Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Байчекуева Нина Харуновна

Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования
<
Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байчекуева Нина Харуновна. Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования : 13.00.08 Байчекуева, Нина Харуновна Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования (На материале Кабардино-Балкарии) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 Ростов н/Д, 2005 429 с. РГБ ОД, 71:06-13/64

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания Личности С.26

1.1 . Культуросообразный контекст воспитания личности С.26

1.2.Концепции и модели воспитания личности С.50

1.3.Воспитание личности в аспекте национальных традиций С.94

Глава 2. Воспитание в системе непрерывного педагогического образования С. 130

2.1. Теоретико-методологические основы воспитания студенческой молодёжи . С. 130

2.2. Воспитание студентов в системе непрерывного педагогического образования «педколледж-вуз» С. 150

2.3. Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Северного Кавказа С. 184

Глава 3. Концептуальные основы поликультурной модели воспитательной системы непрерывного педагогического образования С.232

3.1. Концептуальные идеи поликультурной модели региональной воспитательной системы С.232

3.2. Поликультурная модель, программа, технологии воспитательной системы непрерывного педагогического» образования С.253

3.3. Управленческие и научно-методические аспекты реализации поликультурной модели региональной воспитательной системы С.270

Глава 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения поликультурной модели региональной воспитательной системы непрерывного образования С.290

4.1. Динамика становления мировоззренческой и профессиональной С.290

компетентности студенческой молодёжи Кабардино-Балкарии в системе непрерывного педагогического образования

4.2. Динамика становления правовой, коммуникативной культуры и гражданской зрелости студентов в системе непрерывного педагогического образования

4.3. Динамика становления культурной идентификации и рефлексивной культуры студентов С

Заключение С

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформирование общества в целом и образования, в частности, в конце 80-х годов обусловило необходимость изменения модели воспитания в России, которая приобрела гуманистическую направленность. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить различные подходы, модели, концепции воспитания: православная модель воспитания (В.О.Ключевский, В.С.Соловьёв, С.Л.Франк и др.); модель «национальной соборности» (В.В.Зеньковский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский и др.); социально-реформаторское направление, провозглашавшее коллективное воспитание (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др.); теории свободного воспитания (К.Н.Вентцель, С.И.Гессен, Л.Н.Толстой и др.); модель народного воспитания (В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др.); деятельностный подход в воспитании (О.П.Белозерцев, О.С.Богданов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко и др.); социальная модель воспитания (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Е.Н.Сорочинская, Д.И.Фельдштейн и др.); диалоговая концепция кульутры (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.); культурособразный подход в воспитании (Н.А.Бердяев, Е.В.Бондаревская, К.Н.Вентцель, Т.И.Власова, Н.Никандров, Н.О.Лосский, П.Ф.Флоренский, Р.М.Чумичева и др.); гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания (Н.И.Борытко, В.И.Горовая, В.В.Давыдов, В.В.Зайцев, В.И.Мареев, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов и др.); синергетическая модель воспитания (О.В.Заславский, С.В.Кульневич и др.), концепция самовоспитания (Г.К.Селевко и др.); педагогической поддержки (О.С.Газман и др.).

Гуманистическая модель образования утверждает тезис о культуре, как факторе, обеспечивающем обучение, развитие и воспитание личности. Воспитание является тем процессом, который позволяет ввести личность в духовное пространство общества, где она развивается. Культуросообразный подход наполняет процесс воспитания ценностями и смыслами, позволяет создать процесс воспитания как культурный процесс, способствующий свободному проявлению индивидуальности, побуждает личность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей (Е.В.Бондаревская). Гуманистическая функция воспитания состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

Россия является пространством разнообразных культур, религий, языков, традиций, обычаев, отношений и ценностей. Национальные сообщества соотносятся с определённым этносом, отражающим целостность культуры, несущей идеи, материальные и духовные ценности определённой группы. Вопросы национального воспитания в России звучали всегда остро и неоднозначно и определялись как: приобщение к «естественным корням нравственности» (В.С.Соловьев); путь соединения народов и преобразования человечества через духовные ценности - солидарность, любовь, служение (С.Л.Франк); активное переустройство национального бытия (Н.С.Трубецкой). Вопросы воспитания разрабатываются на основе интеграции общечеловеческих и национальных ценностей, где культура и традиции выступают факторами стабилизации межнациональных отношений (Б.М.Бим-Бад, Г.Н.Волков, Б.К.Мальбахов, Ю.М.Тхагазитов, Т.С.Саидбаев, З.Б.Цаллагова, Ф.С.Эфендиев и др.). Нестабильность социально-политической ситуации на Северном Кавказе определяется не только внешними силами, но и нарушением традиционно нравственных устоев воспитания. Научное и практическое сообщество Северного Кавказа интенсивно исследует вопросы потенциальных возможностей образования в воспитании личности, способной к межкультурному диалогу, национальному согласию, которые заложены в традициях и культуре народов, проживающих на Юге России, что весьма важно для «будущего процветания нашей страны и стабильности с окружающими нас странами» (Н.Н.Моисеев).

Современные образовательные учреждения на Юге России представляют собой многонациональные поликультурные сообщества, в которых сосуществуют различные культуры. Развитие научных исследований в области поликультурного образования обусловливает изменение подходов к организации процесса воспитания. Поликультурное образование понимается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей (О.В.Гукаленко, Г.Н.Казилов, М.Н.Кузьмин, А.В.Мазуренко, Л.Л.Супрунова, Л.М.Сухорукова и др.). По мнению О.В.Гукаленко, сущность поликультурного образования заключается в воспитании миролюбия, учёте интеграционных процессов в образовании, культурной конвергенции, педагогической культуры народа. Поликультурное образование позволяет соотнести ценности культуры одних народов с другими, в диалоге осознать богатство одной нации и ее культуры на фоне других культур и народов, определить человека как высшую ценность жизни, назначение которой состоит в развитии общества, в воспитании детей, в сохранении и развитии культуры, в творческом саморазвитии. В поликультурном образовании остаются по - прежнему актуальными вопросы поликультурного воспитания студенческой молодежи, получающей образование в системе непрерывной подготовки, силу недостаточно разработанной теорией и особенностями такого региона как Северный Кавказ.

Процесс воспитания студенческой молодежи в системе непрерывного педагогического образования актуализируется не только проблемами поликультурного образования, но и фактическим отсутствием целостной непрерывной воспитательной системы на ступенях «педколледж-вуз», обеспечивающей качество в воспитании личности. Непрерывное образование в документах ЮНЕСКО обозначено как взаимодополняющие друг друга действия и протекающие как в рамках системы образования, так и за ее пределами, призванные подготовить личность к исполнению социальных и профессиональных обязанностей в масштабе страны и всего мира. Основными свойствами системы непрерывного профессионального образования выступают целостность, преемственность, прогностичность, адаптивность, поступательность, плавность, интегративность и др., определяющими целевые, содержательные и процессуальные характеристики образования, обучения, воспитания и развития (В.Г.Анушкин, А.П.Владиславлев, Б.С.Гершунский, Н.К.Сергеев и др.). Образовательное пространство Кабардино-Балкарской республики представляет собой университетский комплекс (в состав которого входит педагогический колледж), взаимодействующий с социальными институтами, институтами культуры, обуславливающие воспитание личности в поликультурной среде. Качество воспитательного процесса и воспитания личности зависит от взаимодействия всех институтов воспитания, что определяет необходимость проектирования поликультурной модели воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании. Это обеспечит целостность, системность, непрерывность процессу воспитания, познания культурных ценностей различных народов и творческой самореализации студенческой молодежи.

Анализ педагогических исследований и практики позволил выявить противоречия, выступившие объективными предпосылками для проведения исследования:

-между сложившимися в теории педагогической науки концепциями, моделями воспитания и практической неразработанностью вопроса поликультурного воспитания в системе непрерывной профессиональной подготовки — «педколледж-вуз»;

-между объективно существующим поликультурным пространством жизнедеятельности студенческой молодежи, поликультурным образованием и недостаточной реализацией системы воспитания в процессе непрерывной подготовки кадров на принципе поликультурности;

-между требованиями к системе российского воспитания, складывающегося в парадигме гуманистической культуросообразной модели образования и этнокультурным подходом к воспитанию студенческой молодежи в Кабардино-Балкарской республике в системе непрерывного педагогического образования;

-между активно разрабатывающимися в педагогике вопросами управления образованием на принципах поликультурности и, в меньшей степени, изучением подходов к управлению процессом воспитания в системе непрерывной подготовки специалистов в поликультурной среде Кабардино-Балкарской республики.

Актуальная и недостаточная теоретическая разработанность проблемы поликультурного воспитания студентов в непрерывном педагогическом образовании, а также выявленные противоречия определили тему исследования «Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования (на материале Кабардино-Балкарии)».

Объект исследования: поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании.

Предмет исследования: моделирование и апробация региональной поликультурной воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании.

Цель: разработать и апробировать концепцию и модель региональной поликультурной воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании.

Гипотеза исследования: воспитательная система, как целостное, интегративное, взаимодополняемое и взаимосвязанное явление, в котором актуализируются процессы самовоспитания, творческой личностной и профессиональной самореализации в непрерывном педагогическом образовании, становится поликультурной и обеспечивает воспитание личности при соблюдении следующих условий, если:

-воспитательная система выстроена на общих концептуальных идеях: поликультурности, непрерывности, национального согласия, национального идеала, ценности национальной культуры, культурных событий;

-воспитательная система представляет собой открытую систему различным ступеням образования, многонациональному социуму, многонациональной культуре, обеспечивающую межкультурные творческие коммуникации, творческие инициативы и межпоколенные связи;

-принципы воспитания: поликультурности, непрерывности, самореализации, индивидуализации и регионализации пролонгированы на ступенях образования, придают целостность процессу воспитания, активизируют творчество и инициативы студентов;

-основу содержания процесса воспитания составляет аксиологический компонент, определяющий общность и различие ценностей культур, традиций воспитания, характер межкультурных коммуникаций, раскрывающих жизненные смыслы народа и их творческой деятельности;

-содержание воспитания в непрерывном педагогическом образовании направлено на становление мировоззренческой и профессиональной компетентности, правовой, рефлексивной и коммуникативной культуры, гражданской зрелости и культурной идентификации студентов педколледжа и вуза;

-в содержательно-целевом, технологическом и оценочно-результативном компонентах отражается непрерывность, диалектическое соотношение, интеграция и дифференциация ценностей (общечеловеческих, российских и национальных) культур, традиций разных народов, видов творческой деятельности и межпоколенных связей;

-технологии воспитания в системе «педколледж-вуз» (методы поддержки социальных и творческих инициатив, организационно-распорядительные, личностно-ориентированные, коллективно-рефлексивные и др.) обеспечивают возникновение субъект-субъектных отношений, ориентированных на проявление рефлексии, толерантности, доверия, доброжелательности, свободы самоограничения, нравственной культуры и уважения к другой нации и культуре;

-в поликультурном сообществе студентов обеспечивается поддержка гуманных и творческих отношений между субъектами воспитательной системы педколледжа и вуза, ориентированных на достижение национального согласия, толерантности в условиях диалога и межкультурных коммуникаций, на осознание достоинств национальной культуры и традиций других народов, на уважение ценностей своей культуры и своего народа, а также других культур и других народов;

-педагогический мониторинг направлен на систематическое выявление объективной картины воспитательного процесса и его результата относительно заданным параметрам качества концепции, программы, планов, содержания, форм и средств воспитания личности студентов в системе «педколледж-вуз»;

-нормативно-правовая основа управления воспитательной системой представляет целостность и непрерывность, обеспечивает личности условия для личностной и творческой профессиональной самореализации в поликультурной среде образовательного учреждения и региона.

Задачи исследования:

1.Определить содержание понятия «поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании».

2.Выявить специфику воспитания подрастающего поколения в культуре кабардинцев и балкарцев и в системе современного непрерывного профессионально-педагогического образования.

3.Разработать концептуальные положения и поликультурную модель региональной воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании.

4.0пределить оптимальные педагогические условия реализации процесса воспитания личности студентов в системе поликультурного непрерывного педагогического образования.

5.Определить критерии, показатели, уровни оценки качества воспитанности студентов, обучающихся в поликультурной непрерывной системе образования «педколледж-вуз».

Концептуальный и методологический базис настоящего исследования составили:

-культуросообразный подход к обоснованию системы воспитания студенческой молодёжи (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, В.И.Власова, А.Я.Данилюк, С.В.Кульневич, Д.С.Лихачев, В.В.Розов и др.);

-положения о воспитании как социокультурной практике и творческой деятельности, обеспечивающей социализацию, самовоспитание и постижение ценностей и смыслов жизни (Б.М.Бим-Бад, Е.В.Бондаревская, Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрик, В.В.Морозов, В.И.Мареев, Л.Е.Никитина, Е.Н.Сорочинская, Д.И.Фельдштейн, А.Г.Харчев, Р.М.Чумичева и др.);

-народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации (А.В.Авсентьев, Г.Н.Волков, В.В.Розанов, П.П.Пивненко, К.Д.Ушинский, Г.Н.Филонов, З.А.Шогенов, Ф.С.Эфендиев, Н.П.Юдина и др.), -гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека (Н.И.Алексеев, Б.М.Бим-Бад, Н.И.Борытко, О.С.Газман, В.В.Давыдов, Г.Ф.Карпова, И.Б.Котова, В.В.Сериков, П.П.Пидкасистый, О.Д.Федотова, Е.Н.Шиянов и др.);

-поликультурная модель образования, раскрывающая образовательное пространство как межкультурный диалог, направленный на постижение ценностей культур и народов (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, Г.Н.Казилов, Л.Л.Супрунова, Л.М.Сухорукова и др.);

-современная методология управления качеством образования, определившая критерии, измерители и инструментарий оценок воспитательного процесса (А.Г. Бермус, В.А.Болотов, А.А.Греков, В.А.Исаев, В.А.Караковский, Н.Д.Никандров, Н.А.Селезнёва, А.И.Субетто и др.);

-концепции непрерывного педагогического образования (Г.А.Бордовский, А.А.Греков, В.И.Горовая, Л.В.Занина, В.И.Данильчук, Б.С.Карамурзов, Л.Л.Редько, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, Р.М.Чумичева и др.).

В соответствии с особенностями методологических оснований, предмета и задач исследования использовались методы: сравнительно-сопоставительного анализа и деконструкция педагогических источников и текстов; теоретическое моделирование концепций и программ; проектирование воспитательной системы и педагогической деятельности; концептуализация образовательной практики; педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование и др.

Исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап (1995 - 1998 гг.) - анализ моделей и концепций воспитания, сложившихся в современном образовании; изучение проблем, связанных с вопросами воспитания студенческой молодёжи в системе непрерывного педагогического образования «педколледж — вуз» в поликультурной образовательной среде региона; поиск альтернативных подходов к созданию региональной модели воспитания на основе национальных ценностей, локальная апробация технологий воспитания в педколледже;

2 этап (1998 - 2000 г.) - конкретизация психолого-педагогических проблем воспитания, поиск концептуальных оснований построения воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании; педагогический мониторинг состояния воспитательного процесса в пед.колледже и вузе, локальная апробация отдельных этапов эксперимента;

3 этап (2000 - 2002 гг.) - обоснование концептуальных подходов к созданию поликультурной личностно-ориентированной модели воспитания; моделирование региональной концепции воспитания, проектирование управленческой деятельности по обеспечению качества воспитательного процесса, апробация программ воспитания студентов в педколледже и вузе в системе непрерывного образования;

этап (2002 - 2005 гг.) - уточнение концептуального методологического аппарата исследования; нормативно-правового контекста системы управления процессом воспитания; обработка результатов исследования, завершение исследования, формулировка выводов, редактирование текста диссертации.

Базой исследования явились следующие образовательные учреждения: Кабардино-Балкарский государственный университет, и входящий в него Кабардино-Балкарский педагогический колледж; Ростовский государственный педагогический университет и его структурное подразделение - Институт педагогики и психологии, Донской педагогический колледж; Ставропольский государственный педагогический институт, в структуре которого находится педагогический колледж; Туапсинский филиал РГПУ на базе социально-гуманитарного колледжа; Дагестанский государственный педагогический университет.

Научная новизна исследования. Разработаны концептуальные положения, определившие подходы к проектированию поликультурной модели воспитательной системы непрерывного педагогического образования, отражающие идеи национального согласия, национального идеала, поликультурности, непрерывности и культурной событийности.

Обоснована и апробирована поликультурная модель воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании, представляющая собой пролонгированность, интегрированность и дифференцированность стратегических и тактических целей воспитания (мировоззренческой и профессиональной компетентности, правовой, рефлексивной и коммуникативной культуры, гражданской зрелости и культурной идентификации), содержания воспитательного процесса, интегрирующего общечеловеческие и национальные ценности кабардинцев и балкарцев, взаимодополняемые и взаимосвязанные виды деятельности в студенческих сообществах, открытых региональным культурным событиям и соответствующих ступеням образования - «педколледж-вуз».

Выявлены проблемы современного воспитательного процесса в педколледжах и вузах Южного региона: напряженность отношений в студенческой среде, вызванная рассогласованием мировоззренческих установок, уровней культуры субъектов образовательного процесса; отсутствие целостной модели процесса воспитания студентов, получающих образование в системе непрерывной подготовки; недостаточная ориентированность целей воспитательного процесса и субъектов образования на решение задач воспитания студентов в поликультурной среде и др.

Обосновано и обогащено содержание воспитательного процесса в непрерывном педагогическом образовании интеграцией общечеловеческих ценностей (жизнь, истина, красота, совесть) и отношений (общество -индивид, познание - невежество, общение - одиночество, счастье - страдание, свобода - необходимость) и национальных ценностей кабардинцев и балкарцев (трудолюбие, честь, благородство, доблесть, почтительность, забота о воспитании, гостеприимство), их традициями и нормами воспитания (заботливой матери и послушных детей, уважаемых старших и любящих младших, гостеприимного хозяина и корректность гостя, стойкость мужчины и терпимость женщины), которые определили качество содержания воспитательного процесса.

Разработаны критерии, показатели и уровни оценки качества процесса воспитания в системе непрерывной педагогической подготовки и воспитанности будущего педагога, исследована динамика развития его мировоззренческой и профессиональной компетентности, правовой, рефлексивной и коммуникативной культуры, гражданской зрелости и культурной идентификации. Определены закономерности развития коммуникативной культуры студентов, обусловленные их мировоззренческими установками и способностью к рефлексии; прямо пропорциональные зависимости между воспитанностью будущих педагогов и культурной идентификацией своего образа и образа отношений, сложившихся в культуре народа; взаимосвязи между уровнем гражданской зрелости, правовой культуры и состоянием национального согласия в поликультурной студенческой среде.

В научный оборот введены понятия: «поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании» как целостное, интегративное, взаимодополняемое и взаимосвязанное явление, в котором актуализируются процессы, пролонгированные на ступенях образования -развитие межкультурных коммуникаций, творческой личностной и профессиональной самореализации, профессиональной культуры и компетенций будущих педагогов; «управление качеством воспитания в системе непрерывного педагогического образования» как упорядоченные и структурированные виды деятельности, реализующие специфические функции: моделирование, проектирование, прогнозирование, организацию, руководство, контроль, анализ, обеспечивающие преемственность процесса воспитания и механизмов регулирования его качеством на ступенях «педколледж-вуз».

Теоретическая значимость исследования. Разработаны концептуальные подходы к воспитанию студентов педагогического колледжа и вуза в непрерывном педагогическом образовании, реализующегося в поликультурной среде Кабардино-Балкарской республики. Концепция отражает основные идеи, позволяющие моделировать воспитательный процесс в системе «педколледж-вуз» как поликультурную среду, создающую предпосылки накопления студентами социокультурного творческого и межкультурного опыта жизни и общения. Основными концептуальными положениями выступили идеи: поликультурности как пространства жизни людей, представляющих различные культуры и объединенных общечеловеческими ценностями и диалоговой культурой; непрерывности как процесса воспитания и самовоспитания личности на всех ступенях педагогического образования; национального согласия как состояния гармонических взаимоотношений и успешного взаимодействия различных представителей национально-этнических и культурных слоев; национального идеала, отражающего образ человека носителя характеристик народа и эталонных ценностей культуры; ценности национальной культуры, выступающие средством становления национального самосознания, способствующим установлению поликультурного диалога; культурных событий как реального процесса взаимодействия субъектов воспитания на основе творчества и культурных ценностей.

Концептуальные идеи обусловили принципы построения поликультурной модели воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании, изменившие процесс воспитания: гуманизации, определяющего характер межкультурных коммуникаций и открытость коллективных творческих сообществ студентов социокультурном пространству региона; культуросообразности, позволившего рассмотреть воспитательный процесс и поликультурное пространство как среду становления социокультурного опыта студентов и их творческую самореализацию в образовательном и региональном пространстве; регионализации, обеспечивающего интеграцию общечеловеческих и национальных ценностей кабардинцев и балкарцев, определивших содержание процесса воспитания и образования в регионе; индивидуализации, обеспечившего создание профессионально творческих средств и педагогических методов поддержки студентов в процессе воспитания; дифференциации, определившего специфику компонентов воспитания в непрерывном педагогическом образовании;

социоориентированности, позволившего сформулировать цели воспитания как социокультурный заказ региона в воспитании будущего педагога, обладающего философией жизни, сложившейся в национальной культуре своего народа.

Практическая значимость исследования:

-разработана авторская программа воспитания студентов в поликультурной среде непрерывного педагогического образования «На пути к национальному согласию», ориентированная на воспитание мировоззренческой и профессиональной компетенции, коммуникативной, правовой, рефлексивной культуры и гражданской зрелости будущих педагогов;

- определен региональный содержательный компонент поликультурного воспитательного процесса непрерывного педагогического образования, отражающий многообразие культур, норм, ценностей, традиций, субъект-субъектных отношений народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики, который представлен в ряде спецкурсов: блока общегуманитарных и социально-экономических дисциплин - «Права и обязанности граждан Российской Федерации» (СПО), «Обычаи и традиции кабардинцев и балкарцев» (СПО), «Ценности кабардинского и балкарского народов в поэтическом образе» (СПО), «История Северного Кавказа» (ВПО), «Культура народов Северного Кавказа» (ВПО); блока общепрофессиональных дисциплин - «Народные традиции и педагогические технологии» (СПО), «Особенности национального воспитания личности в системе образования и семье» (СПО), «Воспитание: национально-культурный контекст» (ВПО);

-разработаны и апробированы технологии воспитательной системы непрерывного педагогического образования: коммуникативно-педагогические технологии поддержки студентов (коллективно-коммуникативные, стимулирующие, рефлексивные и др.); методы управления воспитательным процессом (организационно-распорядительные, регламентирующие,

инструктивно-разъяснительные, материальной поддержки и др.); поликультурные среды коммуникаций и творческой самореализации (профессионально-творческая, досугово-коммуникативная, нравственно-правовая, художественно-творческая и др.); педагогический мониторинг, отслеживающий качество воспитательного процесса и воспитанности студентов (анкеты, тесты, ранжирование, мини-сочинения, опросники, мини-проекты); формы организации студенческих сообществ (художественные, научные, социальные, дискуссионный клуб, дискуссионные клубы, службы, советы и др.);

-созданы и апробированы в непрерывном педагогическом образовании формы организации студенческих сообществ, открытых социокультурным явлениям и событиям, определяющих поликультурное пространство Кабардино-Балкарской республики, характер межкультурных коммуникаций и среду творческой самореализации студентов и культурного полилога (студенческая ассоциация, совет наставников, молодёжные движения, форумы, волонтерские движения, студенческие инициативы и т.п.);

-сформирован уровневый педагогический мониторинг, определяющий качество объектов процесса воспитания (концепции, программы, планы, содержание, формы организации, средовые условия) и уровни воспитанности студентов в системе пед.колледж - вуз (мировоззренческая и профессиональная компетентность, правовая, рефлексивная, коммуникативная культура, гражданская зрелость и культурная идентификация);

-составлен глоссарий понятий, связанных с воспитательным процессом в поликультурной среде педагогического образования (национальное согласие, воспитательная модель, воспитательная система, национальные ценности, культурная событийность и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании» как целостное, интегративное, взаимодополняемое и взаимосвязанное явление, в котором актуализируются процессы, пролонгированные на ступенях образования - развитие межкультурных коммуникаций, творческой личностной и профессиональной самореализации, профессиональной культуры и компетенций будущих педагогов. Поликультурная воспитательная система в непрерывном педагогическом образовании представляет собой целостное образование, отражающее преемственность и дополнительность целей, содержания, сред межкультурных коммуникаций и творчества, форм организации студенческих сообществ и др. Поликультурная воспитательная система ориентирована на становление профессиональных и мировоззренческих компетенций, правовой, рефлексивной, коммуникативной культуры и гражданской зрелости. Поликультурность воспитательной системы обеспечивается национально-региональным контекстом содержания воспитательного процесса, отражающего интеграцию общекультурных и национальных ценностей, народных традиций воспитания, определяющих становление национального самосознания, чувства уважения к ценностям других культур, потребности жить в мире и согласии. Поликультурная среда, как составляющий компонент воспитательной системы, пролонгирована и интегрирована на ступенях педагогического образования - «педколледж-вуз», выступает условием развития творческой самореализации студентов, полилога и межкультурных коммуникаций, направленных на достижение национального согласия и рефлексии. Эффективность поликультурной воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании обеспечивается активностью субъектов в межкультурных коммуникациях, в культурных событиях региона, открытостью социуму, согласованностью системы управления качеством воспитательного процесса и его непрерывностью.

2.Концепция пол и культурной воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании, отражающая основные теоретические положения, определила идеи, принципы, содержание и технологии воспитания будущих педагогов. Основной идеей определена идея национального согласия, которой предназначена консолидирующая миссия, культурно-исторически определяющая жизнь, деятельность и характер отношений между народами, населяющими Южные территории России - кабардинцами, балкарцами, русскими и представителями других национальностей. Национальное согласие понимается как гуманный, цивилизованный способ сосуществования студенческой молодёжи в поликультурной и многонациональной образовательной среде, создающей условия для реализации жизненных целей, интересов, смыслов личности, уважая её права и свободы, принимая другую культуры и язык как равноправные и равноценные в сложившемся сообществе. Национальное согласие выступает стратегическим ориентиром жизни в поликультурном пространстве, показателем уровня студенческого самосознания и мировоззрения, культуры и компетентности, которые проявляются благодаря способности студентов рефлексировать характер своих отношений с представителями других национальностей.

В качестве концептуального положения определена и идея поликультурности как пространства существования и интеграции мировоззрений, коммуникаций, полилога различных национальных культур, ценностей жизни русских, кабардинцев, балкарцев, их традиций воспитания подрастающего поколения. Идея поликультурности выступает базисом воспитательной системы непрерывного педагогического образования, придает ей этнокультурный характер в ее составляющих (целевые установки и средства коммуникаций и т.п.), ориентирует личность на взаимодействие с другими как носителями ценностей своего народа, стимулирует к межкультурным коммуникациям и поиску цивилизованных диалоговых способов достижения национального согласия.

Идея национального образа выступает некоторым идеалом человека, на котором исторически воспитывалось молодое поколение. В идеале заложены культурно-исторические и ценностно-нравственные характеристики личности, определяющие менталитет той или иной национальности. В педагогической науке рассматриваются целевые установки с точки зрения заказа общества на тот или иной образ личности, способной творчески преобразовывать социум, культуру, науку, образование. Воспитание личности в поликультурном пространстве жизни и образовательной среде требует осмысления и национального образа, который поддерживается в семье и неформальных сообществах. Идея национального образа определила эталонные характеристики образа учителя, воспитателя, гуманная миссия которого состоит в воспитании подрастающего поколения на общечеловеческих и национальных ценностях, изменяющих сознание, поведение, смыслы жизни субъектов. Основными эталонными характеристиками воспитанности учителя, воспитателя выступили: мировоззренческая и профессиональная компетентность, правовая, коммуникативная культура и гражданская зрелость, культурная идентификация и рефлексивная культура, определяющие философию жизни будущего педагога. 3. Поликультурная модель воспитательной системы непрерывного педагогического образования, спроектированная на концептуальных положениях, определивших базовую ценность - национальное согласие и интеграцию общечеловеческих и национальных ценностей как содержательное ядро программы воспитания в педколледже и вузе, обеспечивающей достижение целей и решение задач воспитания на различных ступенях образования. Стратегической целью воспитания студентов в непрерывном педагогическом образовании является развитие мировоззренческой и профессиональной компетенций, правовой, рефлексивной, коммуникативной культуры, гражданской зрелости и культурной идентификации. Непрерывность процесса воспитания определяется пролонгированностью и дифференцированностью стратегических и тактических целей и задач воспитания.

Содержательный компонент модели отражает многообразие культур, норм, ценностей, традиций, субъект-субъектных отношений, сложившихся в ходе культурно-исторического развития народов Кабардино-Балкарской республики. Ценностным ядром содержания воспитательного процесса выступают: общечеловеческие (жизнь, истина, красота, совесть), национальные (трудолюбие, честь, благородство, доблесть, почтительность, гостеприимство) ценности, общечеловеческие отношения (общество -индивид, познание - невежество, общение - одиночество, счастье - страдание, свобода - необходимость), традиционные кабардинские, балкарские отношения (заботливой матери и послушных детей, уважаемых старших и любящих младших, гостеприимного хозяина и корректного гостя, стойкость мужчины и терпимость женщины). Содержание дифференцировано и пролонгировано по ступеням непрерывного педагогического образования, направлено на развитие мировоззрения и внутренней гармонии мира личности, позволяющей достойно жить в поликультурной среде. Содержание воспитательного процесса представлено в программе «На пути к национальному согласию».

Компонентом поликультурной модели воспитательной системы непрерывного педагогического образования выступают технологии: методы педагогической поддержки студентов (коллективно-коммуникативные, стимулирующие, рефлексивные и др.); методы управления воспитательным процессом (организационно-распорядительные, регламентирующие, инструктивно-разъяснительные, материальной поддержки и др.); поликультурные среды коммуникаций и творческой самореализации (профессионально-творческая, досугово-коммуникативная, нравственно-правовая, художественно-творческая и др.); педагогический мониторинг, отслеживающий качество воспитательного процесса и воспитанности студентов (анкеты, тесты, ранжирование, мини-сочинения, опросники, мини-проекты); формы организации студенческих сообществ (художественные, научные, социальные, дискуссионный клуб, дискуссионные клубы, службы, советы и др.).

Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации поликультурной модели воспитательной системы непрерывного педагогического образования, определены: целостность концепции и программы воспитания, отражающих ценности культуры, традиций народа; многообразие социокультурных и личностно-значимых сред (профессионально-творческой, досугово-коммуникативной, нравственно- правовой, художественно-творческой); психолого-педагогическое сопровождение и поддержка студентов в ситуациях выбора типа поведения и способов культурной идентификации; системный контроль и самоконтроль межкультурных коммуникаций, компетенций, творческой активности и самостоятельности студентов в молодёжных сообществах и их ответственности за результаты своих действий и выбора.

Поликультурная модель воспитательной системы непрерывного педагогического образования строилась на принципах: гуманизации, обеспечивший гуманное отношение к уникальности каждой личности, уважение её прав и свобод, поддержку чести и достоинства, творческого потенциала; поликультурности, обусловивший создание многокультурной среды полилога культур, субкультур и субъектов воспитательного процесса на основе ценностей культур; регионализации, обеспечивший отбор национальных ценностей воспитания; адаптивности, определивший подходы к проектированию поликультурной среды идентификации личности; индивидуализации, предусматривающий сохранение индивидуального образа личности и ее поддержку в поликультурной среде.

4.Система управления воспитательным процессом в непрерывном педагогическом образовании понимается как упорядоченные и структурированные виды деятельности, реализующие специфические функции: моделирование, проектирование, прогнозирование, организацию, руководство, контроль, анализ. Система управления нацелена на создание оптимальных условий воспитания и самовоспитания личности в поликультурной среде профессионального становления; на достижение всеми субъектами качества воспитанности. В ней отражается согласованность, взаимосвязь и взаимодействие объектов и субъектов, обусловливающих уровень и качество воспитательной системы и воспитанности преподавателей и студентов. Качество воспитательной системы обеспечивается педагогическим мониторингом, дифференцированными программами воспитания, технологиями поддержки студентов, творческой активностью и разнопоколенными межкультурными коммуникациями.

Показателями качества воспитательной системы являются: характеристики субъектов воспитания - творческая активность, уровень воспитанности и культуры; свойства объектов - актуальность, системность, ценность, взаимосвязь, эффективность.

5.На основе концептуальной идеи о национальном идеале как носителе образа культуры, ценностей и жизненных смыслов человека определились критерии и показатели воспитанности будущих учителей, воспитателей, определяющих особую философию жизни и профессиональной деятельности педагога в поликультурной образовательной среде: мировоззренческая и профессиональная компетентность, правовая, рефлексивная и коммуникативная культура, гражданская зрелость и культурная идентификация. Мировоззренческая компетентность представляет ориентацию личности в ценностях культуры своего народа и других культур, толерантного отношения к ним, целостную систему взглядов на педагогические и жизненные явления. Профессиональная компетентность отражает ориентации педагогов в профессиональных видах деятельности, технологиях воспитания, потребности в профессиональном самосовершенствовании. Правовая культура отражает способности личности высказывать суждения, уважать собственное достоинство и достоинство других, способность строить свою жизнь с ориентацией на законы и нормы общества. Рефлексивная культура - это способность оценивать свои мотивы, способы поддержки других в проблемных ситуациях, осуществлять самодиагностику и самовоспитание. Коммуникативная культура - способность вести диалог в многонациональной среде, выслушивать точки зрения других, проявлять кругозор, ориентироваться на личностные и национальные особенности коммуникантов. Гражданская зрелость проявляется в самоопределении, устойчивой позиции, способности к самоуправлению и самоорганизации своего поведения и деятельности. Культурная идентификация - потребность воспроизводить культурные традиции своего народа, самоорганизация культурно-досуговой деятельности, самореализация. Показатели воспитанности студентов выступили эталонными характеристика будущего учителя, воспитателя, пролонгированные в непрерывном воспитательном процессе среднего и высшего профессионального образования, обеспечивают достижение достаточно высокого уровня межкультурных коммуникаций и творчества студентов в образовательном пространстве региона.

Достоверность результатов исследования определяется использованием широко известных, теоретически разработанных и практически применяемых методологических оснований и подходов; репрезентативностью исследовательской выборки, включающей 1200 студентов педагогических колледжей и вузов; проведением многосторонней апробации и экспертизы результатов исследования на конференциях регионального, всероссийского и международного уровня, личностным участием соискателя, внедрением разработанной региональной концепции и программы в процесс профессиональной подготовки педагогических кадров.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедрах педагогики Кабардино-Балкарского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета; на ежегодных педагогических чтениях Южного отделения РАО (2003, 2004, 2005 гг.); на международных конференциях «Ребёнок в современном мире» (г.Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2005 гг.); на всероссийских межвузовских научно-практических конференциях. Внедрению научно-практических результатов способствовали публикации монографии, статей, тезисов, научно-методических пособий. Научно-педагогические основания, концептуальные идеи данного педагогического исследования заложены в программах спецкурсов, которые реализованы на ступенях среднего и высшего педагогического образования, на курсах повышения квалификации работников образования.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, включающего 689 источников. Объем диссертации сотавляет 429 страниц.

Культуросообразный контекст воспитания личности

Мировое сообщество сегодня стоит перед сложными проблемами, требующими разрешения: искоренения войн; предотвращения перенаселённости; излечения раненой природы; создания условий для неторопливого размышления и взвешенных решений; закаливания духа и возрождения радости бытия, противостоящей скуке; бережного продолжения культуры. Эти социальные проблемы обусловили возникновение и проблем воспитания, образования, обучения. Современное развитие России ориентировано на сближение стран и народов, усиление их взаимодействия. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в «глобальную деревню». Глобализация мира — явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой — несёт угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам, что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам.

Положение о ведущей роли культурного контекста в развитии человека предполагает учёт в становлении личности конкретных реалий, значимости отношений с людьми, к тем или иным культурным ценностям. С учётом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую стратегию воспитания. Задача подготовки молодёжи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчёркивает, что одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам (429, 52).

Жак Делор отмечает, что политику в области образования следует рассматривать, как постоянный процесс обогащения знаний, умений и, в значительной степени, как процесс создания личности и отношений между отдельными людьми, группами и народами. Ключевой вопрос демократии заключается в том, можем ли и хотим ли мы участвовать в жизни общества, зависит от чувства ответственности каждого человека. Именно такая политика может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами, обновлению демократии в повседневной жизни. Учёный отмечает ряд проблем XXI века:

Противоречия между глобальными и локальными проблемами: постепенно стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа и общины;

Противоречия между универсальным и индивидуальным: глобализация культуры несет опасность забвения уникального характера каждой личности, предназначения самой выбирать себе судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого все богатства и традиции собственной культуры;

Противоречия между традициями и современными тенденциями: адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой и развитием других, управление техническим прогрессом; Противоречие между долгосрочными и краткосрочными задачами образования;

Противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей, т.к. необходимость соревнования часто не дает возможность каждому человеку в полной мере использовать все свои возможности. В связи с этим необходимо привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня концепцию образования на протяжении всей жизни, с тем, чтобы задействовать как стимулирующий фактор соревнования, так и сотрудничество и объединяющую людей солидарность;

Противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями усвоения их человеком, а также познания самого себя и средства обеспечения физического и психического здоровья. В связи с тем, что школьная программа становится все более перегруженной, необходимо определить приоритеты, которые помогут более правильно построить жизнь, используя для этого знания, опыт и развитие культуры каждого человека;

Противоречие между духовным и материальным. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем подъем мысли и духа до осознания универсального мира. Здесь речь уже идёт о выживании человечества.

Теоретико-методологические основы воспитания студенческой молодёжи

В системе среднего и высшего профессионального образования проблема воспитания долгое время оставалась за пределами особого внимания в системе управления, что порождало такие проблемы как стихийность социализации молодёжи, социальные конфликты и т.п. Основное внимание образовательных учреждений было направлено на физическое, нравственное и интеллектуальное развитие. Лишь в конце 90-х годов вопросы духовно-нравственного становления молодёжи и подготовки к самостоятельной жизни стали особым предметом внимания и заботы российского государства.

Анализ нормативно-правовых документов по вопросам воспитания позволяет выделить основные направления реализации этого процесса в системе профессионального образования: утверждение отношений сотрудничества между студентами и преподавателями в управлении учреждениями профессионального образования; развитие студенческого самоуправления и самоорганизации; использование возможностей профессионального образования; повышение ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов; развитие досуговой и клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодёжи и функционирования молодёжной субкультуры; использование потенциала социальных, культурных, исторических традиций региона.

Приоритетными методологическими основаниями воспитания являются гуманистическая модель образования, ориентированная на удовлетворение интересов личности, её потребностей и мотивов. Воспитание понимается как целенаправленный процесс создания условия саморазвития и самореализации личности воспитуемого. Основными условиями воспитания определяются здоровьесберегающее образовательное пространство, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная творческая деятельность воспитуемых, соотнесённая с особенностями их социально-возрастного периода развития.

В программе воспитания студентов в системе педагогического образования обозначены основные принципы, на которых необходимо строить процесс воспитания: преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования; целенаправленное управление развитием личности студента с учётом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики; личностного подхода; гражданственности; вариативности воспитательных систем; компетентного использования педагогическим коллективом методов и приёмов. Доминирующей идеей современного воспитания является введение общечеловеческих ценностей жизни, добра, истины, красоты в содержание воспитательного процесса и актуализация их в личном и профессиональном опыте жизнедеятельности студентов. На основе этих ценностей воспитываются такие качества как ответственность за свои поступки и свой выбор, целеустремлённость, самостоятельность, уверенность в себе, способность создавать гармонию, красоту в отношениях между сверстниками на основе диалога и др.

Современные концепции воспитания и программа воспитания подрастающего поколения строились на лучших достижениях русских педагогов (П.Ф.Каптерев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.); на идеях воспитания, сложившихся в период советской власти (П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.); на исследованиях современных учёных (Ю.К.Бабанский, О.С.Богданова, В.С.Леднёв, Б.Т.Лихачёв, И.С.Марьенко, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.). Анализ теоретических основ воспитания, сложившихся в отечественной педагогике, позволил нам выявить приоритетные положения, определившие развитие нашего исследования.

Целевую установку воспитания А.С.Макаренко видел в проектировании качеств личности. Он утверждал, что каждая воспитательная организация и каждый воспитатель в отдельности должны чётко осознавать те качества и облик воспитанника. Личностные качества человека являются основополагающей характеристикой, они определяют моральный выбор, саморегуляцию поведения, социальную активность и культуру человека. В исследованиях И.С.Кона, И.С.Марьенко, Л.И.Рувинского были определены основные личностные качества воспитанного человека: потребностно-мотивационные, интеллектуально-чувственные, поведенческо-волевые. По утверждению И.Ф.Харламова, «под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях» (616, 322). Автор выделили лишь одну из составляющих личностных качеств -отношение, но оно весьма существенное, если речь идёт об отношениях и взаимоотношениях в поликультурной образовательной среде. Личностное и профессиональное отношение, на наш взгляд, должно характеризоваться у будущего учителя гуманностью и ориентированностью на общечеловеческие ценности в решении всех вопросов. Понимая значимость культурных ценностей в воспитании молодёжи, весьма важно в системе среднего и высшего профессионального образования осознать характер деятельности профессорско-преподавательского состава, самостоятельности и активности студентов, на что указывалось в своё время М.В.Ломоносовым.

Концептуальные идеи поликультурной модели региональной воспитательной системы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается приоритетность воспитания, интегрированного в общий процесс обучения, развития и образования. Важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении задач воспитания важно обеспечить взаимодействие всех субъектов и институтов образования с целью поиска наиболее эффективных форм, средств, методов развития склонностей, способностей и интересов, социального, профессионального, культурного самоопределения детей и молодёжи.

Актуальность концептуальных идей, определивших модель региональной воспитательной системы, обусловлена и материалами «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», где особое внимание обращалось на развитие современной системы непрерывного профессионального образования и повышению ее качества, на сохранение социально-культурной целостности и общегражданской идентичности российского общества, на развитие национальной инновационной системы. Сложившаяся дифференциация высших учебных заведений обозначила Кабардино-Балкарский государственный университет (ректор академик Б.С.Карамурзов), в структуру которого входит Кабардино-Балкарский педагогический колледж, как общенациональный культурный, научный и образовательно-технологический комплекс, создающий целостное пространство профессионального развития, личностного становления и культурной идентификации каждого обучающегося в нем. Концептуальные идеи раскрывают теоретические концепты воспитательной системы, обозначают базовую основу автора и раскрывают определенные уровни абстрагирования в описании воспитательной системы. В них раскрыты соответствия между сложившимися в педагогической теории процессами воспитания, способами его организации и предлагаемыми способами организации в моделируемой системе.

Анализ концепций воспитания, воспитательных систем и теоретических положений о воспитании личности позволил сформулировать в нашем исследовании основные концептуальные положения воспитания студенческой молодёжи в системе непрерывного педагогического образования. Доминирующей идеей выступили положения гуманистического образования культуросообразного типа (Е.В.Бондаревская, И.М.Ильинский, В.А.Караковский, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, В.В.Розов, В.Т.Фоменко, Р.М.Чумичева и др.).

Анализ студенческой жизнедеятельности в процессе освоения педагогического образования позволил выявить ряд противоречий, которые обусловили возникновение концептуальных основ содержания и форм воспитательного процесса в системе педколледж - вуз:

-между потребностью молодого человека к самоутверждению и свободному самовыражению и необходимостью встраиваться в поликультурную среду профессионального образования;

-между студенческой молодёжью, ориентированной на поддержание культурных традиций предков, и студенческой молодёжью, чьи ценности формируются благодаря инновационным процессам и средствам массовой информации;

-между студенческой молодёжью, ориентированной на диалог, гуманизацию отношений в поликультурной среде, и жёсткой позицией другой части молодёжи, отстаивающей лишь ценности своей нации.

234

Созданная и апробированная в ходе исследования поликультурная модель воспитательной системы непрерывного педагогического образования призвана разрешить обозначенные противоречия. Она представляет собой подсистему в системе профессиональной подготовки и включает Концепцию как теоретическое описание основных положений, идей, определяющих Программу воспитания студенческой молодежи, получающей образование в системе педколледж-вуз. В Концепции отражены основные идеи, на которых строится региональная модель системы воспитания; принципы построения воспитательного процесса; авторская трактовка воспитания студенческой молодёжи в поликультурной среде педагогического образования, целевые ориентации процесса воспитания, пути реализации. В Программе реализации процесса воспитания в системе непрерывного педагогического образования педколледж-вуз отражены содержание, условия обеспечения эффективности воспитания, критерии оценки его качества и результативности, виды и параметры контроля.

Похожие диссертации на Поликультурная воспитательная система непрерывного педагогического образования