Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития дизайн-образования как инструмента формирования творческой личности 18
1.1. Современные тенденции модернизации образования 18
1.1.1. Актуальные проблемы развития образования 18
1.1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности с проектно-художественным мышлением 27
1.1.3. Проектная культура как содержание и средство обновления образования 37
1.2. Анализ исторических и современных тенденций развития дизайн-образования 47
1.2.1. Роль дизайна и дизайнера в современной культуре 47
1.2.2. Анализ развития исторических школ дизайна 54
1.2.3. Зарубежный опыт дизайн-образования 60
1.2.4. Российский опыт дизайн-образования 65
1.3. Инновационное дизайн-образование авторской школы А.П. Ермолаева 80
1.3.1. Специфика авторской школы 80
1.3.2. Анализ авторской школы в контексте философии образования 85
1.3.3. Анализ авторской школы в контексте психолого-педагогических идей 103
1.3.4. Сравнительный анализ со школами дизайн-образования 108
1.3.5. Инновационные основания авторской школы ПО
Выводы по первой главе 117
Глава 2. Педагогическая модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в строительном колледже 119
2.1. Педагогическая модель дизайн-образования в колледже 119
2.2. Организационно-педагогические условия и технологии реализации педагогической модели дизайн-образования в колледже 135
2.2.1. Моделирование содержания дизайн-образования 136
2.2.2. Педагогические и авторские технологии организации учебного процесса 159
2.2.3. Дизайнерски-организованная образовательная среда 176
2.2.4. Подготовка педагогов к реализации педагогической модели дизайн-образования в колледже 179
2.3. Апробация педагогической модели дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в строительном колледже 182
2.3.1. Анализ результатов диагностики профессионально-значимых качеств и ценностных ориентации студентов колледжа 183
2.3.2. Эффективность педагогической модели дизайн-образования в колледже 197
Выводы по второй главе 202
Заключение 205
Библиография
- Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности с проектно-художественным мышлением
- Анализ авторской школы в контексте философии образования
- Педагогические и авторские технологии организации учебного процесса
- Анализ результатов диагностики профессионально-значимых качеств и ценностных ориентации студентов колледжа
Введение к работе
Актуальность исследования проблем дизайн-образования определяется изменениями социокультурной реальности на рубеже третьего тысячелетия. Проблематика культуры, науки, искусства, образования, воспитания выходит на передний план социально-политических дискуссий, а одной из целей современного образования становится формирование творческого, культурного человека, способного продуцировать новое с опорой на непреходящие ценности мировой культуры. В силу этих причин наиболее перспективной в развитии образования является концепция непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, существенными характеристиками которой являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве.
В качестве инструмента формирования такой личности предлагается рассматривать дизайн-образование, поскольку дизайн - это не только актуальный вид деятельности, но и носитель современного инновационного проектно-художественного мышления, необходимого для конструктивных преобразований российской действительности. Дизайн сегодня рассматривается как инструмент гармонизации среды человеческого обитания, как особая сфера социокультурного проектирования.
Однако проведенное социологическое исследование ценностных ориентации и мотивации выбора профессии студентов и абитуриентов дизайнерских отделений образовательных учреждений среднего профессионального образования показало, что абитуриенты имеют низкий уровень общекультурной подготовки, т.к. в средней школе недостаточно внимания уделяется творческой ориентации школьников и профориентационной работе, не формируется осознанная потребность учиться и развивать личностную культуру. Исследования ценностных ориентации учащихся системы НПО и СПО позволили сделать вывод, что ценности современной молодёжи носят прагматический, личностно-индивидуалистический характер, наиболее значимыми являются: материальное благополучие, карьерный рост, собственное здоровье и т.д. Ценности же эстетические, духовно-нравственные и социокультурные, касающиеся решения актуальных проблем современного человека, общества и культуры, не воспринимаются молодёжью как необходимые цели их деятельности. Анализ исследований показал, что у большинства молодых людей, поступающих учиться в колледж, не сформированы личностно-значимые качества для обучения творческой профессии, такие как интерес к обучению, потребность в творческом развитии и знакомстве с визуально-пластической культурой, отсутствует представление о дизайне, роли дизайнера в современном обществе и понимание специфики выбранного учебного заведения.
Современное дизайн-образование на уровне СПО в ситуации социального расслоения общества и изменения его потребностей в условиях рыночной экономики сегодня носит, скорее, ориентирующий характер, закладывающий основы профессионального мастерства и позволяющий человеку самому решать в дальнейшем, каким ему быть специалистом. Поэтому сегодня актуальна, на наш взгляд, не столько узконаправленная специализация дизайн-
образования, сколько освоение фундаментальных основ профессии, т.е. формирование проектного мышления, раскрытие творческих способностей, стремление к самоорганизации и самореализации в разных направлениях проектно-художественной деятельности.
В связи с этим в системе среднего профессионального образования актуализируется необходимость разработки новых моделей качественной подготовки дизайнеров, охватывающих более широкую область деятельности дизайнера социокультурной направленности и нацеленных на подготовку специалиста с развитым проектно-художественным мышлением.
Теоретический и практический вклад в становление дизайн-образования в России внесли А.П. Ермолаев, А.В. Ефимов, В.П. Климов, СМ. Кожуховская, Е.Н. Лазарев, Л.В. Левицкий, СП. Ломов, Г.Б. Минервин, Е.В. Ткаченко, В.Т. Шимко, В.Э. Штейнберг и др.
В исследованиях дизайн-образование рассматривается как системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, обществе и государстве. Е.В. Ткаченко в своих работах отмечает, что, проектируя новое образование, важно не упустить из виду проектность как содержание образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования.
Универсальность проектно-художественного мышления, свойственная дизайну, делает его инструментом методологии в различных областях социокультурной деятельности, в том числе - в системе образования. Сложный предметный состав проблемы разработки модели дизайн-образования в учреждениях среднего профессионального образования обусловливает и многообразие подходов к определению понятийного аппарата, требует формулировки основных дефиниций, наиболее приемлемых для использования в контексте настоящего исследования.
Дизайн рассматривается, с одной стороны, как свободное творчество индивида, посредством которого формируется круг ценностей человека, охватывающих природу, общество, экономику, политику, промышленность и науку, с другой стороны, как особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия, социокультурную среду в целом.
Дизайн-образование это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - духовной культуре, производстве, науке (в том числе и практике), бытовой сфере и т.д.
Авторская школа - феномен инновационной образовательной практики, экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Дизайнерская средовая рефлексия это искусство адекватных реакций на характерные проявления природной и искусственной среды, используемое в дизайнерском проектировании.
Дизайнера мы рассматриваем в качестве посредника между жизненными необходимостями и идеями разумной организации среды. Для того, чтобы чувствовать эти идеи, дизайнер должен обладать развитой способностью средовой рефлексии. Дизайн-образование в значительной степени подчинено развитию этих способностей.
Проблемой подготовки таких творческих личностей - специалистов в области дизайна архитектурной среды с 1989 года занимается А.П. Ермолаев, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды» (ДАС) Московского архитектурного института - Государственной академии (МАРХИ), а с 2005 года его авторская школа дизайнерской средовой рефлексии развивается и в Строительном колледже №30 г. Москвы в рамках экспериментальной модели дизайн-образования.
Проведенный анализ развития дизайн-образования в учреждениях профессионального образования России позволяет выделить ряд следующих противоречий:
между направленностью образования на формирование гармоничного сочетания социальных и личностно-индивидуалистических ценностей учащихся и реальной картиной жизненных ориентиров современной молодёжи, показывающей приоритет личностно-индивидуалистических ценностей перед социальными;
между современными социокультурными требованиями к подготовке специалиста-дизайнера и не реализующими эти требования традиционными содержанием и методикой дизайн-образования на уровне СПО;
между ориентацией существующего дизайн-образования на подготовку дизайнеров по узким специализациям (промышленный, графический, средовой, ландшафтный и т.п.) и потребностью социума в универсальных проектировщиках, способных комплексно воспринимать процесс проектирования и решать разнообразные нетривиальные задачи в соответствии с требованиями времени;
между необходимостью гибкой организации учебного процесса, введения новых видов практик, новых технологий дизайн-образования и невозможностью их эффективной реализации в условиях традиционного поурочного планирования;
между работающим и одобренным научным профессиональным сообществом опытом авторской педагогики А.П. Ермолаева в области дизайна архитектурной среды в МАРХИ и недостаточностью его научного обоснования, нормативного и методического обеспечения для использования в СПО.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для теории и практики подготовки специалистов в области дизайна позволили сформулировать тему исследования: «Педагогическая модель дизайн-образования в профессиональном колледже» и определить проблему исследования: как и при каких условиях в учреждениях СПО может быть реализовано дизайн-образование, направленное на подготовку дизайнеров, востребованных в современных социально-экономических условиях.
Цель исследования: разработать и научно обосновать педагогическую модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии (автор А.П. Ермолаев) и социокультурного подхода, включающую принципы, инновационное содержание и авторские технологии обучения, необходимые для её проектирования и развития в образовательных учреждениях СПО.
Объект исследования: система дизайн-образования в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: педагогическая модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в профессиональном колледже.
Гипотеза исследования: реализация педагогической модели дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в современном колледже будет эффективной и позволит получить специалиста, востребованного в современных социально-экономических условиях, если:
сформулировать базовые принципы дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже, позволяющей формировать творческую личность с развитым проектно-художественным мышлением;
разработать педагогическую модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже;
определить организационно-педагогические условия проектирования и реализации педагогической модели дизайн-образования;
разработать авторские программы междисциплинарных курсов и вариативной части ФГОС третьего поколения, позволяющие реализовать синтез проектной проблематики, дизайнерских методов и художественно-пластических средств;
спроектировать комплекс современных технологий, позволяющий реализовать разработанную педагогическую модель дизайн-образования;
подготовить педагогов, которые смогут реализовывать модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в колледже, способных работать в режиме педагогической импровизации с использованием современных педагогических и авторских технологий.
Задачи исследования:
Выявить современные тенденции развития дизайн-образования в России и за рубежом и дать научное обоснование базовым принципам дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже.
Выявить аспекты адаптации экспериментального опыта авторской педагогики в области дизайна архитектурной среды в ВПО (МАРХИ) на уровень среднего профессионального образования.
Разработать педагогическую модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии в колледже, позволяющую
реализовывать инновационное содержание на базовом и повышенном уровне СПО, синтезировать проектную проблематику, дизайнерские методы и художественно-пластические средства в качестве инструмента обучения.
На основе социологического исследования жизненных ценностей, интересов, профессионально-значимых и личностных качеств, мотивации к обучению по специальности «Дизайн» провести сравнительный анализ исходной диагностики обучающихся отделения «Дизайн» колледжа и выявить динамику их развития в ходе апробации педагогической модели дизайн-образования.
Разработать и апробировать организационно-педагогические условия реализации педагогической модели дизайн-образования в колледже.
Методологическую основу исследования составляют: деятельностный подход в образовании (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.); инновационный подход (К. Ангеловски, B.C. Лазарев, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, А.И. Пригожий, В.А. Сластенин и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
исследования в области философии образования (М.В. Богуславский, Н.Р. Сидоров, К.А. Скворчевский, Х.Г. Тхагапсоев);
исследования по основам теории и методики обучения дизайну (И.Т. Волкотруб, В.Л. Глазычев, М.С. Каган, Дж. Нельсон, В. Папанек, В.Ф. Рунге, П.Е. Шпара);
исследования в области становления дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности (И.А. Клименко, СМ. Михайлов, Е.В. Сидорина, Г.П. Щедровицкий и др.);
работы в области истории и теории архитектурно-дизайнерского образования (И.А. Азизян, В.Р. Аронов, А.Л. Дижур, Н.И. Дружкова, К.А. Кондратьева, А.Э. Коротковский, Г.Г. Курьерова, А.Н. Лаврентьев, Е.Е. Любомирова, Д.Л. Мелодинский, Л.П. Монахова, Н.Н. Нечаев, Л.Б. Переверзев, В.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко, М.А. Тимофеева, А.Г. Устинов, Ю.В. Шатин и др.);
работы по педагогическим технологиям (В.И. Боголюбов, А.Т. Глазунов, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Н.Н. Михайлова, М.Б. Романовская, Г.К. Селевко и др.);
а также научные работы в области профессионального образования (К.Г. Кязимов, А.К. Маркова, A.M. Новиков, М.С. Савина, М.Н. Скаткин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Л.Д. Федотова, О.Б. Читаева и др.).
Поставленные цель и задачи обусловили выбор методов исследования:
аналитические: исследование и анализ проблемы на основе изучения педагогической, научно-методической и специальной литературы; анализ учебно-программной документации;
диагностические: анкетирование, социологический опрос, беседа, рейтинговые исследования;
эмпирические: педагогические наблюдения, эксперимент (констатирующий, сравнительный, формирующий), непосредственное участие в процессе обучения студентов по авторской программе;
формирующие: проектирование, разработка модели дизайн-образования на основе базовых принципов дизайн-образования в колледже.
Экспериментальная база исследования. Научно-исследовательская работа проводилась на базе городской экспериментальной площадки отделения «Дизайн» ГОУ СПО Строительного колледжа №30 г. Москвы, кафедры «Дизайн архитектурной среды» (ДАС) Московского архитектурного института
- Государственной Академии (МАРХИ), средней образовательной школы
№1010 г. Москвы, детской студии архитектурного творчества «СТАРТ»,
архитектурно-дизайнерских бюро «Мастерская-ТАФ», «ПОЛЕ-Дизайн», «А-1
studio». При сопоставительном анализе проблемы использовались данные
других исследований.
Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 305 студентов и абитуриентов, педагогический коллектив отделения «Дизайн» строительного колледжа №30 и кафедры «ДАС» МАРХИ, работодатели -сотрудники архитектурно-дизайнерских бюро и строительных организаций.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4-х лет (2007-2011 гг.) и состояло из трех этапов.
Первый этап (2007 - 2008 гг.) - поисково-аналитический: анализ
философской, психологической, педагогической, искусствоведческой и
специальной литературы по проблеме, определение целей и задач
исследования, выдвижение гипотезы. Изучение реального состояния и
особенностей процесса подготовки студентов-дизайнеров по
экспериментальной авторской методике А.П. Ермолаева на базе Строительного колледжа №30.
Второй этап (2008 - 2010 гг.) - проектно-экспериментальный: сформулированы основные принципы авторской школы дизайнерской средовой рефлексии, реализуемой в колледже, разработаны авторские учебные программы, учебные планы базового и повышенного уровня подготовки дизайнера в рамках ФГОС СПО второго поколения и программы вариативной части ФГОС СПО третьего поколения. Формировались диагностические основы исследования, разрабатывалась и внедрялась в образовательный процесс модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии и социокультурного подхода, позволяющая синтезировать проектную проблематику, дизайнерские методы и художественно-пластические средства в качестве инструмента обучения. Апробировались авторские технологии обучения дизайнеров в колледже.
Третий этап (2010 - 2011 гг.) - завершающий: проанализирован накопленный статистический и эмпирический материал, обобщены итоги экспериментальной деятельности по разработке модели дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже, позволяющей синтезировать проектную проблематику, дизайнерские
методы и пластические средства в качестве инструмента обучения; апробированы организационно-педагогические условия ее функционирования на различных этапах реализации непрерывной технологии дизайн-проектирования. Оформление материалов диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Впервые осуществлена адаптация экспериментального опыта авторской педагогики в области дизайна архитектурной среды в ВПО (МАРХИ) на уровень СПО - специальность «Дизайн».
Впервые разработана и теоретически обоснована педагогическая модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже, включающая основную идею, базовые принципы, целевой, содержательный, технологический и диагностический компоненты:
основная идея: сутью дизайн-образования является развитие способностей рефлексивного отражения мира как основы проектно-художественного формирования социокультурной среды; дизайн в этом контексте рассматривается как инструмент формирования «третьей культуры» - проектно-художественной, которая в перспективе может стать необходимой и составной частью не только профессионального, но и общего образования;
принципы - актуализации дизайнерско-средовой проблематики, непрерывной пропедевтики, проектно-ориентированного обучения, целостности и синтеза проектно-художественных действий, открытого проектирования и импровизации, спирального образования, педагогического мастерства;
целевой компонент: формирование специалиста дизайнера - творческой личности с основами проектно-художественного мышления и социокультурного, профессионально-ценностного мировоззрения, способного новый продукт в соответствии с требованиями времени;
содержательный компонент - включает содержание проектной проблематики, дизайнерские методы, художественно-пластические средства обучения, авторские программы трех междисциплинарных курсов «Теоретические основы формирования профессионального мышления», «Основы пластической культуры дизайнера», «Проектная методология»;
технологический компонент - содержит комплекс педагогических и авторских технологий, обеспечивающих реализацию программ;
диагностический компонент - включает анализ результатов социологического исследования: определение и динамику изменения жизненных ценностей и интересов, развитие профессионально-значимых и личностных качеств, мотивации к обучению студентов по специальности «Дизайн».
3. Выявлены необходимость и возможность развития социокультурных
профессиональных ценностных ориентации студентов средствами дизайн-
образования, обоснованные положительной динамикой изменения личности
студентов. Характер жизненных планов, интересов и ценностей обучающихся
показал переориентацию с личностно-индивидуалистического прагматизма в
ущерб эстетическим, духовно-нравственным ценностям, к осознанной
социокультурной профессиональной позиции специалиста дизайнера.
Впервые разработано содержание авторских программ повышенного уровня специальности «Дизайн» по направлениям специализаций: дизайн среды, имиджевый и арт-дизайн в рамках ФГОС СПО второго поколения.
В соответствии с проведенным функциональным анализом потребностей в умениях разработано содержание вариативной части ОПОП по специальности «Дизайн» (по отраслям) ФГОС СПО третьего поколения, включающее программу дополнительного профессионального модуля, два МДК, дополняющих модули инвариантной части, и авторскую программу для блока общепрофессиональных дисциплин.
Разработаны и апробированы организационно-педагогические условия реализации педагогической модели дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже:
моделирование содержания дизайн-образования включает различные аспекты рефлексивного отражения мира и направлено на совершенствование профессиональной деятельности выпускника в течение всей жизни в различных областях жизнедеятельности человека и социокультурных структур;
разработка программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов строится на интеграции содержания учебных дисциплин, которая направлена на формирование проектного мышления, композиционного и художественно-пластического мастерства, профессиональной культуры дизайнера;
реализация авторских программ обеспечивается коллективом педагогов-единомышленников, разделяющих принципы авторской дизайн-педагогики для реализации в колледже, владеющих педагогическими технологиями, эффективными в дизайн-образовании;
успешности профессионального образования дизайнеров способствует специально созданная дизайнерски-организованная образовательная среда, активизирующая творческую деятельность студентов и педагогов;
проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса осуществляется на основе педагогики сотрудничества, рефлексивном характере проектной деятельности, раскрытии художественно-творческого потенциала студента и организации практико-ориентированных учебных занятий на основе современных педагогических и авторских технологий, эффективных в дизайн-образовании;
необходимо формирование сообщества родителей и студентов, разделяющих основные принципы обустройства здоровой социокультурной среды и организации образовательного процесса в рамках педагогической модели дизайн-образования для реализации в ОУ СПО.
Практическая значимость:
Создана педагогическая модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для проектирования и реализации в учреждениях среднего профессионального образования по специальности «Дизайн».
Разработаны авторские программы и комплект методических материалов для реализации педагогической модели в ОУ СПО Москвы и России.
Разработаны программы повышенного уровня специальности «Дизайн» по направлениям специализаций: дизайн среды, имиджевый и арт-дизайн в рамках ФГОС второго поколения.
Разработано содержание вариативной части ОПОП для ФГОС третьего поколения по специальности «Дизайн (по отраслям)» СПО, включающее программы:
ОП.08 «Дизайн в сферах применения»;
МДК.01.04 «Визуально-пластическая театрализация как инструмент дизайнерского проектирования» и МДК.01.05 «Основы моделирования в дизайн-проектировании», которые могут служить необходимой основой для направления подготовки «Дизайн архитектурной среды» в ВПО, тем самым создана основа для развития перспективной модели непрерывного образования;
ПМ.06 «Разработка дизайн-проектов в сферах применения: дизайн среды, арт-дизайн, имиджевый дизайн».
Разработаны учебно-методические материалы, которые могут использоваться для реализации требований ФГОС по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)».
Определены организационно-педагогические условия для внедрения разработанной модели в образовательных учреждениях СПО.
Рекомендации по созданию и развитию на базе ОУ СПО дизайнерского отделения могут быть использованы педагогическими коллективами, готовыми открыть подготовку специалистов-дизайнеров для различных областей и объектов дизайнерской деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
Педагогическая модель дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для реализации в колледже, базирующаяся на социокультурном подходе, которая включает: основную идею, базовые принципы, целевой, содержательный, технологический и диагностический компоненты.
Организационно-педагогические условия реализации разработанной педагогической модели дизайн-образования в колледже, позволяющие создать образовательную среду, реализовать программы междисциплинарных курсов, проектировать инновационное содержание программ вариативной части ФГОС и организовать учебный процесс, направленный на формирование специалиста-дизайнера - творческой личности с основами проектно-художественного мышления и социокультурного профессионально-ценностного мировоззрения.
Организация личностно-ориентированного образовательного процесса с использованием педагогических и авторских технологий (конкурсная технология, портфолио, эссе, сценический перформанс, средовые акции, экспозиционные технологии, педагогические мастерские, технология непрерывного проектирования), направленных на формирование проектно-художественного мышления и развитие социокультурных профессионально-ценностных ориентации студентов средствами дизайн-образования.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования
осуществлялось в образовательном процессе отделения «Дизайн» ГОУ СПО
Строительного колледжа № 30 города Москвы. Основные положения исследования нашли отражение в 15 публикациях автора. Статьи и тезисы были представлены на городских и всероссийских научно-практических конференциях по проблемам дизайн-образования и развития проектных технологий обучения: в МАРХИ, в МВПХУ им. С.Г. Строганова, в НИИРПО г.Москвы, в Колледже ландшафтного дизайна №18 г.Москвы, в Центре современной культуры «МАРС». В рамках конференции, посвященной 70-летию профессионального образования, прошла презентация педагогической модели дизайн-образования на основе авторской школы дизайнерской средовой рефлексии для директоров Московских и федеральных колледжей.
Курсовые и дипломные работы учащихся были представлены на международной выставке в ЦДХ «АРХ-Москва» (2009 г.), в экспозиции «Феномен российского дизайна» (2010 г.), на городских и международных выставках-конкурсах в архитектурно-строительном центре Москомархитектуры (2007-2011гг.), на выставках «90-летие ВХУТЕМАСа» в МАРХИ (2011г.), «Инновационная педагогика авторской школы» в НИИРПО (2011 г.), на выставках в галерее «СК-БАУХАУЗ-30» (2008-2011 гг.).
Пилотный проект «Чистый журнал», содержащий основные положения авторской инновационной дизайн-педагогики, в 2010 году получил Грант г. Москвы в сфере образования.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Психолого-педагогические аспекты формирования творческой личности с проектно-художественным мышлением
Социально-экономические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сферах социальной и культурной жизни общества. Многие исследователи характеризуют современную социокультурную ситуацию как кризисную в нескольких аспектах: технократизм постиндустриального общества и необходимость перехода к гуманитаризации образования; динамизм изменяющейся реальности и не соответствие этим процессам тяжеловесности и репродуктив-ности существующей образовательной системы; кризис культуры - столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Необходимость возвращения нашей жизни культурного достоинства становится актуальнейшей проблемой сегодняшней реальности и, в первую очередь, российского образования.
В современном мире становится все очевиднее, что ценность личности определяется культурой и духовно-творческим потенциалом. Кризисные явления культуры нового века могут быть преодолены, если культура, как способ существования и выражения человека, его самосозидания во взаимодействии с ценностями культуры, станет эпицентром человеческого бытия.
К сожалению, в сегодняшней ситуации технократическое мышление и рыночные отношения подчиняют себе науку, искусство, образование. Суть кризиса современного образования заключается в его дегуманизации, в оторванности от духовно-нравственных смыслов и человеческих ценностей. Е.В. Ткаченко на основе анализа итогов сравнительного всероссийского социологического исследования социального портрета обучающегося системы НПО и СПО выявляет опасные тенденции в развитии современного образования: ? происходит отчуждение обучаемых от художественного чтения и его понимания, что ведет к проблемам передачи культуры. Все меньше читают и сами инженерно-педагогические работники системы НПО и СПО России; средства массовой информации создали целую успешную «гламур-ную» идеологию в качестве образцов для подражания, в то время как образы подлинной интеллигенции мало привлекательны для молодых людей; образование зауживается и сводится к обучению, индивидуальная работа с обучающимися, воспитание и развитие уходит на задний план. В новом проекте интегрированного Закона «Об образовании» недостаточна направленность на воспитание; ориентация образования на подготовку конкурентноспособного специалиста - технократична и может привести к забвению воспитательной составляющей и духовно-нравственной программы ценностей, к «штамповке» собственников и ловких дельцов; в высшем профессиональном образовании сокращается количество гуманитарных факультетов, в то время как гуманитарии - это основа культуры общества и в зарубежных странах их в 5-Ю раз больше, чем в России [190].
В этой связи, М.В. Богуславский отмечает, что главное в реформировании - не разработка пакетов организационно-финансовых и программных материалов, а определение тех образовательных базовых ценностей, вокруг которых смогли бы сплотиться основные субъекты педагогического процесса [17, 95 с]. Именно философского подхода, всестороннего анализа эффективности и последствий недостает России при прогнозировании очередных реформ в образовании. Востребованность философии образования в наши дни следует рассматривать как «ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и интеллектуального обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы. Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с альтернативными формами жизни и культуры, она выходит к обсуждению образов «новой школы» [176,17].
В обсуждении нового Закона РФ «Об образовании» прогрессивные деятели науки и культуры отмечают, что образование не должно рассматриваться в законе как «оказание услуги». «Не надо навязывать эту парадигму. Образование - это, прежде всего, система воспитания, социализации человека, передачи духовных, культурных традиций» [151, с.2]. «Образование - именно та сфера, где в наибольшей мере выращивается будущее» [130, с. 12]. В связи с этим, мы считаем актуальным повышение новаторской творческой роли образования, а его целью - воспитание современного культурного творческого человека, способного создавать новое с опорой на непреходящие ценности мировой культуры.
Специалисты, характеризуя современный период как переходный от индустриального к постиндустриальному («постклассовому») обществу, выявляют особенности образования, такие как: повышение роли уровня культуры в статусных характеристиках индивида, опережающая роль сферы образования, обеспечивающая «гражданское» образование (подготовка граждан в первую очередь «для жизни» и во вторую - для профессий), «креативность», поскольку главным средством развития цивилизации, а, значит, и главной целью образования становятся не ЗУНы как в индустриальном обществе, а творческая личность, творческий менталитет, творческие методы; «всеобщее» с точки зрения доступности, «бессрочное» (осуществляется «в течение всей жизни»), по сути «самообразование» в отличие от обучения» (школярства, начетничества, репродуктивного натаскивания) [211,137].
Автор адаптивной школы Е. А. Ямбург определяет главную задачу образования как «расширение пространства внутренней свободы человека и воспитание культуры самоограничения» [224].
В национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» отмечается, что сегодня «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир» [2,78].
Анализ авторской школы в контексте философии образования
Следовательно, обязанность дизайнерского образования - разработать методы, помогающие избавиться от блокировок, создавая среду для креативного дизайна, которая освобождает дизайнеров и студентов в их работе от многочисленных ограничений и предполагает терпимое отношение к неудачным экспериментам. В преподавании следует акцентировать внимание на исследовании основных принципов проектирования, которые по своей природе не могут иметь непосредственного применения. «Нужно отказаться от пристрастия к готовым ответам и на скорую руку состряпанному китчу, который в значительной мере характеризует дизайнерскую работу большинства школ и бюро.
Школы и университеты сделали самую ужасную ошибку, загнав нас в постоянно сужающиеся области специализации. Современному обществу нужны дизайнеры как универсальные проектировщики, способные всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования. Причина философского и морального банкротства многих школ и университетов дизайна связана с растущей тенденцией готовить студентов к роли узко вертикальных специалистов, тогда как в действительности требуются специалисты широкой горизонтальной специализации, или синтезисты. Однако, дизайнеров такого уровня пока не выпускает ни одна школа. В непредсказуемо меняющемся мире, который (до дрожи) боится перемен и воспитывает молодежь в условиях все более растущей специализации, дизайнер, сторонник интегрированного, всеобъемлющего, прогностического проектирования, берет на себя синтезирующие функции» [144, с. 329].
Дизайн в современной культуре - явление неоднозначное, затруднительно дать ему конкретное компактное определение. Анализ профессиональной литературы выявляет множество подходов к определению понятия «дизайн» [12,35,87].
Традиционно определение дизайна в самом общем виде может быть сформулировано следующим образом. Дизайн (англ. - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по форми 50 рованию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер [46, с. 26]. Дизайн — это искусство придания формы и смысла человеческой деятельности [51, с. 54]. Дизайн - это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка [144, с.36].
Под дизайном понимается творческая деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным, функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя) - официально принятое определение теоретика дизайна Томаса Мальдонадо в 1969 на Конгрессе дизайнеров [102].
Дизайн — это свободное творчество индивида, чуждое индивидуалистического произвола, творчество, посредством которого формируется круг ценностей человека, охватывающих природу и общество, экономику и политику, промышленность и науку. Дизайнер, как и любой художник, выражает истины человеческого существования, придавая формы сущности вещей, явлений, идей [131,с.18].
Вместе с тем, мы рассматриваем понятие дизайн как многогранную социокультурную структуру, включающую в себя и творческую деятельность по формированию гармонической предметно-пространственной среды, и ясное проектное мышление, и инструмент взаимодействия с миром, в нескольких аспектах:
Дизайн (философско-социалъный аспект) - не только проектирование и создание технически совершенных, функциональных, красивых предметов, но и радикальное средство социально-культурной ориентации, инструмент диалога производителя с потребителем, людей между собой, материализованное средство установления связей человеческого сознания с необъятным, непознаваемым миром. Дизайн (культурологический аспект) — то, что мы можем видеть во всякой традиционной народной культуре предметного творчества. Выбранные и отшлифованные временем, лишенные декоративных украшений орудия труда, утварь, мебель дают такие «вечные», абсолютные образы формы, к которым постепенно приближается продукция современного дизайна, до последнего времени пораженная искусственным стремлением к новизне, неповторимости, патентной чистоте.
Дизайн (психолого-педагогический аспект) - это образ мысли сегодняшнего человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, соображать, реагировать, прогнозировать, проектировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности [53, с. 24].
Социокультурный анализ дизайна позволяет рассматривать его, с одной стороны, как социальную практику, объективно возникшую в эпоху индустриализации на границе производства и потребления, а с другой стороны, как целостный культурный феномен.
Расширение горизонтов исследования дизайна связано с разработкой культурологической теории. Среди исследований отечественных авторов, рассматривающих дизайн как феномен культуры, наибольший интерес представляют работы таких теоретиков дизайна, сторонников проектной концепции как: О.И. Генисаретский, К.М. Кантор, В.И. Пузанов, а также работы Л.Н. Безмоз-дина, Ю.Б. Борева, А.В. Иконникова, И.Е. Никитиной.
Именно широкий культурологический контекст позволил исследователям рассмотреть дизайн не только в его специфических аспектах дизайн-проектирования (работы А.А. Грашина, А.И. Рубина и др.), но и в обращении к тому «проекту», каким по отношению ко всякого рода деятельности является культура общества (К. Кантор). Важно отметить, что дизайн осознается как способ преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование представляется способом гармонизации жизни человека в социокультурной среде.
Педагогические и авторские технологии организации учебного процесса
Эти основания дают понимание названия авторской школы дизайнерской средовой рефлексии.
Рефлексия в данном контексте является сущностным понятием, лежащим в основе любой педагогической деятельности, т.е. развитие способности учащегося управлять собственным самопознанием, самоизменением. Дизайнерская средовая рефлексия - это качество, которое формируется в процессе дизайнерского образования и одновременно является инструментом профессиональной деятельности тех, кого мы образовываем.
Дизайнерскую средовую рефлексию, А.П. Ермолаев рассматривает как искусство адекватных реакций на характерные проявления природной и искусственной среды, используемое в дизайнерском проектировании.
Дизайнер, в этой связи, выступает в качестве посредника между жизненными необходимостями и идеями разумной организации среды. Для того чтобы чувствовать эти идеи, дизайнер должен обладать развитой способностью сре-довой рефлексии. Дизайн-образование в значительной степени подчинено развитию этих способностей.
Содержание дизайн-образования в педагогике Ермолаева рассматривается в нескольких срезах: в философском смысле - это «учиться и учить способности создавать ситуации, пространства, предметы, дающие человеку, людям ощущение собственной значимости, неслучайности существования, ощущение причастности к миру, к природе, делающее человека свободнее, чище». Через проектирование среды, дающей ощущение свободы, сам становишься свободнее. в сущностно-глубинном смысле — это учиться чувствовать и выражать Дух Места, Дух Времени, которые базируются на Архетипических ценностях; Учебная проектная работа разворачивается вокруг двух ключевых блоков проблем: Духа Места (контекста ситуации) иДуха Времени (языка 21 века). Блоки соединяют объективное и субъективное, общее и индивидуальное, традиции и современность, известное и открываемое.
Ключевые блоки растут на корнях Архетипических ценностей художественной культуры 20 века, требующих специального изучения, это ценности функционализма, конструктивизма, ценности организации материи искусства, фундаментальные композиционные закономерности организации формы.
В материально-предметном слое — это формирование трех укрупненных образовательных блоков с отдельными сопутствующими дисциплинами, зафиксированных в авторской программе обучения дизайнеров:
І. Блок теоретических и исторических основ профессионального сознания, включающий в себя: историю искусств, историю дизайна, философию и социальную психологию, принципы средового существования, художественное материаловедение.
П. Блок пластической культуры, включающий в себя рисунок, колористику, объемное моделирование и композицию.
III. Блок проектной методологии, включающий в себя дизайн-проектирование, в том числе проектную графику, этику делового общения. Также содержание обучения составляют следующие философские категории: 1. Расщепляющие анализы нелепых реальностей; 2. Размышления об истинных ценностях; 3. Погружение в свойства окружающего мира: - «познаю душу материи», узнаю закономерности сосуществования кусков материи, предметов; - «понимаю сущность», вижу и изображаю сущностные качества, особенности предметов; - «оставляю следы», осваиваю графические материалы в виде линий, пятен, их сочетаний; - «вижу фактуры», изображаю материально-фактурные ипостаси предметов; - «вижу светотень, объем, пространство»; - «вижу и понимаю устройство, структуру предметного мира»; - «развиваю чувство стиля», ставлю предметные постановки в духе того или иного мастера, моделирую их в макете, изображаю графически, использую постановки для решения задач проекта [86].
Таким образом, в авторской школе дизайнерской средовой рефлексии содержание образования формируется не в соответствии с образовательными стандартами, а в нескольких авторских срезах: философском, сущностно-глубинном и материально-предметном, где средовая рефлексия является не только инструментом профессионального взаимодействия с миром, но и источником содержания образования.
Анализ результатов диагностики профессионально-значимых качеств и ценностных ориентации студентов колледжа
Данные программы предусматривают включение студентов в разнообразный характер проектирования с самого начала обучения. Погружение студента сразу в проблематику по трём названным ключевым направлениям дизайн-проектирования представляется нам более естественными и гуманным процессом для развития творческого потенциала и самоопределения студентов, так как, попробовав себя в разных аспектах дизайна, они имеют возможность к дипломному проектированию максимально проявить свои способности и уточнить свои профессиональные приоритеты.
Темы дипломов ориентированы на решение социально-значимых проблем колледжа и группируются по ключевым направлениям дизайн-проектирования, например:
Средовой дизайн: Студенческий клуб; Клуб в столовой колледжа; Возвращение архитектурно-дизайнерского достоинства объекту (здание колледжа по ул. Академика Петровского). Графический дизайн: Графический комплекс для студенческого клуба; Графический и предметный комплекс для выставки «Образование и карьера» в Гостином дворе; Персональный имиджевый комплекс. Арт- дизайн: Уличная рекламная установка отделения «Дизайн»; Имиджевый сувенирный комплекс; Представительский арт-комплект в кабинет директора; Видеофильм «Портрет отделения «Дизайн». Экспозиционный дизайн: Экспозиция колледжа в Гостином дворе; Мобильная экспозиция - визитная карта колледжа; Экспозиция в колледже «10 лет БАУХАУЗ-30». Работа над дипломным проектированием строится в соответствии с авторской проектной методологией по следующим стадиям: 1. Предпроектный анализ, включающий социально-культурную необходимость работы; исторические предтечи; современные аналоги и пластические предпочтения студента. 2. Словесная (вербальная) гипотеза, формула концепции проекта. 153 3. Макетно-графическая эскиз-идея. 4. Эскизный дипломный проект.
Особенности организации дипломного проектирования: в основе лежит личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные способности и возможности студентов; работа в мини-коллективах по одной теме, сочетание индивидуальной работы на стадии поиска проектной идеи и коллективной на стадии завершения проекта; систематическая работа на основе пошаговых последовательных действий; оформление и зашита каждой стадии проекта; коллективные обсуждения, взаимная рефлексия, диалог [79].
Дипломные проекты ежегодно представляются на городских и учебно-методических выставках колледжа и имиджевых изданиях колледжа - календарях.
Разработанные программы по актуальным направлениям дизайн-проектирования, наиболее глубоко прорабатываемые в дипломном проектировании, явились основой для направления специализаций и разработки содержания повышенного уровня подготовки дизайнеров. Опыт показьгоает, что только к концу 3 - началу 4 курса (на базе 9 классов), у студентов начинается процесс осознания профессионального самоопределения и мотивации к развитию, самосовершенствованию.
Повышенный уровень обучения дизайнера мы рассматриваем как: - возможность совершенствовать профессиональные навыки по выбранной специализации; - возможность пролонгирования процесса творческого обучения с целью профессионального самоопределения; - создание ситуации адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Содержание повышенного уровня рассматривается нами как направление специализации по следующим типам дизайн-проектирования: средовой дизайн, имиджевый и арт-дизайн.
В рамках исследования в процессе разработки вариативной части ФГОС СПО третьего поколения по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)» был проведен сравнительный анализ ФГОСа и авторской дизайн-педагогики и выявлены общие подходы и отличия: Общие подходы: 1. Структурирование дисциплин по блокам. 2. Тенденция к объединению дисциплин в междисциплинарные курсы. 3. Формирование не отдельных навыков и умений, а компетенций, т.е. способности комплексно применять их в профессиональной деятельности.