Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы освоения учащимися национальной музыкальной культуры в среднем профессиональном образовании 13
1.1. Сущность и содержание обучения учащихся музыкального колледжа 13
1.2. Базовые положения технологии освоения национальной музыкальной культуры 40
ГЛАВА 2. Реализация педагогической технологии освоения учащимися национальной музыкальной культуры в среднем профессиональном образовании 70
2.1. Выявление специфики хакасской музыкальной культуры в процессе ее освоения 70
2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии освоения хакасской музыкальной культуры учащимися музыкального колледжа 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 150
- Сущность и содержание обучения учащихся музыкального колледжа
- Базовые положения технологии освоения национальной музыкальной культуры
- Выявление специфики хакасской музыкальной культуры в процессе ее освоения
Введение к работе
Актуальность исследования. Музыкальная культура любого народа, как неотъемлемая часть его духовной культуры является конкретно-историческим выражением времени и опыта народа, от изучения и сохранения которого зависит ее дальнейшее развитие. В современных условиях тесных межкультурньтх взаимодействий, под которыми мы понимаем различные процессы взаимовлияния и взаимообогащения культур, в организации музыкального обучения возрастает значимость освоения национальной музыкальной культуры в связи с направленностью на подготовку музыкантов, способных к изучению, сохранению, развитию и распространению этой культуры. Актуальность исследования обусловлена значимостью сохранения национально-региональных культур народов России и необходимостью подготовки специалистов-музыкантов к профессиональной деятельности в условиях конкретного региона.
Однако анализ содержания учебных программ музыкального обучения и широкой педагогической практики в системе музыкального образования Хакасии показывает, что освоение национальной музыкальной культуры не рассматривается как объект целенаправленного обучения. Разучивание двух-трех произведений национальных композиторов за весь период обучения без систематического изучения национальной культуры и учета специфики национальной хакасской музыки не может сформировать устойчивое позитивное отношение к духовным ценностям этой культуры и мотивацию к ее сохранению, развитию и распространению. Поэтому в современных условиях актуализации этнокультурного образования в музыкальном обучении принципиальное значение приобретает разработка учебного содержания и технологий, ориентированных на систематическое усвоение духовных ценностей национальной культуры на основе постижения специфических особенностей национальной музыки.
Исследованием генезиса культуры южно-сибирских тюрков и процесса формирования художественной культуры Саяно-Алтайского нагорья занимались Н.Ф.Катанов, Г.Г.Котожеков, Л.Р.Кызласов; изучению традиций художественной культуры хакасов посвящены работы В.Е.Майногашевой, П.А.Троякова, М.А.Унгвицкой; осмысление сущности хакасской музыкальной культуры, особенностей хакасского народного и профессионального творчества, специфики национального музыкального инструментария стало основой трудов А.А.Асиновской, А.А.Кенеля, А.К.Стоянова. Разработкой проблемы изучения хакасской музыкальной культуры на уроках музыки в общеобразовательной школе занимались Н.П.Шишлянникова, Л.Ю.Мазай.
Исследование педагогических проблем освоения хакасской музыкальной культуры учащимися в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях конкретного национального региона и анализ практики по реализации этнокультурного наследия в обучении учащихся среднего профессионального образования выявили противоречия:
между современной тенденцией к актуализации этнокультурного компонента в музыкальном обучении и недостаточной разработанностью технологий освоения национальной музыкальной культуры, учитывающих ее конкретные особенности;
между огромным духовно-нравственным потенциалом хакасской культуры, богатством ее музыкальных фольклорных традиций и отсутствием целенаправленного изучения учащимися особенностей национальной музыкальной культуры, ориентированного на формирование ее понимания как органической части целостной системы духовных ценностей хакасской культуры;
— между актуализирующимися этнокультурными интересами в
воспитании музыкантов, способных сохранять, развивать и распространять
хакасскую музыкальную культуру, и весьма ограниченным освоением учащимися произведений композиторов Хакасии в процессе обучения.
Указанные противоречия выявили проблему музыкального образования учащейся молодежи: сохранение, развитие, популяризация национальной музыкальной культуры и обусловили выбор темы исследования: «Педагогические особенности освоения учащимися хакасской музыкальной культуры в среднем профессиональном образовании».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую технологию освоения хакасской музыкальной культуры учащимися среднего профессионального образования.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся в сфере среднего профессионального образования.
Предмет исследования: процесс освоения хакасской музыкальной культуры будущими преподавателями детских музыкальных школ.
Задачи исследования:
Проанализировать своеобразие хакасской музыкальной культуры на основе изучения философско-культурологической, музыкально-педагогической и этнографической литературы.
Выявить педагогические особенности освоения учащимися хакасской музыкальной культуры и разработать технологию этого процесса.
Экспериментально проверить эффективность педагогической технологии освоения хакасской музыкальной культуры учащимися среднего профессионального образования.
Поставленные задачи конкретизированы в следующей гипотезе: освоение учащимися национальной музыкальной культуры станет более эффективным, если педагогические особенности этого процесса будут:
базироваться на специфике национальной музыкальной культуры Хакассии, видов и жанров народного музыкального творчества, на его
интонационно-импровизационной сущности, стимулирующей творческую деятельность обучающихся;
реализовываться в технологии, направленной на формирование системы знаний, позитивного отношения к духовным ценностям национальной культуры, на воспитание мотивации обучающихся к ее изучению, сохранению, распространению. Методологической основой исследования послужили:
общеметодологический принцип историзма с применением хронолого-статистических методов и труды по философии и культурологии (А.Г.Агаев, Н.А.Бердяев, Г.Д.Гачев, М.С.Каган, Г.Г.Котожеков, А.Ф.Лосев, Б.П.Юсов);
аксиологический подход, раскрывающий понимание общечеловеческих и духовных ценностей как сущности культуры, а культуры как практической реализации этих ценностей (Г.П.Выжлецов);
основные психолого-педагогические положения развивающего обучения в общей и музыкальной педагогике (В.И.Авратинер, Е.В.Бондаревская, Т.Н.Воронова, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Г.Каузова, А.В.Малинковская, Г.С.Тарасов, М.Э.Фейгин, В.А.Школяр);
деятельностный подход в музыкальном обучении, труды по твоческому развитию учащихся (Л.В.Горюнова, Е.П.Кабкова, С.С.Ляховицкая, Л.В.Школяр);
теоретические положения освоения музыки на интонационной основе (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский. В.В.Медушевский, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин);
труды по музыкальной культуре хакасов (А.А.Асиновская, А.А.Кенель, А.К.Стоянов, В.Н.Шевцов) и исследования специфики музыкальной культуры народов Сибири (Т.А.Роменская, Ю.И.Шейкин).
В значительной мере исследованию особенностей хакасской музыкальной культуры способствовало изучение архивных материалов:
рукописных фондов Хакасского научно-исследовательского института: 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 392, 439, 501;
материалов фондов Государственного архива Республики Хакасия (ГАРХ): документов фонда № 606 «А.А.Кенель» (38, 41, 42, 43, 55, 68, 69, 70, 83, 128, 130);
- фондов Филиала Центрального Государственного архива Республики
Хакасия (ФЦГАРХ): документов 1109, 1355, 1472, 1616;
- фондов Абаканского музыкального училища (№ 577) и Хакасского
областного отдела управления культуры (№ 647)
материалов Центра изучения музыкальной культуры Сибири и Дальнего Востока при Новосибирской консерватории - ценной коллекции записей вариантов звукоподражаний, отражающих особенности быта хакасов;
в качестве источниковедческого материала были использованы Труды Первого Сибирского краевого научно-исследовательского съезда в г. Новосибирске (1927г.) и Материалы I Международного симпозиума «Чатхан: история и современность» (1996г.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ философско-культурологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и этнографической литературы; обобщение личного педагогического опыта; педагогический эксперимент, тестирование, опрос, собеседование, анализ творческих работ учащихся, обсервационные методы (целенаправленное прямое и косвенное наблюдение); методы математической обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования.
Обобщен и систематизирован источниковедческий материал по хакасской музыкальной культуре, в научный оборот введено значительное количество архивных материалов, раскрывающих специфику национальной музыкальной культуры Хакассии и послуживших основой разработки адекватной педагогической технологии ее освоения.
Выявлены педагогические особенности освоения учащимися национальной музыкальной культуры, базирующиеся на взаимодействии изучения специфики национальной музыки и принципов развивающего обучения, заключающиеся в рассмотрении интонационно-импровизационной сущности национальной музыки как основы освоения национальной музыкальной культуры и в опоре на творческую деятельность самих обучающихся.
Представленная технология освоения учащимися хакасской музыкальной культуры направлена на формирование системы знаний, позитивного отношения к духовным ценностям национальной культуры (педагогический компонент), воспитание мотивации обучающихся к изучению, сохранению и распространению хакасской музыки (мотивационно-культурный компонент).
В рамках технологии разработан специальный метод моделирования музыкальных композиций, расширяющий возможности освоения национальной музыкальной культуры и обеспечивающий оптимальные условия для развития творческого потенциала учащихся в условиях индивидуальных занятий в классе инструментально-исполнительской подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «национальная музыкальная культура» как сложной системы, синтезирующей национально-специфическое (этническое), национально-особенное (народное), инонациональное (результат межкультурных взаимодействий) и являющейся конкретно-исторической и при этом высшей формой проявления этнического.
Создан теоретический курс «История музыкальной культуры Хакасии», ориентированный на изучение особенностей национальной музыки и являющийся основой для практического освоения учащимися произведений с национально-региональной тематикой.
Разработаны критерии и показатели эффективности освоения национальной музыкальной культуры (знаниевый, эмоционально-ценностный, творческо-практический), соответствующие диагностические материалы для проверки уровня сформированное: знаний по хакасской музыкальной культуре, позитивности отношения к ее духовным ценностям и готовности обучающихся к исполнительской и творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в следующем. Теоретический и фактический материал курса «История музыкальной культуры Хакасии» будет востребован в дальнейших исследованиях региональной культуры, при подготовке учебных пособий по изучению хакасской музыкальной культуры.
Представленная технология освоения хакасской музыки в условиях индивидуальных занятий в инструментально-исполнительском классе может быть использована как в процессе изучения дисциплин национально-регионального компонента Основной образовательной программы, так и дисциплин федерального компонента («Специальный инструмент», «Концертная практика», «Педагогическая практика»), дисциплин по выбору («Изучение современного репертуара», «Музыка XX века» и др.); а также в системе повышения квалификации учителей детских музыкальных школ, школ искусств и общеобразовательных школ Хакасии. Технология может быть применена при решении проблем реализации этнокультурного компонента в музыкальных образовательных учреждениях других национальных регионов.
Достоверность результатов исследования обеспечена
методологической обоснованностью теоретических позиций и практической деятельности, применением комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, результатами опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является музыкальный колледж Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.
Этапы исследования.
На первом этапе (1997—2000 гг.) осуществлялся анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, был собран и проанализирован архивный и опубликованный материал по истории хакасской музыкальной культуры, исследованы и систематизированы ее особенности, намечены основы для разработки технологии освоения национальной музыкальной культуры и подходы к обоснованию выбранного направления исследовательской работы.
На втором этапе (2001-2005гг.) проводился целенаправленный эксперимент по реализации разработанной технологии освоения национальной музыкальной культуры и произведений хакасских композиторов, в обучение учащихся колледжа был введен курс «История музыкальной культуры Хакасии». В условиях индивидуальных занятий проводилась опытно-поисковая работа, включающая апробацию методов и приемов создания концертных обработок произведений хакасских композиторов и моделирования музыкальных композиций.
На третьем этапе (2006-2008гг.) были уточнены теоретические и методические положения, обработаны и обобщены результаты исследования и оформлен текст диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях соискателя и публикации материалов на различных уровнях: на I Международном симпозиуме «Чатхан: история и современность» (Абакан, 1996 г.); межрегиональном семинаре-практикуме «Актуальные проблемы фортепианного исполнительства и педагогики» (Красноярск, 1996 г.); межрегиональном семинаре «Этносоциальные процессы в Сибири» (Абакан, 1998 г.); межвузовской научно-практической конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» (Абакан, 1996 г.); региональных научно-теоретических конференциях «Кенелевские чтения» (1999г.) и «Педагогические чтения» (2000 г.); республиканских семинарах-практикумах «Актуальные проблемы музыкальной педагогики» (2001-2002 гг.); на
республиканских научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование: опыт и проблемы» (2006 г.); «Формирование профессиональной компетентности и социальной мобильности будущего специалиста» (2007 г.); при проведении мастер-классов для учителей музыкальных школ республики по реализации принципов развивающего обучения в музыкальном образовании.
Помимо этого, о внедрении результатов исследования свидетельствуют творческо-исполнительские работы учапщхся колледжа на Смотре-конкурсе пианистов национальных республик и Восточной Сибири, 2001 г. (О.Конгарова. Диплом за исполнение собственной музыкальной композиции по произведениям хакасских композиторов); на V Межрегиональном конкурсе исполнительских работ им. А.А.Кенеля, 2004 г. (В.Вернер — 1-е место, Е.Жихарева и Ю.Поступинская — 2-е место); на Смотре-конкурсе пианистов национальных республик и регионов Восточной Сибири, 2006 г. (О.Кострова — 1 премия); на Международном смотре-конкурсе учащихся — пианистов стран Азии, 2007 г. (Монголия, г.Улан-Батор, А.Пирлей - 2 премия). В качестве экспертов на конкурсах выступали профессора, доценты музыкальных вузов Москвы, Новосибирска, Красноярска, Монголии, Кореи и преподаватели музыкальных училищ Сибири, входящие в составы жюри. По результатам исследования опубликованы 13 работ. На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогические особенности освоения учащимися национальной музыкальной культуры заключаются в рассмотрении интонационно-импровизационной сущности национальной музыки, видов и жанров народного музыкального творчества как основы освоения национальной музыкальной культуры и базируются на взаимодействии изучения специфики национальной музыки Хакассии и принципов развивающего обучения. Данное взаимодействие реализуется в технологии, направленной на формирование национального интонационно-музыкального «словаря» учащихся на основе
накопления, систематизации характерных интонаций и углубления понимания смысловой выразительности музыкального высказывания.
Метод моделирования музыкальных композиций, расширяющий возможности освоения национальной культуры и обеспечивающий развитие творческого потенциала каждого ученика. Создавая предпосылки для убедительного воплощения собственного художественного замысла, он предполагает: углубленное освоение учащимися национальной музыкальной культуры в единстве народного и профессионального музыкального творчества, типов хакасского народного интонирования (песенного, речевого, возгласного, звукоподражательного) и особенностей инструментальных наигрышей.
Основой практического освоения учащимися исполнительского репертуара с национально-региональной тематикой является разработанный в исследовании курс «История музыкальной культуры Хакасии», направленный на изучение музыкально-специфических особенностей разных форм и жанров национального народного и профессионального творчества, ориентированный на формирование позитивного отношения обучающихся к духовным ценностям хакасской культуры.
Сущность и содержание обучения учащихся музыкального колледжа
Главной задачей среднего профессионального музыкального образования (далее СПО) является воспитание специалиста, обладающего основательной музыкально-теоретической подготовкой и полным комплексом исполнительских и технологических навыков игры на инструменте для работы в качестве преподавателя и концертмейстера в детских учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, школах искусств и т.п.). В соответствии с государственными требованиями СПО к уровню подготовки выпускника по специальности «Инструментальное исполнительство», содержание образования имеет практическую направленность, которая обусловливает главную задачу музыкального обучения в среднем учебном заведении - целенаправленное формирование профессиональных знаний, умений, навыков в процессе воспитания специалиста.
Передача одним субъектом музыкально-педагогического процесса (преподавателем) теоретических знаний и практических умений и их активное, осознанное освоение другим субъектом (учеником) составляют сущность процесса музыкального обучения, главным условием эффективности которого является активная познавательная деятельность самого обучающегося.
Учебный процесс, рассматриваемый нами как система, включает цели, задачи, субъекты музыкально-педагогического процесса, его содержание, принципы, формы, методы и требования к результатам («модель выпускника СПО»).
В исследовании А.В.Малинковской «Принципы построения «моделей специалиста» в современном музыкальном образовании» обосновываются три принципа подхода к «моделированию»: принцип соответствия модели социальным условиям и требованиям к деятельности специалиста; принцип идеала выпускника, выраженный через оптимизм его личностно-профессиональных качеств и характеристик; принцип структурного соответствия модели среднего звена модели высшего звена.
С первым принципом «связана необходимость определения специфики той подготовки, которую получает выпускник каждого из звеньев музыкального образования» [А.В.Малинковская. 93, с. 7], что в обосновании модели выпускника СПО означает первостепенное значение профессионализма. В соответствии с требованиями Государственного стандарта СПО и практической направленностью подготовки содержание музыкального обучения включает конкретные профессиональные знания, умения и навыки.
Основу содержания музыкального обучения в классе составляют научно-теоретические и практические знания, включая знания особенностей исполнения произведений разных эпох, стилей, форм, жанров; художественно-выразительных возможностей инструмента; методики разучивания исполняемых произведений и обучения игре на инструменте.
Следующей составляющей содержания музыкального обучения является формирование умений - эффективного выполнения действий по исполнению произведений разных эпох, стилей, форм, жанров, по использованию многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения художественного замысла, по применению художественно-оправданных технологических приемов и поиску интерпретаторских решений, соответствующих эмоциональным состояниям и художественной образности музыкальных произведений.
Базовые положения технологии освоения национальной музыкальной культуры
Исходя из того, что «специфика моделирования подготовки выпускника вытекает из «социального заказа» [А.В.Малинковская. 93, с. 8] как необходимости подготовки выпускников колледжа к практической деятельности в условиях конкретного национального региона, «к жизни в определенном культурном пространстве» [Е.В.Бондаревская. 24, с. 31], и актуальности включения в основную профессиональную программу среднего музыкального образования дисциплин национально-регионального компонента, рассмотренных в предыдущем параграфе исследования, необходимо отметить, что в музыкальном обучении принципиальное значение приобретает разработка технологий освоения национальных культур малых народов, технологий, ориентированных на формирование позитивного отношения учащихся к духовным ценностям национальной культуры, положительной мотивации к ее изучению, сохранению, распространению. С учетом актуальности проблемы нами разработана технология освоения хакасской музыкальной культуры учащимися музыкального колледжа.
В ее разработке мы основывались на понимании сущности педагогической технологии как «содержательной техники реализации учебного процесса» [В.П.Беспалько. 105, с. 6]. В соответствии с определением Г.К.Селевко трех аспектов рассмотрения сущности понятия «педагогическая технология» (научного, процессуально-описательного и процессуально-действенного) [105, с. 6], в нашем исследовании понятие «педагогической технологии» представлено в процессуально-действенном аспекте, в качестве реального процесса обучения.
Методологическим ориентиром в разработке технологии избрана идея развивающего обучения: мы основывались на фундаментальной теории развивающего обучения Л.С.Выготского о зонах ближайшего развития и обучения, «идущего впереди развития» [33, с. 331]; содержательного наполнения понятия «развивающее обучение» как активно-деятельностного способа познания В.В.Давыдова [45, с. 10] и концепции обучения Л.В.Занкова, опирающейся на развитие познавательных способностей и творческого потенциала личности.
Основываясь на понимании интонации как «исходной субстанции в постижении музыки» [Г.М.Цыпин 144, с. 136], за основу конструирования педагогического процесса как педагогической технологии мы взяли именно постижение интонационной сущности хакасской музыки как одного из перспективных направлений освоения национальной музыкальной культуры, суть которого заключается в ощущении и понимании интонации как музыкально-выразительной сущности, осмыслении конструктивно-логической организации интонационного материала.
Содержание процесса освоения составляет формирование национального интонационно-музыкального «словаря» учащихся на основе накопления, систематизации интонаций и интонационных комплексов, выявление специфических приемов развития материала (ритмических, темброво-гармонических, имитирования, цитирования и др.) и углубление понимания смысловой выразительности высказывания.
Педагогические особенности освоения учащимися национальной музыкальной культуры, базирующиеся на взаимодействии принципов развивающего обучения, обеспечивающих субъектно-деятельностный подход, приоритетность диалогического взаимодействия преподавателя и ученика, заключаются в постижении интонационно-импровизационной сущности национальной музыки, различных видов и жанров народного музыкального творчества как основы освоения национальной музыкальной культуры и в опоре на творческую деятельность самих обучающихся.
Под «освоением» мы имеем в виду не только то, что «освоение -действие по значению глагола «освоить», то есть действия по усвоению определенных знаний и приобретению навыков в их использовании [Словарь русского языка. 123, с. 644]. Применяя термин «освоение», мы придерживаемся точки зрения Е.Ю.Глазыриной, уточняющей, что под «освоением» имеется в виду осознанное понимание музыкальной культуры через переживание, «прочувствование», а не только через логику доказательств, свойственную термину «изучение»: «освоить» означает «сделать достоянием своего внутреннего мира» [37, с. 26].
Выявление специфики хакасской музыкальной культуры в процессе ее освоения
Основываясь на базовых теоретических положениях нашей технологии освоения национальной музыкальной культуры, изложенных в первой главе, во второй главе мы представляем ее в процессуально-действенном аспекте, в качестве реального процесса обучения. Исходя из понимания интонации как «исходной субстанции в постижении музыки» [Г.М.Цыпин 144, с. 136], за основу конструирования педагогического процесса как педагогической технологии мы взяли именно постижение интонационной сущности национальной музыки, видов и жанров народного творчества, формирование национального интонационно-музыкального «словаря» учащихся на основе накопления, систематизации интонаций и интонационных комплексов, выявление специфических приемов развития материала (ритмических, темброво-гармонических, имитирования, цитирования и др.) и углубление понимания смысловой выразительности высказывания.
Исследуя процесс освоения национальной музыки, важно отметить, что она сама по себе является специфическим способом общения. Исходя из того, что музыка - это язык чувств, эмоций, переживаний, которые, по выражению А.Л.Готсдинера, «в сложно преобразованном виде зафиксированы в звуковысотном, тембровом, ритмически организованном и динамическом ряду в музыкальной фактуре» [41, с. 93], мы приходим к выводу о необходимости особого внимания проблеме обучения учащихся пониманию музыкальной речи. Способность воспринимать и понимать музыку формирует комплекс музыкальных представлений, на основе которых, в свою очередь, формируется художественно-образное исполнительское искусство, сущностью которого является «сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями» [Г.Г.Нейгауз. 103, с. 16].
При исследовании вопросов происхождения музыкальной речи, возникает необходимость обращения к проблемам возникновения искусства в целом. По утверждению А.Я.Зися: «Язык красок, линий, звуков и т.д., которым пользуется искусство, возник не просто потому, что в реальном мире существуют краски, линии и звуки. Язык этот мог возникнуть и действительно возник в силу того, что краски, звуки, формы и т.д. приобрели определенное значение в жизни людей, получили выразительный смысл» [52, с. 8]. Иначе говоря, музыка, «не эквивалентна чувственно воспринимаемым вещам, но эквивалентна их переработке в сознании» [Н.А.Дмитриева. 46, с. 49].
Интонационная природа музыки является главной характеристикой музыкально-исполнительского искусства, что обусловило появление множества определений понятия «музыкальная интонация». Признавая музыку «искусством интонируемого смысла», Б.В.Асафьев определяет интонацию как «звуковыраженную мысль» [9, с. 94-98]. Понимание интонации как семантической единицы музыкального языка характерно для исследований Б.Л.Яворского и В.Б.Носиной. Сущность интонации как элемента системы музыкально-выразительных средств, являющегося носителем определенного художественного смысла, раскрывается в работах М.С.Красильниковой и Е.Д.Критской. В исследованиях В.В.Медушевского обосновывается, что интонационно мыслить — «значит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию... героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами» [97, с. 268], так как именно интонация дает информацию о характере, темпераменте, возрасте, мимике, жестах и ситуативных реакциях персонажей в произведении [98, с. 39-48].