Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Склярова Татьяна Владимировна

Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
<
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Склярова Татьяна Владимировна. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Склярова Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 432 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-13/99

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении как предмет научного исследования 21

1.1 Проблема исследования конфессиональной ориентации подготовки социальных педагогов в современной системе педагогического образования ...21

1.2 Представления о воспитании в работах русских религиозных

мыслителей 51

1.3 Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах 80

1.4 Методология исследования профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении 104

Глава II. Концепция построения профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении 136

2.1 Православная педагогическая антропология как основа православной ориентации профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном вузе 136

2.2 Сущность и структура профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении 166

2.3 Принципы построения профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении 198

2.4 Личностная характеристика и профессиональная компетентность православного социального педагога 229

Глава III. Содержание и методика профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении 246

3.1 Содержание и методика профессиональной подготовки православных социальных педагогов в учебной деятельности 246

3.2 Содержание и методика организации педагогической практики в процессе профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов 307

3.3 Анализ опыта профессиональной подготовки социальных педагогов в

конфессионально-ориентированной высшей школе Германии 334

3.4 Условия эффективности профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных

заведениях 351

Заключение 372

Список литературы 387

Введение к работе

Актуальность исследования.

Становление системы профессионального социально-педагогического

образования в России происходит параллельно с обновлением российского общества характеризуемым, в том числе, и новой трактовкой принципа свободы совести, который реализуется и в системе' педагогического образования в негосударственных вузах, учрежденных религиозными объединениями. В настоящее время такие учебные заведения получают государственные лицензии: на ведение образовательной деятельности, осуществив* процедуру аккредитации, они= обеспечивают своим выпускникам образование в соответствии^ государственным-стандартом.

Профессиональная подготовка? социальных педагогов, в негосударственных вузах,, учреждённых религиозными- организациями в России*—принципиально новое явление: Содержание: педагогического образования, представленное В:А.Сластениным как совокупность, систематизированных знаний, умений и навыков,, взглядов, убеждений; определяющих способность, педагога к эффективному решению учебно-воспитательных задач, оказывается востребованным; новым-типом^ образования; в: связи: с тем, что» обеспечивает формирование специалиста в процессе профессиональной подготовки.

В работах 0;А.Абдуллиной, Г.И;Аксёновой; С.И; Архангельского, А.А.Вербицкого, И.А.Зязюна; Н;В-Кузьминой, Ю:Н:Кулюткина, М:М:Левиной-А.И.Пискунова выявлены, закономерности формирования личности и профессионализма специалиста в, системе непрерывного педагогического образования. Акмеологические: подходы к; профессиональному развитию личности разработаны в трудах О.С.Анисимова, А.А.Бодалёва'., А.А.Деркача; О.В.Москаленко и др;

Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов

исследуются в различных аспектах.

Теоретико-методологические аспекты^ профессиональной, подготовки социальных педагогов в России нашли отражение в исследованиях

. 5

А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, В.М.Басовой, С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, М. А. Галагузовой, Ю.Н.Галагузовой, Л. Г. Гусляковой, В.И.Загвязинского, И.А.Зимней, Н.Ю.Клименко, А.Г.Корниловой, И.А Липского, Л.В.Мардахаева, В.А.Никитина, Т.А.Ромм, В.А.Сластёнина, Н.Б.Шмелёвой, Г.Н.Штиновой, Г.Н.Филонова, М. В. Фирсова, Т.Ф.Яркиной.

Особенности профессиональной деятельности социальных педагогов раскрываются в трудах А.Б.Белинской, Л. А. Беляевой, Б. 3-. Вульфова, И. А. Зимней, А. В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, Л. Я. Олиференко, Т.С.Просветовой, В.С.Торохтий, М.В.Шакуровой, П.А.Шептенко.

Проблемы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности социальных педагогов за рубежом отражены в работах К. Отте, М. Пэйн, Ф. Прюса, Ш. Рамон, С. Шардлоу и др.

Правовым аспектам развития теологического образования в Европе и России посвящены исследования И.В.Понкина.

Содержание, формы и методы подготовки социальных педагогов в высших и
средних учебных заведениях нашли отражение в исследованиях Л. Я.
Витебского, В. Ш. Масленниковой, Т. Б. Пигаловой, Л. И. Родиной, И.П.
Клемантович, P.M. Куличенко, Е.Н.Сорочинской, М. Ф. Черкасовой,

Т.Т.Щелиной.

В исследованиях Н.Г.Арзамасцевой, А.М.Зайцева, В.Н.Запорожец,

С.А.Макаренко, Л.Д.Мариничевой, А.Н.Неустроевой, Д.Я.Ойхер,

Л.И.Родиной, Ж.В.Садовниковой, В.Л.Симонович выявлены

особенности подготовки социальных педагогов к различным аспектам работы в современной социально-образовательной ситуации, таким как профилактика алкогольной зависимости среди подростков, социально-педагогическая деятельность в амбулаторной наркологической службе, работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях, с жертвами религиозных сект и др.

Между тем в имеющихся исследованиях практически не затронуты проблемы нового феномена российской педагогической действительности -профессиональной подготовки социальных педагогов в» конфессионально-

ориентированных вузах. Это сдерживает реализацию воспитательных возможностей религиозных организаций, ограничивает их возможный вклад в преодоление многих негативных тенденций и в оздоровление социально-психологического климата как внутри конфессии, так и в обществе. Восстановление религиозного уклада жизни в конфессиях, отдельных семьях и различных общественных объединениях обуславливает потребность в специалистах, обладающих социально-педагогической и конфессиональной компетентностью.

К настоящему времени в этой сфере возник ряд противоречий:

- между достигнутым в педагогической науке уровнем знаний о сущности,
структуре и функциях педагогического образования и реализацией этих знаний
в подготовке конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

между потребностью высшей школы в вариативных моделях профессиональной подготовки педагогов и неразработанностью содержания и методики профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов.

между накопленным в педагогическом образовании фондом научных знаний о профессиональном становлении социальных педагогов и отсутствием методологических ориентиров для подготовки социальных педагогов, учитывающей влияние религиозного фактора на процесс воспитания в семье и общине;

между сформулированными в отечественной религиозно-философской мысли идеями о воспитании и неразработанностью механизма использования наследия российской культурно-образовательной традиции в процессе профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

между субъективностью религиозного мировосприятия верующих студентов и объективным характером профессиональной работы православного социального педагога, в которой используется религиозный потенциал личности специалиста.

С учётом потребности в разрешении указанных противоречий был сделан
выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим
образом: каковы инвариантные и специфические характеристики содержания
и структуры профессиональной подготовки конфессионально-

ориентированных социальных педагогов, принципы построения и условия её эффективности? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

Предмет исследования — принципы, содержание и структура профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

Ведущая идея исследования: профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении отражает единство и взаимосвязь педагогического и элементов теологического образования.

Задачи исследования:

  1. Разработать совокупность положений, раскрывающих теоретико-методологические основания исследования профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях.

  2. Проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние воззрений на социальное, семейное и религиозное воспитание в отечественной религиозно-философской мысли и в православной вероучительной традиции.

  3. Осуществить моделирование процесса профессиональной- подготовки православных социальных педагогов, формирующего профессиональную и конфессиональную готовности к педагогической деятельности.

  4. Разработать и реализовать содержание и методику профессиональной подготовки социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

5. Обосновать необходимость введения курса православной педагогической антропологии для интеграции в социально-педагогическое высшее образование элементов теологического знания.

7. Определить и подтвердить опытным путём педагогические условия

эффективности профессиональной подготовки социальных педагогов в

конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что

эффективность профессиональной подготовки социальных педагогов в

конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении может быть

существенно повышена, если:

в её основу положены принципы, обеспечивающие целостность процесса профессионального становления специалиста и отражающие особенности социально-педагогической деятельности в религиозных конфессиях;

специфика педагогического образования в конфессионально-ориентированном вузе учитывает образ мировосприятия субъектов образовательного процесса, наличие у них религиозности, включает религиозную духовность в профессиональную культуру педагога, формируя индивидуальный стиль профессиональной деятельности;

разработка содержания и методики профессиональной подготовки социальных педагогов нацелена на формирование профессиональной и конфессиональной готовности социального педагога к работе в религиозной общине;

личностная и функциональная готовность православного социального педагога к работе в религиозной общине представляет собой совокупность нравственно-психологической, теоретической и технологической компетенций.

Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира и общих законов развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; современные идеи диалектики общего, особенного и единичного в становлении и развитии личности специалиста в системе высшего профессионального

образования; о целостности образовательного процесса, его гуманистических и культурологических функциях, об аксиологической, субъектной и индивидуально-творческой обусловленности профессиональных компонентов культуры.

Теоретическая основа исследования:

- современные подходы к созданию теоретической и технологической базы
педагогического образования (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский,
Е.П.Белозерцев, Б.М.Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, С.К.Бондырева,
А.А.Вербицкий, С.Г.Вершловский, М.Я.Виленский, Д.В.Колесов,
В.В.Краевский, Е.А.Леванова, М.М.Левина, Н.Е.Мажар, В.Д.Путилин,
В.А.Ситаров, В.А.Сластёнин, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова, И.Г.Шамсутдинова,
Е.Н.Шиянов и др.);

- концепции интеграции академической и практической парадигм
социально-педагогического и психолого-педагогического образования
(Г.С.Абрамова, С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, И.В.Дубровина,
Е.А.Климов, И.А.Липский, Л.В.Мардахаев, В.А.Никитин, Р.В.Овчарова,
А.В.Петровский, Л.В.Романюк, А.Б.Серых, В.А.Сластёнин, Е.И.Холостова и

др-);

- компетентностный подход к изучению проблем профессионального
становления специалиста в вузе (В.И.Байденко, Ю.В.Варданян, И.А.Зимняя,
Ю.В.Койнова, Д.В. Лифинцев, С.Б.Серякова, А.М.Новиков, Л.А.Петровская,
П.И.Третьяков, В.Д. Шадриков и др.);

- акмеологический подход в исследовании развития личности специалиста
(О.С.Анисимов, А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, А.В.Гагарин, А.В. Кириченко,
Н.В.Кузьмина, В.Н.Маркин, О.В.Москаленко, В.В.Петрусинский, А.А.Реан,
Е.В.Селезнева, Ю.В.Синягин, Н.В.Соловьёва);

методология историко-педагогических исследований (В.Г.Безрогов, Л.Н.Беленчук, А.Н.Джуринский, С.Ф.Егоров, Б.Г.Корнетов, М.Г.Плохова и др.)

- фундаментальные и прикладные исследования ценностной проблематики
и педагогической аксиологии (Е.И.Артамонова, Л.П.Буева, Б.С.Гершунский,

И.Ф.Исаев, А.Г.Здравомыслов, Н.И.Непомнящая, Н.Д.Никандров, арх. Платон (Игумнов), З.И.Равкин, В.А.Сластёнин, Г.В.Чижакова, Е.Н.Шиянов и др.);

концепции социализации личности и социального воспитания
отечественных ученых (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева,
Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, В.С.Мухина,
Л.И.Новикова, А.В.Петровский, М.М.Плоткин, В.В.Полукаров,

Н.Л.Селиванова, В.Д.Семёнов, М.В. Шакурова, СТ. Шацкий);

- фундаментальные исследования духовных основ воспитания в
российской культурной традиции (С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.В. Киреевский,
Д.С.Лихачёв, А.Ф.Лосев, B.C. Соловьёв, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, А.С.
Хомяков);

- исследования теории и практики религиозного образования и воспитания
(В.А.Беляева, Л.П.Гладких, С.Ю.Дивногорцева, Ф.Н.Козырев, В.М.Меньшиков,
И.В.Метлик, Н.Д.Никандров, Т.И.Петракова, И.В.Соловцова, Л.А.Харисова,
Е.В. Шестун);

- работы по христианской психологии и антропологии" (Б.С.Братусь,
Ф.Е.Василюк, М.Я.Дворецкая, Ю.М.Зенько, М.Н.Миронова, Б.В.Ничипоров,
Т.А.Флоренская, С.А.Чурсанов, Л.Ф.Шеховцова);

- работы по социологии религии (В.И. Гараджа, С.Д.Лебедев,
И.П.Рязанцев).

В целом исследование выстроено в русле разрабатываемой на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета теоретической концепции профессионального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности педагога в процессе осуществления им профессионально-ориентированной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались теоретические методы исследования (моделирование, сравнительно-сопоставительный, междисциплинарный анализ); опытно-

экспериментальная работа; обсервационные методы (прямое, включённое, косвенное наблюдение); диагностические методы (интервьюирование, анализ документов, оценивание-рейтинг); праксиметрические (изучение и обобщение педагогического опыта и продуктов деятельности, научных отчётов преподавателей и студентов).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Исследованием были охвачены студенты педагогического факультета, обучающиеся по специальности 031300 Социальная педагогика. В лонгитюдном исследовании участвовали преподаватели психолого-педагогических дисциплин и студенты Воронежской, Калужской, Московской, Перервинской, Самарской, Тобольской православных духовных семинарий, семинарии евангельских христиан г. Москвы. В исследовании принимали участие слушатели курсов Воронежского, Калужского и Магаданского областных институтов повышения квалификации работников образования, обучающиеся по программе «История и культура Православия». Сравнительно-педагогическим опытно-экспериментальным исследованием были охвачены высшие профессиональные школы подготовки социальных педагогов и социальных работников в Германии - Высшие Евангелические Школы гг.Дармштадта, Ганновера, Берлина и Теологический Университет г.Фриденсау. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие около двух тысяч человек.

Личное участие соискателя состояло в разработке основных идей и положений по исследуемой проблеме; в руководстве проведением опытно-экспериментальной работы и в непосредственном участии в ней в качестве преподавателя психолого-педагогических дисциплин, зав. кафедрой социальной педагогики, руководителя и исполнителя проекта в области фундаментальных исследований по педагогике «Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов» (Грант РГНФ 2006-2008 гг.); научного руководителя исследовательской и волонтёрской деятельности студентов и аспирантов Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета, в работе в качестве официального рецензента Федерального экспертного совета Министерства образования и науки РФ по дополнительному образованию (2003-2005 гг.), в рабочей группе «Изучение истории и культуры религии (православия) в системе образования» Министерства образования и науки РФ (2006, 2007гг.), а также в работе в качестве советника руководителя Московской епархиальной комиссии по благотворительности и милосердному служению. Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:

I этап (1992-1995) был посвящен изучению проблем религиозного воспитания
(на примере православного воспитания) в истории и современной российской
теории и практике образования; влияния религиозного воспитания на процесс
социализации воспитанников православных учебно-воспитательных заведений.

II этап (1996-2000) — теоретический анализ научных трудов, освещающих
процесс профессиональной подготовки специалистов в контексте православной
культуры и педагогического опыта. Проектирование и конструирование
инновационной системы профессиональной подготовки конфессионально-
ориентированных социальных педагогов.

Ш этап (2001-2005) - экспериментальная апробация инновационной системы профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов, систематизация и обобщение результатов исследования, их апробация и внедрение.

IV этап (2006-2008) - систематизация теоретических выводов и рекомендаций, публикация результатов исследования в реферируемых журналах ВАК, подготовка и издание монографий, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

Научная новизна исследования: - в контексте исследования выявлены представления о воспитании, имплицитно присущие русской религиозно-философской мысли, установлены взаимосвязь и взаимовлияние воззрений на социальное, семейное и религиозное воспитание в православной вероучительной традиции;

спроектирована и научно обоснована структурно-функциональная модель профессионально-личностного становления и развития православных социальных педагогов, формирования их общенаучной, профессиональной и конфессиональной готовности к педагогической деятельности;

сформулированы принципы и разработано содержание профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

созданы методики профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов;

определены педагогические условия эффективности системы

профессиональной подготовки социальных педагогов в православном высшем учебном заведении.

Теоретическая значимость исследования:

разработана целостная концепция, раскрывающая сущностные

характеристики, принципы, содержание и методику профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении;

определена цель деятельности социального педагога в религиозной общине, выделены соответствующие ей задачи и сформулированы функции, определяющие совокупность методов и технологий его профессиональной деятельности;

структура профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов представлена как единство гуманитарно-мировоззренческого, психолого-педагогического, социо-гуманитарного, культурологического и естественно-научного модулей;

определены общие и специфические принципы организации профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении;

сформулированы базовые положения православной педагогической антропологии как основы конфессиональной подготовки социальных педагогов в православном высшем учебном заведении;

- разработаны педагогические технологии использования духовного потенциала
традиционных религиозных конфессий в профессиональной подготовке
социальных педагогов (на примере православия);

- установлены и обоснованы педагогические условия эффективности
профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессиональном
высшем учебном заведении.

Практическая значимость исследования:

сформулированные на его основе теоретические положения и выводы могут быть использованы в научных исследованиях проблем высшего профессионального образования;

они используются при разработке программ, нормативных и специальных курсов и спецсеминаров, учебных и профессионально-производственных практик, в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов;

учебные пособия, монографии, учебные программы и методические материалы, подготовленные соискателем по материалам диссертации, внедряются в практику социально-педагогической подготовки студентов православных и протестантских духовных семинарий;

предложенная в исследовании структура православной педагогической антропологии находит применение в процессе открытия новых педагогических специализаций, связанных с использованием в образовании религиозных традиций, в разработке элективных учебных курсов для педагогических специальностей в вузах, в проведении экспертизы инновационных социально-педагогических проектов, разрабатываемых в рамках различных конфессий.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, реализующих философско-антропологический, системный, интегративный ресурсный, акмеологический, аксиологический и личностный подходы, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, сопоставлением её данных с массовым опытом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-
ориентированных высших учебных заведениях детерминирована
изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями
развития российского общества, значимыми для системы высшего
педагогического образования, а также принципами, отражающими
конфессиональную специфику социально-педагогической деятельности в
религиозных общинах.

  1. Специфика педагогического образования в конфессионально-ориентированном вузе обусловлена свободным и осознанным выбором студентами религиозной духовности в структуре профессиональной педагогической культуры. Она предполагает формирование у студентов определённых религиозных знаний высокого уровня обобщённости.

  2. Профессиональная подготовка конфессионально-ориентированных социальных педагогов строится как единство и взаимосвязь педагогического и элементов теологического образования в процессе осуществления религиозного воспитания; её системность и целостность обеспечиваются реализацией образовательной программы профессиональной подготовки педагогов в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Социальная педагогика».

4. Конфессиональная специфика профессиональной подготовки к социально-
педагогической деятельности в религиозных общинах обеспечивается
включением в образовательную программу в рамках регионального и
вузовского компонентов блока дисциплин из ГОС ВПО по специальности
«Теология», а также организацией процесса религиозного воспитания
студентов. Профессиональная подготовка конфессионально-ориентированных
социальных педагогов опирается на идеи о воспитании, имплицитно присущие
русской религиозно-философской мысли, которые нашли педагогическое
воплощение в концепции богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковского.
Идеи и антропологические представления П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова,
И.В.Киреевского, В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка

обусловили построение В.В.Зеньковским педагогической концепции православия об интеграции воспитательного воздействия семьи, церкви и религиозной школы.

5. Профессиональная подготовка конфессионально-ориентированных
социальных педагогов обусловлена спецификой социально-педагогической
деятельности в религиозных общинах. Основными задачами социального
педагога в православной общине являются: взаимодействие с различными
категориями верующих граждан, религиозное образование, воспитание,
социализация членов общины и их социально-психологическая поддержка. Эти
задачи определяют функции социального педагога в общине: организаторскую,
посредническую, предупредительно-профилактическую, охранно-защитную,
диагностическую, эвристическую, прогностическую, коррекционно-
реабилитационую, социально-каритативную (милосердную), воспитательную и
миссионерско-катехизаторскую.

6. Непротиворечивость и взаимосвязь педагогического и элементов
теологического образования обеспечиваются введением в профессиональную
образовательную программу дисциплины «Православная педагогическая
антропология», в которой раскрываются антропологические представления
православия о человеческой личности и её характеристиках; психолого-
педагогическая антропология как учение о физической, психической и
духовной жизни человека; структура религиозных ценностных ориентации,
убеждений и веры в мировоззрении педагога; требования к специфической
организации воспитательного взаимодействия в семье, религиозной школе и
общине.

7. Структура профессиональной подготовки конфессионально-
ориентированных социальных педагогов в системе высшего педагогического
образования является единством общего и особенного. Общие компоненты
раскрывают идеи взаимосвязи человека с человеком, обществом, культурой и
природой и реализуются по схеме: человек-человек (психолого-педагогический
модуль), человек-общество (социо-гуманитарный модуль), человек-культура

(культурологический модуль), человек-природа (естественно-научный модуль). Особенным в конфессионально-ориентированном педагогическом образовании является изучение взаимосвязи человека с миром и Богом, реализуемое по схеме человек-мировоззрение (гуманитарно-мировоззренческий модуль).

  1. Критерием эффективности профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов является формирование профессиональной готовности специалиста к социально-педагогической деятельности в религиозной общине, представляющей собой синтез нравственно-психологической, теоретической, технологической' и конфессиональной готовностей, отражённых в качествах личности будущего специалиста, сформированных в процессе обучения теоретических знаниях и выработанных профессиональных умениях.

  2. Конфессиональная компетентность социального педагога есть совокупность его способности, готовности и подготовленности осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие человека с использованием знаний религиозно-философских проблем бытия человека в современной цивилизации. Конфессиональная компетентность православного социального педагога выражается во владении разнообразными приемами и методами религиозного воспитания, учитывающими его взаимосвязь и взаимообусловленность с семейным воспитанием, и реализуется в способности, готовности и подготовленности к созданию воспитывающей среды с использованием потенциала православной культуры.

10. Эффективность профессиональной подготовки социальных педагогов в
конфессионально-ориентированном вузе определяется соединением в учебном
процессе традиций российского высшего педагогического образования и
отечественного православного духовного образования, что проявляется в
реализации трёх групп условий. Организационно-педагогические условия
эффективности заключаются в том, что уровень высшего педагогического
образования обеспечивается полной реализацией Государственного

образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика»; реализация специфики православного духовного образования обеспечивается преподаванием дисциплин вероучительного характера, составляющих содержательное ядро стандарта «Теология (православная)» и созданием воспитательной системы факультета, нацеленной на религиозное и социальное воспитание студентов.

К функционально-содержательным условиям эффективности относятся:
отражение в содержании профессионального образования православных
социальных педагогов запросов социальной практики; аутентичное изучение
светского, православного и иноконфессионального материала, предполагающее
использование соответствующих методик преподавания для каждого
названного блока дисциплин; непротиворечивость психолого-педагогической
подготовки социальных педагогов и православной антропологической модели;
введение в учебный процесс православной педагогической антропологии в
качестве дисциплины, логически соединяющей педагогическое и элементы
теологического образования будущих социальных педагогов; опора на диалог
как основу профессиональной подготовки православных социальных педагогов
и базис их будущей профессиональной деятельности; проведение

педагогических экспедиций; сотрудничество факультета с базами проведения практики; организация социально-педагогической деятельности студентов в церковных приходах и общинах, членами которых они являются.

К субъективным условиям эффективности процесса профессиональной подготовки конфессионально-ориентированных социальных педагогов относятся: терминальный характер ценности религиозной веры у участников учебно-воспитательного процесса; позитивная ориентация учащихся и преподавателей в отношении религии в целом и положительная самоидентификация в отношении к православному христианству; наличие у студентов собственного опыта церковной жизни и участия в социальной жизнедеятельности православного прихода или общины.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи, результаты и выводы исследования нашли своё отражение в монографиях, учебных пособиях, методических рекомендациях, учебных программах, научных статьях и тезисах, а также в докладах и выступлениях на международных, всероссийских, межвузовских, региональных научных и научно-практических конференциях, научных семинарах и Рождественских чтениях в Москве (1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.); Вильнюсе (2006; 2007гг.); Воронеже (2004г.); Екатеринбурге (2006г.); Костроме (2006г.); Курске (2006, 2007, 2008гг.); Магадане (2005г.); Нижнем Новгороде (2004г.); Новосибирске (2006г.); Санкт-Петербурге (2004, 2005, 2006, 2007 гг.); Ульяновске (2005г.); Ханты-Мансийске (2004 г.); Чебоксарах (2006г.).

Ведущие положения исследования нашли применение в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (Православном Свято-Тихоновском Богословском институте - до 05. 2004 г.), где кафедра социальной педагогики, руководимая диссертантом, обеспечивает профессиональную подготовку социальных педагогов для православных образовательных и социальных учреждений. Результаты исследования представлялись в рамках церковных образовательных проектов постоянно действующего «Круглого стола по религиозному образованию и диаконии» Синодального Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Материалы исследования используются в обеспечении образовательного процесса Воронежской, Калужской, Московской, Перервинской, Самарской, Тобольской православных духовных семинарий, семинарии евангельских христиан г. Москвы (учебными пособиями диссертанта укомплектованы фонды библиотек соответствующих заведений).

Концепция профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении обсуждалась с руководством высших евангелических профессиональных школ социальной педагогики и социальной работы в гг. Дармштадте, Ганновере, Берлине и

Теологическом Университет г.Фриденсау (Германия), что позволило соотнести российский и германский опыты профессиональной подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности в христианских общинах.

Проблема исследования конфессиональной ориентации подготовки социальных педагогов в современной системе педагогического образования

Система высшего гуманитарного образования, к которому относится педагогическое образование, призвана сформировать у будущего профессионала целостное мировоззрение. «Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека , научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества» [410, с. 17]. Структура мировоззрения, представляющая собой комплексный взгляд на мир, содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, принятие определённых критериев добра и зла, что определяет понимание самого бытия человека и мира. Понимание смысла жизни может быть различным. Задача высшей школы — познакомить студентов с основными мировоззренческими концепциями и помочь в усвоении взглядов, представлений, принципов, направленных на выяснение отношения к миру, определение человеком своего места.,

Наиболее отчётливо проявляются проблемы формирования мировоззрения и выработки убеждений в системе высшего педагогического образования. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать педагог, является убеждение. Он обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. К.Д.Ушинский писал о том, что главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать только убеждением [442]. Педагог, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Одним из первых в отечественной литературе профессиографическое описание воспитателя дал В.Н.Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жён и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно учёные, способные к научению других...»[438, с. 130]. Приверженность истинному богословию являлась определяющей весь образ мировосприятия педагога.

Большое значение придавалось проблемам мировоззренческой подготовки будущих учителей в работах А. Дистервега и К.Д.Ушинского. Так, А.Дистервег писал: «Учитель нового времени прежде всего должен сам стоять на пути истинного развития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться против Лессингова "стремления к истине", руководиться любовью к человечеству, серьезно и честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогической деятельности, должен, наконец, вдумываться в природу человека, в искусство воспитания и обучения, в котором ведь и мастер всегда остается учеником. Ни к чему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и учителем. Он не должен быть политиком, человеком клуба и партий, у которого бушующие в груди страсти затмевают ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобы учитель имел право отстраняться от интересов "целого", быть равнодушным к ним. Сознавать свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только сам он не должен "браться за политику"»[123]. В приведённом перечне обязательных требований к личности учителя педагог-учёный называет взаимодополняющие друг друга характеристики. С одной стороны - учитель не может быть изолированным от социальных и политических проблем общества, с другой - он не имеет права находиться «внутри» кипящего котла, политики или социального реформирования. Вместе с этими характеристиками, учитель призван иметь чёткие мировоззренческие установки, проявляющиеся в форме убеждений.

По мысли К.Д.Ушинского, сочетание названных требований в профессиональной позиции учителя возможно в ситуации полноценного университетского образования педагогов, с одной стороны, и воспитания будущих учителей в духовной культуре религиозной традиции - с другой. В работе «Вопросы о народных школах» основоположник педагогического образования в России пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое, скорее всего, ведёт к сомнению в религии, а потом к безверию. Ожидать, чтобы учитель народной школы сам перешагнул за эту ступень и достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя. При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний.. .»[441, с.85].

Процессы обновления российского общества затронули и современную культуру, которая к этому времени, ранее других общественных институтов, отразила обращение к религиозным ценностям. Названая тенденция получает выражение в педагогических исследованиях следующим образом.

Православная педагогическая антропология как основа православной ориентации профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированном вузе

Основоположник отечественной школы педагогической антропологии К.Д.Ушинский в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выявил содержательно-эвристическое понимание педагогики. Практическая деятельность педагога в работе К.Д.Ушинского получила научное обоснование. Те науки, которые включены в осмысление педагогической деятельности, составляют содержание педагогической антропологии. Разработанная К.Д.Ушинским антрополого-педагогическая концепция повлияла на развитие педагогического знания и становление системы подготовки профессиональных педагогов.

В настоящее время педагогическая антропология занимает важное место в системе педагогического знания. При решении всех проблем целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги исходят из понимания природы ребенка. Поэтому содержание и структура антропологического фундамента педагогики являются важнейшим моментом дифференциации педагогических течений. Философия педагогики, как область знаний о теории и практике воспитательного воздействия является производной от общих представлений о мире и человеке, их взаимосвязи и взаимообусловленности. В связи с этим антропологические основания педагогики могут значительно отличаться в зависимости от понимания сущности и природы человека. «Так, например, в основе естественнонаучного течения всегда находится понимание человека, как части природы, как по преимуществу биологического существа. Опытническое течение берёт за основу руссоистско-толстовскую трактовку человека, как носителя изнутри разворачивающихся спонтанных сущностных сил. Социологическое течение природу человека считает почти целиком производной от общества, индивидуальное сознание от коллективного сознания. Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем, или же исходит из других догматов провинденциальной направленности»[55, с. 14].

В настоящее время педагогическая антропология исследует

взаимодействие и биологических, и социальных, и духовных факторов в структуре личности, их влияние на процесс воспитания и обучения личности, а также структуру педагогического воздействия и личностные качества педагога. Анализ основных работ по педагогической антропологии позволяет судить о приоритетных направлениях в развитии современного педагогического знания. Существенной особенностью построения курсов педагогической антропологии является рассмотрение в них особенностей духовной жизни человека и обращение к религиозному мировоззрению, как наличной связи между человеком и Высшим Разумом.

Так в книге Б.М.Бим-Бада «Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта» раскрываются основные положения философии И.Канта применительно к процессу воспитания не только детей, но и всего человечества. Рассуждения о религиозном воспитании и образовании детей И.Канта касаются в основном нравственного научения ребёнка и тренировки его совестливости. «Совестью называется Закон в нас. Совесть — это, собственно соизмерение наших поступков с этим законом. Совесть — представительница Бога, который занимает не только трон над нами, но и судейское кресло в нашем сердце. Служить Богу можно только, не восхваляя Его могущество и премудрость, а, исполняя Его законы, силу и мудрость которых необходимо постигнуть и следовать им. Чистая и пустая аллилуйщина, не соединенная с нравственностью, - опиум для совести, подушка, на которой можно беззаботно почивать»[56, с.46].

Антропологическое учение И.Канта отвечает на главный вопрос человеческого бытия «Что такое человек?», определяя направления решения трёх основополагающих вопросов человечества — что человек может знать, что он должен делать, к чему надо стремиться? Теоретико-познавательный вопрос «что я могу знать? как достижима истина?» является предметом метафизики и рассмотрен в «Критике чистого разума». Этическое учение отвечает на вопросы «что я должен делать? что есть добро?» и является предметом практической философии, рассмотренным в «Критике практического разума». Телеологическая проблема «каковы мои цели? Как они соотносятся с целями мира?» - суть предмета философии истории и философии религии и раскрыта в «Критике способности суждения». Развивая в рамках названных наук учение о человеке, И.Кант называет главной задачей педагогики помощь человеку «господствовать над своей чувственностью, ограничивать её, когда того требует долг, взрастить-воспитать в себе ответственность перед собой, семьей, человечеством. Не святость требуется от человека, а требовательность к себе. Нравственное умонастроение состоит в том, чтобы исполнять свой моральный долг безотносительно к каким либо расчётам на компенсацию»[56, с.32].

Таким образом, в работах И.Канта формулируются положения о нравственном воспитании ума человека, его чувств, воли и поведения. Основу антропологии И.Канта, которая по сути своей является антропологией нравственности, составляют метафизика, этика и философия.

В подготовленном Б.М.Бим-Бадом к изданию в 2002 году курсе лекций по педагогической антропологии нашли своё отражение идеи немецкого мыслителя, сама структура представленной в работе педагогической антропологии более выражает её философские основания. Автор пишет о таких феноменах человеческой жизни, как удовольствия и страдания. Впервые в постсоветское время поднимается проблема воспитательного значения страданий. «Важно подвести молодого человека к пониманию природы скорби, мук, страданий, чтобы он мог отличать в них то, что заслуживает отвращения, даже ненависти и презрения, от того, что требует терпения и преодоления, т.е. мужества»[55, с. 146].

Содержание и методика профессиональной подготовки православных социальных педагогов в учебной деятельности

Важнейшим документом, регламентирующим профессиональную подготовку по специальности 0313000 Социальная педагогика, является действующий Государственный образовательный стандарт 2005 года, на основании которого разрабатывается основная образовательная программа подготовки специалистов, включающая учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и педагогических практик. В связи с этим, в рамках научного исследования «Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов», проведённого под нашим руководством при финансовой поддержке РГНФ в 2005-08 годах (проект 06-06-00185а), был выделен и описан механизм влияния православного вероучения и культуры на формирование мировоззрения студентов в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в православном университете. В данном параграфе изложены результаты проведённого в сотрудничестве с СЮ. Дивногорцевой исследования возможностей преподавания теологических дисциплин в процессе реализации Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика». Нами была разработана профессиональная образовательная программа подготовки православных социальных педагогов, расширенная дисциплинами из ГОС ВПО по специальности «Теология», представляющими информацию о вероучении и культуре Православия, истории Церкви и религиозных учений. Названный блок дисциплин мы относим к предметам гуманитарно-мировоззренческого модуля в структуре конфессионально ориентированного педагогического образования. В главе второй данного исследования описана специфика педагогического образования в конфессионально-ориентированном вузе. Существенной особенностью такого образования является преподавание дисциплин гуманитарно мировоззреческого модуля, наряду с дисциплинами психолого-педагогического, социогуманитарного, культурологического и естественнонаучного модулей.

Дисциплины гуманитарно-мировоззренческой направленности в православном вузе являются фундаментом процесса конфессиональной ориентации профессиональной деятельности социальных педагогов, придающим ему целостность, а будущим педагогам определённое миропонимание. В процессе учебы студенты осваивают возможности использования традиций и опыта деятельности православной церкви в религиозном и социальном воспитании подрастающих поколений, формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности в отношении к ценностям Православия, что влияет на изменение степени религиозности в структуре профессиональной педагогической культуры.

В гуманитарно-мировоззренческом модуле изучаются пятнадцать дисциплин, которые составляют ядро традиционного богословского образования. Это такие дисциплины как - Введение в вероучение, Иконоведение, Введение в литургическое предание, Новый Завет, Ветхий Завет, Литургика, Церковно-славянский язык, Основное богословие, Нравственное богословие, Сравнительное богословие, История Церкви, История Русской православной церкви, Патрология, Религиоведение, Сектоведение.

Общепрофессиональная подготовка, развивающаяся в лучших традициях отечественного профессионально-педагогического образования, придает специфическую направленность системе профессиональной подготовки социальных педагогов в православно ориентированном вузе. Будучи системообразующим компонентом профессионально-педагогического образования, она преломляет через себя все виды подготовки педагогических кадров к выполнению основных профессиональных функций с акцентом на развитие обучающихся, способствование их духовно-нравственному возрастанию и социализации, формированию духовно-нравственной культуры личности, а также определяет профессионально-педагогическую направленность всего учебно-воспитательного процесса в вузе, ориентацию его на воспитание и развитие личности студента как активного субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Предметная подготовка раскрывает содержательную и операционально-технологическую специфику профессиональной деятельности специалиста определенной квалификации, подготовленного для реализации соответствующих видов профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа. Практика работы по освоению блока дисциплин предметной подготовки социальных педагогов в православном вузе позволила выявить его специфику в отличие от подготовки социальных педагогов в светских вузах. Она состоит в том, что педагогика и психология в предметном блоке специальности «Социальная педагогика» изучаются не просто как основы фундаментальных наук, преобразуемых в преподаваемый предмет, но и как практический «инструментарий» для обеспечения профессиональной деятельности в религиозной общине, православной семье или конфессиональной школе.

Целостность профессиональной подготовки социальных педагогов в нашей работе обусловлена принципами единства, дополнительности, преемственности и интеграции содержания учебных курсов религиозно-мировоззренческой направленности, психолого-педагогических дисциплин общепрофессионального и предметного блоков с дисциплинами социогуманитарного, культурологического и естественно-научного модулей. Дисциплины гуманитарно-мировоззренческой направленности в целом определяют доминанту православного образования, а психолого-педагогические дисциплины - доминанту профессионально - педагогического образования социального педагога. По замыслу разработчиков отечественного профессионально-педагогического образования психолого-педагогические дисциплины призваны обеспечить утверждение студентов в избранной профессии, способствовать активному самопознанию, выявлению и раскрытию творческих возможностей личности, вооружить будущего специалиста перспективными современными инновационными методами и технологиями профессиональной деятельности [408,с.225- 226]. В рамках конфессионально-ориентированного образования дисциплины гуманитарно-мировоззренческой направленности необходимы для формирования целостного (в контексте данного исследования православно ориентированного) мировоззрения, являющегося общим принципиальным осознанием сущности сотворенного Богом мира, человека и природы. Мировоззренческий модуль обеспечивает становление личностно-профессиональной позиции социального педагога, отражающей структуру человеческого мировоззрения, включающую в себя идею Творца мира и природы, а также взаимосвязь человека с Богом, другими людьми и с самим собой.

Похожие диссертации на Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях