Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Музыкальная среда как интегральный показатель развития культуры личности.
1.1. Сущность, формы и методы построения педагогически организованной музыкальной среды в исторической ретроспективе 24
1.2. Педагогически организованная музыкальная среда в творчестве выдающихся педагогов-музыкантов XX века 40
1.3. Специфика формирования духовных ценностей современной молодежи в процессе становления личности 64
Выводы I главы 88
Глава II. Теоретико-методологическое обоснование значения эстетического воспитания для развития духовной культуры молодежи
2.1. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры молодежи 91
2.2. Воспитание духовной культуры растущего человека через синтез искусств в пространстве педагогически организованной музыкальной среды 123
Выводы II главы 135
Глава III. Педагогическая модель музыкальной среды в образовательном процессе: сущностная характеристика, структура, развивающий потенциал
3.1. Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения 139
3.2. Структура динамической модели музыкальной среды, направленной на становление духовной культуры личности 156
3.3. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды 174
Выводы III главы 195
Глава IV. Практическое изучение особенностей развития духовной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в условиях педагогически организованной музыкальной среды
4.1. Структура и основания организации опытно-экспериментальной работы 199
4.2. Влияние педагогически организованной музыкальной среды на развитие духовной культуры молодежи 206
4.3. Результаты формирующего этапа эксперимента на трех возрастных уровнях и их взаимосвязь с задачами развития профессиональной готовности студентов музыкально-педагогических факультетов 229
Выводы IV главы 244
Заключение 248
Приложение 253
Список литературы 341
- Сущность, формы и методы построения педагогически организованной музыкальной среды в исторической ретроспективе
- Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры молодежи
- Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения
Введение к работе
Важнейшей проблемой современного высшего педагогического образования в нашей стране является формирование личности учителя, обладающего новаторским стилем научного мышления, широким кругозором, отличными профессиональными способностями, духовной культурой. Именно от учителя, его социальной активности и присущих ему нравственных качеств в значительной мере зависит успех начинаний и преобразований в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Развитие новых тенденций в педагогике тесно связано с процессами перестройки высшего педагогического образования, с ориентацией этого образования на личность учителя.
Важнейшие документы, отражающие государственную образовательную политику, такие, как Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция художественного образования и др. подчеркивают необходимость воспитания культурного человека. Возможность осуществления этой цели в масштабах государства открывается при наличии развитой педагогически организованной среды, центральное место в которой должна занимать педагогика искусства. Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие детей непременно должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве художественной среды, но и продуцирущие, создающие такую среду. Это позволит глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Л.С.Выготский, М.С.Каган, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьев, Г.М.Цыпин, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, О.С.Ушакова и др.).
Современные исследования по проблемам обновления всей системы образования выявили существенные недостатки формирования духовной культуры молодежи и юношества. Изучению путей нравственного воспитания подрастающего поколения посвящены труды Л.М. Архангельского, Н.И.
Болдырева, Г.Н. Волкова, В.Е. Гмурмана, Н.К. Гончарова, О.Г. Дробницкого, И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, И.Ф. Свадковского, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова и др.
Вместе с тем, многолетнее игнорирование огромного значения искусства в становлении духовности и нравственных ориентиров личности является одной из причин снижения уровня культуры и утраты ценностных основ нашего общества, особенно в молодежной среде. Сегодня возникает потребность в принципиально новых формах образовательной системы, способной вооружить будущих учителей такими чрезвычайно важными качествами, как инициативность, ответственность, предприимчивость, профессиональная мобильность, духовно-нравственные устои. Именно в этом мы видим основную проблему, на решение которой направлено данное исследование.
В настоящее время существует представительный ряд определений понятия «культура». Многие философы полагают, что культура — это все то, что не является природой, или собственно природа, но преобразованная, измененная человеком (Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье, К. Леви-Стросс). В этом контексте особенное значение приобретает процесс усвоения нравственных ценностей как составной части культуры, а также такие ее категории, как проявления добра и зла, табу, моральные запреты и одобрения.
Необходимо отметить, что актуальность данных позиций подтверждается тем фактом, что близкие идеи высказывают современные отечественные исследователи проблемы подготовки специалистов в высшей школе (В. Д. Шадриков, Ломов, Сластенин, Митина, Климов, Зимняя и др.).
Учеными установлено, что фундаментом формирования личности современного молодого человека является его духовная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень самосознания. Согласно теоретическим положениям данного исследования, именно эти компоненты должны стать основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, в частности, учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете.
Другим ведущим направлением авторской концепции исследования стала опора на педагогический потенциал искусства. Искусство — необходимая часть жизни человечества. Именно с искусством связана проблема духовности, необычайно остро стоящая в нашем обществе. С этим связаны и поиски путей воспитания духовной культуры растущего человека, обращение к данной проблеме уже в самом начале его пути. Духовность противоположна обыденности, повседневности. Она проявляется в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательном стремлении усовершенствовать себя.
Также как и культура, духовность не укладывается в пределы эмпирики. Духовность возвышает человека над повседневностью, над эмпирией, внутренне освобождает его от материальных, социальных, психических зависимостей. Однако это освобождение не должно переходить в свою крайнюю форму — форму эскапизма (ухода), что может привести к утрате одухотворенности. Эмпирия, осуществляющаяся в пространстве культуры столь же необходима человеку, как и внутренняя свобода.
Качество внутренней свободы присуще только одухотворенному человеку, осознающего свою свободу как возможность своей же творческой самореализации. Творчество создает культурные ценности и представляет собой проявление духовных сил и способностей человека. Этот процесс происходит в полной мере только внутри культурной среды, и, таким образом, область образования, как никакая другая нуждается в педагогической организации этой среды.
Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Вопросы воздействия музыкальной среды рассматривались такими учеными, как Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, 3. Кодай, К. Орф, Р. Штайнер и др., однако современность, с ее контрастными, подчас
противоречивыми проявлениями и тенденциями ставит все новые вопросы на пути решения этих задач.
В музыкальной педагогике высшей школы сформировались разнообразные
подходы к содержанию, формам, методам профессиональной подготовки
студентов музыкально-педагогических факультетов. Наиболее
фундаментальные теоретические положения отражены в исследованиях О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В.И. Муцмахера, Г.Н. Падалки, Л.А. Рапацкой, М.И. Ройтерштейна, Н.В. Соколовой, Р.А. Тельчаровой, Г.М. Цыпина и др. Однако теория и практика подготовки учителя музыки, педагога, который формирует нравственные и духовные основы у подрастающего поколения, свидетельствуют, что очень многие проблемы данной области еще недостаточно разработаны, в том числе, и вопрос подготовки специалиста, способного к созданию педагогически организованной музыкальной среды.
Особенностью воздействия музыкальной среды на человека является ее уникальная способность проникновения во внутренний мир слушателя. «Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. И, в первую очередь, песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека» (Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям. //Советская Россия, №136, 23 октября 2004 г.).
Формирование музыкальной культуры человека с помощью определенным образом организованной среды происходит, в том числе, и в процессе последовательного накопления опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыкальных и речевых интонаций, указывал, что через интонацию музыка, подобно речи, раскрывает все богатство и разнообразие эмоционально-смыслового содержания звучащего мира.
Педагогика музыкального образования тесно взаимосвязана с другими
науками, в частности, с философией, психологией. Необходимо отметить, что философия и педагогика - древнейшие, уникальные области духовно-творческой практики человека. Педагогика музыкального образования на всех этапах своего развития, так или иначе, обращалась к философии и использовала накопленный ею опыт для осмысления и решения собственных проблем.
Подобное наблюдалось и в философии, представители которой порой вплотную приближались к проблемам теории и практики музыкального образования, обогащая, таким образом, и методологию науки и ее практику (Платон, Аристотель, Боэций, Г.В.Ф. Гегель, П.А. Флоренский и др.).
Результатом взаимодействия философии и педагогики музыкального образования может и должно стать главное — выработка таких знаний, которые станут основой осмысления и решения актуальных проблем музыкального образования.
В последнее время взаимодействие педагогики музыкального образования и философии наполняется новым содержанием, в котором доминирующее значение приобретает проблема формирования мировоззрения личности (педагога, ученика). При осмыслении сущности данного феномена педагогика музыкального образования опирается, прежде всего, на выдвигаемое философией системно-целостное понимание личности и ее важнейшей духовно-нравственной константы - мировоззрения.
Согласно этой методологической позиции мировоззрение педагога-музыканта предстает как особая форма сознания его целостной личности, его одухотворенного разума, как способ и результат освоения им ценностей своего жизненного и профессионального бытия.
Мировоззрение педагога-музыканта обусловливает специфику профессионального взаимодействия с ведущими субъектами художественно-педагогического процесса - с музыкой и с учащимися. Многообразие проявлений и специфический (прежде всего, эмоционально-эстетический, личностно-творческий) характер этого взаимодействия свидетельствуют, в свою очередь, о таком содержательном свойстве мировоззрения педагога-музыканта,
как динамичность, или подвижность.
Исходя из этого, мировоззрение педагога-музыканта правомерно рассматривать как состояние-процесс, отличающийся своим духовно-эстетическим содержанием (эмоциональной наполненностью и творческой экспрессией) и направленный на ценностно-смысловое постижение окружающей действительности и самого себя.
Для музыкальной педагогики проблема формирования личности учителя-музыканта определяется спецификой всей его практической деятельности. Необходимость духовного возрождения нашего общества как никогда назрела и стоит одной из главных задач перед исследователями, педагогами, учителями музыки в школах. О необходимости обращения к духовной сфере воспитания подрастающего поколения писали в своих трудах Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский.
Так, Д.С. Лихачев отмечал, что для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Лихачев Д.С. Прошлое -будущему: статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. - С. 574).
В рамках музыкального образования урок музыки - важный компонент становления духовной культуры личности. Общим содержанием и задачей музыкального образования во всех его формах является освоение музыкальных ценностей, приобщение к миру музыки во всех его аспектах с целью гармонического развития личности, формирования духовной культуры, эстетической стороны мировоззрения. Однако эффективность уроков музыки зависит не столько от программ и методик, методов и приемов, сколько от личности самого учителя музыки, его профессионального мастерства, его духовного совершенства..
Особенностью музыкально-педагогической деятельности является ее универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков
учителя-музыканта, который должен вести педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую и исследовательскую работу, всей своей деятельностью стремящегося к созданию педагогически организованной музыкальной среды, способной оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения. При этом задача педагога-исследователя состоит в том, чтобы осмыслить, обобщить и определить новые пути и методы на базе исторических национальных корней для развития новой модели музыкального образования XXI века.
Пространство и среда рассматривались как определяющий фактор в формировании личности такими учеными, как В.И. Вернадский, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, К. Леви-Стросс, А.И. Панченко, А.Г. Раппопорт, Э.Б. Тайлор, П.А. Флоренский, С.А. Хан-Магомедов.
Пространственная природа искусств и их взаимодействие в определенным образом организованной среде находились в поле зрения таких творцов как А. Дункан, М. Чюрленис, А.С. Скрябин. Необходимо отметить, что в области '% осмысления роли художественной среды в образовательном процессе наиболее разработанной является та часть исследований, которая касается пространственной природы изобразительного искусства.
С точки зрения теории полихудожественного развития, разработанной Б.П. Юсовым, определенным образом организованная среда позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объем пространственных представлений, фантазию, что, в свою очередь, является непременным условием развития творческого потенциала ребенка.
Большой вклад в изучение этой проблемы был сделан проф. Л.Г. Савенковой, которая в своих исследованиях сближает понятия пространства и среды и разрабатывает перспективный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе с позиций предметно-пространственного подхода.
Д.Б. Кабалевский, обширное педагогическое наследие которого до сих пор еще недостаточно осмыслено, рассматривал музыку как одно из важнейших
средств создания художественной среды, активно влияющей на развитие школьников, рассматривая музыку «как часть всей духовной культуры человека» (Кабалевский Д.Б J Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1988. - С. 9). Цели же музыкального образования Кабалевский связывал с формированием музыкальной культуры в пространстве мира музыки.
В логике авторской концепции особенно значимо учитывать такое важное качество педагогически организованной музыкальной среды, как способность оказывать адаптационное и реабилитационное воздействие на слушателей. Анализ этого аспекта педагогически организованной музыкальной среды показывает, что к терапевтическим, адаптационным, релаксационным возможностям музыки обращались еще в античном мире.
Так, по Аристотелю, сострадание во время восприятия трагедии способствовало очищению духа (катарсис). К музыке зачастую относились как к лекарству, способному улучшить состояние больного. Платоном была выстроена целая система воспитания, в которой музыке отводилась одна из главных ролей, в том числе, и роль врачующая (Герцман Е.В. Музыка античной Греции и Рима. -СПб., 1978.-С. 79).
Современная психолого-педагогическая наука активно использует терапевтические свойства музыки. Успешно развивается такое направление как арттерапия. Воздействие музыки широко используется при лечении соматических и психоневрологических заболеваний, корректировании поведенческих расстройств и в разнообразных методиках, направленных на развитие детей с дифференцированным уровнем интеллектуального развития.
Исследователями доказано, что применение музыкотерапии эффективно для снятия психического напряжения, коррекции психических и двигательных нарушений, для накопления ребенком необходимого позитивного опыта и ярких положительных эмоций.
Так, польским педагогом М. Янушевской-Варых определена «необходимость формирования и развития способности к переживанию и
выражению, создания поводов для пения и музицирования, слушания музыки, для игр и развлечений под музыку, для творческой музыкальной деятельности и радости» (Янушевска-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. Автореф. докт. дисс. - М., 2006. - С. 10-11).
Вопросы организации музыкальной среды привлекают внимание современных исследователей, которые в своих трудах детально рассматривают отдельные аспекты этой проблемы. Так, например:
Р.А. Куренкова рассматривает феноменологический аспект музыки, согласно которому «описание музыкального феномена неотделимо от описания человеческого опыта погружения в «звуко-временной поток» музыки» (Куренкова Р.А. Феноменология и музыка: скрещивание педагогических перспектив. /Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза. - М.: ИХО РАО, ВГПУ, 2003. - С. 35);
Э.П. Костина считает, что музыкальная среда является действенным средством успешного взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей (Материалы конференции «Взаимосвязь семейного и общественного воспитания». - Н. Новгород: НИРО, 2004);
Е.В. Майорова рассматривает процесс формирования творческой активности школьников в определенным образом организованной среде (материалы конференции «Инновации в системе регионального образования. Методология, теория, практика». - Н. Новгород: НГПУ, 2005);
Н.Н. Яковлева, исследуя проблемы эстетической среды детского коллектива считает, что «современная эстетическая среда, включающая реципиента в мир духовных ценностей, в эстетические отношения, ставит его в ситуацию оценочной деятельности по отношению к целостной образной системе, художественной условности» (Яковлева Н.Н. Методологические проблемы педагогики эстетической среды детского коллектива. /Педагогика эстетической среды: теория и опыт. — Минск: Национальный институт образования Республики Беларусь, ИХО РАО, 2002. - С. 41).
Таким образом, современными исследователями выявлен и описан ряд существенных признаков педагогической музыкальной среды, доказано ее влияние на процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп.
Между тем, сложность и, одновременно, актуальность поставленных в данном исследовании задач обусловлена наличием проблем в становлении духовной культуры подрастающего поколения, которое испытывает глубокий кризис ценностей и утрату духовно-нравственных ориентации. В соответствии с этим содержание музыкально-педагогического образования должно быть направлено на развитие и формирование в подрастающем поколении национальных и общечеловеческих ценностей, способствующих самоопределению личности в мире культуры и ее творческому проявлению. Таким образом, высвечивается важнейшая задача подготовки специалистов, способных к организации становления и развития духовной культуры школьников. В сочетании определяющего значения педагогически организованной музыкальной среды и важности философской категории духовной культуры растущего человека в сочетании с необходимостью подготовки специалистов - преподавателей музыки, знающих о значении педагогически организованной музыкальной среды и готовых к ее созданию и заключается проблема данного исследования.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость задач воспитания духовной культуры подрастающего поколения средствами музыки и определили выбор темы исследования - «Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека».
Цель исследования - научное обоснование и разработка концепции становления и развития духовной культуры подрастающего поколения в условиях педагогически организованной музыкальной среды.
Объект исследования — педагогически организованная музыкальная среда и ее комплексное формирующее воздействие на духовную сферу
подрастающего поколения.
Предмет исследования — процесс становления духовной культуры растущего человека в условиях педагогически организованной музыкальной среды.
Задачи исследования:
На основе анализа философско-эстетической, психолого-педагогической литературы обосновать потенциал педагогически организованной музыкальной среды, раскрыть закономерности становления духовной культуры личности средствами искусства;
Определить сущностные характеристики педагогически организованной музыкальной среды и выявить особенности ее становления;
3. Исследовать параметры педагогически организованной музыкальной среды на
занятиях музыкой в школе и вузе, научно обосновать педагогические принципы
и условия построения динамической модели музыкальной среды;
4. Выявить адаптационные и реабилитационные функции педагогически .
организованной музыкальной среды;
5. Определить признаки готовности будущих учителей музыки к созданию
педагогически организованной музыкальной среды.
6. Сформулировать научно обоснованные рекомендации по организации
подготовки специалистов в области педагогической организации музыкальной
среды.
Гипотеза исследования базируется на двух основаниях: первое —
осознание необходимости становления духовной культуры детей и молодежи в
условиях педагогически организованной музыкальной среды; второе —
невозможность создания подобной среды без подготовки
высокопрофессиональных специалистов, способных организовать этот процесс.
Исследование строится на предположении о том, что становление духовной культуры растущего человека будет успешным, если: на ее развитие будет направлен педагогический потенциал музыкальной среды; музыкальная среда будет обладать динамическими характеристиками, способствующими
наиболее полной реализации возрастных особенностей развития детей и молодежи; будут задействованы адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды; структура динамической модели музыкальной среды будет отвечать направлениям развития культуры личности; построение всего учебно-воспитательного процесса будет проходить в условиях взаимодействия с многофункциональной, непрерывно обновляющейся музыкальной средой; на музыкально-педагогических факультетах вузов будут подготовлены специалисты, способные к последовательной организации школьной музыкальной среды и целенаправленной работе, способствующей духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.
Развитию этих процессов будет способствовать разработка динамической модели педагогический организованной музыкальной среды, структура которой основывается на выделении значимых временных и пространственных характеристик. Среди них: стадиальные параметры; этапы развития: компоненты (материальный, креативный, действенный и преобразующий); послойная структура межличностных отношений, трансформирующихся по мере углубления деятельностного отношения к творческой работе и т.п.
Методологической базой исследования стали:
теория комплексного похода к эстетическому воспитанию и его взаимосвязи с духовным развитием личности (А. В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г. В. Лабунская, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий);
положения о приоритете развития духовной культуры и творческих способностей в массовом музыкальном образовании (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, Г.М. Цыпин и
др-);
культурно-историческая концепция развития личности (Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
положения о роли полихудожественного взаимодействия в творческом развитии личности учащихся (Б. П. Юсов);
- концептуальные основы культуросообразного образования (П.А.
Флоренский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр);
фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов о закономерностях развития и организации деятельности школьников (Л.Л. Божович, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, В.Э. Чудновский, И.Д. Фрумин и др.);
учение о психоакустике (И.А. Алдошина, Н.А. Гарбузов, А.А. Володин, А.П. Ефимов и др.);
Особое значение для данного исследования имели положения педагогики и психологии о сущности и специфике духовно-нравственного воспитания человека (А. Адлер, Т.П. Гаврилова, А.Г. Ковалева, В.А. Сухомлинский, Л.Л. Шевченко и др.), а также педагогические принципы выдающихся деятелей отечественной музыкальной педагогики, формирующие отношение учителя к выполнению духовных, нравственных, социальных и профессиональных функций (А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский и др.).
В исследовании нашли отражение следующие методы исследования трех уровней:
1 - эмпирического (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, изучение результатов эксперимента);
2 — теоретического (анализ, синтез, обобщение, классификация, индукция
и дедукция, аналогии, моделирование);
3 — метатеоретического (синтез ряда теоретических положений из
смежных областей научного знания и педагогической теории).
Научная новизна исследования заключается в последовательном раскрытии определяющей роли музыкальной среды как интегрального показателя развития культуры личности. В исследовании впервые разработана концепция взаимосвязи педагогически организованной музыкальной среды и духовной культуры личности, определена структура и содержание динамической модели педагогически организованной музыкальной среды. Дано определение понятиям: «глобальная аудиосреда» — среда, вмещающая в себя все
разнообразие звуков человеческой цивилизации, включая новейшие формы применения музыки; «культурная музыкальная среда», которая определяется в данном исследовании как полимодальная, динамичная художественная звуковая среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы слушателей. Уточнено и дополнено определение понятия образовательно-культурная среда, определяемая в данном исследовании как многосоставное комплексное образование, которое представляет собой совокупность влияний стихийной и педагогически организованной музыкальной среды при безусловном определяющем значении последней на воспитание, обучение и развитие детей и молодежи и, в свою очередь, испытывает постоянное влияние всех участников образовательного процесса.
Наиболее совершенным видом культурной музыкальной среды, ее высшим уровнем в исследовании определяется педагогически организованная музыкальная среда.
Впервые сформулированы принципы построения педагогически организованной музыкальной среды (принцип комплексности, принцип объединения всех составляющих музыкальной среды, принцип отражения), а также ее особенности (интентное педагогическое включение, создание атмосферы доверия, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, широта интересов и всесторонняя образованность педагога).
На основании педагогического опыта и многолетнего педагогического эксперимента определены адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды и ее направленность на становление духовной культуры личности.
Экспериментально подтверждена взаимосвязь структуры эстетически наполненного образовательного пространства и направлений развития школьников, соответствующих их возрастным особенностям, что обусловило обращение к искусству музыки как главному катализатору развития духовной
культуры личности. Выделены и определены функции духовной культуры в музыкально-педагогической деятельности, принципы и методы формирования духовной культуры учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном определении сущностных характеристик духовной культуры личности и выявлении особенностей ее становления на разных возрастных этапах. В диссертации обоснован и системно представлен потенциал педагогически организованной музыкальной среды и доказана его роль в процессе становления духовной культуры личности, а также исследованы и теоретически обоснованы параметры педагогически организованной музыкальной среды на занятиях в школе и вузе.
Определены и научно обоснованы понятия, на которые опирается авторская концепция: глобальная аудиосреда, музыкальная среда, пространственная структура музыкальной среды, массовая музыка, музыка концертных залов, клиповое сознание. Уточнено определение стихийной музыкальной среды, которая рассматривается в данном исследовании как такой вид музыкальной среды, который складывается сам собой под влиянием разнообразных, часто не связанных между собой факторов и являет собой пример характерной для XX в. «клиповости», когда современный школьник в своей обычной жизни находится под влиянием разнообразных, зачастую негативно на него влияющих музыкальных факторов. Выделены следующие признаки культурной музыкальной среды - полимодальность, динамичность, интеллектуальная наполненность, гармоничность (консонасность), значительная степень присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативный потенциал, терапевтические, здоровьесберегающие функции, высокий уровень вербальной составляющей.
В исследовании раскрыты принципы построения динамической модели музыкальной среды: принцип комплексности, когда информационные, психологические, эстетические и нравственные коды воздействуют на человека в комплексе; принцип объединения (всех составляющих музыкальной среды и
всех, кто является объектом ее воздействия); принцип отражения (идеалов эпохи, своеобразия этнических пространств и т.п.); принцип проницаемости (имеющий в своей основе волновую природу звука). Разработана диагностическая модель определения уровня проявления духовной культуры растущего человека на этапах ее становления. Сформулированы педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к созданию педагогически организованной музыкальной среды в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования определяется полученными методологическими выводами и методическими рекомендациями по формированию личности учителя музыки для создания у него профессионально значимого подхода к решению воспитательно-педагогических задач путем создания педагогически организованной музыкальной среды, способствующей развитию духовно наполненной личности растущего человека.
Разработана педагогическая система, основанная на динамической модели музыкальной среды, направленная на создание необходимых условий для развития духовной сферы учащихся, разработана программа подготовки будущих учителей музыки, способных к созданию педагогически организованной музыкальной среды на занятиях в школе и в вузе. Сформулированы методические рекомендации для учителей по созданию педагогически организованной музыкальной среды, а также для музыкальных факультетов педагогических вузов по подготовке будущих учителей музыки.
Данная педагогическая система, апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы, внедряется в работу кафедры пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета. Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке педагогических вопросов, связанных с влиянием педагогически организованной музыкальной среды на становление духовной культуры растущего человека. Представленные в исследовании концептуальные положения о сущности духовных ценностей педагога-музыканта, их функциях,
условиях и путях формирования могут практически применяться в системе подготовки специалистов на музыкальных факультетах педагогических вузов, а также в целях совершенствования процесса повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность исследования обеспечена его значительной теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды, научные концепции и методологию в области философии, психологии, общей и художественной педагогики, культурологии и искусствознания, всей совокупностью использованных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительное место среди которых занимает опытно-экспериментальная работа, а также подтверждением концептуальной непротиворечивости положений и выводов диссертации основным положениям современной педагогической науки.
Достоверность исследования обеспечена также тем, что эксперимент проводился на обширной базе в ряде общеобразовательных школ г. Москвы, в различных музыкально-педагогических учреждениях - музыкальных школах, студиях, колледжах и т.п., а также лично соискателем на базе Московского городского педагогического университета на кафедре пения и хорового дирижирования в течение 1991-2007 гг.
О достоверности исследования говорят и успешные научные работы студентов и дипломников Московского городского педагогического университета, а также два диссертационных исследования, выполненных под руководством автора данной диссертации (Драгайцева Д.Г. (2005), Харичева Д.В. 2007), посвященные проблемам развивающего обучения и творческой самостоятельности будущих учителей музыки.
Этапы исследования:
Первый этап (1991-1995) — определение проблемы, изучение ее состояния в теории и практике, разработка путей исследования, формирование рабочей гипотезы, экспериментальное исследование (диагностика эмоциональной сферы, ценностных предпочтений, духовных запросов и т.п.) духовной культуры у
студентов музыкально-педагогических факультетов, подростков, школьников и учащихся колледжей на занятиях музыкой и во внеклассной работе.
Второй этап (1995-1999) — констатирующий. Заключает в себе разработку критериев и определение исходного уровня духовной культуры школьников, учащихся музыкально-педагогических колледжей, разработку содержания экспериментального исследования, систем заданий и лекционно-практических экспериментальных курсов, в процессе освоения которых должна формироваться духовная культура порастающего поколения.
Третий этап (1999-2006) — педагогически-формирующий: реализация динамической модели музыкальной среды в целях формирования готовности к восприятию и усвоению духовно-нравственных ценностей у молодежи и школьников. Проведение мониторинга педагогически организованной музыкальной среды школы, в ходе которого анализировались и обобщались полученные результаты. Были проведены контрольные срезы, обработаны итоговые данные, а также был окончательно оформлен текста диссертации.
Апробация исследования и внедрение его результатов проходили на базе ряда средних общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области, школы искусств «Родник», учреждений дополнительного образования -музыкальных школ, студий, кружков хорового пения, Московского педагогического колледжа №7 «Маросейка», Московского областного музыкально-педагогического колледжа города Егорьевска, Московского государственного открытого педагогического университета им. М. Шолохова, а также на кафедре пения и хорового дирижирования Московского городского педагогического университета.
Основные положения диссертации прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях, таких, как: научно-практическая межвузовская конференция «Новые пути науки о культуре (проблемы, поиски, находки), проводившаяся в Государственной академии славянской культуры; международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» (К 100-летию со дня
рождения Д.Б. Кабалевского); международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы»; международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование: традиции и инновации» (г. Белгород); международная научно-практическая конференция «Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации»; научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: История и современность» и др., а также в ряде публикаций отражающих этапы исследования, его результаты и выводы.
На защиту выносится: концепция становления духовной культуры растущего человека, основанная на взаимодействии с педагогически организованной музыкальной средой на уровне синтеза, предоставляющего художественному творчеству не просто новые возможности и резервы в освоении мира, а возможности на новом качественном уровне, как в эстетической организации среды обитания человека, так и в осознании духовных ценностей.
Основными положениями концепции являются:
Педагогически организованная музыкальная среда способна оказывать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения и является интегральным показателем развития культуры личности.
Влиятельность музыкальной среды на развитие подрастающего поколения обусловлена рядом ее качеств, таких, как глобальный характер, интенсивность влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами.
Педагогическое воздействие музыкальной среды, созданной выдающимися педагогами-музыкантами, заключается в наглядном и действенном примере творчества, подвижничества, духовного совершенствования, нравственных поисков, свойственных лучшим представителям русской культуры, в сочетании высокого профессионализма и опоры на педагогику культурных сообществ. К особенностям такой педагогической музыкальной среды относится интентное педагогическое включение, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам учеников в процессе погружения их в атмосферу творческого созидания.
Важная роль эстетической среды в процессе развития личности, определяемой в данной работе как социальное по своей природе прижизненное психологическое образование, представляющее систему мотивационно-потребностных отношений и характеризующее сущностные социальные отношения, а также являющаяся внешним проявлением внутренних качеств человека.
Наличие адаптационных и реабилитационных свойств педагогически организованной музыкальной среды, основанных на глубинной взаимосвязи физического развития ребенка с музыкальной средой и при опоре на такие ее особенности как проницаемость и интенсивность влияния на человека и их значительная роль в становлении духовной культуры растущего человека.
Необходимость специальной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах вузов в плане развития их способности к созданию педагогически организованной музыкальной среды и разработка комплексного подхода к ее реализации.
Диссертация состоит из Введения, четырех глав, одиннадцати параграфов, Заключения, приложений и Списка литературы.
Сущность, формы и методы построения педагогически организованной музыкальной среды в исторической ретроспективе
Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно еще в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры прошлого, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его материальные, духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции.
Так, античный идеал гражданина, в котором физическое совершенство сочеталось с преданностью родине, решимостью защищать свой полис от врагов, нашел отражение в искусстве, когда архитектурные пропорции строились по принципу их тождества с пропорциями совершенного человеческого тела, а боги являлись такими же, как люди, но люди идеальные, прекрасные и бессмертные.
Средневековый храмовый комплекс (как восточный, так и западноевропейский) являет нам новую модель мира и новое место человека в этом мире, выводя на первый план трансцендентную идею бессмертия души и приоритет духовных ценностей, сформулированных в Священном Писании. Более того, на восьмом Вселенском Соборе в 870 году было зафиксировано следующее: «...почитать святую икону... наравне с книгой Евангелий, потому что, также как через внесенные в нее слоги все получают спасение, так и через краски иконописания и мудрые, и невежды - все получают пользу» (Хефеле X. История Соборов. Т. IV - Париж, 1911. - С. 400). Таким образом, на самом высоком для своего времени уровне признается непременное позитивное влияние художественного образа на каждого человека.
Художественная среда таких мировых шедевров архитектуры, как София Константинопольская (30-гг. VI в.), Нотр Дам де Пари (1163-перв. пол. XIV в.), Реймский собор (1211-нач. XV в.), собор Сан Марко в Венеции (ІХ-ХІІІ вв.) комплексно воздействует на человека, включая информационные, психологические, эстетические и нравственные коды, которые воспринимаются не только органами чувств - зрением, слухом, обонянием, осязанием, а всем существом человека в комплексе. Например, пол в основном подкупольном пространстве Софии Константинопольской построен таким образом (центральная часть пола слегка приподнята), что входящий человек, не осознавая этого, начинает круговое движение, в определенном порядке воспринимая иконы и мозаики храма, являющиеся, по церковному канону «Библией для неграмотных», и ощущает при этом, что им в его движении руководит некая высшая сила.
Мощная и ясная логика собора и площади Святого Петра в Риме (1506-1626), являющихся вершиной выражения духовной сути эпохи Возрождения объединяет людей в их духовных устремлениях, обнимая толпу прихожан двумя «руками» колоннад и вовлекая их в сакральное пространство огромного храма, центром которого стало место упокоения Святого Петра. Эта основная идея не размывается обилием великолепных шедевров, наполняющих храм, а только усиливается, раскрываемая ими с разных сторон.
Эпоха абсолютизма создала идеальный с точки зрения прославления власти монарха вариант художественной среды - комплекс Версаля с дворцом и парком (1661-1666), последовательно и настойчиво прославляющий «короля-Солнце».
Просвещение внесло свой вклад в создание художественной среды, отражающей идеалы эпохи и формирующей, с одной стороны, развивающееся естественнонаучное восприятие мира, а с другой — приоритет отдельно взятой, индивидуальной личности, что нашло отражение в градостроительных комплексах и принципах развития стиля рококо и сентиментализма, утверждающих приоритет человеческих ценностей.
В XIX веке художественная среда развивается от торжественно-приподнятого стиля ампир, через взволнованность и мистицизм романтизма к углубленному интересу к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Последнее направление нашло плодотворное продолжение в философии XX века, утверждая определяющий фактор пространства и среды, традиций, этноса и региона в формировании личности (В .И. Вернадский, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, К. Леви-Стросс, А.И. Панченко, А.Г. Раппопорт, Э.Б. Тайлор, П.А. Флоренский, С.А. Хан-Магомедов).
Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры молодежи
Особенности развития человечества в XX веке дали основания делать выводы, реализация положений которых, возможно, составит в XXI веке новую парадигму подхода к воспитанию вообще и к эстетическому воспитанию, в особенности. В современном мире в России и странах СНГ происходят усиленные поиски путей и способов совершенствования систем образования и общественного воспитания подрастающего поколения.
Изучение музыкального влияния как влияния эстетического - одно из важнейших направлений современной психолого-педагогической науки, так как эстетическое, являясь основополагающим звеном культуры в целом, обусловливает направленность развития на духовное возвышение. В процессе эстетического восприятия музыки отрываются новые возможности личности школьника, так как продвижение от эстетического освоения музыкально-развивающей среды к развитию творческого мышления и совершенствованию мотивационной сферы влечет за собой не только поиск нового в окружающем мире, но и поиск лучшего в себе самом.
Формирование эстетических взглядов растущего человека теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, так как «невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987. - С. 26).
По всем параметрам художественное образование является интегративным методом, направленным на воспитание целостной, социально активной, творческой и гармоничной личности. Однако в теории художественного образования, несмотря на его давнюю историю и большое развитие во всем мире, существует множество нерешенных теоретических проблем. Одна из них -взаимодействие музыкальной среды и эстетического воспитания. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» (Киященко Н.И. Эстетическое воспитание в эпоху борьбы двух идеологий. - М: Советская педагогика, 1987. №2. - С. 30).
Так как все, что окружает человека в мире, может быть воспринято им с позиций эстетического, место эстетического в пространстве педагогически организованной музыкальной среды обусловливается принадлежностью эстетического исключительно человеческому фактору и проявления только на уровне индивидуального.
Эстетическое развитие является универсальным, так как охватывает различные виды человеческой деятельности. Универсальность эстетического состоит в том, что оно приносит духовно-чувственную радость.
В данном исследовании культурная музыкальная среда рассматривается в значении музыкально-развивающей, так как доказан сам факт влияния на школьников музыкального звука в интеллектуальной, психологической, эмоциональной сферах. Изучение музыкального влияния как влияния эстетического - одно из важнейших направлений современной психолого-педагогической науки, так как эстетическое, являясь основополагающим звеном культуры в целом, обусловливает направленность развития на духовное возвышение.
В процессе эстетического восприятия музыки отрываются новые возможности личности школьника. Продвижение от эстетического освоения музыкально-развивающей среды к развитию творческого мышления и совершенствованию мотивационной сферы влечет за собой не только поиск нового в окружающем мире, но и поиск лучшего в себе самом.
Формирование эстетических взглядов растущего человека теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества, так как «невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. - С. 26).
Эстетический компонент в его суммирующем значении по отношению к другим компонентам педагогически организованной музыкальной среды представляется последовательно интегрирующей силой, объединяющей все стороны физического, интеллектуального и эмоционального развития школьников.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Объектом эстетики как науки является прекрасное во всех его проявлениях. Эта категория является основной категорией и всей системы эстетического воспитания и образования.
Современные концепции создания культурной среды воспитания подрастающего поколения
На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики наблюдается усиление интереса ученых и педагогов-практиков к возможностям влияния культурной среды на процесс воспитания. Таким образом, можно констатировать интенсивный поиск эффективных методов ее создания и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений.
Существующая в отечественной науке многогранная традиция обращения к педагогическому потенциалу культурной среды способствует возникновению разнообразных концепций ее построения. Педагоги-исследователи в своих экспериментальных изысканиях опираются на такие возможности культурной среды, как:
способность к объединению;
развитие стремления к самосовершенствованию;
возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся.
Культурная среда воспитания может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса.
Автором понятия «единая методическая система» стал Л. В. Занков, который предположил, что многогранность, процессуальность и вариантность учебного процесса достигается не суммированием отдельных частных методик, а комплексным целостным подходом ко всему процессу обучения в целом.
Широко известная программа Л.П. Занкова во многом опирается на возможности музыкального искусства, что в сочетании с целостностью данной системы дает нам право говорить о создании культурной среды. В программе содержатся следующие направления музыкального развития учащихся:
2) расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
3) развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности;
4) пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников;
5) формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
В основу программы легли следующие положения, разработанные классиками музыкальной педагогики:
- восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая);
- тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский);
- воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
- систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер); - певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Д.Б. Кабалевский, Т. Н. Овчинникова, Н. Д. Орлова).
К особенностям системы относится соединение ведущей роли обучения с гуманным, бережным отношением к миру детства, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть согласование внешних и внутренних факторов развития системы в целом.
Достижение этого единства в сочетании с противоположностью главенствующей роли обучения при свободном развитии индивидуальности школьника становится ведущей движущей силой системы, цель которой — целостное развитие ребенка, его интеллектуальной, коммуникационной, эмоционально-нравственной сфер.
Теоретические положения концепции Л.В. Занкова, развернутая программа, дидактические принципы и методические разработки дополняются целым рядом учебников, в которых достаточно полно представлено направление межпредметной и широкой внутрипредметной интеграции.
Это два варианта курса «Окружающий мир» (авторы первого курса Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков, руководителем второго авторского коллектива является И.П. Товпинец). Содержание курса Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова активизирует связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии.
Учебники по трудовому обучению «Твори, выдумывай, пробуй» (авторы Н.А. Цирулик, СИ. Хлебникова) и «Художественный труд» (автор Т.Н. Проснякова), в которых авторы обращаются и к развивающей и объединяющей силе искусства в процессе творческой деятельности.