Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей
1.1. Ценности как фактор социализации личности 17
1.2. Классификация и источники этнокультурных ценностей 46
1.3. Формирование у будущих психологов этнокультурных ценностей в учебно-воспитательном процессе вуза 65
Выводы по 1 главе 88
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей
2.1. Программа и ход опытно-экспериментальной работы 91
2.2. Система педагогических условий эффективного формирования у студентов этнокультурных ценностей 112
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 128
Выводы по 2 главе 139
Заключение 142
Список использованных источников и литературы 148
Приложения 166
- Ценности как фактор социализации личности
- Программа и ход опытно-экспериментальной работы
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед человеком и перед обществом в целом, необходимостью возрождения национальной культуры этносов, выявления общечеловеческих и этнических ценностей представителей разных народностей, восстановления этнокультурных традиций, которые в настоящее время важны как никогда для развития культуры каждого народа.
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир [178].
Особое значение имеют исследования состояния личности в условиях радикальных социальных перемен. Наиболее распространенными элементами кризисного мироощущения оказались смирение, принятие вечных ценностей, стойкость, само ирония, объективность.
Современное общество характеризуется неожиданными, резкими, быстрыми и непредсказуемыми изменениями социальной среды. Это происходит на фоне уменьшения индивидуального жизненного ресурса и разрушения систем социальной регуляции поведения. Люди вынуждены готовить себя к непредвиденному, к наибольшему числу возможных вариантов. Опросы, проводимые Н.Ф.Наумовой [133] в последние годы, показали, что массовое сознание по-прежнему ориентируется на ценности социальной справедливости, однако содержание представлений о ней постоянно меняется. Наблюдается также ослабление доверия между людьми, т.е. сужение социального пространства. Активную роль играет макросоциальная атрибуция — индивиды приписывают обществу ответственность за то, что происходит в их собственной жизни [177].
4 Актуальность темы нашего исследования продиктована в первую
очередь глобальными изменениями в социуме. Современный человек оказался
в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и
неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но
и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам
ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного,
национального самоопределения.
В переломные периоды жизнедеятельности человека и в периоды радикальных экономических и социальных реформ исключительную актуальность приобретает социализация личности. Смена общественной системы всегда влечет за собой социальную дезорганизацию, и прежде всего утрату ценностных ориентации и общественных норм, вследствие чего в обществе начинают превалировать негативные тенденции: ослабление социального контроля, отрицание традиционных ценностей, поиск новых кумиров, норм поведения, резкое возрастание количества маргинальных личностей [160, 147].
Обобщенным выражением степени социализации может служить состояние массового сознания, общественное настроение, отражающее готовность принять (или не принять) новые социально-экономические порядки, переносить или не переносить тяготы перехода к ним. Социализация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа целостной системы общественных отношений (адаптация к новому строю), а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим (адаптация к переходному кризису) [60].
Конец XX - начало XXI века ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, этнокультурным ценностям и образу жизни. Этнопсихолог Т.Г.Стефаненко [179] объясняет возросший интерес к этнической идентичности и национальным ценностям
5 следующими причинами. Во-первых, это повышение социальной
нестабильности современного мира, при этом причастность к этнической
общности дает необходимые ориентиры и опору в жизни, выступает в качестве
«группы поддержки». Во-вторых, интенсификация межэтнических контактов
актуализирует этническую идентичность, так как именно в результате
сравнения можно ощутить свою этническую непохожесть [87, 68].
На современном этапе социально-экономического развития и
преобразования общества происходят процессы, характеризующиеся
стремлением этносов сохранить свою культуру, самобытность, свои традиции и
ценности. В настоящее время на передний план государственной политики
воспитания выходят национальные духовные ценности. «Национальная
доктрина образования в Российской Федерации» в качестве основных выделяет
следующие приоритеты:
гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России;
3) сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.
Пробуждение интереса к культуре других народов связано, очевидно, и с
более глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей. А для этого необходима развернутая и разнообразная (литературная, телевизионная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно располагающихся по соседству. Многообразие культурных проявлений, в том числе и в сфере образования, способствует рождению взаимного интереса, толерантности отношений, что подтверждает приоритет культурологического подхода в учебно-воспитательной работе [147, 136].
В Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики обоснована стратегия развития образования и воспитания, требующая возрождения и развития национальной школы. В этой связи важнейшим направлением работы образовательных учреждений Чувашии и
других субъектов Российской Федерации является учет национально-региональных особенностей республики, формирование национального мировоззрения, этнокультурных ценностей, учет этнического аспекта социализации личности.
Проблемы национальных особенностей, национального характера, этнических ценностей изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе с античных времен (Геродот, Демокрит, Гиппократ) и до наших дней (Р.Берне, З.Фрейд, В.П.Зинченко, М.Н.Мамардашвили, Н.М.Лебедева, А.В.Сухарев).
В современной научной литературе проблема изучения ценностей рассматривается в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом и социологическом. Философско-методологические аспекты формирования ценностей представлены в работах В.Ю.Верещагина, И.Д.Калайкова, Б.С.Гершунского, Н.А.Бердяева и др.
Социально-психологические аспекты исследования ценностей стали предметом исследования таких ученых, как А.А.Бодалев, Г.А.Балл, Л.П.Гримак, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, О.С.Газман и др., включая авторов, занимающихся проблемой социализации через ценности (Н.С.Морова, А.В.Мудрик, Г.Н.Филонов, С.П.Иваненков, Л.В.Мардахаев). Педагогические аспекты формирования ценностей рассмотрены в трудах Н.А.Березовина, О.Л.Берак, В.Г.Бочаровой, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной, Н.Д.Никандрова, Б.Т.Лихачева и многих других исследователей.
В современной науке сформировалась необходимая база знаний для решения проблемы формирования этнокультурных ценностей личности, в частности:
- определена сущность национальной, этнокультурной социализации
личности (Ш.М.Алиев, Г.Н.Волков, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев);
- проанализированы ценностные ориентации, их структура, классификация
(С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, В.П.Ту гари но в);
- предложен методологический подход к формированию системы
7 ценностных ориентации (В.М.Богуславский, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев,
Н.Д.Никандров);
- разработаны теоретико-методологические основы этнокультурного
развития личности и поликультурного воспитания молодежи (Ш.М.-
Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, К.Ж.Кожахметова, Н.А.Корякина, Л.В.Кузнецова,
Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчинов);
предприняты попытки создания моделей этнопедагогического
воспитания (М.Б.Кожанова, Г.А.Никитин, М.Г.Харитонов, М.В.Чернова),
проектирования новых образовательных систем и технологий (Г.Н.Григорьев,
А.Б.Панькин) в различных педагогических формах организации учебной и
внеклассной работы в высших учебных заведениях.
Для нашего исследования важны также теоретические наработки в
рамках так называемых культурологических теорий, которые делают акцент на
анализе культурных ценностей (А.И.Арнольдов, В.А.Разумный, Э.Старленд,
Н.М.Лебедева, Ф.Клакхорн и т.д.) и образовательных ценностей современной
молодежи (В.А.КараковскиЙ, Т.В.Фомичева).
Культура как структурный элемент, формирующий систему ценностей и
ценностных ориентации у студентов - будущих педагогов, проанализирован в
трудах С.И.Архангельского, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина,
В.Г.Максимова и др.
Необходимо отметить, что труды многих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, но тем не менее остается недостаточно исследованной проблема формирования этнокультурных ценностей у студентов - представителей разных этносов, которая требует более глубокого изучения и анализа.
Актуальность исследования особенностей национальной культуры, этнических стереотипов и этнокультурных ценностей чувашского и русского этносов состоит в отсутствии современных эмпирических этнопедагогических исследований в данном регионе. Важность подобной работы определяется также возможностью прогнозирования и оптимизации социокультурного
8 взаимодействия народов, живущих на территории Чувашии — чувашей,
русских, татар, марийцев и др.
Актуальность темы исследования определяется противоречиями между:
- общими тенденциями к возрождению национальной культуры и
недостаточной востребованностью этнокультурного потенциала личности
студентов;
ценностно-нормативной системой общества и человеческими ценностями, идеалами современных студентов, индивидуальным мироощущением, этническими стереотипами;
- потребностью современного общества в формировании этнокультурных
ценностей личности, в возрождении национальных традиций и недостаточной
научной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Выделенные противоречия обусловили необходимость специального исследования, направленного на то, чтобы вывести ряд практических рекомендаций по разрешению создавшейся противоречивой ситуации.
Решение этих противоречий определило проблему нашего диссертационного исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования у будущих психологов этнокультурных ценностей в системе вузовского образования.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования»
В связи с вышеизложенным в диссертации поставлена цель исследования выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию системы этнокультурных ценностей студентов-психологов в системе вузовского образования.
Поставленная цель определила задачи исследования:
1. Рассмотреть ценности как фактор социализации личности студентов в высшем учебном заведении.
2. Раскрыть особенности формирования у будущих психологов
этнокультурных ценностей в учебно-воспитательном процессе вуза.
3. Разработать и апробировать модель процесса формирования
этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского
образования.
4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические
условия эффективного формирования у студентов этнокультурных ценностей.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в вузе.
Предметом исследования является процесс формирования
этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования.
Всего в исследовании с 1999 по 2006 год приняли участие 142 студента заочного отделения факультета педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова» и психологического факультета НОУ «Академия профессионального образования».
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования этнокультурных ценностей студентов в системе педагогического образования будет более эффективным, если создать следующие педагогические условия:
- реализация в вузе личностно-ориентированного и комплексного
подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;
включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной направленности;
создание духовно-насыщенной образовательной среды;
использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций.
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений реального мира, о роли многонациональной среды в процессе формирования
10 личности, концепции этнопедагогизации образовательного процесса,
фундаментальные положения о роли народных традиций и ценностей в
обучении и воспитании студентов.
Методологическим ориентиром для нас выступили современные исследования о механизмах становления личности (Д.А.Леонтьев, Б.Д.Эльконин, А.Г.Асмолов, И.С.Кон, В.В.Столин); о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества, современные теории этноса и этнического развития (Г.У.Солдатова, С.А.Арутюнов, И.Н.Афанасьев, В.А.Алексеев, Л.Н.Гумилев, Т.Н.Петрова, В.К.Шабельников); специфика национального влияния на формирование ценностей личности (О.ГЛопухова, В.А.Ядов, Г.М.Андреева, И.А.Климов, В.А.Караковский, В.А.Сухомлинский); разработка проекта формирования национальных ценностей личности в условиях многонациональной среды (Г.Н.Волков, Б.Н.Филиппов, Е.П.Белинская и др.).
Для выявления этнокультурных особенностей формирования ценностей студентов в системе вузовского образования нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов:
теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ психологической, педагогической, философской, социологической, этнографической, этнопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; моделирование исходных позиций исследования);
эмпирические (анкетирование, беседа, ранжирование, тестирование, анализ собственного и передового педагогического опыта);
экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
математической и статистической обработки данных (описательная статистика, качественный и количественный анализ среднестатистических данных).
Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечиваются реализацией проблемы исходных
теоретических и методологических принципов изучения; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; использованием методического инструментария, качественного и количественного анализа полученных данных, применением методов математической статистики и репрезентативностью выборки; опытом работы соискателя в качестве старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова». Научная новизна заключается в том, что:
разработана модель процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей в системе вузовского образования, компонентами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат;
- определены показатели сформированности у студентов этнокультурных
ценностей (толерантное отношение студентов к традициям, нормам и
ценностям представителей других этнических групп; позитивное отношение к
себе и родному народу, доброжелательное отношение к окружающим людям;
сформированность устойчивого интереса и положительной мотивации к
усвоению традиций и истории своего этноса; постоянное этнокультурное
самообразование и самосовершенствование; овладение знаниями об
общечеловеческих и национальных ценностях; сформированность у будущих
психологов таких этнокультурных ценностей, как природа, семья, учеба, язык,
труд, народные традиции, религия и т.д.);
- выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного
формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе
вузовского образования: реализация в вузе личностно-ориентированного и
комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;
включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной
направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды;
использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей,
12 способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной
культуры, самобытности, традиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования и вносят новые элементы в область изучения процессов формирования этнокультурных ценностей у будущих психологов в системе вузовского образования. В работе выявлены особенности формирования личности студентов в многонациональной среде и выработки у них определенной системы этнокультурных ценностей и традиций. Материалы исследования могут служить основой для проведения дальнейших исследований по данной проблеме.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования внедрена в учебно-воспитательный процесс вуза модель процесса формирования у студентов этнокультурных ценностей. Разработанная соискателем программа спецкурса «Этнические факторы социализации личности», способствующая формированию этнокультурных ценностей у будущих психологов, может быть успешно использована в практической деятельности педагогов и психологов общеобразовательных и высших учебных заведений.
Результаты исследования могут найти применение при разработке учебных пособий, используемых в работе преподавателей педагогических и гуманитарных вузов, педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, при курсовой переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.
Основные научные идеи исследования используются в учебно-воспитательном процессе Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова», НОУ «Академия профессионального образования» г.Чебоксары.
13 Хронологические рамки исследования охватывают 1999 - 2006 гг. Оно
включало несколько этапов:
Первый этап (1999 - 2001 гг.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций, анализ диссертационных исследований по проблеме исследования. Определение исходных положений исследования, его целей, задач, гипотезы, методов.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) - опытно-экспериментальный. В данный период в процессе педагогической деятельности уточнялась и проверялась правильность рабочей гипотезы, изучались личностные качества в процессе социализации, анализировались результаты исследований по формированию этнокультурных ценностей личности студентов, разрабатывалась программа, направленная на формирование национально-культурных ценностей личности в условиях многонациональной среды (на примере Чувашской Республики).
Третий этап (2004 — 2006 гг.) — обобщающий. Внедрение в практику результатов исследования (издание пособий, подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, написание научных статей). Оформление результатов эксперимента в виде кандидатской диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурные ценности как совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса обуславливают процесс становления и социализации личности, ее восхождение как к индивидуальности, так и к единству со своим народом. Чувашская Республика является полиэтнической средой со сложным национально-территориальным и административным устройством. Стабильность развития современного российского общества во многом зависит от правильного решения этнокультурных проблем с учетом происходящих в мире противоречивых и взаимосвязанных процессов глобализации и национальной идентификации. Стремление к сохранению собственных ценностей, традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве необходимой формы сохранения и развития этносов.
2. Модель процесса формирования этнокультурных ценностей у
будущих психологов в процессе высшего педагогического образования. Вуз выступает одним из основных социальных институтов, осуществляющих процесс этнокультурной социализации личности студентов в окружающей среде. Он призван формировать менталитет, национальный характер, возрождать этнические традиции и ценности, а также осуществлять воспитание исходя из принадлежности студентов к различным национальным группам населения.
3. Совокупность педагогических условий, способствующих
формированию национальных ценностей студентов в поликультурной среде.
Поликультурное образовательное пространство раскрывает взаимосвязь
общечеловеческих и национальных ценностей и выступает как среда
этнокультурной адаптации студентов. Учебно-воспитательный процесс в вузе
рассматривается как процесс освоения студентами этнической культуры в
целях формирования толерантности, готовности и умения жить в
много культури ой полиэтнической среде. Оптимальными условиями в этом
процессе являются: реализация в вузе личностно-ориентированного и
комплексного подходов в процессе формирования этнокультурных ценностей;
включение в образовательный процесс вуза спецкурсов этнокультурной
направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды;
использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей,
способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной
культуры, самобытности, традиций.
4. Сформированность этнокультурных ценностей у будущих психологов
в системе вузовского образования может быть определена на основании
следующих критериев: оптимизации взаимодействия представителей разных
этносов (толерантное отношение к традициям, нормам и ценностям других
этносов; позитивное отношение к себе и родному народу как важнейший
элемент доброжелательного отношения к окружающим людям);
этнокультурной идентификации личности (сформированность устойчивого
15 интереса и положительной мотивации у студентов к усвоению традиций
своего этноса; постоянное этнокультурное самообразование); направленности
личности с учетом ее ценностей, идеалов, потребностей (овладение студентами
достаточно глубокими и обширными знаниями об общечеловеческих и
национальных ценностях; сформированность у будущих психологов таких
этнокультурных ценностей как природа, семья, учеба, язык, труд, народные
традиции, религия).
Указанные тезисы получили развитие, конкретизацию и обоснование в диссертационном исследовании.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования апробированы и внедряются в жизнь в ходе лекционно-практической работы в Чебоксарском филиале ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова».
Промежуточные и итоговые результаты исследования докладывались на II съезде психологов Чувашии «Психология в изменяющейся России» (2002), международных научно-практических конференциях «И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе» (2003), «Проблемы этнолингводидактики в пол и культурной среде» (2004), межрегиональных и республиканских конференциях «Этнос и личность: исторический путь, проблемы и перспективы развития» (2003), «Современные тенденции развития семьи» (2004), «Психолого-педагогические, медико-социальные аспекты здорового образа жизни» (2004), «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» (2005). Апробация выводов исследования осуществлялась также путем публикации материалов.
Результаты опытно-экспериментальной работы учитывались при написании учебного пособия «Управление педагогической системой «школа» (2004). Разработан и апробирован спецкурс «Этнические факторы
социализации личности» (2005) для студентов очного и заочного отделений педагогических и гуманитарных вузов.
Отдельные аспекты исследуемой проблемы обсуждались на заседаниях кафедры истории образования, этно педагогики и яковлевоведения ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я.Яковлева» и кафедры педагогики и психологии Чебоксарского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова».
Объем и структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложений. В диссертации представлено 3 рисунка, 13 диаграмм и 11 таблиц. Список использованной литературы включает 228 наименований, из них 7 на иностранном языке. В конце диссертации представлен дополнительный материал в виде 10 приложений.
Ценности как фактор социализации личности
Категория ценности — одна из самых сложных в науке. Ценности направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время определяют его самосознание и мировоззрение. Они выступают для индивида как критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также самого себя. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, и, следовательно, основанием для познания социального мира.
Формирование ценностей и личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимодействий. Это положение вполне правомерно отмечено социологом Э.Дюркгеймом [71]. Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых».
Характерной чертой современного мира является его многополюсность, сегментность. Человечество реализует себя в разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций - все это полюсы, сегменты мировой цивилизации. Целостность мира не противоречит его многополюсности [178]. Главной причиной духовного кризиса современной личности выступает потеря ею свободы и человеческой целостности.
Формирование этнокультурных ценностей во многом связано с общей проблемой социализации личности. В социально-педагогической и 18 психологической литературе представлено множество определений понятия «социализация личности». В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. С точки зрения Л.А.Гордона социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [60]. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, к общечеловеческим и национально-этническим ценностям, средствам коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Известно, что социализация к новым условиям интенсивнее всего у людей с высшим образованием, у квалифицированных работников, в наиболее крупных городах. Это положение вполне оправдывает и проблему нашего исследования.
И.С.Кон [99] полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает . систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Для нашего исследования большое значение приобретает определение понятия «социализация», данное Ж.Пиаже: «Социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми» [154].
Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М.Андреева).
Мы разделяем и точку зрения Е.В.Андриенко [8]. Она утверждает, что сущность процесса социализации заключается в усвоении человеком социального опыта и использования его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, вуза, различных общественных
организаций. Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем
которых является человек.
Программа и ход опытно-экспериментальной работы
Чувашская Республика, входящая в Российскую Федерацию, полиэтнична; в ее составе - представители русского, чувашского, татарского, марийского, мордовского, украинского и других этносов. Исследования Г.В.Палаткиной [146], проведенные в 1997 году показали, что Ул из 730 опрошенных Среднего Поволжья чувствуют себя гражданами России, и только небольшая часть идентифицирует себя, прежде всего, со своей этнической группой.
В последнее время в Чувашской Республике стала проявляться нетерпимость к другой нации, культуре, индивидуальности, скорее всего это следствие глобальных политических и социальных изменений, произошедших в нашей стране. Это прослеживается при анализе материалов средств массовой информации, при непосредственном наблюдении за настроением людей в общественных местах, на улице, в транспорте и т.д,
В сельской местности с ущемлением своих национальных прав столкнулось больше людей, чем в городе. Настораживает тот факт, что защищать свои национальные интересы здесь люди готовы даже с применением силы [4, 40-42]. Человек настолько тесно связан со своей родной этнической средой, что, только находясь в ней, он может достигнуть максимального развития своих способностей, потребностей, ценностей. Он подвергается деструктивным изменениям, если оказывается в иной этнокультурной среде [63], Выросшие в зоне контакта люди не принадлежат ни к одному их контактирующих этносов, каждый из которых отличается оригинальными этническими традициями и ментальностью.
В последние десятилетия наблюдаются массовые миграционные потоки молодежи из сельских местностей в городскую среду. Об этом свидетельствуют многие данные официальной статистики, данные переписей последних лет 1989 и 2002 годов. Однако многочисленные исследования показывают, что эти «переселенцы» не всегда находят условия гибкой и безболезненной социализации или адаптации в городских условиях или в другой социально-культурной среде- Это вызывает известный «синдром» поиска путей и возможностей выхода из этой ситуации. Всего в нашем экспериментальном исследовании приняло участие 85 человек (59,9%) городской молодежи и 57 человек (40,1%) из сельской местности.
Для обозначения людей, находящихся на границе между двумя или более социально-культурными мирами, существует понятие «этнический маргинал». Термин маргинальность образован от латинского marginalis - пограничный, периферийный. Впервые данный термин был употреблен в 1928 году американским социологом, одним из основателей чикагской школы Робертом Эзра Парком [225]. Так, согласно Парку, «маргинальный человек» - индивид, находящийся на границе двух различных культур. К признакам маргинального человека он относил:
- серьезное сомнение в своей личной ценности;
- неопределенность связей с друзьями и постоянная боязнь быть
отвергнутым;
- тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижением;
- болезненная застенчивость в присутствии других людей;
- одиночество и чрезмерная мечтательность;
- излишнее беспокойство о будущем;
- боязнь любого рискованного предприятия;
- уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются [225, 114].
Немного позднее идея Р. Парка была поддержана и развита Эверетом Стоунквистим [228] в его монографии «Маргинальный человек» (1937). Понятие «маргинального человека» у Стоунквиста характеризует социального субъекта, участвующего в культурном конфликте. Им становится индивид, находящийся на краю каждой из культур, но не принадлежащей ни одной из них, Стоунквист рассматривает маргинального человека как ключевую личность в контактах культур: «стремясь интефироваться в доминирующую группу общества, члены подчиненных групп (например, этнических общин) приобщаются к ее культурным стандартам; формирующиеся таким образом «культурные гибриды» неизбежно оказываются в «маргинальной» ситуации — на краю доминирующей группы, никогда их полностью не принимающей, так и группы происхождения, отторгающей их как отступников» [228, 87].
Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются и где осваивающая пространство культура комбинирует, объединяет особенности обеих культур- И в центре этого переплетения — маргинальный человек, борющийся за то, чтобы быть лидирующей личностью «между двух огней». Что же касается Стоунквиста, то он полагал, что процесс адаптации может привести к формированию личности с новыми свойствами.
При определении этнической принадлежности мы учитывали не только национальность респондента, но и национальность его отца и матери. Исходя из этого, испытуемые были разбиты на три группы - чуваши, русские, этнические маргиналы.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Завершал опытно-экспериментальную работу контрольный эксперимент, направленный на выявление эффективности проведенного спецкурса «Этнические факторы социализации личности» и разработанной модели формирования этнокультурных ценностей студентов вуза в многонациональной среде.
Важной характеристикой этнокультурной идентичности и национальной культуры, выражающей чувство ответственности, готовности к активности и переживание своего «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля- Проведенный анализ показал некоторую специфику распределения значений локуса контроля Полученные данные позволяют констатировать, что у испытуемых контрольной группы произошло снижение интернальных характеристик личности, а экстернальные стали выше. То есть локализация контроля над значимыми этнокультурными событиями сместилась в сторону внешних факторов, т.е. общечеловеческих ценностей.
В экспериментальной группе у чувашей и русских наблюдаются высокие показатели интернальности по сравнению с начальным уровнем, а также снижение экстернальных характеристик личности. Испытуемые данной группы пересмотрели свои внутренние позиции, выделили для себя наиболее значимые факторы их социального развития. Хотя разница между экстернальным и интернальным локусами контроля не такая большая (у чувашей - 3,1, русских -1,1, этнических маргиналов - 0,4), все-таки сравнительные показатели начального и конечного уровней выявляют тенденцию сформированности наиболее важных характеристик психики и этнических стереотипов поведения.
У этнических маргиналов после проведенного эксперимента все также преобладают внешние характеристики личности, но показатели уже не имеют такой большой разбросанности- Таким образом, в данной этнической группе можно выделить средний уровень степени независимости, самостоятельности и активности во взаимодействии с другими этносами, в достижении своих жизненных целей и формировании собственных этнокультурных ценностей