Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Бодокия Евгения Михайловна

Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды")
<
Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бодокия Евгения Михайловна. Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Тольятти, 2002 207 c. РГБ ОД, 61:03-13/841-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТЖО-МЕТО ДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КОНСТРУКТОРОВ-МОДЕЛЬЕРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ

1.1. История костюма и способы его изготовления 12

1.2. Становление и современное состояние подготовки специалистов по изготовлению одежды в условиях начального и среднего профессионального образования 32

1.3. Социокультурные и психолого-педагогические условия подготовки конструкторов модельеров для индивидуальной деятельности 45

1.4. Моделирование процесса подготовки конструкторов-модельеров индивидуальной одежды 63

Выводы 72

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ ОДЕЖДЫ» И ЕГО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ

2.1. Профессиографическое определение диагностичных целей специальной дисциплины «Технология одежды» 74

2.2. Подбор оптимального содержания и выбор средств педагогической коммуникации для достижения поставленных целей 93

2.3. Разработка технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса 105

2.4. Опытно-экспериментальная апробация технологии подготовки конструкторов-модельеров 123

Выводы 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 149

ПРИЛОЖЕНИЯ 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена процессами качественного изменения в современных условиях параметров социального производства и отдельного человека. В результате изменения требований к специалистам со стороны работодателей должна меняться и деятельность учебных заведений в области повышения качества знаний выпускников. В связи с развитием высокотехнологичного производства, что требует от будущих специалистов опережающего уровня профессиональной компетенции. В процессе модернизации Российского образования на период до 2010 года предусматривается определяющее развитие начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время качество знаний выпускников профессиональных образовательных учреждений не в полной мере соответствует современным требованиям: у них практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости. В прежней системе государственного распределения подобные умения и навыки, такие характеристики менталитета личности не были востребованы. Но сегодня в условиях рыночной экономики конкурентоспособность специалиста связана с непрерывным самообразованием на протяжении всей профессиональной карьеры.

Кроме того, актуальность исследования проблемы обусловлена рядом существующих недостатков в системе профессионального образования, а именно:

- низким качеством профессиональных знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения функциональных обязанностей, у выпускников;

- отсутствием программ формирования способности личности оперативно
и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиска
работы или создания инициативных форм занятости («собственное дело»);
самомаркетинга (продвижения себя на рынке труда); поддерживания

4 профессиональной конкурентоспособности на всех этапах профессиональной

карьеры;

- недостаточным уровнем сформированности профессионально важных
качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции
на рынке труда (способности к самоуправлению поведением, общением,
настроением и эмоциями; мобильности; направленности на саморазвитие,
самообразование).

В контексте разрабатываемой проблемы за последние годы выполнен ряд исследований в следующих направлениях:

- формирование творческого мышления и способностей личности
(В.В.Бабушкина, М.М.Зиновкина, Т.Н.Ильина, С.И.Пешков, Е.В.Плотникова и

др);

формирование способностей к конструкторской деятельности (Т.Н.Коржавина, В.В.Петрова, Т.Н.Третьякова и др.);

квалиметрическое проектирование образования (Л.Н.Горина, М. В. Горшени на, В.П.Сухинин, Л.В.Фирсова, В.М.Хальзова и др.).

Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований в решении проблемы обучения молодых людей творческому производительному труду, следует отметить, что профессиографическое проектирование подготовки специалистов по изготовлению одежды является одной из малоисследованных проблем профессиональной педагогики. Конечным результатом такой подготовки должна стать готовность студентов к профессиональной деятельности, предполагающей творческое саморазвитие и непрерывное общение.

В настоящее время остро сказываются противоречия:

между нехваткой квалифицированной рабочей силы для производственной сферы экономики страны и ориентацией большинства выпускников школ на получение высшего образования;

5 - между востребованностью функционально грамотных специалистов для малого и среднего бизнеса и отсутствием в средних профессиональных учебных заведениях целостных программ их подготовки;

между признанием необходимости развития личности и отсутствием личностно-ориентированных технологий обучения для системы среднего профессионального образования;

между разнообразием применяемых методов и методических приемов обучения и проблематичностью самомаркетинга и самопрезентации специалистов по изготовлению одежды на рынке труда.

Указанные недостатки и сформулированные противоречия определили проблему исследования, суть которой заключается в ответе на один главный вопрос: каким образом спроектировать такую технологию профессиональной подготовки обучающихся по специальности 2808 «Моделирование и конструирование одежды», которая максимально соответствовала бы психолого-педагогическим нормам и современным требованиям, предъявляемым специалистам по изготовлению одежды?.

Неразработанность данной проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин (на примере дисциплины «Технология одежды») ».

Цель исследования - повышение качества подготовки специалистов по моделированию и конструированию одежды за счет профессиографического проектирования и реализации личностно-ориентированной технологии обучения специальной дисциплине «Технология одежды».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки конструкторов-модельеров.

Предмет исследования - проектирование содержания дисциплины «Технология одежды» для специальности 2808 «Моделирование и конструирование одежды» и технология его реализации.

*

6 Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень профессиональной подготовки конструкторов-модельеров значительно повысится, если:

проектируя специальные дисциплины, при определении целей и задач брать за основу формирование профессиональной компетенции и профессионально важных качеств, используя профессиограммы специалиста;

создать условия для раскрытия творческого потенциала студентов и последующего творческого саморазвития студентов на основе интеграции личностно-ориентированного, контекстного и развивающего подходов к подготовке специалистов.

В соответствии с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой
оказалось необходимым решить следующие задачи исследования:
Л - определить теоретические предпосылки и практические основания

проектирования технологии обучения функционально грамотных и творческих работников для сферы индивидуального изготовления одежды;

$

разработать профессиограмму и модель подготовки специалистов по моделированию и конструированию одежды;

на основе профессиографического подхода спроектировать содержание и технологию его реализации специальной дисциплины «Технология одежды»;

- провести опытно-экспериментальную апробацию спроектированной
технологии подготовки обучающихся по специальности 2808 «Моделирование
и конструирование одежды». ,

Методологической основой исследования являются: общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических процессов, преемственности в системе профессионального образования, философских положений о дискретности и непрерывности становления и развития личности, всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений, а также теория личностно-дсятельностного, системного и квалиметрического подходов к изучению педагогических явлений; единства теории и практики, диалектика

7 общего, отдельного и единичного; интеграция научно-теоретической, психолого-педагогической и практической готовности педагога к повышению педагогического мастерства; комплексный подход к анализу рассматриваемых факторов, положений и процессов, методологический принцип объективности; принцип альтернативности научного поиска и концептуальные положения о целостности педагогического процесса.

Теоретической основой исследования являются:

1) теория системно-комплексного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, А.И.Субетто, В.Я.Якунин и др.); 2) теоретические основы преемственности в обучении (А.В.Батыршев, Ш.И.Ганелин, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов и др.); 3) концепция моделирования, проектирования и конструирования педагогических процессов и современные работы в области профессионального образования (С.И.Архангельский, С.В.Безрукова, В.П.Беспалько, К.К.Гомоюнова, В.Н.Козлова, Е.П.Кораблина, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Ю.К.Чернова и др.).

Предпосылками дидактических основ явились теория творческого саморазвития личности (В.И.Андреев, К.Я.Вазина, И.П.Волков, В.А.Сластенин, В.И.Щеголь и др.); идеи личностно-ориентированного профессионального образования (Н.А.Алексеев, Э.Ф.Зеер, И.СЯкиманская и др.).

При рассмотрении психологических аспектов формирования основ проектирования технологии подготовки специалистов использовались теории: развития личности в различных видах деятельности (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.); мотивации в обучении (П.Я.Гальперин, О.С.Гребенюк и др.).

Методы исследования основаны на теоретическом и практическом подходах, образующих определенную систему: 1) изучение философской, научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; 2) квалиметрическое проектирование; 3) исследование состояния проблемы в соответствующей практике (анкетирование,

8 тестирование, беседы с обучаемыми и преподавателями); 4) проведение педагогического эксперимента и педагогического мониторинга; 5) использование статистических методов обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования явился

Профессиональный лицей №59 «Народные промыслы и предпринимательство» г. Тольятти.

В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 350 обучаемых и 25 преподавателей. Личное участие соискателя состоит в разработке теоретических оснований проекта, непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования

Исследование осуществлялось в три этапа с 1998 по 2002 год.

На первом этапе - ориентировочно-поисковом (1998-1999 гг.) -изучалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме исследования, осуществлялся выбор аппарата исследования.

На втором этапе - теоретико-проектировочном (1999-2001 гг.) — накапливался конкретный материал для анализа и обобщения; разрабатывались теоретические и организационно-педагогические основы концепции, проектировалась технология подготовки специалистов; реализовывалась программа экспериментальных исследований.

На третьем этапе - экспериментально-заключительном (2001 -2002 гг.) -проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, статистическая обработка результатов, анализ и внедрение положительных результатов исследования в практику; оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- спроектирована модель подготовки конструкторов-модельеров и определены дидактические условия ее реализации на основе интеграции

профессиографического, контекстного и развивающего подходов и широкого использования конкурсов как метода формирования творческих способностей;

установлена взаимосвязь основных видов профессиональной деятельности с потребностью у студентов к творческому саморазвитию личности;

- создана система педагогических средств и методов технологии подготовки обучаемых по специальности 2808 «Моделирование и конструирование одежды».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
разработанная профессиограмма специалиста по моделированию и
конструированию одежды и определенные концептуальные положения
профессиографического проектирования технологии подготовки

конструкторов-модельеров на основе интеграции личностно-ориентированного, контекстного, развивающего подходов и различных типов конкурсов повышают уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные и апробированные наиболее эффективные формы, приемы, дидактические средства и методы подготовки конструкторов-модельеров внедрены в педагогическую практику преподавания специальной дисциплины «Технология одежды», и могут быть использованы при подготовке специалистов среднего звена других направлений.

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов исследования определяется согласованностью методологических позиций, дидактических предпосылок; опорой на профессиографический, контекстный и развивающий подходы; проведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентированных на нее; организацией и проведением опытно-экспериментальной работы с использованием разнообразных методов; статистическим анализом полученных результатов.

10 Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения, теоретические и практические результаты
исследования докладывались на Российской научной конференции «Экология
личности» (Москва - Санкт-Петербург, 2001); межвузовской научно-
методической конференции «Методологические проблемы профессиональной
подготовки специалистов в вузе» (Тольятти, 2001); IX Всероссийской научно-
практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе
мониторинга качества образования» (Казань, 2001); Четвертой Всероссийской
конференции-семинаре «Проектирование, обеспечение и контроль качества
продукции и услуг» (Москва - Сызрань, 2001); Всероссийской научно-
практической конференции «Промышленная и экологическая безопасность как
условие обеспечения качества продукции и услуг» (Тольятти, 2002); V научно-
^ч практической конференции «Качество образования. Проблемы и перспективы

взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2002), Первой научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг (Москва - Тольятти, 2002), V Всероссийской конференции «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и услуг» (Тольятти, 2002). Личное участие автора заключается в активной подготовке и проведении Первой научно-практической конференции по профессиографическому проектированию образования и образовательных услуг в Профессиональном лицее № 59 г.Тольятти.

Материалы исследования внедрены в систему подготовки специалистов в Профессиональном лицее № 59 г.Тольятти, в Тольяттинском социально-педагогическом колледже, в Профессиональном лицее № 51 г.Тольятти и в учебно-воспитательный процесс в МОУ сш № 13 г. Тольятти.

На защиту выносятся:

1. Профессиограмма специалиста по моделированию и конструированию
«А одежды, позволяющая разрабатывать модель подготовки специалистов по

11 учебным дисциплинам и определять совокупность профессионально важных качеств, формируемых в процессе изучения этих дисциплин.

2. Модель подготовки конструкторов-модельеров в условиях
профессионального лицея, в основе которой лежит интеграция
профессиографического, контекстного и развивающего подходов, что
позволяет подготовить специалиста качественно нового уровня: творчески
рефлексирующего, компетентного, обладающего профессионально важными
качествами, конкурентоспособного в условиях современного рынка труда.

3. Содержание и методика его реализации специальной дисциплины
«Технология одежды», основу которых составляют реальная профессиональная
деятельность и совокупность конкурсов от обучающих (например,
постмодульные) до региональных конкурсов профессионального мастерства
(конкурс «Экзерсис» Поволжья).

4. Системная диагностика подготовки конструкторов-модельеров,
включающая регулярную непрерывную оценку целей, содержания,
эффективности применяемых методов, профессиональной компетенции и
сформированности творческих и коммуникативных способностей студентов.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 154 источников и 7 приложений; содержит 6 рисунков, 16 таблиц. Общий объем работы составляет 207 страниц машинописного текста.

История костюма и способы его изготовления

История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. С изначальных времен люди жили физической и духовной жизнью. Потребности тела создали необходимость в прикрытии его от непогоды и ненастья, а потребности духа создали необходимость в украшении тела. Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40 — 25 тысяч лет тому назад). Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия. Одежда - это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от климатических условий, физических воздействий, влияния злых сил (особенно это относится к древнему костюму) [49]. Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. В понятие одежды входят платье (то, что покрывает непосредственно тело человека), обувь, головные уборы, дополнения (перчатки, шарфы, пояса и т.п.). Основная функция одежды - защитная и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определённое назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию -украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Одежда может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного производства, когда один образец растиражирован в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров, и находит своего «хозяина» уже в процессе распределения, - в любом случае она удовлетворяет определённые потребности конкретного человека [49].

Костюм (от итал. Costume - обычай, нравы) - определённая система предметов и элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определённого региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно практическую, связанную с его назначением (функциями). Однако важнейшая функция костюма - знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме перечисленных следующие функции: магическую, возрастную, социально-половую, сословную (групповую), профессиональную, региональную, религиозную, эротическую и эстетическую [45, 49].

Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.

Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приёмов в искусстве определённого периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определённое содерлсание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отралсено мировоззрение эпохи. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющей основные принципы формообразования и типы культурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определённом историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. К таким стилям относятся: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм» [45, 49].

Становление и современное состояние подготовки специалистов по изготовлению одежды в условиях начального и среднего профессионального образования

Обучение подрастающего поколения проводилось на всех этапах развития человеческого общества. Общество не смогло бы существовать и развиваться, если бы уходящее поколение не передавало своего опыта последующему поколению, идущему ему на смену, не воспитывало его, не обучало труду. Воздействуя на природу и подчиняя её своим нуждам, человек в процессе труда переделывает самого себя, развивается и творит свою историю. История развития общества - это, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, история производительных сил и производственных отношений людей. Производительные силы и производственные отношения людей определяют весь строй общественной жизни. Они определяют также и характер воспитания подрастающего поколения в данном обществе, характер обучения его трудовой деятельности. Важнейшим элементом производительных сил являются люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту, навыкам в труде. Каждый общественный строй создаёт свои источники пополнения рабочей силы, предъявляет свои требования к подготовке рабочих.

До появления товарного производства изготовлением одежды занимались женщины. В эпоху Древнего Мира в каждом большом хозяйстве обязательно имелись ткацкие мастерские; для домашних нужд женщины, включая жён императоров, пряли и ткали дома. Ремеслу изготовления одежды обучали и пленных женщин-рабынь. С развитием товарного производства ремёслами, связанными с изготовлением одежды, начинают заниматься мужчины.

Зачатки систематической подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи можно видеть уже в период ремесленного производства. Разделение труда достигло тогда определённого уровня, из населения стали выделяться группы людей, специализировавшихся на изготовлении для продажи тех или иных изделий. Основу ремесла составлял ручной труд. Он строился на примитивных орудиях, на приёмах обработки, найденных опытным путём, на искусстве человеческих рук, приобретённом многолетней выучкой и передаваемом ученику почти в неизменном виде.

С XI века в городах Западной Европы ремесленники были организованы в цехи (см. табл. 1.1). Уставы цехов обеспечивали привилегированное положение мастеров и предохраняли их от конкуренции со стороны молодёжи.

Получить звание мастера можно было только после долгих лет учения. Как правило, мальчика небогатые родители отдавали какому-либо мастеру в обучение, внеся небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. По прошествии определённого срока (от пяти до восьми лет) цех возводил ученика в подмастерья. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалование и мог перейти к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать . подмастерье секретам мастерства (за этим следил совет цеха). Чтобы стать мастером, подмастерье должен был совершить путешествия в другие города, которые славились изделиями данного профиля, а потом выдержать особое испытание - изготовить образец изделия (он назывался «шедевр»), который оценивало собрание мастеров данного цеха. Если оценка была успешной, то подмастерье становился мастером и получал право открыть собственную мастерскую [49, 62, 102]. Обучение длилось долгие годы - до 10-15 лет.

Искусство изготовления костюма достигло в XVI в. высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым. Уже наметилась специализация портных, которая позднее получила более жёсткие рамки: в XVI в. одни портные шили плащи, другие - мужскую одежду, третьи -женские платья. Вся одежда изготавливалась только на заказ. Чаще всего портной набрасывал ткань на заказчика и с помощью аршина и мела размечал покрой. Цехи портных имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев, и, пользуясь этими образцами и мерками своего заказчика, портной шил модный костюм точно по фигуре, с помощью различных прокладок исправляя её недостатки.

После 1600 года во Франции появляется новая профессия - модистка. Таким образом, происходит окончательное разделение на мужских и женских мастеров: мужские костюмы шил мужчина-портной; женские платья, головные уборы, аксессуары - женщина-модистка; нижнее бельё - белошвейка.

Первым кутюрье можно считать модистку Марии-Антуанетты Розу Бертэн, которую называли «министром моды». Именно она предлагала королеве новые модели костюмов и придумала много новых новинок того времени [49]. Ей принадлежит крылатая фраза: «Новое - это хорошо забытое старое», которая точно отражает сущность моды. Настоящую революцию в производстве одежды произвело изобретение швейной машины в 1755 году. В 1820 году зародилась новая форма изготовления одежды - первое фабричное производство [20]. Активное развитие оно приобретает в XIX веке.

Профессиографическое определение диагностичных целей специальной дисциплины «Технология одежды»

Понятие «педагогическая технология», как подчеркивает Ю.К.Чернова, в настоящее время получило широкое распространение. В это понятие вкладывается различный смысл, от представления о педагогической технологии как обучения с помощью технических средств до систематического и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. ЮНЕСКО дает такое определение: «Педагогическая технология — систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (1986).

В.П.Беспалько в [25] отмечает, что смысл педагогической технологии видится ему прежде всего:

-в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию;

-в разработке структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

-в диагностичном целеобразовании и объективном контроле качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;

-в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Создание педагогического проекта - одна из главных задач педагога. По мнению В.П.Беспалько: «Цель развития педагогической науки - эта разработка приемов проектирования и осуществления процесса обучения и воспитания с гарантированным эффектом. Другой цели у педагога нет»[23, с.248].

В настоящее время нужны такие технологии, которые помогали бы снимать у обучаемых «психические зажимы», видеть наглядно резервы своей личности, о которых он не подозревает, наполнить жизнь новым смыслом, поверить в свои творческие силы, использование которых позволит решить любые практические задачи, в том числе и в условиях рынка. В основу таких технологий можно положить законы «сквозного действия», открытые Аристотелем и трансформированные для современного сценического искусства К.С.Станиславским [146]. Ю.К.Чернова считает, что структурно-функциональная схема технологии обучения, являющейся частью всей педагогической системы, состоит из совокупности инвариантных видов деятельности преподавателя, встречающихся при проектировании учебного процесса по различным дисциплинам, называемых блоками. Это блоки целей, содержания, средств, методов и организационных форм, технологических предписаний, контроля, коррекции и управления, которые составляют структуру проектирования технологии обучения.

Обучение - это не просто результат сложения действий преподавателя и обучаемого, а сложный комплекс их взаимосвязанных усилий, объединенных общими целями на решение общих задач. Стремление к рациональной деятельности и экономным действиям учащихся, дидактическое наступление на их некомпетентность - это те стратегические замыслы и тактические поступки, лежащие в основе проектирования педагогического процесса [146].

Содержание и последовательность технологических разработок педагогического процесса должны представлять собой единую целостность, несмотря на разнообразие используемых в нем технологий. Здесь и технология специальности, и технология отдельной дисциплины, технология темы, технология каждого вида учебной деятельности, технология отдельных методов и т.д. Увидеть в отдельности каждую из них можно, но нельзя понять одну без другой. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение природной целостности. Задачей проектирования технологии обучения является организация учебного процесса заданного качества и оптимизированного по основным параметрам. Исходя из задачи обеспечения необходимого качества учебного процесса, учитывая опыт и результаты теоретических и экспериментальных исследований, производится выбор видов образовательной деятельности - лекций, практических занятий, лабораторных работ, курсового проектирования и практик. Каждый из этих видов способствует достижению своего уровня усвоения учебного материала, а их оптимальное сочетание поможет достичь запланированного и тем самым гарантировать конечный положительный результат [146].

Похожие диссертации на Профессиографический подход при проектировании специальных дисциплин в профессиональном лицее (На примере дисциплины "Технология одежды")