Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов на основе технологии проектного обучения Сушкова, Людмила Николаевна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Страница автора: Сушкова, Людмила Николаевна


Сушкова, Людмила Николаевна. Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов на основе технологии проектного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сушкова Людмила Николаевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Белгород, 2012.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1554

Введение к работе

Актуальность исследования. Активные социально-политические и социокультурные перемены на современном этапе развития РФ во многом определяются стабилизирующей миссией этнокультуры и возрождением этнического самосознания многонациональной России. Именно этнокультура лежит в основе межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам нашей страны право не только на сохранение и развитие своей национальной самобытности, но и органичное вхождение в мировое культурное сообщество. Это было отражено в ряде нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.), «Концепция устойчивого развития» (2001 г.), «Шедевры устного и нематериального наследия человечества» (2001 г.), а также в государственной «Концепции художественного образования в РФ» (от 26.11.01), Федеральной целевой программе «Культура России» (2006-2011 гг., и 2012-2016 гг.), Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000-2025 гг.), «Концепции модернизации российского образования» (2011-2015 гг.), и др. Особую значимость данная проблематика приобрела в условиях кардинальной политической, идеологической и социокультурной трансформации российского многонационального общества и государства, характеризующейся быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм.

Одной из особенностей современного периода этнокультурного развития России стало возрождение региональных культурных традиций. Как показывают исследования, возрастает интерес людей к своему национальному наследию: родному языку, народным обычаям, отечественной истории и искусству (Г.Н. Филонов, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, В.С. Агеев, И.И. Асланов, и др.). И поскольку система образования России характеризуется поликультурностью, остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании свободной, активной, толерантной личности в процессе этнокультурного образования.

Этнокультурное образование погружает учащегося в систему родной культуры, чтобы затем органично влиться в многонациональное российское и мировое культурное пространство. Это, в свою очередь, ставит актуальную педагогическую задачу структурирования процесса этнокультурного образования в учебных заведениях социокультурной сферы, внедрения в него технологии проектного обучения, построенной на принципе междисциплинарной интеграции.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемой этнокультурного образования в целом занимались Я.А. Коменский, Я. Корчак, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Г.С. Сковорода, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель, М.Г. Тайчинов, В.Д. Шадриков, и др.

При этом многие учёные апеллируют в своих работах к понятиям народной педагогики и этнопедагогики, затрагивающих проблематику как родного языка, так и конкретных образов и сюжетов народного творчества в качестве воспитательного и образовательного материала, а именно: В.И. Водовозов, Г.С. Пинчук, Д. Булгаковский, Е. А. Покровский, А. Соболев, Г. Н. Филонов, К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В.Ф. Афанасьев, Я. И. Ханбиков, М.И. Стельмахович, С.А. Узакбаева, Г.С. Виноградов, Ю.В. Бромлей, Н.Г. Волков, Е.Л. Христова, Г.Н. Волков, Г. М. Храпченко, С. К. Калиев, и др.

В последние годы на фоне роста национально-этнического самосознания общества, с гуманизацией образования и воспитания молодёжи учёные – педагоги, психологи, социологи, в своих исследованиях обращаются к потенциалам этнопедагогики, определяют место и роль регионального компонента в изучении этнокультурных и поликультурных аспектов данной проблемы: В.С. Агеев, И.И. Асланов, В.Ф. Афанасьев, Е.П. Белозерцев, Г.Г. Буржунов, Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, З.Т. Гасанов, О.М. Гусейнов, Л.М. Дробижева, Э.Г. Исаева, Е.П. Жирков, К.Ж. Кожахметова, и др.

В исследовании проектных технологий в отечественной и зарубежной педагогике накоплен обширный научный опыт. Существенное количество научных исследований посвящено этнокультурному образованию, а также развитию профессиональной компетентности студентов разных уровней. Опыт данных работ во многом дал возможность определить основные методологические и технологические подходы к решению проблем в рамках настоящего исследования.

К проблеме изучения и внедрения проектных технологий на разных исторических этапах занимались зарубежные (И. Бастион, Б. Бутмар, К. М. Вудворт, Г. Гейслер, X. Гудьенс, А. Дистервег, Д. Дьюи, В. Килпатрик, Э. Коллингс, Ф. Фрей, Г. Краут, М. Кнолль И. Г. Песталоцци, Д. Д. Рулкель, Р. Стимсон, С. Робинсон, Н. К. Уошборн) и отечественные учёные-педагоги и психологи (Е.А. Африна, С.Н. Белоусов, В. В. Гузеев, Н. П. Гузик, Б. В. Игнатьев, Г.М. Коджаспирова, С. А. Красносельский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И.И. Мерзон, А. П. Пинкевич, С. М. Ривес, И. Ф. Свадковский, И. С. Сергеев М.Л. Сердюк, В. Н. Стернберг, В. А. Сухомлинский, А. Г. Калашников, Л. Э. Левин, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, Н.Е. Эрганова, Р.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, И.Э. Унт, И.С. Якиманская, В. Ф. Шаталова, И. П. Волков, Е. С. Полат, Н.Ю. Пахомова, А. Ю. Уваров, Л. Б. Переверзев, И. Д. Чечель, Е.А.Юнина).

Однако, несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных этнокультурному образованию, рассмотрению его сущности и структуры, разработке различных педагогических технологий отсутствуют специальные исследования, направленные на выявление особенностей профессиональной подготовки будущих педагогов для детских музыкальных школ и школ искусств на базе среднего профессионального образования. Кроме того, как показало наше исследование, не определено место этнокультуры в целостном образовательном процессе средних профессиональных учебных заведений, не разработана структура междисциплинарной интеграции этнокультурного образования на основе технологии проектного обучения, призванная значительно улучшить качество подготовки будущих специалистов социокультурной сферы, и, в частности, студентов средних профессиональных учебных заведений. Учитывая специфику и возможности образования на основе технологии проектного обучения, в нашем исследовании мы обосновываем и экспериментально подтверждаем необходимость применения данной технологии в условиях этнокультурного образования студентов музыкальных учреждений СПО, что будет способствовать более эффективной подготовке педагогов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и умениями в этнокультурной сфере.

Анализ теории и практики, а также опыт практической работы в музыкальных средних профессиональных учебных заведениях позволил выявить противоречия между наличием государственного интереса к этнокультурному образованию подрастающего поколения и недостаточностью компетентных педагогических кадров, способных его грамотно удовлетворить; между потребностью общества в компетентных специалистах этнокультурной сферы и недостаточной разработанностью необходимого педагогического и научно-методического обеспечения проектной деятельности студентов.

Указанные противоречия позволили сформулировать основную проблему исследования: уточнить структуру междисциплинарной интеграции в этнокультурном образовании в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях на основе технологии проектного обучения и педагогические условия её реализации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - этнокультурное образование студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений.

Предмет исследования – педагогические условия реализации междисциплинарной интеграции в музыкальном этнокультурном образовании на основе технологии проектного обучения.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:

раскрыть сущность понятий «этнокультурное образование в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях», «междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании»;

определить основные цели и задачи современного этнокультурного образования в условиях профессионально-педагогической подготовки музыкантов в учреждениях СПО;

определить педагогические условия реализации технологии проектного обучения в этнокультурном образовании студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений;

разработать и экспериментально апробировать структуру междисциплинарной интеграции этнокультурного образования в музыкальных средних профессиональных учебных заведениях.

Гипотеза исследования: процесс этнокультурного образования студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений будет эффективен, если:

- он основан на активной и целенаправленной деятельности по этнической самоидентификации личности и профессионально-педагогическому становлению будущего специалиста в области музыкального искусства;

- учебный план построен в рамках структуры междисциплинарной интеграции с опорой на технологию проектного обучения;

- реализована совокупность педагогических условий внедрения технологии проектного обучения, включающих высокий уровень компетентности педагогов музыкальных учебных заведений СПО призванных выступить в качестве руководителя проекта; современное оснащение материальной базы, на основе которой будет подготовлен проект; организацию профессионального педагогического сопровождения самостоятельной проектной деятельности студентов; предпроектную подготовку студентов, включающую освоение базовых теоретических и практических навыков, на основе которых должна осуществляться будущая проектная деятельность; включение студента в самостоятельную практическую деятельность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

идеи о соотношении общечеловеческого и этнического в образовании: Н.А. Бердяев, Б.С. Гершунский С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, Я. А. Коменский, В.В. Розанов, В, Я. Стоюнин, А. Ю. Шадже, А. А. Царевский, К. Д.Ушинский, И.П. Фихте, К. Н. Ярош;

философские и социально-педагогические концепции изучения национального образования (народной педагогики, этнопедагогики): Ю.В. Арутюнян, А. В. Афанасьев, В.Ф. Афанасьев, М.В. Богуславский, Л.Н. Беленчук, А.Ю. Белогуров, Г. С. Виноградов, Г.Н. Волков, Б. С. Гершунский А.Ш. Гашимов, Л. М. Дробижева, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, М. И. Стельмахович, А. А. Сусоколов, В. А. Сухомлинский, С. А. Узакбаева, К. Д. Ушинский, Г.Н. Филонов, Я. И. Ханбиков, и др;

исследование идей этничности и этнической идентичности: Ю.В. Бромлей, К. Гирц, Л. Н. Гумилев, Ж. Девосс, П. И. Кушнер, С. Лурье, А. Г. Морган, В. А. Тишков; С.М. Широкогоров, Т. Шварц, а также категории самосознания: И. С. Кон, И. А. Снежкова, Н. А. Терентьева, и др;

аналитические выводы различных ученых по вопросам целей и задач этнокультурного образования: К. Я. Вазина, М. Г. Тайчинов, В. Д. Шадриков, и др;

теоретические положения современных отечественных учёных педагогов о применении технологии проектного обучения в системе образования: М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, С. А. Красносельский, Н. Ю. Пахомова А.Е. Петров, Е.С. Полат, Л. Б. Переверзев, И. С. Сергеев, И. Д. Чечель, и др.;

общетеоретические, социологические и общепедагогические положения изучения вопроса подготовки компетентных специалистов в сфере культуры: Н. К. Бакланова, С. И. Курганский, Е. И. Смирнова, О.Е. Соколовский, Ю. А. Стрельцов, Н.Р. Туравец, В.Е. Триодин, П. Е. Решетников, Г.М. Цыпин, Е. Л. Яковлева, Н. Н. Ярошенко и др.; профессиональной компетентности: Б.С. Гершунский, Г.А. Козберг; общекультурной компетентности: Г.В. Воронцова, А. Я. Флиер; этнокультурной компетентности: Л.И. Боровиков.

В ходе исследования были применены следующие методы:

- теоретические (анализ теоретических данных из различных областей педагогики, философии и психологии с целью определения стратегии исследования, а также с целью оценки составляющих исследования, а именно, стандартного учебного плана, рабочих программ этнокультурного образования, анкетные опросы, и пр.);

- эмпирические (сбор первичной информации, а также анализ и обработка полученных экспериментальных данных; наблюдение за учебной и научной деятельностью студентов на занятиях в классах дисциплин с доминирующим этнокультурным компонентом; проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в музыкальном колледже им. С. А. Дегтярёва ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», БГОУ СПО «Губкинский государственный музыкальный колледж» в 2003-2011 гг.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003-2005 гг.) – поисково-теоретический: постановка цели и определение задач исследования, анализ и изучение научной литературы по проблеме исследования, формирование рабочей гипотезы, определение объекта, предмета и методов исследования, а также подготовка материалов для констатирующего эксперимента, проведение констатирующего эксперимента с последующим анализом его результатов (2004-2007 гг.).

Второй этап (2004-2009 гг.) - формирующий: проведение формирующего эксперимента (2005-2010 гг.), направленного на: а) экспериментальную проверку педагогических условий, способствующих повышению эффективности этнокультурного образовательного процесса в музыкальных колледжах; б) внедрение в образовательный процесс учреждений СПО технологии проектного обучения, направленной на формирование и развитие этнокультурной компетентности студентов.

Третий этап (2010-2011 гг.) - заключительный: а) осуществление обработки полученной информации, анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; б) формулирование выводов и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

Этнокультурное музыкальное образование в рамках исследования реализовано как активный, целенаправленный процесс формирования и развития музыкальной этнокультурной и профессионально-педагогической компетентности будущего педагога-музыканта.

Создана и экспериментально обоснована типология проектов этнокультурного образования студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений, учитывающая особенности учебного процесса и требования к профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта.

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия внедрения технологии проектного обучения, способствующие повышению эффективности формирования этнокультурной компетентности студентов-музыкантов.

Разработана, внедрена и апробирована, структура междисциплинарной интеграции этнокультурного образования студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений на основе технологии проектного обучения, ставшая в основе построения рабочего учебного плана и доказавшая свою эффективность в рамках экспериментальной работы, включающая цель обучения, его задачи, деятельностную составляющую и охватывающая все предметы этнокультурного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

Дано теоретическое обоснование этнокультурного образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях с точки зрения современных требований к специалистам этнокультурной сферы.

Уточнена сущность и содержание понятия «этнокультурное образование» в музыкальных средних профессиональных учебных заведениях.

Теоретически обоснован понятийный аппарат и стратегия этнокультурной, профессионально направленной подготовки будущих педагогов в области музыкального искусства.

Выявлены основные критерии и показатели результативности этнокультурного образовательного процесса в музыкальных средних профессиональных учебных заведениях: когнитивный (признание значимости ценностей собственного и других народов, наличие высокого уровня нравственного и общекультурного развития личности, признание приоритета общечеловеческих и духовных ценностей, знание этико-этнических поведенческих и философских норм, прав и обязанностей по отношению к социуму); мотивационный (наличие общей направленности на формирование у студентов профессиональных качеств, необходимых для осуществления проектной и педагогической деятельности, воспитание направленности на самостоятельную профессиональную деятельность, наличие у будущего педагога общечеловеческих и духовных качеств личности); поведенческий (владение широким арсеналом навыков и умений, повышение уровня сформированности у учащихся этнокультурных и общечеловеческих ценностей, готовность к профессионально-педагогической деятельности).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем: а) апробирована и внедрена типология проектов междисциплинарной интеграции в этнокультурном образовании студентов музыкальных колледжей им. С. А. Дегтярева Белгородского государственного института искусств и культуры и Губкинского государственного музыкального колледжа; б) внедрены в образовательную практику учебно-методические комплексы по всем учебным курсам этнокультурного образовательного цикла на основе проектной деятельности.

Разработанная структура междисциплинарной интеграции на основе технологии проектного обучения этнокультурного образования студентов средних профессиональных учебных заведений является практически значимой на современном этапе модернизации Российского музыкально-педагогического образования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы преподавателями предметов этнокультурного цикла для создания учебных программ, пособий, учебников, учебных курсов, а также структурирования этнокультурного музыкального образования на уровне среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей этнокультурного образования.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается сочетанием количественного и качественного анализа, данными проведенного соискателем педагогического эксперимента, в котором было задействовано 82 студента, что в рамках специфики образовательного процесса, особенностью которого является доминирующее индивидуальное и малогрупповое обучение составило 7 выпусков молодых специалистов, и 22 педагога музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва БГИИК и Губкинского государственного музыкального колледжа. 43 выпускника, прошедшие опытно-экспериментальное обучение, оставались в центре нашего внимания, ежегодно (2008-2011) осуществлялось анкетирование и мониторинг их профессиональной деятельности по формированию у учащихся музыкальных школ интереса к этнокультурному музыкальному образованию.

Обоснованность результатов исследования определяется следующим: материалы исследования используются при разработке учебно-методических комплексов дисциплин музыкальных колледжей в городах Белгород и Губкин (Белгородская область); основные аспекты исследования докладывались на научно-практических конференциях разного уровня.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Успешность будущей профессионально-педагогической деятельности студентов музыкальных средних профессиональных учебных заведений определяется степенью сформированности их этнокультурной компетентности, которая рассматривается как основной компонент профессионально-педагогической подготовки студентов к эффективному решению педагогических задач в области национального музыкального искусства. Этнокультурное музыкальное образование при этом определяется как образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности, путём приобщения к национальной музыкальной культуре с одновременным освоением общенациональных и общечеловеческих ценностей.

  2. Наиболее эффективной в этнокультурном музыкальном образовании является междисциплинарная интеграция на основе технологии проектного обучения, которая представляет собой совокупность дидактических, психологических, методических и педагогических приёмов взаимодействия педагогов и студентов с учётом их способностей при осуществлении проектной деятельности в учебном процессе. Кроме того, междисциплинарная интеграция а) выступает как системообразующий фактор процесса профессионально-педагогической подготовки будущего педагога дополнительного детского музыкального этнокультурного образования; б) способствует развитию профессионально-педагогической и этнокультурной компетентности студентов, обучающихся в учебных заведениях СПО. В процессе работы в рамках структуры междисциплинарной интеграции на основе технологии проектного обучения у студентов формируются и развиваются профессионально-педагогические навыки и умения, определяющие способность студентов к решению этнокультурных педагогических задач в сфере музыкального образования.

  3. В этнокультурном музыкальном образовании в учебных заведения СПО междисциплинарная интеграция на основе технологии проектного обучения выполняет ряд функций: а) развивающую, способствующую формированию личностных и профессиональных качеств будущего педагога детского дополнительного этнокультурного музыкального образования; б) обучающую, связанную с проверкой практической деятельности собственных знаний и навыков, полученных в процессе теоретической подготовки и развитием педагогического мышления и творческих способностей студентов; в) адаптационную, позволяющую студенту непрерывно развивать и усложнять собственные профессиональные навыки и умения, что, в свою очередь, способствует формированию профессионально-педагогической и этнокультурной компетентности; г) воспитательную, которая заключается в том, что педагогическая деятельность в рамках этнокультурного музыкального образования продуцирует развитие у студентов высоких этических и моральных качеств личности.

  4. Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов учебных заведений СПО на основе технологии проектного обучения в музыкальных средних профессиональных учебных заведениях позволяет решить следующие задачи: а) обеспечение самореализации студентов в профессионально-педагогической деятельности в рамках этнокультурного образовательного процесса; б) привлечение научно-творческой составляющей в процесс подготовки будущих педагогов-музыкантов; в) закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в собственной практической поисково-научной и профессионально-педагогической деятельности.

  5. Результативность внедрения в этнокультурное музыкальное образование междисциплинарной интеграции на основе технологии проектного обучения зависит от реализации совокупности педагогических условий: а) современное оснащение материальной базы, на основе которой будет осуществлён проект; б) формирование высокого уровня компетентности педагогов музыкальных колледжей, призванных выступить в качестве руководителя проекта; в) организация профессионального педагогического сопровождения самостоятельной проектной деятельности студентов; г) предпроектная подготовка студентов, включающая освоение базовых теоретических и практических навыков, на основе которых должна осуществляться будущая проектная деятельность; д) включение студента в самостоятельную практическую деятельность.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством практической деятельности соискателя в рамках экспериментальной работы с педагогами и студентами музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва Белгородского государственного института искусств и культуры (МК БГИИК, г. Белгород) и Губкинского государственного музыкального колледжа (ГГМК, г. Губкин, Белгородской области), а также выступлений в рамках Международных и Всероссийских научно-практических конференций «Духовность и искусство в системе образования» (Белгород, 2004), «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2006), «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006), «Современный направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2009), «Традицiйна культура в умовах глобалiзацii: сучаснi соцiокультурнi практики» (Харьков, 2010).

Логика исследования определила его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Междисциплинарная интеграция в этнокультурном музыкальном образовании студентов на основе технологии проектного обучения