Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические аспекты подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности в современной высшей школе 14
1.1. Проектирование творческой деятельности как теоретико-методологическая проблема профессионального образования 14
1.2. Возможности информатизации современного высшего профессионального образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов 42
1.3. Научное обоснование педагогических условий подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности 60
Выводы по главе I 81
Глава II. Педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности в вузе 85
2.1. Разработка организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности 85
2.2. Активизация участия преподавателей вуза в реализации модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности 110
2.3. Корректирование подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности 138
Выводы по главе II 159
Заключение 163
Список использованной литературы 167
Приложения 189
- Проектирование творческой деятельности как теоретико-методологическая проблема профессионального образования
- Возможности информатизации современного высшего профессионального образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов
- Разработка организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Российская экономическая реальность актуализирует широкое поле для исследования возможностей и результатов применения проектирования творческой деятельности обучаемых с помощью методов, активизирующих учебно-познавательные процессы, и информационных технологий в социальной, профессиональной деятельности и при подготовке к ней, в частности в процессе обучения в высших профессиональных учебных заведениях.
На сегодняшний день наиболее конкурентоспособными и отвечающими запросам студентов являются вузы, активно задействующие информационные технологии в учебном процессе. Развитие методики, интегрирующей информационные технологии, проектирование и творческую деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса, будет способствовать конкурентоспособности наших отечественных вузов в европейском образовательном пространстве.
Поиск наиболее эффективных путей достижения вышеуказанного сочетания приводит нас к возможности повышения уровня осознанности, самостоятельности творчества обучаемого. Соответственно, обучаемого необходимо погрузить в такой вид деятельности, в котором полученные умения позволят ему в будущем проектировать свою творческую деятельность.
Такие отдельно рассмотренные направления, как педагогическое проектирование, творческая деятельность и информационные технологии, уже не являются чем-то новым. В связи со сменой образа выпускника-специалиста, необходимо пересмотреть и парадигму обучения, т. е. назрела необходимость разработки комплексного подхода к организации образовательной деятельности студентов. Подобный подход предполагает, прежде всего, формирование у студентов творческого отношения к собственной образовательной и будущей профессиональной деятельности. Соответственно, роль преподавателя перемещается из области программирования студенческой деятельности в заданную область самостоятельного разрешения студентами учебно-профессиональных проблем и реализации поставленных задач в будущем, т. е. в область ее проектирования. Наша цель - предложить будущим специалистам направление изучения теоретических и практических задач, наметить ключевые этапы учебных действий и откорректировать отношение студентов к деятельности и к полученному результату этой деятельности. Будущие специалисты, таким образом, становятся способными самостоятельно пройти весь путь познания, делая в точках бифуркации свой выбор. Такое учебно-образовательное индивидуальное или коллективное проектирование и способ деятельностной реализации становятся сферой сотрудничества преподавателей и студентов. Соответственно, технологии взаимодействия преподавателя и студента в новых условиях требуют исследований. В связи с этим, необходима разработка условий
подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности, включения в этот процесс методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность в комплексе с информационными технологиями.
Педагогическая наука в настоящее время уже наработала определенный опыт в области педагогического проектирования. Решению образовательных задач в разных аспектах с помощью проектирования посвящено достаточно большое количество публикаций. В педагогической науке исследованы следующие направления:
философское осмысление сущности проектирования (Н. Г. Алексеев, К. М. Кантор, А. В. Розенберг, В. М. Розин, Г. П. Щед-ровицкий и др.);
общенаучные основы осуществления проектной деятельности (В. И. Воропаев, Дж. Гиг, Дж. Джонс, Я. Дитрих, А. Ф. Зотов, А. Невел, Ж. Райтман, В. Д. Шапиро и др.);
отдельные типы проектирования (Н. А. Аитов, М. Альберт, Г. А. Антонюк, А. В. Карпов, Н. И. Лапин, А. И. Наумов и др.);
методология проектирования в области образования (Ю. В. Громыко, В. И. Борзенков, О. Г. Прикот, В. И. Слободчиков, Г. Л. Ильин, Н. А. Масюкова);
теоретические положения педагогического проектирования (В. П. Берханова, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Е. С. Заир-Бек, А. А. Кирсанов, Л. И. Гурье, В. И. Загвязинский, И. А. Колесникова, А. М. Новиков, Б. С Гершунский).
Анализ проблем проектирования творческой деятельности студентов с учетом возможностей информатизации образования, опыт работы высшей школы позволили выявить существующее в настоящее время противоречие между требованием к специалисту как творческой личности, способной активно и самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность, и недостаточной подготовленностью студентов вуза к проектированию творческой деятельности.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические аспекты и педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию своей творческой деятельности?
Разрешение этой проблемы определило тему исследования: «Подготовка будущих специалистов к проектированию творческой деятельности».
Цель исследования заключается в теоретической разработке, научном обосновании и практической реализации процесса подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации профессионального образования.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов в высшей школе.
Предмет исследования: подготовка будущих специалистов к проектированию творческой деятельности.
Гипотеза исследования: подготовка будущих специалистов к проектированию творческой деятельности будет результативной, если:
определены содержание и структура процесса проектирования творческой деятельности, субъектом которой становится будущий специалист, ориентированный на продуктивность в будущей профессии;
выявлены и учитываются возможности информатизации профессионального образования, способствующие подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности;
научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности в образовательной практике вуза;
разработаны и используются в педагогической практике научно-методические рекомендации по подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
Охарактеризовать содержание и структуру процесса проектирования творческой деятельности будущих специалистов как теоретико-методическую проблему современного высшего профессионального образования.
Выявить возможности информатизации образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов.
Научно обосновать и экспериментально проверить педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности.
Разработать научно-методические рекомендации по подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философии, психологии и педагогики о деятельности и развитии личности, теории активизации познавательной деятельности личности, о сущности творчества и творческой деятельности, принципы теории познания, сознательности, связи теории с практикой и др.
Наше исследование опиралось на работы в области развивающего (проблемного) обучения и идеи становления и поддержки активных методов обучения и познавательной деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. Оконь, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, И. М. Сыроежин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Р. Ф. Жуков, В. Н. Бурков, Б. Н. Христенко, А. М. Смолкин, А. А. Вербицкий, В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров, М. М. Новик, Л. Б. Наумов, Т. И. Шалавина, С. Н. Чистякова и др.), педагогического проектирования (В. П. Беспалько, Е. С Заир-Бек, Л. И. Гурье, В. И. Загвязинский, Т. Г. Новикова, Г. П. Щедровицкий, В. И. Слободчиков, В. П. Бедерхано-ва, И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская, Б. С. Гершунский, А. М. Новиков, П. Е. Решетников, И. П. Раченко и др.), решающие психолого-педагогические и дидактические проблемы информатизации образования (С. А. Бешенков, И. М. Бобко, М. М. Буняев, Я. А. Ваграменко, С. Г. Григорьев, Т. В. Габай, В. В. Давыдов, М. Кларк, А. А. Кузнецов,
Ю. И. Лобанов, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Е. С. Полат, В. В. Рубцов, И. В. Роберт, А. Я. Савельев, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров, Я. А. Пономарев, А. Ю. Уваров и др.).
Для реализации исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ педагогической, философской и др. литературы, раскрывающей основные аспекты проблемы);
эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, моделирование, педагогический эксперимент, статистический анализ результатов экспериментальной работы).
Базой исследования выступали институт информационных и библиотечных технологий ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», а также математический и социально-психологический факультеты ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». В процессе констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента приняли участие 614 студентов 2-5 курсов, а также 37 преподавателей названных университетов.
Исследование проводилось с 2005 по 2010 гг. и включало три этапа:
На первом, подготовительном, этапе (2005-2006 гг.) определялась тема исследования, анализировалась литература по проблеме исследования, определялись исходные положения исследования, формулировались цель, гипотеза и задачи исследования, определялась методология изучения проблемы, разрабатывалась программа эксперимента.
На втором, констатирующем, этапе (2006 г.) проводился констатирующий эксперимент, который заключался в решении поставленной проблемы, разработке организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации профессионального образования, определялась их сущность и содержание.
На третьем, формирующем, этапе (2006-2010 гг.) проводилась экспериментальная работа: апробировались педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности, анализировались данные, полученные в ходе исследования, корректировалась подготовка будущих специалистов к проектированию творческой деятельности, систематизировались и обобщались материалы исследования, формулировались окончательные выводы, осуществлялась работа по оформлению диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дополнено определение «проектирование творческой деятель
ности будущих специалистов» тем, что данная деятельность рассматри
вается в рамках специально организованного педагогического процесса
и основывается на интеграции (стремлении к партнерству), в результате
которой студенты создают для себя новый творческий образовательный
продукт, являющийся итогом не только учебной деятельности, но и раз
вития личностных и профессиональных качеств;
- выявлены возможности информатизации профессионального
образования для проектирования творческой деятельности:
о автоматизированная обработка информации, процессов информационной деятельности, информационного взаимодействия посредством локальных и глобальных сетей;
о компьютерная визуализация и моделирование информации об изучаемом объекте, процессе;
о интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами в учебной и самостоятельной деятельности;
о оперативное удовлетворение когнитивных потребностей обучаемых;
- определены и научно обоснованы педагогические условия под
готовки будущих специалистов к проектированию творческой деятель
ности:
о разработка и реализация организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации образования;
о активизация участия преподавателей вуза для обеспечения единого подхода на методическом и дидактическом уровнях по подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности;
о корректирование подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой содержания и структуры подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности; описанием характеристик уровней и этапов проектирования, реализующихся на основе выявленного комплекса принципов проектирования творческой деятельности студентов, что позволяет разрешить проблему подготовки будущих специалистов к проектированию творческой профессиональной деятельности.
Обобщение теоретических и практических подходов к организации процесса проектирования будущими специалистами профессиональной творческой деятельности, отраженных в разработанной организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности вуза с учетом возможностей информатизации образования, вносит вклад в теорию и методику профессионального образования в разделе подготовки специалистов в высших учебных заведениях за счет расширения проблемного поля современной теории и практики проектирования творческой деятельности, вопросах подготовки и методического обеспечения этого процесса.
Практическая значимость исследования состоит:
в реализации организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации образования, которая может быть использована работниками вузов в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности;
в разработке методических материалов по подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности: электронное учебно-методическое пособие «Психология и педагогика профессио-
нальной деятельности»; методические указания к выполнению творческих проектов по профессиональным дисциплинам; дидактические материалы по использованию активных методов обучения в процессе преподавания профессиональных дисциплин; учебно-методические комплексы по дисциплинам «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Информационные технологии», «Специализированные информационные системы и сети. Графические редакторы» и др. На защиту выносятся следующие положения:
Проектирование творческой деятельности будущих специалистов рассматривается как самостоятельная деятельность студентов, организованная преподавателем в ходе воспитательно-образовательного процесса, нацеленная на проявление направленности студента на будущую профессиональную деятельность и имеющая личностное значение, результатом которой является творческий образовательный продукт.
Подготовке будущих специалистов к проектированию творческой деятельности способствуют возможности информатизации профессионального образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов, такие как:
автоматизированная обработка информации, процессов информационной деятельности, информационного взаимодействия посредством локальных и глобальных сетей;
компьютерная визуализация и моделирование информации об изучаемом объекте, процессе;
интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами в учебной и самостоятельной деятельности;
оперативное удовлетворение когнитивных потребностей обучаемых.
3. Педагогическими условиями подготовки будущих специалистов
к проектированию творческой деятельности в образовательной практике
вуза являются: разработка и реализация организационно-содержательной
модели подготовки будущих специалистов к проектированию творче
ской деятельности с учетом возможностей информатизации образования;
активизация участия преподавателей вуза для обеспечения единого под
хода на методическом и дидактическом уровнях по подготовке будущих
специалистов к проектированию творческой деятельности; корректиро
вание подготовки будущих специалистов к проектированию творческой
деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями и сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам; этапным характером экспериментальной работы; проверкой выводов, полученных в ходе исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования, полученных в ходе исследования, осуществлялись посредством публикаций и выступлений на конференциях различного уровня: на международных научных конференциях «Наука и образование» (Белово, 2006, 2008); на международных научно-практических конференциях «Качество образования: экономика, законодательство, технологии» (Томск, 2007),
«Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании» (Челябинск, 2008), «Интеграция науки и образования» (Тамбов, 2008), на Международной научно-методической конференции «Стратегия и пути развития национального образования в России» (Кемерово, 2007); на Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Наука и молодежь» (Нижний Новгород, 2008); на межрегиональных научно-практических конференциях «Методологическая культура педагога: состояние, проблемы, перспективы развития в условиях современного образовательного процесса в вузе и школе» (Тара, 2006, 2008, 2009); на региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы» (Горноалтайск, 2008); а также в ходе обсуждения на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета; при чтении лекций, проведении практических и лабораторных занятий в КемГУКИ и др.
По результатам диссертационного исследования опубликовано 15 работ.
Структура диссертации. Данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 218 изданий, 19 таблиц, 7 рисунков и 7 приложений.
Проектирование творческой деятельности как теоретико-методологическая проблема профессионального образования
Творческая деятельность человека — это сложная и интересная сфера проявлений человека, которая сегодня активно изучается психологами и педагогами. В термин «творческая деятельность» очень часто включаются другие понятия или даже выступают синонимами к нему такие дефиниции, как творчество, творческое мышление, продуктивное мышление, продуктивная деятельность, эвристическая деятельность. В основе творческой деятельности, помимо мышления, лежат такие психические явления, как мотивы, эмоции, воображение, память, воля. Этот вид деятельности направлен на получение нового результата или нового продукта в процессе решения задачи, которая характеризуется тем, что не имеет общего способа решения, а также такое решение не было получено путем логического вывода. «Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему» [45, с. 21-22].
Организация учебно-познавательного процесса, в котором каждый участник находит свой индивидуальный путь и способ творческой деятельности, предполагает особые формы взаимодействия, в которые заложено планомерное решение творческих задач. Конечно же, для решения творческой задачи требуются определенные мыслительные операции, в ходе которых устанавливаются взаимосвязи между известными и искомыми явлениями путем активного взаимодействия с окружающей действительностью. В отличие от репродуктивной деятельности, которая характеризуется действиями, усвоенными в предыдущем опыте либо повторяющимися операциями за руководящим лицом, творческая деятельность не имеет четких путей решения задач, связанных с известными и искомыми явлениями. Поэтому нашей целью исследования в данном случае является установить взаимосвязи между искомыми и неизвестными явлениями в творческой деятельности обучаемого. На наш взгляд, этой задаче отвечает такой процесс как проектирование творческой деятельности.
Изначально понятие «проектирование» использовалось в технической документации для специальных сфер жизнедеятельности, таких как строительство, производство, техника, затем получило распространение на экономику и управление и уже позднее отразилось в различных социокультурных сферах. Так Т. В. Кудрявцев дает определение: «Проектирование есть процесс создания представления об объекте, которое объективируется в разнообразной технической документации» [106, с. 9].
Проект может пониматься в двух значениях:
— результат проектировочной деятельности;
— форма организации совместной деятельности людей.
С точки зрения педагогики, второе определение нам наиболее близко, так как оно представляет собой процесс проектирования в обучении.
Проектирование - это деятельность, направленная на появление реализуемого в будущем проектного решения, обеспечивающего воплощение задуманного в реальном продукте. При проектировании результат заранее неизвестен, и он, прежде всего, нацелен на реализуемость, то есть результатом проектирования будет новый образовательный продукт, т. е. проект.
Проект в данном случае понимается как замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение, в котором реализуются личные убеждения и потребности.
Для полноценного раскрытия такого понятия, как проектирование творческой деятельности студентов, нам необходимо рассмотреть терминологический аппарат проектирования, и, говоря о проектировании именно творческой деятельности, необходимо определить набор специальных технологий обучения: активных методов обучения, а именно комплекс, который формирует творческую деятельность обучаемого.
На сегодняшний день многие авторы занимаются проблемой проектирования, наиболее значимые результаты были получены в области педагогического проектирования. Так как проектирование творческой деятельности будущих специалистов находится в рамках воспитательно-образовательного процесса под руководством педагогов, в основе понятия «проектирование творческой деятельности» лежит дефиниция «педагогическое проектирование».
Возможности информатизации современного высшего профессионального образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов
Современный этап общественного развития характеризуется высокой ролью информации, технологий и знаний. Динамику социально-экономического, политического и культурного развития общества определяет владение информацией и информационными технологиями.
Образовательная информационная среда дает возможность закрепить информационную культуру среди молодежи и в то же время обеспечить постоянную модернизацию знаний среди всего трудоспособного населения. Благодаря своей динамичности информационные технологии требуют от каждого человека индивидуальной творческой деятельности на протяжении всей жизни. Соответственно в вузе информационные технологии становятся необходимым и важнейшим инструментом для активизации творчества студентов. Для того чтобы выявить возможности информатизации образования для проектирования творческой деятельности будущих специалистов, необходимо понять природу и сущность процесса информатизации.
Начиная с XVIII - XIX столетия, в связи с развитием книгопечатания и появлением периодических изданий стал нарастать массив информации, потребляемый человеком. Появление кино и радио в XX веке привело к настолько масштабному росту информационных потоков, что отдельный человек уже не мог их полностью самостоятельно усвоить и обработать. Традиционные информационные технологии (книги, газеты, радио, кино) были направлены лишь на донесение информации до человека. Необходимость ее массовой переработки привела во второй половине XX века к появлению так называемых новых информационных технологий, среди которых особую роль играют электронно-вычислительные машины (компьютеры). Возможности человека, обладающего информационной грамотностью, оказались во много раз шире. Все развитие общества оказалось взаимосвязано с развитием информационных технологий. Таким образом, можно говорить о процессе информатизации, который следует рассматривать в двух аспектах: с одной стороны — как постоянное расширение информационных потоков, создающихся и потребляемых обществом, с другой — как распространение и эволюция информационных технологий. Оба эти процесса, несомненно, взаимосвязаны.
Информатизация жизни общества вызвала к жизни философско-культурологические и футурологические концепции общественного развития, сформировавшиеся на Западе в 70-е - 80-е гг. XX века. Французский ученый Ж. Эллюль называет такое общество «технологическим» [211]. Американский политолог и международник, советник по национальной безопасности президента США Джеймса Картера (1977 - 1981 гг.) Збигнев Бжезин-ский выдвинул идею наступления «технотронной эры» [19] (в терминологии B.C. Степина — техногенной) [184]. Выдающийся американский социолог Дэниел Белл [13] положил начало изучению «постиндустриального общества». Он же впервые использовал и термин «информационное общество» в 1973 г. Его не менее известный коллега и постоянный оппонент Элвин Тоф-флер в серии книг: «Шок будущего» (1970 г.), «Третья волна» (1980 г.) и «Метаморфозы власти» (1990 г.) рассматривал процесс формирования «супериндустриального» или «информационного общества». Он выделяет три волны модернизации: аграрную, промышленную и информационную. Последняя волна связана с распространением компьютеров и информационных технологий. Ведущую роль в таком обществе приобретают наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены -ученым. Идею становления информационного общества развивали и другие зарубежные и отечественные ученые: Мануэль Кастельс, Елена Ван Повед-ская, Агустин Досиль Массейра, Константин Корнаков и др. К. К. Колин так характеризовал этот процесс: «...разворачивающийся в настоящее время социальный процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете информационного общества» [97, с. 154].
Этот термин теперь активно используется межгосударственными организациями (ООН, МВФ), современными государствами (страны ЕС, США и др.). В условиях нарастания динамики развития современного общества информатизация становится определяющим фактором в иерархии мировой экономики и политики. В 2005 году США Консультативный комитет по информационным технологиям при Президенте США представил доклад «Вычислительная наука: обеспечение конкурентоспособности Америки» [217]. «В пояснительной записке к упомянутому выше аналитическому докладу указывается, что Computational Science — это одна из наиболее важных областей творческой деятельности, которая является весьма существенным фактором для инновационного развития всего общества в 21-м веке. Кроме того, авторы доклада особо подчеркивают, что именно эта область стала в настоящее время критическим фактором для обеспечения научного лидерства, конкурентоспособности и национальной безопасности США» [99]. Япония, не обладая серьезным военным потенциалом, стала одним из важнейших игроков мировой политики именно за счет развития информационных и нано-технологий, и наряду с США, Япония считается родиной компьютерной революции. Тем более, актуально изучение и развитие процесса информатизации для стран с догоняющей динамикой развития. Без информатизации всех сфер деятельности человека и жизнеобеспечения государства невозможно сегодня рассматривать любую страну. Информатизация становится одним из важнейших индикаторов уровня развития экономики. Более того, есть мнение, что информационная революция приведет к созданию новой цивилизации, в основе которой находятся господствующие в обществе технологии, понимаемые в широком социокультурном значении слова [61]. Отражением огромного интереса со стороны Российской Федерации стали такие государственные программы как «Электронная Россия» (2002-2010) [195]. Стратегия формирования «электронного государства» и постепенный переход к реализации программы «Информационное общество» (2011-2018) показывают понимание необходимости модернизации государственных и общественных институтов в сторону постиндустриального общества.
Разработка организационно-содержательной модели подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности
В предыдущей главе мы рассмотрели теоретические аспекты подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности в современной высшей школе, возможности информатизации профессионального образования, а также выявили и научно обосновали педагогические условия подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности. На основании первого педагогического условия, выделенного в параграфе 1.3, необходимо разработать и реализовать организационно-содержательную модель подготовки будущих специалистов к проектированию творческой деятельности. В данной модели будет представлен и реализован рассматриваемый процесс с учетом возможностей информатизации образования.
Говоря о подготовке студентов к проектированию творческой деятельности, необходимо учитывать и специальные методы обучения, которые помогают формировать творческий потенциал - это активные методы обучения, которые в последующем будут внедрены с использованием информационных технологий.
В советской педагогической науке основы для разработки целостной концепции развивающего (проблемного) обучения были заложены в 30-е годы XX века в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Элько-нина, В. В. Давыдова, Л .В. Занкова и др. Но идеи становления и поддержки активных методов обучения как системы были заложены во второй половине 60-х и начале 70-х годов (В. Оконь, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.) и в большей степени на материале школьного обучения. На наш взгляд, развивающее (проблемное) обучение характерно тем, что информация поступает к человеку не путем прямой передачи, а в процессе собственной активности обучаемого, направленной на постижение окружающего мира и его самого.
В советский период параллельно с проблемным обучением развивалось новое направление, активизирующее деятельность обучаемого — активные методы обучения (АМО), и большое значение имели в становлении и развитии активных методов обучения работы М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеев-ского, И. М. Сыроежина, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Р. Ф. Жукова, В. Н. Буркова, Б. Н. Христенко, А. М. Смолкина, А. А. Вербицкого, В. М. Ефимова, В. Ф. Комарова и др.
Подходы к понятию «активные методы обучения» не однозначны, в разных сферах и дисциплинах они отражают необходимую специфику деятельности (приложение 1). При подготовке студентов к проектированию творческой деятельности мы выделили концептуальные положения активных методов обучения с точки зрения практического применения:
- самостоятельная и активная роль студента;
- преподаватель, выступающий в роли координатора и проектировщика творческой деятельности студента;
- в ходе работы осуществляется совместное проектирование деятельности и самостоятельное создание студентом нового продукта.
Рассмотрим воспитательно-образовательный процесс подготовки студентов к проектированию творческой деятельности с учетом возможностей информатизации профессионального образования. Итак, исходным пунктом для изменения подходов к воспитательно-образовательному процессу является требования формирующегося информационного общества и современной системы образования. В российских условиях их отражением являются Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Для воплощения нового компетентностного подхода в высшем образовании требуется радикальный пересмотр всей методики и методологии преподавательской работы. Академическое и университетское сообщество разрабатывает новую компетентностную модель «нового преподавателя». Кроме высокого профессионализма в области информационных технологий, современный вузовский преподаватель должен обладать такими компетенциями, как:
— знание и умение применять информационные, педагогические и психологические технологии, причем в данном подходе информационные технологии являются обязательным условием преподавательской деятельности;
— умение вести в процессе обучения диалог со студентом в атмосфере сотрудничества и партнерства;
— умение проектировать образовательный процесс в интересах студента, развития его самостоятельности и творчества;
— стремление к постоянной деятельности по повышению профессиональной квалификации;
— готовность работать не только со студентами, но и с профессиональным сообществом и работодателями для адаптации своих дисциплин к современным реалиям. Излишняя теоретизация, существующая в современной системе российского образования, должна смениться практической и прагматической направленностью знания.