Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Значение спортивно-художественных праздников 12
1.2, Основные исторические вехи становления системы организации спортивно-художественных праздников как жанра, роль спортивного режиссера 20
1.3. Общая характеристика спортивно-художественного праздника 33
1.4. Творческая составляющая деятельности спортивного режиссера 46
1.5. Организационная составляющая деятельности спортивного-режиссера
1.6. Требования к спортивному режиссеру 57
1.7. Современные проблемы подготовки выпускников в области физической культуры
1.8. Формирование гипотезы и задачи исследования 69
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 71
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников 71
2.1.2, Анализ программных материалов и документов по подготовке специалистов по спортивной режиссуре и подготовке спортивно-художественного праздника 72
2.1.З. Опрос (анкетирование, интервьюирование, беседы) 74
2.1.4 Педагогические наблюдения 75
2.1.5. Видеоанализ 76
2.1.6, Педагогический эксперимент 77
2.1.7. Педагогическое тестирование 78
2.1.8. Метод экспертных оценок 79
2.1.9, Статистическая обработка результатов 85
2.2. Организация исследования 85
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЖИССЕРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 87
З.1. Особенности современного спортивно-художественного праздника 88
3.2. Характеристика современного спортивно-художественного праздника 99
3.2.1 Структура спортивно-художественного праздника 100
3.2.2. Этапы работы по подготовке и проведению спортивно-художественного праздника 101
3.2.3, Распределение полномочий и функций ответственных лиц за подготовку и проведение спортивно-зрелищного мероприятия 107
3-2-4, Система внешних и внутренних связей при подготовке спортивно-зрелищного мероприятия на спортивном сооружении 122
3.3. Деятельностные функции спортивного режиссера 126
3.4. Анализ трудностей в работе спортивного режиссера 140
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЖИССЕРОВ 148
4.1. Общая характеристика системы подготовки спортивных режиссеров в физкультурных вузах России 148
4.2. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства и учебных программ 152
4.3. Обоснование содержания экспериментальной программы 158
4.4. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 167
ВЫВОДЫ 175
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 177
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180
ПРИЛОЖЕНИЯ 210
- Значение спортивно-художественных праздников
- Теоретический анализ и обобщение литературных источников
- Особенности современного спортивно-художественного праздника
Введение к работе
Успешный переход от индустриального общества к информационному, в котором решающее значение имеют процессы формирования и распространения знания, связан с коренными изменениями в образовательной системе России, в частности в подсистеме высшего профессионального образования.
Высшее образование - сложный и многоаспектный элемент сферы накопления и передачи знаний, умений, навыков, опыта. Проблемы его реформирования в российском обществе причисляются к стратегическим направлениям государственной политики.
Подготовка профессиональных кадров в нашей стране происходит сегодня в сложной социально-экономической обстановке, которая в значительной степени определяет направленность и содержание профессиональных интересов и потребностей студенческой молодежи. Именно реалии настоящего и нацеленность молодежи и общества в целом на будущее» в значительной степени определяют поиск новых технологий образования, формируют соответствующий социальный заказ, влияют на отдельные структурные подсистемы и сферы, связанные с подготовкой специалистов в той или иной отрасли.
Процесс постоянного обновления содержания высшего профессионального образования в целом и, в сфере физическая культура, в частности, обусловлен развитием соответствующих наук» изменениями целевых установок социального заказа, В связи с этим уточняются требования профессии к ее исполнителю, организации содержания образования, определяются основные критерии, методические и технологические принципы учебно-воспитательной работы, оптимальные варианты распределения и освоения программного материала, детерминирующие научную организацию учебной деятельности-
В конечном итоге все эти преобразования обуславливают формирование нового контекста профессиональной деятельности и всего кадрового корпуса специалистов в целом, и каждого отдельного работника отрасли, в частности.
Перед современной системой профессионального образования поставлена задача «подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией» (Готская И. Б, с соав., 2002),
Подготовка специалиста должна осуществляться путем симбиоза фундаментальности и прикладности с учетом тенденций социальных процессов и динамики рынка труда.
Важно отметить тот резкий переход, который произошел в российском образовании от достаточно понятной и единообразной системы обучения к принципиально иным подходам, когда обучение погружено в мультикультурный, а не в монокультурный контекст, когда приоритетными считаются разнообразие, творчество и внимание к личности учащегося. В системе образования отмечается процесс смены ориентации высшего образования от подготовки узкоспециализированного специалиста к подготовке разностороннего профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамического общества.
Стратегия модернизации российского образования, вхождение России в Болонский процесс (2003 год) ориентирует высшие учебные заведения на существенное обновление образовательной деятельности, направленной, прежде всего, на усиление роли физической культуры в обеспечении здорового образа жизни и профессиональной подготовки студентов вузов.
В этой ситуации становится очевидна необходимость совершенствования федеральной и региональной программ, в которых поэтапно решаются основные задачи развития физической культуры и
7 массового спорта, народного спортивного движения и подготовки соответствующих специалистов.
Появляются новые, формирующиеся, как ответ на общественную необходимость, направления, связанные с подготовкой профессионалов для смежных с физической культурой и спортом областей общественной, культурной и производственной сфер или прикладных к физической культуре: спортивный комментатор, спортивный журналист, спортивный менеджер, специалист физической культуры в области досуговой деятельности, режиссер спортивно-художественных праздников и т.п. (ЗволинскаяИ.В, и др., 1998),
Развитие спортивного шоу-бизнеса является перспективным направлением, которое сегодня является одной из наиболее эффективных форм пропаганды физической культуры и спорта.
В последние годы значительно возрос интерес к проводимым спортивно-художественным зрелищам. По данным статистики - каждую минуту в мире стартует крупное спортивное или развлекательное мероприятие (Казанская О., 2001).
Увеличение количества зрелищ подобного рода, естественно, привело к тому, что их организацией стали заниматься люди самых разных профессий — спортсмены, режиссеры, актеры, представители административного аппарата, менеджеры и другие. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знаниями и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений, компетентные профессионалы, способные качественно решать задачи и проблемы, возникающие в ходе их деятельности (Носкова С.А., 2002).
Подготовка массовых спортивно-художественных представлений требует высококвалифицированной работы специалиста - спортивного режиссера, деятельность которого представляет сложный комплекс.
Сегодня необходим поиск эффективных путей, содействующих профессиональному становлению молодого специалиста - спортивного
8 режиссера, обладающего разносторонними знаниями, специфическими умениями и творческими способностями.
Однако в данной области практически отсутствуют научные исследования проблем подготовки спортивного режиссера в системе высшего профессионального образования, пет системного анализа деятельности специалиста данного профиля, детерминированной современными социально-экономическими условиями развития общества.
Актуальность и настоятельная потребность в совершенствовании процесса профессиональной подготовки спортивных режиссеров с учетом современных изменений в его деятельности и сфере высшего образования, обусловили выбор темы данного исследования.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что целенаправленное формирование профессиональных компетенций, связанных с организационной составляющей деятельности спортивного режиссера, является эффективным подходом при подготовке специалистов данного профиля.
Цель - обосновать содержание и методику учебного курса, целенаправленно формирующего профессиональные компетенции, связанные с организационной составляющей деятельности спортивного режиссера.
Задачи исследования:
Изучить особенности современных спортивно-художественных праздников.
Исследовать деятельность спортивного режиссера в современных социально-экономических условиях.
Разработать экспериментальную программу, направленную на совершенствование профессиональных компетенций, связанных с организационной деятельностью спортивного режиссера и определить её эффективность.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки специалистов по спортивной режиссуре в высших учебных заведениях.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональных компетенций, связанных с организационной составляющей деятельности спортивного режиссера.
Научная новизна:
— В работе определены основные изменения, произошедшие в системе
организации современных художественно-спортивных представлений:
превалирование частного заказа над государственным;
частное финансирование;
стремление к прибыли,
ставка на шоу;
широкое использование современных технологий.
Установлены основные факторы, влияющие на успешность современного спортивно-художественного праздника: технологически рациональная организационная работа; зрелищная сторона праздника и его финансовое обеспечение,
Использование подходов менеджмента позволило выявить: структуру спортивно-художественных праздников; этапы подготовки и проведения, их содержание; распределение полномочий и функций ответственных лиц за подготовку и проведение спортивно-зрелищного мероприятия; систему внешних и внутренних связей при подготовке спортивно-художественного праздника на спортивном сооружении,
Определены все виды деятельности современною спортивного режиссера; выделены шестнадцать основных его деятсльностных функций: творческая, организационная, конструктивная, планировочная, педагогическая, коммуникативная, контролирующая, хозяйственная, гностическая (познавательная), научно-исследовательская, экспертная (консультационная), представительская, психологическая, финансовая,
10 мотивационная (агитационная) и самосовершенствования. Выявлены ведущие деятельностные функции; творческая и организационная. — Определены основные трудности и причины их возникновения в работе спортивного режиссера. Это трудности, связанные с недостатком отведенного на подготовку времени, решением организационных, административно-управленческих, финансовых вопросов и технического оснащения.
Теоретическая значимость. В работе представлены модельные характеристики спортивного режиссера и его деятельности, как основа для совершенствования процесса профессиональной подготовки данных специалистов в ВУЗах физкультурного профиля на современном этапе, что вносит вклад в теорию педагогики физической культуры и спорта.
Практическая значимость. На основании результатов системного анализа особенностей современных спортивно-художественных праздников и деятельности спортивного режиссера разработана программа спецкурса, позволяющая эффективно формировать профессиональные компетенции, связанные с организационной деятельностью спортивного режиссера.
Теоретико-методологические псионы исследовании: Научное обоснование сущности методов, форм и средств оптимизации процесса специальной подготовки специалистов в вузах физической культуры базируется на изучении его концептуальных основ, организационных и методических решений на основе ретроспективного анализа, позволяющего установить причинно-следственные связи в процессе эволюции теории и методики педагогики как науки вообще и физической культуры в частности. Теоретической основой данного исследования является совокупность ведущих идей, представляющих собой многоаспектную трактовку теоретических и методических разработок, направленных на профессиональное становление выпускников вузов физической культуры:
— системный подход (Л.И.Берг, У.Эшби, КА.Бернштейн);
деятельно стная теория учения (Л.СВыготский, С.Л.Рубишптейн, А.Н.Леонтьеії, П.Я. Гальперин);
деятелыгостпая концепция подготовки физкультурных кадров (ВЛЖрасаБцев, В,М,Краевский, М.В.Прохорова, Терехина Р.Н,; В.Ф.Костюченко, СПЕвсев, Е.Р.Яхонтов, Г.Н.Пономарев, В.А. Солодянников).
Основные положении, выносимые на вдшнту:
Организационная структура спортивно-художественного праздника включает себя: этапы подготовки и проведения С-ХП и их содержательную сторону; распределение полномочий и функций ответственных лиц; систему их внешних и внутренних связей.
Трудности и причины их возникновения в работе спортивного режиссера; его основные деятельностью функции представляют основу модели деятельности специалиста данного профиля.
Целенаправленное формирование профессиональных компетенций, связанных с организационной деятельностью спортивного режиссера, позволяет совершенствовать процесс подготовки специалиста данного профиля, максимально сокращая период адаптации выпускников к будущей специальности.
Основные положения работы были внедрены в учебный процесс со студентами и слушателями ФЭУП и кафедры теории и методики гимнастики Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им, П.Ф. Лесгафта, а также кафедры режиссуры массовых представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Научные данные, полученные на основе исследований, могут быть внедрены в общую систему подготовки спортивных режиссеров.
Значение спортивно-художественных праздников
В «Концепции развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» (2002 год) отмечено, что перспективным представляется развитие спортивного шоу-бизнеса, который сегодня является одной из наиболее эффективных форм пропаганды физической культуры и спорта.
Поиск новых форм привлечения к занятиям спортом и физической культурой приводит к созданию современных зрелищных видов спорта, организации фестивалей, на которых программы превращаются в артистическое шоу, зажигательное зрелище, являются спортом и искусством одновременно. Любое крупное спортивное шоу сегодня проводится с участием многих специалистов, профессионализм которых проверен и подкреплен опытом- Музыкальное и художественное оформление, точно выверенная последовательность показательных номеров, профессиональный дикторский текст, соблюдение всех ритуальных и церемониальных требований и т.п. требует от организаторов любых массовых спортивных мероприятий разносторонних знаний, специфических умений и творческих способностей. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знаниями и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений - спортивные режиссеры.
Серьезный анализ становления жанра массовых спортивно-художественных представлений, особенностей режиссуры, технологии организации и проведения спортивных праздников, подготовки специалистов данного профиля и многих других вопросов сегодня крайне необходим.
Современная наука о праздниках - «эортология» считает праздник формой человеческой культуры, которая отражает с помощью художественных средств общественно значимые события, явления, факты, политические, нравственные, эстетические идеалы той или иной сущности праздничного действа, которые составляют «праздниковедение», то есть теорию праздника, как социокультурного явления (М.М.Бахтин, 1990; Н.В. Малиновская, 2003).
В русской науке (30-е годы ХІХ века) одним из первых попытался показать сушность праздника И.М. Снегирёв (1866), который дал теоретическое, научное определение праздника как бытового, обрядового явления.
В 60-е годы 20 века появились работы, посвященные изучению праздничной культуры - ее истокам, истории, связи времён (В.И. Брудный, 1968; Б.Т. Лихачев, 1972; И. М, Туманов, 1974).
С позиции социологии праздник исследовался в работах В.Чичерова (1957), В. Проппа (1963), М. Бахтина (1965).
Как комплексное явление, праздник рассматривался в работе Д.М. Генкина «Массовые праздники» (1975),
Существует бесконечное разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них функционируй и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, привнесенными современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей (Ю.М.Черняк, 2004). Каждый из типов празднеств предполагает свой режиссерский подход, свои методы театрализации.
Б.Н. Глан (1965) в своей работе пытается определить разницу между понятиями праздник, массовое зрелище и массовое театрализованное представление. Д.МХенкин (1975), критикуя несовершенство классификаций праздников, созданных в XIX и XX веках отечественными и зарубежными авторами, предлагает считать приемлемым принцип классификации по типу праздничной ситуации:
1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям,
2. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.
3. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей,
А.Я Мазаев (1978), В.ИДаль (1978), Т.А. Бернштам (1985) делают попытки дать свое определение праздника, классифицировать их.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников
Целью теоретического анализа и обобщения научной, методической, общепедагогической и специальной литературы являлось изучение и теоретическое обоснование наименее исследованных аспектов рассматриваемого направления.
Этот метод использовался для выявления основных закономерностей развития современной спортивной режиссуры и их влияния на подготовку режиссеров, а также с целью определения степени соответствия профессиональной подготовки, даваемой в вузе, тем требованиям, которые предъявляет специалистам данной области современный спортивно-художественный праздник.
Данный метод позволил выявить современный уровень состояния данной проблемы, обосновать рабочую гипотезу, поставить задачи исследования, выбрать соответствующие методы исследования, скорректировать пути решения задач в ходе самой работы и сделать объективные выводы по полученным результатам.
Всего нами было изучено 250 отечественных и 9 зарубежных литературных источников.
2. Анализ программных материалов и документов по подготовке спортивных режиссеров и подготовке спортивно-художественного праздника
В ходе исследований были проанализированы следующие документы:
—Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 070209 Режиссура театрализованных представлений и праздников (2003),
— Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 032100 (68) - 16 -Спортивная режиссура. Степень - магистр физической культуры (2000).
— Примерный учебный план по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация: Режиссер художественно-спортивных праздников, преподаватель (2003)
— Учебный план по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Квалификация: Режиссер художественно-спортивных праздников, преподаватель (2003) (РГУФК).
— Программа «Режиссура массовых спортивно-художественных представлений на стадионе» (1996) (СПбГУКИ).
— Учебный план и программа «Режиссура театрализованных представлений и празднеств». Институт дополнительного профессионального образования (2004) (МГУКИ).
— Специальные требования при поступлении абитуриентов на кафедру спортивной режиссуры (2003) (РГУФК) и ряд других учебных документов.
Анализ перечисленных документов позволил глубоко ознакомиться с содержанием вузовского образования по подготовке спортивных режиссеров, В дальнейшем это позволило составить экспериментальные программы для СПбГУФК им. П.Ф, Лесгафта и СПбГУКИ (Приложение 7).
В практическом плане полученные при анализе документов знания позволили соискателю в составе экспертной группы подготовить пакет документов для лицензирования данной специализации в СПбГУФК им, П,Ф. Лесгафта (2006-2007 учебный год) и составить объемные требования для поступления на специализацию «спортивная режиссура».
Также нами были проанализированы документы по подготовке, организации и проведению различных спортивно-зрелищных мероприятий в период с 2000 по 2006 г.г. на следующих спортивных сооружениях г. Санкт-Петербурга: Зимний стадион, Малая и Большая арена Дворца спорта «Юбилейный», Ледовый дворец, СКК «Петербургский», Проанализированы технические задания, сценарии, сметы расходов, монтажные планы, маршрутные листы и графики репетиций и соревнований. Всего было изучено 216 документов.
Особенности современного спортивно-художественного праздника
На сегодняшний день спортивная индустрия включает в себя все сферы жизни человека, так или иначе связанные с физической культурой, спортом и здоровым образом жизни. Каждый человек в той или иной степени является потребителем продукции спортивной индустрии, будь-то товары, производимые спортивной промышленностью, произведения искусства, посвященные спорту; занятия спортом и физической культурой, спортивные зрелища.
Спортивная индустрия имеет широчайший круг потребителей, является высокоэффективным направлением экономики, способным не только обеспечить собственное развитие и вывести на новый уровень массовый спорт и спорт высших достижений, но и стать основой решения комплекса социальных проблем, важных для жизнедеятельности человека. значение как наиболее крупные виды спортивных сооружений, которые изначально создавались как центры для наиболее массовых спортивно-зрелищных мероприятий,
В условиях современных экономических отношений перед руководителями крупных спортивных сооружений, представляющих материальную базу для проведения спортивно-зрелищных мероприятий встал ряд вопросов, которые необходимо срочно решать:
— современное материально-техническое: обеспечение;
— поиск основных и дополнительных источников финансирования;
— новая система организации и подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
Современное материально-техническое обеспечение предполагает, что современные стадионы в перспективе должны постоянно модернизироваться по мере изменения спортивных технологий и программ соревнований, используя новейшие достижения архитектурной мысли и научные строительные технологии и материалы для спорта, зрелищ, рекреации и частично коммерции (зрелища, торговля, выставки и т.п.) (Белов Ю.М.,1998),
Поиск основных и дополнительных источников финансирования является немаловажным фактом в работе руководителей спортивных сооружений. Говоря о финансовых источниках мероприятий, надо подчеркнуть, что физическая культура и спорт финансируются из нескольких источников (Зуев В.Н., Жолдак В.И., 1998), основными из которых являются:
Ассигнования из государственного бюджета.
Ассигнования министерств и ведомственных организаций, находящихся на бюджетном финансировании (органов народного образования, высшего образования, высшего и среднего специального образования, профтехобразования и т.п.). Ассигнования профсоюзов и других общественных организаций,
Средства, выделяемые из фондов социально-культурных мероприятий.
Собственные накопления физкультурных организаций от проведения спортивных и других мероприятий, производственной и издательской деятельности, "Спортлото" и т.д.
Помимо этих источников финансирования немаловажную роль на современном этапе занимает спонсорство в сфере физической культуры и спорта, которое стало неотъемлемой составной частью ведения бизнеса в России.