Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование" Кайсина, Анна Владимировна

Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки
<
Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кайсина, Анна Владимировна. Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кайсина Анна Владимировна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина].- Санкт-Петербург, 2011.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1203

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы разработки технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению: подготовки «Педагогическое образование» 11

1.1. Мультимедиа технологии в формировании профессиональных, компетенций бакалавра по направлению подготовки .«Педагогическое образование» 11

1.2. Уточнение понятия учебное мультимедиа средство 21

1.3 Компоненты учебного мультимедиа-средства 28

1.3.1 Различные типы данных 28

1.3.1.1 Текст 28

1.3.1.2 Графика 30

1.3.1.3 Звук 35

1.3.1.4 Видео 37

1.3.2. Программное и аппаратное обеспечение мультимедиа 40

1.3.2.1 Аппаратное обеспечение мультимедиа 40

1.3.2.2 Программное обеспечение 46

1.3.2.3 Протоколы передачи мультимедиа. 56

1.3.3 Интерактивность 57

1.4 Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием учебных мультимедиа средств 63

Выводы по первой главе 71

Глава 2. Технология создания мультимедиа средства учебного назначения 73

2.1. Этапы создания мультимедиа средства учебного назначения. Построение базовой модели УМС 73

2.2. Отбор содержания элементов модели УМС 92

2.3 Сравнение программных пакетов для создания учебных мультимедиа средств 111

2.3.1. Microsoft PowerPoint 113

2.3.2. Macromedia Flash MX 117

2.3.3. Программное обеспечение для интерактивных досок фирмы Promethean 120

2.4 Реализация учебного мультимедийного средства 127

Выводы по второй главе 145

Глава 3. Статистическая обработка результатов формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в области создания учебных мультимедиа средств на основе предложенной базовой модели и технологии создания 148

3.1 Общая характеристика опытно-экспериментального исследования 148

3.2 Подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» к созданию учебных мультимедиа средств — состояние и проблемы 152

3.3 Отбор содержания фрагмента курса «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовании» с помощью факторного анализа 156

3.4 Проверка гипотезы на основе критериев статистической оценки различий 160

Заключение 167

Литература 168

Введение к работе

Актуальность исследования. Информатизация школьного образования на сегодняшний день предоставляет учителю широкие возможности по созданию и модернизации существующих компьютерных средств обучения.

До недавнего времени разработкой подобных средств занимались лишь специальные группы разработчиков, в которые входили программисты, дизайнеры, психологи и др. Появление в последние годы автоматизированных комплексных программ (авторских систем) позволяет педагогу с начальной подготовкой в области информационных технологий самостоятельно разрабатывать компьютерные учебные средства. Среди множества подобных средств одно из ведущих мест занимают мультимедиа средства.

Подготовка учителя в рамках стандартов нового поколения предполагает решение актуальной задачи формирования общекультурных и профессиональных компетенций в области создания учебных мультимедиа средств.

Программа информатизации образования, Единый квалификационный справочник, определяющий квалификационные характеристики должностей работников образования, нормативные акты, решения, принятые федеральными и региональными органами власти по вопросам информатизации образования, требуют от современного педагога умений использовать различные средства информатизации для создания учебных мультимедиа средств.

Данной проблеме посвящено множество публикаций, но подавляющее большинство исследователей занимаются решением проблемы использования уже разработанных мультимедиа средств и технологий обучения (И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова, А.В. Тумалев, Т.А. Бабенко, Н.С. Анисимова, О.В. Шлыкова, Г.М. Шампанер, Т.Г. Пискунова, С.С. Кравцов, Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк, М.В. Утенин, Л.Г. Паршина и др.), а вопросам технологии создания учебных мультимедиа средств посвящены работы небольшого количества авторов (А.В. Осин, Д.Л. Кречман, А.И. Пушков и др.).

Таким образом, возникает противоречие между расширением спектра аппаратных и программных средств предоставляемых учителю для поддержки процесса обучения, и отсутствием универсальной технологии их использования для создания учебных мультимедиа средств.

Динамично развивающаяся информационная образовательная среда и необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Цель исследования: разработать технологию использования мультимедиа для создания интерактивных средств обучения бакалаврами по направлению подготовки «Педагогическое образование» в условиях динамично меняющейся информационной образовательной среды.

Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в области создания мультимедиа средств учебного назначения.

Предмет исследования: технология создания учебного мультимедиа средства, основанная на реализации базовой модели учебного мультимедиа средства.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в области создания учебных мультимедиа средств в условиях быстро меняющейся информационной образовательной среды будет успешнее, если спроектирована базовая модель учебного мультимедиа средства, обладающая свойствами программной, платформенной и предметно-содержательной независимости, и разработана универсальная технология создания учебного мультимедиа средства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

    1. Обосновать необходимость обучения бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» созданию учебных мультимедиа средств.

    2. Проанализировать программное и аппаратное обеспечение, предназначенное для создания мультимедийного учебного средства.

    3. Построить базовую модель учебного мультимедиа средства, обладающую свойствами программной, платформенной и предметно-содержательной независимости.

    4. Спроектировать этапы создания учебного мультимедиа средства с использованием программного обеспечения, обладающего различными функциональными возможностями.

    5. Реализовать разработанную модель программными средствами, относящимися к различным авторским системам.

    Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ трудов по педагогике и психологии, методике обучения информатике, касающихся вопросов по теме исследования; анализ обобщенного и собственного педагогического опыта преподавания курсов информатики и информационных технологий для будущих учителей; педагогическое наблюдение; эмпирические методы (беседа, анкетирование, наблюдение); методы статистической обработки данных исследования.

    Теоретико-методологической основой исследования являются: работы дидактов, психологов и методистов (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, Д.А. Леонтьев, И.Я. Лернер, Р.М. Микельсон, О.А. Нильсон, М.П. Пальянов, Т.С. Панфилова, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, В.А. Усова, Г.И. Щукина и др.), в которых раскрываются различные аспекты проблемы организации деятельности учащихся, ее содержания и активизации; работы в области методики обучения информатике (А.П. Ершов, Т.А. Бороненко, Н.В. Макарова, И.В. Симонова, М.В. Швецкий и др.), освещающие вопросы использования информационных технологий для создания средств обучения информатике; работы в области информатизации образования и использования информационных технологий в учебном процессе (С.А. Бешенков, В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев, А.П. Ершова, И.Г. Захарова, Ю.А. Шафрин, С.В. Симонович, И.В. Роберт, И.Б. Готская и др.); работы, в которых рассматриваются теоретические основы мультимедиа и различные вопросы создания мультимедиа средств обучения (В.Б. Попов, О.В. Шлыкова, О.Г. Смолянинова, А.В. Осин, М.Б. Алексеева, С.Н. Балан, Д.Л. Кречман, В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев, А.И. Пушков, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков и др.).

    Научная новизна исследования состоит в том, что:

    разработана новая базовая модель учебного мультимедиа средства, обладающая свойствами программной, платформенной и предметно-содержательной независимости;

    впервые предложена универсальная технология создания учебного мультимедиа средства, определяющая этапы существования разработанной модели.

    Теоретическая значимость исследования заключается:

    в уточнении понятия «мультимедиа» с позиции системного подхода включением элементов: разнородные типы данных, вычислительная система, интерактивность;

    уточненное понятие «учебное мультимедиа средство» с выявлением сущностных связей между понятием «средство обучения» и понятием «мультимедиа» вносит вклад в теорию профессионального педагогического образования в условиях динамично развивающейся информационной образовательной среды;

    в обосновании содержания понятия учебного мультимедиа средства как взаимосвязанной совокупности компонентов мультимедиа, обладающей дидактическими функциями компенсаторности, интегративности, информативности и инструментальности.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке: учебной программы дисциплины «Информационные технологии в образовании»; учебно-методических пособий по созданию мультимедиа средств обучения с использованием программного обеспечения Macromedia Flash MX, интерактивных досок фирм Hitachi, ActivStudio, InterWrite, в основу построения содержания которых положена предложенная модель учебного мультимедиа средства и технология его создания; образовательной программы повышения квалификации педагогов «Создание мультимедиа средств обучения с использованием интерактивной доски» и соответствующего учебного ресурса дистанционного обучения для работников системы образования по теме «Использование интерактивной доски в процессе обучения».

    Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме; полнотой рассмотрения объекта и предмета исследования на теоретическом и практическом уровнях, адекватностью выбора методов исследования его целям и задачам (метод экспертных оценок, моделирование, обобщение); итогами педагогического эксперимента, результаты которого проанализированы с применением методов математической статистики.

    Экспериментальной базой исследования являлось АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», региональная система общего образования Ленинградской области.

    Основные этапы и организация исследования.

    На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, а также изучались вопросы создания учебных мультимедиа средств различными программными средствами. Рассмотрены методы и подходы к обучению будущих бакалавров созданию учебных мультимедиа средств, сформирован список свойств учебного мультимедиа средства, обнаружены нереализованные возможности создания мультимедиа средств. Выявлено отсутствие технологии создания учебных мультимедиа средств, независящей от вычислительной системы.

    На втором этапе (2006-2008 гг.) была раскрыта сущность проблемы создания интерактивных учебных мультимедиа средств при появлении новых программных и аппаратных средств, выдвинута гипотеза, намечена программа решения проблемы, проведен поисковый этап педагогического эксперимента.

    На третьем этапе (2008-2011 гг.) исследования был сформирован подход к созданию мультимедиа средств обучения, разработана модель учебного мультимедиа средства и технология его создания, проведен формирующий эксперимент. Выполнено обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования.

    На защиту выносится:

      1. Базовая модель учебного мультимедиа средства, компонентами которой являются содержательный и технологический модули, каждый из которых содержит основные элементы (блок справочно-энциклопедического учебного материала, блок электронного конспекта, блок контрольных тестовых материалов, технология создания и изменения объектов УМС, технология управления объектами УМС, технология управления средой) и дополнительные элементы (программные тренажёры и интерактивные объекты реального масштаба времени), что обуславливает свойства программной, платформенной и предметно-содержательной независимости модели.

      2. Технология создания учебного мультимедиа средства, представляющая собой совокупность этапов, независящая ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, включающая проектирование базовой модели учебного мультимедиа средства, построение учебного мультимедиа средства и его реализацию. Разработанная технология позволяет педагогу самостоятельно осваивать новые программные и аппаратные средства для обучения конкретным учебным дисциплинам.

      Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялась через публикации и выступления:

      на международной научной конференции «Информатизация образования в XXI веке» (Волгоградский государственный педагогический университет, 2008 г.);

      на международных научно-практических конференциях по проблемам информатики и вычислительной математики «Царскосельские чтения», (ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008-2011 гг.);

      на семинаре преподавателей центров информационных технологий Ленинградской области, (ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009 г.);

      на региональной научно-практической конференции «Молодые ученые Ленинградской области – 2010», (ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010 г.).

      Теоретические положения обсуждались на научно-методическом семинаре «Информационные технологии в образовании» кафедры информатики и вычислительной математики ЛГУ им. А.С. Пушкина (2007-2011 гг.).

      В ходе экспериментальной работы на кафедре информатики и вычислительной математики ЛГУ им. А.С. Пушкина при проведении занятий по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» у студентов, обучающихся по направлениям: естественно-научное образование, физико-математическое, филологическое и др.

      Структура построения диссертации и логика ее изложения отражает последовательность решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 136 наименований, в том числе 3 на иностранном языке, и 11 приложений. Основной текст диссертации представлен на 170 страницах, иллюстрирован 18 рисунками и 18 таблицами.

      Мультимедиа технологии в формировании профессиональных, компетенций бакалавра по направлению подготовки .«Педагогическое образование»

      В связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишнем лет, прошедших с момента возникновения школы современного типа [83, с. 23]. Общество, в котором образованность становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые требования к учебным заведениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Способы усвоения учебного материала и подачи его педагогами претерпевают значительные перемены, что отчасти является результатом нового понимания процесса обучения, а от части — результатом появления, внедрения и использования новых информационных технологий.

      Правительством Российской Федерации утверждены проекты и программы в сфере образования, направленные на развитие образовательных систем в условиях информатизации общества. Перечислим основные из них: в Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Целью программы является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования». Одним же из результатов реализации данной программы является увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий, в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом1.

      Национальный проект, «Образование», в который вошло направление «Внедрение современных образовательных технологий», основными мероприятиями которого являются разработка и- размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка, в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием2.

      Модель «Российское образование 2020». В разработанной модели «Российское образование — 2020» заложены четыре принципиальных направления развития: доступность качественного образования для любого жителя страны и его непрерывность, ориентация системы образования на инновационное развитие экономики, ее открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ3.

      Реализация данных проектов невозможна без подготовки педагогов, способных в максимально короткий срок адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, новым информационным технологиям и системам коммуникаций, которые проникли и стали неотъемлемой составляющей любой современной профессии. Поэтому основным приоритетом развития современного вузовского образования сегодня становится его личностно-ориентированная

      1 Паспорт Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

      2 Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование», утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21 декабря 2005 г.).

      3 Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (приложение к письму от 8 мая 2008 г. № 03-946). направленность. Это учитывает разрабатываемая в настоящее время концепция общепедагогической подготовки студентов (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, В.Е. Шиялов), включающая идеи фундаментализации, гуманизации и индивидуализации [6, с. 47]. Теория гуманизации образования, положенная в основу этой концепции, позволяет выделить основные компоненты профессиональных требований к современному учителю: ролевой компонент, т.е. качественные характеристики; учителя (знания умения, навыки), и личностный компонент, включающий в себя личностно-профессиональную позицию, гуманистическую- направленность, систему ценностных ориентации и убеждений, а также новое педагогическое мышление [6, с. 222].

      Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности каждого учителя является его базовая профессиональная подготовка, которая закладывается во время его обучениям вузе.

      Российское государство особое внимание уделяет сейчас качеству материально-технического, методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Поэтому актуальной проблемой является разработка методической системы формирования общекультурных и профессиональных компетенций по использованию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных компьютерных технологий. Именно они являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образовательных услуг [37, с. 56], а одной из целей подготовки является формирование у будущих учителей профессиональных компетенций в области создания и использования средств информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.

      Существует множество определений понятий «компетенция» и «компетентность». Рассмотрим некоторые из них.

      В словаре русского языка СИ. Ожегова определения раскрыты следующим образом:

      Компетенция — 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав. Компетентность — качество человека, обладающего всесторонними-знаниями в какой-либо области, и мнение которого поэтому является веским, авторитетным [85, с. 268]

      Термин «компетенция» (от лат. compete — добиваюсь, соответствую, подхожу), означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом [59; с.89]:

      По мнению А.В. Хуторского и В.В. Краевского, компетенция — это некоторое отчуждение, заранее заданное требование к образовательной подготовке ученика, необходимое для качественной продуктивной деятельности. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенгщей, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности.

      А.М. Новиков дает следующее определение: компетенция — это субъективный компонент человеческой культуры: знания, умения инавыки. Компетентность, кроме технологической подготовки, подразумевает целый ряд компонентов: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, качества мышления: гибкость, абстрактное, системное и экспериментальное мышление, коммуникативные качества.

      По мнению И.А. Зимней, компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений); которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельных проявлениях [46, с. 45].

      В рамках диссертационного исследования остановимся на определении компетенции, приведенном в проектах стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Существует большое количество классификаций компетенций, при этом можно остановиться, на двух группах компетенций — общие (ключевые, базовые) и профессиональные.

      Более подробно нас интересует содержание профессиональных компетенций будущего учителя, так как на сегодняшний день выпускнику направления «педагогическое образование» предстоит работать, в условиях непрерывной модернизации системы образования, что требует от него высокого уровня владения своей профессией [37, с. 56].

      Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием учебных мультимедиа средств

      Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни,. потребовали обеспечения обучения! нового качества. В связи; с этим; наметились самые разные подходы к повышению качества; подготовки учащихся:

      Идея .интерактивности является одной; из инновационных идей дидактических систем, наряду с идеями опоры,, укрупнения блоков, использования диаметральных объектов, перспективы, погружения и интеграции учебных знаний. Перечисленные идеи-нововведения были предложены в конце 80-х начале 90-х гг. XX века учителями-новаторами. Появились новые педагогические системы, разработанные отечественными педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш.А. Амонашвили, М.А. Балабаном, В:С. Библером, В.В: Давыдовым, И.Ф: Гончаровым; Н.П. Гузиком, В.А. Краевским, А.В. Хуторским и другими. Основное содержание новшества заключается не столько в репродукции известных человеческих знаний в новую личность, сколько в создании этой личностью собственных знаний и опыта, которые в итоге являются общекультурным приращением [59, с.310].

      Вернемся к идеи интерактивности, которая заключается в переходе от информационной ориентации к интерактивной, в которой пользователю отводится все более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения . индивидуальных результатов.

      Авторы идеи стремились создать, с одной стороны, дидактические условия преодоления давно наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться, с другой стороны, развития познавательных мотивов и интересов, то есть активизации деятельности.

      Деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [135, с. 95]. Деятельность главная характеристика человека. По мнению A.M. Новикова, феномен деятельности в педагогике конкретизируется в процессе обучения в следующем:

      1. Деятельность учащегося связана с деятельностью других людей. В учебной деятельности происходит освоение других ВИДОВ , человеческой деятельности— познавательной, практической, ценностно-ориентировочной, эстетической и другими:

      2. Учебная деятельностьсубъекта направлена «на себя»; наюсвоение нового опыта в виде знаний, умений и навыков учеником.

      3. Учебная деятельность всегда инновационна.

      4. Цели учебной деятельности чаще всего задаются извне — учебным планом, программой, стандартом, педагогом и т. д.

      5. Влияние на учебную деятельность возрастных особенностей.

      6. В ходе развития обучающийся последовательно осваивает способы деятельности, свойственные организационным типам культур, сформировавшимся в филогенезе в процессе общественно-исторического развития человечества.

      Учебная деятельность необходима человечеству, без нее не возможна передача опыта от поколения к поколению [131, с 15]. В учебном процессе совершается систематическое и последовательное формирование личностных качеств учащихся, которые подводят его к активной позиции в учебной деятельности.

      Активизация — это процесс, направленный на усиленную, совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипичных форм преподавания и учения (Г.И. Щукина). При этом речь идет не о «принуждении» к активности, а о «побуждении» к ней; то есть необходимо создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при понимании обучения как личностно опосредованного процесса взаимодействия преподавателя и учеников, направленного на достижение цели. Такое понимание проблемы обусловило появление понятия «активное обучение», которое в настоящее время является одним из основных требований всех современных теорий обучения. Оно подразумевает, что обучаемый интенсивно вовлекается в процесс обучения не как пассивный слушатель, а как субъект, способный все больше контролировать процесс обучения и собственную учебную деятельность.

      Несмотря на распространенное оперирование в педагогической теории и практике термином «активность», педагогами он трактуется по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие- считают активность результатом деятельности, третьи утверждают что активность — более широкое понятие, чем деятельность и т.д.

      На наш взгляд наиболее ярко черты активности выражены в определении Г.И. Щукиной. Активность, как личностное образование, выражает особое состояние ученика и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в живом процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности).

      Психолого-педагогическими исследованиями зафиксированы различные уровни активности. Применительно к учащимся выделяют три таких уровня [131, с. 89]:

      1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности и отношение ученика к деятельности накапливается через опыт другого. Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это происходит на.основе репродуктивно-подражательной активности. В подражательной активности объективно заложены большие возможности развития личности школьника.

      2. Поисково-исполнительская активность. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать решение. Отношение к деятельности формируется через самостоятельный поиск решения задачи, поставленной учителем. 3. Творческая активность. Она предполагает приобретение школьником опыта деятельности через самостоятельную постановку задачи и поиск путей ее решения.

      Систематические основы активного обучения были заложены на рубеже 70-х годов XX века исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению (В. Оконь, A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). В работах A.M. Матюшкина обоснована необходимость включения проблемных методов во все виды и звенья учебной работы учащихся. Примером такого включения может служить метод целесообразно подобранных задач. Заметим, что этому методу обучения в последнее время в различных областях педагогики (например, в методике обучения математике, физике и т.д.) уделяется большое внимание.

      Побуждение учащихся к интеллектуальной активности в процессе обучения прежде всего связано с умением педагога поставить перед учениками задачу и научить решать ее с максимальным эффектом. Вся длинная и сложная цепь обучения по существу своему состоит из последовательной цепи все время усложняющихся задач [131, с. 59]. Активная познавательная деятельность направлена на разрешение этих задач и овладение такими способами и средствами, при помощи которых эти задачи могут быть решены рационально и творчески, с инициативой, самостоятельностью и активностью ученика.

      Поэтому обязательной задачей педагога являются поиск, создание и развитие средств умственной активности.

      Одним из средств активизации учебной деятельности в настоящее время считаются учебные мультимедиа средства различных уровней интерактивности.

      Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности, как организовывать совместную работу в группе. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

      Программное обеспечение для интерактивных досок фирмы Promethean

      Интерактивная доска — это устройство, позволяющее преподавателю, лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

      На сегодняшний день лидерами в области интерактивных досок отечественного рынка новых средств обучения являются следующие компании производители: Hitachi, InterWrite, Promethean.

      Программное обеспечение для досок перечисленных фирм практически идентично, в связи с этим остановимся только на одном из них — программном обеспечении фирмы Promethean.

      Программное обеспечение ACTJVstudio создано специально для проведения презентаций и использования интерактивной доски в учебном процессе. Оно было разработано для использования с системой ACTIVboard и пером ACTIVpen.

      ACTIVstudio содержит множество функций, которые позволяют создавать и проводить презентации, добавлять в материалы специальные эффекты, выделять ключевые моменты, добавлять пометки и указатели, включающие дополнительную информацию или комментарии для аудитории, а также многие другие возможности.

      Основным понятием при работе с данной программой является:

      Флипчарт - это рабочая область, где можно- создавать и демонстрировать материалы. В ACTIVstudio можно открывать несколько флипчартов одновременно. Каждый флипчарт открывается отдельном окне, которое можно развернуть во весь экран или изменить по размеру и аккуратно расположить мозаикой. Строка заголовка активного флипчарта отображается синим цветом. Флипчарт может содержать сколько угодно страниц.

      Элементы управления программы ActivStudio включают: строку заголовка, строку меню, полосы прокрутки, строку состояния; панели инструментов.

      На странице флипчарта можно выполнять следующие действия:

      - внедрять фоновые изображения;

      - добавлять примечания и вносить пояснительные пометки;

      - создавать рисунки или использовать рисунки из большой библиотеки ресурсов;

      - импортировать изображения из внешних приложений;

      - добавлять гиперссылки;

      - делать снимки изображения и вставлять их во флипчарт или буфер обмена;

      - воспроизводить фильмы и игры.

      ACTIVstudio позволяет добавлять текст на страницы флипчарта. Панель инструментов редактирования и форматирования текста позволяет выполнять следующие действия:

      символа:

      - изменение гарнитуры;

      - изменение кегля;

      - изменение цвета шрифта и фона;

      абзаца:

      - применение нумерованного и маркированного списков, с различными типами маркеров;

      - назначение верхнего и нижнего индексов;

      - выравнивание (положение) на странице;

      - интервалы абзаца.

      Данное программное обеспечение содержит инструмент распознавания, который позволяет при письме и рисовании преобразовывать рукописные пометки в фигуры или текст. Инструмент распознавания позволяет импортировать рукописный текст и фигуры не только в ACTIVstudio, но и в других приложениях, например в MS Word. Единственное ограничение — в настоящее время программа распознает только англоязычные буквы.

      Возможности работы с графическими, звуковыми и видео-объектами в данной программе аналогичны возможностям программного обеспечения MS PowerPoint. Пользователю предоставляется возможность внедрения (импорта) готовых растровых, векторных изображений, звуковых и видео объектов на слайд.

      При установке программного обеспечения ActivStudio загружается библиотека ресурсов. Ресурсы, содержащиеся в общей библиотеке ресурсов, классифицированы по типу. Выделены следующие типы: коллекции, сетки, текст, линии, звуки, страницы флипчартов, примечания и указатели, веб-ссылки, фоны, изображения, фигуры, пометки, телеграфные ленты, видео, операции.

      Для создания единого учебного мультимедиа средства при помощи программного обеспечения ActivStudio предусмотрено создание различных типов гиперссылок и некоторых элементов управления анимацией.

      Дл создания активной среды обучения в рассматриваемом пакете используются настройки свойств и действий объекта. В зависимости от вида объекта (страница, файл, объект) предлагаются различные действия. Перечислим основные из возможных действий: воспроизведение звука по событию, переход на другую страницу, вставка объекта на страницу, открытие примечаний, управление текстовыми полями, поворот объекта на заданный угол.

      Вся работа по созданию мультимедиа средств в среде ActivStudio происходит путем редактирования файла в формате .flp. Программа предлагает следующие варианты экспорта флипчарта:

      - MS PowerPoint (.ppt). Во-первых, экспорт каждой страницы как изображения при этом все объекты встраиваются на страницу и экспортируются в MS PowerPoint в качестве одного изображения. Во-вторых экспортировать объекты на страницу, в данном варианте все объекты экспортируются отдельно, чтобы их можно было выбрать в готовом файле MS PowerPoint и работать с ними.

      - MS Word (.doc). При экспорте флипчарта в MS Word все его страницы отображаются как изображения в документе MS Word.

      Формат переносимых документов (.pdf).

      HTML.

      Флэш (.swf). При экспорте флипчарта в качестве флэш-файла действия объектов флипчарта будут исключены.

      ActivStudio использует следующий метод авторской метафоры: кадр. Отметим, что многие элементы интерфейса рассмотренных пакетов для создания мультимедиа средств очень похожи (таблица 2.3.1).

      Несмотря на аналогичные принципы организации работы, возможности создания мультимедиа средств учебного назначения у рассматриваемых пакетов разные. В соответствии с этим каждый из них целесообразно использовать для решения определенного класса дидактических задач.

      Microsoft PowerPoint

      Объективным фактором для широкого внедрения мультимедиа средств обучения в учебный процесс, является наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией мультимедиа средств. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint, а мультимедиа продуктом — презентация.

      Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сценарий для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Эффекты анимации, присутствующие в программе, придают тексту подвижность, добавляют рисунки и другие элементы на слайды. Кроме того, они позволяют направлять внимание аудитории, выделять важные моменты, осуществлять переход между слайдами и максимизировать пространство слайда с помощью добавления и удаления элементов. При правильном использовании эффекты анимации привносят элемент вкуса, остроты и неожиданности.

      Но при этом дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание учащегося к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

      Проверка гипотезы на основе критериев статистической оценки различий

      Как уже говорилось выше в 3.1, задачей формирующего этапа педагогического эксперимента является проверка выдвинутой в диссертационном исследовании гипотезы.

      G целью профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в области создания мультимедиа средств обучения автором диссертационного исследования разработана технология создания УМС и его модель.

      В соответствии с выдвинутой гипотезой задачу формирующего эксперимента можно уточнить следующим образом: определить, повысился ли уровень профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в области создания мультимедиа средств обучения при использовании в процессе обучения технологии создания УМС и модели мультимедиа средства, разработанной в 2.1. Важным представляется наличие способов проверки эффективности использованной модели обучения, которые позволяют сформулировать выводы о достоверности полученных в исследовании результатов.

      Для этого выделим экспериментальную и контрольную группы студентов. Различие эффектов педагогического воздействия будет обосновано, если эти две группы, первоначально совпадающие по своим характеристикам, различаются после реализации педагогических воздействий. Для этого проведем два сравнения и покажем, что при первом сравнении (до начала педагогического эксперимента) характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадали, а при втором (после проведения эксперимента) — различались.

      Группу (42 человека), которая обучается по традиционной методике, назовем контрольной, а вторую группу, при обучении которой использовался обобщенный подход с использованием разработанной технологии создания УСМ и его модели, назовем экспериментальной (40 человек). Необходимо установить, какая из методик позволяет лучше сформировать у учащихся профессиональные компетенции в области создания мультимедиа средств учебного назначения.

      С целью проверки эффективности применения предложенной в диссертационном исследовании технологии создания УМС и его модели проводились два контрольных среза, первый из которых был выполнен перед проведением эксперимента, а второй - после эксперимента. Для получения срезов были проведены две контрольные работы (см. Приложение 10). В каждую работу вошли восемь однотипных заданий, каждое из которых позволит оценить уровень профессиональной- подготовки студента в области создания мультимедиа средств по определенным показателям.

      Охарактеризуем качественно решение задач.

      Решение первой задачи позволяло оценить уровень профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» в области сравнительного анализа программных средств, предназначенных для создания мультимедиа средств, умения правильно выбирать программное средство в соответствии с решаемой дидактической задачей. За эту задачу максимально выставлялось 6 баллов, в случае правильного развернутого ответа на все вопросы.

      Выбор задачи два обусловлен тем, что в ней исследовалось умение самостоятельно выделить в задаче систему дидактических подзадач и обосновать выбор того или иного элемента, объекта управления программного средства для их решения. В случае правильного ответа за задачу выставлялось 4 балла.

      Во второй контрольной работе в первой и второй задачах были заменены лишь файлы, подлежащие анализу, формулировка заданий не изменялась.

      В третьей задаче оценивались профессиональные компетенции в области структурирования учебных мультимедиа средств. Максимальный балл за задачу - 6 баллов при выполнении всех требований.

      Выбор четвертой задачи связан с тем, что в ней рассматривалась профессиональная подготовка будущих учителей, связанная с отбором и оформлением содержания мультимедиа средства. Максимальный балл за задачу - 8 баллов.

      Анализ решения шестой задачи позволит оценить уровень владения профессиональной компетенцией бакалавра по направлению-«Педагогическое образование» по работе в глобальной сети Интернет.

      Задания шесть и семь были включены в контрольную работу с целью выявления профессиональных умений будущих учителей по- созданию интерактивных объектов третьего уровня-интерактивности.

      Решение восьмой задачи позволил оценить профессиональную подготовку в области знания различных форматов мультимедиа и умения записи файлов на оптический диск.

      В свою очередь общий балл (оценка) за все задачи, позволяет оценить общекультурные и профессиональные компетенции будущего учителя в соответствии со стандартом высшего профессионального образования, а именно:

      1. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятеьности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК 4);

      2. Готов использовать основные методы, способы и средств получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

      3. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

      4. Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие при этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК 12);

      5. Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

      6. Способен использовать возможности образовательной среды, в том; числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

      7. Способен разрабатывать; и;реализовывать культурно-просветительские: программы для различных категорий населения, в. том числе с использованием современных, информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8).

      Разница между заданиями 3 — 8 контрольной работы Г и контрольной работы 2 заключалась лишь в том, что в первой работу студенты могли выбрать программное средство самостоятельно, а во второй им предлагалась работа с — GTCO Col Сотр InterWrite. Баллы, выставляемые за решения задач контрольных работ одинаковы, а вот шкала перевода оценок во второй работе отличается от первой занижением оценок.

      Результаты, полученные 82 студентами по пятибалльной шкале, были занесены в файл itog_l.xls, в котором с помощью функции анализа данных были вычислены дисперсия и среднее арифметическое (таблица 314.1).

      Определение достоверности совпадений и различий характеристик сравниваемых выборок для экспериментальных данных: выполним с помощью критерия Крамера-Уэлча. Для этого вычислим Тэмпир — эмпирическое значение критерия по формуле

      Похожие диссертации на Разработка технологии создания учебных мультимедиа средств для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование"