихологии и других наук. За счет своеобразного сочетания и интеграции этих научных данных. Проектирование обретает определенную национальную самобытность, свойство, присущее только ему.
Выявлены и обоснованны характерные черты этнокультурного образовательного компонента, органично сочетающего педагогические знания, умения и навыки с особенностями психологического склада, языка, национального характера, национального самосознания, обычаев и традиций, религии каждого народа.
Разработана структурно-логическая модель проектных технологий, используемых в процессе этнокультурного образования специалистов художественно-творческого профиля, включающая категориальный аппарат этих технологий, в первую очередь их объект, предмет, цели, задачи, принципы, функции, методы, а также теоретические закономерности, источники, понятия и термины.
Выявлены факторы и условия дальнейшего совершенствования проектных технологий в системе этнокультурного образования будущих специалистов на базе действующих учебных планов, за счет включения в них ряда этноориентированных учебных дисциплин, освоение системы знаний о научных основах национальной культуры, приобретения умений и навыков творческого использования богатейшего социально-культурного и педагогического опыта народа, ценностного отношения к его духовной культуре.
Изложены рекомендации по внедрению материалов исследования в систему этнокультурного образования школьной и студенческой молодежи.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет представления об особенностях технологий этнокультурного проектирования как подсистемы культурологического образования, показывает пути и возможности ее применения не только в отношении студентов гуманитарных вузов, но и в других группах потенциальных пользователей - учителей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исследование способствует раскрытию специфических аспектов этнокультурных образовательных технологий, обусловленных ростом интересов и потребностей населения в изучении национального уклада жизни, традиции, быта, культуры своего народа.
Положения, выносимые на защиту;
Проектная деятельность в этнокультурном образовании представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое базируется на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Этнокультурный образовательный компонент рассматривается как необходимый структурный элемент профессиональной подготовки специалистов.
Основополагающим признаком эффективного проектирования в процессе этнокультурного образования является такое содержание авторских учебных проектов, в котором наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Вместе с тем этнокультурное проектирование призвано обеспечить условие для активного включения будущего специалиста в равноправный диалог с инокультурным, иноязычным окружением, а также для его эффективного включения в международные, в частности евразийские, информационные, образовательные, профессиональные, социокультурные системы.
3.Развитие этнокультурного образования специалистов социально-культурной сферы предусматривает создание необходимых условий для их активного приобщения к процессам национального возрождения духовной культуры народов Республики Казахстан и, в первую очередь, казахского народа. Решение этой задачи неизбежно сопровождается сменой образователь- ной парадигмы, обогащением содержания, переходом от традиционного обучения к альтернативным технологиям и авторским школам.
4.Эффективность использования проектной деятельности в этнокультурном образовании определяется не только развитием ее содержательной части, но и совершенствованием ее процессуальной части - технологического процента, включающего в себя организацию разработки и реализации учебных проектов, методы и формы освоения этнокультурного материала студентами, методы и формы работы педагогов, их деятельности по управлению проектами, диагностику и экспертную оценку этнокультурных образовательных проектов и программ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации диссертации создают реальную возможность для оптимизации процесса реализации этнокультурных образовательных интересов национальных групп, что будет способствовать сохранению стабильности, утверждению казахстанского патриотизма.
Практическая значимость характеризуется также прикладной направленностью предпринятого исследования, теоретические положения которого ориентированы на решение проблемы дальнейшего совершенствования проектных технологий в сфере актуального этнокультурного образования специалистов, координация решения отдельных дидактических и воспитательных задач в учебно-образовательном процессе вуза, технологии отдельных видов деятельности педагогов и студентов.
Реализация результатов исследования способствует становлению вуза культуры и искусств как важного центра этнокультурного образования, их превращению в открытые социокультурные и информационные системы, гибко адаптирующиеся к изменениям ситуации, готовые к инновациям и органически воспринимающие новые элементы в своей структуре.
Основные выводы исследования использовались при разработке предложений для внесения в региональные целевые комплексные образовательные программы.
Разработанные автором учебные программы «Этнокультурное проектирование», а также «Этнопедагогика и этнопсихология» (в соавторстве) внедрены в учебно-воспитательный процесс Западно-Казахстанского государственного университета, где диссертантка прочитала курс лекций и провела практические занятия. На базе университета соискатель вела постоянно действующий семинар по теме диссертационного исследования.
Положения и результаты диссертационного исследования легли в основу статей, докладов и тезисов общим объемом более пяти печатных листов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, положений и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходной позиции, междисциплинарным подходом к решению проблемы совершенствования проектной деятельности в сфере этнокультурного образования, применением комплекса психолого-педагогических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, анализам эмпирического материала, результатами экспериментальной работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы, приложений.
Характеристика понятийного аппарата исследования
Исходя из содержащейся во введении формулировки предмета исследования, представляется целесообразным рассмотреть ряд использованных в ней основных терминов. Такая необходимость связана с тем, что, во-первых, каждый их этих терминов в научной литературе трактуется различными авторами по-разному, а во-вторых, в контексте нашего исследования данные термины совершенно естественно приобретают особую специфику.
Одним из ключевых понятий, к которому, прежде всего, обращается практически все авторы диссертационных работ, является теоретико-методологические основы предпринятого ими исследования, характеристика самого предмета самого предмета теории и методологии изучения исследуемой проблемы.
Формулируя подход, в рамках которого могут быть изучены теоретико-методологические основы использования проектной деятельности в этнокультурном образовании, необходимо, с одной стороны, охарактеризовать структуру и функции методологии, а с другой - выделить реальные направления ее изменений в контексте развития этнокультурного проектирования.
Методология (от слова «метод» и греческого «логос» - слово, понятие, учение) традиционно рассматривается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. К вопросам методологии исследования обращается каждый изучающий проблему социальной работы и социальной педагогики, социально-культурной и куль-турно-досуговой деятельности. Ни один автор значительных научных работ не обходится без характеристики теоретико-методологических основ, на которых строится его поиск и трактуются полученные данные. К сожалению, большинство исследователей ограничиваются лишь упоминанием об исходных функциях методологии.
Поэтому к числу наиболее важных проблем теории и практики этнокультурного проектирования необходимо отнести уточнения ее методологии категориального аппарата основных понятий теории. Это связанно с тем, что в настоящее время и теоретики, и практики не всегда могут ответить на вопрос, что значит методологическое обеспечение проектной деятельности в такой сфере, как этнокультурное образование, как методологический подход необходим для того, чтобы выстроить педагогическую модель этнокультурного проектирования, адекватную современным условиям.
Многие авторы сходятся во мнении, что методология - ключевое понятие любой теории, в том числе и теории социальной работы. Однако, здесь имеет место широкий спектр оттенков, в которых соседствуют подчас взаимоисключающие точки зрения. Одни из авторов считают методологией только философскую проблематику, в то время как другие методологией называют все, что прежде относили к методике, к процедуре исследования [ 41 ].
Методология любой науки зарождается и развивается вместе с возникновением и развитием самой науки. В этом смысле некоторые авторы правомерно определяют методологию как обоснование научного исследования, которое опирается на фундаментальные и общенаучные идеи, методы и границы и обеспечивают взаимосвязь различных аспектов научного познания.
В контексте нашего исследования особую актуальность приобретают определения методологии социально-культурной деятельности, выдвигавшиеся различными авторами в различные периоды. В начале 1970-х годов А.В. Сасыхов и Ю.А, Стрельцов в своем учебнике «Основы клубоведения» следующим образом характеризовали понятие методологии: «Методология как теория познания науки включает в себя совокупность элементов, необходимых для плодотворного исследования определенной области действительности. Это - учение о предмете науки, месте ее в ряду других наук, принципах, категориях; о методах, приемах и правилах исследовательской процедуры» [172.C.6].
В учебнике «Клубоведение» вышедшем в 1980 году вновь развивается тезис о том, что специфика методологии определяется специфика предмета науки: «Клубоведения как наука формирует свою, частную методологию, которая позволяет правильно вести исследования в данной области, исходя из специфики своего объекта и своего предмета» [ 89,с. 11 ].
Аналогичные взгляды на соотношение теории и методологии в исследованиях социальных и педагогических проблем высказывались В.Е. Триоди ным, М.Н. Скаткиным, Н.А. Паршиковым, В.М. Полонски и другими авторами [207], [199], [ 149], [ 157].
Существенным в этих высказываниях является то, что методология научной теории (а в нашем случае таковой является теория проектной деятельности), обязательно включает в свою структуру три компонента: общенаучную, общефилософскую методологию; методологию интегративной науки о сущности проектной деятельности как одного из видов учебного процесса, объединяющей несколько специальных, генетически близких научных дисциплин; собственно методологию использования проектных технологий в этнокультурном образовании студенческой молодежи.
Особого внимания заслуживает рассмотрение присутствующего в предмете исследования термина «технологии» и, в частности - «проектные технологии».
Образовательное пространство как дидактическая база проектирования
Национальная культура определяется как система материальных и духовных ценностей, созданных представителями этнической общности и отражающих её специфику и своеобразие.
Культура этноса - это силовое поле, защитный механизм от ассимиляции, растворения. Это также его код, отличительный признак. Это и средство коммуникации, общения с другими этносами. Общечеловеческие ценности, которые всегда выступают в «одежде» этнической культуры, этнос находит в своей культуры и, обмениваясь ими, сообщается с другими.
Анализ обширной педагогической, культурологической, философской, социологической литературы позволяет сформулировать общие дефиниции. Образование мы трактуем как процесс передачи обществом знания, умения, ценности и культурного наследия от одного индивидуума, поколения и сообщества другим. Воспитание рассматриваем как процесс формирования и совершенствования личностного, социально-культурного и духовного мира человека. Этнокультурную образованность студентов мы трактуем как освоение и активное применение взрослеющей личности традиционного культурного наследия и достижений мировой цивилизации сохраняя и развивая при этом свою этническую и идентичность и восприятия общегосударственных ценностей.
Термин «Этнокультурное образование», используется нами как категориальное построение понятия «реализация этнокультурных интересов в сфере образования», К тому же мы включаем в его содержание тесно взаимосвязанное «Этнокультурное воспитание - этнокультурное просвещение - этнокультурное образование». Для удобства обозначения данной триады в качестве понятийного конструктора мы взяли её третью часть - «Этнокультурное образование». В целом под термином «Этнокультурное образование» мы понимаем систему обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку в культуре одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Системой образования мы называем совокупность специализированных учреждений, осуществляющих функции обучения и воспитания на основе базисного плана и других учебных программ и общеобязательных стандартов.
Образовательная политика, на наш взгляд, представляет совокупность стратегии (концепции) и законодательных организаторских управленческих и иных действий органов власти, общественных организаций и политических партий в области образования. Государственную политику в сфере образования определяют как деятельность государства для достижения глобальных, общегосударственных и иных целей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в подготовке кадров.
Взятый в Республике Казахстан курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности, недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку означает, что государство берет на себя ответственность за соблюдение международных норм и стандартов, действующих в области прав человека и этнических меньшинств. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждения казахстанского патриотизма, консолидацию этнических групп на основе общезначимых ценностей.
Необходимым условием его реализации становятся разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей, этносоциальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты. Составной частью этой политики была и остается концепция реализаций этнокультурных интересов населения в области образования. За короткий период становления независимости Республики Казахстан сделано много нового и прогрессивного в сфере образования. Открываются гимназии, медресе, лицеи, колледжи, академии, негосударственные учебные заведения, пересматриваются программы и планы обучения, создаются новые учебники и пособия. Усиливается внимание к гуманитарным предметам. В систему высшего и среднего образования возвращаются народные традиции и обычаи.
Образование несет в себе универсальность, по сути дела общечеловеческую миссию, и цель его - воспитание «гражданина мира», как частицы единого целого — человечества, и это правильно. Но столь же очевидно, что оно должно сохранить, возрождать и передавать национальные, духовные, нравственные принципы каждого народа и народности. Цель высшей и средней общеобразовательной школы - воспитание у каждого молодого человека национального самосознания и памяти.
Условия реализации проблемно-целевого подхода к проектированию
Отраслевой и территориальный срезы культурного бытия составляют социально-культурную сферу, которая определяет важнейшей и непосредственной областью проектной деятельности.
Инфраструктурный уровень понимание культуры предполагает ее видение с точки зрения комплекса организации, учреждений и институтов, обеспечивающих производство, сохранение и распространение культурных ценностей, то есть комплекса, представляющего материализованную возможность культурной деятельности, средства и условий создания традиций, норм, ценностей, идей, их основание, хранение, трансляции.
Традиционно этот уровень рассматривался чуть ли не единственным, особенно в методологии и технологии региональной культурной политики. Сегодня его ресурсы во многом исчерпаны как в силу значительного ухудшения материальной базы культуры (и отсутствия перспектив ее улучшения в обозримом будущем), так и в связи с новым ведением возможностей, функций и задач инфраструктуры в контексте целевой ориентации федеральных и региональных культурных программ.
Культурная инфраструктура представлена конкретной номенклатурой предприятия, учреждения и организаций. Поэтому здесь возможные нормативы, подлежащие планированию и соответствующему проектному обеспечению. Проектирование в сфере развития инфраструктуры осуществляется по двум направлениям:
- совершенствование и переориентация деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики; - создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов - музеев, национально-культурных центров).
Учитывая то, что культурная инфраструктура - это важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, в качестве критериев определения нормативов ее развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения; а также меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения.
Проектные решения в сфере развития инфраструктуры (как самостоятельные, так и в рамках культурной программы) могут включать:
- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;
- инициирование и поддержку учреждений, способствующих снятию социальной напряженности (политклубов, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров); , ,: ir
-создание специализированных центров местной культуры (народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок);
-реставрацию нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов (в том числе и путем привлечения населения к достройке и дооборудовании помещений и территорий, пригодных для создания различного рода культурно-досуговых центров).
Стратегическая цель этих проектных мероприятий - обеспечить реальных доступ к культурным ценностям всем социальным группам и категориям населения, стимулировать многообразие субъектов культурной жизни, сделать реальностью альтернативность социально-культурных программ. В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по отношению к инфраструктуре можно рассматривать развитие индустрии досуга, что требует специальных проектных решений и соответствующих мероприятий (в частности, насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг; строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров; создание условий для качественной организации культурного досуга на различных уровнях: квартира - жилой дом - двор - район - город, что в итоге даст каждому жителю возможность широкого выбора форм, видов и содержания проведения свободного времени в зависимости от интересов, физического состояния, материальных возможностей).
На всех уровнях проектирования развития культурной инфраструктуры основными целями является: создание условий, стимулирующих культурную деятельность индивидов, социальных категорий и групп населения; проведение культурной инфраструктуры в нормативное и функционально-содержательное соответствие тем новым задачам, которые возникают сегодня с наиболее острыми социальными и личностными проблемами. От способности учреждений культуры и досуга хотя бы частично решить эти проблемы зависит социальное самочувствие человека, его «оседлость». Развитие инфраструктуры в данном случае выступает в качестве условия и средства совершенствования социально-культурной жизни.
Для решения сугубо прикладных задач социально-культурного проектирования мы вводим еще один уровень - территориальный. На данном уровне конкретный регион (территория) рассматривается как многоуровневая среда существования и развития культуры и одновременно как объект культурной политики и проектирования.